Опыт на выявление крахмала: Крахмал. Опыты с крахмалом. Исследовательская работа. – Исследовательская работа на тему «Крахмал. Опыты с крахмалом»

Исследовательская работа по обнаружению крахмала

Слайд 1

Исследовательская работа по химии на тему: Выполнила ученица 10 «Б» класса МБОУ «Школа №3» Анищук Варвара «Определение наличия крахмала в различных продуктах»

Слайд 2

Цель работы: выявление наличия или отсутствия крахмала в различных продуктах питания опытным путём с помощью разбавленного спиртового раствора йода. Оборудование: 1) спиртовой раствор йода, разбавленный водой; 2) пищевые продукты (картофельное пюре; сырой картофель; пшеничный и ржаной хлеб; рис и макароны, не подвергавшиеся термической обработке; варёный геркулес; сырая тыква )

Слайд 3

КРАХМАЛ – углевод особого состава, образующийся в виде мельчайших зёрнышек в зелёных частях растений из углекислоты воздуха под действием света. Зёрна крахмала в развивающейся клетке эндосперма риса. Микрофотография зерна крахмала из клубня картофеля; видна слоистая структура.

Слайд 4

Крахмал состоит из 2 полисахаридов — амилозы и амилопектина , образованных остатками глюкозы. Экспериментально доказано, что химическая формула крахмала (C 6 H 10 O 5 ) n .

Слайд 5

Крахмал состоит не только из линейных молекул, но и из молекул разветвленной структуры . Этим объясняется зернистое строение крахмала . Накапливается в виде зерен, главным образом в клетках семян, луковиц, клубней, а также в листьях и стеблях. Крахмал — белый порошок, нерастворимый в холодной воде. В горячей воде он набухает и образует клейстер; с раствором йода образует соединение, которое имеет синюю окраску.

Слайд 6

Крахмал — основная часть важнейших продуктов питания: муки (75 — 80%), картофеля (25%), саго и др. Энергетическая ценность около 16,8 кДж/г. Он является ценным питательным продуктом. Чтобы облегчить его усвоение, содержащие крахмал продукты подвергают действию высокой температуры, то есть картофель варят, хлеб пекут. В этих условиях происходит частичный гидролиз крахмала и образуются декстрины, растворимые в воде. Декстрины в пищеварительном тракте подвергаются дальнейшему гидролизу до глюкозы, которая усваивается организмом.

Слайд 7

Избыток глюкозы превращается в гликоген (животный крахмал). Состав гликогена такой же, как у крахмала, — (C 6 H 10 O 5 ) n , но его молекулы более разветвленные. Особенно много гликогена содержится в печени (до 10%). В организме гликоген является резервным веществом, которое превращается в глюкозу по мере ее расходования в клетках. В промышленности крахмал путем гидролиза превращают в патоку и глюкозу.

Слайд 8

Ход работы: Ход опыта основан на качественной реакции крахмала на спиртовой раствор йода. Опыт 1.1. Определение крахмала в пищевых полуфабрикатах, не подвергавшихся термической обработке. Капнем раствором йода на рисовую крупу. Наблюдаем качественную реакцию. Изменение цвета варьируется от тёмно-фиолетового до тёмно – синего.

Слайд 9

Опыт 1.2. Определение крахмала в пищевых полуфабрикатах, не подвергавшихся термической обработке. Капнем раствором йода на макароны. Наблюдаем качественную реакцию. Изменение цвета варьируется от тёмно-фиолетового до тёмно – синего.

Слайд 10

Опыт 2. Определение крахмала в пищевых полуфабрикатах, подвергавшихся термической обработке. Капнем раствором йода на варёный геркулес. Наблюдаем качественную реакцию. Пятно на продукте окрашивается в ярко – синий цвет с фиолетовым оттенком.

Слайд 11

Опыт 3. Определение крахмала в сыром картофеле и картофеле, подвергшемуся термической обработке (картофельном пюре). Капнем раствором йода на кусок сырого картофеля Капнем раствором йода на картофельное пюре Наблюдаем качественную реакцию. Пятно на сыром картофеле окрашивается в тёмно-фиолетовый цвет, а на картофельном пюре – в светло-фиолетовый цвет.

Слайд 12

Опыт 4. Определение крахмала в ржаном и пшеничном хлебе. Капнем раствором йода на кусок ржаного хлеба Капнем раствором йода на кусок пшеничного хлеба Наблюдаем качественную реакцию. Пятно на ржаном хлебе окрашивается в тёмно-фиолетовый цвет, а на пшеничном хлебе – оттенки меняются в зависимости от концентрации йодового раствора: более концентрированный – тёмно-синий цвет; менее концентрированный – светло-фиолетовый.

Слайд 13

Опыт 5. Определение крахмала в сырых овощах (тыкве). Для получения наглядной качественной реакции, спиртовой раствор йода не разбавлялся. Капнем раствором йода на кусок тыквы. Наблюдаем слабо выраженную качественную реакцию. Пятно на тыкве окрашивается в светло-фиолетовый цвет с серым оттенком. Это говорит о малом количестве крахмала в данном сорте тыквы.

Слайд 14

ВЫВОДЫ: 1. Наибольшее количество крахмала обнаружено в рисе и картофеле. Меньшее количество крахмала содержат макаронные изделия и пшеничный хлеб; 2. Термическая обработка продукта влияет на изменение количества крахмала в продукте (опыт с сырым и варёным картофелем), количество крахмала становится меньше. 3. Длительное хранение овощей, возможно, снижает количество крахмала в мякоти.

Тайны и секреты крахмала

Тайны и секреты крахмала

Сапожников Д.С. 1

1МБОУ «СОШ №12 г. Челябинска»

Климова Л.В. 1

1МБОУ «СОШ №12 г. Челябинска»

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.

Сейчас много говорят о здоровом питании. Но врачей тревожит – появление лишнего веса у современных школьников. На уроке окружающего мира мы узнали, что питание человека должно быть разнообразным и полезным. Особенно сильно влияет характер питания на рост и развитие детей. Источником энергии являются — углеводы. Они содержатся в хлебе, картофеле, макаронах, крупах, сладостях, сахаре, мёде.

На протяжении жизни человек в среднем потребляет около 14 тонн углеводов. За день мы получаем из пищи от 50 до 70% углеводов. Потребность в углеводах зависит от энергетических трат организма. Спортсмену, который тратит во время тренировок, соревнований много энергии потребуется значительно больше углеводов, чем человеку, не затрачивающему много физических сил.

Изучая вопрос потребления углеводов, мы отметили, что противники лишнего веса «обвиняют» во всех бедах крахмал. Что за тайна содержится в обычном пакетике крахмала, который находится в шкафу на кухне? Мы решили узнать о секретах крахмала и поставили цель: определить роль крахмала в жизни человека.

Нами были определены задачи:

выяснить историю возникновения крахмала;

проверить наличие или отсутствие крахмала в продуктах питания;

изготовить крахмал в домашних условиях;

провести исследования по определению свойств крахмала;

показать роль крахмала в жизни человека.

Предметом исследования является: крахмал.

Объектом исследования мы определили: создание домашней лаборатории по получению и определению свойств крахмала.

В ходе работы мы использовали методы: изучение научно-популярной литературы и средств Интернета, анализ собранной информации, наблюдение и обобщение сведений в ходе проведения экспериментов с крахмалом в домашних условиях.

Новизной в нашей работе является: создание домашней лаборатории с целью выявления секретов и тайн крахмала.

Актуальность нашей работы заключается: оценить пользу и вред продуктов, содержащих крахмал и, возможно, внести изменения в свой рацион питания.

I I.1. ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА «КРАХМАЛ».

В результате работы с научно-популярной литературой мы определили научные определения крахмала:

В «Большом энциклопедическом словаре» приводится научное определение крахмала: «КРАХМАЛ– (слово из польского языка, с польского krochmal, немецкого Kraftmehl) запасной углевод растений; состоит из двух полисахаридов – амилозы и амилопектина, образованных остатками глюкозы. Накапливается в виде зерен, главным образом в клетках семян, луковиц, клубней, а также в листьях и стеблях. Крахмал – основная часть важнейших продуктов питания: муки (75-80%), картофеля (25%) и другие. Крахмал и его производные применяются при производстве бумаги, текстильных изделий, клеев, в литейном и других производствах, а также в фармацевтической промышленности».

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И.Даля мы прочитали: «КРАХМАЛ– чисто мучнистая часть семян, особенно хлебных растений; добывается мочкою зёрен, в виде белого порошка, более из пшеницы и картофеля; по клейкости своей, идёт для придания жёсткости и глади белью, почему и называется также скорбилом (скорбнуть).

«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова помог уточнить биологический процесс появления крахмала в растениях: «КРАХМАЛ углевод особого состава, образующийся в виде мельчайших зёрнышек в зелёных частях растений из углекислоты воздуха под действием света (хим., бот.). || Продукт из таких зёрнышек различных растений, употребляется в пищевой, химической и текстильной промышленности, в стирке белья».

За разъяснениями мы обратились к учителю биологии и химии. Бажкова Наталья Викторовна постаралась нам объяснить, что крахмал – сложный углевод, организму человека необходимо много трудиться для расщепления этого вещества. Поэтому сторонники здорового питания предпочитают углеводы, который легко усваивается организмом, например, мёд.

Таким образом, из книжных источников и объяснений педагога мы выяснили, что крахмал – сложный углевод, он образуется в растениях и является для них запасным питательным веществом. Крахмал хорошо переваривается и усваивается организмом человека.

I I.2. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КРАХМАЛА.

Производство крахмала было известно в глубокой древности. По свидетельству ряда античных писателей, пшеничный крахмал получали на островах Средиземного моря, в Древней Греции и Риме (Приложение 1). Зерна пшеницы замачивали подслащенной во­дой в деревянных чанах, подвергали брожению, после чего разминали нога­ми, затем массу пропускали через льняную ткань или сито; полученную крахмальную суспензию осаждали в специальных отстойниках, сырой крах­мал намазывали на камни и высушивали на солнце (Приложение 2). Начало производства крахмала из пшеницы в других евро­пейских странах относится к XVI в., а в XVII в. почти одновре­менно с распространением культуры картофеля, завезенной из Америки, стали получать картофельный крахмал. Более широко распространилось производство картофельного крахмала почти во всех странах Европы в конце XVIII в. после изобретения ручной тёрки.

I I.3. ПРИГОТОВЛЕНИЕ КРАХМАЛА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.

Из научно-популярной литературы мы узнали, что крахмал получали из картофеля и пшеницы. Мы решили приготовить крахмал в домашних условиях из картофеля (Приложение 3).

Для приготовления крахмала берём два сорта картофеля – белый и красный. Отмываем картофель от почвы и очищаем клубни от кожуры, взвешиваем. Весы показали, что масса очищенного картофеля составляет 300 гр. Натираем картофель на металлической тёрке. Полученную массу заливаем небольшим количеством воды, чтобы крахмал не потемнел, перемешиваем и фильтруем через марлю. Картофельную гущу, два-три раза разбалтываем с водой и пропускаем через сито. Вода вымывает крупицы крахмала из картофеля. Отфильтрованные порции воды собираем в кастрюлю и оставляем отстояться. Не взбалтывая, осторожно сливаем верхнюю жидкость, вновь добавляем чистой воды и даём отстояться. Эту процедуру необходимо повторить несколько раз пока вода не станет прозрачной, тогда крахмал становится белым.

Аналогично выделяем крахмал из картофеля красного сорта.

Жидкость, выделившаяся после натирания картофеля с красной кожурой и желтой мякотью более тёмного цвета, но при многократном промывании крахмал становится белым.

При взвешивании весы показывают разницу в 2 гр в пользу белого картофеля.

Таким образом, мы смогли в домашних условиях выделить крахмал из картофеля.

I I.4. СВОЙСТВА КРАХМАЛА.

С помощью простых опытов, опираясь на определения крахмала, изучаем его свойства (Приложение 4).

Опыт №1

Цель опыта: изучить внешний вид, вкус, цвет, звук и запах крахмала.

Сравниваем крахмал, изготовленный в домашних условиях, и промышленный продукт, результаты заносим в таблицу:

Наименование параметров

Крахмал промышленного производства

Крахмал, полученный в домашних условиях

Внешний вид

Кристаллический порошок

Цвет

Белый, состоит из зёрнышек

Белый

Запах

Не имеет

Вкус

Не имеет

Звук

При сжатии рукой издаёт скрип

Из таблицы видим, что отличий у крахмала, изготовленного в домашних условия и в промышленном производстве, не наблюдается.

Опыт №2

Цель опыта: определить взаимодействие крахмала с водой.

Берём 2 ёмкости, кладём в них крахмал. В первую ёмкость наливаем холодную воду. Вода становится мутной. На дне ёмкости появляется осадок — крахмал осел на дно ёмкости и не растворился в холодной воде. Во вторую ёмкость наливаем горячую воду. В горячей воде раствор набухает (растворяется), становится прозрачным, образуя вязкий раствор – клейстер.

Таким образом, при взаимодействие с водой крахмал не растворяется в холодной воде, но растворяется в горячей воде.

Опыт №3

Цель опыта: определить взаимодействие крахмала с йодом.

Берём две ёмкости, наливаем в обе ёмкости воды. В первую ёмкость кладём чайную ложку крахмала. В обе ёмкости добавляем йод. В первой ёмкости вода окрашивается в темно-фиолетовый цвет, во второй ёмкости цвет воды изменяется на коричневый.

Таким образом, в результате взаимодействия йода с крахмалом, вещество, содержащее крахмал, окрашивается в синий цвет.

I I.5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАХМАЛА В ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ.

Во многих ли продуктах, которые мы употребляем в пищу, таится крахмал? Предупреждают ли производители, что в составе того или иного продукта есть крахмал? С помощью раствора йода мы проверили наличие или отсутствие  крахмала  в различных продуктах питания (Приложение 5):

1.Возьмём картофель: сырой и отварной. Йодные пятна на срезе клубня стали синими – так реакция с йодом обнаруживает крахмал в картофеле. Вареный картофель окрасился ярче, чем сырой. Крахмал находится в сырых овощах как в коробочках, а при варке коробочки разрушаются, и йоду легче добраться к крахмалу и прореагировать с ним.

2. Крахмал присутствует и в зернах пшеницы, значит что он есть во всех злаках. Хлебный мякиш окрасился в тёмно-фиолетовый цвет, значит, в состав белого и ржаного хлеба входит крахмал. Размешиваем пшеничную муку с водой и добавляем йод. Пятно синеет – крахмал содержится в муке, в манке (эту крупу производят из зёрен пшеницы).

3. Овощи и фрукты показали, что и в них содержится  крахмал . Для этого мы нанесли капельку йодной настойки на ломтики моркови, баклажана, лимона, капусты, топинамбура. На топинамбуре, капусте и баклажане синих пятен не появилось. Есть растения, овощи, которые не содержат крахмал: лук, огурец, брюква, ревень, помидоры, укроп, баклажан, брокколи, морковь, одуванчик, крапива, лук-порей, щавель.

4. Соль и сахар крахмал не имеют в своем составе.

5. Исследуем молочные продукты — сметана, кефир, творог, йогурт. В натуральных молочных продуктах крахмала не бывает. Но производители молочных продуктов для того чтобы сделать продукт более густым добавляют крахмал или муку. Результат исследования сметаны, кефира и творога нас порадовал – йодные пятна остались коричнево-жёлтыми, таких загустителей, таких как крахмал или мука, в этих продуктах нет. В йогуртах разных производителей: «Danone» и «Нежный» мы увидели, что пятно йода окрасилось в синий цвет. Это говорит о том, в состав входит крахмал. Производители используют его как загуститель, но на упаковке в составе не указывают.

6. Подвергнем проверке майонез, колбасу и сыр. По синеватому оттенку пятен на продуктах, можно сделать вывод — есть крахмал. Предупреждает ли производитель о наличии крахмала в данных продуктах? На упаковке майонеза «Ряба» указано «без крахмала». Проверяем! Пятно остаётся коричневым – в этом продукте нет крахмала. А вот на этикетке колбасы «Докторской», в списке ингредиентов есть крахмал.Через 10 минут после нанесения йода, пятно изменило цвет.

Таким образом, в результате проведенных исследований мы установили, что многие продукты содержат крахмал. Крахмал дает характерное синее окрашивание при взаимодействии с йодом.  Мы увидели, что крахмал присутствует практически во всех продуктах, но в разных количествах.

Так что же отказаться от продуктов, которые содержат крахмал? Большинство книг, посвященных проблемам питания, обращает внимание на важность крахмала – это источник энергии. В нашем питании крахмал – важная часть. Большая часть продуктов содержит крахмал. «Совсем отказываться от крахмалосодержащих продуктов не надо, точнее даже важно, чтобы они были в рационе. Но! Их должно быть не более 20 % от всей пищи – пятая часть, а не 80-90%, как это принято сейчас», – объяснила нам Багдасарян Лилия Гурамовна, медицинский работник школы.

II.7. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАХМАЛА.

В ходе работы мы смогли получить крахмал в домашних условиях, провели опыты по определению свойств крахмала, исследовали продукты, в которых содержится крахмал, а где используют крахмал. За информацией мы обратились к заведующей школьной столовой Любимовой Алёне Валерьевне. Она нам рассказала, что, что из сухого крахмала повара варят кисель, используют его для приготовления соусов, добавляют к тесту при замешивании лапши, выпечке пирожных.

Из научной литературы мы узнали, что крахмал используется как загуститель при изготовлении колбас, конфет. Его применяют при изготовлении бумаги и картона. Выполняют поделки в технике папье-маше, используя клейстер. Крахмал идёт на производство спичек, кра­сок. Даже Рембрандт добавлял в краски пшеничный крахмал, делавший краски более вязкими, густыми и прозрачными.

Картофельный крахмал служит основой для различных мазей, таблеток, порошков, присыпок, компрессов, используется в качестве обволакивающего, смягчающего и противовоспалительного средства при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Он предохраняет слизистую оболочку кишечника от раздражения при приеме лекарств. Ванны из крахмала снимают зуд диатеза у маленьких детей.

Уют в доме создают накрахмаленные скатерти, салфетки, шторы. Подкрахмаленное постельное бельё выглядят опрятно, долго сохраняют свежий вид.

В домашних условиях с крахмалом можно провести различные фокусы:

1.Возьмём стакан крахмала, полстакана воды, 100 гр клея ПВА, воздушный шарик. Смешаем воду и крахмал, выльем клей и перемешаем массу ложкой, пока она не получится плотная, вязкая и тягучая. Переливаем массу в

воздушный шар, завязываем, получается игрушка для малышей – «лизун». Игра с ним, развивает мелкую моторику детей. (Приложение 6)

2. Возьмём крахмал, воду, йод, лист бумаги, кисть. Крахмал разведём водой, добавим в раствор йод, получатся вязкие синие чернила. Этими чернилами сделаем надпись на белом листе бумаги. Когда надпись подсохнет, проведём рукой по буквам, надпись исчезнет. Мы получили «секретные чернила», с помощью них мы можем показывать фокусы. (Приложение 6)

3.Возьмём крахмал, воду, распылитель, йод, лист бумаги, кисть.

Сделаем из крахмала клейстер, с помощью клейстера кистью на листе бумаги напишем буквы или выполним рисунок. Ёмкость с распылителем наполним раствором йода с водой. После высыхания клейстера, разбрызгиваем на белый лист бумаги раствор йода, проявляется надпись. (Приложение 6)

Таким образом, проведя исследования,мы выяснили, что отказываться от крахмалосодержащих продуктов не стоит. Дело не в крахмале, а в нашем отношении к своему здоровью. Больше необходимо двигаться, заниматься спортом, есть свежие фрукты и овощи, поменьше булочек и полуфабрикатов. И никакой крахмал не навредит вашему здоровью, а принесет пользу.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Главный источник энергии для человеческого организма — уг­леводы. Ос­новной представитель углеводов в питании человека — крахмал. Он образуется в зеленых частях растений под действием лучей солнца. Чтобы понять, какую роль играет крахмал в питании человека, мы постарались узнать о нём как можно больше, изучили литературу по теме исследования. При более внимательном изучении крахмала с помощью наблюдений и опытов и исследований, мы пришли к следующим выводам:

крахмал – сложный углевод, который при тепловой обработке (в выпечке, консервах и т.д.) плохо усваивается организмом;

крахмал — белый безвкусный порошок, который хранит много тайн и секретов;

крахмал – важная часть в рационе питания человека;

крахмал добавляют в качестве загустителя в продукты питания;

крахмал – вещество, которое помогает выполнять «фокусы» для детей и взрослых.

В результате можно сделать вывод, что цель работы достигнута, выполнены все поставленные задачи. Предполагаемый результат нашёл своё подтверждение в нашем исследовании. Это исследование убедило нас в том, что для получения ответов на вопросы можно просто устроить лабораторию дома!

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Большая детская энциклопедия. Химия/Сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.

Малая детская энциклопедия. Химия./Сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.

Ольгин О. Забавная химия для детей. М.: «Детская литература», 1997.

Я познаю мир. Химия. Автор-составитель Л.А.Савина. — М.: Изд-во «АСТ», 1999.

Интернет-ресурсы:

http://www.pandia.ru/400449/

http://www.sergey-osetrov.narod.ru/Raw_material/Starch_production_Technology.htm

http://malahov-plus.com/forum/topic_2113/28

http://artyx.ru/news/item/f00/s06/n0000690/index.shtml

Уроки волшебства:

http://www.alhimik.ru/teleclass/pract/prac010203.shtml

http://goodmagic.ru/ischezayushchie-chernila

http://www.lmagic.info/krahmal_v_deystvii.html

http://www.a2005-l15.narod.ru/3a/17_zacshita.html

http://x-creators.ru/video/6-zabavniyopyt.html

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/op11.shtml

V. ПРИЛОЖЕНИЕ.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Опыт №1

Опыт №2

Опыт №3

П риложение 5.

Приложение 6

Просмотров работы: 785

Исследовательская работа «Крахмал. Получение крахмала в домашних условиях»

Слайд 1

КРАХМАЛ И ЕГО СВОЙСТВА. Определение содержания крахмала в разных продуктах. Получение крахмала в домашних условиях.

Слайд 2

Крахмал – это основное вещество большинства растений. Он образуется в клетках зеленых растений, накапливается в их семенах , клубнях, луковицах и пр. Крахмал также является основной частью продуктов питания. Для организма человека крахмал служит основным поставщиком углеводов — одного из важнейших компонентов пищи. Под действием ферментов крахмал превращается в глюкозу, которая окисляется в клетках до углекислого газа и воды с выделением энергии, необходимой для функционирования живого организма. Также крахмал и его производные применяются при производстве бумаги, текстильных изделий, клеев и в фармацевтической промышленности. Главными источниками крахмала в мире являются з ерновые культуры : рис, пшеница, кукуруза; различные корнеплоды , в том числе картофель.

Слайд 3

Соотвественно , в пищевой промышленности выпускаются разные виды крахмала, например, картофельный и кукурузный: Целью моей работы является изучение степени содержания крахмала в различных продуктах и получение крахмала в домашних условиях.

Слайд 4

ОПЫТ 1 : Определение содержания крахмала в разных продуктах Цель опыта: определить опытным путем наличие крахмала в выбранных продуктах питания. Приборы и оборудование: 1) Раствор йода. 2) Пипетка. 3) Продукты: хлеб белый, картофель банан, яблоко, лук репчатый. Описание опыта 1: Качественной реакцией на крахмал является его химическая реакция на раствор йода, в ходе которой йод, при наличии в продукте крахмала, изменяет его окраску , становясь синим. И чем больше крахмала, тем более интенсивная окраска получится. В ходе эксперимента были получены следующие результаты, представленные на фото и в таблице:

Слайд 5

Т аблица результатов: № jhgjg Н 1. Белый хлеб ++ Сильная 2. Картофель ++ Сильная 3. Банан + Средняя 4. Яблоко + Слабая 5. Лук репчатый — Отрицательная № Наименование п родукта Наличие крахмала Степень реакции Примечание: «+» — реакция положительная, «++» – интенсивная положительная реакция , «-» – реакция отрицательная. Яблоко Белый хлеб Репчатый лук Сравнение

Слайд 6

Опыт 2: Получение крахмала в домашних условиях: Цель работы : получить крахмал в домашних условиях. Приборы и оборудование : 1) Клубни картофеля. 2) Вода. 3) Терка металлическая. 4) Миска. 5) Марля. 6) Фольга. Порядок проведения опыта 2: Получить картофельный крахмал в домашних условиях совершенно просто. И главное, что для этого нужно — вода и картофель.

Слайд 7

1) Картофель необходимо очистить от кожуры и хорошо промыть. 2) И змельчить клубни на терке с мелкими отверстиями, периодически поливая терку водой. Натертая мякоть будет постепенно накапливаться в воде.

Слайд 8

3.Когда весь картофель будет протерт, его тут же надо процедить через сложенную вдвое марлю в широкую эмалированную миску и дать отстояться, пока крахмал не осядет на дно. 4.После этого воду осторожно сливают и наливают чистую. Снова дать крахмалу осесть. Так повторить 2-4 раза, пока не получится самый чистый крахмал. По фото видно, как вода с каждым разом светлеет.

Слайд 9

5.Сырой крахмал отжать от воды и разложить тонким слоем на листе фольги . 6. Сушить в теплой духовке при температуре не выше 40 градусов, иначе крахмал превратится в клейстер. Можно высушить и просто на горячей батарее.

Слайд 10

Сухость крахмала определяется на ощупь, на вид вроде бы сухой, но на ощупь оказывается сырым. До 40 процентов воды может впитывать крахмал, оставаясь на вид сухим. Если крахмал высох, его нужно растереть или раскатать скалкой, тогда он получится рассыпчатым. Полученный крахмал может иметь желтоватый оттенок. Интересный факт, что из ведра сырого картофеля может получиться до 1–1,5 килограмма хорошего крахмала. ВЫВОД: В результате проведенного опыта мною был получен крахмал в домашних условиях, что является полезным практическим навыком . Я увидела и изучила свойства такого вещества, как крахмал. Научилась определять степень его содержания в различных продуктах. Оказалось, что больше всего крахмала содержится в белом хлебе и картофеле, а совсем не содержится – в репчатом луке .

Исследовательская работа по теме: «Крахмал» (2 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 44 »

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

Тема: «Крахмал».

 

 

 

                                     

 

                                      Выполнил: ученик 2 класса

                     Щебетюк Андрей

                                                                  Руководитель: учитель начальных классов

                                                Зацепилова Татьяна Капитоновна

 

 

 

 

 

Воркута

2013 год

ВВЕДЕНИЕ

Правильное питание – залог здоровья.

 

Сейчас много говорят о здоровом питании.  Врачей тревожит такая крайность – лишний вес школьников. Подчеркивая исключительную роль питания в жизни человека, Генрих Гейне писал: «Человек есть то, что он ест». Особенно сильно влияет характер питания на рост и развитие детей. Чтобы человек был бодр, активен, жизнерадостен, здоров, его питание должно быть разнообразным и полезным. А на уроке окружающего мира мы узнали, что наша пища должна содержать в себе витамины, жиры, углеводы, белки.

О важности витаминов в рационе питания человека знает каждый школьник. А вот о значении белков, жиров и углеводов в нашей семье разгорелся спор.

Мой двоюродный брат  занимается спортом. Он наращивает мышечную массу тела и считает, что белки – первые по важности в питании растущего организма. Он объяснил, что белки – строительный материал для клеток.

Мама считает, что жиры обладают наибольшей энергетической ценностью, это продовольственные склады в нашем организме. Сестра с этим не спорит, но предпочитает ограничивать себя в потреблении жиров.

На уроке я узнал, что углеводы – источник энергии. Тогда почему папа прячет от меня конфеты, а мама наливает по утрам сладкий чай, варит каши, ставит в вазочке аппетитные булочки и печенье, дедушка угощает ароматным мёдом. Мы с сестрой уплетаем за обе щеки, а мама отказывается, говорит, что бережёт фигуру.

Интересно узнать об углеводах больше.

Из книг мы узнали, что главные источники углеводов из пищи – хлеб, картофель, макароны, крупы, сладости, сахар, мёд. Из всех веществ, которые человек употребляет в пищу углеводы главный источник энергии. На протяжении жизни человек в среднем потребляет около 14 тонн углеводов. В среднем наш организм получает от 50 до 70% углеводов из дневного рациона. И всё же запасов углеводов в организме немного, поэтому нам приходится снабжать ими наш организм регулярно. Конечно, потребность в углеводах зависит от энергетических трат организма. Спортсмену, который тратит во время тренировок, соревнований много энергии потребуется значительно больше углеводов, чем человеку, не затрачивающему много физических сил.

Изучая вопрос потребления углеводов, мы отметили, что противники лишнего веса «обвиняют» во всех бедах крахмал, потому и диету начинают с ограничения крахмала. Ещё одна распространённая точка зрения, что картофельный крахмал самый вредный, а кукурузный значительно полезнее.

Оказывается дело не в конфетах, а в крахмале?

Книжные источники повествуют, что крахмал – сложный углевод, он образуется в растениях и откладываемый ими в качестве запасного питательного вещества, его можно обнаружить в семенах растений, моркови, клубнях, корнеплодах, стеблях, иногда в плодах фруктов и листьях. Многие богатые крахмалом части растений являются важными источниками питания для людей и животных. Это картофель, пшеница, кукуруза, рис, овес, ячмень, рожь, гречиха, бобовые, соя. Крахмал хорошо переваривается и усваивается организмом человека.

Если такое повышенное внимание к крахмалу, интересно узнать о его роли в питании. С малых лет мы знаем вкус сахара, мёда, пирожного. А что мы знаем о крахмале, кроме того, что он хранится в целлофановом пакетике кухонного шкафа? Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения. Мне захотелось побольше узнать об этом углеводе! Открываем лабораторию, где предмет наблюдения – крахмал.

Тема исследования: «Крахмал. Свойства крахмала».

В связи с противоречивой информацией возникло много проблемных вопросов:

·     Что за волшебное вещество –крахмал, если он есть во многих растениях, но мы его не видим?

·     Как получают крахмал и где используют? Возможно ли получить крахмал в домашних условиях?

·     Какой у крахмала цвет, запах, вкус?

·     Как влияют на наше здоровье продукты, содержащие крахмал?

·     Есть ли продукты и растения в нашем доме, в которых «прячется» крахмал? Можно ли его в них обнаружить?

Цель исследования: поиск крахмала в продуктах питания и изучение его свойств.

Задачи исследования:   

·     собрать и изучить информацию о крахмале;

·     изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания и растениях, провести опыты;

·     подобрать необходимые для экспериментов вещества, продукты, лабораторное оборудование;

·     познакомиться  и использовать необходимые меры безопасности при проведении опытов;

·     выделить крахмал из картофеля;

·     узнать о сфере применения крахмала;

·     проанализировать полученные результаты.

Методы: опыты, наблюдение, исследование.

Гипотеза исследования

Если мы подробнее изучим крахмал, познакомимся с его свойствами, то эти знания помогут нам оценить пользу и вред продуктов, которые мы потребляем в пищу и, возможно, внести изменения в свой рацион питания.

О результатах исследования расскажем одноклассникам, познакомим с технологией опытов по обнаружению крахмала в продуктах питания, его использовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Как получить крахмал?

Крахмал – толкование, значение, смысл

В «Большом энциклопедическом словаре» приводится научное определение крахмала: «КРАХМАЛ– (слово из польского языка, с польского krochmal, немецкогоKraftmehl) запасной углевод растений; состоит из двух полисахаридов – амилозы и амилопектина, образованных остатками глюкозы. Накапливается в виде зерен, главным образом в клетках семян, луковиц, клубней, а также в листьях и стеблях. Крахмал – основная часть важнейших продуктов питания: муки (75-80%), картофеля (25%) и другие. Крахмал и его производные применяются при производстве бумаги, текстильных изделий, клеев, в литейном и других производствах, а также в фармацевтической промышленности».

 Очень интересным оказалось толкование слова крахмал в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И.Даля: «КРАХМАЛ– чисто мучнистая часть семян, особенно хлебных растений; добывается мочкою зёрен, в виде белого порошка, более из пшеницы и картофеля; по клейкости своей, идёт для придания жёсткости и глади белью, почему и называется также скорбилом (скорбнуть). Крахмалить белье, скорбить, делать жестким, напитывая скорбилом, крахмалом, пропитывать варёным, а иногда и сырым раствором крахмала: У нас только тонкое белье крахмалится. Барыня сильно крахмалится, любит пышное, крахмальное платье. Крахмаленье (скорбление), крахмалка – процесс крахмаления, крахмальщик (крахмальщица) – тот, кто делает крахмал, крахмальница – кастрюля для варки крахмала, клейстера».

В «Свободной энциклопедии «Википедия»» дано следующее определение крахмала: «Безвкусный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок; при сжатии порошка крахмала в руке он издаёт характерный «скрип», вызванный трением частиц.

В горячей воде набухает (растворяется), образуя вязкий раствор – клейстер; с раствором йода образует соединение-включение, которое имеет синюю окраску».

Проанализировав эти определения, мы наметили план работы по исследованию крахмала:

1) попытаемся выделить крахмал из клубней картофеля и зёрен пшеницы;

2) опытным путём с помощью спиртового раствора йода проверим наличие или отсутствие крахмала в различных частях растений (листьях, клубнях, корнеплодах, плодах), продуктах питания.

В далёком прошлом

Производство крахмала было известно в глубокой древности. По свидетельству ряда античных писателей, пшеничный крахмал получали на островах Средиземного моря, в Древней Греции и Риме. Зерна пшеницы замачивали подслащенной во­дой в деревянных чанах, подвергали брожению, после чего разминали нога­ми, затем массу пропускали через льняную ткань или сито; полученную крахмальную суспензию осаждали в специальных отстойниках, сырой крах­мал намазывали на камни и высушивали на солнце. Начало производства крахмала из пшеницы в других евро­пейских странах относится к XVI в., а в XVII в. почти одновре­менно с распространением культуры картофеля, завезенной из Америки, стали получать картофельный крахмал. Более широко распространилось производство картофельного крахмала почти во всех странах Европы в конце XVIII в. после изобретения ручной тёрки.

Как получить крахмал из картофеля.

После уборки картофеля со своего огорода и закладки его на хранение остаются мелкие клубни, которые бабушка не выбрасывает, а… открывает производство крахмала. Дело это трудоёмкое, чтобы не было скучно, устроили соревнование. В игру вступили два сорта картофеля – Белый и Красный.

Тщательно подготовили участников к соревнованиям – в нескольких водах, со щёткой отмыли от земли.

Для чистоты эксперимента очищаем от кожуры, взвешиваем.

                   

 

 

 

 

                     

 

   


Весы показали, что вес конкурсантов на первом этапе одинаковый – 300 гр.

Натёрли картофель на обычной металлической тёрке. Полученную массу залили небольшим количеством воды, чтобы крахмал не потемнел, перемешали и профильтровали через марлю. Картофельную гущу, ещё два-три раза разбалтываем с водой и пропускаем через сито. Вода вымывает крупицы крахмала из картофеля.

                       

Отфильтрованные порции воды собираем в кастрюлю и оставили отстояться. Не взбалтывая, осторожно слили верхнюю жидкость, вновь добавили чистой воды и дали отстояться. Эту процедуру желательно повторить несколько раз пока вода не станет прозрачной, тогда крахмал будет белым. Аналогично выделили крахмал их картофеля красного сорта. Жидкость, выделившаяся после натирания картофеля с красной кожурой и желтой мякотью более тёмного цвета, но при многократном промывании крахмал станет белым.

При взвешивании весы показали разницу в 2 грамма в пользу белого картофеля.

                        

В результате экспериментов мы выделили крахмал из картофеля. Встал следующий вопрос: крахмал получен, а где он применяется. Повар школьной столовой рассказала, что сухой крахмал используется для приготовления киселей, пу­дингов, соусов, добавляется к тесту при выпечке бис­квитов и пирожных, применяется в мака­ронном производстве, а также при изготовлении некоторых сор­тов колбас, конфет.

Учитель биологии постаралась объяснить, что такой сложный углевод, как крахмал требует определённых усилий нашего организма для расщепления этого вещества. Поэтому сторонники здорового питания предпочитают мёд – углевод, который быстро и легко усваивается организмом. Так где же прячется крахмал?

Глава II. Крахмал-невидимка Каков крахмал на вкус? С помощью простых опытов, опираясь на определения крахмала, изучаем его свойства. Опыт 1. Добавляем некоторое количество крахмала в воду.     Вода становится мутной. Через некоторое время на дне ёмкости появляется осадок. Это свойство мы наблюдали в процессе выделения крахмала их картофеля  (крахмал оседал на дно ёмкости). Вывод: крахмал не растворяется в воде.       Опыт 2. Сравниваем крахмал, изготовленный в домашних условиях, и промышленный продукт. Наименование продукта Крахмал промышленного производства Крахмал, полученный в домашних условиях Внешний вид Кристаллический порошок Цвет Белый с кристаллическим блеском Белый Запах Свойственный крахмалу, без постороннего запаха Вывод: существенных отличий не наблюдается. Опыт 3. Пробуем крахмал на вкус. Нам уже известно, что крахмал – пищевой продукт, поэтому этот опыт не навредит нашему здоровью. Вывод: вкус, свойственный крахмалу, не сильно выражен. Опыт 4. Проверили реакцию йода с крахмалом. 1)    На чистую салфетку нанесли йод, чтобы показать, что йод коричневого цвета. 2)    Подготовили две ёмкости: в одной – чистая вода смешали с крахмалом, в другой – воду с пищевой содой. 3)    Добавили йод в каждую ёмкость, наблюдали изменение цвета жидкостей.                   4)  Сравнили реакцию йода с крахмалом и пищевой содой. Вывод: данные опыты продемонстрировали, что в результате взаимодействия йода с крахмалом, вещество, содержащее крахмал, окрашивается в синий цвет. 5)    В горячей воде набухает. Это свойство мы проверили, когда варили клейстер и кисель.

Опыты на кухне

В Интернет-источниках мы прочитали следующее: «Крахмал – углевод, который присутствует в овощах, фруктах, злаках, бобовых, орехах. Нет ничего опасного в том, если мы будем употреблять крахмалистые плоды и злаки. Вредит здоровью крахмал, который в виде порошка добавляют в продукты питания, как наполнитель».

Спорить с утверждением мы пока не можем, а вот проверить наличие крахмала не сложно. Для опытов мы приготовили овощи с нашего огорода: картофель разных сортов, морковь, тыкву, кабачок, капусту, баклажан, а так же некоторые продукты питания, те, что оказались в холодильнике.

Обнаружить крахмал нам помогает настойка йода из домашней аптечки.

Для опыта нужны свежие срезы овощей и фруктов!

Капнем настойкой на картошку и увидим, что бурый цвет йода превратился в темно-фиолетовый. Здесь происходит химическая реакция между йодом и крахмалом, который содержится в картофеле, и получается новое вещество сине-фиолетового цвета. Химики используют эту реакцию для того, чтобы установить, содержится ли в том или ином пищевом продукте крахмал, а если содержится, то в каком количестве.

                                        

Можно сделать первые выводы: йодное пятно на срезе картофеля заметно ярче, чем на яблоке – значит, в картофеле крахмала больше.

Проверяем, какие из овощей, фруктов и других пищевых продуктов содержат это полезное вещество крахмал, а какие — нет.

Для этого нанесем капельку йодной настойки на ломтики моркови, баклажана, лимона, капусты…

                   

Вывод: крахмал содержится во многих овощах и фруктах.

А вот на срезе такого корнеплода как  капуста и баклажан синих пятен не появилось. И, действительно, есть растения, овощи, которые не содержат крахмал: лук, огурец, брюква, ревень, салат-латук, многие сорта капусты, помидоры, укроп, баклажан, брокколи, морковь, одуванчик, крапива, лук-порей, щавель.

         Исследуем продукты, которые используем в пищу ежедневно – это молочные продукты сметана, кефир, творог… В натуральных молочных продуктах крахмала быть не должно. Но некоторые производители для того чтобы сделать продукт болеегустым добавляют крахмал или муку. Проведём опыты.

                  

 Результат исследования молочных продуктов порадовал – йодные пятна остались коричнево-жёлтыми, таких загустителей, таких как крахмал или мука, в этих продуктах нет.

         Подвергли проверке майонез, ветчину, колбасный сыр, колбасу…

                

Наблюдали, что колбасный сыр, ветчина, майонез, судя по синеватому оттенку пятен, содержат некоторое количество крахмала.

Интересно, предупреждает ли производитель о наличии крахмала в данных продуктах? Как оказалось, не всегда. На этикетке майонеза «Махеев» в разделе этикетки «Состав» крахмал не упоминается, есть лишь слово загуститель.

Заключение

       Главный источник энергии для человеческого организма — уг­леводы. В рационе человека на них приходится более 70%. Ос­новной представитель углеводов в питании человека — крахмал. Являясь главнейшим резервным углеводом растений, крахмал принадлежит к числу наиболее распространенных в раститель­ном мире веществ. Образуется в зеленых частях растений под действием лучей солнца. В зернах пшеницы, ржи, кукурузы, риса содержится до 65—82% крахмала, в клубнях картофеля — до 25%.

        Чтобы понять, какую роль играет крахмал в питании человека, мы постарались узнать о нём как можно больше, изучили литературу по теме исследования. При более внимательном изучении крахмала с помощью наблюдений и опытов, мы пришли к следующим выводам:

·     крахмал содержится в семенах растений, моркови, клубнях, корнеплодах, стеблях, иногда в плодах фруктов и листьях;

·     крахмал – важная часть в рационе питания;

·     отказываться от крахмалосодержащих продуктов не стоит, но нужно учитывать, что наш дневной рацион питания не должен полностью состоять из углеводов.

Результатом исследовательской работы считаем и то, что:

·     мы учились работать не только с книгами, но и с Интернет-ресурсами ,получая интересующую нас информацию;

·     освоили технологию проведения опытов с крахмалом;

·     изучили свойства крахмала;

·     научились выделять крахмал из картофеля;

·     в ходе экспериментов обнаружили продукты питания из повседневного рациона, в которых содержится крахмал, нашли продукты, в которых его нет;

·     обсудили с одноклассниками проблему правильного питания и здорового образа жизни. Это исследование еще раз  убедило меня в том, что для получения ответов на вопросы, не обязательно ждать, когда мы начнём изучать химию. Можно просто устроить лабораторию на кухне!

Литература

1.Большая детская энциклопедия. Химия/Сост. К. Люцис.М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.

2.Малая детская энциклопедия. Химия./Сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.

3.Ольгин О. Забавная химия для детей.  М.: «Детская литература», 1997.

4.Я познаю мир. Химия. Автор-составитель Л.А.Савина. — М.: Изд-во «АСТ», 1999.

Интернет-ресурсы:

1.       http://www.pandia.ru/400449/

2.       http://www.sergey-osetrov.narod.ru/Raw_material/Starch_production_Technology.htm

3.       http://malahov-plus.com/forum/topic_2113/28

4.       http://artyx.ru/news/item/f00/s06/n0000690/index.shtml

Картинки:

http://img.tootoo.com/mytootoo/upload/37/378711/product/378711_94f96458246d18c38696ee6f76761f9b.jpg ,

Кукурузный крахмал: http://www.aston.ru/imgs/wysiwyg/producty/krachmal.jpg

 

 

 

План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему: Опыт «Определение крахмала «

Оформите в тетради( в клетку)  проведённый опыт:

               Опыт «Определение крахмала».

Цель: научиться…..(продолжите).

Оборудование: клубень картофеля, йод, салфетка.

Ход работы:

  1. На срез клубня картофеля капните йод.  Напишите в этом пункте что наблюдаете?  ( «Если капнуть на клубень картофеля йод, то мы увидим  …?…  окрашивание».)
  2. Найдите в учебнике : какое вещество реагирует на йод посинением? Сделайте вывод: какое органическое вещество вы обнаружили.( « Вывод: это вещество — ….?….(…….)  .»)
  3. Найдите в учебнике и запишите в этом пункте значение в клетке вашего органического вещества. ( « Значение: ……..  .»)

Оформите в тетради( в клетку)  проведённый опыт:

               Опыт «Определение крахмала».

Цель: научиться…..(продолжите).

Оборудование: клубень картофеля, йод, салфетка.

Ход работы:

  1. На срез клубня картофеля капните йод.  Напишите в этом пункте что наблюдаете?  ( «Если капнуть на клубень картофеля йод, то мы увидим  …?…  окрашивание».)
  2. Найдите в учебнике : какое вещество реагирует на йод посинением? Сделайте вывод: какое органическое вещество вы обнаружили.( « Вывод: это вещество — ….?….(…….)  .»)
  3. Найдите в учебнике и запишите в этом пункте значение в клетке вашего органического вещества. ( « Значение: ……..  .»)

Оформите в тетради( в клетку)  проведённый опыт:

               Опыт «Определение крахмала».

Цель: научиться…..(продолжите).

Оборудование: клубень картофеля, йод, салфетка.

Ход работы:

  1. На срез клубня картофеля капните йод.  Напишите в этом пункте что наблюдаете?  ( «Если капнуть на клубень картофеля йод, то мы увидим  …?…  окрашивание».)
  2. Найдите в учебнике : какое вещество реагирует на йод посинением? Сделайте вывод: какое органическое вещество вы обнаружили.( « Вывод: это вещество — ….?….(…….)  .»)
  3. Найдите в учебнике и запишите в этом пункте значение в клетке вашего органического вещества. ( « Значение: ……..  .»)

5 домашних химических экспериментов. Химические опыты в домашних условиях для детей

Содержание:

Как пробудить интерес ребенка к научным знаниям — например, к химии? Стоит испробовать практический подход. Теория суха и легко забывается, а знания, подтвержденные удачно проведенным экспериментом, надолго осядут в сознании.

Научные опыты с детьми: 5 домашних химических экспериментов

В результате серии экспериментов «Клеящие вещества» родители вместе с ребенком могут создать клеящий карандаш, попутно многое узнав о химических свойствах знакомых нам веществ. Никаких эффектных взрывов и искр, зато опыты научно обоснованы и легко проводятся в домашних условиях.

Эксперимент 1

Нам понадобится: вода, сахар, сода, соль, кукурузный крахмал, бумага.

Эксперимент поможет разобраться, как делается клей и что именно придает ему такое свойство, как липкость. Для начала попросите детей вспомнить и подумать, какие продукты, имеющиеся на вашей кухне, оставляют после себя липкие следы? На каждой кухне найдутся порошкообразные ингредиенты, что произойдет, если разбавить их с водой? Что бы узнать, нужно попробовать! Смешайте с водой сахар, соду, соль, кукурузный крахмал или аналогичные образцы. Удастся ли этими растворами склеить пару листов бумаги?

Эксперимент 2

В предыдущем эксперименте мы узнали, что при смешивании крахмала с водой образуется липкое вещество. Крахмал является природным сырьем. Как же узнать где есть крахмал, а где его нет?

Итак, в этом эксперименте используется два образца: положительный образец, содержащий кукурузный крахмал, и отрицательный образец, содержащий вещество, которое по виду похоже на кукурузный крахмал (например, сахарная пудра).

Перед началом эксперимента предложите детям подумать о том, какие продукты могут содержать крахмал. Они могут проверить свои предположения, используя метод определения, приведенный ниже.

Необходимые материалы:

  • Раствор Люголя (раствор йода/раствор иодида калия).
  • Одноразовые пипетки.
  • Лабораторные пробирки или небольшие стеклянные емкости, в которых можно смешивать исследуемые вещества с раствором Люголя (вполне подойдет и кухонная утварь — например, рюмки).
  • Кукурузный крахмал и сахарная пудра для контрольных образцов.
  • Пищевые продукты, содержащие крахмал, например, картофель, заранее замоченные зерна пшеницы, кукурузная мука.
  • Пищевые продукты, не содержащие крахмал, например, огурцы.

Используйте лопатку, чтобы поместить небольшое количество кукурузного крахмала в лабораторную пробирку. Добавьте 2 мл (1/2 чайной ложки) воды, осторожно встряхните пробирку. Затем добавьте в пробирку 4 капли раствора Люголя. Что произошло? В образцах, содержащих крахмал, раствор примет характерную синюю окраску.

Присутствует ли крахмал в вашем клеевом карандаше? Теперь вы можете сами проверить это.

Пришло время узнать в каких же продуктах содержится крахмал. Предложите своему ребенку заполнить следующую таблицу:

Продукт Инструкции Крахмал Нет крахмала
Картофель Капните 4 капли раствора Люголя на половинку картофелины.    
Огурец Отрежьте несколько ломтиков огурца и капните на них несколько капель раствора Люголя.    
Рис Раздробите несколько зерен риса и поместите их в пробирку. Добавьтее несколько капель раствора Люголя.    
Кукуруза Раздробите несколько зерен кукурузы в ступке, поместите их в пробирку. Добавьтее несколько капель раствора Люголя.    

Эксперимент 3

Итак, мы узнали, что в картошке крахмал есть, а в огурцах — нет. Как же его теперь оттуда, из картошки, достать?

Полезным отправным пунктом может стать наблюдение того факта, что вода становится мутной, если в нее несколько часов положить продукты, содержащие крахмал. Это становится особенно заметным, если в воде замочить зерна риса. Мутность означает, что из продукта в воду перешло некое вещество. Для того, чтобы показать это ребенку, рекомендуем приготовить образец заранее — например, замочить рис в тарелке с водой.

Необходимые материалы:

  • 3-6 картофелин (в зависимости от размера).
  • 150 г кукурузной муки.
  • Старые кухонные полотенца.
  • 4 пластмассовых чашки среднего размера.
  • 1-2 терки.
  • 2 фарфоровых тарелки или термостойких кристаллизатора.
  • Мерный стакан.
  • Вода.
  1. Выберите один из продуктов (3-6 картофелин или 150 г кукурузной муки), измельчите его на терке, если это необходимо (в пластмассовой или металлической чашке).
  2. Добавьте 300 мл воды к измельченным продуктам в чашке и перемешайте стеклянной палочкой.
  3. Накройте вторую чашку кухонным полотенцем, вылейте смесь на полотенце и отожмите воду (жидкость). Соберите жидкость в чашку.
  4. Поместите оставшуюся смесь в первую чашку, повторите этапы 2 и 3, но используйте только 200 мл воды. Подождите пять минут и осторожно слейте воду. Оставьте белый осадок на дне чашки.
  5. Переложите осадок на тарелку и поместите ее в духовой шкаф при температуре 180°C на 20 минут. После этапа сушки на тарелке останется плотное вещество беловатого цвета: крахмал.

Научные опыты с детьми: 5 домашних химических экспериментов

Эксперимент 4

В первом эксперименте, мы узнали, что при соединении крахмала с водой образуется клейкое вещество. Но это вещество еще непригодно для использования в качестве клея. Для этого с полученной смесью необходимо проделать еще несколько действий.

Во-первых, из этого эксперимента дети узнают, что при нагревании с водой крахмал превращается в желеобразную клейкую пасту. Во-вторых, они узнают, что для хорошего клея нужна правильная консистенция.

Спросите своего ребенка, как он думает: что нужно сделать с крахмалом, чтобы он стал более клейким?

Необходимые материалы:

  • Крахмал, полученный в эксперименте ранее, или готовый кукурузный крахмал (свой, конечно, использовать гораздо интереснее).
  • 1-2 огнеупорных стеклянных стакана или кастрюли.
  • Плита или духовой шкаф.
  • 1-2 стеклянных палочки или ложки для перемешивания.
  • Термометр.

Для приготовления крахмальной пасты необходимо смешать 1 г (1/4 чайной ложки) крахмала с 5 мл (чайной ложкой) воды и нагревать при температуре около 80°C, пока смесь не начнет прилипать к палочке или к ложке. Крахмал набухает при нагревании. Набухание вызвано тем, что растворитель (вода) поглощается под воздействием силы капиллярности, а затем испаряется. Примерами из повседневной жизни могут служить приготовление пудинга или густых соусов.

Итак, у нас есть крахмальная паста. Можем ли мы начать склеивать ей различные поверхности? Почти!

Эксперимент 5

Держитесь, мы почти закончили!

Что же отделяет нас от настоящего клея? Попробуем сделать следующее:

  1. Поместите крахмальную пасту на кончике лопатки в лабораторную пробирку, добавьте 5 мл воды, закройте пробирку пробкой.
  2. Встряхивайте пробирку в течение примерно 30 секунд.
  3. Повторите процесс с веществом, из которого изготовлен клеевой карандаш.

Скажите, в чем была разница? Не было у вас ощущения, что материал, из которого изготовлен клей-карандаш, вспенился совсем как мыло?

Что же, попробуем приготовить крахмальную пасту, но на этот раз — с добавлением мыльной стружки.

Необходимые материалы:

  • Крахмал, полученный в процессе эксперимента, или готовый кукурузный крахмал.
  • Кусок мыла, по возможности без отдушки.
  • 1-2 огнеупорных стеклянных стакана или кастрюли.
  • Плита или духовой шкаф.
  • 1-2 стеклянных палочки или ложки для перемешивания.
  • Термометр.

Измельчите примерно четверть куска мыла, используя терку для картофеля.

В стакане объемом 150 мл тщательно растворите 1 г (1/4 чайной ложки) натертого мыла в 14 мл (чайная ложка) воды; в результате должна получиться мыльная пена.

Добавьте 4 г (чайную ложку) крахмала к мыльному раствору и тщательно перемешайте с помощью стеклянной палочки.

Нагрейте смесь на плитке до температуры 80°C, периодически перемешивая стеклянной палочкой.

Что у вас получилось? Можно ли как-то поменять свойства получившийся массы?

Повторите этапы со второго по четвертый, используя 2 г (1/2 чайной ложки), 3 г (3/4 чайной ложки) и 4 г (чайную ложку) мыла.

Варьируя количество мыла, можно приготовить клей абсолютно любой консистенции.

Итак, мы только что приготовили настоящий клей-карандаш. Остальные опыты маленькие экспериментаторы смогут провести на бесплатных занятиях «Мира Исследователей «Хенкель». Узнать о месте и времени проведения занятий, а также записать своего ребенка на них можно на сайте программы.

Исследовательская работа «Загадочный крахмал и его значение»

XII районная научно-практическая конференция учащихся

проектно – исследовательских работ.

направление «Первые шаги»

Загадочный крахмал и его значение для человека.

Работу выполнил:

Бондаренко Данил,

учащийся 2 «А» класса

МБОУ «ООШ № 7»

Руководитель: Белозёрова Наталья Николаевна

учитель начальных классов МОУ «ООШ № 7»

Чусовой, 2016 г.

Оглавление.

1. Введение. ………………………………………………………………

1.1 Актуальность, гипотеза…… ……………………………………

1.2 Цель и задачи исследования……………………………………

2. Основная часть…………………………………………………………..

2.1. Что такое крахмал? …………………………..

2.2 . Роль крахмала в питании.

2.3. Свойства крахмала…………………………….

2.4. Использование крахмала.…………

3.Результаты исследования……………………………………………

3.1. Изучение свойств крахмала………..

3.2. Результаты анкетирования………….

3.3. Исследование продуктов питание на наличие крахмала..

4. Заключение……………………………………………………………….

5. Библиографический список……………………………………………

6. Приложение…………………………………………………………….

Введение.


Всем известно, что питание очень важно для человека. Сейчас много говорят о здоровом питании. Особенно если это дети. От их питания зависит, насколько здоровыми они вырастут.

Подчеркивая исключительную роль питания в жизни человека, Генрих Гейне писал: «Человек есть то, что он ест». Особенно сильно влияет характер питания на рост и развитие детей. Чтобы человек был бодр, активен, жизнерадостен, здоров, его питание должно быть разнообразным и полезным.

А на уроке окружающего мира мы узнали, что наша пища должна содержать в себе витамины, жиры, углеводы, белки.

Из всех веществ, которые человек употребляет в пищу углеводы главный источник энергии. На протяжении жизни человек в среднем потребляет около 14 тонн углеводов. В среднем наш организм получает от 50 до 70% углеводов из дневного рациона. И всё же запасов углеводов в организме немного, поэтому нам приходится снабжать ими наш организм регулярно. Конечно, потребность в углеводах зависит от энергетических трат организма.

Из передачи «Простая наука» я узнал, что существует вещество крахмал — основной резервный углевод растений, образуется в их клетках и накапливается главным образом в семенах, луковицах и клубнях, а также в листьях и стеблях.

Крахмал так же содержится в различных продуктах питания. Я узнал, что крахмал вступает в реакцию с йодом и приобретает синий или фиолетовый оттенок.

1.1. Актуальность:

Мне стало интересно узнать о роли крахмала в питании. С малых лет мы знаем вкус сахара, мёда, пирожного. А что мы знаем о крахмале, кроме того, что он хранится в целлофановом пакетике кухонного шкафа? Актуальность  работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения. Мне захотелось больше узнать об этом углеводе!

У меня возникло много проблемных вопросов:

  • Что за волшебное вещество – крахмал, если он есть во многих растениях, но мы его не видим?

  • Какой у крахмала цвет, запах, вкус?

  • Как влияют на наше здоровье продукты, содержащие крахмал?

  • Есть ли продукты, в которых «прячется» крахмал? Можно ли его в них обнаружить?

  • Где используют крахмал?

Гипотеза:

Если мы подробнее изучим крахмал, познакомимся с его свойствами, то эти знания помогут нам оценить пользу и вред продуктов, которые мы потребляем в пищу и, возможно, внести изменения в свой рацион питания.

О результатах исследования расскажем одноклассникам, познакомим с технологией опытов по обнаружению крахмала в продуктах питания, его использовании.

1.2. Цель:

Поиск крахмала в продуктах питания и изучение его свойств.

Задачи:

1. Изучить информацию о крахмале.

2. Изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания.

3. Провести опрос среди взрослых и детей о любимых продуктах питания.

4. Провести опыт на наличие крахмала в продуктах питания

5. Провести анализ результатов опроса.

6. Изучить области применения крахмала.

Объект исследования: крахмал

Предмет исследования: продукты питания

Методы исследования: изучение литературы, опыты, опрос, наблюдения.

План действий:

1. Изучить литературу о крахмале.

2. Провести опыты по выявлению свойств крахмала.

3. Провести анкетирование среди учащихся и взрослых по выявлении предпочитаемых продуктов.

4. Провести опыты по выявлению крахмала в продуктах питания.

5. Дать рекомендации по сбалансированию питания детей.

2.Основная часть

2.1. Что такое крахмал?

Из Энциклопедического словаря я узнал, что « Крахмал -(польск. krochmal — от нем. Kraftmehl )- основной резервный углевод растений, образуется в их клетках и накапливается главным образом в семенах, луковицах и клубнях, а также в листьях и стеблях.» [1]

Организму нужно много трудиться для расщепления этого вещества. Поэтому сторонники здорового питания предпочитают углеводы, который легко усваивается организмом, например, мёд. Встретить крахмал можно в: хлебе, блинах, каше, макаронах, киселях.

Я обратился к книгам, Интернету. Нашёл научные определения крахмала   в словаре Владимира Ивановича Даля: «Крахмал — чисто мучнистая часть семян, особых хлебных растений, добывается из зерен, в виде белого порошка, более из пшеницы и картофеля; по клейкости своей, идет для придания жесткости и глажки белья.

Крахмал – основная часть важнейших продуктов питания: муки (75-80%), картофеля (25%) и другие. Крахмал и его производные применяются при производстве бумаги, текстильных изделий, клеев, в литейном и других производствах, а также в фармацевтической промышленности». [2]

В «Свободной энциклопедии «Википедия»» дано следующее определение крахмала: «Безвкусный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок; при сжатии порошка крахмала в руке он издаёт характерный «скрип», вызванный трением частиц.

В горячей воде набухает (растворяется), образуя вязкий раствор – клейстер; с раствором йода образует соединение-включение, которое имеет синюю окраску». [3]

2.2. Роль крахмала в питании человека

Я узнал, что до того, « как человек освоил огонь, питание он получал из мяса животных. И человек был привязан к их местам обитания.

Когда люди смогли добывать огонь, они научились готовить продукты, содержащие крахмал. Такие как: пшеницу, кукурузу, картофель, рис. Теперь человек не был привязан к месту обитания животных и мог расселяться в других местах.» [4]

Оказалось, что крахмал – это углевод, а значит один из основных источников энергии для человека.

В организме человека крахмал превращается в глюкозу, которая выделяет энергию, необходимую для живого организма. Крахмал влияет на снижении уровня сахара в крови, это особенно важно для больных сахарным диабетом, поддерживает иммунитет кишечного тракта, противовоспалительную защиту организма. Главными источниками крахмала являются зерновые культуры Крахмал является углеводом ,а значит его употребление нужно ограничить тем, кто хочет выглядеть всегда стройным.

В наше время крахмал тоже важен в питании человека. Но мы уже не тратим столько энергии, как древние люди. Поэтому избыток крахмала в нашем организме может привести к излишнему весу.

Поэтому можно сделать выводы:

1 Крахмал приносить пользу – он быстро восполняет энергию человека. Но его избыток может принести вред – излишний вес (полнота, ожирение)

2 Питание должно быть сбалансированным

2.3.Свойства крахмала.

Крахмал, являясь одним из продуктов фотосинтеза, широко распространен в природе. Для растений он является запасом питательных веществ и содержится в основном в плодах, семенах и клубнях. Наиболее богато крахмалом зерно злаковых растений: риса (до 86 %), пшеницы (до 75 %), кукурузы (до 72 %), а также клубни картофеля(25%) [3]

Я узнал о следующих свойствах крахмала:

  • Безвкусный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде. В руке он издаёт «скрип», вызванный трением частиц.

  • При смешивании  крахмала  с водой, крахмал не растворяется, на дне ёмкости появляется осадок. 

  • В горячей воде набухает (растворяется), образуя вязкий раствор – клейстер;

  • С раствором йода образует соединение, которое имеет синюю окраску.

2.4. Использование крахмала.

Из Толковогом словаря В. И.Даля: я узнал, что крахмал « по клейкости своей, идёт для придания жёсткости и глади белью, почему и называется также скорбилом (скорбнуть). Крахмалить белье, скорбить, делать жестким, напитывая скорбилом, крахмалом, пропитывать варёным, а иногда и сырым раствором крахмала. Крахмаленье (скорбление), крахмалка – процесс крахмаления, крахмальщик (крахмальщица) – тот, кто делает крахмал, крахмальница – кастрюля для варки крахмала, клейстера». [2] Этим свойством пользуются в быту.

Что я еще узнал о крахмале .

1.Раньше им обрабатывали воротнички на рубашках. От этого они становились более белыми. А так как при высыхании крахмал твердеет, то воротнички держат форму, которую им придают. Для этого же крахмалили салфетки и скатерти. Выполняют поделки в технике папье-маше, используя клейстер. Крахмал идёт на производство спичек, кра­сок.

2. Крахмал использовали художники: раньше крахмалом обрабатывали холсты для написания картин, чтобы краски не протекали сквозь них.

Даже Рембрандт добавлял в краски пшеничный крахмал, делавший краски более вязкими, густыми и прозрачными.

3. В наше время крахмал используют при изготовлении: таблеток, мазей и порошков, ещё при изготовлении бумаги, картона, красок, клея.

Я удивился, когда узнал, что крахмал используют при изготовлении колбасы и сосисок.

За информацией, где используют крахмал, я также обратился в школьную столовую. Мне сказали, что, что крахмал используется для приготовления киселей, соусов, добавляется к тесту при замешивании лапши, выпечке пирожных, изготовлении колбас, конфет. Крахмал , как пищевая добавка, используется для загущения многих пищевых продуктов.

3. Результаты исследования .

3.1. Изучение свойств крахмала

С помощью простых опытов, опираясь на определения крахмала, изучил свойства крахмала. (Приложение 1)

Для изучения свойств крахмала я выбрал картофельный крахмал.

Опыт 1: Насыпал крахмал в чашку. Потер его между пальцами: был слышан небольшой скрип.

Вывод: крахмал скрипит.

Опыт 2: Налил в стакан воду и смешал воду с крахмалом. Крахмал в воде не растворился. При перемешивании на дне стакана образовалась вязкая смесь. На ощупь она оказалась клейкой.

Вывод: крахмал не растворяется в холодной воде, превращается в клееобразную массу

Опыт 3: Пробуем крахмал на вкус. Нам уже известно, что крахмал – пищевой продукт, поэтому этот опыт не навредит нашему здоровью. Вывод: вкус, свойственный крахмал, не сильно выражен.

Опыт 2.При нагревании раствор превращается в вязкую массу (клейстер) Раствор нагреваю, постоянно взбалтывая. Раствор загустел, он имеет способность к склеиванию. Так получают клейстер (мама рассказала, что им пользовались вместо клея для заклеивания окон на зиму) и на этой основе готовят кисель. Это свойство крахмала используется для склеивания, крахмаления белья, при приготовлении желе, киселя и других блюд.

Вывод: при нагревании раствор превращается в вязкую массу (клейстер)

Далее я решил проверить гипотезу: крахмал при реакции с йодом дает синий или фиолетовый оттенок.

Опыт 4: Для этого я взял: салфетку, йод, сухой крахмал, крахмал, смешанный с водой .Капнул несколько капель йода на салфетку, в сухой крахмал и крахмал, смешанный с водой

Получил результат:

  • При реакции с крахмалом в сухом виде йод становится тёмно-фиолетовым.

  • Если йод добавить в крахмал, смешанный с водой, то видим, что он становится тёмно-синим.

Вывод: данный опыт продемонстрировал, что в результате взаимодействия йода с крахмалом, вещество, содержащее крахмал, окрашивается в синий цвет.

Я сделал вывод: Все свойства крахмала подтвердились.

3.2. Анкетирование.

Мною была составлена и проведена анкета среди учащихся

2 «А» класса школы № 7(количество – 30 человек), учителей начальной школы, моих родные и коллег с маминой работы (количество 10 человек).

Цель анкетирования; узнать какие продукты питания любят ребята и взрослые. Взрослые так же должны были ответить на вопрос о применении крахмала. Проведя анкету, мы выбрали 5 самых популярных ответов у детей и взрослых.

Дети

1. яблоко 11 чел.

2. банан 11 чел.

3. мандарин 6 чел.

4. курица/мясо 5 чел.

5. молоко 4 чел.

Взрослые

1. картофель 6 чел.

2. рыба 4 чел.

3. мясо 4 чел.

4. йогурт 3 чел.

5. фрукты 3 челл.

Для исследования на наличие крахмала были выбраны следующие продукты:

яблоко, банан, мандарин, курица, молоко, картофель, рыба, йогурт, капуста

помидор, выпечка (хлеб, печенье)

Капуста, помидор и выпечка были выбраны дополнительно из опроса, они набрали равные голоса с фруктами и йогуртом

Продукты разделили группы:

1. Растительного происхождения.

2. Животного происхождения.

3. Смешанная группа.

При анкетировании детей стало ясно, что большинство любят: яблоки, и бананы.

При анкетировании взрослых стало ясно, что большинство любят картофель. На втором и третьем месте рыба и мясо.

3.3. Исследование продуктов питание на наличие крахмала.

Опыт 1: проверил наличие крахмала в продуктах питания растительного происхождения. Взял яблоко, банан, мандарин, капусту, картофель и помидор.

Каждый продукт поместили в отдельную чашку и капнули на него йод.

Получили следующие результаты: (Приложение 2)

Крахмал есть: в неспелом банане, картофеле

Крахмала нет: в яблоке, переспелом банане, мандарине, капусте, помидоре.

Выводы:

  1. Не все растения содержат крахмал.

  2. При созревании некоторых продуктов крахмал может из них исчезать.

Я узнал, что при созревании в бананах крахмал превращается в сахар. Поэтому спелые бананы более сладкие. [5]

Опыт 2: проверил наличие крахмала в продуктах питания животного происхождения. Взял для исследования курицу, молоко, йогурт, рыбу.

Каждый продукт поместили в отдельную чашку и капнули на него йод

Вывод: продукты животного происхождения не содержат крахмал.

Опыт 3: проверил наличие крахмала в смешанных продуктах питания.

Каждый продукт поместили в отдельную чашку и капнули на него йод

В состав печенья и хлеба входят пшеница (содержит крахмал) и маргарин или сливочное масло (содержат животные жир)

Вывод: в смешанных продуктах крахмал никуда не исчезает.

Из опытов видно картофель содержит много крахмала. Рыба, мясо и остальные продукты крахмал не содержат.

Мы знаем, что дети любят спелые бананы. Значит крахмала в них очень мало. Остальные продукты, выбранные детьми, не содержат крахмал

Выводы:

1. Большинство учеников 2 «А» класса предпочитают продукты, которые не содержат крахмал.

2. Большинство взрослых предпочитают смешанные продукты питания.

Заключение

Исходя из нашей работы, можно сделать следующие выводы:

1. Крахмал может принести как пользу, так и вред человеку.

2. Важно правильно питаться, в меру употреблять продукты, которые содержат крахмал, но и избегать их нельзя, они нужны человеку.

3. Выяснил, что ученики нашего класса любят больше продукты без крахмала. А взрослые любят смешанные продукты.

Рекомендации:

Взрослым необходимо следить за питанием детей, чтобы они вовремя и достаточно восполняли энергию. Так как без присмотра взрослых большинство учеников нашего класса самостоятельно будут питаться только фруктами, а этого не хватит для их здорового развития.

Применение: в дальнейшем хочу рассказать о крахмале детям и их родителям, чтобы они могли правильно питаться, и были здоровыми.

Библиографический список.

Использованные ресурсы:

  1. Большая советская энциклопедия: http://slovar.cc/enc/bse/2008594.html

2. Толковый словарь Даля (Толковый словарь живого великорусского языка)

3. Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BB

4. О том как люди научились готовить крахмалосодержащие продукты. Польза и вред http://sostavproduktov.ru/komponenty/uglevody/krahmal

5. О бананах (2-ой абзац) http://www.medicinform.net/human/humanis/human29.htm

Приложение № 1

картофельный крахмал

Крахмал не растворяется в холодной воде, превращается в клееобразную массу.

капнул раствором йода на салфетку

При реакции с крахмалом в

сухом виде йод становится

тёмно-фиолетовым.

Если йод добавить в крахмал, смешанный с водой, то видим, что он становится тёмно-синим.

Приложение № 2

  1. Продукты дла исследования.

  1. Наличие крахмала в продуктах питания растительного происхождения.

яблоко неспелый банан спелый банан мандарин

картофель капуста помидор

3.Наличие крахмала в продуктах питания животного происхождения.

курица молоко йогурт рыба

  1. Наличие крахмала в смешанных продуктах питания

печенье хлеб

.

.

19

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *