Полное имя гера женское: Гера (значения) — Википедия – Значение имени Гера — женское греческое имя

Содержание

Гера — Википедия

Ге́ра (др.-греч. Ἥρα, микен. e-ra[3][4]; ‘охранительница, госпожа’[5]) — в древнегреческой мифологии богиня — покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Одна из двенадцати олимпийских божеств, верховная богиня, сестра и жена Зевса. Согласно мифам, Гера отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. Римский аналог Геры — богиня Юнона.

Гера, третья дочь титана Кроноса и титаниды Реи, сестра и жена Зевса, сестра Деметры, Гестии, Аида и Посейдона. Вместе с остальными детьми Кроноса была проглочена своим отцом, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, была им извергнута обратно.

Перед титаномахией Рея спрятала дочь у Океана и Тефиды, и впоследствии она будет мирить дядю и тётку в их ссорах.

Брак и дети[править | править код]

Супруга Зевса, своего брата — третья после Метиды и Фемиды (седьмая жена, по версии Гесиода[6]). Однако их тайная связь началась задолго до свадьбы, причём именно Гера играла в ней активную роль.

Зевс полюбил Геру, когда она была девушкой, и превратился в кукушку, которую она поймала[7]. На горе Коккигион (Кукушечья) в Арголиде есть храм Зевса, а рядом на горе Проне — храм Геры[8]. (Кукушку называют «царицей Египта»)[9]. Брак Зевса и Геры оставался тайным[10] 300 лет[11]. Свадьба Зевса и Геры проходила в Кносской земле, в местности близ реки Ферена, где стоит храм[12].

Гера родила мужу Гебу (по альтернативной версии Гера забеременела Гебой без участия Зевса, съев листья латука[13][14].), Илифию и Ареса[15] По версии, родила Ареса без мужа, получив от нимфы Хлориды цветок с Оленских полей

[16]. «Миновав супружеское ложе», родила Гефеста (по Гомеру, его тоже от Зевса)[17] — самостоятельно в отместку мужу, единолично произведшего на свет Афину. От прикосновения к земле породила чудовище Тифона (по основной версии его матерью была Гея). По легенде, увидев слабого и уродливого младенца Гефеста, Гера в гневе сбросила его с Олимпа. Но Гефест выжил и впоследствии отомстил матери.

Также среди детей Геры называют Ангелу. Она Была отдана на воспитание нимфам. В зрелом возрасте Ангела украла у матери специальную мазь. Гера разозлилась и захотела наказать дочь. Та испугалась и убежала. Вначале она спряталась в доме роженицы, а затем покойника. Хотя Гера и простила Ангелу, кабиры — боги, имевшие силу избавлять от бед и опасностей, успели окунуть её в реку подземного царства Ахерон. После этого омовения Ангела стала принадлежать Аиду и получила эпитет «катахтонии» (посвящённой подземному царству)

[18][19][20].

У Олена в гимне Гере сказано, что Гера воспитана Орами, и её дети — Арес и Геба[21].

Илифия является спутницей-атрибутом Геры, Арга и Ангела практически не фигурируют.

Ревность и ссоры[править | править код]

Гера — самая могущественная из богинь Олимпа, но и она подчиняется своему мужу Зевсу. Часто она вызывает у мужа гнев, в основном своей ревностью. Сюжеты многих древнегреческих мифов строятся вокруг бедствий, которые Гера насылает на любовниц Зевса и на их детей.

Мучимая ревностью Гера запретила земной тверди давать Лето место для родов. Женщина обошла множество областей и островов, спрашивая «не хочет ли кто стать родиной [её] сыну. Но трепетали все земли от страха, никто не решился». Роды прошли на острове Делос, который согласился принять Лето[22]. По верованиям древних греков остров плавал по морю и соответственно не мог считаться «земной твердью»[23][24]. По одной из версий мифа во время родов Лето удерживала богиню родов Илифию на Олимпе, без которой на свет не мог появиться ни один младенец. После девяти дней схваток боги сжалились над возлюбленной Зевса и отправили на Олимп Ириду с наказом, во чтобы то ни стало незаметно от Геры потребовать от Илифии помощи для Лето. Та убедила богиню родов спуститься на Делос, после чего сразу же родились Артемида с Аполлоном

[25][26]. Уже после рождения у Лето детей Гера внушила страсть к возлюбленной своего супруга великану Титию. Тот попытался обесчестить Лето, но был убит Аполлоном[27][28].

Погубила Семелу, мать Диониса от Зевса. Верховный бог пообещал своей новой возлюбленной выполнить любое желание. Гера приняла образ няни Семелы Берои. В новом облике она убедила девушку попросить Зевса явиться во всём своём божественном блеске, либо в том виде, в котором он приехал свататься к Гере. Верховный бог был вынужден явиться на колеснице с молниями и громами и метнул перун. Семела от страха упала замертво, а Зевс извлёк шестимесячное дитя и зашил в своё бедро. После того, как через три месяца родился Дионис

[29][30], оставшегося без матери ребёнка, будущего бога виноделия, Гермес отдал на воспитание сестре Семелы Ино и Афаманту. По одной версии мифа мальчика поместили в женскую часть дома, воспитывали как девочку и распускали слух, что Семела имела любовную связь со смертным, а не верховным богом. Таким образом они надеялись избежать внимания Геры[29]. По другой версии они подчёркивали божественное происхождение своего воспитанника
[31]
. И в том и в том случае супружеская пара Ино с Афамантом навлекли на себя гнев верховной богини Геры[32]. По классической, описанной у Овидия, версии мифа Гера спустилась в подземное царство к богиням ненависти эриниям. Верховная богиня повелела им наслать безумие на Ио с Афамантом. Помешавшись рассудком Афамант убил сына Леарха. Ино схватила второго ребёнка Меликерта и бросилась с ним в море[33][34][35].

  • Царица Ламия была превращена ею в чудовище.

В вариации мифа, получившей среди прочего литературную обработку в «Метаморфозах» Овидия, горная нимфа Эхо была лишена Герой возможности нормально разговаривать. Когда верховная богиня пыталась застигнуть своего супруга Зевса во время измены, вмешивалась Эхо. Своей речью она отвлекала Геру, тем самым помогая подругам нимфам избежать кары. В какой-то момент Гере это надоело и она лишила Эхо возможности вести беседу, оставив лишь способность повторять чужие слова

[36][37].

По одной из версий Гера наслала ядовитых змей на остров, где жила Эгина и её сын от Зевса, Эак, которые уничтожили всё население[38].

Кормила своим молоком Гермеса, не зная, кто это, а затем оттолкнула, и из молока возник Млечный Путь[39] (по другой версии, кормила младенца Геракла).

Чтобы подсмеяться над Герой, Зевс как-то устроил свою фальшивую свадьбу с дубом, наряженным в женское платье. Гера, сбежав с Киферона, разгромила свадебную процессию, но потом оказалось, что это шутка. Поэтому в Платее, где Гера встретила процессию, отмечался «праздник кукол», завершавшийся их всенародным сожжением.

Ио[править | править код]

Когда Зевс превратился в облако и сошёлся с дочерью царя Аргоса Ио, Гера спустилась на землю. В последний момент Зевс предугадал появление супруги и превратил свою возлюбленную в белую корову. Гера почувствовала обман и заставила верховного бога подарить ей животное

[40][41]. Сторожить любовницу своего мужа богиня поручила многоглазому великану Аргусу[42][43][44]. Наличие множества глаз, из которых одна часть спала, а другая — бодрствовала[45][46], делало Аргуса идеальным неусыпным сторожем[47]. По одной из версий мифа Зевс воспылал страстью к Ио после того, как выпил приготовленный Йинкс любовный напиток. В отместку Гера превратила Йинкс в птицу вертишейку (др.-греч. Ἴϋγξ) и обрекла на постоянное участие в магических обрядах
[48]
[49].

Аргус ответственно подошёл к заданию верховной богини. Он днём и ночью следил за коровой, не давая даже отцу Ио Инаху приближаться к ней. Зевс, видя страдания возлюбленной, поручил своему сыну от Майи Гермесу освободить Ио. Тот принял вид обычного странника и прибыл в рощу около Микен, где Аргус выпасал Ио. Гермес с большим трудом усыпил Аргуса, после чего убил[50][51][44]. Согласно классической версии мифа Гера превратила Аргуса в павлина[52], либо поместила его глаза на павлиний хвост[53][54][55].

Освобождённая Ио по-прежнему оставалась в образе безмолвной коровы. Мучимая ревностью Гера создала овода, чтобы тот повсюду преследовал и жалил Ио. Он преследовал Ио из страны в страну, пока та не достигла Египта

[56][57].

Достигнув Египта Ио приобрела человеческий облик и родила сына от Зевса Эпафа. Существует несколько версий мифа относительно того, как Ио вновь приобрела человеческий облик. В «Метаморфозах» Овидия Зевс упросил Геру сжалиться над Ио, пообещав, что больше никогда с ней не сойдётся. У Псевдо-Аполлодора приводится рассказ, что после возвращения Ио человеческого облика и рождения Эпафа, Гера попросила куретов выкрасть ребёнка. Те выполнили поручение Геры. Ио пришлось искать сына, который попал в дом царя Библа[42][58][59][60]

[57].

Каллисто[править | править код]

В одной из версий мифа о Каллисто Гера, узнав об измене Зевса, превратила Каллисто в медведицу, а затем подговорила богиню охоты Артемиду застрелить её из лука. В одной из вариаций в медведицу девушку превратила не Гера, а Зевс, чтобы скрыть измену. Зевс поручил своему сыну Гермесу достать из чрева медведицы своего сына Аркада и отнести ребёнка на воспитание к плеяде Майе[61][62][63]. В литературной обработке мифа Овидием Гера превратила Каллисто в медведицу после рождения ею сына. Впоследствии, возмужавший Аркад встретил свою мать в образе медведицы на охоте. Он собирался застрелить её из лука. Зевс не допустил гибели своей бывшей возлюбленной от руки сына и вознёс их обоих на звёздное небо. Это ещё больше разозлило Геру: «Я запретила ей быть человеком, — богинею стала! / Так-то дано мне виновных карать, вот как я могуча! / Лучше пусть прежний свой вид обретёт и звериную морду / Скинет!». Она запретила Тефиде и Океану принимать Каллисто. Вот почему, согласно верованиям древних, созвездие Большая Медведица никогда не заходит за горизонт в пучины океана, не имея возможности ни омыться, ни напиться[64][65][66][67][68][63].

Геракл[править | править код]

Ненависть к побочному сыну Зевса Гераклу является важным сюжетообразующим моментом связанных с этим героем мифов. Даже его имя «Геракл» («прославленный богиней Герой»).

С Герой связан миф о рождении Геракла. Она приказала своей дочери богине родовспоможения Илифии ускорить роды Еврисфея и задержать Геракла. Перед этим она хитростью заставила своего супруга, ждавшего появления с минуты на минуту Геракла, поклясться, что первый родившийся из рода Персея станет царём. Когда из-за действий Илифии первым на свет появился недоношенный Еврисфей, Зевс был вынужден сдержать обещание[69][70].

Этот, приведенный в «Илиаде» Гомера, миф получил продолжение в сочинениях более поздних авторов. Богини судьбы мойры и Илифия по приказу Геры делали всё, чтобы не допустить родов Геракла. Одна из служанок Алкмены Галанфида, уразумев происходящее и видя мучения своей госпожи, прибежала к Илифии и Мойрам с известием, либо просто воскликнула, что ребёнок родился. Илифия с мойрами были так удивлены невозможному, — появлению без их ведома на свет ребёнка, — что оцепенели. В этот момент и родился Геракл. Гера в отместку превратила Галанфиду в ласку[71][72][26].

Наслала на него змей, которых младенец удушил. Усыпила Зевса и напустила бурю на Геракла, отбросившую его к Косу, за что Зевс привязал её к небу и подвесил в небесах на золотой верёвке, к ногам были привязаны наковальни (Гомер)[73]. (Цепь, которую надел Зевс на Геру для её усмирения, показывали в Трое[74]). Гера была ранена Гераклом под Пилосом[75].

После того как Геракл обрёл бессмертие, Гера примирилась с героем. Верховная богиня усыновила Геракла и дала ему в жёны свою дочь Гебу[76][77][78][79][80][81][82].

Троянская война[править | править код]

Участвовала в суде Париса, где проиграла, поэтому в Троянской войне выступала на стороне ахейцев.

Чтобы дать возможность победить ахейцам, она отвлекает Зевса, обольщая его с помощью волшебного пояса Афродиты.

Прочее[править | править код]

Каждый год Гера купалась в источнике Канаф у города Навплии и становилась вновь девой.

Гера помогала Ясону во время похода аргонавтов.

Уговорила Эола наслать ветра на Одиссея.

Наслала на Тиресия слепоту. Наслала безумие на дочерей Пройта за их похвальбу.

Иксион влюбился в Геру и попытался ею овладеть. Зевс создал облако, которое её изображало, и подсунул Иксиону. Иксион имел от этой облачной жены дикое поколение кентавров (или героя Кентавра), а затем в наказание был привязан в Аиде к колесу.

По утверждению грамматика Сервия (IV в. н. э.), слово «Гера» (видимо, на языке пеласгов) означает «земля», а «герои» — дети земли (Serv. Verg. Buc. IV 35)[83].

Эпитеты Геры[править | править код]

  • Анфия. Эпитет Геры[84].
  • Гениоха («Возница»). Эпитет Геры[85].
  • Гополосмия. Эпитет Геры в Элиде[86].
  • Горгас. Эпитет Геры[87].
  • Европия. Эпитет Геры в Аргосе[88].
  • Зигия (Дзигия). Имя Геры. Устраивает браки[89].

Гере поклонялись как защитнице женщин, хранительнице брака и материнства. Её помощь во время родов — древнейшая функция Геры[90].

Культ был распространен в материковой Греции (особенно в Микенах, Аргосе, Олимпии), а также на островах (Самос, Крит).

Деревянный фетиш Геры находился на острове Самос, что свидетельствует о её древности. Вероятно, Гера — первое божество, которому греки посвятили перекрытое замкнутое святилище — Самосское, около 800 г. до н. э. Позже на его месте был построен Герейон, один из самых крупных греческих храмов вообще.

Анализ[править | править код]

Брак Геры с братом — рудимент древней кровно-родственной семьи. Хотя супружество Геры определяет её власть над другими олимпийскими богинями, по сути, в этом образе видны черты великого женского божества доолимпийского периода. Его черты — самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с верховным божеством, ревность, гнев. Гера преследует внебрачные связи мужа и как богиня-блюстительница моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии[90].

Архаичность Геры заметна в том, что её ребёнком от прикосновения к земле было чудовище Тифон (это выдаёт её связь с хтоническими силами). Древность её также сказывается в том, что Арес, один из самых кровавых и стихийных богов — её сын[90].

Возможно, имела зооморфное прошлое. На это указывает её эпитет «волоокая» у Гомера и Нонна Панополитанского, а также то, что в жертву ей приносились коровы. Однако изображений её в нечеловеческом образе нет («В нашем распоряжении имеется огромный археологический материал, но не говоря уже о том, что никаких следов изображения Геры в виде коровы или с головой коровы нет, среди огромного количества культовых изображений микенских и домикенской эпох, так называемых идолов, нет ни одного с коровьей головой».[91]).

При этом, прочно войдя в систему искони греческой героической мифологии, Гера является покровительницей героев и городов[90].

Любовная сцена обольщения Зевса с помощью пояса Афродиты для помощи ахейцам в троянской войне — среди благоухающих цветов и трав на вершине горы является явным аналогом крито-микенского священного брака Геры и Зевса, который торжественно справлялся в различных городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества[90]. Брак праздновался и на Крите в Кноссе. Этот брак рассматривался как связь неба с землёй, оплодотворяемой благодатным весенним дождём, напоминая о величии матриархального женского божества. Вестником данного дождя была кукушка. (В дни праздников Геры женихи приближались к алтарю богини в масках кукушки).

Храмы[править | править код]

В архитектуре известны замечательные храмы Геры, основная их часть была построена в Древней Греции. Самым выдающимся Геродот считал храм Геры на Самосе. Его историк включил в список чудес света[92].

Храмы в честь Геры назывались Герайонами (др.-греч. Ἡραῖον).

Гера (Юнона) отличается благородной, статной красотой[93]. Иногда на ней надета диадема или корона[93]. В изображении олимпийцев она сидит на троне рядом с Юпитером в самом центре.

Среди античных скульптур Геры:

На рельефах (фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах, восточный фриз Парфенона) Гера рядом с Зевсом. Свадьба Геры и Зевса изображена на метопе храма Геры в Селинунте.

В вазописи используются сюжеты мифа о Гере в сценах с Ио, суде Париса и др.

В городе Гиераполе (на территории современной Сирии) в храме стояла статуя Геры (в качестве жены Зевса), позолоченная и осыпанная драгоценными камнями, главный из которых, судя по свидетельствам, был весьма крупным рубином. Вот как описывает это изваяние древнегреческий писатель Лукиан:

«Изображение вызолочено и осыпано драгоценными камнями. Одни из них светлы и прозрачны, как вода, а другие искрятся, подобно вину, а третьи горят как огонь… Несколько подробнее сто́ит остановиться на камне, который находится на голове Геры. Его зовут „Светочем“, и это имя вполне соответствует производимому им действию: ночью он светит так ярко, что освещает собой весь храм как бы множеством светильников. Днём, когда этот свет ослабевает, камень по внешнему виду становится похож на огонь».

Атрибуты[править | править код]

Гера в повозке, запряжённой павлинами

Её обязательный атрибут — диадема, как символ того, что она главная из богинь. Посвящённым ей животным является павлин; пара павлинов везёт её колесницу[93].

Она может надевать Пояс Венеры, одолженный у богини, который делает её неотразимой[93].

В античности ей придавали ещё два атрибута — гранат (множество зерен которого символизирует плодородие) и скипетр, увенчанный кукушкой (эмблема брака, не оправдавшего надежд). Кукушка также была её священной птицей[93].

Новое Время[править | править код]

В сценах любовных похождений Зевса она может изображаться подглядывающей из-за облаков, либо же подъезжающей на колеснице, чтобы прервать свидание[93].

«Юнона помещает глаза Аргуса на хвост павлина»

Распространено изображение Геры в сцене «Суд Париса», в сценах из мифов о Геракле, Ио. Известно изображение финального эпизода истории Ио: стоглазый великан Аргус, посланный ею стеречь любовницу мужа, убит Гермесом. В эпоху барокко Аргус изображается мертвым с рассыпанными глазами. Амуры подбирают их и передают Гере, которая помещает их на хвосты павлина (Х. Голциус, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, А. Блумарт, Н. Пуссен и др.).

Встречается сцена «Юнона просит у Венеры её пояс» (А. Куапель, Дж. Рейнолдс), «Юнона просит Эола выпустить ветры на гибель Одиссею», «жертвоприношение Юноне» (П. Ластман, Дж. Б. Тьеполо), а также «Юнона в Царстве Гипноса», куда она отправилась для помощи в обольщении Зевса в истории с горой Ида.

В аллегорическом изображении Четырёх элементов она персонифицирует стихию Воздуха (так как, согласно Илиаде, была подвешена в воздухе с наковальнями)[93].

Как подательница изобилия она выступает в садовой пластике эпохи барокко.

Ей посвящены XII гимн Гомера и XVI орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Семела, или Водоносицы», где принимала облик жрицы из Аргоса, собирающей подаяние (фр.168 Радт)[95], а также трагедии Сенеки «Геркулес в безумье». Во Флиунте было священное сказание, объясняющее отсутствие статуи Геры[96].

Сочинение Лукиана «О сирийской богине» посвящено богине, которую он называет Герой ассирийской.

Новое время[править | править код]

  • «Умиротворённая Юнона» И. И. Фукса и др. оперы
  • кантаты «Новое состязание Юноны и Паллады» Дж. Б. Бонончини
  • «Юнона и Паллада» С. Майра

В честь Геры назван астероид (103) Гера который был открыт 7 сентября 1868 года американским астрономом Дж. К. Уотсоном в Детройтской обсерватории, США.

  1. Любкер Ф. Ἥρα // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, А. И. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 603–604.
  2. Любкер Ф. Ζεύς // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, А. И. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 1479–1482.
  3. ↑ Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.142
  4. ↑ Об этимологии теонима см.: Казанский Н. Н. К этимологии теонима Гера // Палеобалканистика и античность. М.: Наука, 1989. С. 54-58.
  5. ↑ Греческая мифология. ГЕРА
  6. ↑ Гесиод. Теогония (О происхождении богов). (рус.). ancientrome.ru. Дата обращения 29 февраля 2020.
  7. ↑ Павсаний. Описание Эллады II 17, 4; Вергилий. Лидия 63-65 намёк
  8. ↑ Павсаний. Описание Эллады II 36, 1
  9. ↑ Аристофан. Птицы 603—604
  10. ↑ Гомер. Илиада XIV 296
  11. ↑ Нонн. Деяния Диониса XLI 324
  12. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 72, 4
  13. ↑ Первый Ватиканский мифограф, 2000, III. 61.
  14. ↑ Грейвс, 1992, Гера и её дети, с. 30.
  15. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1
  16. ↑ Овидий. Фасты V 251—256
  17. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 5
  18. ↑ Schirmer, 1884—1890.
  19. ↑ Jessen, 1894.
  20. ↑ Кондрашов, 2016, Ангела.
  21. ↑ Павсаний. Описание Эллады II 13, 3
  22. ↑ Античные гимны, 1988, Гомеровские гимны I. 19—101.
  23. ↑ Delos // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
  24. ↑ Лето // Лас-Тунас — Ломонос. — М. : Большая российская энциклопедия, 2010. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 17). — ISBN 978-5-85270-350-7.
  25. ↑ Античные гимны, 1988, Гимны Гомера. I. 97—116.
  26. 1 2 Sybel, 1884—1890.
  27. ↑ Псевдо-Аполлодор, 1972, I. IV. 1.
  28. ↑ Тахо-Годи Титий, 1990.
  29. 1 2 Псевдо-Аполлодор, 1972, III. IV. 3.
  30. ↑ Ярхо, 1990.
  31. ↑ Овидий Метаморфозы, 1977, IV. 416—421.
  32. ↑ Leucothea (англ.). britannica.com. Encyclopædia Britannica. Дата обращения 18 февраля 2020.
  33. ↑ Овидий Метаморфозы, 1977, IV. 418—541.
  34. ↑ Кондрашов, 2016, Ино.
  35. ↑ Тахо-Годи Ино, 1990.
  36. ↑ Овидий Метаморфозы, 1977, III. 357—401.
  37. ↑ Тахо-Годи Эхо, 1990.
  38. ↑ Roscher, 1884—1890.
  39. ↑ Гигин. Астрономия II 43
  40. ↑ Овидий Метаморфозы, 1977, I. 588—611.
  41. ↑ Engelmann Io, 1890—1894, kol. 264.
  42. 1 2 Псевдо-Аполлодор, 1972, II. 1. 3.
  43. ↑ Овидий Метаморфозы, 1977, I, 587—627.
  44. 1 2 Тахо-Годи Аргос, 1990.
  45. ↑ Гесиод, 2001, фрагмент 294. Эгимий, с. 183.
  46. ↑ Овидий Метаморфозы, 1977, I. 626—627.
  47. ↑ Wernicke, 1895.
  48. ↑ Weizsäcker, 1890—1894.
  49. ↑ Smith, 1873.
  50. ↑ Овидий Метаморфозы, 1977, I, 669—721.
  51. ↑ Псевдо-Аполлодор, 1972, II. I, (3).
  52. ↑ Нонн Панополитанский, 1997, XII. 70.
  53. ↑ Овидий Метаморфозы, 1977, I. 720—723.
  54. ↑ Аргус, великан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890. — Т. II. — С. 45.
  55. ↑ Аргус // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3.
  56. ↑ Вергилий, 1979, Георгики. III. 147—153.
  57. 1 2 Тахо-Годи Ио, 1990.
  58. ↑ Псевдо-Гигин Мифы, 2000, 145.
  59. ↑ Овидий Метаморфозы, 1977, I, 728—747.
  60. ↑ Engelmann Io, 1890—1894, kol. 265—269.
  61. ↑ Павсаний, 1996, VIII. 3. 6.
  62. ↑ Псевдо-Аполлодор, 1972, III. 8. 2.
  63. 1 2 Drexler, 1890—1894, kol. 932.
  64. ↑ Овидий Метаморфозы, 1977, II. 409—530.
  65. ↑ Овидий Фасты, 1973, II. 153—192.
  66. ↑ Псевдо-Гигин Мифы, 2000, 177.
  67. ↑ Псевдо-Гигин Астрономия, 1997, II. 1. 5.
  68. ↑ Тахо-Годи Каллисто, 1990.
  69. Гомер. Песнь девятнадцатая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 97—113
  70. ↑ Тахо-Годи Илифия, 1990.
  71. ↑ Овидий Метаморфозы, 1977, IX. 280—325.
  72. ↑ Антонин Либерал, 1997, XXIX. Галинфиада.
  73. ↑ Илиада XIV 249—262; XV 18-30
  74. ↑ Евстафий. К Илиаде XV 19 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.48
  75. ↑ Климент. Протрептик 36, 2, по Паниасиду
  76. ↑ Диодор Сицилийский, 2000, IV. 39, 3.
  77. Гомер. Песнь одиннадцатая // Одиссея = Οδύσσεια / Пер. В. А. Жуковского. Строки 601—604
  78. ↑ Гесиод, 2001, Теогония. 950—955.
  79. ↑ Гесиод, 2001, фрагмент 229, с. 162.
  80. ↑ Овидий Метаморфозы, 1977, IX. 399—402.
  81. ↑ Тахо-Годи Геба, 1990.
  82. ↑ Sybel Hebe, 1884—1890.
  83. ↑ Дилите Д.: Античная литература. Олимпийские боги
  84. ↑ Павсаний. Описание Эллады II 22, 1
  85. ↑ Павсаний. Описа

Гера имя полное значение и характер

Люди часто задаются вопросом, что означает то или иное имя не просто из праздного любопытства, им хочется знать значение имени и его происхождение потому, что это кладезь информации, которая может помочь человеку лучше разобраться в себе, окружающем его мире и людях.

Принято считать, что не имя красит человека, а наоборот, но наши предки все-таки придавали огромное значение имени человека, считая, что порой сама его жизнь может зависеть от правильного выбора. Поэтому многие древние народы давали своим детям несколько имен: одно из которых было сакральным, его знали лишь посвященные жрецы, сам человек и боги, а другое могло быть посвящено небожителям, чтобы снискать их расположение. Гера — имя, как раз посвященное великой богине Олимпа.

Гера имя

Гера в древнегреческой мифологии

Верховная богиня Гера — это покровительница брака, семейного очага и благополучных родов. Страстная защитница замужних женщин и супружеской верности. Ее священными животными считались корова и павлин. Гера — имя этой богини известно так же, как Юнона — жена и сестра верховного бога Олимпа Зевса (Юпитера), который, несмотря на свой жесткий и бурный характер, долго добивался ее расположения. Прекрасная и гордая Гера каждый раз отвергала ухаживания Зевса, и тогда он прибег к хитрости, прикинулся раненой птицей, которую Гера пожалела, прижав к своей груди. Так, Зевс и овладел ею, использовав знаменитое «слабое женское место» — жалость.

Гера полное значение

Зевс и Гера

Брак небожителей был бурным, и хоть Зевс искренне любил свою жену, его многочисленные измены с другими богинями и смертными женщинами часто доводили ее до отчаянных поступков. Тем более что сама Гера, отличающаяся красотой, превосходящей других олимпийских богинь (спорным был лишь вопрос первенства с Афродитой), всегда оставалась верной своему мужу, за что еще почитается как богиня верности и хранительница семейного счастья.

Поэтому имя Гера полное значение имеет — «госпожа — хранительница». Примером отчаянного поступка может служить история, когда гордая Гера, устав от поведения своего супруга, недостойного звания верховного бога, решила свергнуть его, прибегнув к помощи других богов. План заговора провалился, и Зевс приказал жестоко покарать Геру, богиню заковали в золотые цепи и низвергли с небес. Но наказание по божественным меркам длилось недолго, поскольку Зевс любил свою жену и чувствовал ее боль, как свою, после ночи совместных рыданий боги воссоединились. В обмен на свободу и возвращение статуса Зевс взял с Геры обещание больше никогда не восставать против него. Поскольку выхода у нее не было, Гера имя свое оправдала и согласилась на условия мужа, чтобы сохранить семью. Богиня просто поменяла тактику поведения. Теперь она хитростью и колдовством вмешивалась в планы Зевса, меняя их по своему усмотрению. В мифологии приведено множество примеров, связанных с ее вмешательством в жизни любовниц и детей Зевса за его спиной. Самыми известными являются мифы о бессмертном герое Геракле.

Гера полное имя

Гера: полное имя

Полное имя, так и звучит — Гера, ласкательные формы: Герочка, Геруня, Геруся. Поскольку имя имеет древнегреческое происхождение, в христианстве нет ангела-хранителя, соответствующего ему. Поэтому при крещении Гера получает дополнительное христианское имя. Гера (полное имя переводится как «сильная», что, конечно, не противоречит духу и характеру грозной и гордой богини Олимпа) была сильна не только физически, но и морально. В мифах приведен пример ее стойкости по отношению к тем, кто пытался ее соблазнить, так за подобную попытку Иксион вместо любви Геры получил вечное заточение в Тартаре.

Гера полное значение имени

Гера: полное значение имени и его характеристика

Как и покровительница имени, Гера имеет твердый характер, острый ум, обладает лидерскими качествами, а также невероятной женственностью и харизмой. Поэтому она не испытывает проблем в общении с окружающими, особенно с противоположным полом, люди к ней тянутся. В изучении школьных дисциплин Гера преуспевает и все начатое доводит до конца, имеет на все свое мнение, что зачастую провоцирует конфликты со старшими. Повзрослев, превращается в прекрасное создание, о котором можно сказать «и умом, и всем взяла». К выбору спутника жизни относится очень взвешенно Гера. Имя обязывает ее быть рассудительной, ведь она не терпит лжи, измен и поверхностных отношений. В любви отдается полностью и требует ответного от своего избранника. В семье Гера — любящая жена и мать, а на работе — незаменимый сотрудник.

Тайна и значение имени Гера

В древнегреческой мифологии Гера — богиня брака и супружеской любви.

Это женщины с твердым характером, способные доводить до конца самое трудное и непосильное дело. Но, как правило, это еще и женщины с добрым сердцем, вызывающие симпатию у окружающих людей. Они мало поддаются влиянию, и в то же время сами способны очень положительно воздействовать на людей.

В детстве эти девочки конфликтны, рядом с ними обязательно зреет какой-нибудь скандал, Гера беспрестанно ссорится с матерью, хотя беззаветно любит ее. Дружит она преимущественно с мальчиками, что не всегда нравится родителям. «Зимние» женщины достигают неплохого положения в обществе — они больше преуспевают в делах, чем в личной жизни. Многие из них бывают замужем неоднократно.

Гера может посвятить себя любой профессии — благодаря таким своим качествам, как трудолюбие, упорство, умение ладить с людьми, она всюду добьется успеха. Надо сказать, что Гера умеет обеспечить себе и своим близким вполне сносную жизнь: она умна, знает, как обращаться с деньгами, и провести ее в делах трудно, хотя в ней нет хитрости в бытовом понимании этого слова.

В экстремальных ситуациях Гера никогда не теряется, не посылает сигналов SOS, а сама, что называется, «вытаскивает себя за волосы». Дом Геры всегда открыт для гостей. Она любит одаривать друзей милыми поделками, которые мастерит сама.

Нумерология женского имени Гера

Два в имени Гера символизирует гибкость и упорство. Таких людей немного и все из-за качеств, которые есть сейчас, увы, не у многих. Это – доброта, отзывчивость, понимание. При этом всем она может, когда требуется, проявить твердость и непреклонность. Гера умеет аргументированно отстаивать свою точку зрения, не сводя спор к ссоре и оскорблениям… Более подробный нумерологический анализ имени можно получить здесь.

Похожие имена: Герман.

Гороскоп Павла Глобы на неделю с 16 по 22 марта 2020 года Гороскоп Павла Глобы на неделю с 16 по 22 марта 2020 года

Один из самых популярных астрологов нашей страны Павел Глоба дал свой очередной прогноз на грядущую …

Лунный день сегодня 17 марта 2020 года Лунный день сегодня 17 марта 2020 года

Лунная энергетика может использоваться во благо, но для этого нужно прислушаться к советам астрологов. В …

Таро-прогноз на неделю с 16 по 22 марта 2020 года Таро-прогноз на неделю с 16 по 22 марта 2020 года

Расклады карт Таро с незапамятных времен помогают выбирать верный путь к успеху и обходить ловушки …

Гороскоп Василисы Володиной на неделю с 16 по 22 марта 2020 года Гороскоп Василисы Володиной на неделю с 16 по 22 марта 2020 года

Василиса Володина — популярная телеведущая и по совместительству одна из самых лучших астрологов в России. …

Гороскоп на неделю с 16 по 22 марта 2020 года Гороскоп на неделю с 16 по 22 марта 2020 года

Гороскопы — лучшие помощники в обретении удачи и успеха в самых разных сферах жизни. Советы …

Великий пост 2020: календарь питания по дням Великий пост 2020: календарь питания по дням

Великий пост — время воздержания и молитв Господу. В 2020 году верующие вновь будут придерживаться …

девочка Саша- полное имя Александра.

но может быть даже Герасим…

Гера — мужское имя, сокращённое от Георгий, Герман или Герасим. Гера — женское имя, сокращённое от Гертруда.

У меня, например, Герман.

Гера сокращённое от имени Герман, а если гера в смысле женского имени то тогда конечно Гертруда

Герасим может)

Значение имени Гера: именины, совместимость, характеристика, происхождение

Женское имя Гера имеет греческое происхождение, именно так в античной мифологии звали жену верховного бога Зевса — богиню брака и супружеской любви. В нашей стране обладательницы этого имени встречаются нечасто, тем не менее, это имя нравится многим молодым родителям.

Характеристика имени Гера

Характер Геры можно назвать твёрдым, ведь обычно это женщины, отличающиеся уравновешенностью, склонностью к самостоятельности, решительностью и умением доводить до конца каждое начатое ими дело. В детстве Гера может быть конфликтным, упрямым ребёнком. Как правило, она хорошо учиться, желает во всём быть первой, довольно жёстко пресекает всякие намеренья занять её территорию или место. Взрослая Гера становиться намного более спокойной, но иногда проявляет импульсивность, особенно если дело касается ревности. В целом же она умеет нравиться людям, покоряет их добрым сердцем, гостеприимностью, подарками, которые она любит мастерить своими руками.

Совместимость со знаками Зодиака

Это имя подойдёт девочке, родившейся под зодиакальным знаком Тельца, то есть с 20 апреля по 20 мая. Телец похож на Геру целесообразной решительностью, надёжностью. Под его влиянием обладательница этого имени станет простой, терпеливой, приветливой, любящей комфорт и немного прагматичной (причём, деньги нужны Гере только ради тех благ и удовольствий, которые они могут подарить).

Плюсы и минусы имени Гера

Какие же плюсы и минусы можно отметить в имени Гера? С одной стороны, это очень звучное, известное и властное имя, которое способно выделить свою обладательницу в любом коллективе. Оно довольно неплохо сочетается с русскими фамилиями и отчествами, а также имеет несколько приемлемых уменьшительно-ласкательных форм, таких как Герочка, Геруня, Герка. В целом неплохой характер Геры можно также посчитать плюсом этого имени, так что явных минусов в нём не наблюдается.

Здоровье

Здоровье у Геры обычно довольно крепкое, но ближе к среднему возрасту она начинает жаловаться на неустойчивый гормональный фон, плохой сон, выпадение волос и общий авитаминоз.

Любовь и семейные отношения

В семейных отношениях обладательницы этого имени часто бывают не единожды. Замуж они выходят по любви, но, будучи от природы довольно критичной как к себе, так и к другим людям, иногда требуют от своего избранника несвойственного ему поведения или характера. К детям своим Гера также очень требовательна, хочет, чтобы они во всём ей подчинялись (даже когда они становятся взрослыми).

Профессиональная сфера

В профессиональной сфере Гера отличается трудолюбием, упорством и умением ладить с людьми, поэтому ей подходят многие профессии. Однако лучше всего она способна себя проявить в качестве юриста, менеджера, работника торговли, врача.

Именины

Именины Геры не отмечают, так как этого имени нет в церковных календарях.

ГЕРА — это… Что такое ГЕРА?

  • гера́нь — герань, и …   Русское словесное ударение

  • Гера — (Ηρα, Juno). Сестра и супруга Зевса, царица неба, дочь Кроноса и Реи. Она считалась богиней покровительницей женщин, покровительницей браков и родов. Гомер изображает ее упрямой, ревнивой и сварливой женщиной. Она ненавидела Париса за его суд, а… …   Энциклопедия мифологии

  • Гера — Гера. Фрагмент фрески из дома Трагического поэта в Помпеях: Гера и Ирида. 50 79. Национальный музей. Неаполь. Гера. Фрагмент фрески из дома Трагического поэта в Помпеях: Гера и Ирида. 50 79. Национальный музей. Неаполь. Гера в мифах древних… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • ГЕРА — (греч. Hera). У греков, царица богов, жена Зевса (то же, что у римлян Юнона), покровительница браков и родов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕРА в греч. миф. дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Гера — в мифах древних греков сестра и супруга Зевса, верховная олимпийская богиня. Её имя, возможно, означает охранительница, госпожа. Как блюстительница брачных устоев Гера преследовала незаконные связи Зевса. Известна её ненависть к Гераклу сыну… …   Исторический словарь

  • Гера — ы, жен. Заимств.Производные: Герка.Происхождение: (В античной мифологии: Гера богиня брака и супружеской любви, покровительница женщин.) Словарь личных имён. Гера ы, ж. Заимств. Производные: Герка. [В античной мифологии: Гера богиня брака и… …   Словарь личных имен

  • Гера — (Нега) старшая дочь Кроноса и Реи, воспитанная в доме Океана иТефии, сестра и супруга Зевса, с которым она, по самосскому сказанию,300 лет жила в тайном браке, пока он не объявил ее открыто своеюсупругою и царицею богов. Зевс чтит ее высоко и… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • гера — Юнона Словарь русских синонимов. гера сущ., кол во синонимов: 10 • астероид (579) • …   Словарь синонимов

  • ГЕРА — ГЕРА, в греческой мифологии царица богов, сестра и жена Зевса, покровительница брака. Отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. Ей соответствует римская Юнона …   Современная энциклопедия

  • гера — См. Героин …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Гера — У этого термина существуют и другие значения, см. Гера (значения). Гера …   Википедия

  • Гера — это… Что такое Гера?

    Ге́ра (др.-греч. Ἥρα, микен. e-ra[1][2] возм. «охранительница, госпожа») — в древнегреческой мифологии[3]богиня, покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Одна из 12 Олимпийских божеств, верховная богиня, супруга Зевса.

    Римский аналог Геры — богиня Юнона.

    Мифы

    Гера, третья дочь Кроноса и Реи, cестра Деметры, Гестии,

    1. перенаправление Зевса, Аида и Посейдона. Вместе с остальными детьми Кроноса была проглочена своим отцом, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, была им извергнута.

    Перед титаномахией Рея спрятала дочь у Океана и Тефиды (в будущем она будет мирить дядю и тетку в их ссорах).

    Брак и дети

    Является женой Зевса, своего брата — третьей после Метиды и Фемиды. Однако их тайная связь началась задолго до свадьбы, причем именно Гера играла в ней активную роль.

    Зевс полюбил Геру, когда она была девушкой, и превратился в кукушку, которую она поймала[4]. На горе Коккигион (Кукушечья) в Арголиде есть храм Зевса, а рядом на горе Проне — храм Геры[5]. (Кукушку называют «царицей Египта»)[6]. Брак Зевса и Геры оставался тайным[7] 300 лет[8]. Свадьба Зевса и Геры проходила в Кносской земле, в местности близ реки Ферена, где стоит храм[9].

    Гера родила мужу Гебу (по некоторым авторам, Гера родила её от латука[10]), Илифию и Ареса[11] По версии, родила Ареса без мужа, получив от нимфы Хлориды цветок с Оленских полей[12]. «Миновав супружеское ложе», родила Гефеста (по Гомеру, его тоже от Зевса)[13] — самостоятельно в отместку мужу, единолично произведшего на свет Афину. От прикосновения к земле породила чудовище Тифона (по основной версии его матерью была Гея). По легенде, увидев слабого и уродливого младенца Гефеста, Гера в гневе сбросила его с Олимпа. Но Гефест выжил и, став искусным кузнецом, выковал трон для матери. Только Гера воссела на трон, стала заложницей Гефеста. Позже Гефест простил мать и освободил её из плена.

    Также среди детей называют Аргу и Ангелу. У Олена в гимне Гере сказано, что Гера воспитана Орами, и её дети — Арес и Геба[14].


    Илифия является спутницей-атрибутом Геры, Арга и Ангела практически не фигурируют.

    Ревность и ссоры

    «Юпитер и Юнона на горе Ида» работы Джеймса Барри

    Гера — самая могущественная из богинь Олимпа, но и она подчиняется своему мужу Зевсу. Часто она вызывает у мужа гнев, в основном своей ревностью. Сюжеты многих древнегреческих мифов строятся вокруг бедствий, которые Гера насылает на любовниц Зевса и их детей.

    • Она наслала ядовитых змей на остров, где жила Эгина и её сын от Зевса, Эак.
    • Погубила Семелу, мать Диониса от Зевса — насоветовала ей попросить Зевса явиться во всем своем божественном блеске, и девушка погибла испепелённой.
      • Сестра Семелы — Ино, взявшая на воспитание младенца, обезумела
    • Преследовала Ио, превращенную в корову, приставила к ней сторожем Аргуса
    • Прокляла нимфу Эхо, которая стала повторять слова бесконечно.
    • Не давала беременной Лето родить на твердой земле.
    • Царица Ламия была превращена ею в чудовище.
    • Нимфу Каллисто превратила в медведицу

    Кормила своим молоком Гермеса, не зная, кто это, а затем оттолкнула, и из молока возник Млечный Путь[15] (по другой версии, кормила младенца Геракла).

    Чтобы подсмеяться над Герой, Зевс как-то устроил свою фальшивую свадьбу с дубом, наряженным в женское платье. Гера, сбежав с Киферона, разгромила свадебную процессию, но потом оказалось, что это шутка. Поэтому в Платее, где Гера встретила процессию, отмечался «праздник кукол», завершавшийся их всенародным сожжением.

    Геракл

    Ненависть к побочному сыну Зевса Гераклу является важным сюжетообразующим моментом связанных с этим героем мифов. Даже его имя «Геракл» («прославленный богиней Герой»).

    По требованию Геры Илифия ускорила роды Эврисфея и задержала рождение Геракла. Наслала на него змей, которых младенец удушил. Усыпила Зевса и напустила бурю на Геракла, отбросившую его к Косу, за что Зевс привязал её к небу и подвесил в небесах на золотой веревке, к ногам были привязаны наковальни (Гомер)[16]. (Цепь, которую надел Зевс на Геру для её усмирения, показывали в Трое[17]). Гера была ранена Гераклом под Пилосом[18].

    В конце концов, после вознесения и обожествления Геракла помирилась с ним и отдала ему руку своей дочери Гебы.

    Троянская война

    Рубенс. «Суд Париса»

    Участвовала в суде Париса, где проиграла, поэтому в Троянской войне выступала на стороне ахейцев.

    Чтобы дать возможность победить ахейцам, она отвлекает Зевса, обольщая его с помощью волшебного пояса Афродиты.

    Прочее

    Каждый год Гера купалась в источнике Канаф у города Навплии и становилась вновь девой[19].

    Гера помогла Ясону[20] во время похода аргонавтов.

    Уговорила Эола наслать ветра на Одиссея.

    Наслала на Тиресия слепоту (по другой версии это сделала Афина). Наслала безумие на дочерей Пройта за их похвальбу.

    Иксион влюбился в Геру и попытался ею овладеть. Зевс создал облако, которое её изображало, и подсунул Иксиону. Иксион имел от этой облачной жены дикое поколение кентавров (или героя Кентавра), а затем в наказание был привязан в Аиде к колесу.

    Эпитеты Геры

    «Зевс и Гера», камея, 1 в. н. э.
    • Анфия. Эпитет Геры[21].
    • Гениоха («Возница»). Эпитет Геры[22].
    • Гополосмия. Эпитет Геры в Элиде[23].
    • Горгас. Эпитет Геры[24].
    • Европия. Эпитет Геры в Аргосе[25].
    • Зигия (Дзигия). Имя Геры. Устраивает браки[26].

    Культ

    Голова статуи Геры из храма Геры в Олимпии. Известняк. Ок. 600 гг. до н. э. Олимпия, музей

    Гере поклонялись как защитнице женщин, хранительнице брака и материнства. Ее помощь во время родов — древнейшая функция Геры[27].

    Культ был распространен в материковой Греции (особенно в Микенах, Аргосе, Олимпии), а также на островах (Самос, Крит).

    Деревянный фетиш Геры находился на острове Самос, что свидетельствует о ее древности. Вероятно, Гера — первое божество, которому греки посвятили перекрытое замкнутое святилище — Самосское, около 800 г. до н. э. Позже на его месте был построен Герайон, один из самых крупных греческих храмов вообще.

    Анализ

    Брак Геры с братом — рудимент древней кровно-родственной семьи. Хотя супружество Геры определяет ее власть над другими олимпийскими богинями, по сути, в этом образе видны черты великого женского божества доолимпийского периода. Его черты — самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с верховным божеством, ревность, гнев. Гера преследует внебрачные связи мужа и как богиня-блюстительница моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии[27].

    Архаичность Геры заметна в том, что ее ребенком от прикосновения к земле было чудовище Тифон (это выдает ее связь с хтоническими силами). Древность ее также сказывается в том, что Арес, один из самых кровавых и стихийных богов — ее сын[27].

    Возможно, имела зооморфное прошлое. На это указывает ее эпитет «волоокая» у Гомера и Нонна Панополитанского, а также то, что в жертву ей приносились коровы. Однако изображений ее в нечеловеческом образе нет («В нашем распоряжении имеется огромный археологический материал, но не говоря уже о том, что никаких следов изображения Геры в виде коровы или с головой коровы нет, среди огромного количества культовых изображений микенских и домикенской эпох, так называемых идолов, нет ни одного с коровьей головой».[28]).

    При этом, прочно войдя в систему искони греческой героической мифологии, Гера является покровительницей героев и городов[27].

    Любовная сцена обольщения Зевса с помощью пояса Афродиты для помощи ахейцам в троянской войне — среди благоухающих цветов и трав на вершине горы является явным аналогом крито-микенского священного брака Геры и Зевса, который торжественно справлялся в различных городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества[27]. Брак праздновался и на Крите в Кноссе. Этот брак рассматривался как связь неба с землей, оплодотворяемой благодатным весенним дождем, напоминая о величии матриархального женского божества. Вестником данного дождя была кукушка. (В дни праздников Геры женихи приближались к алтарю богини в масках кукушки).

    Храмы

    В архитектуре известны замечательные храмы Геры, основная их часть была построена в Древней Греции. Самым выдающимся Геродот считал храм на острове Самос. Его историк включил в список чудес света.[29]

    • Иреон (Герайон) — название храмов в честь Геры.

    Изображения

    Гера в повозке, запряженной павлинами

    Юнона отличается благородной, статной красотой. Иногда на ней надета диадема или корона. В изображении олимпийцев она сидит на троне рядом с Юпитером в самом центре.

    Среди античных скульптур Геры:

    • Гера Барберини
    • Гера Боргезе
    • Гера Фарнезе (копия греческого оригинала 5 в. до н. э.).
    • Гера Людовизи — в Новое Время эта статуя считалась наилучшей из античных статуй Геры, однако позже оказалось, что это идеализированный портрет Антонии Младшей.
    • Гера Барберини

    • Гера Людовизи

    На рельефах (фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах, восточный фриз Парфенона) Гера рядом с Зевсом. Свадьба Геры и Зевса изображена на метопе храма Геры в Селинунте.

    В вазописи используются сюжеты мифа о Гере в сценах с Ио, суде Париса и др.

    Атрибуты

    Её обязательный атрибут — диадема, как символ того, что она главная из богинь. Посвящённым ей животным является павлин; пара павлинов везет её колесницу.

    Она может надевать Пояс Венеры, одолженный у богини, который делает ее неотразимой.

    В античности ей придавали еще два атрибута — гранат (множество зерен которого символизирует плодородие) и скипетр, увенчанный кукушкой (эмблема брака, не оправдавшего надежд). Кукушка также была ее священной птицей.

    Новое Время

    В сценах любовных похождений Зевса она может изображаться подглядывающей из-за облаков, либо же подъезжающей на колеснице, чтобы прервать его.

    Распространено изображение Геры в сцене «Суд Париса», в сценах из мифов о Геракле, Ио.

    «Юнона помещает глаза Аргуса на хвост павлина»

    Известно изображение финального эпизода истории Ио: стоглазый великан Аргус, посланный ею стеречь любовницу мужа, убит Гермесом. В эпоху барокко Аргус изображается мертвым с рассыпанными глазами. Амуры подбирают их и передают Гере, которая помещает их на хвосты павлина (Х. Голциус, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, А. Блумарт, Н. Пуссен и др.).

    Встречается сцена «Юнона просит у Венеры её пояс» (А. Куапель, Дж. Рейнолдс), «Юнона просит Эола выпустить ветры на гибель Одиссею», «жертвоприношение Юноне» (П. Ластман, Дж. Б. Тьеполо), а также «Юнона в Царстве Гипноса», куда она отправилась для помощи в обольщении Зевса в истории с горой Ида.

    В аллегорическом изображении Четырех элементов она персонифицирует стихию Воздуха (так как была подвешена в воздухе с наковальнями).

    Как покровительница брака она выступает в картине Рубенса «Генрих IV получает портрет Марии Медичи».

    Как подательница изобилия она выступает в садовой пластике эпохи барокко.

    В литературе

    Ей посвящены XII гимн Гомера и XVI орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Семела, или Водоносицы», где принимала облик жрицы из Аргоса, собирающей подаяние (фр.168 Радт)[30], а также трагедии Сенеки «Геркулес в безумье». Во Флиунте было священное сказание, объясняющее отсутствие статуи Геры[31].

    Сочинение Лукиана «О сирийской богине» посвящено богине, которую он называет Герой ассирийской.

    Новое Время

    • Валерий Брюсов «Иксион и Зевс»

    В музыке

    • «Умиротворённая Юнона» И. И. Фукса и др. оперы
    • кантаты «Новое состязание Юноны и Паллады» Дж. Б. Бонончини
    • «Юнона и Паллада» С. Майра

    В астрономии

    В честь Геры назван астероид (103) Гера который был открыт 7 сентября 1868 года американским астрономом Дж. К. Уотсоном в Детройтской обсерватории, США

    Примечания

    1. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.142
    2. Об этимологии теонима см.: Казанский Н. Н. К этимологии теонима Гера // Палеобалканистика и античность. М.: Наука, 1989. С. 54-58.
    3. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 275—277; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 2. С. 104—105; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5 далее
    4. Павсаний. Описание Эллады II 17, 4; Вергилий. Лидия 63-65 намёк
    5. Павсаний. Описание Эллады II 36, 1
    6. Аристофан. Птицы 603—604
    7. Гомер. Илиада XIV 296
    8. Нонн. Деяния Диониса XLI 324
    9. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 72, 4
    10. Первый Ватиканский мифограф III 1, 61
    11. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1
    12. Овидий. Фасты V 251—256
    13. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 5
    14. Павсаний. Описание Эллады II 13, 3
    15. Гигин. Астрономия II 43
    16. Илиада XIV 249—262; XV 18-30
    17. Евстафий. К Илиаде XV 19 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.48
    18. Климент. Протрептик 36, 2, по Паниасиду
    19. Павсаний. Описание Эллады II 38, 3
    20. Гомер. Одиссея XII 72
    21. Павсаний. Описание Эллады II 22, 1
    22. Павсаний. Описание Эллады IX 39, 5
    23. Ликофрон. Александра 859 и комм.
    24. Ликофрон. Александра 1350
    25. Гесихий // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.223
    26. Нонн. Деяния Диониса XXXII 56; XLVII 512
    27. 1 2 3 4 5 Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 275—277
    28. А. И. Зайцев. Греческая религия и мифология. СПб, 2004. С.102
    29. Перевод с английского С. Г. Загорской, М. А. Калининой, Д. А. Колосовой 70 чудес зодчества Древнего мира: Как они создавались? = The Seventy Wonders of the Ancient World. The Great Monuments and How They Were Built. — М: Издательство Астрель, 2004. — 304 с. — ISBN 5-271-10388-9
    30. Платон. Государство II 381d
    31. Павсаний. Описание Эллады II 13, 4

    Литература

    • Гера, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    • Klinz A., Ἱερος γάμος, Halle, 1933;
    • Pestallozza U., Βοῶπις πότνια, «Athenaeum», Pavia, 1939, fasc 2—3. p. 105—37; * Pötscher W., Hera und Heros, «Rheinisches Museum», 1961, Bd 104, № 4;
    • его же, Der Name der Göttin Hera, там же, 1965, Bd 108, № 4.

    Ссылки

    Хтонические
    божества
    Земля
    Категории: Религия и мифология · Боги и богини · Герои и героини · Мифические народы · Мифические существа
    Портал

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *