Рассказ о приметах осени 3 класс: Рассказ «Приметы осени» — Рассказы детей от 8 до 10 лет — Рассказы об осени — Полезная информация — Международное сообщество педагогов «Я – Сочинение на тему: «Приметы осени»

Рассказ «Приметы осени» — Рассказы детей от 8 до 10 лет — Рассказы об осени — Полезная информация — Международное сообщество педагогов «Я


Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
[email protected]
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.03.2020
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.



Опубликовать разработку

…………………………………………

Получить свидетельство
…………………………………………
Создать портфолио

…………………………………………

Создать блог
…………………………………………

Партнеры сообщества:
———————————
Конкурсы Рунета
………………………………………….
Детский портал «ПочемуЧка»
………………………………………….
Конкурсы «Любознайка»
………………………………………….
Мастерилкино
………………………………………….
ПедБлог

Сочинение на тему: «Приметы осени»

Каждое время года имеет свои приметы. Особенно много примет у осени. Мы узнаем ее приход по разноцветной листве, которую обретают деревья. Клены становятся пестрыми, так как можно увидеть: желтые, зеленые и красные листочки. Липы и березки привлекают всех желтой листвой, напоминающей золотые монетки. А величественные дубы шелестят листьями коричневого цвета. Но встречаются отдельные деревья, которых осень пока не затронула. Они до сих пор имеют зеленый наряд.

Теплые солнечные деньки и летящая паутина сообщают нам о приходе всеми любимом периоде осени — бабьем лете. В это время люди стараются подольше находится на улице, сходить в парк, устроить пикник или просто прогуляться по улочкам города, наслаждаясь отголосками лета в осенней обвертке.

Но пройдёт совсем немного времени, как все листья опадут пышным ковром на землю. Все мы любим ходить по этому мягкому и разноцветному ковру, немного шелестя листвой.

Грустной приметой осени является подготовка перелетных птиц к полету в теплые края. Они собираются стаями, громко кричат. А потом улетают на юг, и лес находится в тихом и безмолвном молчании. Удивительно, как они не сбиваются с курса и летят в правильном направлении, преодолевая тысячи километров.

Осень славится своими дарами. Созревают хлеба, много разных фруктов и овощей. Кругом встречаются грузовые машины, нагруженные картофелем, капустой и морковью. Они везут свежие овощи в магазины. Осенью приятно есть сочные и хрустящие яблоки, только что сорванные с деревьев.

На клумбах зацветают осенние цветы: астры, гладиолусы, георгины, хризантемы. Главной приметой осени считаются – частые дожди. Они могут идти долго и без остановки, образуя огромные лужи. В лесу появляются различные грибы, за счет осенней сырости, такие как рыжики, волнушки, опята. Мы ездим за ними в лес и нередко возвращаемся с полными корзинками.

А еще дни становятся короткими, а ночи удлиняются. Даже в солнечные дни чувствуется осенняя прохлада, солнце не греет, как летом. Осенью почти всегда сырые и холодные ночи. Хоть и осень наступает незаметно вслед за летом, но осенние приметы всегда нам напоминают о ней. Нужно уметь присматриваться к природным явлениям и стараться замечать малейшие изменения в окружающем мире.

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

Понравилась статья? Оставь комментарий и поделись с друзьями

Народные приметы осени. Осенние приметы для детей и школьников

Осень – золотая и сказочная пора года. Все деревья покрываются красками разных цветов и оттенков: от желтого до бурого. В это время обычно наступает сезон дождей, в воздухе начинает ощущаться прохлада. Дни становятся короче, ночи – длиннее. Осенью улетают в теплые края птицы. Это время сбора урожая и подготовки к зиме. Недаром говорят: «Весна красна цветами, а осень снопами». Людьми было записано множество народных примет осени, которые помогают узнать, какими будут зима и весна, какой ждать погоды, будет ли урожайным следующий год.

Приметы о погоде осенью

  • Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.
  • Осенний иней – к сухой, солнечной погоде.
  • Рано осенью много снега – ждите раннюю весну.
  • Облака редкие — будет ясно и холодно. 
  • Звезды яркие – к хорошей погодке, тусклые – к дождю.
  • Если осенью падает много звёзд, на следующий год будет неурожай.

Осенние приметы о природе

  • Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
  • Паутина стелется по растениям — ждите суровой зимы.
  • Появились комары поздней осенью — к мягкой зиме.
  • Домашняя птица прячет голову под крыло — к холоду.
  • Осенью птицы летят низко — к холодной, высоко — к теплой зиме.
  • Гуси полетели – скоро выпадет снег.
  • Урожай на орехи, а грибов нет, зима будет снежная и суровая.
  • Когда в лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая. 
  • Рябина, калина, черная бузина созрели рано — ждите жестокой и снежной зимы.
  • Лещина родила обильно — зима будет богата на снега и морозы.
  • Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу – поздняя.
  • Много шишек на соснах и елях — к холодной зиме.
  • Обильные шишки внизу на ели — морозы будут ранние, вверху — зима будет короткая.
  • Калина созрела, а листья на ней зеленые — осень будет теплая.

План-конспект по окружающему миру: Урок-экскурсия в 3 классе по теме «Приметы осени»

Урок-экскурсия для учащихся 3 класса «ПРИМЕТЫ  ОСЕНИ» (экскурсия в природу)

Место проведения: парковая зона возле школы.

Цели:  познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;

Формировать понятия об экологических пищевых цепях, положенных в основу жизни животного мира;

Развивать умение вести наблюдение за растениями и животными в осенний период;

Воспитывать любовь к природе родного края.

Планируемые результаты экскурсии:

Личностные:

•        самоопределение – осознают ценностное отношение к природному миру;

•        смыслообразование – осуществляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве  разнообразии природы;

•        интерес к исследовательской работе.

Метапредметные:

          а) Регулятивные:

•        контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом,

•        понимать выделенные учителем ориентиры действия во время учебной экскурсии.

б) Познавательные:

•        находить необходимую информацию в окружающем мире для решения учебной задачи; логические — анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом,

•        осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

•        анализ и синтез, выведение следствий;

   в) Коммуникативные:

•        умение организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками;

•        умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

•        управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

•        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Предметные:        

•        рассказывать об изменениях, происходящих в природе осенью;

•        характеризовать осенний месяц;

•        знакомиться с осенними изменениями в растительном и животном мире,

•        обобщить и привести в систему знания детей об осенних изменениях в природе,

•        формировать инструментальные навыки и умения исследовательского поведения: видеть проблему, строить предположения, давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, наблюдать, доказывать и защищать свои идеи,

•        расширить кругозор детей,

•        вырабатывать правила поведения в окружающем мире.

Оборудование: инструкционные карточки, папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов.

     

                                               ХОД ЭКСКУРСИИ

  1. Подготовительный этап

Организационный момент.

Учитель.

Здравствуй, лес!

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес,

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою.

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таиться.

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи;

Ребята, послушайте, какие времена

Года описаны в этих отрывках?

«Солнце светит, но уже не так греет».

«Вечера все холоднее».

«Желтеют листья, сохнут травы».

«Улетают птицы».

Учитель. Какое время года описано?

Дети. Осень.

Учитель. Почему грустное это время года?

Дети. Прошло лето становится холоднее, ты уже не можешь так беспечно гулять целыми днями, любоваться красотой цветов и зеленью листвы. Начало осени – тоже красиво, деревья в разноцветных уборах, но скоро полетит листва, и будет серо и холодно, пасмурно.

Учитель. А чем прекрасно это время года?

Дети. Мы можем собирать созревшие плоды. Сейчас в лесу еще красиво, разноцветный ковер под ногами. Пока еще солнечная погода.

Учитель. Ни один человек, обладающий душой и способный чувствовать, не сможет не заметить те чудеса, которые происходят в природе с наступлением осени.

И так для чего мы идем на экскурсию?

Дети. Наблюдать за признаками осени.

Учитель знакомит учащихся с маршрутом экскурсии, правилами поведения.

II. Непосредственное проведение экскурсии

1. Беседа

Учитель. Какая погода сегодня? Посмотрите вокруг и вспомните первые признаки осени.

Дети. Пожелтение листьев, похолодание.

Учитель. Сравните летнее и осеннее время.

Дети. Летом теплее, осенью холодно, начались дожди.

Учитель. Обратите внимание на красоту осенних деревьев. Как изменилась окраска листьев?

Дети. Листья пожелтели, покраснели, но остались зеленые.

Учитель. Объясните причину пожелтения и опадания листьев у деревьев и кустарников.

Дети. Солнце дает меньше тепла и света, дни короче, поэтому растения не успевают поглощать большое количество питательных веществ.

Учитель. Замедляется процесс роста и фотосинтеза, листья желтеют и опадают. Деревья сбрасывают их, т.е. происходит защитная реакция у деревьев и кустарников на заморозки и на холод. Посмотрите на березу и ель. Какие отличия вы можете отметить.

Дети. Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья; Ель – хвойное, вечно зеленое дерево.

Ель

Ель является жемчужиной русского леса. У людей ель пользуется особенной любовью. Недаром в новогодние зимние дни устраивают для детей праздничные елки, украшают их красивыми игрушками и подарками. Но особенно ель в лесу, на свободе зимой, когда тяжелые шапки белого, чистого снега висят на ее раскидистых ветвях – лапах. Высокие вершины украшены гирляндами шишек, которые расклеивают шустрые клесты, кормясь еловыми семенами. Ель – теневыносливое дерево. Древесина у ели великолепная, с шелковистым отливом, белая чуть с желтизной. Еловую древесину любят создатели музыкальных инструментов. Из еловой древесины делают мебель и бумагу.

Береза

В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы. Вырастает береза из маленького семечка, напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого цвета с поперечными темными полосками. Листья мелкие светло – зеленые сердечком. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья. Зацвела береза – началась настоящая весна.

Учитель. Покажите и назовите хвойные, а потом лиственные деревья. (Дети показывают)

А как изменились травяные растения?

Дети. Тоже пожелтели, засыхают.

Учитель. Цветут ли сейчас какие-нибудь растения?

Дети. Да.

Учитель. Так ли их много, как летом?

Дети. Цветущих растений очень мало.

Учитель. А что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом?

Дети. Они улетают, потому что становиться холодно и очень мало корма.

Учитель. Обратите внимание, что перед отлетом очень многие птицы собираются в стаи. Понаблюдайте за насекомыми. Где их больше, на пригретых местах или в тени?

Дети. Насекомых стало меньше. Они в основном на пригретых местах, так как им нужно тепло.

Учитель. Насекомые прячутся на зимнюю спячку. Мы с вами обсудили состояние живой природы, а что можно сказать о не живой природе?

Дети. Меньше стало солнечного тепло, похолодало. Поэтому произошли изменения и в живой природе.

2. Работа в группах, фиксация результаты работы в инструкционных карточках

Учитель. Разбейтесь на группы. Каждая группа получит свое задание.

Задание № 1

Как повлияла температура воздуха на жизнь растений? Соберите опавшие листья, рассмотрите их внешний вид, определите, с каких деревьев они опали?

Задание № 2

Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему? Как светит солнце по сравнению с летом. Почему? Посмотрите на кустарники, какие на них листья по окраске, на каких есть плоды? Соберите плоды и листья различной окраски.

Задание № 3

Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Понаблюдайте, как дует ветер в этот день (холодный, теплый, слабый, сильный). Каких мы птиц встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?

Задание № 4

Что стало с приходом осени? Почему? Рассмотрите внимательно внешний вид насекомых. Как изменилось их поведение с приходом осени. Много их или мало.

Задание № 5

Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних? Понаблюдайте. какие растения остались зеленые? Какие работы люди выполняют осенью.

Задание № 6

По каким признакам различают деревья, кустарники, травы? Какие грибы вы собирали сами? Под какими деревьями их находили. Назовите известные вам съедобные и не съедобные грибы.

Практическое задание

Учитель. Давайте соберем красивые листочки, семена, шишки и другой природный материал, чтобы сделать из него поделки.

3. Итог

Учитель. Что мы узнали на экскурсии. За чем наблюдали? Какие моменты запомнились больше всего?

III. Послеэкскурсионная работа 

Творческий отчет детей по результатам исследований на экскурсии:

— ответы на вопросы в классе по группам.

— творческая выставка «Дары осени».

  1. Описание специфики  методики работы в процессе реализации этапа непосредственного проведения экскурсии.

Доминирующими методами являются исследовательские, практические, так как дети самостоятельно наблюдают и выявляют признаки весны, фиксируют результаты работы в инструкционных карточках. Групповая работа проводится на этапе непосредственного проведения экскурсии. Организуется исследовательская работа в звеньях. На первом этапе каждое звено получает практическое задание, обсуждает план его выполнения, а на завершающем этапе группы делают творческий отчет.

  1. Соблюдение техники безопасности в процессе экскурсии.

Во время экскурсии учащийся обязан:

•        соблюдать программу, маршрут, график проведения и установленный порядок проведения экскурсии;

•        соблюдать правила личной гигиены;

•        соблюдать установленную руководителем группы форму одежды;

•        соблюдать правила безопасности в конкретных природных и погодных условиях;

•        соблюдать правила дорожного движения и пользования транспортом;

•        соблюдать местные традиции и обычаи;

•        бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.

Учащимся запрещается:

•        покидать место расположения группы;

•        трогать руками колючие, режущие и незнакомые растения;

•        пробовать на вкус незнакомые растения, грибы, ягоды, рыбу и другие «дары природы»;

•        трогать ядовитых, жалящих и незнакомых насекомых рыб и животных;

•        пить воду из водоемов без соответствующей обработки;

•        без разрешения сопровождающих удалятся от группы на расстояние, превышающее пределы прямой видимости;

•        без разрешения сопровождающих трогать руками и приближаться к каким-либо птицам и животным;

•        выполнять любые действия без разрешения сопровождающего работника.

3.        Предоставление фотоматериалов экскурсионной деятельности.

Сказка про приметы осени — Сказки. Рассказы. Стихи

Сказка про приметы осени

 
Маленький зайчишка Пушистик сидел под ракитовым кустом, боязливо озираясь вокруг.
— Пушистик, что это с тобой? – спросила синичка Анютка, сидящая на ветке рябины.
— А ты разве не видишь? Что-то в лесу странное происходит, — ответил маленький трусишка. – Думаю, что это какой-то злой волшебник хочет наш чудесный лес заколдовать.
 
— И что же такого происходит? Я, вроде, ничего странного не замечаю, — чирикнула синичка.
— Не замечаешь?! Не замечаешь, что солнышко стало позже по утрам всходить, что стало прохладнее, что ветер холодный дует, дожди стали чаще?! Не замечаешь, что листья на некоторых деревьях стали жёлтыми, на других оранжевыми, на третьих коричневыми? А с некоторых деревьев они и вовсе упали! Вон, видишь, птицы куда-то улетают? Наверно, прознали про злого волшебника и решили улететь из нашего леса подальше. Да и животные, тоже видимо что-то знают. Видишь, белочки кладовые заполняют ягодами, грибами, орехами, а ёжики норки себе роют и сухими листьями их заполняют? Всё это неспроста! Наверно, хотят они в своих домиках от злодея спрятаться и не выходить.
 
— Глупыш ты! – рассмеялась синичка Анютка. – Нет в лесу никакого злого волшебника! Просто осень пришла!
— Осень, а что это такое? – спросил Пушистик свою подружку.
— Осень – пора, когда всё в природе, и деревья, и животные, готовятся к отдыху. Деревья сбрасывают листву, чтобы отдохнуть зимой, а весной с новой силой пуститься в рост. Некоторые животные, такие как ежи и медведи готовятся впасть в спячку. Они будут спать всю зиму, до весны. Белочки, мышки и хомячки делают себе запасы на зиму, так как зимой ничего в лесу не растёт, трудно будет им найти себе пропитание.
— А птицы?
— А птицы улетаю в тёплые края. Холодно им зимой в наших лесах. Они там перезимуют, а потом вернуться сюда, выводить птенцов.
— Грустно это, осень: листья опадают, птицы улетают, животные спать ложатся…, — расстроился зайчонок.
— А ты не грусти и посмотри вокруг! Сколько подарков нам осень преподнесла: орехи, грибы, яблоки! Посмотри, какая облепиха на кустах, какой шиповник! Какой вкусный мёд у пчёл осенью! Скоро рябина поспеет! Наслаждайся! Кушай вдоволь перед зимой, играй на полянке под лучами осеннего солнышка и любуйся на красоту! Разве не стал наш лес красивым в этом жёлто-зелёно-оранжево-коричневом наряде?
 
Огляделся зайчонок и понял, что лес, и правда, стал красив, как никогда. Сорвал он с куста гроздь облепихи и побежал играть на полянку с другими зайчатами. Ведь денек-то, какой хороший выдался: солнышко нежно греет, не обжигает, столько запахов в лесу, столько красок! Хорошее время года — осень!
 

Читать другие сказки про осень  

Народные приметы осени для детей 2- 3 класса

Народные приметы осени для детей 2 — 3 класса

Жизнь наших предков в давние времена была тесно связана с природой. Передавая свои наблюдения из поколения в поколение они собрали огромное количество народных примет. Длинная, суровая зима — испытание для людей и природы. Поэтому так часто  русские народные  приметы осени связаны с предсказанием о том какая будет зима, когда она придет, какая будет погода — теплая или холодная, снежная или без снега.

Основой народных предсказаний являются — поведение птиц и животных; листопад; урожай рябины, шишек, орехов и желудей; дождь и солнце в определенные периоды. Многие народные осенние приметы переросли в поговорки, порой их трудно отличить.

Эта страница создана в помощь детям школьника 2 -3 класса, которые на уроках окружающего мира активно изучают данную тему, создавая проекты про времена года.

Русские народные приметы об осени для школьников

Теплая осень — к долгой зиме. 

Гром в сентябре — к теплой осени.

Большой урожай рябины — к большим морозам. 

Гуси полетели – скоро выпадет снег.

Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.

Бабье лето ненастно — осень сухая, бабье лето сухое — осень мокрая.

Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают», будет стоять хорошая осень. 

Много желудей на дубе — к лютой зиме.

Если птицы перелётные высоко летят по осени , так и снегу много будет, а низко — мало снегу будет.

Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная и суровая. 

Белки делают большой запас орехов — жди холодной зимы. 

Октябрьский гром — к белоснежной зиме.

Большие муравьиные кучи — к суровой зиме.

В лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая.

Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко — так малы снега будут. 

Длинная паутина летит — к не скорому снегу.

Много шишек на соснах и елях — к холодной зиме.

Дождливые дни в сентябре – весь январь в серебре.

Домашняя птица прячет голову под крыло — к холоду.

Если в зайцах много жиру, то зима будет суровая. 

Если кроты к осени натаскивают в свои норы много жнивья или соломы — зима предстоит холодная».

Если лист с дерева не чисто падает (то есть частично остается на ветках) — будет холодная зима и знойное лето.

Если лист с дерева ничком ложится, когда опадает, — к урожаю на будущий год.

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы. 

Если луга опутаны тенетником, гуси гуляют стадами, скворцы долго не отлетают, а зайцы долго не белеют, то осень будет протяжная и ветреная. (Тенетник — это осенняя паутина, летающая по воздуху)

Если на деревьях лист желтеет снизу, то ранний сев озимых хорош, если с верхних сучьев — хорош поздний сев озимых.

Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя. 

Если осенью падает много звёзд, на следующий год будет неурожай.

Если первый снег нападает так, что свесится с крыш, то он стает.

Если рано опали листочки – рано начнутся зимние денёчки.

Если с дерева лист не чисто спадает — будет холодная зима. 

Если снег выпадает осенью, когда деревья еще не сбросили листву, он скоро растает.

Как рябины много — так дождливая осень, мало рябины — значит, осень сухая будет.

Калина созрела, а листья на ней зеленые — осень будет теплая.

Когда в лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая. 

Кошка мордочку прячет — на холод.

Кроты и мыши делают большие запасы — к суровой и снежной зиме. 

Куры начинают линять рано осенью — к теплой зиме. 

Лещина родила обильно — зима будет богата на снега и морозы.

Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо — морозы наступят не скоро.

Много запасов у белки в дупле – к лютой зиме.

Много орехов, а грибов нет — зима будет снежная и суровая.

Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме. 

Много снега с осени — весной будет дождливо.

Много шишек на сосне – зима холодная втройне.

Много ягод рябины — к дождливой осени и холодной зиме.

Неурожай на шишки ели, сосны, кедра — к мягкой зиме.

Обильные шишки внизу на ели — морозы будут ранние, вверху — зима будет короткая.

Орехов много, грибов мало — зима будет снежная и суровая. 

Осенний иней – к сухой, солнечной погоде.

Осенью птицы летят низко — к холодной зиме, высоко — к теплой.

Осенью расцвели шиповник, одуванчик, горох на грядке — к долгой теплой осени.

Осенью серенько, так жди красного денька. 

Осенью шерсть у зайцев побелеет — скоро настанет зима.

Паутина стелется по растениям — ждите суровой зимы.

Поздний грибок — поздний снежок.

Поздний отлет птиц на зимовку предвещает позднюю осень и мягкую зиму.

Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит.

Появились комары поздней осенью — к мягкой зиме.

Птицы низко летят – дожди к нам хотят.

Пчелы к осени леток улья залепляют воском, оставляя чуть видное отверстие, — зима будет холодная; оставляют леток открытым — теплая. 

Раннее опадание листвы — к ранней зиме.

Ранний первый снег — к ранней весне.

Рано осенью много снега – ждите раннюю весну.

Рябина, калина, черная бузина созрели рано — ждите жестокой и снежной зимы.

Строгой зиме быть, если птица дружно в отлет пошла.

Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.

Урожай на орехи, а грибов нет, зима будет снежная и суровая.

Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.

Чем суше и теплее в сентябре, тем позднее зима наступит.

Осенние  приметы — какая будет зима?

Богатый урожай рябины предвещает суровую зиму.

Большое количество желудей на дубах — быть зиме холодной.

В октябре дуб и береза опадают в разное время — жди холодной зимы.

Выпадение снега до опадания всех листьев предвещает лютую зиму.

Если с деревьев лист не чисто опадает — будет холодная зима.

Кожица на луковках тонкая — зима будет мягкая, кожица толстая и грубая — зима суровая. 

Комары поздней осенью — к тёплой зиме.

Листья осенью долгое время не опадают с деревьев —  холодная зима

На луке много шелухи и она толстая — к холодной зиме.

Осиновые листья ложатся лицом вверх — к студеной зиме, навыворот — зима будет мягкая, а если на обе стороны — и зима средняя будет.

 Смотрите также:

народные приметы осени

Проект «Осень золотая» 3 класс

hello_html_65833bad.gifhttp://ds2483.msk.ru/pic/2011-2012/project/sep01.gif

«Осень – золотая пора»

МБОУ ООШ №6 3 класс

учитель Мыльникова Н.В.

http://ds2483.msk.ru/pic/2011-2012/project/sep01.gif

http://ds2483.msk.ru/pic/2011-2012/project/sep01.gif

Вид проекта: информационно-творческий, коллективно-групповой.

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Участники проекта: учащиеся 3 класса, учитель.

Социальные партнеры: родители, учитель музыки.

Актуальность темы: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья, пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом». (В.А.Сухомлинский)

Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след потому, что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать детей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра и красоты, истины. Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере (как и в любой другой) ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.

Цель: учить составлять связный рассказ; развитие зрительного восприятия, внимания, наблюдательности, речевых компонентов и мыслительных операций, пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам из цикла «Стихи об осени», «Пословицы, поговорки», «Народные приметы», « Деревья», «Грибы».

Задачи:

  1. Расширить представления о многообразии и красоте природы в периоды осени.

  2. Формировать навыки художественного исполнения различных образов в рассказывании, пении, инсценировках и играх.

  3. Развивать художественный вкус (знакомство с видами живописи: пейзаж, натюрморт), художественное творчество с помощью различных видов деятельности (изобразительная область: рисование, лепка, аппликация; продуктивная деятельность: конструирование, ручной труд).

Предполагаемый результат:

  1. Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах.

  2. Пополнится словарный запас по данной лексической теме.

  3. Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей.

Работа учителя при подготовке к проекту:

  1. Обсуждение плана работы по данной теме с учащимися.

  2. Подбор методической и художественной литературы, подбор репродукций по данной теме.

Роль родителей в реализации проекта:

  1. Подбор необходимой художественной литературы для совместного с детьми чтения (стихи русский поэтов об осени).

  2. Участие в конкурсе «Осенний гербарий».

  3. Подбор дополнительного материала для составления детьми рассказов на тему: «Красавица Осень», описательных рассказов об осенних деревьях.

  4. Изготовление реквизитов для инсценировки сказки.

  5. Участие в фотовыставке «Красота осени».

  6. Участие в выставке на тему: «Осенняя композиция».

Проблемные вопросы

  • Какими средствами и приемами пользовались поэты, художники и композиторы, создавая образ осени?

  • Почему осенние месяцы носят такие названия, какие знаете пословицы, загадки, стихи?

  • Каковы правила обращения с природой?

  • Что интересного таит в себе осень?

Тема проекта

Разностороннее наблюдение времени года ОСЕНЬ.

Творческое название проекта

Осень – золотая пора.

Этапы работы над проектом.

Подготовительный этап:

  1. Подбор материала по лексическим темам «Осень», «Деревья», «Грибы».

  2. Рассматривание репродукций, фотографий, иллюстраций по осенней тематике.

  3. Знакомство с литературными произведениями «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»

  4. Чтение и разбор стихотворений об осени русских классиков и современных поэтов.

  5. Знакомить детей с народными пословицами, поговорками, научить их отгадывать загадки об осени.

  6. Внесение в группу дидактических игр об осени. Цель: учить составлять связный рассказ; развитие зрительного восприятия, внимания, наблюдательности, речевых компонентов и мыслительных операций.

  7. Наблюдение за живой и неживой природой во время утренней, дневной и вечерней прогулки. Наблюдения за облаками, осенней погодой, ветром.

Основной этап работы:

  1. Серия занятий ознакомительного характера по данной тематике.

  2. Подбор информации об осени.

  3. Серия занятий по знакомству детей с видами живописи – пейзаж, натюрморт.

  4. Составление рассказов из собственного опыта по данной теме.

  5. Подготовка к инсценировке сказки.

Заключительный этап:

  1. Проведение праздника «Осень – золотая»

  2. Оформление осенних выставок.

  3. Оформление творческо-информационного проекта.

Творческие группы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Результаты проекта

  • Разносторонне изучена тема «Осень», разработан материал для дальнейшего изучения этой темы.

  • Формируется интерес к предметам, прослеживается межпредметная связь.

  • Практическая деятельность: сбор и засушивание листьев и цветов, изготовлены аппликации из листьев и цветов, слеплены овощи из пластилина, нарисованы рисунки, уборка школьной территории от листьев, фотографии, стенгазеты.

  • Выработка правил обращения с природой .

  • Подготовлен и проведен праздник «Осень – золотая пора!».

Праздник.

Тема: Осень – золотая пора

Цели: обобщить знания учащихся об осенних изменениях в природе; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: рисунки на тему «Золотая осень»; поделки учеников из природного материала; листья с загадками; костюмы учащихся; рисунки

Эпиграф на доске: Любить природу –

значит любить свою Родину.

М. Пришвин

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

Учитель. Отгадайте загадку:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?

(Осенью.)

– Ребята, сегодня мы подведем итоги наших наблюдений за признаками осени, изменениями в жизни растений и животных осенью.

III. Приметы осени.

– О каких признаках осени говорится в стихотворении?

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

Осеннее

Осень, роща золотая!

Золотая, синяя,

а над рощей пролетает

стая журавлиная.

Высоко под облаками

гуси откликаются,

с дальним озером,

с полями до весны прощаются.

И в лесу не слышно смеха,

песенка оборвана.

Замолчало наше эхо –

звонкое, задорное!

Все дорожки заметает,

тропки над полянами

осень – роща золотая

с листьями багряными!

А. Пришелец

Учащиеся. Отлет птиц, листопад, листья желтеют.

– Ребята, вспомните народные приметы осени.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.

Паутина стелется по растениям – к теплу.

Журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают» – к хорошей осени.

Листопад проходит скоро – зима будет холодная.

Много желудей в сентябре на дубу – к лютой зиме.

Если листья березы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.

Много ягод на рябине предвещают строгую зиму.

Если рябины в лесу много – осень дождливая, если же мало – сухая.

Если осенью вход в кротовую нору расположен на север, зима будет теплой, к югу – холодной, к востоку – сухой, к западу – сырой.

Синица у дверей – к осенней поре.

Лебеди да сороки улетели – вскоре засвистят метели.

Пасмурная холодная погода проясняется к ночи – будет заморозок.

В класс входит Осень (девочка в костюме, украшенном желтыми листьями, на голове – венок из осенних цветов и ягод, в руках – корзина с овощами и фруктами).

Очень много вы знаете осенних примет. Вы сами их находили в дополнительной литературе. Давайте каждая группа назовет свои приметы.

Но сначала загадка отгадайте о каком месяце идет речь

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к вам пришел?

(Сентябрь.)

А теперь?

Все мрачней лицо природы –

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился?

(Октябрь.)

Поле черно-белым стало.

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи? (Ноябрь.)

Молодцы, ребята! Правильно узнали братьев-месяцев. А теперь порадуйте меня своими знаниями.

Каждая группа готовила и стихи

Какие стихотворения вы знаете?

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение

Бродит в роще листопад

По кустам и кленам,

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

Соберем из листьев веер,

Яркий и красивый.

Пробежит по листьям ветер,

Легкий и игривый.

И послушно ветру вслед

Листья улетают.

Значит, лета больше нет,

Осень наступает.

А. Плещеев

***

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Ф. Тютчев

***

Лес задумчиво овеян голубою дымкою,

Каждый листик серебрится тонкой паутинкою.

Листья кленов пестрой стайкой

Тихо-тихо падают.

От реки притихшей веет

Легкою прохладою.

Молчаливые тропинки

В даль уходят синюю,

Над лесами пролетают

Стаи журавлиные. А. Плещеев

Учитель. Осень – очень важная пора для наблюдений. Все живое готовится к приходу зимы. Загляните в лес и постарайтесь подметить эти приготовления.

Раннее утро. Солнце еще невысоко. Его лучи скользят по верхушкам деревьев, а на земле лежит седая роса. Лес совсем не такой, каким он был летом – зеленым, тенистым. Теперь он весь разноцветный. Желтеют березы, клены, и среди них выделяются своим ярко-красным нарядом осины. Только ели да сосны остались по-прежнему зелеными.

Подует ветер, и в воздухе запорхают и упадут на землю разноцветные листья. С каждым днем их падает все больше и больше, оголяются ветки деревьев, и от этого в лесу становится как-то просторнее и светлее. Огромное большинство растений давно отцвели и теперь уже завяли. Но зато все они рассеяли на землю множество семян; из них будущей весной снова вырастут зеленые молодые растеньица.

21 сентября – день осеннего равноденствия. Теперь дни, продолжая убывать, будут уже короче ночей. Становится все холоднее. Забились в разные щели насекомые. Многие из них, отложив яички, погибают, а другие на зиму засыпают непробудным сном. Как только похолодает, прячутся лягушки, змеи, ящерицы. Лягушки зарываются в тину на дне водоемов, а некоторые забираются в ямы под опавшие листья. Ящерицы и змеи заползают в разные норки, щели или в трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.

В воздухе летают тонкие серебряные нити паутины. Поймайте такую паутинку, и вы увидите, что на ее конце сидит крошечный паучок. Это он выпустил из себя длинную серебристую нить, а ветер подхватил ее и понес вместе с паучком. Так на своей паутинке и расселяются молодые паучки.

Осенью, куда ни погляди, всюду видишь, как разные животные готовятся к зиме. Белка сушит грибы, собирает и прячет в дупла орехи и желуди. Все это ей пригодится в бескормицу зимой. А вот барсуку не нужно делать запасы. За осень он так отъелся, разжирел, что еле-еле ходит. Натаскает барсук в свою глубокую нору сухую подстилку из листьев и уляжется спать до весны.

Особенно заметны осенние приготовления у птиц. Высоко в небе уже слышится прощальное курлыканье улетающих журавлей. Собираются в огромные стаи грачи, скворцы и другие перелетные птицы. Поглядите на ласточек, вон как их много уселось на телеграфных проводах, будто черные бусинки на нитку нанизаны. Сидят и щебечут, словно переговариваясь о предстоящем далеком пути.

Зато вместо улетающих птиц в наших лесах скоро появятся стайки снегирей, клестов, свиристелей. Это все зимние гости. Они залетают к нам из более северных лесов, чтобы вместе с нами провести долгую суровую зиму.

Много интересного можно увидеть осенью в лесу. Нужно только уметь все подмечать и со вниманием, с любовью вглядываться в жизнь окружающей нас родной природы.

– Ребята, а как ведут себя другие животные? Как они спасаются от непогоды, где ищут приют?

(Учащиеся дают ответы.)

– В октябре давно уже исчезло большинство насекомых, жуков. Следом за ними стал делать в глубине в земле свои ловчие ходы неутомимый охотник – крот.

Не встретишь поздней осенью в лесу и ежика. Забрался он куда-нибудь под кучу хвороста или в другое укромное место, свернулся в клубок и уснул.

Огромный медведь тоже скоро ляжет в берлогу и задремлет там до теплых весенних дней.

Но совсем по-иному готовятся к холодам те звери, которые не спят зимним сном и запасов себе не делают: зайцы, лисицы, волки. Все они только переодеваются осенью в теплую шубу. В ней и мороз не страшен.

Мы с вами изготовили картины месяцев что мы на них хотели показать?

– Ребята, вспомните пословицы и поговорки об осенних месяцах.

П о с л о в и ц ы о с е н т я б р е

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Задождит сентябрь – не радость мужику.

Сентябрь без плодов не бывает.

Сентябрь – вечер года.

Кто пораньше встает – тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Бояться волков – быть без грибков.

Не всякий гриб в лукошко кладут.

Батюшка сентябрь не любит баловать.

Холоден сентябрь, да сыт.

Осенью и у кошки пиры.

Осенью и воробей богат.

От осени к лету поворота нету.

П о с л о в и ц ы о б о к т я б р е

В октябре на одном часу и дождь и снег.

В октябре ни на колесах, ни на санях.

Октябрь то плачет, то смеется.

Сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой.

П о с л о в и ц ы о н о я б р е

В ноябре зима с осенью борются.

В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.

Комары в ноябре – быть мягкой зиме.

Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре (январе) не замерзнет.

Ноябрь капризен: то плачет, то смеется.

Тепло старику в ночи в ноябре на горячей печи.

IV. Инсценировка «Спор овощей» Н. Семенова.

Учитель. Собирают осенью урожай плодов.

Много людям радости после всех трудов.

И мы тебя встречаем

Богатым урожаем.

Входят дети в костюмах (баклажаны, морковь, горошек, помидор, свекла, картофель, лук, капуста, огурец, редис).

Осень. Урожай у вас хорош,

Уродился густо:

И морковка, и картошка,

Белая капуста,

Баклажаны синие,

Красный помидор

Затевают длинный

И серьезный спор.

Учитель. Журавли на юг летят,

Здравствуй, здравствуй, осень!

Приходи на праздник к нам,

Очень, очень просим.

Осень. Выскочил горошек –

Ну и хвастунишка!

Горошек (весело). Я такой хорошенький,

Зелененький мальчишка.

Если только захочу,

Всех горошком угощу!

Осень. От обиды покраснев,

Свекла вдруг сказала:

Свекла (важно). Дай сказать хоть слово мне,

Выслушай сначала.

Надо свеклу для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай,

Лучше свеклы нету!

Капуста (перебивая). Ты уж, свекла, помолчи,

Из капусты варят щи.

А какие вкусные

Пироги капустные!

Зайчики-плутишки

Любят кочерыжки.

Угощу ребяток

Кочерыжкой сладкой.

Огурец (задорно). Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный.

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

Редиска (скромно). Я румяная редиска,

Поклонюсь вам низко-низко,

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем.

Морковь (кокетливо). Про меня рассказ недлинный:

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку –

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким!

Осень. Тут надулся помидор

И промолвил строго.

Помидор. Не болтай, морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Дети. Витаминов много в нем,

Мы его охотно пьем.

Осень. У окна поставьте ящик,

Поливайте только чаще.

И тогда как верный друг

К вам придет зеленый…

Дети. Лук!

Лук. Я приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? – Я вам друг,

Я – простой зеленый лук!

Картошка (скромно). Я, картошка, так скромна,

Слова не сказала.

Но картошка так нужна

И большим, и малым!

Осень. Спор давно кончать пора.

Овощи. Спорить бесполезно.

(Слышится стук в дверь.)

Осень. Кто-то, кажется, стучит.

(Входит доктор Айболит.)

Овощи (радостно). Это доктор Айболит!

Айболит. Ну, конечно, это я!

О чем спорите, друзья?

Лук. Кто из нас, из овощей,

Всех вкусней и всех важней?

Морковь. Кто при всех болезнях

Будет вам полезней?

Айболит (расхаживая). Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все, без исключения,

В этом нет сомнения.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас важнее!

Далее учитель открывает доску, где прикреплены осенние листья.

– Смотрите, сколько листиков стало у нас! Но они не простые, они с загадками.

Учитель читает загадки об осени.

Платье потерялось – пуговки остались. (Рябина.)

Стоят старички – красные колпачки; кто подойдет, тот и поклонится. (Подосиновик.)

Стоит лепешка

На одной ножке,

Кто мимо пройдёт,

Всяк поклонится. (Гриб.)

По поднебесью веревка протянулась. (Журавли летят.)

Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов. (Скирды хлеба.)

Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке.

Заглянешь в середину –

Увидишь сердцевину.

Из плодов он тверже всех.

Называется… (орех).

В небе тучи растревожит,

Дождь пригонит проливной,

Лодке парусной поможет,

Засвистит в трубе печной…

Побывал везде на свете

Озорной, веселый… (ветер).

Учитель. Молодцы, ребята! Загадки отгадали правильно.

Песня «Обидели тучку»

V. Итог занятия.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о