Неполная семья социальная семья: Неполная семья: социально-экономические проблемы | Азбука воспитания – Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных семей

Содержание

Неполная семья: социально-экономические проблемы | Азбука воспитания

Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.

Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи.

Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания.

Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность — затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот.

Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести, себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) — их неадекватная полоролевая социализация.

Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).

Недавно стала распространенной новая категория неполных семей — неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство — чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения

Определение, причины неполной семьи

Неполные семьи — это семьи с одним родителем и детьми. В целом по России показатель роста доли неполных семей увеличивается.

В неполных семьях воспитывается каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет.

Среди неполных семей есть так называемые прочие семьи, их еще называют неполными расширенными семьями (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки).

Средний размер таких семей всегда меньше среднего размера семей с брачными парами.

В городах неполных семей больше, чем в сельской местности. Рост числа и доли неполных семей является фактором, снижающим средний размер семьи.

Причины неполных семей

Развод родителей. Уровень разводимости повышается. Примерно 22 % мужчин и женщин 1 раз в жизни разводились, и, судя по статистике ЗАГСов, уровень компенсации разводов повторными браками даже у мужчин не превышает 60 %.

Внебрачные рождения. На фоне снижения общего коэффициента рождаемости происходит рост доли детей, родившихся вне брака.

Каждый 5-й ребенок рождается вне брака своих родителей. Около 40 % детей, рожденных вне брака, признаются отцами и регистрируются органами ЗАГСа по совместному заявлению отца и матери. Это может быть фактический брак с наличием семейных связей, но с общей неустойчивостью отношений. Мужчины не считают себя обязанными связывать жизнь с женщинами и оказывают только материальную помощь ребенку. Часто детей вне брака рожают женщины в зрелом возрасте, не имеющие возможности создать семью.

Смерть одного из родителей. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских. Возможно, этот факт можно объяснить тем, что смертность мужчин выше, чем женщин.

Расширенные неполные семьи, число которых растет в последнее время. В результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) внуков берут на воспитание представители старшего поколения, чаще всего пенсионеры.

Проблемы неполных семей

Материально-бытовые (финансовые) проблемы

Если семья имеет один трудовой доход, она считается малообеспеченной. При неработающих родителях семья вынуждена жить на пособие по безработице и на детские пособия.

Детские пособия низкие, несвоевременно выплачиваются, как и пенсия по случаю потери кормильца (СПК), при разводе могут быть проблемы с выплатой алиментов.

Проблема трудоустройства. Решение этой проблемы, особенно матерью-одиночкой, затруднена из-за того, что одинокому родителю нужна хорошо оплачиваемая работа, близко от дома, возможность иметь свободный график, выполнять работу дома, без командировок и ночных смен.

Одинокий родитель берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, часто дополнительные заработки, чтобы обеспечить нормальную жизнь своим детям.

В расширенных неполных семьях доход низкий, складывается в основном из пенсии воспитывающих внуков стариков пенсионеров.

Жилищная проблема. Может возникать во всех неполных семьях, особенно при невозможности размена жилплощади. Разведенные родители вынуждены проживать совместно, что служит поводом для конфликтов.

Одинокая мать с ребенком вынуждена жить со своими родителями из-за необеспеченности жильем. Возможность улучшить свое жилье минимальна.

Психологические проблемы

«Проблема родителей» — проблема совмещения ролей, когда в силу обстоятельств одинокий родитель должен выполнять функции другого родителя. В отцовских неполных семьях страдает уклад жизни, общество плохо воспринимает такие семьи.

Отсутствие опыта семейной жизни, особенно у матерей-одиночек, нормальных семейных отношений с противоположным полом.

После развода отношения между родителями могут остаться нормальными (бинуклеарная семья, соучастие родителей в воспитании детей после развода) или находятся в состоянии конфронтации. Чаще мать препятствует общению детей с отцом, участию его в воспитании детей или отец вообще не интересуется детьми и только помогает материально.

Проблема воспитания и социализации детей. Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений, возникает несбалансированность между двумя группами членов семьи — тех, кто нуждается в материальной и духовной поддержке и тех, кто обеспечивает это удовлетворение, поэтому в таких семьях возникает перегрузка у второй активной части. Кроме того, отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания (ребенок многого недополучает).

Сверхзанятость родителей на работе, материальные и другие проблемы нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В таких семьях больше педагогически запущенных детей.

Распад семьи создает чувство вины у родителей перед детьми, из-за чего возникает гиперопека, приводящая к избалованности детей, умению манипулировать взрослыми в своих интересах (отсутствие самостоятельности).

В других случаях мать вымещает свою обиду за неудачную жизнь на детях (постоянные отношения конфликтности).

В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками.

В последнее время можно видеть преобладание женских неполных семей — «бабушка — мать — ребенок», где каждое поколение как бы повторяет судьбу родителя. Ребенок, воспитанный в такой семье, обычно недостаточно подготовлен к семейной жизни и созданию собственной семьи и вероятность распада брака у воспитанных в неполной семье выше, чем у выросших в обычной.

В расширенных семьях нет доминирующей роли родителей, воспитывающие детей старики часто больны и плохо адаптированы к современной жизни. Это негативно сказывается на воспитании, особенно подростков.

Проблема создания новой семьи

Опыт прошлой семейной жизни мешает создать новую семью: разведенным — боязнь повторить ошибку; овдовевшим — память по умершему супругу; одиноким — отсутствие опыта семейной жизни, которые, как правило, очень самостоятельны и не готовы идти на компромисс. Повторный брак приносит душевный комфорт, улучшает материальную сторону жизни, но чаще достигнутое желаемое бывает кратковременным, мешает сравнение с бывшим браком. Иногда происходит «возвратный» брак, когда родители вновь пытаются наладить свою жизнь. Такой брак сохраняет интересы детей. Брачный союз возникает между людьми, хорошо знающими достоинства и недостатки друг друга. Но он может иметь и негативную сторону, когда в семью возвращается отец-алкоголик или мать с асоциальным поведением.

У детей возникает проблема отношения к отчиму, мачехе. Повторный брак может изменить жизнь детей; вызвать проблему отношений с новым членом семьи, особенно если в семью входит родитель со своим ребенком; создать проблему отношений между родителями — проблему рождения общего ребенка; обострить проблему отношений родственников с обеих сторон к повторному браку.

Проблемы детей

Дети часто являются свидетелями и участниками семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера (распад семьи, проживание с отчимом, мачехой, жизнь в конфликтной семье, смерть родителей, проблема приходящих родителей). Все это негативно влияет на ребенка, деформирует его психику, нравственное и эмоциональное развитие. Дети чувствуют обиду, угнетенность, собственную вину за распад семьи, у них может развиться чувство собственной неполноценности.

Чаще всего развод происходит до 8-летнего возраста ребенка, когда начинается становление психологической идентификации ребенка с родителем того же пола, а представление о противоположном поле деформируется.

Тесные контакты с родителями, оставшимися в одиночестве, неудовлетворенность личной жизнью, которую родитель остро переживает, негативно влияют на формирование личности ребенка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношениях между полами. Все это не способствует четкой полоролевой идентификации ребенка. Отсутствие одного из родителей, а также супружеских отношений существенно влияет на формирующуюся систему ценностей, в которой центральное место, особенно для подростков, занимают любовные переживания. Они рано начинают половую жизнь, еще до совершеннолетия.

Дети из неполной семьи во что бы то ни стало пытаются преодолеть судьбу родителей, с их несложившейся личной жизнью, что сужает систему ценностей, делая ее однобокой, ведет к неадекватному разрешению любого психологического стресса, например, в виде суицида.

В мотивах суицидентов в 92 % случаев ведущим является неблагополучие в отношениях с противоположным полом и неумение правильно построить эти отношения.
Дети перестают общаться с родителями. Отчим, мачеха, как правило, не играют существенной роли в воспитании пасынков. Отношения чаще всего становятся формальными.

Дети из неполных семей нуждаются в психотерапевтической помощи, в помощи социального педагога.

Проблема взаимоотношения детей

В случае рождения в такой семье общего ребенка, может возникнуть проблема отношения пасынков и падчериц к этому ребенку, а также проблема отношения к новой семье родственников с обеих сторон.

Медицинские проблемы. Неустроенные в семейном положении женщины часто имеют внебрачную беременность, в 2 раза чаще заканчивающуюся рождением недоношенных детей или детей с низкой массой тела. Каждый 2-й ребенок рождается с аномалией
развития, с внутричерепной травмой. В большинстве случаев это связано с распространением вредных привычек у одиноких матерей (курение и алкоголь).
В последние годы отмечаются неблагоприятные показатели здоровья, уровень общей заболеваемости увеличился в 2 раза, чем в полных семьях, хроническая патология встречается в 3 — 4 раза чаще.

Социальные исследования НИИ педиатрии АМН показали, что 10,5 % женщин после развода страдают нейропсихическими заболеваниями, особенно те, которые имеют маленьких детей. Среди разведенных в 2,5 раза больше женщин-инвалидов, чем среди женщин, состоящих в браке.

В неполных семьях дети болеют в 1,7 раза чаще и длительнее. Психические травмы при разводе или смерти одного из родителей имеют большое значение в формировании пограничных нервно-психических расстройств у детей. Являясь единственным источником дохода, родитель из неполной семьи не всегда может взять больничный лист по уходу за ребенком, и дети часто остаются недолеченными.

Среди причин часто болеющих детей одно из первых мест занимает низкая медицинская культура и низкая медицинская активность матерей. Женщины не считают, что развод — психическая травма для ребенка, не обращают внимание на проявления таких неврозов у детей, как тики, энурез, заикание; не лечат хронические заболевания у них (заболевания ЖКТ, почек, кожи и т.д.).

Советы родителям, воспитывающим детей в неполной семье:

  • старайтесь, как можно чаще говорить с ребенком и слушать его, чтобы находиться с ним в постоянном контакте;
  • хвалите ребенка за любое его достижение, а не наказывайте, тем более по пустякам, стабильная в эмоциональном плане и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе;
  • относитесь с пониманием к ребенку, если он вспоминает о прошлом;
  • не возлагайте роль отсутствующего родителя на плечи своих детей;
  • старайтесь во всем помогать ребенку, чтобы освоить навыки поведения, соответствующие его полу;
  • пытайтесь развивать социальные связи своей семьи, это поможет ребенку активно общаться и устанавливать отношения со знакомыми мужчинами.

Субъекты, способные оказать поддержку неполной семье

Соседи: проблема общественного мнения и помощи семье.
Бывший родитель: проблемы конфликтных ситуаций.
Исполнительная власть: жилье.
Церковь: материальная и натуральная помощь.
Торговые организации: снабжение продуктами питания и др.
Психолог: проблемы психологического климата в семье.
Органы здравоохранения: вопросы здоровья всех членов семьи; организация медико-социального патронажа.
Служба занятости: поиск удобной работы для родителей.
Отдел народного образования: вопрос о группе продленного дня, проблема бесплатного питания, материальная помощь, обеспечение учебниками, психологические проблемы детей, проблемы досуга (отдыха) детей, детские диспансерные учреждения (ДДУ).
Юрист: вопрос алиментов, пособий, пенсий по случаю потери кормильца (СПК), вопросы жилья, проблемы по работе, вопрос о взаимоотношениях бывших супругов.
Отдел социальной защиты: все виды пособий и пенсий.
Место работы родителей: все льготы по работе, ДДУ, материальная помощь, жилищный вопрос, вопрос психологического климата в коллективе, проблема отношений на месте работы родителей.
Аналогичные семьи: обмен опытом, организация совместного отдыха, вопросы совместного межсемейного предприятия, взаимопомощь (одежда, обувь, коляски, игрушки и т.д.).

 

 

Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных семей

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по- своему».

Толстой Л. Н.

Родительский дом для ребенка — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности.

Семья вводит ребенка в общество, именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают. В младшем возрасте его кормят, с ним занимаются. В дошкольном (3–7 лет) ему открывают мир. Помогают в учении младшему школьнику, подростку и юноше выбрать жизненный путь.

В семье заботятся о социализации своего ребёнка: об образовании, развитии ума, укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, решают их судьбу и будущее. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребенка, он учится отвечать за свои поступки. В семье ребенок приучается трудиться, выбирает профессию, юноша готовится к самостоятельной семейной жизни, приучается продолжать традиции своей семьи.

Семья — это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности.

Именно семья оказывает решающее влияние на социализацию личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

Семья — это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе.

Полная семья состоит из пары супругов с детьми или без них.

Но сегодня такая семья, особенно в городе, постепенно уступает место семье другого рода, точнее, другого, уменьшенного состава: один родитель и дети. Эту семью называют неполной (монородительской).

Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности таких семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей проживает с ребёнком и занимается его социализацией, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую — мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную — мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.

Последние составляют абсолютное большинство среди подобных семей [39].

Осиротевшая неполная семья — образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека — это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи и оказывают посильную помощь в социализации осиротевших детей.

Неполная разведенная семья — семья, в которой родители по какой-то причине не захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает социально-психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественно желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью.

Внебрачная семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу каких-либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка, не вступая в брак, при этом не задумываясь, каким образом она сможет обеспечить полноценную социализацию своему ребёнку.

Также есть функционально неполные семьи. В этой категории двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Социализация детей в такой семье обычно оказывается недостаточно полной, общение возможно только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами.

Более того, некоторые родители вообще забывают о своих функциях по социализации ребёнка. Заботясь об экономическом благополучии своих детей, отец (мать) чаще всего достаточно редко находятся в семье, и тем самым ребенок растет либо только с матерью, либо только с отцом.

Не каждая полная семья является средой для полноценного развития и социализации ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением детского социально-психологического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между жизнью детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье [38].

В неполной семье дети не получают навыков семейных отношений, которые им будут необходимы в будущей взрослой жизни. Поэтому отсутствует для детей (будущих супругов и родителей) определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Например, будущие мужья, выросшие без отца, нередко усваивают женский тип поведения, или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен,выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для социальных конфликтов, разводов [20].

Возможности социализации в неполной семье ограничены: затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие отца (матери) лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений, и влечёт за собой односторонний характер социального развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший «охранное» материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым — обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.

Сексологи считают, что уменьшить число семейных катастроф может половое просвещение населения, и, прежде всего, молодёжи, повышение их духовной и сексуальной культуры. К тому же средний уровень образования матерей (отцов) монородительских семей, а, следовательно, и их квалификация ниже, чем у родителей полных семей. Нередко такая семья испытывает социально-экономические трудности [38]. Всё это и объясняет тот факт, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель — выходец из неполной семьи.

Существуют самые разноречивые мнения о семьях, где социализацией ребенка занимается только мать (отец). Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто занимается его социальным развитием, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье, и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи [39]. В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленные примеры социально состоявшихся прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших в неполной семье.

Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в одинаковой степени и принята, и опровергнута другими примерами, которыми изобилует жизнь.

Литература:

1.      Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (с изменениями и дополнениями).

2.      Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 за № 124 — ФЗ.

3.      Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.).

4.      Декларация о правах ребёнка (1923 г.).

5.      Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.).

6.      Концепция дошкольного воспитания. // Дошкольное воспитание. — М: Просвещение, 1989г № 5. — с.10–23.

7.      Акивис Д. С. Отцовская любовь. М.: Профиздат, 1989. -208с.

8.      Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. — М.: Проспект, 1996. — 355с.

9.      Вареничева Т. Лишние дети // Социальная защита. — 1999. — № 5. — с.2–5.

10.  Воспитание детей в неполной семье. // Под ред. Ершовой Н. Н. -М.: Прогресс, 1980. -206с.

11.  Выхристюк О. В., Корнюшин М. А., Русакова В. Д. Жизнь без родителей: медицинские и социальные проблемы «неблагополучных» детей // Медицинская помощь. — 2001. — № 4. — С.6–8.

12.  Григорьева Е. Дети после развода // Семья и школа. 1995.

13.  Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. /Отв. Ред. И. В. Силвестру., Кишинёв: Штиинца, 1993. -136с.

14.  Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети. / Г. А. Макеев.- Волгоград: Просвещение, 1987- 253с.

15.  Мельникова Э. Б. Профилактика безнадзорности детей и подростков // Правозащитник. — 1999. — № 2. с.21.

16.  Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2005.-243с.

Неполная семья. Проблемы неполных семей. Социальная работа с неполными семьями :: SYL.ru

По последним данным проведенной переписи населения, неполные семьи в России составляют 30% от всего количества семей, проживающих на огромной территории этой страны. Этот процент наиболее низкий по сравнению с цифрами других стран. Так, например, в США таких семей зафиксировано 33%, в Великобритании 38%, в Швеции 54%, но самое большое количество неполных семей, составляющий 64%, — в Исландии.

Если хорошенько задуматься и сравнить эти страны по общему количеству полных и неполных семей, то напрашивается вывод, что Россия, с ее огромным населением, стоит не на последнем месте, а значит, нужно двигаться в направлении по улучшению качества семейной жизни. Тем не менее, это все-таки большой процент. В среднем, каждая 5-я семья воспитывает ребенка без одного из родителей.

Что такое семья

неполная семья

Считается, что семья – это несколько людей, которые живут вместе на одной территории и стараются сделать так, чтобы интересы и жизненные позиции каждого из них были общими для всех.

Люди, с которыми находится ребенок до своего совершеннолетия, должны на протяжении достаточно долгого времени воспитать его не только как самостоятельную личность, отвечающую за свои действия и поступки, но и помочь ему разобраться со своими внутренними страхами и волнениями. Главное — постараться воспитать в будущем мужчине или женщине характер и свойственный только ему одному темперамент.

Воспитание ребенка

К сожалению, воспитание ребенка в неполной семье, где все функции выполняет только один из родителей, не всегда может быть верным. Там, где воспитание ребенка возложено на плечи только мамы или папы, на множество вещей родитель может не обращать внимания, но впоследствии окажется, что именно такие ситуации могли помочь в разрешении будущих проблем.

Отношение родителей к ребенку

Мама не может до конца рассказать сыну то, что знает отец. Это происходит в силу ее неграмотности по отношению к определенному вопросу. То же происходит и у отцов с дочерьми.

Отцу намного сложнее общаться с дочками, особенно в 13-14 лет, когда они достигают полового созревания. Хотя этот период жизни очень важен для девушки, и на некоторые моменты следует обратить пристальное внимание.

Проблемы неполной семьи

Именно тогда и возникают так называемые проблемы неполных семей. Не всегда в семье бывает один ребенок. В основном все воспитывают по несколько детей. В настоящее время неполная семья — одна из самых острых проблем нашего общества.

По статистике, именно мать берет на себя всю ответственность по воспитанию детей. Ребенок в неполной семье, как и его родитель, испытывает больше трудностей с материальной стороны. Большинство одиноких матерей не могут осуществлять одновременно функции материнства (забота о ребенке, приготовление еды и другие домашние хлопоты) и отцовские функции (стабильный денежный заработок в семье). Зачастую женщинам просто не хватает времени.

Именно поэтому воспитание в неполной семье по большей части выполняется частично. Ребенок становится предоставлен или самому себе, или на попечительство близких родственников (бабушки, дедушки, сестры и т. д.).

Причины образования неполных семей

ребенок в неполной семьеОсновные причины, по которым образуется неполная семья, очень разнообразны. К главным из них относятся: смерть, развод родителей, рождение ребенка вне официального брака (в гражданском) и проживание родителей ребенка отдельно.

Дети из неполных семей больше всего подвержены проблемам, которые возникают в результате дефицита внимания, а именно педагогического характера.

Семья, где живет только мать и сын, сталкивается с проблемой относительно восприятия мальчиком роли мужчины в создании семьи, а затем в совместном проживании всем вместе. Мальчику бывает очень трудно понять те функции, о выполнении которых заботится только мужчина.

Отношения матери и сына

особенности неполной семьиСо стороны матери к ребенку бывает или повышенное внимание, ласка, как стремление защитить, любить его за двоих, или, что бывает наиболее часто, стремление через своего ребенка отомстить мужчине (отцу) за неудавшуюся жизнь. В этом случае мать начинает вымещать зло на ребенке, заставляя его почувствовать и понять свою ненужность, отчего в дальнейшем у ребенка появляется чувство злости на весь мир. Оно не может существовать без чувства неуверенности в себе и в своем будущем.

Если в одной семье живет мать и дочь, и когда в семье нет отца, зачастую мать девочки ведет недобропорядочный образ жизни и дочка, хочет она того или нет, вынуждена наблюдать отношения матери с другими мужчинами. Может быть и наоборот, когда мать не хочет общаться с другими мужчинами из-за неудачи в браке. Тогда у ребенка складывается неправильный стереотип по отношению к будущей, уже своей семье.

Поведение ребенка

Из-за нарушения психосоциального климата в семье большинство детей склонны к противоправным действиям. У них также появляются нарушения невротического характера.

Еще один интересный факт, которому до недавнего времени не придавали большого значения, – это формирование у мальчиков некоторых женских черт, как следствие отсутствия мужчины в семье.

дети из неполных семей

Отцы и дочки

И, наоборот, у девочек формируются мужские черты не только внешне. Девочки становятся больше похожими на мужчин и в поведении. Они становятся более жестокими в поведении со сверстницами.

Девушки стараются быть более выносливыми, смелыми, сильными, мужественными, а главное – показать свое превосходство. Они не умеют показывать женскую заинтересованность в мужчине. Девочки не умеют ухаживать за собой и не всегда бывают красивы. Это происходит из-за того, что у них перед глазами нет примера поведения настоящей женщины, примера для подражания. Это входит в особенности неполной семьи.

Почему доходит до распада семьи

В большинстве случаев семьи распадаются из-за измены одного из супругов, алкоголизма, разности в возрасте, а также в том случае, когда возраст супругов едва достиг совершеннолетия. Как правило, развод в таких браках бывает в 73% из 100%. Молодые люди не осознают до конца всю ту ответственность, которая наступает после вступления в брак. Именно их неподготовленность и является причиной скорого расторжения брака.

После такого неудачного брака в основном женщина остается одна с маленьким ребенком на руках. Но в наше время неполная семья может образоваться и тогда, когда ребенка усыновляет одинокая женщина или мужчина. Также это может произойти в случае смерти родителей, тогда ребенка отдают на попечительство или его родственники оформляют на него опеку.

Основные проблемы

проблемы неполных семейПроблемы неполных семей разнообразны. Основные из них – это проблемы материального, медицинского, педагогического и психологического характера.

Неполная семья, где главную роль родителя играет отец, в основном испытывает трудности именно педагогического и психологического характера. Из-за того что в семье нет матери, ребенок в значительной степени страдает из-за отсутствия ласки. Но это далеко не все.

Дети, которые не имеют перед собой примера отношений мужчины и женщины, не до конца понимают роль каждого в семье. Они лишены возможности идентифицировать себя со своими родителями и, как следствие, в будущем принять определенные нравственные и идеологические принципы отношений родителей и детей. Без этих навыков детям будет нелегко создать свою семью и максимально долго сохранить свой брак в будущем.

Будущее ребенка

Как правило, воспитание ребенка в неполной семье налагает определенный отпечаток на будущую его жизнь. Дети, у которых детство прошло только с одним родителем, больше подвержены острым и хроническим заболеваниям. Ребенок в неполной семье практически все время проводит один, потому что его родитель много времени тратит на работу, чтобы иметь возможность максимально обеспечить своего ребенка всем необходимым.

воспитание ребенка в неполной семьеМаленький ребенок не всегда сам сможет себя накормить, обслужить в гигиеническом плане и даже просто одеться «по погоде». Дети чаще подвержены самолечению со стороны родителей, которым некогда или которые просто не хотят отвести ребенка на прием к врачу. Отнюдь не всегда в этих семьях дети обеспечены всем необходимым для нормальной жизни.

Бывает так, что дети, оставшиеся на попечительстве одного родителя, окружены неблагоприятной средой. Мать или отец может страдать алкогольной зависимостью или, что еще хуже, наркотической. Именно поэтому со стороны социальных служб постоянно проводится работа с неполной семьей. Дети никогда не должны оставаться без присмотра органов опеки и попечительства, которые проверяют условия жизни ребенка и при необходимости принимают меры по их улучшению.

Работа с детьми и их родителями

Социальная работа с неполными семьями должна включать в себя меры по стабилизации семьи и поддержки ее со стороны социально-психологического уровня. Для того чтобы добиться положительных результатов в жизни таких семей, родители, прежде всего, должны любить своих детей.

Социальная работа с неполными семьями включает в себя проведение беседы с родителями и детьми о том, как предупредить все нежелательные последствия в жизни ребенка, которые могут возникнуть из-за отсутствия внимания со стороны одного из родителей.

Основные советы для родителей

Социальный работник обязан посоветовать в первую очередь наладить контакт со своим родным и тем более усыновленным ребенком. Необходимо постоянно разговаривать со своим чадом на разные, но интересующие вас обоих темы. Будь то погода или последние политические новости, старайтесь разговаривать со своим ребенком как со взрослым. Не отмахивайтесь от него, когда ребенок хочет вам рассказать о чем-то, даже если для вас это кажется абсолютным пустяком. Может, именно это имеет для вашего ребенка особое значение на данном этапе его жизни. Учитесь слушать, и главное — слышать свое дитя.

социальная работа с неполными семьямиОдин из главных принципов, которые необходимо соблюдать, – не заставлять своего ребенка делать работу за второго родителя, который не живет с вами. Ребенок может вам помочь в чем-то, но никогда нельзя взваливать на него весь груз ответственности, за который он не вправе и не в силах ответить в данный период времени. Необходимо усвоить, что ребенок – помощник. У него должно быть детство, а не сразу взрослая жизнь.

Очень важно поддерживать своих детей в любых начинаниях. Необходимо дать понять ребенку, что для вас это так же важно, как и для него. Нужно постараться не выходить из себя по каждому поводу, хотя это и очень тяжело, и не ругать ребенка, особенно когда его проступок незначительный. Очень важно стараться соблюдать позитивное психоэмоциональное настроение. Ребенок с каждым днем будет становиться все более уверенным в себе. Он будет учиться доверять своему родителю. Здесь будет необходимо проявить терпение и как можно больше вселить уверенность и надежду на будущую совместную жизнь.

Часто, особенно в трудные жизненные моменты для вашего ребенка, он будет вспоминать о том времени, когда вы жили вместе со всей семьей. В этот момент нельзя ругать ребенка, даже если эти воспоминания не кажутся вам позитивными. Если ребенок вспоминает об этом, значит, именно это событие он запомнил наиболее остро, и именно оно играет для него важную роль в жизни.

По возможности необходимо показывать на примере или рассказывать о поведении в той или иной ситуации людей, соответствующих его полу. Только так можно научить ребенка сравнивать поведение мужчины и женщины по отношению к другим людям в разные периоды времени.

Чтобы ребенок мог общаться и с мужчинами, и с женщинами, необходимо знакомить его с лицами другого пола и не давать ему чувствовать своей ущемленности.

Ребенок и чувство вины

Неполная семья может образоваться из любой полной семьи. Если родители решили развестись, то следует заранее готовить ребенка к этому (при разводе и разъезде), но иногда бывают случаи, когда предугадать будущее нельзя (например, смерть родителя). Несмотря на то что ребенок не виноват в распаде семьи, поначалу он может винить именно себя во всем произошедшем. Он никогда не должен нести ответственность за действия других. Это самое главное, в чем необходимо убедить родителям своего ребенка.

Проблемы неполных семей – помощь психолога

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – писал Лев Николаевич Толстой. Именно это изречение вспоминается при анализе неблагополучных семей. Но если рассматривать не все неблагополучные семьи, а только одну подгруппу, например, неполные семьи, то можно выделить общие проблемы для каждой семьи. К слову, неполная семья необязательно становится неблагополучной, но обо всем по порядку.

Что такое неполная семья

Неполная семья – нуклеарная семья, которая состоит из одного родителя и детей. В России неполная семья чаще состоит из матери и детей. Семьи становятся неполными по двум причинам:

Социологи и психологи выделяют третий фактор – рождение ребенка вне брака. По сути, до родов семьи не было, потому сложно назвать это причиной, скорее предпосылка. Но специалисты ставят ее на второе место по влиятельности (первое – разводы). Особое место среди внебрачной рождаемости отведено родам несовершеннолетних матерей.

Еще одна значимая предпосылка возникновения неполных семей – рождение детей «для себя», что вызвано эмансипацией женщин.

Неполные семьи отличаются по типу отношений, всего их четыре:

  1. Мать не говорит об отце, делает вид, что его никогда и не было.
  2. Мать старается обесценить отца, выставить в плохом свете в глазах детей.
  3. Мать говорит об отце как об обычном человеке со своими достоинствами и недостатками.
  4. Если отец не ушел, а погиб, то чаще встречается идеализация его образа.

Лучший вариант – рассказать детям все как было, как есть. Не нужно навязывать им свое отношение к ушедшему супругу, свое видение и понимание ситуации. Дети вырастут и сами сделают выводы.

Не так давно западные ученые ввели новый термин – бинуклеарная семья. Так называют союзы, которые распались как брак, но сохранились как семья. То есть супруги поддерживают между собой нормальные отношения, один из них хочет видеться с детьми, а другой позволяет это делать в любое время. Специалисты считают, что такие семьи неполными являются только формально.

Хочу продолжить теорию ученых и отметить, что у нас встречаются формально полные семьи, но неполные и неблагополучные фактически, внутри семьи. Потому деление семей получается условным, как и связь состава семьи с проблемами, которые мы рассмотрим дальше.

Проблемы неполных семей

Неполные семьи сталкиваются со следующими трудностями:

  • Малообеспеченность. Один источник дохода или пособие по уходу за ребенком и другие государственные выплаты (зависит от ситуации) не всегда могут удовлетворить даже первичные нужды всех членов семьи.
  • Проблемы с трудоустройством. Этот пункт во многом зависит от возраста ребенка, но, как правило, родителю нужна работа рядом с домом, высокой оплатой труда, гибким графиком, без ночных смен и командировок.
  • Детская безнадзорность. Найти работу, соответствующую такому описанию непросто, из чего вытекает третья проблема неполных семей – безнадзорность детей.
  • Чувство неполноценности, угнетенности у детей и родителя.
  • Травля со стороны сверстников в школе, детском саду, на улице.
  • Чувство вины у родителя, которое превращается в гиперопеку. И чувство вины у детей, если они видят в себе причину распада семьи.

Таким образом, неполные семьи сталкиваются с социально-экономическими и психолого-педагогическими проблемами. Ситуация усугубляется еще больше, если у кого-то из членов семьи есть проблемы со здоровьем или инвалидность.

Проблемы неполных семей можно рассматривать не только обобщенно, но и отдельно с точки зрения развития детей и с позиции родителя.

Личные проблемы родителя

характеристика семьи

Если другой родитель не участвует в жизни ребенка, то родителю, живущему с детьми, приходится играть роль и матери, и отца. Быть одновременно заботливым, но требовательным, мягким, но строгим. Обычно за дисциплину и подчинение авторитету отвечает отец, а за нежность, заботу и ласку – мать. В неполной семье все ложится на плечи одного человека.

Усталость, раздражение, эмоциональные перепады, давление общества мешают матери. Из-за непростых условий даже благие воспитательные намерения иногда вредят детям. Или мать не может воспитывать детей так, как она бы этого хотела, как должна в своем понимании.

Все это предпосылки депрессии, нервного срыва, невроза, расстройства. Нельзя растворяться в детях или работе, нужно уделять время себе, найти группу поддержки.

Дети из неполных семей

Каждая пятая российская семья с несовершеннолетними детьми является неполной. Дети страдают от последствий воспитания в неполной семье:

  • проблемы с полоролевой идентификацией;
  • девиации;
  • трудности в отношениях с мачехой или отчимом;
  • проблемы со здоровьем.
Полоролевая идентификация

Главная проблема детей из неполных семей – трудности в полоролевой идентификации и сексуальной ориентации. Отношения родителей – образец отношений мужчины и женщины. В будущем в собственных отношениях дети ориентируются на этот пример.

У детей из неполных семей наблюдается скудный набор представлений о поведении мужчины и женщины в той или иной ситуации. Из-за этого в их семьях возникают противоречия, недопонимание, конфликты, разлады и разводы.

На развитие женственности у девочек и мужества у мальчиков влияют первые пять лет жизни ребенка. Чем дольше в этот период не было ролевого образца (необязательно наличие родного отца или матери), тем хуже последствия.

Чаще неполные семьи состоят из матери и детей. Давайте рассмотрим последствия воспитания без мужского примера.

Девушки страдают от неуверенности в отношениях с мужчинами, становятся жертвами, попадают в зависимости или ведут беспорядочную сексуальную жизнь. Американский психолог Мэвис Хетерингтон, посвятивший всю карьеру изучению неполных семей, в одном из исследований определил, что девочки, чей отец погиб, ведут себя сдержанно с мужчинами, избегают контакта. Девушки, чей отец ушел из семьи, наоборот предрасположены к контакту, флирту, общению.

Что характерно для мальчиков:

  • преобладание женских черт;
  • агрессивность;
  • склонность к зависимостям;
  • нарочитая мужественность, агрессия и жесткость как форма гиперкомпенсации.

Мальчики с тремя первыми признаками нередко становятся жертвами издевательств. Мальчики с реакцией гиперкомпенсации становятся агрессорами, хулиганами, девиантами. Из-за отсутствия примера они решают действовать от противного или выбирают другие образцы мужского поведения, к сожалению, часто негативные.

Заметны и личностные психофизиологические изменения. Психологи из Лейпцигского университета провели исследование среди взрослых мужчин и женщин, выросших в неполных семьях. Вот что удалось выяснить:

  • Мужчины страдают от повышенной усталости, недоверия к миру, депрессивных расстройств.
  • У женщин наблюдаются сердечно-сосудистые заболевания, слабость, нервное истощение.

Как мужчины, так и женщины подвержены стрессу, неврозам. У них наблюдается слабый самоконтроль, склонность к зависимостям, самоубийствам и смертям от передозировки.

Девиантное поведение

неблагополучная семья

Нарушение школьной дисциплины, драки, зависимости, бродяжничество – примеры девиаций у детей из неполных семей. У девочек чаще наблюдается алкогольная зависимость и сексуальная распущенность, а у мальчиков – преступное поведение, алкоголизм. Подробнее об этом читайте в статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

«Новый папа» или «новая мама»

Третья по популярности детская проблема – взаимоотношения с «новым папой», «новой мамой» или периодически приходящими и уходящими личностями. Это тема для другого разговора, но в рамках нашей статьи стоит отметить, что последствия могут быть разными: от благополучных, когда семья становится полной, до неблагополучных последствий типа конфликтов, скандалов, насилия, жестокости.

Проблемы со здоровьем

Педиатры отмечают, что дети из неполных семей чаще страдают острыми и хроническими заболеваниями. К причинам врачи относят стресс на фоне распада семьи и ненадлежащий уход матери за ребенком, невнимательность (возможно, обусловленная занятостью). В неполных семьях чаще наблюдаются плохие санитарно-гигиенические условия, бытовая неустроенность, вредные привычки и самолечение.

Поддержка неполных семей

Поддержка неполных семей должна быть комплексной:

  • помощь службы занятости в трудоустройстве родителя;
  • помощь медицинских учреждений в обеспечении профилактических осмотров, патронажа;
  • помощь образовательных организаций в предоставлении льгот на питание, обучение;
  • помощь социальной службы и юристов в оформлении документов, получении пенсий, пособий, алиментов;
  • общение с другими неполными семьями, обмен опытом, поддержка, совместный отдых, взаимопомощь.

Большая роль отводится активности самой семьи. Нужно знать свои права, ознакомиться с нормативно-правовой базой, обратиться в социальную службу. Базовая поддержка неполных семей есть в каждом городе, для этого не нужно посещать платные консультации психолога или другого специалиста. А между тем принятие и подтверждение статуса неполной семьи, отстаивание прав может решить ряд проблем. Достаточно обратиться к социальным работникам, описать проблемы и трудности, попросить помощи – они направят, скоординируют.

Что касается психологической поддержки, то нужно обязательно найти единомышленников, людей с подобной ситуацией. Это нужно не только для общения и совместного досуга, но и для обмена опытом, а также взаимной помощи: посидеть с ребенком, отвезти детей в школу, встретить из школы. Если дети ходят в одно учебное заведение, то можно договориться с другими родителями и по очереди провожать детей (зависит от рабочего графика каждого родителя).

Что еще важно учесть родителям из неполных семей:

  • По возможности сохранить полноценное общение ребенка с обоими родителями.
  • По возможности поддерживать хорошие отношения с супругом. Ученые доказали, что конфликты между родителями негативно сказываются на состоянии ребенка, даже если тот может видеться с другим родителем. Ссоры бывших супругов нейтрализуют положительно влияние общения ребенка и родителя.
  • Поощрять детскую самостоятельность и инициативу, не привязывать детей к себе.
  • Не «отыгрываться» на детях, создавая из них идеального мужчину или женщину. Не проецировать на них свои отношения с супругом. Если вы видите причину развода в ребенке, или он раздражает вас тем, что очень похож на ушедшего супруга, то обратитесь к психологу. Это серьезная проблема.
  • Избегать гипер- и гипоопеки, воспитания по типу кумира семьи.

Хочу отметить, что неполный состав семьи – предпосылка, мощный фактор для возникновения проблем. Но только от родителя и других участников семьи зависит будущее.

Это особенно важно для создания будущего детей. Важно, чтобы ребенок, став взрослым, понял: прошлое не определяет его как человека, он не обязан повторять опыт родителей, он может создать счастливую полноценную семью и освоить в полной мере социальную и гендерную роль.

Трудности возникают не столько из-за ухода родителя, сколько из-за занятости второго супруга, дефицита внимания и любви, усталости оставшегося родителя, низкого социального статуса и плохого материального положения семьи. Если мать (отец) может решить финансовые вопросы, обратиться к друзьям и родным за поддержкой, уделять достаточно времени ребенку, построить новые полноценные здоровые отношения, то психолого-педагогических последствий неполной семьи можно избежать.

В то же время полная, но дисфункциональная семья, где один или оба родителя не справляются с обязанностями, играют несоответствующую роль, может стать причинной неблагополучия детей, социальных и психологических проблем в семье.

«Нет полных или неполных семей, есть семьи счастливые или несчастливые», – В. В. Леонов.

проблемы, социальная поддержка, пособия и льготы

Неполная семья в современном обществе, к сожалению, — частое явление. Как отражается неполнота общественной ячейки на ребёнке? Какие пособия и льготы положены неполным семьям? Какова система их социальной поддержки? Вместе с вами мы попытаемся найти ответы на эти и другие сопутствующие вопросы.

Демографы выяснили, что среди детей дошкольного возраста в неполной семье воспитывается каждый десятый ребёнок. А среди детворы, которая ходит в школу, — каждый седьмой. Колоссальные цифры не позволяют умалчивать проблемы неполных семей, подталкивая государство и общество к их поддержке.

Каждая “купированная” семья имеет свою историю, начало которой положил развод, трагические события или внебрачное рождение дитя. Если мама или папа рано овдовели, то, как бы дико это ни звучало, ребёнок сможет пережить случившееся с наименьшими психологическими потерями. Сложнее всего той детворе, которая лишилась одного из родителей по причине развода. Особенно тяжело, если мама или папа, воспитывающие чадо самостоятельно, лишены какой-либо поддержки со стороны близких.

Что может ждать такого малыша в ближайшем будущем?

  1. Частые хвори, тяга к курению, употреблению спиртных напитков и прочим дурным привычкам.
  2. Проблемы с нервной системой: дети, воспитываемые лишь одним из родителей, подвержены таким чувствам как зависть, тревога, одиночество. Отсюда необоснованные капризы и частые истерики без видимой причины.
  3. Неуправляемость чада. Мама и папа так зациклены на себе и на низменных чувствах в отношении друг друга, что теряют всяческий контроль над сыном или дочерью. Ребёнок превращается в неуправляемого зверька, которому сложно адаптироваться в обществе.
  4. Искалеченное представление о семье. Очевидно, что малыш, выросший лишь с мамой или только с папой, будет смотреть на отношения между полами иначе, будет иначе воспринимать брак.

Пособия и льготы неполным семьям

Предложенные государством пособия и немногочисленные льготы неполным семьям не упрощают жизнь родителям-одиночкам. Однако такая помощь всё-таки существует, поэтому давайте поговорим и о ней.

Неработающие мамы имеют право на получение государственного пособия до момента, пока ребёнку не исполнится шестнадцать лет. Имеют право на такие выплаты и работающие мамы, однако в этом случае пособие составит сорок процентов от их средней заработной платы.

Каждый субъект страны может в дополнительном порядке утвердить льготные выплаты для одиноких мам и пап. К примеру, в Москве функционирует комплексная программа, по которой родители, воспитывающие чадо в одиночку, имеют право на компенсацию питания дитя до трёх лет. Кроме того ежемесячно они получают на руки небольшую сумму в виде пособия.

В школе или детском саду малыши из неполных семей могут бесплатно питаться два раза в день.

Обучение в детских музыкальных, спортивных и художественных школах для детворы на тридцать процентов ниже. Эта льгота сохраняется за ребёнком до достижения им восемнадцатилетнего возраста.

Оплата за детский сад на пятьдесят процентов ниже.

Социальная поддержка неполной семьи

Социальная работа различных государственных органов с неполной семьей достаточно широка и разнообразна. Давайте разберём каждое звено этого процесса, чтобы понимать, куда и когда может обратиться за помощью и поддержкой родитель-одиночка.

Социальная поддержка неполной семьи оказывается службой занятости. Её сотрудники обязаны помогать мамам и папам, воспитывающим детей в одиночку, посредством поиска подходящей и удобной для родителя работы.

Есть вопросы, которые должен решать отдел народного образования. К компетенции этого органа относятся проблемы организации продленки, бесплатного питания в школе или детском саду, материальной помощи. Обращаем ваше внимание, что социальная помощь, предоставляемая неполной семье отделом образования, — это еще и вопросы, связанные с обеспечением ребёнка учебной литературой, а также решением проблем досуга.

Социальная помощь, оказываемая неполной семье, может носить юридический характер. Специалист в области юриспруденции поможет родителю эффективно и максимально скоро решить вопросы, связанные с алиментными выплатами или пенсиями (если речь идет об утере кормильца). Кроме этого социальная юридическая поддержка оказывается в жилищных и трудовых вопросах.

Как уже было сказано выше, социальная защита (материальные выплаты) неполной семьи — компетенция отдела соцзащиты населения. Однако ответственность за такое явление социума несут не только государственные органы, но и работодатель родителя, соседи, церковь и исполнительные власти. Последняя, к примеру, имеет возможность обеспечить маму и детей жильём. Соседи при желании помогают осуществлять борьбу с общественным мнением, которое нередко давит не только на родителя-одиночку, но и на детвору, оставшуюся без мамы или папы. Система социальной помощи, оказываемой неполной семье, включает в себя и поддержку со стороны работодателя. По закону он должен обеспечить своего сотрудника всеми рабочими льготами и эффективно решить вопрос стабилизации климата в коллективе.

Теги по теме: домродители

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о