Объявления официально деловой стиль: Объявление в официально-деловом стиле, 5-6 классы – Официально-деловой стиль. Объявление — ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ — МОРФОЛОГИЯ — Русский язык 6 класс — А. Н. Рудяков — Грамота 2014 рік

Объявление в официально-деловом стиле, 5-6 классы

Понятия официально-делового стиля и объявления

Объявление в официально-деловом стилеОбъявление в официально-деловом стиле

Официально-деловой стиль речи — это функциональный стиль, используемый в государственно-политической, гражданской и экономической жизни, законодательстве, в сфере управления административно-хозяйственной деятельностью.

Если вы получили задание написать объявление в официально-деловом стиле, придерживайтесь строго определённых правил, с которыми сопряжено данное понятие. Итак, рассмотрим его сущность.

Объявление — это один из видов деловых бумаг, назначением которого является сообщение о каких-либо событиях, мероприятиях, которые касаются определённой группы людей.

Объявления составляются по такому плану:

1) к кому обращено объявление;
2) что сообщается в объявлении;
3) где и когда будет происходить то, о чём говорится в объявлении;
4) от чьего имени написано объявление.

Объявление должно быть немногословным, точным, понятным, в легко воспринимаемой форме в нём должно сообщаться основное. Дату, название мероприятия можно выделить другим цветом, текст должен быть красиво написан и красиво оформлен, чтобы объявление обращало на себя внимание. По содержанию объявления могут быть самыми разнообразными и составляться от имени организаций, учреждений, отдельных лиц.

Объявления печатаются в газетах, Интернете, передаются по радио.

Объявление 1

Во вторник, 2 февраля, в 5 часов вечера, в актовом зале школы состоится обсуждение спектакля по пьесе С. Я. Маршака «Кошкин дом».
В обсуждении примут участие исполнители главных ролей.
Вход свободный.

Объявление 2

Внимание!
В нашей школе будет проходить конференция по книге В. Киселёва «Девочка и птицелёт».

                                                                Совет библиотеки

Другие задания:

Диалог с вежливым запросом информации

Письмо учителю от ученика 5 класса, образец на русском языке

Методическая разработка по русскому языку по теме: Компетентностно-ориентированное задание о русскому языку. Тема: «Стили речи. Объявление как текст официально-делового стиля».

Компетентностно-ориентированное задание о русскому языку.

     Тема: «Стили речи. Объявление как текст официально-делового стиля». 

     Ключевые компетентности – информационная, коммуникативная.

     Стимул:         

«Здравствуйте, прохожие! Я девочка Люба, я живу с мамой Олей и папой Димой. У нас очень дружная семья. Мы живем в городе Ромашек, на улице Солнечной, в доме номер 8, в квартире  № 15. Мне на прошлое день рождение подарили красивого рыжего котенка. Мы назвали его Мушка. Он очень веселый, любит пить молоко, спать у меня на кровати. Но вчера он потерялся. Мы уже его везде искали, но найти не можем. Пожалуйста, если вдруг вы его увидите, принесите нам. Мы его очень-очень любим.»

Формулировка задания.

Узнай из официального источника, необходимую для тебя информацию, заполнив таблицу. Составь своё объявление с учетом всех основных признаков данного стиля речи.

Информация

Ответ

Количество баллов

1. Можно ли данный отрывок назвать объявлением, при каких условиях текст станет объявлением?

По 1 баллу за верное определение «объявления» как жанра официально – делового стиля

По 1 баллу за верное указание всех признаков жанра объявления.

2. Какова тема этого объявления? Переделайте текст так, чтобы он стал объявлением.

1 балл за верное указание темы. 3 балла за составление собственного объявление с опорой на этот текст.

3. Объявления пишутся только о пропаже?

1 балл за верное указание темы объявлений.

4. Где можно разместить подобную информацию?

По 1 баллу за каждый источник размещения.

Итого: … баллов

   

Применение КОЗ на уроках русского языка позволяет решить следующие задачи:

  • мотивировать учащихся на изучение языка, ведь дети видят практическую его значимость  не только в формировании собственной грамотности, но и в сфере общения, которая является самой важной для подростка;
  • организовать самостоятельную деятельность ученика, в которой ему необходимо пользоваться различными источниками информации и осуществлять коммуникацию с разными людьми для решения проблемы;
  • точно диагностировать уровень развития компетентностей.

Таким образом, КОЗ позволяют в комплексе развивать ключевые, межпредметные и предметные компетентности учащихся, что полностью соответствует новым стандартам образования. 

Объявление как текст делового стиля речи

Конспект урока на тему: «Объявление как текст делового стиля речи»

Тип урока: урок развития речи (6 класс)

Цели урока:

— повторить известные сведения о стилях, познакомить с официально-деловым стилем;

— воспитывать потребность в правильной и грамотной речи;

развивать способность анализировать текст, развитие речи.

Ход урока:

1. Слово учителя.

— Ребята, вчера я проходила мимо подъезда одного дома. На двери было вывешено следующее объявление: «Пропала кошка. Просьба обращаться по номеру: 112-77-53».

— Как вы думаете, правильно ли составлено данное объявление (Нет, ведь в объявлении не указаны приметы пропавшей кошки, не сказано кто ищет собаку, адрес хозяина)?

— Правильно. Что мы сегодня научимся делать? (Писать объявление.)

— Ребята, как вы помните, мы изучали общую характеристику разных стилей речи. Как вы думаете, к какому стилю речи относится текст объявления?

— Правильно, к деловому стилю речи. Итак, как вы думаете, если мы говорим об объявлении и деловом стиле речи, как можно сформулировать тему нашего урока?

Тема урока: «Объявление как текст делового стиля речи»

2. Работа по теме урока.

— Откроем учебник и прочитаем заметку о деловом стиле речи.

— А сейчас посмотрите на следующее объявление.

Уважаемые родители!

Во дворце культуры «Октябрь» открыта студия «Очумелые ручки». Приглашаются учащиеся средних и старших классов. Занятия проводятся два раза в неделю. Обучение бесплатное.

Администрация школы.

— Давайте теперь посмотрим на объявление и докажем, что перед нами текст делового стиля речи.

— Ребята, как вы думаете, из каких основных частей состоит объявление?

1. К кому обращаются. 2. Что сообщают. 3. Кто обращается.

Что, по-вашему, должно быть указано в первую очередь в объявлении? Правильно.

  1. К кому мы обращаемся.

Далее указываем, то, что хотим сообщить жителям. Как вы думаете, что нужно сообщить, когда у вас пропала кошка?

  1. Причина пропажи, местность, где последний раз ее видели.

Приметы: порода, отличительные признаки (рост, интересная форма, ушей, хвоста, ошейник и т.д), контакты хозяина (адрес, номер телефона), информация о вознаграждении (если хочется).

  1. И после 2 части указываем того, кто написал это объявление: например: хозяин Иванов Иван Иванович

3. Закрепление.

Исправьте объявление о пропаже кошке, прочитанное в начале урока.

4. Подведение итогов урока.

— Ребята, сделаем выводы. Что такое объявление?

— К какому стилю речи относится текст объявления?

— Где ещё мы можем встретить деловой стиль речи, кроме объявления?

— Как вы думаете, нужно ли в жизни правильно и грамотно составлять объявление? Где пригодится нам это знание?

5. Домашнее задание: написать объявление о наборе учащихся в секцию по футболу.

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ. ОБЪЯВЛЕНИЕ — ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ — РЕЧЬ — Русский язык 6 класс — Е.Ы. Быкова

РЕЧЬ

 

ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ

 

§ 61. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ. ОБЪЯВЛЕНИЕ

 

— Официально-деловой стиль — это один из книжных стилей речи, основная задача которого — сообщить точные сведения, имеющие практическое значение; дать точные указания, рекомендации.

Официально-деловой стиль используют в различных деловых бумагах (объявлениях, заявлениях, расписках, справках и др.), инструкциях, законодательных документах.

Деловые бумаги пишутся по определенной форме, и для них характерны четкая структура, использование полных наименований государственных учреждений, предприятий; точное обозначение дат, величин, размеров; употребление слов в их прямом значении.

Официально-деловому стилю присущи стилистическая строгость, объективность и безличность изложения.

369. I. Прослушайте статью из международного документа «Конвенция о правах ребенка».

Государства… признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служит препятствием в получении им образования, либо наносит ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

II. Опираясь на теоретические сведения, данные выше, докажите, что этот текст написан в деловом стиле.

III. Найдите в словаре иностранных слов и нибудь запишите значение слов конвенция, эксплуатировать. Составьте с этими словами предложения.

ХОТИМ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ!

Зарождение официально-деловой речи начинается с X в., с эпохи Киевской Руси. Деловые тексты появляются, как только И зарождаются государственно-правовые отношения. Первоначально это И были тексты духовных грамот — завещаний, договорных грамот — межгосударственных соглашений. Самый ранний свод законов, важнейший памятник древнерусского права — «Русская правда» (XII в.).

370. I. Прочитайте тексты. Определите, какой из них написан в деловом стиле. Свое суждение обоснуйте.

1. Наводнения в российском городе Санкт-Петербурге случались не раз. Долгое время полагали, что виной всему ветер, который нагоняет в реку морские воды. Однако оказалось, что первопричина — циклоны, проходящие над Балтийским морем. В центре циклона давление ниже, поэтому он, как насос, втягивает в себя огромные массы воды на большой площади и переносит их за собой. Когда циклон ослабевает, вода растекается в стороны со скоростью 50-60 километров в час. При попутном ветре высота подъема воды в Неве может достичь 5 метров. 2. Штормовое предупреждение.

К берегам Скандинавии движется циклон. Уровень воды в Неве повысился на 162 сантиметра. Всем организациям, расположенным в затопляемой зоне, подготовиться к возможной эвакуации.

II. Нибудь запишите цифры, встречающиеся в текстах, словами. Сделайте морфологический разбор одного имени числительного.

371. I. Прочитайте веселую песенку Э. Стеллаж о объявления.

Известно, объявления

Нужны нам для того,

Чтоб знало население,

Читая объявления:

Что? Где? Когда? И почему?

Зачем? И для кого?

« Нужна детсаду прачка,

Звоните в детский сад »,

«Потеряна собачка

По кличке Мармелад ».

«Сдается дача летняя

С козой и гаражом».

« В театре будет лекция

Про жизнь за рубежом»…

Наборщик в типографии

Вдруг выронил набор…

Смешались в объявлениях

Слова и предложения,

И в этих «Где?», «Когда?»,

«Зачем?»

Произошел сыр-бор.

« Нужна детсаду прачка

С телегою на склад»…

« Сдается дача летняя

и грузчик с гаражом».

« В театре будет лекция:

Коза за рубежом»…

II. Назовите три главных вопроса, на которые отвечают объявления. О чем люди пишут в объявлениях? Почему вторая часть песенки вызывает смех или удивление?

372. Прочитайте текст объявления. Определите, как он построен, выделив основные части: к кому обращаются, что сообщают, кто обращается. Можно ли что-то опустит в этом объявлении?

Дорогие ребята!

В школе начинает работать кружок русского языка для учащихся 5-6-х классов — «Культура речи». Первое занятие состоится 14 сентября в 14.30 в кабинете русского языка.

12 сентября 2014 г. Руководитель кружка Сергеев А. В.

373. Используя предыдущий текст как образец, составьте объявление о проведении утренника «В мире сказок» для учащихся младших классов. Запомните, что в объявлении называют адресата; кратко излагают деловую информацию; указывают дату и от чьего имени оно дается.

374. I. Найдите в одной из газет, которую читают у вас в семье, сообщение о каком-либо событии, данное в официально-деловом стиле. Выпишите эго.

II. Определите структурные части выписанного сообщения. Можно ли назвать его объявлением? Обоснуйте свой ответ.

III. Укажите адресата речи выписанного сообщения.

Разработки уроков по теме «Официально-деловой стиль»

Занятие 1.

Тема: Официально деловой стиль

Цели: 1) повторить изученное в 6-м классе об официально-деловом стиле;

  1. познакомить семиклассников с жанрами официально-делового стиля;

  2. научить оформлять почтовое отправление.

Оборудование: презентация, почтовые конверты.

Ход урока

  1. Организационный момент.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями официально-делового стиля, с его жанрами, научимся оформлять почтовые отправления.

  1. Актуализация ранее изученного и изучение нового материала.

— Прочитайте текст (спроецирован на экран)

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория не зависимой, подопечной, не самоуправляемой или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

-определите стиль данного текста.

( Это текст официально-делового стиля. Это текст какого-то закона).

  • Верно, это статья Всеобщей Декларации Прав Человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН. Расшифруйте аббревиатуру ООН (Организация Объединенных Наций).

  • В какой ситуации используется официально-деловой стиль? (Официально–деловой стиль используется, когда люди устраиваются на работу, обращаются в учреждение, что бы решить какие-то вопросы, создают законы)

  • Верно. Тексты официально-делового стиля используются в официальной обстановке. Запишем в тетради отличительные особенности официально-делового стиля:

Сфера употребления: документы.

  • Для чего используются тексты официально-делового стиля? (Они используются, чтобы сообщить информацию, дать указание в распоряжении, приказать, сообщить в объяснительной, почему не пришел работу.) Запишем задачи официально-делового стиля:

Задачи: сообщить сведения, дать указания, распоряжения

  • Можете ли вы назвать особые черты, которые характерны для текстов официально-делового стиля? (Учащиеся затрудняются назвать все черты, поэтому, учитель дополняет и организует запись в тетрадь.)

Стилевые черты:

1) официальность,

2) точность,

3) стандартность,

4) отсутствие эмоций.

  • Какие слова и словосочетания часто повторяются в документах? (В текстах официально-делового стиля используются официальные слова: например, приказ, заявление, и словосочетания: прошу вернуть за вознаграждение, довожу до вашего сведения, что … )

— Слова и словосочетания, которые встречаются только в документах,

называются канцелярскими. Запишите в тетрадь:

Языковые особенности:

  1. канцелярские слова и выражения (например: примите заверения в …, я, нижеподписавшийся …)

  2. распространенные предложения, которые осложнены обособленными членами предложения, причастными оборотами, уточняющими членами предложения.

  3. использование сокращений, запись чисел цифрами.

  • Выпишите из данного текста слова, которые указывают, что текст относиться к официально-деловому стилю. Семиклассники выписали слова: правами, провозглашенными, Декларацией, национального, социального, происхождения, имущественного, сословного положение, политического, правового, международного, статуса, суверенитете.

  • Подчеркните в этих словах орфограммы.

  • Значение каких слов вам непонятно? (Статус, суверенитет.)

  • Откройте словари, прочтите значение этих слов. (Статус – правовое положение. Суверенитет – полная независимость государства в его внутренних делах и в ведении внешней политики.)

  • Запишите эти слова в словарик.

  • Устно составьте с данными словами словосочетания или выберите из текста. Ученикам трудно придумать словосочетание самим, они выбрали их из текста: политический статус, международный статус, правовой статус, статус страны, суверенитет государства.

  • Найдите в тексте словосочетание «существительное + причастный оборот». (Правами, свободами, провозглашенными настоящей Декларацией.)

  • Объясните постановку знаков препинания. (Причастный оборот стоит после определяемого слова и на письме выделяется запятыми.)

  • Определите вид причастия, действительное оно или страдательное, число и падеж. (Причастие «провозглашенными» стоит во множественном числе, в творительной падеже, оно страдательное, совершенного вида.)

  • Сегодня мы познакомимся с некоторыми жанрами официально-делового стиля, но сначала запишем определение жанра. Ученики записывают определение в словарь терминов.

Жанр – конкретный вид текста, обладающий специфическими чертами и принадлежащий одному функциональному стилю.

  • Назовите известные вам жанры художественного стиля. (К художественному стилю относятся жанры: рассказ, повесть, стихотворение, поэма, комедия и трагедия.)

  • Жанры – официально-деловой стиль объединяет официальные документы в деловые бумаги.

Во время рассказа учителя на доске и в тетради заполняется таблица.

Государственные и официальные документы

Деловые бумаги

Указ

Приказ

Распоряжение

Постановление

Закон

Акт

Положение

Заявление

Справка

Характеристика

Автобиография

Резюме

Объяснительная

Доверенность

Деловое письмо

Расписка

Докладная

Объявление

Почтовое отправление

(адрес, надписи на посылках, извещение)

— Мы записали не все жанры официально-делового стиля, есть и другие. Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром почтового отправления и будем учиться подписывать конверт.

  • Вспомните, как зовут главного героя рассказа А.П.Чехова «Ванька». (Ванька Жуков.)

  • Мальчик пишет письмо дедушке, жалуется на свою жизнь. Как он подписал его? (На деревню. Дедушке.)

  • Дойдет ли такое письмо до адресата? (Нет, потому что не указано, какая деревня, как зовут дедушку.)

  • Рассмотрите конверт. В левом верхнем углу трафарет для написания адреса отправления: какие сведения здесь указываются? (Здесь отправитель пишет имя, фамилию, отчество.)

  • В каком падеже стоит существительное, отвечающее на вопрос «от кого?» (В родительном.)

  • Какие имена существительные встречаются в адресе и в каком падеже они пишутся? (В адресе больше собственных имен существительных, и пишутся они с заглавной буквы.)

  • Откуда ___________________________. Какую информацию напишем здесь? (На этих строчках мы пишем свой адрес: название улицы, номер дома и квартиры, название населенного пункта, район, область.)

  • Все данные пишутся через запятую, т.к. это уточняющие члены предложения, с которыми вы познакомитесь в восьмом классе. Мы с вами говорили, что наличие уточняющих членов предложения – тоже особенность текстов официально-делового стиля.

  • Вы уже знаете, что для официально-делового стиля характеры сокращения, например, в адресе не пишутся слова дом, квартира , а пишутся сокращенно: д…, кв. …, числа пишутся цифрами.

  • Под строчками справа выделено окошечко для написания цифрового индекса отправления. Индекс нашего села – 633515. У разных населенных пунктов индексы различны.

  • Остальные сведения (об адресате) пишутся аналогично.

  • Иhello_html_4bf0d546.gifhello_html_2f71bda.gifhello_html_92f47.gifhello_html_m14db92dd.gifhello_html_m86a3bb1.gifhello_html_m86a3bb1.gifндекс места назначения пишется внизу слева, для этого предусмотрены перфорированные прямоугольники

На клапане конверта дан образец написания цифр индекса. Важно правильно написать индекс, так как его считывает письморазборочная машина.

  • Теперь подпишите конверт самостоятельно, указав адрес человека, которому в ближайшее время вы собираетесь написать письмо. Учащимся заранее было дано задание принести конверт и адрес человека, которому они собираются писать письмо. По окончании работы – самопроверка по образцу, лежащему на столе, во время работы образец переворачивается.

III. Итоги урока.

  • В какой ситуации и с какой целью используются тексты официально-делового стиля? (Тексты официально-делового стиля используются в документах, для того, чтобы сообщить о чем-то, приказать.)

  • Назовите стилевые черты и особенности языка официально-делового стиля? (Черты: официальность, точность, стандартизованность, отсутствие эмоций. Используются канцелярские слова, выражения, сокращения, распространенные предложения, обособленные члены предложения, причастные обороты, уточнения.)

  • Дайте определение жанра. (Жанр – вид текста, который отличается от других особыми чертами и относится к одному стилю.)

  • Назовите жанры официально–делового стиля. (Документы: законы, приказы, распоряжения, акты, положения, указы; деловые бумаги: заявления, доверенности, почтовые отправления, докладные, расписки.)

IV. Домашнее задание.

Ученикам выданы карточки.

Инструкция: «Определите стиль текста. Найдите и исправьте ошибки в речевом оформлении деловой бумаги. Запишите текст в исправленном виде».

Начальнику отделения связи № В-485

г. Москвы М.И. Прохоровой

Соколова А.П., живущего по адресу

ул. Волгина дом 5, кв. 44

Заявление

Уважаемая Мария Ивановна!

Так как я со своей семьей уезжаю на целый месяц отдыхать в Крым и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в мое отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на мое имя оставлять в почтовом отделении.

Заранее весьма признателен Вам.

10.07.1993 г. А. Соколов

Занятие 2.

Тема: Объявление.

Цели: 1) познакомить с жанром объявления и его структурой;

  1. сформировать умение составлять тексты объявлений-сообщений.

Оборудование: Плакаты с примерами объявлений.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

— Определите тему урока, послушав стихотворение. О чем этот текст?

О концерте и работе,

Об отложенном полете,

О покупке и продаже,

О находке и продаже,

Об отмене и запрете,

В общем, обо всем на свете!

(тема стихотворения – объявление)

  1. Изучение нового.

— Где мы можем встретить объявление? (На столбах, на специальных стендах, в газетах.)

— Какая информация обычно помещается в них? (О продаже, о приеме на работу, о каких-то мероприятиях, об обмене.)

  • Сформулируйте определение объявления. (Выступает заранее подготовленный ученик, остальные записывают определение в тетрадь.)

ОБЪЯВЛЕНИЕ – извещение о чем-нибудь, напечатанное в газете, журналах или вывешенное где-нибудь.

  • Каким должно быть объявление, чтобы его можно было быстро прочитать и понять? (Объявление должно быть кратким и полным.)

  • Каким бывает объявление по форме речи? (По форме речи объявления могут быть устными и письменными.)

  • Объявления появились очень давно. В них сообщалось о сбежавших рабах и предлагалась награда за их поимку. Также хозяева на дверях домов помещали информацию о том, какие услуги они предлагают.

Собрание родителей семиклассников состоится 1 ноября, в 14 часов в комнате № 26.

Директор школы

— Что это за текст? (Объявление.)

  • О чем нам сообщает? (О родительском собрании.)

  • Когда состоится собрание? (Первого ноября, в 14 часов.)

  • Кого приглашают на собрание? (Приглашают родителей семиклассников.)

  • Кто собирает родителей семиклассников? (Родителей семиклассников собирает директор школы.)

  • Из этого небольшого текста объявления мы с вами узнали, ЧТО, КОГДА и ГДЕ будет происходить, для КОГО написано это объявление и КТО его написал. Объявление очень краткое, каждое слово имеет в нем большое значение.

  • Какая часть самая главная? (Сообщение о собрании самое главное, оно выделено и записано отдельной строчкой.)

  • Объявления, которые сообщают нам о различных событиях – это объявления-сообщения.

— Запишите в тетрадь определение объявления-сообщения и его структуру: ЧТО – ГДЕ, КОГДА – ДЛЯ КОГО – К КОМУ ОБРАЩАТЬСЯ.

III. Закрепление.

На доске плакат с вариантами объявлений.

КУПЛЮ

щенка кавказской овчарки с хорошей родословной…

МЕНЯЕМ

3-х комнатную квартиру в Одинцове на меньшую

площадь в Москве…

СДАДИМ В АРЕНДУ

ТРЕБУЕТСЯ

приходящая няня для ухода за 3-х летним ребенком…

Предлагаем услуги…

Продается

дача в пос. Дорогино …
  • Какие слова выделяются в объявлениях? (Выделяются самые главные слова, если человек заинтересуется, он прочитает объявления и узнает остальную информацию.)

  • Запишите ключевые слова в тетрадь. Письменно составьте объявление с одним из ключевых слов.

Учащиеся составляют объявление самостоятельно, по окончании работы читают свои тексты. Пунктуация и орфография комментируются. В случае необходимости объявления сразу же редактируются.

— Прочтите текст, написанный на доске, определите его жанр:

Тех, кто нашел черные лайковые перчатки Петровой Галины, потерянные у дверей школы, прошу вернуть за вознаграждение в 10 класс.

  • Как вы думаете, кто написал это объявление: тот, кто потерял, или тот, кто нашел перчатки? (Объявление написал тот, кто потерял перчатки.)

  • С какого ключевого слова должно начинаться это объявление? (Объявление начинается со слова ПОТЕРЯНЫ.)

  • Ключевое слово нужно выделять шрифтом или цветом?

  • В каком порядке нужно было сообщить о потерянной вещи? (Сначала о приметах перчаток, затем, где и когда были потеряны и, наконец, куда и кому вернуть.)

  • Запишите исправленный вариант объявления в тетрадь.

ПОТЕРЯНЫ

Черные лайковые перчатки у дверей школы 21 октября. Прошу вернуть за вознаграждение в 10 класс Петровой Галине.

IV. Итоги урока.

  • С каким жанром официально-делового стиля мы познакомились сегодня? (Мы познакомились с жанром объявления.)

  • Сформулируйте определение объявления-сообщения. На какие главные вопросы отвечает объявление-сообщение? (Объявление сообщает, что, где, когда произошло, куда и к кому обращаться.)

V. Домашнее задание.

1.Составьте текст объявления, используя ключевые слова:

ПОТЕРЯН(-А, -О, -Ы), НАЙДЕН(-А, -О, -Ы).

2.Перечитайте сказку Андерсена «Соловей».

Занятие 3

Тема: Объявление- приглашение, афиша.

Цели:

1) познакомить семиклассников с жанром объявления-приглашения и афиши;

  1. научить составлять приглашения и афиши простейшего типа.

Оборудование: альбомные листы, гуашь, фломастеры, карандаши

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сообщение целей урока.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Проверка домашнего задания.

Ученики составляли объявление об утерянной или найденной вещи.

Разбираем объявления детей, выявляем ошибки, исправляем их.

  • С каким жанром официально-делового стиля мы познакомились на прошлом уроке? (С жанром объявления.)

  • Сформулируйте определение объявления.

  • С каким видом объявлений мы познакомились на прошлом уроке? (С объявлением-сообщением.)

  • На какие вопросы отвечают части объявления-сообщения? (Что, где, когда произошло, куда и к кому обратиться.)

III . Изучение нового.

— Прочитайте объявление из рассказа В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано».

ВНИМАНИЕ!

Сегодня на большой перемене в малом зале состоится выступление летучего патруля «Школьного сатирикона»!

Исполняет дуэт малышей!

На злобу дня!

Приходите все!

  • Чем оно отличается от объявления-сообщения? (Объявление привлекает внимание читателей, в нем много восклицательных предложений.)

  • Найдите и назовите самые важные части в объявлении. На какие вопросы они отвечают? (Выступление летучего патруля «школьного сатирикона» в малом зале сегодня на большой перемене.)

  • На какие вопросы они отвечают? (Что, где, когда будет происходить.)

  • Какими словами зазываются ученики на выступление «Летучего патруля»? (Исполняет дует малышей! Приходите все! Внимание!)

  • Это непросто объявление-сообщение о выступлении ребят. Это объявление-приглашение, и задорный тон этого объявления, и само приглашение – все рассчитано на то, чтобы воздействовать на чувства людей, зазвать их на представление. Объявление-приглашение состоит из сообщения, (что, где, когда происходит) и из слов, которые приглашают людей куда-то, воздействуют на их чувства, поступки. (Определение записывается учащимися в тетрадь под диктовку.)

  • Запишите в тетради слова, которые обычно пишутся в объявлении-приглашении: ПРИГЛАШАЕМ, ПРИХОДИТЕ, ЖДЕМ ВАС, НЕ ПРОПУСТИТЕ, СПЕШИТЕ.

  • Эти слова призваны воздействовать на чувства людей, побуждать их к действию.

  • Прочитайте объявление, написанное на доске. К какому виду объявлений оно относится?

Уважаемые товарищи!

Приглашаем Вас на вечер встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, посвященной Дню Победы

  • А теперь мы познакомимся с особым объявлением — афишей. Афиши – это разновидность объявлений, которые приглашают нас на зрелище: выставку, концерт, спортивный матч, спектакль, представление цирка, парад, гуляние.

  • В афишах многое, как в любых других объявлениях: информация о том, что…, где…, когда…, но есть отличия. На стенде вывешена афиша, на столах у вас уменьшенные копии афиш. Чем они отличаются от объявления-приглашения, написанного на доске? (Афиша яркая, ее видно из далека, на афишах есть рисунки, текст написан крупными буквами.)

  • При помощи каких слов в афишах приглашают людей на представление? (Приглашаем, приходите, спешите, ждем и др., те же что и в объявлениях-приглашениях.)

  • Какая информация выделяется в тесте афиши? (То, что может заинтересовать, привлечь внимание зрителей, вызвать желание прийти, название спектакля, имя известного артиста, программа выступления.)

  • Ребята, перед вами две афиши. Рассмотрите их внимательно. Как вы думаете, для чего на первой афише написано «Небывалое представление!» и нарисована веселая обезьянка? (Рисунок и надпись сделаны, чтобы привлечь внимание, заинтересовать.)

  • К чему призывает вторая афиша? (Афиша призывает торопиться.)

  • Для чего в ней указано: «Последнее представление»? (Для того, чтобы зрители пришли, потому что представлений больше не будет.)

  • Дома вы прочитали сказку Андерсена «Соловей». О чем она? (Эта сказка о дружбе, о любви, о верности.)

  • Кто главный герой сказки? (Соловей. Он всех радовал своим пением и слава о нем дошла до императора.)

  • Представьте себе, что соловей собирается петь на императорском празднике, куда приглашены все горожане. Давайте вместе придумаем текст афиши. Вспомним, на какие главные вопросы отвечает объявление-приглашение? (Что, где, когда.)

  • К кому нужно обратиться в афише? (К жителям города и к гостям.)

  • Для чего приглашаем людей? (Послушать чудесное пение соловья.)

  • Куда и когда должны прийти зрители? (В императорский дворец, может быть, в первый день новолуния.)

  • Какие слова-приглашения будем использовать? (Приглашаем, приходите.)

Получился текст афиши:

Жители и гости города!

Единственная возможность!

Приглашаем Вас послушать чудесное пение соловья!

Приходите в императорский дворец в первый день новолуния!

  • Что можно нарисовать на афише? (Можно нарисовать соловья, императорский сад.)

  • Оформите афишу на альбомном листе: напишите текст приглашения и сделайте рисунок.

IV. Итоги урока.

  • С какими видами объявлений мы познакомились сегодня? (Мы познакомились с объявлением-приглашением и афишей.)

  • Дайте определение объявления-приглашения.

  • Какие слова используются для приглашения людей?

  • На какие вопросы отвечают части объявлений-приглашений и афиш?

  • Чем отличаются объявление-приглашение и афиша? (Афиша яркая, на ней есть рисунки, фотографии, она написана крупным шрифтом.)

V. Домашнее задание: «Составьте и оформите афишу о новогоднем концерте. Принесите альбом, фломастеры, цветные карандаши».

Занятие 4.

Тема: Рекламное объявление

Цель:

  1. познакомить семиклассников с рекламой как разновидностью жанра объявления;

  2. научить составлять рекламные объявления простейшего типа.

Оборудование: альбомные листы, фломастеры, карандаши,

Ход урока
  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

Учитель проводит опрос по материалу прошлого урока.

  • Перечислите, какие виды объявлений вы знаете? (Объявление-сообщение, объявление-приглашение, афиша.)

  • Чем отличается объявление-приглашение от афиши? (Афиша красочная, часто на ней бывают рисунки, фотографии артистов. )

  • Какие особые слова используются в приглашениях и афишах? (Слова, приглашающие на представление, спектакли, концерт: приходите, приглашаем, спешите, ждем.)

Ребятам было предложено оформить афишу о новогоднем концерте. Разбираем афиши, выявляем ошибки.

  1. Изучение нового.

  • Сегодня мы познакомимся с рекламным объявлением. Реклама – это особые объявления, их главная задача побудить или приобрести какой-либо товар или воспользоваться услугой. Учащиеся записывают определение в тетрадь.

  • Что может быть товаром? (Машины, духи, игрушки, продукты, книги и прочее.)

  • В рекламном объявлении указывается название продукта, товара.

Щетка «Oral B»…

— В рекламном объявлении присутствуют хвалебные слова, призывы. Например:

«Итальянский сапожник Франческо Донни выбирает для своей коллекции только лучшее: мягкую кожу, теплый мех, удобные колодки. Франческо Донни – только лучшее».

  • Какими словами расхваливают товар? (Только лучшее; теплый мех; мягкая кожа, удобные колодки.)

  • В рекламном объявлении (телевизионном или печатном) обязательно есть слоган (от анг. slogan – девиз), который обычно является последней фразой в рекламе и формирует отношение к продукту, хорошо запоминаясь; например: в рекламе сока «Вико» слоган – это слова «Пей «Вико», живи легко!», в рекламе зубной щетки: «Oral B» — чистит как стоматолог».

  • Послушайте рекламное объявление и выделите в нем слоган: «Антигриппин–анви – лучшее средство от гриппа и кашля. Быстрый эффект в силе двух таблеток». (Слоган этой рекламы: «Быстрый эффект в силе двух таблеток».)

  • Приведите примеры слоганов в других рекламных объявлениях. («Ты лучше!» — реклама МТС, «Оливьез» – король салатов», «Хорошо иметь «Домик в деревне»!», «Эльдорадо – родина низких цен.»)

  • В рекламном объявлении практически всегда есть изображение эмблемы фирмы выпускающей товар, предоставляющей услугу. Вместе с названием фирмы эмблема составляет логотип. Рассмотрите рекламное объявление магазина «Посуда-центр». Что изображено в логотипе? (Написано название магазина, нарисована посуда.)

  • Какие цвета использованы в логотипе? (Голубой и белый.)

  • Обратите внимание на цвет, используемый в оформлении рекламного объявления. (Он тоже бело-голубой. Много голубого цвета, фон голубой.)

  • Цвета логотипа используются в тексте рекламного объявления и в видеоряде телевизионной рекламы.

  • Приведите примеры использования цвета логотипа в тексте рекламного объявления. (В логотипе рекламы сотовой связи «Би-Лайн» раньше был изображена пчела с черными и желтыми полосками, сейчас круг с черными и желтыми полосками).

  • Как вы думаете, почему пчела была изображена в логотипе фирмы? (Потому что рекламируют сотовую связь, а пчелы тоже строят соты.)

  • Верно. «Bee» по-английски «пчела».

  • Какие цвета используются в рекламе других компаний сотовой связи? (В рекламе МТС – белый, красный, в рекламе «Мегафон» – зеленый, белый, сиреневый цвет.)

  • Важно отметить, что фотографии, рисунки, видеоклип в рекламе должны вызывать положительные чувства. Как вы думаете, для чего это нужно? (Если рисунок или фотография вызывают положительные эмоции, значит, захочется купить товар.)

  • Рассмотрите рекламное объявление банка «Левобережный», данное в газете, проанализируйте его.

  • Какие услуги предлагает банк? (Банк предлагает сделать вклады на выгодных для людей условиях. Слоган рекламного объявления: «Только выгодные предложения».)

  • Рассмотрите логотип банка. (В логотипе банка использовано четыре цвета: зелено-голубой, бронзовый, белый и черный. Эти цвета использованы в рекламном объявлении.)

  • Какая дополнительная информация помещена в рекламном объявлении. (Адреса и телефоны отделения банка «Левобережный».)

Для того чтобы реклама вызвала интерес у людей, обычно ее сюжет основан на важных для человека темах, его жизненных потребностях, например: работа (карьера), общение с близкими, хобби (путешествия, спорт), здоровье, деньги, престиж, удовольствие, домашний уют и т.д.

— В рекламных объявлениях часто изображен положительный герой,

которому хочется подражать. (Учащиеся рассматривают примеры из

рекламных объявлений, помещенных в газете.)

— Прочитайте сказку С. Михалкова «Как старик корову продавал». Обратите особое внимание на слова старика о корове:

«На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровенка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

  • Хозяин, продашь нам коровку свою?

  • Продам, я с утра с ней на рынке стою!

  • Не много ли просишь, старик, за нее?

  • Да где наживаться, вернуть бы свое!

  • Уж больно твоя коровенка худа!

  • Болеет, проклятая. Прямо беда!

  • А много ль корова дает молока?

  • Да мы молока не видали пока…

Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал».

  • Умеет ли старик предлагать свой товар? (Старик не умеет предлагать товар, корову свою он только ругает, говорит, что она болеет, не дает молока.)

  • Сможет ли он найти покупателя для своей коровы? (Старик не сможет продать корову.)

«Одни паренек пожалел старика:

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы скотину твою.

Идет покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком.

Корова, гляди, не корова, а клад!

— Да так ли! Уж выглядит больно худой!

  • Не очень жирна, но хороший удой!

  • А много ль корова дает молока?

  • Не выдоишь за день – устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:

Такая корова нужна самому…»

— Какими словами расхваливал корову паренек? (Хороший удой, много дает молока: «Не выдоишь за день – устанет рука».)

— Почему старик решил оставить корову себе? (Паренек расхвалил корову и старик сам поверил, что она хорошая.)

  1. Итоги урока.

— С какими видами объявлений мы познакомились? (Реклама.)

Чем реклама отличается от афиши? (Задачами: афиша сообщает о спектакле, фильме и т.д., в рекламе – об оказываемых услугах или предлагаемых товарах.)

Какие приемы используют при создании рекламных объявлений, что бы вызвать т у людей желание купить товар или воспользоваться услугой? (Сюжет рекламы основан на важных для человека темах, герой рекламы всегда положительный.)

V. Домашнее задание.

Недавно в школе проходила ярмарка. В ней каждый из вас участвовал. Придумайте и оформите рекламное объявление товара, который вы продавали.

Урок по русскому языку «Официально-деловой стиль»

Предмет: русский язык ФИО учителя: Габдуллина Р.С. Дата:24.04.2017 Класс: 7

Тема урока №90 (4): Жанры официально-делового стиля: автобиография, объявление, заявление.

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке: познакомить учащихся с особенностями официально-делового стиля, сферой его применения, лексикой

Ожидаемые результаты:

Все учащиеся умеют отличать нейтральную лексику от официально –деловой. Большинство знают, как написать автобиографию и объявление.

Этап урока

Стратегия, форма

Время

 

Содержание урока (Задания)

 

Действия учащихся

Результат

 

Оценивание

1.Вызов

Позитивный настрой Какое твоё настроение?

На смайликах, которые соответствуют настроению учащегося (готов к получению знаний, нет настроения, все отлично) прикрепляют стикер

Наклеивают стикер на смайлик

Устная обратная связь

Фронтальный опрос по теме «Стили речи»

1) Что такое стиль?
2) Перечислить стили речи.
3) Разговорный стиль
4) Публицистический стиль

Отвечают на вопросы

Смайлики

2. Осмысление

Мозговой штурм

Представьте себе, что классный руководитель решил написать деловое письмо, в котором говорится: “Привет Александр! Поскольку твой сын опять “хватанул” “пару”, а в дневнике у него то “пара”, то “кол”, я буду вынужден “всыпать” ему как следует!”
Что же странного в этом документе и можно ли его таким назвать? 
Как называется такой стиль речи?

Каким стилем надо написать письмо?

Что вы знаете про этот стиль?

Где применяется?

Здесь используются такие слова, какие уместны только в непринужденной устной беседе

Разговорный

Официально-деловым

Устное поощрение, похвала

Работа по группам

Задание: собери деловое письмо.

Проверка задания.

У вас на столах лежат обрывки этого письма. Вам необходимо соединить эти части, чтобы получилось настоящее деловое письмо.

Собирают текст из разрезанных бумажек

Уважаемый Александр Николаевич!

Ваш сын систематически не готов к урокам. За последнюю неделю он получил семь неудовлетворительных оценок. Примите меры.

Классный руководитель

Смирнова Л.Н.

взаимопроверка

Работа по группам

Ответьте на вопросы так, чтобы Ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки. 

1.Шьют ли в ателье пальто из их материала?
2.Заверит ли нотариус копию документа, если у меня нет с собой паспорта?
3.Можно ли ездить в автобусах и троллейбусах в спецодежде
4.Мне могут поменять удостоверение, если нет новой фотографии?

1.Ателье №… шьет из материала заказчика и материала ателье)

2.Копия документа заверяется нотариусом при предъявлении паспорта.

3. В наземном транспорте запрещается проезд пассажиров в спецодежде. За нарушение штраф до двух минимальных месячных размеров оплаты труда) 

4.Для замены удостоверения необходимо иметь новую фотографию

Комментарии учителя

Устное поощрение

Творческая

В паре

Объявление, рецепт, инструкция, объяснительная, заявление

Деловое сообщение содержит сведения практического характера, помогающие человеку в конкретных жизненных ситуациях: как найти потерявшуюся собаку (объявление), испечь пирог (кулинарный рецепт), воспользоваться пылесосом, стиральной машиной, соковыжималкой и другими бытовыми приборами (инструкция по их применению) 

— Из каких трех частей состоит объявление?

(1- к кому обращаются; 2- что сообщается; 3- кто обращается).

Взаимооценивание

Устное поощрение

Домашнее задание

Написать автобиографию, опираясь на упражнение 591 стр. 251

Рефлексия.

1) Что вам понравилось сегодня на уроке?
2) Что вам не понравилось?
3) Что нового вы узнали?
4) Чтобы вы еще хотели узнать?
5) Какое настроение у вас сейчас?

Заполняют стикеры

по смайликам определить настроение на уроке

Примеры официально-делового стиля. Принципы создания деловых текстов

Примеры официально-делового стиля. Принципы создания деловых текстов

Официально-деловой стиль создания текстов – это не только вещь полезная и нужная в повседневной жизни, но и прибыльная, если Вы занимаетесь копирайтингом. Такие тексты сейчас особенно в цене, и за них заказчики платят неплохие деньги. Не верите? Посудите сами: грамотно составленная жалоба может склонить решение тех или иных инстанций в Вашу сторону, позволив Вам получить преимущества или избежать затрат. Это актуально для всех, поскольку живем мы в бюрократическом обществе, где самое сильное слово имеют деловые бумаги. Сегодня мы рассмотрим официально-деловой стиль на практике, изучим принципы создания деловых текстов и приведем примеры делового стиля.

[direct]

Примеры делового стиля окружают нас повсюду. Допустим, Вы блоггер, и уличили другого блоггера в бессовестном воровстве Вашего контента. Что вы делаете? Вы грамотно пишете обоснованную жалобу с доказательствами хостеру или службе поддержки поисковой системы и ждете положительного результата по. В зависимости от того, насколько грамотно жалоба будет составлена, насколько точно в ней будет выдержан деловой стиль, во многом определяется решение по Вашему вопросу.

Итак, деловой стиль – это среда официальных отношений. Деловой стиль используется в:

  • Юриспруденции
  • Экономике
  • Правительственных кругах
  • Сфере рекламы
  • Международных отношениях

Как видите, весь бюрократический аппарат использует исключительно деловой стиль. Вот почему умение создавать деловые тексты может сослужить Вам не только практическую службу, но и принести финансовую выгоду в том случае, если Вы составляете официальные тексты для других людей.

Как и любой другой стиль письма, официально деловой стиль имеет ряд присущих только ему характеристик. Именно их мы сейчас и рассмотрим.

1. Официально-деловой стиль: качественный объем

Текст официально-делового стиля должен быть максимально сжатым: все четко, конкретно, по существу. Лишних деталей быть не должно. Это обязательное требование, и этому есть даже логическое объяснение. Представьте, что Вы работаете в службе поддержки Яндекса. К Вам каждый день приходят горы писем. Разумеется, в Ваших же интересах, чтобы эти письма были как можно короче и как можно четче обрисовывали суть проблемы.

Пример официально-делового стиля №1

Неверно: А потом озлобленный Пупкин как разгонется, да как с размаху зарядит битой по машине Сидорова, проклиная его, на чем свет стоит.

Верно: Пупкин ударил машину Сидорова битой.

[direct]
2. Официально-деловой стиль: эмоциональность

Официально-деловой стиль должен быть лишен эмоций. Даже если Вы пишете гневную жалобу на своего заклятого врага, Ваши тексты не должны иметь никакой эмоциональной окраски. Четкость, точность и хладнокровие. Неважно, кто составляет текст – дипломат или плотник, профессор или дворник – в официально-деловом стиле индивидуальность не должна проявляться.

Пример официально-делового стиля №2

Неверно: А потом этот подлец, этот мерзавец, этот негодяй недобитый Сидоров написал на моем заборе такое, ой… Такое написал он красной краской, что вам и не снилось, а потом убежал, представляете?!

Верно: Сидоров, используя красную краску, написал на моем заборе ряд нецензурных слов и скрылся.

3. Официально-деловой стиль: лексика

Лексика официально-делового стиля часто содержит отглагольные существительные, сложные союзы и устойчивые словосочетания:

  • На основании…
  • В соответствии с…
  • Исходя из…
  • За счет…
  • По той причине что…
  • В силу…

И так далее. Кроме того, официально-деловой стиль предполагает использование аббревиатур и терминов, характерных для той сферы, в которой он употребляется, без раскрытия их значений.

Стоит также отметить, что деловому стилю свойственно употребление местоимений первого лица, что, например, недопустимо в научном стиле.

Пример официально-делового стиля №3

Исходя из письменного заявления Пупкина П.П., принимая во внимание его активную трудовую деятельность, а также в соответствии с п.п. 10.3 и 11.5 КД ОАО «ПупкинсКомпани», приказываю оказать материальную поддержку проекту интеграции технологии «Стелс» в систему «Паук» Пупкина П.П. в размере 1000 (одной тысячи) базовых величин.

4. Официально-деловой стиль: структура

Структура официально-делового стиля часто диктуется видами документов, в которых этот стиль используется. Например, заявление должно быть написано строго по общепринятому образцу.

Деловой стиль выделяется жесткой логической структурой и может содержать длинные предложения, в которых явно прослеживаются логическая и смысловая связь. Также для этого стиля характерны перечисления и прямой порядок слов.

[direct]

Пример официально-делового стиля №4

В соответствии с постановлением №5 от 28 апреля 2011 года, отменяются положения, принятые на 35 съезде народной партии копирайтеров, предусматривающие использование готовых шаблонов для выполнения заказов индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию до 22 августа 2009 года и имеющих при себе удостоверение личности, хозяйственный договор, и право на пользование услугами копирайтера в течение как минимум года.

Резюме: итак, подведем итоги. Официально-деловой стиль характеризуется:

  • Жесткой логической структурой
  • Нулевой эмоциональностью
  • Конкретикой и фактами
  • Соответствующей терминологией и оборотами
  • Местоимениями от первого лица

А умение создавать тексты делового стиля позволят Вам не только решать свои бюрократические вопросы более эффективно, но и помогать решить эти проблемы другим, получая за это свой коммерческий интерес.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *