Не слышит одно ухо у новорожденного: слух у новорождённого! есть ли повод для паники??? — запись пользователя Юлия (id1607647) в сообществе Здоровье новорожденных в категории Проблемы со слухом – Ребенок не слышит на одно ухо.

Содержание

Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного?

Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного?

Новорожденный ребенок может спать даже в сильном шуме, и это нисколько ему не мешает. Но родители при этом задаются вопросом, а слышит ли вообще ребенок. В данной статье рассмотрим особенности слуха новорожденных, а также методики его определения в домашних условиях.

Формирование слуховой функции

Возможно, вы удивитесь, но слышать малыши начинают еще в утробе матери. Органы слуха формируются рано — еще на 5 неделе беременности образуются зачатки будущих ушек, а, точнее, внутреннего уха. В 7 недель формируется среднее ухо, а затем и ушная раковина. Твердыми ушные раковины у плода становятся лишь незадолго до рождения.

Важное для обретения возможности слышать внутреннее ухо завершает свое формирование на сроке около 19 недель. А ушная раковина и после рождения продолжает оставаться довольно мягкой, слуховой проход узкий, и это исправится самостоятельно лишь к первому году жизни.

Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного?
Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного?

Первые звуки в мамином животе дети начинают улавливать после 14 недель. Но пока эти звуки больше напоминают слух пресмыкающегося — плод улавливает вибрации, которые сопровождают звуковые волны. По мере завершения формирования внутреннего уха и отвердевания лабиринта появляется способность слышать лучше. Это происходит после 20 недели, к 26 неделе беременности малыш в животе слышит почти как мы, но с поправкой на то, что находится он все-таки в водной среде.

Он слышит, как стучит мамино сердце и течет по сосудам кровь, как работает ее кишечник. Он слышит ее голос и быстро привыкает к нему. Звуки извне начинают интересовать малыша лишь в последние недели беременности. Ребенок слышит музыку, которая звучит у мамы в наушниках, но только в том случае, если наушники надеть прямо на живот. Если они на ушах у мамы, слышать звуки ребенок никак не может.

Рождается малыш слышащим. Если зрение у новорожденного весьма несовершенно, и воспринимает кроха лишь размытые нечеткие пятна, то со слухом у него все отлично.

Конечно, при условии, что в процессе закладки и развития органов слуха во внутриутробном периоде развития не возникло ошибок и проблем, которые могли отразиться на состоянии слуха.

Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного?
Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного?

Скрининг после рождения

В первые дни жизни (обычно после вторых суток) в родильном доме всем новорожденным проводят особое исследование — проверку слуховых способностей или аудиоскрининг. Специальным аппаратом фиксируют ответ волосковых клеток на звуковые раздражители. Во второй раз обследование в рамках скрининга рекомендуется проводить в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, в полгода.

Насколько достоверно такое исследование, сказать сложно. Если бы оно давало максимально точные данные, диагностировать патологии слуха можно было бы до года.

А пока большая часть случаев незначительной сенсоневральной тугоухости и односторонней тугоухости или глухоты (если не слышит одно ушко) выявляются значительно позднее. То есть ребенок, который успешно прошел аудиоскрининг, вполне может оказаться слабослышащим.

В роддоме используют способ задержанной отоакустической эмиссии

. Портативный прибор с маленьким тонким гибким зондом называется аудиометром. Одна часть зонда помещается в ушко младенца. Прибор направляет в ушко по зонду звуки. Волосковые клетки во внутреннем ухе улавливают их и усиливают, если ребенок слышит. Если нет, то волосковые клетки сигнала не принимают, импульса нет. Для получения более точных результатов считается оптимальным, если грудничок накормлен и спит.

Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного?
Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного?

В выписке из роддома, если приглядеться, можно найти такие обозначения: D (+) =S (+). Это означает, что и на правое, и левое ушко ребенок скрининг прошел успешно. Он слышит.

Если вместо плюсов стоит минус, скрининг показал отсутствие реакции волосковых клеток, а потому ребенку обязательно будет назначено дополнительное обследование.

Свои нюансы есть у скрининга недоношенных детей. Им акустическое обследование проводится не на вторые сутки, учитывая незрелость всех органов и систем, в том числе и органов слуха, а на любой день после 2-4 недель жизни.

В группе риска по возможным патологиям находятся дети, родившиеся у глухих или слабослышащих родителей, а также дети, которые родились от беременности, в ходе которой женщина переболела инфекционными вирусными заболеваниями, особенно если это случилось на ранних сроках.

Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного? Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного?

Как проверить в домашних условиях?

Все родители новорожденных, так или иначе, пытаются самостоятельно понять, как видит и слышит малыш. В домашних условиях поможет такой метод, как наблюдение за реакцией ребенка на звуки. Поведенческий метод лишь приблизительный, неточный, ведь в случае обнаружения некоторых отклонений он не может показать, насколько значительна потеря слуха, чем она вызвана. Но от домашней проверки такое и не требуется.

Проверить слух самостоятельно родители могут для того, чтобы обратиться к врачу в случае получения сомнительных или неудовлетворительных результатов. Не нужно ждать, когда чадо подрастет. Для нормального психического развития и развития речи важно слышать, а потому коррекция слуха возможна и в грудном возрасте: детям устанавливают слуховые аппараты (ушные корректоры), проводят операции по восстановлению ушной раковины, если есть пороки наружного уха.

Есть масса способов помочь ребенку, но помощь будет полезнее, если она оказана как можно раньше.

Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного?
Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного?

Если ребенку уже есть месяц, можно попробовать применить поведенческий метод. Он основан на определенных реакциях малыша на звуки. Важно, чтобы ребенок был в состоянии покоя, сухой и сытый.

Сначала производите разные звуки со стороны правого ушка, а потом — со стороны левого. Начните с хлопков в ладоши с расстояния около полуметра. Потом проверьте, как ваш малыш воспринимает более тихие звуки, например, звук погремушки (игрушку выбирайте с изначально негромким звучанием). Высокие частоты можно проверить при помощи манной крупы, которую мама может насыпать в пустую металлическую баночку. Потрясите такой банкой недалеко от ушка — высокочастотный звук крупы грудничок может уловить только с близкого расстояния.

Как понять, что ребенок воспринимает тот или иной звук:

  • он оживляется на звук синхронными взмахами рук и ног;
  • он замирает и пытается обнаружить источник странного звучания;
  • малыш широко раскрывает глаза, меняет выражение лица;
  • у крохи меняется частота и глубина дыхания.
Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного? Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного?

Домашние тесты на проверку слуха никогда не проводят детям, которые болеют, у которых колики или режется зуб, если малыш голоден или не выспался. Любой дискомфорт, который чувствует малютка, повышает вероятность неправильной поведенческий реакции на звуки.

В первый месяц жизни дети почти не различают низкие частоты, для них более привычным является высокочастотный диапазон. Если тесты проводят детям от 3 месяцев и старше, то к перечню реакций добавляют такой важный признак, как поворот головы к источнику звука.

Методика проверки слуха, основанная на воспроизведении разных звуков по частоте, называется методом Калмыковой. Для такой проверки вам понадобятся три пластиковых емкости, которые на треть предлагается заполнить манной крупой, гречневой, и горохом. Это и будут высокие, средние и низкие частоты. Для проверки в помощники придется привлечь папу или бабушку. Пока один отвлекает внимание ребенка яркой игрушкой, необычным предметом, второй в полуметре от правого, а потом от левого уха трясет банкой. Начинают с манной крупы (то есть с высокочастотных звуков), потом берут гречку, и в последнюю очередь — горох. Между сменой банок делают перерыв на пару минут.

Тест считается пройденным успешно, если ребенок, пусть и не отвлекаясь от игрушки, реагирует (даже кратковременно) на звук круп в банках. Он может на секунду замереть, повернуть головку и посмотреть на банку, начать искать глазами источник звука, изменить выражение лица. Если реакции нет вообще, следует показать ребенка ЛОРу и сурдологу.

Возможные проблемы

Проблемы со слухом у новорожденных и грудных детей могут быть различными. Причина отсутствия слуха в тяжелом случае кроется в аномалиях слухового нерва или слухового центра головного мозга, а может быть и следствием механического повреждения — мама чистила ребенку ушки ушными палочками и повредила перепонку.

Во втором случае порой бывает вполне достаточно прочистить слуховые ходы, покапать капли, и все проходит. Но чаще в случае с тугоухостью медикаменты малоэффективны, особенно если тугоухость врожденная. Прогнозы, увы, неутешительные. Вылечить заболевание нельзя, но можно существенно повысить качество жизни ребенка, дать ему шанс нормально развиваться, научиться говорить, адаптироваться в обществе. В этом помогут сурдологи и слухопротезисты.

Дать ребенку возможность слышать могут правильно подобранные слуховые аппараты, операция кохлеарной имплантации. Отзывы о таких методах хорошие, ведь они дают слабослышащим детям реальные шансы на нормальную и полноценную жизнь.

Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного? Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного?

О ранней диагностике нарушений слуха рассказывает специалист в видео ниже.

когда дети начинают слышать и реагировать на звуки

Многих родителей начинает беспокоить, когда их малыш не просыпается от сильного шума, не отвлекается на внешние раздражители во время бодрствования. В большинстве случаев это нормально и обусловлено особенностями физиологии маленького человечка.

Проверка слуха

Проверка слуха

Причиной этого могут быть и серьезные проблемы со здоровьем. Сколько детей обычно имеют проблемы со слухом? По статистике, в среднем 15 из 1000 новорожденных имеют трудности с тем, чтобы слышать окружающий мир. Некоторые из поражений слуха настолько тяжелые, что приходится покупать слуховой аппарат.

В связи с этим нужно понимать, когда новорожденный начинает слышать, и какие есть физиологические особенности слуха у новорожденного.

Физиологические особенности

Когда у новорожденных появляется слух? В первые 2-3 дня после рождения младенец почти ничего не слышит из-за нахождения в его внутреннем ухе околоплодной жидкости. Вообще способность малыша распознавать звуки формируется еще во внутриутробном периоде.

В целом, младенец не нуждается в абсолютной тишине при засыпании, поскольку в животике мамы постоянно слышал звуки окружающих органов. Кроха может не реагировать на достаточно сильные монотонные шумы, но резкие громкие звуки могут его напугать.

Фото новорожденного

Фото новорожденного

Важно! Особенность, которую имеет слух у новорожденного ребенка, в том, что он может одинаково слышать и во время сна, и в период бодрствования.

На четвертой недели жизни дите становится способным различать некоторые звуки, с 9-12 недели он начинает понимать, откуда они, и искать глазами источник.

В 3 месяца малыш может поворачивать голову в сторону звука и способен узнавать маму по голосу. Когда он ее слышит, успокаивается, а также умеет понимать интонацию и прислушиваться к тембру голосов разных людей.

Уже с первых дней жизни полезно давать крохе слушать детские песни, стихи, сказки. Также можно комментировать свои действия. Благодаря этому ребенок быстрее запомнит названия предметов и их предназначения, а также такие разговоры способны укрепить отношения между дитем и матерью.

Возраст первого услышанного звука

Когда ребенок начинает слышать? Впервые малыш становится способным распознавать звуки на 16-17 неделе беременности. К 20-й неделе процесс формирования слуховой системы полностью заканчивается. Начиная с этого времени, можно разговаривать с малышом. Некоторые мамы считают это бесполезным занятием, но общение в утробе помогает подготовиться к появлению на свет сына или дочки.

Плод способен понимать звуки, громкость которых превышает 30 децибел. Конечно, околоплодная жидкость несколько приглушает эти звуки, но это не мешает крохе.

Интересно! Лучше всего ребенок во внутриутробном периоде понимает низкие звуки, в частности, мужские голоса. Поэтому желательно, чтобы с младенцем общался папа.

Как реагирует на звук новорожденный

Родители чаще всего беспокоятся, потому что их реакция на услышанное значительно отличается от детской. Это сбивает их с толку.

Нормальна ли резкая реакция

Если ребенок резко вздрагивает, это не означает, что с психикой крохи что-то не так. Более того, это признак нормального слуха. Через некоторое время ребенок привыкает к разным источникам шума. До двух месяцев реакции могут быть несколько судорожными, после этого они становятся более упорядоченными. На этом этапе развития младенец легко слушает спокойную речь.

Аудиоскрининг младенца

Аудиоскрининг младенца

Особенно резкая реакция нормальна, когда звук был неожиданно громким или появился внезапно. Впрочем реакции младенцев отличаются уже с внутриутробного периода. Одни дети легче адаптируются к шуму, другие – тяжелее. Постепенно приучать кроху к звукам нужно с самых пеленок. Слышит ли новорожденный ребенок тихие звуки? Да, но не реагирует на них.

Проверка слуха

Как проверить слух у грудничка? Первая проверка осуществляется в роддоме, но далеко не каждое учреждение имеет необходимую аппаратуру для диагностики. Если кроха не проходила такое обследование, то нужно обращаться к ЛОРу, отологу или сурдологу. Впервые прибегать к помощи специалистов нужно в четырехмесячном возрасте, если есть какие-то подозрения, лучше сделать это раньше.

Для проверки проводят скрининговый анализ. Берется специальный датчик, который вставляется в ухо ребенка и издает звуки. В этом же устройстве есть микрофон, который анализирует ответ улитки. Далее доктор прослушивает полученную запись и определяет, есть ли поражения слуха. Если оказывается, что да, проводится дополнительное обследование.

Младенец прислушивается

Младенец прислушивается

Ребенку в ухо подаются сигналы разной интенсивности с целью определить степень поражения функции слуха. Также врач может применять другие методы (акустическую импедансометрию, тимпанометрию) для уточнения диагноза.

Проверять состояние слуха могут и родители, которые должны постоянно анализировать реакцию крохи на звуки окружающего мира. Не стоит сразу бояться, поскольку младенец может быть сосредоточен на чем-то другом. Если отсутствие реакции случается регулярно и не связано с отвлеченным вниманием, это может говорить о проблемах.

Кроха затыкает уши

Кроха затыкает уши

Родителю нужно пройти следующий тест и ответить на некоторые. Если на все был дан ответ «да», то проблем со слухом, скорее всего, нет:

  1. В течение первых 3 недель вздрагивает ли ребенок, если слышит неожиданный громкий звук?
  2. Когда взрослый начинает громко разговаривать с крохой до трех недель, вздрагивает ли она?
  3. Когда ребенку исполняется один месяц, может ли ребенок повернуть голову на звук?
  4. Есть ли реакция трехмесячного младенца на голос мамы?
  5. Способна ли четырехмесячная кроха поворачивать голову в сторону погремушки?
  6. Начинается ли гуление у 2-4-месячного грудного ребенка?
  7. Начинает ли 5-месячный грудничок лепетать?
  8. Наполняется ли лепет новыми звуками в возрасте 8-10 месяцев?
  9. Может ли ребенок понимать определенные слова в 9-10 месяцев? Например, такие короткие выражения, как мама, папа, пока, дай, привет и другие подобные.
  10. Способен ли говорить простейшие слова в год?

Некоторые проблемы, описанные в нескольких последних вопросах, могут проявляться не только из-за нарушений слуха.

Интересно! Зрение и слух у новорожденных имеют разную степень развития. Малыши видят все в черно-белых тонах на расстоянии около 20-40  см, в то время как слышат они достаточно неплохо.

Как проявляются проблемы со слухом

Врачи выделяют две формы проблем со слухом: кондуктивные и сенсоневральные. Первые обусловлены проблемами в развитии внешнего или среднего уха. Как правило, такие нарушения легко поддаются лечению. Например, ребенок может не слышать из-за серной пробки. Это очень частая причина нарушений, поскольку наружный слуховой проход очень узкий, поэтому пробка легко блокирует путь звука.

Еще один частный случай кондуктивных нарушений – инородные тела. Поэтому родители должны внимательно следить, чтобы младенцы не брали мелкие предметы. Проблемы со слухом могут начаться и после купания, а также вследствие отита и повреждений барабанной перепонки.

Сенсоневральные нарушения обычно имеют необратимый характер, поскольку они развиваются вследствие наследственных заболеваний, инфекций во время беременности, токсикозов, использования некоторых видов антибиотиков, травм, недоношенности и др. Современная медицина восстановить функции уха в этом случае не может.

Когда обращаться к врачу

Как только появляются сомнения, лучше обратиться к врачу. Если нарушения слуха имеют место быть, то своевременно начатое лечение является гарантией хорошего результата. Многие родители боятся обращаться к врачу, чтобы не услышать плохой диагноз. Не стоит переживать, потому что новости могут оказаться значительно лучше, чем родитель ожидал.

Обращаться к врачу нужно, если годовалый ребенок:

  1. Не замечает, что кто-то говорит за пределами области зрения.
  2. Кроха часто переспрашивает.
  3. Ребенок уделяет чрезмерное внимание мимике взрослого.
  4. Очень громко включает телевизор.
  5. Не слышит голос по телефону.

Как правило, проблема решается покупкой качественного слухового аппарата. Здесь главное – не упустить время. Чем раньше он будет куплен, тем лучше ребенок будет адаптироваться к социуму.

Итак, ответ на вопрос, слышат ли новорожденные дети, понятен. В первые два-три дня – нет. Потом, если они не реагируют на громкие звуки, голос взрослых, это реальная проблема.

Видео

Особенности слуха у новорожденного

Еще в роддоме, при наличии определенного прибора могут проверить слух новорожденного.


Слух у ребенка начинает развиваться задолго до его появления на свет. Еще в утробе мамы малыш слышит разнообразные звуки: мамино сердцебиение, голоса, шум улицы, музыку и т.д. Именно поэтому, после рождения кроху не пугают звуки из окружающей среды, которые он уже слышал, что не скажешь о ярком свете или новых зрительных образах, ведь они могут создавать чувство дискомфорта. С этого можно сделать вывод, читать книги, петь песенки и просто разговаривать с малюткой следует начинать, будучи еще в положении.

Сразу после рождения слух у новорожденного несколько снижен, так как среднее ухо заполнено жидкостью, а полость уха заполняется воздухом постепенно и это в небольшой степени ухудшает слух. Именно поэтому новорожденные лучше всего реагируют на высокие и громкие звуки и голоса. Самостоятельно определить хорошо ли слышит малыш в первые дни после рождения, не возможно. Для этого используют специальное оборудование. Но к тому моменту, как ребенок окажется дома, он будет слышать почти на уровне взрослого и у него появятся видимые реакции на звуки. При достаточно громком звуке, младенец вздрагивает, при этом может изменяться глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица. Позже такая реакция возникает у ребенка и на голос. Если же подобный рефлекс отсутствует, то есть основания заподозрить у малыша проблемы со звуковосприятием.

На каком сроке формируется слуховой аппарат плода

Одна из самых сложных систем — слуховая, формируется почти в самую последнюю очередь. После того, как нервная система была сформирована и начала работать, следующими на формирование стоят органы слуха. Происходит это примерно в период между 14 и 16 неделями вынашивания малыша. В 14 органы слуха еще не сформированы, а на 16 уже начинают полноценно функционировать.

На какой неделе плод начинает слышать

Слух у плода начинает работать в промежутке от 15 до 20 недель вынашивания. На 26 неделе внутриутробного развития, будущий малыш начинает реагировать на звук. Говорят, что низкие частоты еще не рожденный ребенок лучше воспринимает, чем высокие частоты. На третьем триместре, примерно с 32 недели, если будущий ребенок слышит звуки он поворачивает голову в сторону источника.

Особенности поведения ребенка с нормальным развитием слуха:

В первые 2-3 недели — ребенок, как правило, вздрагивает от громких звуков, или он может развести ручки и после свести обратно, как бы обнять себя, медики называют это синдромом Моро;
В возрасте 1 месяца ребенок должен реагировать на громкий звук позади себя, услышав его, он будет замирать и замолкать;
В возрасте 2-3 месяцев кроха поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса, особенно если это такой родной голос мамы, малыш начинает агукать, двигать ножками и ручками. Ребенок слышит звуки на расстоянии не более 3 метров;
С 3 до 6 месяцев ребенок реагирует криком на резкие, непривычные звуки;
К 4-7 месяцам начинает формироваться навык поиска источника звука;
К 6-7 месяцев кроха слышит звуки на расстоянии 5-6 метров;
К году малыш откликается на свое имя, произносит первые слова.
Для того, чтобы проверить слух новорожденного нужно использовать громкие источники звука, которые не создают вибрацию. На звуки с вибрацией (топот ног, стук двери, удары по пеленальному столику) могут ответить и детки с нарушением слуха.

Причиной нарушения слуха у ребенка могут стать:

Осложнения во время беременности и родов;
Перенесенные матерью во время беременности заболевания: грипп, вирусные инфекции;
Тяжелая гемолитическая желтуха новорожденных;
Вирусные (грипп, менингит, паротит, корь) и ЛОР-заболевания (отит, увеличенные аденоиды) ребенка;
Черепно-мозговые травмы ребенка;
Наследственность.


При первом же подозрении на снижение слуха и отклонение от нормального развития следует немедленно обратиться к ЛОР-врачу, а затем к сурдологу и произвести исследование слуха. Только аппаратное исследование способно дать достоверную информацию.
 

 

Формы нарушения слуха: 

Кондуктивные

Кондуктивными называют нарушения слуха, когда внешнее или среднее ухо искажают сигнал в силу каких-то препятствий. Например, при поражении инфекцией внутренней части уха, при нарушении целостности барабанной перепонки или как результат формирования серной пробки. Такое нарушение лечится с помощью хирургического вмешательства или специальной терапии.

Сенсоневральные

Сенсоневральными нарушениями называются  случаи, когда ухудшается слух из-за заболевания слуховых нервов, которые участвуют в процессе передачи или восприятии звука. Так же при аномалиях волосковых клеток. Нарушения,связанные с работой волосковых клеток могут быть от рождения или приобретенными.

Экспресс-тест на проверку слуха

 Самым быстрым тестом на проверку слуха у новорожденного являются погремушки и другие игрушки со звуковыми эффектами. Ребенок, когда услышит погремушку, отреагирует обязательно, если нет нарушений со слухом. В противном случае вообще не отреагирует.

Когда ребеноку нужна оценка слуха

В некоторых роддомах проводят специальный скрининг слуха еще с первых дней жизни. Оценку слуха проводят с помощью специального датчика, который помещается в ухо и фиксирует реакцию улитки уха на сигналы, посылаемые аппаратом. Этот тест проводят независимо от того, нужен он или нет, специально для того, чтобы как можно раньше обнаружить патологию и попытаться ее устранить, ведь от качества слуха зависит в будущем способность ребенка говорить.


Как развить слух ребенку

Чтобы у ребенка правильно развивался слух, необходимо правильно ухаживать за ушками и периодически включать малышу звуки природы. Чистить рекомендуется раз в несколько дней. Для этого ватная палочка смачивается в холодной кипяченой воде,отжимается, чтобы вода не затекла в ухо и промывается ушная раковина снаружи и рядом со слуховым ходом, но внутрь лезть нельзя.
Звуки природы, которые ребенок периодически будет слушать сформируют у него лучшую чувствительность и музыкальный слух. Со временем, можно включать классическую музыку или другую приятную несколько минут в день.

При каких болезнях ребенок может потерять слух

 На остроту слуха негативно повлиять могут:
  • Травмы уха и головы.
  • Отиты.
  • Гаймориты.
  • Аденоиды.
Любая инфекция, в том числе острая респираторная может отрицательно сказаться на качестве слуха ребенка. Поэтому при первых признаках ухудшения слуха, необходимо обратиться к ЛОРу.
 

Симптомы ухудшения слуха

 На то, что у ребенка ухудшился слух могут указывать такие признаки:
  • Замкнутость и агрессивная реакция.
  • Отсутствие связной речи до 3 лет.
  • Ребенок не реагирует на свое имя после 6 месяцев.
  • Исчезновение детского лепета в возрасте 6-8 месяцев, появление громкого крика.
  • Малыш реагирует на звук только с близкого расстояния.
  • Ребенок чешет ушки и плачет при этом.
  • Малыш плохо реагирует на громкий звук и не может определить источник.
Если присутствует хоть один из приведенных признаков, ребенка следует показать специалистам.

Диагностика слуха 

Существуют следующие методы диагностики слуха у детей:
  • Безусловно-рефлекторная аудиометрия — применяется для новорожденных и деток до 1, когда они не могут рассказать что и как слышат. Основано на фиксации ответа слухового аппарата на звук.
  • Условно-рефлекторная аудиометрия — малыш слышит звук и видит свет. Затем свет не включается, а только звук и оценивается реакция ребенка. Применяется для детей, старше года.
  • Игровая аудиометрия — специальная компьютерная программа, которая фиксирует уровень слуха у ребенка, пока он играет. Используется для деток до 4 лет.
  • Живая речь — контрольная методика, которая применяется после аппаратной диагностики.
  • Тональная аудиометрия пороговая и надпороговая — проводится диагностика на реакцию слухового аппарата на звуки разно частоты. Используется для более глубокого анализа слуха.
  • Речевая аудиометрия — используется, в основном, при настройках слухового аппарата для глухих деток.
  • Аудиометрия объективная импедансная — с помощью специального аппарата можно посмотреть состояние барабанной перепонки и того, что расположено за ней.
  • Аудиометрия объективная по отоакустической эмиссии — фиксация колебаний волосковых клеток.
  • Аудиометрия компьютерная объективная — сканируется состояние всей слуховой системы, в том числе внутренней ее части.
  • Методы анализа слуховой нейропатии — аппаратная диагностика нарушений работы слуховых нервов. Методика новая, начала использоваться относительно недавно.
Слух для ребенка имеет огромное значение. Если он нарушен, то речь полноценно развиваться не сможет, ведь она базируется на распознавании звуков и их имитации. Поэтому важно своевременно заметить отклонения в этом плане и их устранить. чтобы ребенок развивался без задержки.
 

причины снижения слуха, что делать при его снижении после насморка или при аденоидах

Почему ребенок стал плохо слышать и что делать?

Чем раньше у ребенка будут обнаружены проблемы со слухом, тем более благоприятными будут прогнозы для лечения и реабилитации. А потому за способностью слышать у малыша родители должны внимательно наблюдать. Появление первых признаков слуховой дисфункции должно быть сигналом к быстрым и решительным родительским действиям.

Признаки нарушений

Поскольку нарушения слуха бывают врожденными и приобретенными, контролировать слуховую функцию у чада важно в любом возрасте. Внимательные родители легко заметят, что ребенок стал плохо слышать. Конкретные тревожные симптомы зависят от возраста малыша.

У грудных детей снижение слуха определить сложнее всего, поскольку они еще не говорят. Но хорошо слышащие младенцы с трехмесячного возраста реагируют на новые, особенно громкие звуки – они пытаются обнаружить источник звуков глазами, поворотами головы. Неожиданные звуки заставляют крох вздрагивать, рефлекторно вскидывать ручки и ножки.

Почему ребенок стал плохо слышать и что делать?

Если ребенок по результатам медицинских осмотров в роддоме и поликлинике успешно прошел аудиотестирование, это еще не значит, что патология не проявится позднее.

Поэтому родителей карапузов первого года жизни должны насторожить такие симптомы, как отсутствие адекватного реагирования на звуки различной громкости (есть реакция только на очень резкие звуки и игнорируются тихие, нет реакции ни на какие звуки).

У детей более старшего возраста тревожные признаки ухудшения слуховой функции проявляются в отсутствии быстрой реакции на обращенные слова, замечания. Конечно, все зависит от степени потери слуха, но в целом дети начинают часто переспрашивать, уточнять. Ребенок напряжен, он вглядывается в губы собеседника, чтобы не пропустить сказанное. Ребенок может жаловаться на странный шум в ушках, не реагировать на слова, произнесенные с нормальной разговорной громкостью или шепотом.

Поскольку состояние слуха напрямую отражается на речи, то дети, которые по каким-то причинам стали хуже воспринимать звуковую информацию, начинают говорить в более медленном темпе, а также часто прибавляют громкость телевизора, если там идет что-то им весьма интересное. Ребенок может теребить уши, а также оттопыривать ушные раковины, оттягивать их, пытаясь уловить звуки.

Почему ребенок стал плохо слышать и что делать? Почему ребенок стал плохо слышать и что делать?

Как проверить?

Заподозрив у ребенка проблемы со слухом, важно как можно скорее обратиться к врачу. Несмотря на советы тестировать его на слух в домашних условиях, лечить народными средствами, есть распространенные отопатологии, в которых ответ на вопрос, вернется ли слух, зависит от времени оказания помощи, и время это ограничивается несколькими неделями или даже днями.

Не стоит пытаться искать причину снижения слуха самостоятельно. Лучшим решением будет обращение к ЛОР-врачу.

Если к соответствующему доктору запись, то нужно пойти к педиатру на срочный прием. С жалобами на внезапное снижение слуха отоларинголог примет с пометкой «cito» (срочно) от детского врача вне очереди.

Методов диагностики существует множество. В первую очередь доктору нужно будет исключить воспалительные заболевания органов слуха, а также ЛОР-патологии, при которых теоретически может снижаться слух – отит, аденоидит, ушные серные пробки, патологии барабанной перепонки, инородные предметы в ухе (иногда дети заталкивают в ушки самые разнообразные мелкие детали).

При помощи отоскопа ребенка осматривают прямо при обращении в кабинете. После этого при отсутствии механических или иных объективных причин для снижения слуховой функции ребенку назначается посещение кабинета сурдолога – этот специалист оценивает степень потери слуха, проводит тональную аудиометрию. Это исследование показывает не только степень утраты, но и характер потери. Детям до 3-4 лет проводят игровую тональную аудиометрию.

Почему ребенок стал плохо слышать и что делать?

Детям старше 4 лет проводят дополнительно исследование восприятия шепотной и разговорной речью – если малыш не слышит обращенных шепотом слов с 6 метров, переспрашивает или не реагирует на них, определяют порог слышимости (с какого расстояния он их все-таки улавливает и различает). При подозрении на повреждение слухового нерва отправляют малыша на прием к детскому неврологу.

Почему ребенок стал плохо слышать и что делать?

Среди исследований назначают не только аудиометрию, но и тимпанометрию (исследование подвижности барабанной перепонки и состояния среднего уха), рентгенографию височных костей. Только после этого можно говорить о точных причинах снижения слуха и возможных прогнозах на будущее.

Почему ребенок стал плохо слышать и что делать?

Причины

Причины снижения слуховой функции могут быть разными – от механических преград в виде инородного тела или серной пробки до врожденных аномалий развития органов слуха.

Врожденные тугоухость и глухота у детей часто бывают наследственными. При этом хорошо слышащие мама и папа – не преграда для формирования плода с патологией слуха, ведь передается проблема и от бабушек, и от дедушек, и по доминантному, и по рецессивному типу. Повлиять на слух ребенка могут разные неблагоприятные внутриутробные факторы. Особенно это опасно в период формирования и закладки органов слуха, анализаторов и отделов мозга, отвечающих за слуховые навыки. К опасным факторам относятся ОРВИ и грипп, краснуха, токсоплазмоз и паротит, перенесенные мамой в первом и начале второго триместра беременности, резус-конфликт, курение, прием спиртного и наркотиков будущей мамой.

Причиной отсутствия или снижения способности слышать у крохи могут быть родовые травмы.

Врожденные патологии слуха обычно обнаруживаются в первые 2-3 года жизни малыша, хотя незначительные недочеты в функционировании слухового аппарата ребенка могут обнаружиться значительно позднее.

Почему ребенок стал плохо слышать и что делать? Почему ребенок стал плохо слышать и что делать?

Приобретенное нарушение слуха – наиболее распространенное явление в детском возрасте. Снизиться слух может временно, например, во время отита или насморка, и в большинстве случаев такое снижение обратимо, способность нормально слышать возвращается через 3-4 недели после болезни самостоятельно. Но также грипп, ОРВИ, гнойный отит, отит внутреннего уха вполне могут быть причиной развития стойких нарушений слуха.

Необратимая или прогрессирующая тугоухость нередко развивается после менингита, скарлатины, кори, инфекционного паротита (свинки). Инфекции, осложнившиеся нарушениями слуха, наиболее часто приводят к поражению слухового нерва. А воспалительные заболевания ушей – к поражению звукопроводящих отделов.

При хронических аденоидах, если врач рекомендует их удаление, а родители настаивают на лечении народными средствами, нередко развивается стойкая тугоухость на одно или оба уха.

Почему ребенок стал плохо слышать и что делать? Почему ребенок стал плохо слышать и что делать?

Причиной снижения слуха может стать и черепно-мозговая травма, и прием антибактериальных препаратов стрептомицинового ряда (неомицина, мономицина, гентамицина). Эти антибиотики ототоксичны.

Как лечить?

После обследования станет понятна клиническая картина. В зависимости от причины назначается лечение.

  • При ушной пробке ее извлекают, ушко промывает доктор, слух восстанавливается в полной мере. Инородные предметы, обнаруженные в ухе, извлекают, после чего слух также восстанавливается без какого-либо лечения.
  • Но в большинстве своем, к сожалению, проблема снижения слуха связана с развитием тугоухости. Она бывает кондуктивной, при которой страдает звукопроводящий аппарат. Чаще всего она связана с патологиями в наружном или среднем ухе. Чаще обнаруживается сенсоневральная (нейросенсорная) тугоухость, связанная с поражением звукопринимающего аппарата, в который входят слуховой нерв, внутреннее ухо. Иногда выявляется смешанная тугоухость.

Нарушение может развиться стремительно и быть обнаруженным медиками уже через несколько часов.

  • Острые формы – нарушение слуха не более чем на протяжении 28 дней.
  • Подострые – до 3 месяцев.
  • Хронические патологии – это нарушение слуха на протяжении более 3 месяцев.
Почему ребенок стал плохо слышать и что делать? Почему ребенок стал плохо слышать и что делать?

Лучше всего поддаются лечению внезапная и острая формы, именно поэтому родителям и рекомендуется обратиться к врачу как можно быстрее.

Чем больше времени проходит с момента начала ухудшения слуховой функции, тем менее оптимистичными будут прогнозы врачей – при хронической тугоухости вернуть слух помогают только слухопротезирование слуховыми аппаратами и операция кохлеарной имплантации, которая показана не всем и помогает не всегда.

  • Для лечения острой и подострой кондуктивной тугоухости обычно назначают медикаменты, физиотерапию. Проводится пневмомассаж барабанных перепонок, делают электрофорез, продувают слуховую трубу.
  • При сенсоневральной тугоухости начинают срочное лечение препаратами, улучшающими кровообращение внутреннего уха. Хорошо помогает введение «Преднизолона» в определенных дозировках, если потеря слуха внезапная или острая. При хронической форме болезни эти меры, увы, неэффективны.
  • При 2-3 степени тугоухости назначают ношение слуховых аппаратов. Если это оказывается малоэффективным и разборчивость речи не улучшается, ребенок и в аппаратах постоянно переспрашивает, рекомендуется кохлеарная имплантация.
Почему ребенок стал плохо слышать и что делать?

Ни одна из методик, которые помогают реабилитироваться ребенку со слабым слухом при хронической тугоухости, не приводит к полному выздоровлению. Утраченный слух не возвращается. Большим успехом медики считают остановку падения слухового восприятия на стабильном уровне. А потому большое внимание родители должны уделить профилактике такого рода проблем:

  • вовремя и правильно лечить все ЛОР-заболевания, не заниматься самолечением при гриппе, ОРВИ;

  • регулярно следить за поведением и реакциями ребенка, чтобы вовремя заметить возможные нарушения;

  • избегать нахождения малыша там, где есть громкие и резкие звуки, чтобы исключить развитие акустической травмы;

  • научить ребенка бережно относиться к своим ушам – не заталкивать в них игрушки и детали, не чистить их острыми предметами, следить за гигиеной органов слуха.

Почему ребенок стал плохо слышать и что делать?

Проверка слуха у новорожденных в роддоме аппаратом и результаты исследования

При рождении ребенок с первых дней проходит консультации у различных специалистов. Одним из обязательных исследований является проведение проверки слуха у новорожденных. Нормальный слух позволяет малышу не только слышать различные звуки, но и дает возможность научиться разговаривать. Определение проблем со слуховым аппаратом, позволяет вовремя отследить проблему и скорректировать ее, благодаря чему младенец будет развиваться в дальнейшем наравне со сверстниками.

Как проверяют слух у новорожденного в роддоме

Несколько человек из тысячи новорожденных детей рождаются с нарушениями слуха разной степени. Этот орган чувств является крайне важным для последующего психического, умственного и социального развития маленького человека.

Чем раньше заподозрить проблемы со слухом, тем быстрее можно принять меры в этом вопросе. Скрининговое исследование слуха проводят прямо в роддоме спустя несколько дней после рождения. Обследование занимает не более 5 минут и может выполняться во время сна ребенка.

Для скрининга обычно назначают исследование отоакустической эмиссии. При возникновении вопросов при получении результатов дополнительно проводят регистрацию слуховых вызванных потенциалов. Проведение этих исследований возможно с первого дня рождения ребенка, они абсолютно безвредные.

Особенности детей с нарушением слуха

Дети с этой патологией разной степени обладают рядом особенностей психоэмоционального развития. Нарушение получения и восприятия звуковой информации не дает им полноценно развиваться и приобретать необходимые для жизни навыки.

проверка слуха

проверка слуха

При проблемах со слухом в первую очередь страдает навык развития речи. То, насколько будет выражено отклонение речи, определяется степенью нарушения слуха. Дети, которые глухи с рождения, без специальной подготовки не могут овладеть навыками речи.

Центр слуха тесно связан с речевыми процессами. Без слухового центра понимание языка становится невозможным.

У слабослышащих детей речевое развитие сильно страдает, и они значительно отстают от сверстников. Отсутствие слуха и, как следствие, речи приводит к формированию определенных особенностей ребенка:

  • трудности с восприятием абстрактных понятий;
  • нарушение связи между причиной и следствием;
  • нарушение возможности делать выводы от общего к частному и наоборот;
  • нарушением памяти;
  • эмоциональная заторможенность.

Частичная изоляция от окружающего мира из-за отсутствия слуха и затруднения речевого общения приводят к сложностям в социализации и к трудностям адаптации в обществе и среди сверстников. Это объясняет важность своевременного раннего выявления нарушений слуха и их коррекции с помощью различных методов.

Аппаратные обследования

Самым простым методом исследования слуха является определение шепотной речи и проверка реакции на звуковые ощущения. У детей младшего возраста используют аппаратные методы исследования.

Такие методы можно выполнять в состоянии сна, и они являются объективными в большинстве случаев, т.е. не зависят от настроения, состояния и личности испытуемого.

Какие методики могут быть использованы для определения слуха:

новорожденный спит

новорожденный спит
  1. Фиксация отоакустической эмиссии.
  2. Аудиометрия (поведенческая).
  3. Импедансометрия.
  4. Регистрация КСВП (коротколатентные вызванные слуховые потенциалы) или метод ABR.

Каждый из этих методом обладает своими преимуществами и назначается доктором для проверки работы разных отделов слухового анализатора.

Определение реакции мозга на звук (ABR)

Регистрация КСВП (синоним ABR) представляет собой методику, которая основана на улавливании импульсы внутренних волосковых клеток улитки, слухового нерва в ответ на действие звуковых раздражителей.

Для чего используется этот метод у детей:

  1. Скрининговый метод диагностики у новорожденных.
  2. Диагностика центральной и периферической патологии слуха.
  3. Дифференциальная диагностика слуховой нейропатии.
  4. Оценка показаний к кохлеарной имплантации и постановке протезов.
  5. Расчет показателей при слухопротезировании.

Сам прибор представляет собой датчик с электродами, который присоединен к компьютеру, где обрабатывается и визуализируется полученная с датчика информация.

Принцип метода основан на том, что в ответ на действие звукового сигнала наши рецепторы генерируют специальные импульсы, которые можно зафиксировать с помощью этого прибора. Для стимуляции используют короткие звуки одного тона или щелчки. В ответ на стимуляцию получают ответ, который на мониторе построен в виде графической кривой с 7 пиками. Каждый из пиков характеризует свою область:

  • 1 и 2 — отвечают за слуховой нерв;
  • 3,4 и 5 — активность ствола мозга.

При скрининге оценивают 5 пик. Именно на него ориентируются при оценке степени снижения слуха. Для оценки важна амплитуда и частота пиков.

Ключевым моментом является подготовка к исследованию и квалификация специалиста. У детей этот метод проводят в состоянии сна, иначе возникают помехи, вызванные электрофизиологическими импульсами от других структур.

Проверка внутреннего уха (ОАЭ)

Отоакустическая эмиссия представляет собой звук, который генерируют волосковые клетки улитки. Она бывает спонтанной (возникает самостоятельно в состоянии звукового покоя) и вызванной, которая возникает в ответ на действие звуковых раздражителей.

проверка горла

проверка горла

Для проверки слуха регистрируют вызванную отоакустическую эмиссию, которая возникает в ответ на действие звукового тона. Этот метод является обязательным исследованием для проверки слуха у новорожденных детей. Отсутствие ОАЭ говорит о том, что возможно имеются проблемы со слухом у малыша. При отрицательном результате требуются дополнительные методы исследования, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз тугоухости.

Импедансометрия

Включает в себя два компонента: тимпанометрию и регистрацию рефлекса стапедиальной мышцы (рефлексометрия).

Для проведения тестирования помещают прибор в наружный слуховой проход. При этом там происходит измерение давления, а прибор воспринимает отраженный звук от перепонки. Дополнительно фиксируют сокращение стапедиальной мышцы в ответ на действие звукового сигнала.

девочка у врача

девочка у врача

Метод помогает в дифференциальной диагностике поражения системы звукопроведения и звуковосприятия, а также дает возможность проверить состояние структур среднего уха, расположенных за барабанной перепонкой.

Погрешность исследований

Каждый из методов исследования может иметь погрешность. На результаты влияет квалификация специалиста, проводящего исследование, состояние ребенка во время обследования и другие факторы.

При получении отрицательных результатов при ОАЭ, специалист назначает проведение дополнительных методов исследования, таких как КСВП и консультацию врача-сурдолога. Эти исследования повторяются несколько раз, после чего может быть выставлен диагноз «тугоухость» и определен уровень поражения.

девочка у врача

девочка у врача

Рефлекс Моро

Младенцы появляются на свет с целым набором безусловных рефлексов, которые впоследствии угасают за ненадобностью. Одним из таких рефлексов является рефлекс Моро. Это непроизвольное вскидывание рук у новорожденных в ответ на воздействие сильного раздражителя, например, громкий звук.

По сути, это рефлекс испуга или защитная реакция. Такой рефлекс может стать косвенным подтверждением того, что ребенок слышит звук и отвечает на него соответствующим образом. Спустя несколько месяцев он самостоятельно угасает.

Важно! У разных детей он проявляется по-разному. Отсутствие рефлекса, при нормальных результатах объективных методов исследования слуха, не должно беспокоить родителей.

Метод Калмыковой

Способ, созданный специалистом Калмыковой, которая подразумевает использование предметов, создающих различные по силе звуки. Для исследования используют пластиковые банки, наполовину заполненные гречкой, горохом и манной крупой.

открытый рот

открытый рот

Суть метода. Для проверки нужно 2 человека. Один играет с ребенком, другой потряхивает над ухом банкой с крупой по очереди (манка, гречка, горох). В идеале ребенок должен отреагировать и на звук уха и на игру.

На практике, этот метод не является диагностически достоверным, поскольку не учитывает особенности психики малыша.

Как проверить слух у новорожденного самостоятельно

Сразу после появления на свет малыш откликается только на резкие звуки. Это проявляется вскидывание ручек, движениями глазных яблок, учащением пульса и сердцебиения или плачем.

Как взрослый может самостоятельно проверить слух у ребенка нескольких месяцев. В ответ на действие звука младенец может:

  1. Проснуться
  2. Широко открыть глаза.
  3. Беспокойно задвигать руками и ногами.
  4. Замереть
  5. Начать глубоко дышать.

малыш больной

малыш больной

Все эти признаки являются косвенными. Ребенок может быть без настроения, уставшим, голодным — что окажет влияние на данные самостоятельно тестирования.

Внимание к ребенку

Задача родителей внимательно наблюдать за малышом. Ребенок к полугоду должен активно реагировать на окружающие звуки движением головы в сторону раздражителя. К 9-11 месяцев здоровый ребенок активно воркует и пытается повторить свои первые слова.

Возможность полноценного развития зависит от ранней диагностики. Чем раньше будет диагностировано снижение слуха, тем скорее появиться возможность скорректировать ее и тем быстрее ребенок начнет догонять своих сверстников в развитии. Скрининг слуха в роддомах является обязательной процедурой, результаты которой родители могут уточнять самостоятельно.

Когда следует обратиться к врачу?

Занимается диагностикой и исследованием нарушения слуха специалист сурдолог. Этот доктор интерпретирует и анализирует результаты различных исследований и выносит диагноз о степени нарушения слуха.

Задача родителей обратиться к доктору как можно раньше, при появлении первых подозрений на проблемы со слуховым аппаратом у малыша. Ранняя диагностика и коррекция современными методами позволяет ребенку услышать мир и стать его полноправным членом.

Как проверить слух у новорожденного ребенка до 2 месяцев

Без полноценного слухового восприятия страдает развитие ребенка. Проверить слух у новорожденного можно несколькими способами, поэтому каждая будущая мама должна знать все об этих методах, особенно если один из родителей страдает слуховыми нарушениями.

Необходимость проверки

Слух играет важную роль в развитии новорожденных детей, ведь нарушение восприятия звуков влияет на возможность изучения ребенком информации, поступающей из окружающего мира. В первую очередь нарушения слуха, даже незначительные, сказываются на речевых функциях.

Врожденная тугоухость или слуховые дисфункции в раннем детском возрасте не дают корковым областям головного мозга, отвечающим за слуховое восприятие и когнитивные функции, правильно работать и развиваться.

У новорожденных с нарушениями слышимости, слуховая кора головного мозга не получает информации, и постепенно ее нейроны начинает выполнять функции других областей, находящихся рядом. Если своевременно не проверить слух у младенца, то слуховая кора полностью потеряет возможность различать звуки, и даже при восстановлении слуха не сможет различить поступающую звуковую информация.

С периода новорожденности и до 3-летнего возраста самый критический период. Если в это время не заняться лечением, то шансы на восстановление слухового восприятия и понимание речи минимальны. Даже если своевременно начать реабилитацию, существует риск, что у маленького пациента будут незначительные когнитивные нарушения – проблемы с речью, вниманием и памятью.

Проведение проверки слуха у младенца

Первая проверка слуха у новорожденного проводится еще в роддоме на 3–4 день жизни ребенка. Слуховое восприятие проверяют специальным аппаратом, пока малыш находится в состоянии покоя или во сне. Следует учитывать, что если у младенца заложен нос или наблюдаются родовые травмы, то аппарат может дать ошибочный результат. В этом случае, рекомендуется дополнительная проверка слуха, после снятия симптомов. Проводят проверку слуха новорожденному несколькими способами.

Аудиометр

Поочередно в каждое ухо новорожденного вставляется наконечник от аппарата и подается специальный сигнал. На экране аудиометра специалист видит данные, говорящие об остроте слуха и активности областей мозга, обрабатывающих полученный сигнал. Со стороны больного уха врач увидит отрицательный результат, говорящий, о том что ребенок не прошел проверку.

Рефлекс Моро

Таким способом каждая мама может провести проверку слуха у младенца в домашних условиях. Ребенок должен лежать на ровной поверхности в спокойном состоянии. Мама должна резко хлопнуть в ладоши на расстоянии 20 см от уха и оценить его реакцию. Если новорожденный заплакал, или стал размахивать руками и ногами, то исключают врожденную тугоухость 3 и 4 степени. При сомнительном результате необходима проверка аудиометром.

Метод Калмыковой

Для этой проверки слуха необходимо наполнить на три четверти пластиковые бутылки разными крупами. Достаточно всего три:

  • манная крупа;
  • гречка;
  • горох.

Одни из родителей должен отвлекать малыша яркой игрушкой, а второй в это время поочередно, начиная с бутылки, заполненной манкой, издает шумы возле уха ребёнка на расстоянии 10–15 см. При отсутствии реакции рекомендуется повторить проверку через несколько дней или обратиться к специалисту.

Проверка слуха у новорожденного обязательна не только при рождении, но и после перенесения инфекционных заболеваний дыхательных путей, отита, травм головы и затяжной младенческой желтушки.

Возможные проблемы со слухом

Многие ошибочно думают, что новорожденный либо слышит, либо нет. На самом деле, существуют различные нарушения слуховых функций, причем чаще всего развивается не полная глухота, а снижение слуха разной тяжести. Родители должны быть внимательны и следить за реакцией новорожденного на шум погремушек, громкие звуки, речь взрослых и другие посторонние шумы.

Признаки тугоухости у детей:

  • Новорожденный в возрасте до 4 месяцев не реагирует на громкие звуки.
  • К полугоду не появляется гуление, новорожденный не реагирует на свое имя, не ищет источники шума.
  • В возрасте одного года ребенок не произносит слоги и слова.

В старшем возрасте заподозрить снижение звуковосприятия можно, если ребенок старается подойти поближе, чтобы расслышать речь, часто переспрашивает, слишком громко говорит.

Важно выявить не только причину, но и степень тугоухости, прежде чем подбирать слуховую реабилитацию новорожденного. Очень часто причинами тугоухости у новорожденных становятся, перенесенные матерью во время беременности, инфекции. На слух ребенка влияет состояние матери в первый триместр беременности, когда только начинается закладка органов ребенка, и третий триместр, в который формируются слуховые функции, продолжающие развиваться после рождения.

Провоцирующие факторы

Что влияет на развитие врожденной тугоухости:

  • Прием матерью некоторых препаратов: антибиотиков, салициловой кислоты.
  • Курение и употребление алкоголя беременно женщиной.
  • Перенесение инфекций, простудные заболевания, грипп.
  • Рождение раньше срока и с весом до полутора килограмм.

Кроме врожденной тугоухости новорожденных, специалисты выделяют еще приобретённые и наследственные проблемы со слухом. О наследственной тугоухости говорят, когда у одного из родителей или близких родственников есть проблемы со снижением слухового восприятия.

Приобретенная тугоухость развивается после отитов, травм уха и головы, а также после перенесенных тяжелых инфекций – краснухи, коклюша, свинки и кори. В редких случаях причиной становятся серные пробки, появляющиеся из-за неправильной гигиены новорожденного или слишком узких слуховых проходов.

Когда следует беспокоиться?

Особое внимание слуху новорожденного должны оказывать родители, если ребенок родился недоношенным, с патологиями или у матери были проблемы со здоровьем во время беременности.

Не следует полностью успокаиваться, если проверка в роддоме показала, что младенец хорошо слышит – согласно статистике у 8–10% детей с тугоухостью, проблемы со слухом начались не при рождении, а в первый год жизни.

Поэтому, если новорожденный ребёнок не реагирует на окружающие громкие звуки, не вздрагивает, не расширяет глаза и не начинает шевелить ручками, когда рядом раздается шум, необходимо показать его специалисту.

Не следует затягивать с посещением врача и проверкой слуха у новорожденного – чем раньше начать слуховую реабилитацию, тем больше шансов на полное выздоровление или на то, что останутся минимальные нарушения, а больное ухо не помешает малышу нормально развиваться.

Полезная информация

слышат ли грудные дети и как это проверить

Новорожденные не очень хорошо видят сразу после рождения, но у них отлично развит слух. Будучи еще в утробе матери, малыши слышат много разных звуков: стук маминого сердца, тон ее голоса, шумы извне. На многие из звуков окружающего мира они даже реагируют. Например, ребенок в животике может вздрогнуть от резкого звука, а также он поворачивает головку в сторону шума.

Зачем проверять слух ребенку?

Проверка слуха очень важна. Если малыш не слышит, он не сможет усвоить ту информацию, которая идет из внешнего мира. Соответственно, не сможет развиваться речь. Здесь есть смысл говорить о нейропластичности мозга: если какая-то часть коры головного мозга (в том числе, слуховая кора) не получает информацию извне, она начинает выполнять функции тех областей, которые рядом. Со временем она теряет возможность различать звуки, то есть слышать человек может, но различать звуки — нет.

Важно: критический возраст — 3 года. Если до этого возраста при выявлении нарушений слуха у ребенка родители не начинают слуховую реабилитацию, то научить его различать звуки и понимать речь в будущем будет почти невозможно.

Этапы развития слуха у детей до года

При рождении окружающая среда обрушивается на новорожденного множеством звуков. Это активизирует его слуховые функции. С этого момента слух будет во многом определять развитие мозга ребенка, стимулируя такие навыки и умения, как сидение, ползание и переворачивание.

Окончательно слух формируется у новорожденных к концу первого месяца жизни. Вы замечаете, что малыш как-будто прислушивается к вашей речи, замирает, если слышит знакомый звук, некоторые дети уже могут реагировать на собственное имя или какие-то наиболее часто повторяющиеся слова. Если громко хлопнет дверь или что-то упадет на пол, малютка вздрогнет.

В 3 месяца слуховой центр (и речевой тоже) уже достаточно «продвинут», чтобы новорожденный мог отзываться на голос мамы и «отвечать» ей лепетом. Однако не спешите что-то читать малышу — он еще не может сконцентрироваться на вашем чтении. Даже песенки еще не доступны его пониманию. Этот навык появится у него не раньше 5 месяцев, а то и полугода.

В 5-6 месяцев младенцы реагируют на имя, поворачивают головку в сторону источника шума, прислушиваются, что говорят взрослые. Некоторые звуки могут испугать их настолько, что они начнут плакать (например, повышенные тона родителей), а также малыши будут смеяться, если с ними играть.

От 6 месяцев до 1 года карапузы, у которых нет проблем со слуховыми функциями, уже реагируют на шумы разной интенсивности и громкости, легко локализуя их сбоку и снизу. Они слышат голосовые призывы взрослых и реагируют на них. Обратной связью при этом является то, что они сами начинают произносить все больше слов и сопровождать все это жестикуляцией.

Все вышеописанное является нормой в развитии слуха новорожденных. А каковы особенности детей с нарушением этой функции?

Особенности детей с нарушением слуха

Новорожденные с нарушением слуха из всего диапазона частот плохо воспринимают самые высокие звуки. Малыши с этой проблемой прекрасно могут слышать низкочастотный гул подъезжающего грузовика или среднечастотный звук радио, но не услышат трель птиц и шелест листьев. Родителям стоит обратить внимание на то, как новорожденный реагирует (и реагирует ли) на подобные высокие звуки.

Кстати, взрослые сами могут проверить, слышит ли их чадо высокие звуки. Для этой цели нужно насыпать немного манки в пластмассовую коробочку и погреметь ей у головы малыша. Если реакции на такую «погремушку» нет, то стоит показать новорожденного врачу.

Ребенок в наушниках
Дети с нарушением слуха не слышат высокие звуки — шёпот, шорохи и т.д. Пошумите у ушка крохи чем-нибудь, что издает шуршащий или шелестящий звук — отсутствие реакции укажет на наличие проблемы

К какому врачу обращаться?

К врачу-сурдологу. Дело в том, что в обычных поликлиниках ни у врача-отоларинголога, ни у семейного доктора, ни у педиатра нет таких условий и нет такого оборудования, с помощью которого можно проверить слуховые функции новорожденных. Специальные условия для проверки слуха есть в областных детских больницах и в некоторых роддомах. Надо обращаться в специализированные центры к сурдологу.

Проблемы со слухом

Проблема тугоухости раннего и более позднего возраста во все времена находилась под пристальным вниманием докторов. Примерно у 1-2% новорожденных еще в роддоме врачи выявляют снижение слуха. Хотя на первом году жизни такую патологию по определенным признакам могут заметить и родители.

Признаки, по которым можно выявить нарушение слуха у новорожденного:

  • До 4 месяцев ребенок не обращает внимания на громкие звуки.
  • К 4-6 месяцам не появляется гуление.
  • К 7-9 малыш не может локализовать звуки.
  • К 1-2 годам у него нет словарного запаса.
  • В более взрослом (школьном, подростковом) возрасте дети не реагируют на шёпотную и разговорную речь, которая обращена к ним со спины, не отзываются на свое имя, просят повторить одни и те же слова.

Всего специалисты выделяют 3 вида тугоухости у детей:

  • врожденную,
  • наследственную,
  • приобретенную.

У новорожденного важно выявить наследственную и врожденную тугоухость.

Наследственную тугоухость можно заподозрить, если проблема по снижению слуха есть у родителей либо у одного из них.

Врожденную тугоухость неонатологи проверяют у детей еще в роддоме. Выявляется отрицательный или положительный фактор риска. С отрицательным фактором риска малышей будут проверять более тщательно на специальной аппаратуре в более позднем возрасте.

Приобретенная тугоухость может возникнуть вследствие заболеваний уха, например, отита либо как осложнение после перенесенных инфекций — кори, свинки, краснухи и коклюша. Иногда ее провоцируют и серные пробки. Тем не менее врачи стараются выявлять таких детей и оказывать им квалифицированную помощь на ранних сроках заболевания. В этом им помогает специальная аппаратура.

Проверка слуха младенца
Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) — метод проверки слуха у новорожденных до года

Особенности проверки слуха детей до 1-го года

Чтобы проверить слуховые реакции малышей до года, используется отоакустическая эмиссия (ОАЭ). С помощью ОАЭ получают акустический ответ внутреннего уха, реагирующего на внешний сигнал-раздражитель.

Данная процедура занимает примерно 5-10 минут при условии, что ребенок спит или находится в состоянии покоя. В противном случае проверка может затянуться до 2-х часов. Такое исследование абсолютно безопасно и безболезненно. Специальный аппарат соединяется с компьютером, на экране которого видны все показатели для оценки состояния слуха.

Малышу вставляется наушник в ухо, и аппарат фиксирует, как улавливают звуковые волны уши ребенка. После чего на экран компьютера выводятся цифровые значения. Эти данные врач может распечатать и подклеить в карточку пациента для дальнейшего наблюдения за динамикой заболевания.

Ребенок с мамой
Малышам, у которых наблюдается проблема со слухом, нужно особое внимание и участие родителей. Задача последних — сделать все, чтобы ребенок получил квалифицированную помощь, и в то же время не почувствовал себя неполноценным членом общества

Внимание к ребенку

Участие и внимание родителей является самым важным действием в выявлении и лечении потери слуха. Когда появляется проблема, и выясняется, что новорожденный плохо воспринимает некоторые частоты, то следует незамедлительно идти к специалисту. И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов на то, что проблема решится одним из современных методов, которыми располагает медицина.

Новорожденные с нарушением слуха требуют особого внимания. Когда неутешительный диагноз поставлен, родители должны способствовать применению различных терапевтических методов лечения, а если потребуется, начать использование слухового аппарата. Главное, помочь крохе стать полноценным членом общества, который слышит, общается и живет полной жизнью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *