Радуга 2 класс: Творческая работа учащихся (2 класс) по теме: исследовательская работа «Радуга» – проектная деятельность во 2 классе «Радуга»

Творческая работа учащихся (2 класс) по теме: исследовательская работа «Радуга»

ВВЕДЕНИЕ

     Тема моей исследовательской работы – «Радуга». Данная тема меня заинтересовала тогда, когда  я увидела на небе разноцветную дугу. Я заметила, что она появилась только в солнечный день, и только после дождя. Затем у меня стали возникать следующие  вопросы.  Какое из природных явлений еще  может сравниться  по красоте с радугой? Почему ее цвета  появляются в определенном порядке? Появившись на небосводе, она приковывает внимание. Таким образом, я решила провести свое исследование.

 Гипотеза:

— Радуга появляется только в солнечный день после дождя, когда солнечные лучи проходят через дождевые капли и ее цвета появляются в определенном порядке.

Цель моего исследования: доказать, что радуга появляется только в солнечный день после дождя, когда солнечные лучи проходят через дождевые капли и ее цвета появляются в определенном порядке.

Задачи: — узнать и объяснить, как и почему появляется радуга с      

                 определенным расположением цветов;

               — какие бывают радуги;

               — выяснить, можно ли получить радугу, заменив солнечные лучи  

                 искусственным источником света

Объектом исследования является природное явление радуга.

Предмет исследования – понятие «радуга» как природное явление.

Основные методы, которые использовались – изучение литературы, наблюдение, эксперимент.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1.  Значение слова «радуга».

      Среди ярчайших явлений природы радуга одно из самых красивых и люди уже давно задумывались над её природой. Даже Аристотель, древнегреческий философ, пытался объяснить причину радуги. Пройдет гроза, и на небе вспыхивает радуга. Иногда можно увидеть сразу две радуги. Вторая будет, значительно бледнее первой, а цвета в ней идут в обратном порядке.

        В древнегреческой мифологии, например, радуга – это дорога между небом и землей, по которой ходила посланница между миром богов и миром людей Ирида. В Китае считали, радуга – это небесный дракон, союз неба и Земли. В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака, и оттуда она падает живительным дождем.

        Есть несколько версий, откуда произошло слово радуга, самое распространенное, что слово «радуга» произошло от «радуга», что в переводе с украинского означает «пестрая дуга».  

     Славянские народы придумывали для радуги разные названия: дуга, веселка, веселуха, божий лук, пояс, краса, красуля и много других.

    По радуге люди могли определить погоду на ближайшие дни:

  • В радуге больше красного цвета — к ветру.
  • Высокая и крутая радуга к вёдру; пологая и низкая — к ненастью.
  • Если радуга после дождя скоро пропадает — к ясной погоде, а если долго стоит — к ненастью.
  • Радуга утром — к дождю.

2.2.  Откуда берется удивительный красочный свет, исходящий от дуг радуги?

       Радуга – это просто солнечные лучи, преломляющиеся в каплях дождя. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы, а поскольку их очень много, то и радуга получается в полнеба. Вот кто, оказывается, строит разноцветные ворота в небе быстро и красиво! Луч солнца и дождевые капли. Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В радуге различают семь цветов. Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», Крот Овце, Жирафу, Зайке голубые сшил фуфайки. В этих фразах начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета.

Цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

       Вид радуги, яркость цветов, ширина полос зависят от размеров и количества капель в воздухе. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. Исследования показали, что человеческий взгляд различает 160 оттенков цветов. Это происходит потому, что нет четкой границы между цветами, один цвет переходит в другой через все оттенки. Основный цвета радуги это красный, желтый и синий. Из них можно получить все иные цвета радуги.

         Мы привыкли наблюдать радугу как дугу, но оказывается, эта дуга является лишь частью разноцветной окружности. Форма природной радуги определяется формой капелек воды, в которых преломляется солнечный свет. Полностью это атмосферное явление можно наблюдать лишь на большой высоте, например, с самолета.

      Иногда в небе видны целых 2, 3, 4 радуги — одна из них очень яркая, вторая — бледнее. Значит, солнечный луч дважды отражается в каплях воды. При этом у другой радуги цвета полос располагаются в обратном порядке — верхняя часть дуги имеет фиолетовую окраску, а нижняя — красную.

       Вторые радуги образуются из-за двойного отражения солнечного света внутри дождевых капель.

2.3.     А бывает ли радуга без дождя?

      Такое чудо тоже бывает. Очень это странно, необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется, как в призме, и отражается в небе красивой радугой.

      Радуги можно увидеть около водопадов, фонтанов, на фоне завесы капель, разбрызгиваемых поливальной машиной или полевой поливальной установкой. Можно самому создать завесу капель из ручного пульверизатора и, встав спиною к Солнцу, увидеть радугу, созданную собственными руками.

В ходи исследования я получила радугу в домашних условиях.  Приготовила мыльный раствор и надула мыльный пузырь. На пузыре появилась радуга. Свет, проходя через мыльный пузырь, преломляется и распадается на цвета, в результате появляется радуга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Во время работы над проектом я узнала о природном явлении радуге. Я  могу сделать вывод, что радуга круглая, появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли. Радугу можно нарисовать, используя только три цвета (красный, желтый, синий). Опытным путём я доказала, что эффект радуги можно получить в домашних условиях и в любое время года любоваться этим красивейшим природным явлением, которое всё ещё хранит много загадок.

Исследовательская работа «Радуга» (2 класс)

Содержание

Введение 2

I. Основная часть 3

1.1. Что такое радуга? 3

1.2. Когда можно увидеть радугу? 4

1.3. Почему у радуги семь цветов? 4

II. Практическая часть 5

2.1. Получение радуги в домашних условиях 5

Заключение 6

Список литературы 7

Приложение 8

Дождик с Солнцем смастерил
Мост высокий без перил.
От чудесного моста
Всему миру красота.

(Радуга)

Введение:

Радуга – одно из самых удивительных явлений природы. Что такое радуга? Как она появляется? Эти вопросы интересовали людей во все времена. Существует множество поверий и легенд, связанных с ней (дорога на тот свет, связь между небом и землей, символ изобилия и т.п.). Некоторые народы верили, что тот, кто пройдет под радугой, поменяет свой пол.  Ее красота поражает и восхищает. Глядя на этот разноцветный «волшебный мост», хочется верить в чудеса. Появление радуги в небе оповещает, что ненастье закончилось, и пришла ясная солнечная пора.

Актуальность:

Какой человек на сегодняшний день не видел такого прекрасного явления природы, как появление радуги? Радуга привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Из-за большого количества дел не хватает времени для того, чтобы замечать красоту природы. Взрослые легко находят причины своей занятости. Но для детей учиться видеть прекрасное в окружающем мире – это возможность развить вкус к красоте и к тому же узнать о том, откуда эти явления появляются. Тема моей исследовательской работы «Волшебный мост – радуга»

Цель исследования: узнать причину появления радуги и получить радугу в домашних условиях.

Задачи:

  1. Изучить, что такое радуга.

  2. Узнать, когда можно увидеть радугу.

  3. Понять, почему у радуги семь цветов.

  4. Провести эксперимент по получению радуги в домашних условиях.

Гипотеза исследования: 

Радуга появляется только в солнечный день после дождя, когда солнечные лучи проходят через дождевые капли и ее цвета появляются в определенном порядке.

Если заменить солнечные лучи искусственным источником света, можно получить радугу.

Объект: радуга

Предмет: появление радуги

Методы исследования:

изучение литературы, наблюдение, опыты.

I. Основная часть

1.1. Что такое радуга?

В современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой я нашел такое определение «радуги»: радуга – это оптическое атмосферное явление, возникающее вследствие преломления в водяных каплях солнечных лучей и имеющее вид разноцветной дуги на небесном своде.

В толковом словаре И.С. Ожегова дается такое определение: радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. Цвета радуги (цвета солнечного спектра).

В толковом словаре русского языка В.И. Даля: радуга – явление природы – разноцветная, красивая полоса в виде дуги на небе, которая образуется преломлением солнечных лучей в капельках дождя.

Изучив определения слова «радуга» в различных словарях, я выяснил, что радуга — это атмосферное явление, которое для нас представляется в виде дуги или круга. Принято считать, что эти дуга или круг состоят из семи цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего и фиолетового.

1.2. Когда можно увидеть радугу?

Откуда же берется радуга? Ее можно наблюдать во время дождя или после ливня. Но для ее возникновения недостаточно молнии и грома. Она появляется лишь в том случае, если сквозь тучи пробивается солнце. Нужны определенные условия для того, чтобы ее можно было заметить. Необходимо находиться между дождем (он должен быть спереди) и солнцем (оно сзади). Ваши глаза, центр радуги и солнце должны быть на одной линии, иначе этого волшебного моста вам не видать! Наверняка многие замечали, что бывает, когда лучик белого света падает на мыльный пузырь или на край скошенного зеркала. Он разделяется на разнообразные цвета (зеленый, синий, красный, желтый, фиолетовый и т.д.). Предмет, который разбивает луч на составляющие цвета, называют призмой. А образующуюся разноцветную линию – спектром. Так что такое радуга? Это и есть изогнутый спектр, цветная полоса, образовавшаяся в результате разделения луча света при прохождении через дождевые капли (они в этом случае являются призмой).

Кроме солнечных радуг существуют еще и лунные радуги. Но это очень редко, при полной Луне, незакрытой облаками, при одновременном выпадении ливневого дождя.  Это случается в результате преломления света на маленьких капельках воды над поверхностью водоема. В таких случаях капли воды играют роль отражателей лунного света. Луна излучает меньше света, чем солнце. Поэтому лунная радуга состоит из таких же цветов как и солнечная, но намного бледнее.

1.3. Почему у радуги семь цветов?

Удивительно, ведь солнечные лучи бесцветные, а капли воды прозрачные. Как же у них получается создавать такую красоту? Дело в том, что световые волны имеют разную длину. Более короткие волны несут красный цвет, длинные — фиолетовый. При прохождении светового луча из одной прозрачной среды в другую, например из воздуха в воду, он изменяет свое направление — преломляется. Тогда и происходит разделение белого цвета на составляющие его цветные лучи. Многоцветный спектр радуги непрерывен, однако принято выделять в нем именно 7 цветов, потому что они самые яркие и выраженные.

Считается, что первым эти цвета выделил знаменитый английский учёный Исаак Ньютон. В своих научных статьях он писал, что первоначально обнаружил лишь пять цветовых оттенков в радуге: красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый. Впоследствии он добавил к ним еще два цвета: оранжевый и синий. А всё потому, что Ньютон стремился установить соответствие между числом тонов музыкальной гаммы и количеством цветов светового спектра. Вот так: семь нот в гамме – семь цветов в радуге.

II. Практическая часть

2.1. Получение радуги в домашних условиях

Я решил узнать, можно ли получить радугу в домашних условиях.

Оказывается, существует несколько способов получения радуги в домашних условиях.

1 способ. Нам понадобится: тарелка, вода, зеркало, фонарик, лист белого картона.

Описание: наливаем воду в тарелку, опускаем в воду зеркало. Ставим тарелку с водой так, чтобы луч света от фонарика отразился от зеркала на лист белого картона.

2 способ. Нам понадобится: мыльные пузыри.

Описание: Выдуваем мыльный пузырь. На пузырях можно увидеть радугу.

3 способ. Нам понадобится: компьютерный диск, искусственный источник света – фонарик.

Описание: направляем лучи искусственного света на диск. В результате преломления луча мы наблюдаем радугу.

Так же я решил провести этот эксперимент в условиях полной темноты. В результате преломления луча радуга наблюдается, но не такая яркая как при дневном свете.

Заключение:

В чем же все-таки секрет радуги? Она образуется при прохождении солнечных лучей через капли дождя. Эти капельки по-разному отклоняют свет разных цветов. Солнечный луч в действительности является сочетанием всех цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета. Это и есть семь цветов радуги. Солнечный луч или обычный луч белого света на самом деле является сочетанием всех цветов. Моя гипотеза подтвердилась, радуга появляется только в солнечный день после дождя, когда солнечные лучи проходят через дождевые капли и ее цвета появляются в определенном порядке. Если заменить солнечные лучи искусственным источником света, можно получить радугу.

Список литературы:

  1. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой

  2. Толковый словарь И.С. Ожегова

  3. Толковый словарь русского языка В.И. Даля

  4. Травина И.В. 365 рассказов о планете Земля/Науч.-поп.издание для детей. – М.:ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2007.

Приложение:

Способы получения радуги в домашних условиях.

1 способ. Нам понадобится: тарелка, вода, зеркало, фонарик, лист белого картона.

hello_html_m494c2074.jpg

Описание: наливаем воду в тарелку, опускаем в воду зеркало. Ставим тарелку с водой так, чтобы луч света от фонарика отразился от зеркала на лист белого картона.

hello_html_2393ddec.jpghello_html_5ccccc45.jpg

2 способ. Нам понадобится: мыльные пузыри.

hello_html_m349defcb.jpg

Описание: Выдуваем мыльный пузырь. На пузырях можно увидеть радугу.

hello_html_264593bb.png

3 способ. Нам понадобится: компьютерный диск, искусственный источник света – фонарик.

hello_html_2e54770.jpg

Описание: направляем лучи искусственного света на диск. В результате преломления луча мы наблюдаем радугу.

hello_html_mc69ab92.jpg

В условиях полной темноты.

hello_html_61fc84f7.jpg

Проект «Откуда берётся радуга?» (2 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ЖУРАВЛЕВКА

КРАСНОКУТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Исследовательская работа на тему

«Откуда берётся радуга?»

Выполнили: учащиеся 2 класса

Курашкин Артём

Родина Виктория

Руководитель: учитель начальных классов

Рябова Виктория Александровна

2015-2016 уч.год

  1. Введение. 1.1. Обоснование темы. 1.2. Цель исследования. 1.3. Задачи исследования. 1.4. Гипотеза. 1.5. Этапы исследования.

  1. Основная часть. 2.1. Что такое радуга? 2.2. Кто раскрасил радугу? 2.3. Возникновение радуги. 2.4. Кто изучал радугу?

    1. Радуга бывает разной.

  1. Эксперимент.

  1. Вывод.

  1. Список литературы.

1. Введение. 1.1. Обоснование темы. — Ребята, отгадайте загадку. Что это за явление природы?

Солнце светит и смеется,
А на Землю дождик льется.
И выходит на луга
Семицветная дуга.

— Правильно, это радуга. А знаете ли вы, что такое радуга? А вот мы теперь знаем.

Каждый человек хотя бы раз в жизни любовался природным чудом – радугой.
Многие, наверное, замечали, что радуга появляется после дождя.
Я много раз видел(а) радугу, и всегда это явление природы приводило меня в восторг.
Она настолько красивая, что ее воспевают во многих песнях, описывают в литературе, складывают о ней легенды. Многие люди, также как и я с нетерпением ждут дождя, чтобы полюбоваться радугой.

— Что это за чудо природы?

— Как образуется радуга?

— А можно ли наблюдать эту красоту дома?

— Какие еще существуют радуги?

Эти и многие другие вопросы заинтересовали меня и моих одноклассников. Эта тема стала нам интересна потому, что не многие знают, как образуется радуга. Чтобы ответить на все возникшие вопросы, мы решили провести исследовательскую работу.

1.2. Цель исследования: узнать причину появления радуги.

1.3. Задачи исследования:

  • Узнать, кто раскрасил радугу.

  • Поставить опыт получения радуги в домашних условиях.

  • Узнать историю изучения радуги.

1.4. Гипотеза: радуга существует в природе, а возможно ли получить ее в домашних условиях? Если возможно, то, каким способом.

1.5. Этапы исследования:

Предмет исследования: радуга.

2. Основная часть.

2.1.Что такое радуга?

Для того, чтобы узнать причину возникновения радуги, мы начали с изучения литературы. В толковом словаре дано понятие радуги. Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Радугу можно увидеть около водопадов, фонтанов, поливая растения в саду в яркий солнечный день, в брызгах воды тоже можно увидеть маленькую радугу.

2.2. Кто раскрасил радугу?

Откуда берется удивительный красочный свет, исходящий от дуг радуги?

Ответ на этот вопрос мы нашли в энциклопедии для любознательных. Нам кажется, что свет белый. Но на самом деле он состоит из нескольких цветов. Бывает, что во время дождя выглянет солнце, и тогда солнечный свет преломляется в капельках воды и «распадается» на несколько цветов. Этих цветов всегда семь, и они расположены в строгом порядке. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Так получается разноцветная радуга. Предмет, который может разложить луч света на его составляющие, называется «призмой». Образуемые цвета создают полоску из цветных линий, которая называется «спектр». Радуга и есть большой спектр, или полоса цветных линий, образовавшихся в результате распада луча света, проходящего через капельки дождя. В данном случае капли дождя выполняют роль призмы.

2.3. Возникновение радуги.

Радуга всегда появляется после дождя, я думаю, что все это знают. Но тут есть еще один фокус. Радуга сверкает не после, а во время дождя, дождь просто идет уже не у нас, а неподалеку от нас. Когда ливень кончается, это значит, что ветер просто отнес эти дождевые облака дальше.

И если дождь ушел в сторону солнца, то тогда мы можем любоваться радугой. Ведь капли и расщепляют солнечный, белый свет, потому что они и есть маленькие призмы и отражают эти разноцветные лучи на небе. Думаю, все видели каплю, которая срывается с отверстия крана умывальника, поэтому все согласятся, что она похожа на призму. Свет попадает в каплю дождя, отражается от другой стороны капли и выходит. А дождь это миллионы таких капелек. Вот и весь секрет этого прекрасного природного явления. Дождь усеивает все небо маленькими призмами, а солнечный свет, проходя через них, расщепляется на спектр. При этом мы имеем на небе чудесную картину – радугу.

2.4.Кто изучал радугу?

А пытался ли кто-нибудь в истории человечества познать природу радуги?

С мамой мы нашли ответ на этот вопрос в Интернете.

Первая попытка объяснить радугу была сделана в 1611 г. архиепископом Антонио де Доминисом. Его объяснение радуги противоречило библейскому, поэтому он был отлучен от церкви и приговорен к смертной казни.

Научное объяснение радуги впервые дал Рене Декарт в 1637 г. Декарт объяснил радугу на основании законов преломления и отражения солнечного света в каплях выпадающего дождя. Но он еще не знал о разложении белого света в спектр при преломлении. Поэтому радуга Декарта была белой.
Спустя 30 лет Исаак Ньютон объяснил, как преломляются цветные лучи в каплях дождя. По образному выражению американского ученого А. Фразера, сделавшего ряд интересных исследований радуги уже в наше время, «Декарт повесил радугу в нужном месте на небосводе, а Ньютон расцветил ее всеми красками спектра». Хотя многоцветный спектр радуги непрерывен, по традиции в нем выделяют 7 цветов. Считают, что первым выбрал число 7 Исаак Ньютон, для которого число 7 имело специальное символическое значение. Причём первоначально он различал только пять цветов — красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый. Но, впоследствии, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил к пяти перечисленным цветам спектра еще два.

Несмотря на то, что теория радуги Декарта–Ньютона создана более 300 лет назад, она правильно объясняет основные особенности радуги, в том числе расположение цветов.

2.5. Радуга бывает разной.

Радуга бывает с одной, с двумя дугами.

Мало кому известно, но существует и ночная радуга. Ночью, когда заканчивается дождь, радуга может возникнуть и в результате действия лучей, отражаемых луной. Несомненно, она не такая яркая, как днем, но видно ее замечательно. В зимнее время радуга возникает очень редко, но по своей красочности и живописности она отличается от всех остальных.

3. Эксперимент.

Мы решили «устроить» радугу дома.

Чтобы убедиться в том, что радугу можно получить искусственным путём, мы провели опыт, который подсказал нам учитель физики.

Нам понадобился фонарик, ёмкость для воды, плоское зеркало, белый картон и вода.

Ход опыта:

  1. Наполнили ёмкость водой.

  1. Поставили зеркало с наклоном.

  1. Направили свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала.

  1. Чтобы поймать отражённые (или преломлённые) лучи, поставили картон перед зеркалом.

В результате на картонке появилось отражение всех цветов радуги, тем самым мы смогли получить радугу в «домашних» условиях.

  1. Вывод.

По полученным результатам, мы пришли к выводам, что:

1.Причиной возникновения радуги является преломление и «распад» солнечного света в каплях воды и отражение этого света на небе.

2.Получение и наблюдение радуги в домашних условиях возможно.

Интересно расположение цветов в радуге. Оно всегда постоянно. Для запоминания их последовательности есть фразы, первые буквы каждого слова в которых соответствуют первым буквам названия цвета.

  1. Список литературы.

  1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е издание., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2008.

  2. Травина И.В. 365 рассказов о планете Земля/Науч.-поп.издание для детей. – М.:ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2007.

  3. Энциклопедия для любознательных «Где, что и когда?» ЗАО Компания «Махаон» — М.: 2007.

  4. Интернет-ресурсы.

РЕЦЕНЗИЯ

на проект «Откуда берётся радуга?»

Представленный проект учащихся 2 класса под руководством Рябовой В.А., рецензируется с целью рекомендации его на участие в районной конференции «Шаг в будущее» среди учащихся 1-11 классов образовательных учреждений Краснокутского района Саратовской области.

В последнее время придаётся большое значение организации проектной деятельности учащихся всех возрастных групп. Грамотно организованная проектная деятельность в полной мере даёт ощутимый педагогический эф­фект, связанный, прежде всего, с личностным развитием учащихся.

Работа предполагает в качестве методов исследования сбор информации о радуге, проведение анкетирования учащихся начальных классов с целью выяснения знаний о том, знают ли они, откуда берётся радуга, а также проведение опыта.

Актуальность разработки данного проекта очевидна. Тема проекта близка и понятна детям, находится в их зоне ближайшего развития. Она выбрана из содержания учебного предмета по окружающему миру, и имеет место межпредметная связь с историей, литературным чтением, изобразительным искусством.

Результаты выполненного проекта: конкретное решение теоретической проблемы; презентация к отчёту составлена грамотно, ярко; получен конкрет­ный результат, готовый к внедрению для учащихся начальных классов.

Работа над данным проектом способствует форми­рованию у учащихся умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владению способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству.

Научно-исследовательская работа на тему: «Волшебная радуга» (2 класс)

Введение

АКТУАЛЬНОСТЬ

Тема проекта «Волшебная радуга». Ра́дуга — это явление, наблюдаемое при освещении Солнцем (иногда Луной) множества водяных капель (дождя или тумана). Радуга выглядит как разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра (от внешнего края: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Хочу сказать, что это просто сказочное зрелище. И когда я увидела радугу в первый раз (это было летом у моей прабабушке в деревне), то мне стало очень интересно, как образуется радуга, почему она такая разноцветная, сколько цветов в радуге, где она заканчивается, можно ли на неё забраться, можно ли на ней кататься, можно ли её забрать с собой, а может её можно потрогать… Вобщем, вопросов маме я задала столько, что мы решили поискать ответы на все эти вопросы.

Первым делом мы, конечно, заглянули в интернет-источники. Затем начали искать информацию в различных энциклопедиях. А также, попробовали поискать какие-нибудь экскурсии, но, к сожалению, безуспешно. Единственный музей (Музей “ЛабиринтУм”) был найден в городе Санкт-Петербург. Это отличное место для познавательного отдыха всей семьёй! Ведь в нём познаются законы физики, а также тайны и законы природы не просто доступным, но и увлекательнейшим образом!

В музее постоянно проходят развлекательные научно-познавательные шоу. Например, можно очутиться на шоу “Море звуков” и мыльных пузырей, математическом шоу и в школе магии и волшебства. Можно узнать, из чего сделана радуга, возможен ли конец света. Можно также очутиться внутри гигантского мыльного пузыря, поймать собственную тень, создать молнию или зажечь лампу, просто взявшись за руки и многое-многое другое.

Я там, конечно, не была, но мама сказала, что обязательно летом съездим всей семьей.

Мама помогала мне с поиском информации, а я составляла альбом из рисунков и фотографий различных по красоте радуг. Ещё мы с мамой сделали мини-книгу, посвящённую мифам о радуге.

Проанализировав найденную информацию, я получила много новых знаний о радуге: физика радуги; что бывают не только простая радуга-дуга, но много других оптических феноменов, которые возникают по похожим причинам или похоже выглядят; о радуге в истории, мифологии, культуре; о мнемонических фразах и о многом и многом другом.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Первым, кто объяснил природу радуги, был Аристотель.

Он определил, что «радуга — это оптическое явление, а не материальный объект».

    1. Природа возникновения радуги

Люди давно задумывались над природой этого красивейшего явления природы. Человечество связало радугу с множеством поверий и легенд. В древнегреческой мифологии, например, радуга – это дорога между небом и землей, по которой ходила посланница между миром богов и миром людей Ирида. В Китае считали, что радуга — это небесный дракон, союз Неба и Земли. В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака и оттуда она падает живительным дождем. Фото: Радуга над деревней. Фотограф Юрий Савинский. Природа - Фото и фотограф на Расфокусе.

Радуга также фигурирует во многих народных приметах, связанных с предсказанием погоды. Например, радуга высокая и крутая предвещает хорошую погоду, а низкая и пологая — плохую.

Откуда же берется радуга?

Обратите внимание, что радугу можно наблюдать только перед дождем или после него. И только в том случае, если одновременно с дождем сквозь тучи пробивается солнце. Что при этом происходит? Лучи Солнца проходят через капельки дождя. А каждая такая капелька работает как призма. То есть она разлагает белый свет Солнца на его составляющие — лучи красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цвета. Причем капельки по-разному отклоняют свет разных цветов, в результате чего белый свет разлагается в разноцветную полосу, которую называют спектром. http://allforchildren.ru/why/illustr/whatis32.png

Преломление света при прохождении через призму.

Обратите внимание, что лучи разных цветов выходят из призмы под разными углами.

Радуга и есть огромный изогнутый спектр. Для наблюдателя на земле радуга обычно выглядит как дуга — часть окружности, И чем выше находится наблюдатель, тем радуга полнее. С горы или самолёта можно увидеть и полную окружность!

Вы можете видеть радугу только в том случае, если находитесь строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед вами). Иначе радуги не увидеть!13 Апреля 2013 - Земля. Хроники Жизни. primer.clan.su

Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой. Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов — снаружи находится фиолетовый, а внутри красный.

Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге (или спектре) есть специальные простые фразы — в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов:

Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь.

Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.

Запомните их — и вы без труда в любое время сможете нарисовать радугу.

    1. Почему радуга имеет форму дуги?

Почему радуга полукруглая? Люди давно задавались этим вопросом. В некоторых мифах Африки радуга — это змея, которая охватывает Землю кольцом. Но теперь-то мы знаем, что радуга — это оптическое явление — результат преломления лучей света в капельках воды во время дождя. Но почему мы видим радугу именно в форме дуги, а не, например, в форме вертикальной цветной полосы?

Форма радуги определяется формой капелек воды, в которых преломляется солнечный свет. А капельки воды — более или менее сферические (круглые). Проходя через каплю и преломляясь в ней, пучок белых солнечных лучей преобразуется в серию цветных воронок, вставленных одна в другую, обращенных к наблюдателю. Наружная воронка красная, в нее вставлена оранжевая, желтая, далее идет зеленая и т. д., кончая внутренней фиолетовой. Таким образом, каждая отдельная капля образует целую радугу.254718-1920x1200.jpg

Конечно, радуга от одной капли слабая, и в природе ее невозможно увидеть отдельно, так как капель в завесе дождя много. Радуга, которую мы видим на небосводе, образована мириадами капель. Каждая капля создает серию вложенных одна в другую цветных воронок (или конусов). Но от отдельной капли в радугу попадает только один цветной луч. Глаз наблюдателя является общей точкой, в которой пересекаются цветные лучи от множества капель. Например, все красные лучи, вышедшие из различных капель, но под одним и тем же углом и попавшие в глаз наблюдателю, образуют красную дугу радуги. Также образуют дуги все оранжевые и другие цветные лучи. Поэтому радуга круглая.

Два человека, стоящие рядом, видят каждый свою радугу! Потому что в каждый момент радуга образована преломлением солнечных лучей в новых и новых каплях. Капли дождя падают. Место упавшей капли занимает другая и успевает послать свои цветные лучи в радугу, за ней следующая и так далее.

Вид радуги — ширина дуг, наличие, расположение и яркость отдельных цветовых тонов, положение дополнительных дуг — очень сильно зависят от размера капель дождя. Чем крупнее капли дождя, тем уже и ярче получается радуга. Характерным для крупных капель является наличие насыщенного красного цвета в основной радуге. Многочисленные дополнительные дуги также имеют яркие тона и непосредственно, без промежутков, примыкают к основным радугам.

Вид радуги зависит и от формы капель. При падении в воздухе крупные капли сплющиваются, теряют свою сферичность. Чем сильнее сплющивание капель, тем меньше радиус образуемой ими радуги.

Мы привыкли наблюдать радугу как дугу. На самом деле эта дуга является лишь частью разноцветной окружности. Целиком же это природное явление можно наблюдать лишь на большой высоте, например, с борта самолета.Сферическая радуга вокруг солнца

Есть такая группа оптических явлений, которая называется гало. Они вызваны преломлением световых лучей крошечными кристалликами льда в перистых облаках и туманах. Чаще всего гало образуются вокруг Солнца или Луны. Вот пример такого явления — сферическая радуга вокруг Солнца.

Необычные радуги

Солнечные лучи, летящие со скоростью 300 тыс. километров в секунду и встречающие на своём пути Землю способны творить чудеса, достойные руки известного художника. Часть из этих чудес мы видим настолько часто, что перестаём их замечать, а другая часть этих удивительных явлений неживой природы повергает в изумление случайных очевидцев, которые готовы свалить всё на проделки НЛО или приведений.

Радужная стена. Редкое атмосферное явление ещё известное как огненная радуга возникает при преломлении горизонтальных солнечных лучей восходящего или заходящего солнца через горизонтально расположенные кристаллики льда облаков. В результате получается своего рода стена, окрашенная в разные цвета радуги. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/29/919/29919777_1217605533_145514.jpg

Фото сделано в небе Вашингтона в 2006 году.

Призрак Броккена, Германия. Это явление наблюдается туманным утром. Радужный солнечный диск появляется напротив солнца, в результате отражения солнечных лучей от капелек воды тумана. http://i.i.ua/prikol/pic/4/1/145514_146100.jpg

Перевёрнута радуга. Такая необычная радуга появляется тоже в результате преломлении солнечных лучей сквозь кристаллики льда, находящиеся только в определённых частях облаков.http://i.i.ua/prikol/pic/4/1/145514_146101.jpg

Белая радуга. Фото сделано на мосту золотые ворота в Сан-Франциско. Небольшой размер воздушных капель воды делает невозможным разложение солнечных лучей на спектры цветов, поэтому радуга только белого цвета.http://i.i.ua/prikol/pic/4/1/145514_146102.jpg

Свет Будды. Это фото сделано в Китае. Явление схоже с призраком Броккена. Солнечные лучи отражаются от атмосферных капелек воды над морем, тень посреди радужного круга из отражённых лучей – это тень самолёта.http://i.i.ua/prikol/pic/4/1/145514_146103.jpg

Ореол. Солнечные лучи отражаются от кристалликов льда, расположенных под углом 22 градуса по отношению к Солнцу в высотных облаках. Различное положение кристалликов льда может вызывать модификации ореола.http://i.i.ua/prikol/pic/4/1/145514_146104.jpg

Лунная радуга. Появление на небе радуги может вызвать не только Солнце, но и Луна. Лунная радуга, конечно, не такая яркая и насыщенная цветами, как солнечная, но фотоаппарат, выставленный на длинную выдержку, может зафиксировать все семь цветов радуги.http://i.i.ua/prikol/pic/4/1/145514_146106.jpg

Паргелический круг. Вертикально расположенные в холодной атмосфере миллионы кристалликов льда вызывают такое красивое явление.http://i.i.ua/prikol/pic/4/1/145514_146107.jpg

Северное сияние. Северное сияние не что иное, как столкновение в верхних слоях атмосферы солнечных лучей с заряженными частицами газов магнитного поля Земли.http://i.i.ua/prikol/pic/4/1/145514_146109.jpg

Сумеречные лучи. Солнечные лучи заходящего солнца, проходящие сквозь бреши в облаках образуют чётко-заметные отдельные пучки солнечного света. Очень часто такие подающие солнечные лучи можно видеть в различных фантастических фильмах.http://i.i.ua/prikol/pic/4/1/145514_146112.jpg

    1. Исследование радуги учёными

А пытался ли кто-нибудь в истории человечества познать природу радуги?

Это красивое явление стали изучать уже в глубокой древности. Аристотель, древнегреческий философ, пытался объяснить причину радуги. Первым понял причину радуги немецкий монах Теодорик, в 1304 г. Воссоздавший ее на сферической колбе с водой. Однако открытие Теодорика было забыто. Общая физическая картина радуги была уже четко описана архиепископом Марком Антонием де Доминисом в 1611 году в книге «De radiis visus et lucis in vitris perspectivis et iride». Он объяснил, что радуга появляется в результате отражения света от внутренней поверхности капли дождя и двукратного преломления – при входе в каплю и выходе из неё. Первая попытка закончилась плачевно. Автор рукописи был заточен в тюрьму.

Научное объяснение радуги впервые дал Рене Декарт в 1637 г. Декарт объяснил радугу на основании законов преломления и отражения солнечного света в каплях выпадающего дождя. Но он еще не знал о разложении белого света в спектр при преломлении. Поэтому радуга Декарта была белой.

Спустя 30 лет Исаак Ньютон объяснил, как преломляются цветные лучи в каплях дождя. По образному выражению американского ученого А. Фразера, сделавшего ряд интересных исследований радуги уже в наше время, «Декарт повесил радугу в нужном месте на небосводе, а Ньютон расцветил ее всеми красками спектра». Хотя многоцветный спектр радуги непрерывен, по традиции в нем выделяют 7 цветов. Считают, что первым выбрал число 7 Исаак Ньютон, для которого число 7 имело специальное символическое значение. Причём первоначально он различал только пять цветов — красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый. Но, впоследствии, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил к пяти перечисленным цветам спектра еще два.

Несмотря на то, что теория радуги Декарта–Ньютона создана более 300 лет назад, она правильно объясняет основные особенности радуги, в том числе расположение цветов.

Можно ли нарисовать радугу тремя цветами?!

Оказывается, краски, как и люди, любят наряжаться, ходить друг к другу в гости, танцевать. У них есть друзья и враги, краски могут быть весёлыми и озорными, добрыми и ласковыми. Однажды с ними приключилась вот такая история.

В Сказочно-красочном городе жили три самые главные принцессы-краски. Их звали Красная, Жёлтая и Синяя. Красная краска очень любила бегать, прыгать, озорничать. Характер у неё весёлый, жизнерадостный.

И вот однажды решила Красная принцесса-краска сходить в гости к Желтой. Жёлтая принцесса-краска очень весёлая, ласковая, как солнышко. Она всем старалась помочь и всех обогреть. Подошла Красная принцесса к небольшому жёлтому домику, позвонила в дверь. Жёлтая краска впустила Красную к себе в дом. Но случилась беда – в доме погас свет. Краски стали бегать, суетиться и нечаянно столкнулись друг с другом. Да так сильно, что не заметили, как перемешались. А когда свет включили, они увидели, что из двух красок получилась третья – оранжевая. Жёлтая и Красная краски очень обрадовались: ведь теперь у них появилась еще одна яркая, красивая подружка – Оранжевая краска.

Тем временем в Сказочно-красочном городе произошла ещё одна удивительная история. Как только Красная краска зашла в дом к Жёлтой, на улице разразилась большая буря. Все краски побежали домой. Лишь Синяя краска и младшая сестрёнка Жёлтой не успели никуда спрятаться. Пришлось Синей и Жёлтой краскам вместе пережидать бурю под раскидистым дубом. Но дождь был очень сильный, и краски промокли от кончиков ушей до самых пяток. Они нечаянно смешались и после очередного громового раската увидели, что рядом с ними стоит ещё кто-то. «Кто ты такая?» — спросили они у незнакомки. «Я появилась, когда вы смешались между собой», — ответила она. Так в кругу друзей появилась Зелёная краска.

Синяя краска так обрадовалась появлению ещё одной краски, что, не дожидаясь, пока закончится дождик, побежала рассказать своей подружке Красной краске о таком событии. Тем временем Жёлтая краска, напоив своих друзей лимонным чаем, предложила поиграть в домино. Но Красная краска отказалась и стала собираться домой. Когда она стояла на пороге и прощалась с подружками, дверь неожиданно распахнулась, и в дом, не заметив на пороге Красную краску, ворвалась Синяя, чтобы сообщить свою радостную новость. Красная и Синяя краски столкнулись в двери. И жители Сказочного городка получили в подарок еще одну новую жительницу – Фиолетовую краску. Так на свете появились Оранжевая, Фиолетовая и Зелёная краски.

Это событие – чудесное для всех жителей Сказочно-красочного города. Ведь теперь можно с помощью умелых ручек нарисовать радугу. Так они и сделали, а затем все вместе сочинили и пели вот такую песенку:

Краски сегодня ужасно устали –

Радугу в небе они рисовали.

Долго трудились над радугой краски,

Радуга вышла красивой, как в сказке:

Вся разноцветная – вот красота!

Ты полюбуйся, какие цвета!

hello_html_23dfb0d4.png

Радуга в творчестве поэтов

С радугой всегда связывают ощущения радости и освобождения. Она добрая предвестница. Поэты неоднократно обращались к радуге. Например, хорошо передал ощущение радости, вызываемое радугой, Гёте:

К тебе я, солнце, обращусь спиною;

На водопад сверкающий, могучий

Теперь смотрю я с радостью живою,-

Стремится он, дробящийся, гремучий,

На тысячи потоков разливаясь,

Бросая к небу брызги светлой тучей.

И между брызг, так дивно изгибаясь,

Блистает пышной радуга дугою,

То вся видна, то вновь во мгле теряясь,

И всюду брызжет свежею росою!

Всю нашу жизнь она воспроизводит:

Всмотрись в нее — и ты поймешь душою,

Что жизнь на отблеск красочный походит.

Раз пройти под радугой босиком.

Конечно, не только о хорошей погоде думали люди, любуясь радугой. С радугой издавна связывались представления о благополучии, о счастье. Существовало поверье, будто в том месте, где радуга как бы уходит одним из своих концов в землю, можно, откопать горшок с золотом. А чтобы до окончания жизни быть счастливым и удачливым во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под радугой босиком. Жаль вот только, что никому еще не удавалось пройти под радугой, никто не смог подойти к ее основанию. Восхищаясь “жемчужным, разноцветным мостом”, Ф. Шиллер с грустью замечает:

Идешь к нему — он прочь стремится,

И в то же время недвижим;

С своим потоком он родится

И вместе исчезает с ним.

Радуга действительно неуловима и недолговечна. Она дарит ощущение радости, но, увы, ощущение это- мимолетно. Она дарит мечту о счастье, но счастье это оказывается недостижимым. Удивительное в своей красоте “мимолетное виденье” буквально тает на наших глазах, оставляя нам чувство светлой грусти. Об этом очень хорошо писал Ф. И. Тютчев:

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла —

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно дано нам на мгновенье,

Лови его — лови скорей!

Смотри — оно уж побледнело,

Еще минута, две — и что ж?

Ушло, как то уйдет всецело,

Чем ты и дышишь и живешь.

Ф.Тютчев

Свод радуги — Tворца благоволенье,

Он сочетает воздух, влагу, свет —

Все, без чего для мира жизни нет.

Он в черной туче дивное виденье

Являет нам. Лишь избранный Tворцом,

Исполненный господней благодати, —

Как радуга, что блещет лишь в закате, —

Зажжется пред концом.

И.Бунин

  1. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ЦЕЛЬ

Показать, что можно самостоятельно, в домашних условиях расщепить видимый солнечный свет на отдельные цвета, воспроизведя эффект радуги.

Эксперимент 1Радуга из мыльных пузырей - красивые фото

Приготовила мыльный раствор и надула мыльный пузырь. На пузыре появилась радуга. Свет, проходя через мыльный пузырь, преломляется и распадается на цвета, в результате появляется радуга. Мыльный пузырь – это призма.

Эксперимент 2

Оборудование: лист бумаги, хрустальный стакан.

Необходимо поставить хрустальный стакан на белый лист бумаги. Попробовать поймать стаканом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги.

Эксперимент 3

В ясный солнечный день я взяла миску с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце. Поставила миску с водой на самое солнечное место. Опустила зеркальце в воду и прислонила его к краю миску. Я поворачивала зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Зеркало нуждается в подставке, так как угол между ним и поверхностью воды должен составлять 25°. Вода в миске выполняет роль дождевой капли. При входе в воду видимый свет преломляется. Я стала перемещать картон перед миской и на нём появилась отражённая «радуга».

Эксперимент 4

Оборудование: тарелка с водой, лак для ногтей, «удочка» для пленки.

Ход опыта. Необходимо капнуть в воду каплю лака. На поверхности воды образуется тонкая пленка. Её нужно аккуратно снять при помощи специального приспособления — «удочки». Пленка лака будет играть всеми цветами, напоминая крылья стрекозы. Луч белого света, попадая на тонкую пленку, частично отражается от нее, а частично проходит вглубь, отражаясь от ее внутренней поверхности.

Эксперимент 5

Оборудование: прозрачная трехгранная призма.Кругом одни чудеса / Онлайн журнал о творчестве, свободе и любви - Part 2

Если рассматривать сквозь призму предметы белого цвета, они выглядят цветными. С помощью призмы я получила изображение радуги на стене.

Для этого я «поймала» призмой солнечные луч. Таким образом, получил радугу в «домашних» условиях И.Ньютон.

Этот опыт легко повторить и с искусственным источником света.

Эксперимент 6

Оборудование: зеркальце, стеклянную призму.

Описание: мама зеркальцем поймала «солнечного зайчика» и направила на стеклянную призму, которую я держала в руке. На потолке появилась радуга.

Эксперимент 7

Оборудование: круглая колба с водой, источник света (диапроектор), экран с отверстием.

Наполненную водой круглую колбу сквозь отверстие в экране освещала параллельным пучком света и наблюдала возникшую на экране цветовую каемку. Главный недостаток этого опыта состоит в том, что он не совсем отражает реальное положение вещей: настоящая радуга получается не от одной капли, а от огромного количества капель. Но при выполнении этого опыта получилась самая яркая полная радуга в виде окружности.

Эксперимент 8

Оборудование: компьютерный диск, источник света — солнце.

Описание: В солнечный день направляем компьютерный диск под углом 25°. Если диск «поймает» луч света, то в результате преломления луча на стене или на потолке возникнет радуга.

Заключение

Осуществление данного проекта позволило мне расширить

научно-познавательное представление об окружающем мире, умение проводить эксперименты, проводить анализ полученных результатов, обосновывать итоги исследований. Во время работы над проектом я узнала о природном явлении радуге: как появляется радуга и почему она разноцветная, определила, какая существует связь между дождем, солнцем и появлением радуги, узнала, что радуга может быть одной дугой, а может быть двойная. Существует ночная радуга (лунная) и зимняя, но она бывает очень редко и не такая красочная как летняя. Из истории изучения радуги я выяснила, что многие пытались объяснить природу этого явления, но полно это явление раскрыл Исаак Ньютон. Опытным путём я доказала, что эффект радуги можно получить в домашних условиях и в любое время года любоваться этим красивейшим природным явлением, которое всё ещё хранит много загадок.

Осознанное отношение к объектам

Мои цели были достигнуты, выдвинутые мною гипотезы подтвердились.

«Почему радуга разноцветная?» (2 класс)

Разработка урока по окружающему миру по теме:

«Почему радуга разноцветная?» (2 класс)

Учитель: Морозова О.Р.

Цели:

1.     Формировать первоначальное представления о свете и цвете;

2.     Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;

3.     Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений;

4.     Воспитывать интерес к изучению нового.

В ходе урока обучающиеся будут иметь возможность:

üОписывать чувства, возникающие при виде радуги;

üНазывать цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;

üЗапомнить последовательность цветов радуги;

üВысказывать предложения о причинах возникновения радуги;

üРаботать в группах: отображать  последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку.

Формирование УУД:

Предметные – перечислять цвета радуги в правильной последовательности.

Познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные – слушать и понимать речь других.

Регулятивные – учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителю плану. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Личностные – освоение роли ученика; формирование интереса к учению.

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Многое  должны узнать.

Оглянитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей.

 

— Ребята, сегодня на уроке мы совершим много открытий! А помогать нам будут наши друзья: Муравей-вопросик и Мудрая Черепаха. Вы готовы?

 

2.     Актуализация знаний.

— Я прочитаю стихотворение, а вы по содержанию будете показывать движения:

 

Почему повсюду лужи?

Мама зонтик свой берет.

Почему же? Почему же?

Потому что….(«дождь идет!»)

— Дождик закончился и ….что появляется на небе? (радуга)

 

3.     Тема урока. Постановка проблемного вопроса.

 

— Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется.

— Дети, кто из вас видел радугу?

— Какое настроение было, когда вы увидели радугу?

— Ребята, а когда в небе появляется радуга? (когда светит солнце и идет дождь)

Чтение стихотворения.

Летний дождь прошел с утра,

Выглянуло солнце.

Удивилась детвора,

Посмотрев в оконце,-

Семицветная дуга

Заслонила облака.

— Сколько цветов у радуги? (семь)

Как поэтесса назвала радугу в стихотворении? (семицветная дуга)

Покажите мне свои ладошки, сейчас на них упадет капелька дождя (пипеткой капнуть на ладошку). Рассмотрите её, какого она цвета?

— Муравей – вопросик задает вам вопрос: слайд №  __4__

Вывод: Все вы видели, что капелька бесцветная и лучик бесцветный. Почему же тогда радуга разноцветная? Как вы думаете?

— А кто желает узнать: почему же радуга разноцветная?

— Ребята, скажите, а сейчас зимой можно увидеть радугу? Почему?

— Давайте совершим открытие и узнаем, как можно увидеть радугу – зимой!

 

 

4.     Решение проблемной ситуации. Изучение нового материала.

Практическая работа № 1. «Прохождение луча света через стеклянную призму».

Учитель зеркальцем ловит солнечного зайчика и направляет его на призму. Призма – прозрачное стекло, заменяющее капельку воды. Так можно получить небольшую радугу.

— Что нам заменяла призма? (капелька воды)

— Что стало с солнечным лучом, когда он прошел через призму? (распался на цветные лучики)

Вывод (черепахи): по слайду №5.

 

Практическая работа № 2. «Эффект радуги в домашних условиях».

Радуга представляет собой оптическое явление, возникающее при преломлении и отражении солнечных лучей в миллионах дождевых капель.

Опыт: в очень ясный солнечный день вам понадобится миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная «радуга».

 

Вывод:

— Давайте обратимся к учебнику (стр №41) и зачитаем объяснения Мудрой Черепахи!

— Так что же  надо, чтобы появилась радуга? (солнечный луч, дождь).

Чтение объяснения Мудрой Черепахи по учебнику,

 

5.     Физминутка.

 

Здравствуй, радуга – дуга

Принимай нас в гости!

Мы по радуге бегом

Пробежимся босиком.

Через радугу – дугу

Перепрыгнем на бегу.

И опять бегом, бегом

Пробежимся босиком!

6.     Постановка и решение проблемного вопроса.

 

— Кто из вас знает, из каких цветов состоит радуга? Слайд №  6,7

— Ребята,  все  понятны слова во фразе-подсказке?

Сообщение о ФАЗАНЕ: слайд № 8

ФАЗАН – это великолепная птица, его окраска настолько же прекрасна, насколько привлекательна его фигура. Родина птиц – Китай. Гнездятся они в лесах, растущих на невысоких горах, держатся небольшими стаями. Кормятся на полях, оставшимися зернами. Фазан очень осторожен и пуглив. От опасности стремится спастись бегством или пускается в полет.

 

7.     Обобщение ответов обучающихся.

Ребята, а какое настроение у вас было, когда вы видели радугу? Слайд № 9

 

Слово радуга похоже на слово радость. И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на нее возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Радуга появляется только тогда, когда одновременно идет дождь и светит солнце.

 

8.     Закрепление знаний.

Работа по учебнику, стр. 41. Рассмотрите рисунок.

— Что делают Черепаха ? (брызгает, создавая явление дождя)

— Как вы думаете, что они хотят увидеть? (радугу)

— Может ли получиться у них радуга? Почему? (да. Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга).

 

9.     Работа над проектом. Работа в группах.

— Чтобы поднять весеннее настроение и запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу. Работа с пластилином. Лепка радуги.

10.                      Домашнее задание. Выучить фразу-подсказку.

11.                     Рефлексия.

Какое настроение у вас вызвал урок: радуга – радость, тучка – грусть.

12.                     Итог урока:

— Как получается радуга? (солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики).

 

— Почему радуга получилась веселой? (дети запомнили все её цвета).

Что такое радуга? — Начальные классы

Просмотр содержимого документа
«Что такое радуга?»

ПРОЕКТ

«ЧТО ТАКОЕ РАДУГА?»

Выполнила:

Ученица 2 «а» класса

МБОУ СШ № 9

Лелека Анастасия

п. Мулино 2018 г.

Радуга – это великолепное красочное явление издавна поражало воображение людей. Глядя на радугу, хочется верить в чудеса и волшебство. Какое из природных явлений может сравниться с по красоте с радугой ? Появление радуги в небе означает, что вскоре наступит хорошая погода и ненастью пришел конец. Существует множество легенд о радуге, о которых Вы узнаете из этого проекта.

Радуга – одно из красивейших явлений природы. Человек с незапамятных времён задумывался над её природой и связывал появление на небе разноцветной дуги с множеством поверий и легенд. Люди сравнивали радугу то с небесным мостом, с которого на землю спускались боги или ангелы, то с дорогой между небом и землёй, то с вратами в другой потусторонний мир. Радуга – это атмосферное оптическое явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. В результате преломления солнечных лучей в каплях воды во время дождя на небе появляется разноцветная дуга. Дуги радуги разноцветные, но чтобы они появились, необходим солнечный свет. Солнечный свет кажется нам белым, но на самом деле состоит из цветов спектра. Мы привыкли различать в радуге семь цветов — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

А теперь мы разберем как в домашних условиях получить радугу:

Опыт № 1: Добудем радугу самым простым способом для этого подойдет обычный CD-диск и настольная лампа Это, кстати, один из самых простых способов «добывания» радуги домашних условиях. При отсутствии солнца подойдет и настольная лампа, и фонарик, но в этом случае радуга получается менее яркой. Просто изменяя угол наклона CD-диска, можно получить и радужную полоску, и круговую радугу, и непоседливых радужных зайчиков на стене или любой другой поверхности.

Вот что у нас получилось:

Опыт № 2:

Эксперимент тоже можно проводить как в солнечную погоду, так и в пасмурную. Для его проведения требуются неглубокая миска с водой, небольшое зеркало, фонарик (если за окном нет солнца) и лист белой бумаги. Погрузите зеркальце в воду, а саму миску расположите так, чтобы на него попадали солнечные лучи (либо направьте на зеркало луч фонарика). При необходимости меняйте угол наклона предметов. В воде свет должен преломиться и разбиться на цвета, так что листом белой бумаги можно будет «поймать» небольшую радугу.

Опыт № 3: Получить радугу из мыльных пузырей. Для этого нам понадобятся мыльные пузыри и яркий свет. Все знают, что мыльные пузыри имеют радужную окраску. Толщина стенок мыльного пузыря меняется неоднородно, постоянно двигаясь, поэтому его цвет постоянно меняется. Например, при толщине 230 нм пузырь окрашивается в оранжевый цвет, при 200 нм — в зелёный, при 170 нм — синий. Когда из-за испарения воды толщина стенки мыльного пузыря становится меньше длины волны видимого света, пузырь перестает переливаться цветами радуги и становится почти невидимым, перед тем как лопнуть — это происходит при толщине стенки примерно 20-30 нм

Заключение

Радуга – удивительное природное явление, которое никого не оставляет равнодушным, вызывает радость, восторг, восхищение. Теперь мы знаем, как можно улучшить свое настроение. Для этого нужно создать свою “домашнюю” радугу. И это можно сделать в любое время. Работая над данной темой, мы изучили литературу, провели эксперименты.

Волшебное явление природы: интересные факты о радуге

Радуга — одно из самых волшебных и красивых явлений, которые мы можем наблюдать в природе. Когда мы были детьми, она завораживала нас своим чудесным появлением буквально из ниоткуда и яркими красками. Она так загадочна, но наука достаточно хорошо изучила это явление. Если вы хотите рассказать своим детям все о радуге, вы должны прочитать эту статью.

Что такое радуга?

Радуга — это особое явление, которое происходит в природе, когда с одной стороны дождливо, а с другой солнечно. Она состоит из дуги, которая образует в небе семь цветов, а именно — фиолетовый, зеленый, голубой, оранжевый, желтый, синий и красный.

Помните присказку: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»? Каждое слово этой фразы начинается с буквы, обозначающей один из цветов. Выучите ее со своими детьми, им будет очень интересно. Так вот, когда солнечный свет, преломляясь, проходит сквозь мельчайшие дождевые капли, появляется радуга.

Каков механизм этого явления?

Простое объяснение появления радуги на небе заключается в том, что обычно мы видим солнечный свет. Белый свет, который попадает на нашу планету с огромной звезды Солнечной системы — собственно, в честь которой система и названа. Конечно же, это Солнце. Этот свет состоит из разных цветов, но пока он движется в одном направлении, он кажется белым.

Однако во время дождей миллионы капель заставляют цвета в белом свете разделяться и преломляться через них. Каждая капля дождя на самом деле создает свою собственную радугу, но когда их очень много, радуга становится достаточно большой, и мы можем видеть ее невооруженным глазом.

Интересные факты о радуге

Вот некоторые интересные факты о радуге:

  1. Для того, чтобы мы могли увидеть радугу, свет должен преломляться под углом в 42 градуса.
  2. Для того, чтобы это природное явление образовалось в небе, нужны два компонента — солнце и дождь.
  3. То, что радуга состоит из семи цветов, открыл ученый Исаак Ньютон.
  4. Это красочное явление наблюдается только во время дождя и имеет форму вытянутой дуги, похожей на лук (оружие древних племен). Именно поэтому мы называем его радугой.
  5. Бывают случаи, когда одна капля дождя дважды отражает солнечный свет. Тогда появляется вторая радуга. Эти радуги представляют собой перевернутую версию первоначальной, зеркальное отражение. И цвета в них идут в обратном порядке.
  6. Существует такая радуга, которая появляется ночью. Она называется «лунная дуга», и это очень редкое зрелище. Ее непросто увидеть потому, что лунный свет не такой яркий, как солнечный. Поэтому, несмотря на то, что он отражает свет таким же образом, часто этого недостаточно, чтобы заставить цвета стать видимыми для нас. Еще одна причина заключается в том, что ночью обычно слишком темно, чтобы заметить «лунную дугу». Но если луна светит достаточно ярко, у вас есть шанс.
  7. С земли радуга часто выглядит как дуга или как полукруг; но если смотреть с большой высоты, то обнаруживается, что она имеет круглую форму.
  8. Вы никогда не сможете достичь конца радуги, она движется вместе с вами.

Мы рассказали вам все, что знали об этом явлении. Теперь вы вооружены всяческими интересными фактами и готовы к любым детским вопросам о радуге. Даже самым каверзным.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *