Радуга опыт: Опыты и эксперименты по теме: Опытно-экспериментальная деятельность: «Как получить радугу». – Как сделать радугу дома своими руками: эксперимент для детей

Опыты и эксперименты по теме: Опытно-экспериментальная деятельность: «Как получить радугу».

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Как получить радугу».

Выбор темы обусловлен тем, что дети с интересом рассматривают радугу, а еще они любят рисовать красками и рисунки получаются яркими как радуга.

 Мифы и легенды о радуге
Радуга – одно из красивейших явлений природы. Разноцветная дуга, возникающая в небе после дождя в солнечный день, привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Радугу можно увидеть на картинах великих художников. Радугу упоминают в стихах, сказках. С появлением радуги на небе связано множество мифов.
Древние греки считали, что по радуге с небес на землю к людям спускалась вестница богов Ирида. Ириду представляли в виде очаровательной девушки – красивой и легкой, с двумя величественными радужными крыльями за спиной. Широко расправив крылья, она в любой момент готова сорваться с места и с быстротой ласточки стремительно понестись в небе, и дорога, по которой она пробегает, и есть радуга. Ирида выполняла приказания Зевса и Геры и считалась посредницей между богами и людьми.
Древние китайцы думали, что радуга- это небесный дракон, который означал единение Неба с Землёй.
В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака, а оттуда она проливается живительным дождем.

Есть интересные опыты, как получить радугу самим:

Эксперимент 1: Что такое радуга? – смешение цветов.

Из каких цветов состоит радуга? Чтобы получить оранжевый цвет надо смешать красный и желтый цвет, чтобы получить фиолетовый цвет надо смешать красный и синий цвет, чтобы получить зеленый цвет надо смещать желтый и синий цвет.

Смешать краски и рисовать радугу разными способами: пальцами, губкой, ладошками.

Эксперимент 2: Радужная пленка.

Материал: литровая миска с водой, бутылочка светлого лака для ногтей

Поставить миску с водой на стол, чтобы на нее не падали солнечные лучи. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадет в воду. Наблюдаем за поверхностью воды и увидим, что лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Поворачиваем миску к свету, когда луч падает на поверхность, видны переливы радужных тонов.

Эксперимент 3: Радужная пленка на картоне

Материалы: тазик, вода, черный картон, бесцветный лак для ногтей.

Налить в тазик чуть — чуть воды, чтобы накрыло картон. Затем накапать бесцветным лаком на в воду. И сразу можно увидеть радужные круги. Затем аккуратно вынуть картон из тазика. На картоне должна остаться пленка от лака. Затем надо немного подождать, чтобы картон высох. И вот тогда видна красивая радуга. Чтобы лучше увидеть радугу на бумаге, смотрите на нее под солнечными лучами.

Эксперимент 4: Радуга появись.

Материал: зеркало, миска с водой.

Поставить зеркало в воду под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч и направить на стену (белый картон). Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, которая разделяет свет на его составляющие цвета. 

Эксперимент 5: Радуга из воды

Материал: емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.

На дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. Результат: на бумаге будет видна радуга. Поговорим? Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга.

Эксперимент 6: Радуга в пузырях.

Материал: Емкость с мыльной водой, приспособление для выдувания пузырей.

Берем приспособление, окунаем в емкость с мыльной пеной и выдуваем пузыри. 
На летящих в воздухе пузырях можно увидеть семицветную радугу.
Объяснение:
Лучи света, попадая на пузырь, преломляются и дают красивые радужные цветные кольца, которые первым начал  изучать Исаак Ньютон.

Эксперимент7: Радуга на диске.

Материал: диски. Если взять компьютерный диск направить на него свет, то увидим цвета радуги. А еще можно увидеть радугу в луже, в которую пролили бензин.

 

Эксперимент 8: Радуга на салфетке

Материал: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры

Стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз по вертикали так, чтобы получился узкий прямоугольник. Затем от него отрезается кусочек примерно 5 см шириной. Этот кусочек необходимо развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Затем отступить от нижнего края примерно 5-7 см и начать ставить большие точки каждым цветом фломастера. Должна образоваться линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде. Результат: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками.

Эксперимент 9: Как получить белый цвет.

Материал: бумажный круг, раскрашенный в семь цветов радуги; спичка – ось.
Делаем из спички ось в центре бумажного круга. Начинаем быстро вращать. Вместо цветного круга, мы увидим белый. 
Объяснение:
Человеческий глаз не может на быстро вращающемся круге видеть каждый цвет по отдельности, и для него все цвета сливаются в один белый цвет.

Как сделать радугу дома своими руками: эксперимент для детей

Чтобы увидеть радугу, не обязательно ждать, пока утихнет гроза. Мы расскажем, как в домашних условиях сделать радугу своими руками. Такой увлекательный эксперимент непременно понравится детям. К тому же, на его примере вы сможете доступно объяснить ребенку, как появляется радуга в небе.

Прохладные деньки — лучшее время, чтобы провести время с ребенком за научными экспериментами. Разнообразные опыты очень нравятся детям, а еще с их помощью очень просто можно объяснить физические, химические и природные явления. Предлагаем интересный эксперимент для ребенка, при помощи которого все наглядно смогут узнать принцип образования радуги.

Дети очень любят рисовать радугу и изображают ее самыми яркими цветами. Когда во время дождя выглядывает солнце, солнечный свет преломляется в капельках воды и «распадается» на несколько цветов. Всем известно, что цветов радуги семь и они расположены в строгой последовательности:

красныйоранжевыйжелтыйзеленыйголубойсинийфиолетовый.

Но чтобы увидеть все цвета радугу, не стоит выглядывать дождь за окном. Радугу можно сделать своими руками в домашних условиях. Как? Сейчас мы вам все расскажем. 

как сделать радугу своими руками
 

Чтобы сделать радугу своими руками, вам понадобится:

  • Мелкая посудина (кастрюля)
  • Вода
  • Солнечный свет или электрический
  • Белая поверхность или лист бумаги
  • Зеркало
     

Как сделать радугу своими руками
 

1. Наполните небольшую посудину водой наполовину.

2. Поместите в воду зеркало под углом.

3. Направьте свет от фонарика в воду в том месте, где зеркало уходит под нее (или, если вы предпочитаете выполнять эксперимент с дневным светом, вынесите посудину на улицу и поставьте так, чтобы лучи били прямо в зеркало, находящееся под водой).

4. Держите над зеркалом белый лист бумаги, подстроив угол так, чтобы появилась радуга.

радуга в домашних условиях

 

Как образуется радуга: принцип преломления

Конечно, ваша мини-радуга отличается от той, что возникаете в небе после дождя, но основные цветовые характеристики у них одинаковые. Почему? У вашей демо-версии радуги и у оригинала одинаковый принцип работы: преломление и отражение.

Преломление — это искривление света, когда он проходит через разную среду, например, стекло или воду. Преломление может даже заставить стрелки часов идти в обратную сторону при просмотре через стакан воды.

Когда вы направляете светлый луч фонаря (или белый свет, исходящий от солнца) в воду, свет искривляется. Но белый свет состоит далеко не из одного цвета — он является сочетанием всех видимых цветов. Поэтому, когда искривляется белый свет, все его компоненты (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и цвет индиго) тоже искривляются. Каждый из этих цветов делает это под разным углом, потому что каждый цвет перемещается с разной скоростью внутри воды или стекла.

Когда вы отражаете свет из воды с помощью зеркала, вы отражаете белый свет, который разбивается (от преломления) до полного спектра цветов. Так и появляется радуга!

как сделать радугу дома
 

Появление радуги после дождя

Когда на небе образуется радуга, применяется тот же принцип. Миллионы маленьких капель воды преломляют солнечный свет. Угол, под которым мы рассматриваем эти капли воды, определяет, какой цвет мы в них видим.

Поэкспериментируйте с ребенком и проверьте, где еще можно увидеть все цвета радуги. Может быть, в капля воды в саду или на CD-диске? Объяснение природных явлений на конкретных примерах поможет ребенку лучше усвоить еще сложную для него научную информацию.

Источник: www.physicscentral.com

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Круговорот воды в природе: эксперимент для детей

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Мастер-класс для детей: изготовление бумаги своими руками

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Дети и наука: домик для насекомых

Опытно-экспериментальная деятельность: «Как получить радугу».

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Как получить радугу».

Дата: 22.05.18г. Подготовила воспитатель:

Устюшенкова Я.А.

Выбор темы обусловлен тем, что дети с интересом рассматривают радугу, а еще они любят рисовать красками и рисунки получаются яркими как радуга.

Цель: развитие мыслительной активности, творческого потенциала, коммуникативных навыков воспитанников в ходе опытно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить воспитанников со способами получения радуги в домашних условиях

  2. Расширять знания детей о радуге как о природном явлении.

  3. Расширять представления о естественно научных связях между природными явлениями;

  4. Создать условия для исследования с различными материалами и оборудованием.

  5. Вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира.

  6. Формировать навыки исследовательской деятельности в процессе проведения практических опытов.

  7. Закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов.

  8. Развивать познавательную активность, умения делать выводы, умозаключения,

  9. Развивать пространственные представления детей, познавательный интерес, логическое мышление. 

  10. Совершенствовать двигательные умения воспитанников

  11. Развивать связную речь детей, учить давать развернутые ответы на поставленные вопросы

Мифы и легенды о радуге
Радуга – одно из красивейших явлений природы. Разноцветная дуга, возникающая в небе после дождя в солнечный день, привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Радугу можно увидеть на картинах великих художников. Радугу упоминают в стихах, сказках. С появлением радуги на небе связано множество мифов.
Древние греки считали, что по радуге с небес на землю к людям спускалась вестница богов Ирида. Ириду представляли в виде очаровательной девушки – красивой и легкой, с двумя величественными радужными крыльями за спиной. Широко расправив крылья, она в любой момент готова сорваться с места и с быстротой ласточки стремительно понестись в небе, и дорога, по которой она пробегает, и есть радуга. Ирида выполняла приказания Зевса и Геры и считалась посредницей между богами и людьми.

Древние китайцы думали, что радуга- это небесный дракон, который означал единение Неба с Землёй.
В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака, а оттуда она проливается живительным дождем.

Есть интересные опыты, как получить радугу самим:

Эксперимент 1: Что такое радуга? – смешение цветов.

Из каких цветов состоит радуга? Чтобы получить оранжевый цвет надо смешать красный и желтый цвет, чтобы получить фиолетовый цвет надо смешать красный и синий цвет, чтобы получить зеленый цвет надо смещать желтый и синий цвет.

Смешать краски и рисовать радугу разными способами: пальцами, губкой, ладошками.

hello_html_m4184d28a.jpg

Эксперимент 2: Радужная пленка.

Материал: литровая миска с водой, бутылочка светлого лака для ногтей

Поставить миску с водой на стол, чтобы на нее не падали солнечные лучи. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадет в воду. Наблюдаем за поверхностью воды и увидим, что лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Поворачиваем миску к свету, когда луч падает на поверхность, видны переливы радужных тонов.

Эксперимент 3: Радужная пленка на картоне

Материалы: тазик, вода, черный картон, бесцветный лак для ногтей.

Налить в тазик чуть — чуть воды, чтобы накрыло картон. Затем накапать бесцветным лаком на в воду. И сразу можно увидеть радужные круги. Затем аккуратно вынуть картон из тазика. На картоне должна остаться пленка от лака. Затем надо немного подождать, чтобы картон высох. И вот тогда видна красивая радуга. Чтобы лучше увидеть радугу на бумаге, смотрите на нее под солнечными лучами.

hello_html_7823aa6.jpg

Эксперимент 4: Радуга появись.

Материал: зеркало, миска с водой.

Поставить зеркало в воду под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч и направить на стену (белый картон). Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, которая разделяет свет на его составляющие цвета. 

Эксперимент 5: Радуга из воды

Материал: емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.

На дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. Результат: на бумаге будет видна радуга. Поговорим? Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга.

hello_html_7c7b37b0.jpg

Эксперимент 6: Радуга в пузырях.

Материал: Емкость с мыльной водой, приспособление для выдувания пузырей.

Берем приспособление, окунаем в емкость с мыльной пеной и выдуваем пузыри. 
На летящих в воздухе пузырях можно увидеть семицветную радугу.
Объяснение:
Лучи света, попадая на пузырь, преломляются и дают красивые радужные цветные кольца, которые первым начал  изучать Исаак Ньютон.

Эксперимент7: Радуга на диске.

Материал: диски. Если взять компьютерный диск направить на него свет, то увидим цвета радуги. А еще можно увидеть радугу в луже, в которую пролили бензин.

hello_html_m69b074a7.jpg

Эксперимент 8: Радуга на салфетке

Материал: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры

Стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз по вертикали так, чтобы получился узкий прямоугольник. Затем от него отрезается кусочек примерно 5 см шириной. Этот кусочек необходимо развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Затем отступить от нижнего края примерно 5-7 см и начать ставить большие точки каждым цветом фломастера. Должна образоваться линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде. Результат: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками.

hello_html_6d3d1c7d.jpg

Эксперимент 9: Как получить белый цвет.

Материал: бумажный круг, раскрашенный в семь цветов радуги; спичка – ось.
Делаем из спички ось в центре бумажного круга. Начинаем быстро вращать. Вместо цветного круга, мы увидим белый. 
Объяснение:
Человеческий глаз не может на быстро вращающемся круге видеть каждый цвет по отдельности, и для него все цвета сливаются в один белый цвет.

hello_html_m26d84bf6.gif

УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ. РАДУГА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

УДИВИТЕЛЬНОЕ  РЯДОМ.  РАДУГА  В  ДОМАШНИХ  УСЛОВИЯХ

Екимова  Валерия

Ученица  2  «б»  класса  ГБОУ  СОШ  №  1  РФ,  г.  Чапаевск

Евсеева  Оксана  Павловна

научный  руководитель,  педагог  высшей  категории,  учитель  начальных  классов,  ГБОУ  СОШ  №  1

РФ,  Самарской  области,  г.  Чапаевск

 

 

Очень  частомы  замечаем  в  природе  странные  и  необычные  явления.  Они  поражают  наше  воображение  и  надолго  запоминаются.  Многие  из  этих  удивительных  явлений  уже  объяснили  ученые,  но  для  нас  продолжают  оставаться  загадочными.  Я  бы  отнесла  к  таким  явлениям  и  радугу. 

Как  образуется  радуга?  Можно  ли  наблюдать  эту  красоту  дома?  Какие  существуют  радуги?  Мне  предстоит  найти  ответы  на  эти  вопросы.

Объект  моего  исследования  —  природное  явление  РАДУГА.

Я  уверена  —  тема  актуальна.  Ведь  очень  важно  понимать,  как  и  почему  происходит  то,  что  так  завораживает  наш  взгляд.

Цель  моей  работы  —  попробовать  повторить  такое  природное  явление,  как  радуга,  в  домашних  условиях.

В  своей  работе  я  поставила  перед  собой  следующие  задачи:  1.  Узнать,  при  каких  условиях  возникает  радуга.  2.  Изучить,  какие  виды  радуг  бывают  в  природе.  3.  Познакомиться  с  легендами  и  мифами,  символами  и  другими  сторонами  жизни  людей,  связанными  с  радугой.  4.  С  помощью  экспериментов  выяснить,  возможно  ли  воспроизвести  радугу  в  домашних  условиях.

Методы  исследования:  анализ  публикаций,  материалов  сети  Интернет  по  данной  теме;  систематизация  и  классификация  изученного  материала;  наблюдение;  эксперимент.

Значение  слова  «радуга».  Радуга  —  Божья  дуга,  небесная  дуга  —  небесное  явление;  семицветная  дуга  под  облаками,  от  солнца  позади  дождя.  (Словарь  В.  Даля). 

Легенды  и  мифы.  Древние  греки  считали,  что  радуга  —  это  улыбка  богини  Ириды.  А  в  Библии  радуга  появляется  после  всемирного  потопа.  В  армянской  мифологии  радуга  —  это  пояс  Тира  (первоначально  бог  солнца,  потом  —  бог  письменности,  искусств  и  наук).  Славяне  верили,  что  радуга  пьёт  воду  из  озёр,  рек  и  морей,  и  проливается  потом  дождём.  Иногда  она  заглатывает  вместе  с  водою  рыб  и  лягушек,  поэтому  порою  они  с  неба  падают. 

История  изучения.  Почему  появляется  такая  красивая  цветная  картина  в  воздухе?  Ответ  на  этот  вопрос  я  искала  в  дополнительной  литературе  и  интернете.  Вот,  что  я  узнала.

В  1672  году  Исаак  Ньютон  доказал,  что  обычный  белый  цвет  —  это  смесь  лучей  разного  цвета.  «Я  затемнил  мою  комнату,  —  писал  он,  —  и  сделал  очень  маленькое  отверстие  в  ставне  для  пропуска  соответствующего  количества  солнечного  света».  На  пути  солнечного  луча  ученый  поставил  особое  трехгранное  стеклышко  —  призму.

На  противоположной  стене  он  увидел  разноцветную  полоску  —  спектр.

Слово  спектр  произошло  от  латинского  «спектрум»  —  видимое.

Ньютон  объяснил  это  тем,  что  призма  разложила  белый  цвет  на  составляющие  его  цвета.  Затем  на  пути  разноцветного  пучка  он  поставил  еще  одну  призму.  Этим  ученый  собрал  все  цвета  в  один  обычный  солнечный  луч.  Причём  изначально  Ньютон  различал  только  пять  цветов  —  красный,  жёлтый,  зелёный,  голубой  и  фиолетовый.  Но  потом,  Ньютон  добавил  к  пяти  перечисленным  цветам  спектра  ещё  два  —  оранжевый  и  индиго.  Он  хотел  создать  соответствие  между  числом  цветов  спектра  и  числом  основных  тонов  музыкальной  гаммы.  А  может  быть  число  7  имело  для  него  какое-то  другое  символическое  значение.  Когда  идет  дождь,  в  воздухе  находится  огромное  количество  водяных  капель.  Солнечные  лучи  проходят  сквозь  капли  воды,  белый  свет  преломляется  и  разлагается  на  7  цветов  спектра  от  красного  до  фиолетового. 

Преломление  света.  Преломлением  света  называется  изменение  направления  распространения  света  (световых  лучей)  при  прохождении  через  границу  раздела  двух  различных  прозрачных  сред  (например:  воздух  и  вода).  Пример  преломления  света:  если  в  стакан  с  жидкостью  опустить  соломку,  то  она  будет  казаться  нам  изогнутой  из-за  преломления  света  (рис.  1).  Каждая  капелька  жидкости  становится  крохотной  призмой.  Так  как  капелек-призм  после  дождя  очень  много,  то  и  радуга  получается  в  полнеба. 

 

Рисунок  1.  Преломление

 

Опыт  1.  Я  решила  убедиться,  что  свет  состоит  из  семи  цветов.  Для  этого  попробовала  провести  опыт.  Из  картона  я  вырезала  круг  радиусом  примерно  в  5  см.  Круг  я  разделила  на  7  секторов.  Каждый  сектор  покрасила  нужным  цветом  (как  радугу)  (рис.  2).  В  самом  центре  круга  сделала  маленькое  отверстие  и  вставила  в  него  зубочистку.  У  меня  получился  волчок.  Я  запустила  волчок.  При  вращении  он  стал  белым.  Почему?  Это  процесс  «собирания»  цветов.  Белый  цвет  —  хранитель  всех  красок  на  земле. 

 

Рисунок  2.  Волчок  -радуга

 

Виды  радуг.  Радуга,  которая  возникает  после  дождя  —  это  первичная  радуга.  Иногда  мы  можем  видеть  дополнительную  радугу.  В  ней  цвета  следуют  в  обратном  порядке  от  фиолетового  к  красному.  Может  быть  даже  третья  и  четвёртая  радуга.  Почему  возникает  вторая  радуга?  Тоже  из-за  преломления  и  отражения  света  в  капельках  воды.  Но  перед  превращением  во  «вторую  радугу»,  лучи  солнечного  света  успевают  два  раза,  а  не  один,  отразиться  от  внутренней  поверхности  каждой  капельки.  В  яркую  лунную  ночь  можно  наблюдать  и  радугу  от  Луны.  Но  рецепторы  человеческого  глаза  при  слабом  ночном  освещении  не  воспринимают  цвета,  и  лунная  радуга  выглядит  белесой.  Чем  ярче  свет,  тем  «цветнее»  радуга.  А  бывает  радуга  тогда,  когда  дождь  невозможен  —  морозной  зимой?  Оказывается,  такое  чудо  тоже  бывает.  Зимой  в  воздухе  «плавают»  кристаллики  льда.  Они  разделяют  белый  цвет  на  семь  цветов.

Эксперимент  1.  Попробуем  повторить  радугу  дома.  Для  этого  мне  нужен  пульверизатор  в  качестве  дождя  и  солнечный  луч.  Наполняем  пульвелизатор  водой  и  в  солнечный  день  создаем  облако  в  воздухе  капель  (рис.  3).  На  них  мы  и  наблюдаем  радугу  (рис.  4).

 

 

Рисунок  3.  Облако  капель

 

Рисунок  4.  Радуга

 

Вывод:  Радуга  в  домашних  условиях,как  и  в  природе,  получается.  Это  происходит  из-за  преломления  солнечного  луча  в  каплях  воды  и  разделения  его  в  спектр.

Эксперимент  2.  Мне  понадобился  компакт-диск,  фонарик  и  гладкая  поверхность  (стена).  Направляю  луч  фонарика  на  диск.  На  стене  появляется  радуга!  (Рис.  5).

 

Рисунок  5.  Радуга  на  стене

 

Эксперимент  3.  Для  эксперимента  понадобилась  емкость  с  водой,  зеркало,  луч  света,  гладкая  поверхность.  Я  налила  в  тазик  воду.  Зеркало  поставила  так,  чтобы  одна  его  часть  была  под  водой,  а  другая  часть  –  над  ней.  Направляю  зеркало  в  сторону  гладкой  поверхности.  Направляю  луч  на  разные  части  зеркала  так,  чтобы  отраженный  свет  падал  на  стену.

Вывод:  Лучи  света  попадают  на  зеркало  и  отражаются.  Но,  проходя  сквозь  воду,  белый  свет  преломляется.  В  результате  на  стене  мы  получаем  радугу.

 

Рисунок  6.  Проходя  через  воду,  свет  преломляется

 

Эксперимент  4.  Мне  понадобился  раствор  для  мыльных  пузырей.

 

 

Рисунок  7.  Радужные  рисунки  на  мыльных  пузырях

 

Вывод:  Тонкие  мыльные  пленки  на  поверхности  пузыря  постоянно  двигаются  и  преломляют  свет.  Мы  видим  постоянно  меняющиеся  радужные  рисунки  (рис.  7).

По  результатам  своей  работы  я  могу  сделать  следующие  выводы.  Радугу  можно  получить  в  домашних  условиях.  Вместо  солнечного  луча  может  быть  использован  искусственный  источник  света.  Радугу  можно  наблюдать  не  только  днем,  но  и  ночью,  и  даже  зимой.  Цель  —  узнать  о  радуге  и  попробовать  повторить  её  в  домашних  условиях  —  была  мною  достигнута.  Я  провела  опыты  и  доказала,  что  эффект  радуги  можно  получить  у  себя  дома  и  в  любое  время  года  любоваться  этим  красивым  явлением,  которое  всё  ещё  хранит  много  загадок.  Результаты,  которые  я  получила  при  исследовании  радуги  должны  быть  интересны  и  полезны  моим  одноклассникам.

 

Список  литературы:

  1. Богданов  К.И.  «Не  все  так  просто»./  Первое  сентября  —  2006,  —  №  3.  —  с.  31—33.
  2. Бурова  С.А.  Необычные  природные  явления./  Первое  сентября  2003,  №  3.
  3. Гегузин  Я.Е.  Кто  творит  радугу?  —  Квант,  1988,  №  6.
  4. Семейный  фотоархив.
  5. Трифонов  Е.Д.  Ещё  раз  о  радуге.  —  Соросовский  образовательный  журнал,  —  2000,  —  т.  6,  —  №  7.
  6. [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  ru.wikipedia.org/wiki/Радуга.
  7. [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00055/38400.htm.

Опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Открытое СОД «Что такое радуга».

Цели:

— создать условия для получения детьми знаний в процессе совместного       экспериментирования, обеспечить накопление представлений о мире;

— дать возможность обогатить сенсорное восприятие; способствовать развитию познавательных процессов;

— сформировать потребность в желании взаимодействовать в процессе эксперимента, в добром отношения друг к другу, самостоятельности.

Задачи:

-познакомить детей с атмосферным явлением радуги, раскрыть причину её появления;

— учить понимать и объяснять смысл образного выражения « радужное настроение»;

— закрепить цвета спектра, их последовательность, учить пользоваться мнемоприемами.

Предварительная работа: рассматривание картин природы с изображениями радуги, беседы о временах года, о явлениях природы, работа в нетрадиционных техниках рисования.

Словарная работа: преломление, отражение, спектр, И. Ньютон.

Ход организованной образовательной познавательно-исследовательской деятельности детей:

Орг. момент:

Дорогие ребята, сегодня мы пришли в нашу импровизированную лабораторию,  чтобы увидеть чудеса. Но чудеса не сказочные, а научные. Я покажу вам сегодня несколько интересных опытов. А вы научитесь их делать самостоятельно.

Но прежде, чтобы вы поняли, о чём будут наши опыты, я прочту вам стихотворение С.Я. Маршака «Радуга-дуга»:

Солнце вешнее с дождём
Строят радугу вдвоём –
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счёта
Поднебесные ворота.

Радужная арка
Засверкала ярко,
Разукрасила траву,
Расцветила синеву.

Ответ детей: радуга!

Воспитатель:

 Когда-то давным-давно человек стал задумываться, почему же на небе появляются радуги. Объяснить это явление люди в те времена не могли, потому придумывали мифы и легенды. Некоторые суеверные люди думали, что это мост в потусторонний мир, но учёные нашли ответ этому явлению. Итак, радуга — это явление природы, которое возникает, когда идёт дождь и светит солнце. Рисуют радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Свет солнца проходит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Лучи в капельках ломаются и выходят с противоположной стороны, изменив свой цвет. Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики. Это явление называется преломление света.

Предлагаю вашему вниманию несколько изображений радуги.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько картинок с изображением радуги.

Показ презентации: картины 1-10 .

Воспитатель: Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её, т.е. «радуга». В старину верили, что она приносит радостные вести и счастье.

А сейчас я покажу вам опыт, который первым показал великий физик Ньютон. Посмотрите на его портрет. (Портрет вывешен на специально оформленной стене). И первый в мире получил радугу в домашних, лабораторных условиях. Показ изображения опыта из презентации. (Картина11).

Воспитатель: Сейчас я покажу вам опыт Ньютона. (Показ опыта с призмой).

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам в парах повторить опыт великого учёного. Подойдите к столам, там стоят ёмкости с водой, в них стоят зеркала. Один из пары возьмёт фонарик и направит луч под воду, а второй человек из пары будет держать лист бумаги так, чтобы луч попал на неё. И мы увидим с вами маленькие радуги!

Опыт № 1. У каждого ребёнка  на столе ванночка с водой, зеркальце и фонарик.  Дети, в парах, повторяют опыт, образуя «радугу» на белом листе А-4.

Воспитатель: А ещё  «радугу» можно увидеть на мыльном пузыре.

Опыт № 2. Радуга на мыльном пузыре.

На белый лист бумаги воспитатель надувает мыльный пузырь, все  замечают  на нём «радугу».

Воспитатель: Давайте посмотрим ещё одну картину (картина 12).

Кто знает, из каких цветов  состоит радуга? (Ответы детей).

 В радуге семь цветов, и все они всегда расположены в одном порядке:

красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Как  запомнить их по порядку и очень быстро?

Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки:

 « Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» (картинка13)

Показ картинки

Физминутка:

Гляньте: радуга над нами, (нарисовать рукой над головой полукруг)

Над деревьями (руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.)

Домами  (руки сложены над головой крышей.)

И над морем, над волной   (Нарисовать волну рукой.)

И немножко надо мной.   (Дотронуться до головы.)

Рефлексия:

— Когда появляется радуга? — почему появляется радуга? — Почему радуга разноцветная? -сколько в ней цветов? — Для кого сегодняшнее занятие прошло не напрасно? Кто узнал, что-то новое на этом занятии?

Воспитатель: Есть такое выражение «радужное настроение». Как вы думаете, что оно обозначает? (Ответы детей). Правильно! Да, радужное настроение — веселое, полное надежд. И это настроение можно нарисовать! Вот, посмотрите, как это делают художники!

Показ изображений презентации с картинками художников. (Картины 14-21).

Воспитатель: Мне кажется, у нас с вами сейчас очень радужное настроение и мне бы хотелось, чтобы мы с вами  показали своё настроение на бумаге в виде радуги. Но и здесь мы с вами будем рисовать необычно.

У меня есть волшебные кисти. Они сделаны из губки (показ) и необычные палитры, небольшие, из пластика. А на них уже положены краски (показ). Сколько цветов вы тут видите? Правильно, семь.

Рисовать ними нужно так: ставим нашу необычную кисть прямо на краски, предварительно немного смочив водой (показ). Затем переносим кисть прямо на лист бумаги, на самый её край. И свободным круговым движением рисуем полукруг!

Дети выполняют работы.

Воспитатель: У нас получилась радуга! У всех — весёлая и яркая! Сейчас мы возьмём наши работы и вернёмся в группу, дадим нашим работам высохнуть и подарим их нашим малышам.

Как сделать радугу в домашних условиях?: my19edwin — LiveJournal

.

Радуга нравится всем – и детям, и взрослым. Её красочные переливы так и притягивают взгляд, однако ценность её не ограничивается одной лишь эстетикой: это к тому же отличный способ заинтересовать ребёнка наукой и превратить познание мира в увлекательную игру! Для этого предлагаем родителям провести с детьми несколько экспериментов и получить настоящую радугу прямо у себя дома.

По стопам Ньютона

В 1672 году Исаак Ньютон доказал, что обычный белый цвет — это смесь лучей разного цвета. «Я затемнил мою комнату, — писал он, — и сделал очень маленькое отверстие в ставне для пропуска солнечного света». На пути солнечного луча учёный поставил особое трёхгранное стёклышко — призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску, которую впоследствии назвал спектром. Ньютон объяснил это тем, что призма разложила белый свет на составляющие его цвета. Затем на пути разноцветного пучка он поставил ещё одну призму. Этим учёный заново собрал все цвета в один обычный солнечный луч.

Чтобы повторить опыт учёного, не обязательно нужна призма — можно использовать то, что найдётся под рукой. В хорошую погоду поставьте стакан с водой на стол вблизи окна на солнечной стороне помещения. Расположите лист обычной бумаги на полу недалеко от окна таким образом, чтобы на него падали солнечные лучи. Смочите окно горячей водой. Затем меняйте положение стакана и листа бумаги до тех пор, пока на бумаге не заиграет маленькая радуга.

Радуга из зазеркалья

Эксперимент тоже можно проводить как в солнечную погоду, так и в пасмурную. Для его проведения требуются неглубокая миска с водой, небольшое зеркало, фонарик (если за окном нет солнца) и лист белой бумаги. Погрузите зеркальце в воду, а саму миску расположите так, чтобы на него попадали солнечные лучи (либо направьте на зеркало луч фонарика). При необходимости меняйте угол наклона предметов. В воде свет должен преломиться и разбиться на цвета, так что листом белой бумаги можно будет «поймать» небольшую радугу.

Химическая радуга

Все знают, что мыльные пузыри имеют радужную окраску. Толщина стенок мыльного пузыря меняется неоднородно, постоянно двигаясь, поэтому его цвет постоянно меняется. Например, при толщине 230 нм пузырь окрашивается в оранжевый цвет, при 200 нм — в зелёный, при 170 нм — синий. Когда из-за испарения воды толщина стенки мыльного пузыря становится меньше длины волны видимого света, пузырь перестает переливаться цветами радуги и становится почти невидимым, перед тем как лопнуть — это происходит при толщине стенки примерно 20-30 нм.

То же самое же происходит с бензином. Это вещество не смешивается с водой, поэтому оказываясь в луже на дороге, оно растекается по её поверхности и образует тончайшую плёнку, которая создаёт красивые радужные разводы. Этим чудом мы обязаны так называемой интерференции – или, проще говоря, эффекту преломления света.

Музыкальная радуга

Интерференция обусловливает радужные переливы и на поверхности компакт-дисков. Это, кстати, один из самых простых способов «добывания» радуги домашних условиях. При отсутствии солнца подойдет и настольная лампа, и фонарик, но в этом случае радуга получается менее яркой. Просто изменяя угол наклона CD-диска, можно получить и радужную полоску, и круговую радугу, и непоседливых радужных зайчиков на стене или любой другой поверхности.

Кроме того, чем не повод научить ребёнка основам музыкальной грамоты? Ведь изначально Ньютон различал в радуге всего пять цветов (красный, жёлтый, зелёный, голубой и фиолетовый), но потом добавил ещё два — оранжевый и фиолетовый. Таким образом учёный хотел создать соответствие между числом цветов спектра и количеством нот музыкальной гаммы.

Проектор-ночник

Если временного решения вам не достаточно, можно завести дома радугу «на совсем» — например, с помощью такого миниатюрного проектора. Он проецирует радугу на стены и потолок — хоть ночью, хоть в пасмурный день, когда так не хватает бодрящих красок… Проектор может работать в двух режимах: все цвета вместе, или каждый по отдельности. В преддверии новогодних праздников это, пожалуй, неплохая идея подарка для ребёнка или просто творческого человека.

Оконная подвеска

Ещё один вариант «радуги без забот» (которой, правда, можно будет наслаждаться только в светлое время суток, и только в солнечную погоду) – так называемый радужный диск, изготовленный с применением современных лазерных технологий. Стеклянная призма размером 10 сантиметров в диаметре заключена а хромовый пластиковый корпус. Она крепится на окно с помощью присоски и, преобразуя солнечный свет, проецирует его на стены, пол и потолок комнаты. Всего 48 цветных линий: красных, оранжевых, жёлтых, зелёных, синих, цвета индиго, фиолетовых и всех промежуточных оттенков.

Флип-бук с 3D-эффектом

В последние несколько лет стали появляться книги с интересными и необычными эффектами – например, «флип-буки» с бегущими картинками. Многим из нас эта технология знакома из собственного детства: мы рисовали картинки на полях тетради, а потом оживляли их, быстро пролистывая странички. Книгу по принципу этой забавы создал японский дизайнер Масаши Кавамура (Masashi Kawamura). Если быстро перелистать её то можно увидеть объёмную радугу!

При желании похожую ручную радугу можно сделать и своими руками, а заодно наглядно продемонстрировать ребёнку эффект анимации. Для этого нужно распечатать на бумаге или нарисовать на каждой страничке блокнота квадратики цветов радуги. Всего нужно 30-40 листков. При этом важно учитывать, что с одной стороны каждой страницы нужно рисовать их в обычной последовательности, а с другой – в обратной, иначе радуга у вас не получится.

Радуга, которую можно потрогать

И ещё один забавный способ получения радуги, которая здорово украсит любой современный интерьер, не отнимая ни сантиметра пространства и наполняя его радужным сиянием. Для этого мексиканский дизайнер Габриэль Доу (Gabriel Dawe) предлагает использовать искусно натянутые швейные нитки. С такой инсталляцией, конечно, придётся часок-другой повозиться, однако результат того стоит. Не даром работы художника имели огромный успех во многих странах, в том числе в США, Бельгии, Канаде и Великобритании.

Исследовательская работа » Удивительная радуга»

Управление общего и профессионального образования администрации

Чайковского муниципального района

VII муниципальная конференция исследовательских работ

учащихся учреждений общего и дополнительного образования

«Я — исследователь»

МБОУ СОШ с. Уральского

Направление: науки о природе

Радуга — знакомая незнакомка

Ахмедьянов Владислав Сергеевич

МБОУ СОШ с. Уральское

2 класс

Руководитель:

Ахмедьянова Валентина Михайловна,

МБОУ СОШ с. Уральского,

учитель начальных классов

эксперт-рецензент:

Грищенко Зульфия Эдуардовна

МБОУ СОШ с. Уральского,

учитель физики

г. Чайковский, 2014 год

Содержание

Введение………………………………………………………… 3

Глава 1.

1.1. Образование радуги ……………………………………….. 5

Глава 2

1.2.Необычные радуги …………………………………………. 7

Глава 3

3.1.Описание экспериментов:

Радуга в домашних условиях………………………………… 9

Заключение…………………………………………………….. 11

Библиографический список…………………………………… 12

Приложения ……………………………………………. 13

Введение

На свете много удивительных природных явлений. Люди любуются, восхищаются ими, или совершенно не замечают. Но одно явление привлекает внимание абсолютно всех. Это радуга.

Я сам много раз восхищённо замирал, когда видел её на небе. Но в прошлом году мне удалось увидеть совершенно удивительное явление-радугу зимой. Она была неяркой, расплывчатой, но всё же это была радуга. Я знал, что радуга получается летом, после дождя. А тут я вижу её зимой.

Было непонятно и интересно. Мне захотелось узнать, бывают ли другие радуги в природе, как они возникают, можно ли их получить искусственным путём.

Объект исследования – природное явлениерадуга.

Предмет исследования – виды радуги и возможность получения их искусственным путём.

Актуальность исследования: в результате опроса 50 учеников 2-11 классов в школе (мне помогала моя учительница) были получены данные:

Как получается радуга?

Объяснили явление-36%

Затрудняются ответить-36%

Не смогли ответить-28%

Можно ли получить радугу искусственным путём?

Да- 16%

Нет- 12%

Не знаю-72%

Какие виды радуг вы знаете?

2-3 вида-18%

4-5-видов-0%

Я думаю, что моя работа найдёт применение на уроках окружающего мира и биологии, физики. С помощью неё я смогу привлечь внимание окружающих к такому явлению, как радуга.

Гипотеза: если есть солнце и вода, то можно получить любой вид радуги искусственным путём.

Цель исследования: выяснить, какие виды радуг существуют в природе и возможно ли получить их искусственным путем.

Задачи исследования:

  • Найти и изучить материал, описывающий и объясняющий возникновение необычных радуг.

  • Найти материал о получении искусственной радуги.

  • Провести наблюдения над процессом получения радуги.

  • Провести ряд экспериментов для получения радуги в домашних условия.

Методы исследования:

  1. Анкетирование

  2. Изучение специальной литературы.

  3. Наблюдение.

  4. Эксперимент.

Глава 1

Своё исследование я решил начать со словарей. Как же объясняется слово «радуга»? Я нашёл много объяснений, но самое понятное для меня такое:

«Радуга – разноцветная дуга на небосводе. Наблюдается, когда солнце

освещает завесу дождя, расположенную на противоположной от него стороне неба. Объясняется преломлением, отражением света в каплях дождя» (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова).

Оказывается, после дождя, пока маленькие капельки воды еще удерживаются потоками воздуха, лучи солнца проходят сквозь них, преломляются, отражаются и возвращаются к нам. Когда солнечные лучи проходят сквозь капли, свет разлагается на цвета спектра: от красного до фиолетового. Чтобы понять, как это происходит, я решил сделать чертёж (Приложение 1, слайд 5).

Радуга обычно появляется после дождя, когда солнце стоит довольно низко. Где-то между солнцем и наблюдателем ещё идёт дождь. Солнечный свет, проходя сквозь капли воды, многократно отражается и преломляется в них, и лучи разного цвета выходят из капель под различными углами.

Каждый луч света, проходя через каплю воды, преломляется, разлагаясь на волны разной длины. Самая длинная световая волна воспринимается нами как луч красного цвета, самая короткая — фиолетового. Поэтому цвета спектра всегда расположены в одинаковой последовательности. А результатом преломления и является круглая форма радуги (Приложение 1, слайд 6).

Летом 2013года мне удалось увидеть и сфотографировать на небе сразу две радуги (Приложение 2, слайд 8).

Обычно солнечный луч и дождевые капли строят за раз одну радугу, и то не часто. Но бывает, что всем на радость и удивление, в небе появляются сразу две радуги. Одна из них ярче, другая побледней. Это бывает в тех редких случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды (Приложение 3, слайд 9).

Еще реже на небе можно увидеть три радуги. Каждая новая дуга более тусклая по отношению к первой (Приложение 4, слайд 10).

Художнику из Германии впервые в истории удалось запечатлеть на одном снимке сразу четыре цветные полосы радуги. Раньше существовали лишь устные свидетельства этого удивительного природного явления.

На небе сияют сразу четыре радуги. Это случается только над большими реками, озёрами, потому, что тут происходит сложное отражение солнечных лучей от воды (Приложение 5,слайд 11).

Мы привыкли наблюдать радугу как дугу. На самом деле радуга является лишь частью окружности. Целиком её можно увидеть на большой высоте, например, с борта самолёта (Приложение 6, слайд 12).

Благодаря солнечным лучам и дождевым каплям мы можем увидеть радугу.

Глава 2

Увидев зимой радугу, я решил узнать, какие ещё радуги существую, и как они образуются.

Зимняя радуга

Зимняя радуга — явление очень редкое, ведь преломление солнечного света происходит не в капельках воды, а в кристалликах льда. Для зимней радуги нужны три условия: крепкий мороз, высокая влажность и яркое солнце. Совпадают эти условия очень редко и обязательно при смене погоды, например, перед приближением бурана. Зимой 2013 года мне удалось увидеть и сфотографировать зимнюю радугу (Приложение 7, слайды 13, 14).

Лунная радуга

Одним из самых редких видов радуги считается лунная. Она возникает точно так же, как и солнечная, только ночью. Луна отражает мало света, так что для появления радуги требуется множество факторов: полная Луна должна находиться невысоко, небо при этом должно быть темным, а напротив светила должен располагаться мощный водопад или идти дождь. Отсутствие цветовой окраски, как у обычной радуги, объясняется малыми размерами капелек воды. Внутренняя сторона лунной радуги может быть немного окрашена в фиолетовый цвет, а внешняя — в оранжевый (Приложение 8, слайд 15).

Туманная или белая радуга

Туманная радуга представляет собой широкую блестящую белую дугу, и увидеть его можно не во время дождя, а во время тумана. Она появляется при освещении солнечными лучами слабого тумана, состоящего из мелких капелек. Свет преломляется и рассеивается в очень мелких капельках. Утром 31 декабря был сильный туман, и я увидел радугу вокруг светившего ярким светом уличного фонаря (Приложение 9, слайды 16, 17).

Красная радуга

В последние пять или десять минут перед заходом солнца все цвета радуги, кроме красного, начинают исчезать и, наконец, остается только одна красная дуга. Иногда она чрезвычайно ярка и остается видимой даже спустя десять минут после захода солнца (Приложение 10, слайд 18).

Гало. Круглая радуга

Эта радуга создаётся не капельками воды, а ледяными кристалликами. Наблюдать гало на небе можно в любое время года, ночью и днем, вокруг солнца или луны (Приложение 11, слайд 19).

Обратная радуга

Очень редкое оптическое явление. Такая радуга появляется только при выполнении нескольких условий. В небе на высоте 7—8 км должна быть тонкая завеса перистых облаков, состоящих из кристалликов льда, а солнечный свет должен упасть на них под определённым углом, чтобы разложиться на спектр и отразиться в атмосферу. Цвета в радуге «вверх ногами» располагаются тоже наоборот: фиолетовый вверху, а красный — внизу (Приложение 12, слайд 20).

Огненная радуга

Огненную радугу считают очень редким природным явлением, которое наблюдается только с определенных мест на земной поверхности. Да и то, чтобы ее увидеть, необходимо забраться на гору!

Она образуется из-за прохождения света через легкие перистые облака, которые расположены очень высоко над землёй, где в любое время года очень холодно. Состоят облака из плоских ледяных кристалликов. Солнце должно находиться очень высоко в небе.

( Приложение 13, слайды 21, 22).

Изучая образование различных радуг, я понял, что солнце и вода важные, но не обязательные факторы при образовании радуги.

Глава 3

Изучив данные о радугах, я решил провести опыты. Для этого обратился к книгам и Интернету.

Я просматривал литературу об описании происхождения радуги и узнал, что художник Майкл Джонс Мак Кин сделал установку для создания искусственной радуги. Действующий ее вариант установлен на улице в городе Омаха в американском штате Небраска и включается два раза в день (слайд 23).

Опыт 1

Для проведения этого опыта мне понадобились следующие предметы: противень с водой, зеркало, лист белой бумаги и солнце. Зеркало я поместил в противень с водой. Его нужно наклонить так, чтобы солнечный луч попал на зеркало. На листе бумаги я увидел радугу (Приложение 14, слайд 24).

Опыт 2

Я просто взял стакан с водой и поставил его под лучи солнца. На листе бумаги я снова увидел маленькую радугу. Тогда я решил поэкспериментировать. Взял ёмкость побольше, и радуга сразу увеличилась (Приложение 15, слайд 25,26).

Опыт 3

Для этого опыта я взял CD-диск и направил на солнечный луч. Радуга тут же появилась. Я начал менять положение диска и положил его на стол. Вдруг на потолке появилась огромная радуга. Ещё одну радугу я получил, когда направил диск на белую поверхность (Приложение 16 слайды 27, 28, 29, 30).

Опыт 4

Этот опыт я придумал сам. Я вспомнил, что однажды писал на уроке, солнце попало на шариковую ручку, и на моей руке появилась радуга. Нашёл прозрачную ручку и поместил её под солнечный луч. Радуга появилась снова (Приложение 17 слайд 31).

Опыт 5

Я помогал убирать посуду после Нового года и увидел, как переливается на свету хрустальная ваза. Я решил поставить её под солнечный луч. И снова увидел радугу (Приложение 18, слайд 32). Я понял, что для образования радуги не обязательно нужна вода. Достаточно предмета, преломляющего свет. Я решил попробовать получить радугу без солнца.

Опыт 6

Мне понадобились: стакан с водой, фонарик, зеркальце, тёмная комната со светлыми стенами. Я поместил зеркало внутри стакана, наполненного водой. Посветил фонариком в воду на зеркало и снова увидел радугу (Приложение 19, слайд 33).

Опыт 7

Этот опыт с мыльными пузырями знают все. Свет, отражаясь в мыльных пузырях, придаёт им радужную окраску (Приложение 20, слайд 34).

Не все виды радуг можно получить искусственным путем.

Заключение

Выполнив эту работу, я убедился, как много удивительного и полезного для практической деятельности может заключаться в таком явлении как преломление света. Именно оно позволяет объяснить «загадку» природы — радугу.

Мне удалось узнать, что радуги бывают разные: лунная, туманная, обратная, круглая, огненная, зимняя, красная и чтобы их увидеть, нужны совершенно другие условия: луна, туман, перистые облака, ледяные кристаллы, закат.

Получив искусственную радугу я опроверг свою гипотезу о том, что для образования радуги необходимы только два фактора: вода и солнце. Радуга возникает из-за преломления и отражения солнечного луча на капле воды или другом предмете, имеющим свойство отражения.

Мне было интересно работать над этой темой. Радуга действительно оказалась для меня знакомой незнакомкой. Я думаю, что продолжу свои исследования в изучении радуги.

Список литературы

1. Советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова.

2.Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И.

3. Большая детская энциклопедия. Изд. Росмэн, 2002г.

4. Белкин И. К. Что такое радуга? Изд. Квант, 1984.

5. Булат В. Л. Оптические явления в природе. М.: Просвещение, 1974г..

6. Гегузин Я. Е. Кто творит радугу? Изд. Квант 1988г.

7. Майер В. В., Майер Р. В. Искусственная радуга. Изд. Квант 1988г.

8. Хинкер Бокс. 365 экспериментов.

9. Дженис Ван Клив. 200 экспериментов.

10. Сеть Интернет.

Приложение 1

hello_html_m7c3888c4.jpg

Приложение 2.

hello_html_m79f3079b.jpg

Приложение 3.

hello_html_mc2e6e23.jpg3

Приложение 4.

hello_html_m3d486aea.jpg

Приложение 5.

hello_html_m2770c419.jpg

Приложение 6.

hello_html_4bd85838.jpg

Приложение 7. Зимняя радуга

hello_html_200a4dd4.jpg

hello_html_316f45f0.jpg

Приложение 8. Лунная радуга

hello_html_4de0f717.jpg

Приложение 9. Туманная радуга

hello_html_3244e529.png

hello_html_192c9bb9.jpg

Приложение 10. Красная радуг

hello_html_mc3e6b51.jpg

Приложение 11. Гало. Круглая радуга

hello_html_m73f17421.jpg

Приложение 12. Обратная радуга

hello_html_m395fafee.jpg

Приложение 13. Огненная радуга

hello_html_8897d3f.jpg

hello_html_m24085bb2.jpg

hello_html_m328e0d64.jpg

Приложение 14. Опыт 1

hello_html_m311b9ca8.jpg

Приложение 15. Опыт 2

hello_html_m3b45972e.jpg

hello_html_m4ed73883.jpg

Приложение 16. Опыт 3

hello_html_m756058a4.jpg

hello_html_1117c0c1.jpg

hello_html_m2afb7eab.jpg

hello_html_m7e37e4f4.jpg

Приложение 17. Опыт 4

hello_html_65edd813.jpg

Приложение 18. Опыт 5

hello_html_2f8abc12.jpg

Приложение 19. Опыт 6

hello_html_7ea892be.jpg

Приложение 20. Опыт 7

hello_html_30ed5caa.jpg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *