Настоящее имя ермак: Ермак Тимофеевич — Википедия – Кто такой Ермак? — История Сибири

Кто такой Ермак? — История Сибири

Ерма́к Тимофе́евич (1532/1534/1542 — 6 августа 1585, Сибирское ханство) — казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства.

Происхождение Ермака в точности не известно,  существует несколько версий.

«Родом неизвестный, душой знаменитый», он, по одному преданию, был родом с берегов реки Чусовой. Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока не забрали служить-казачить (Черепановская летопись).

Согласно другой версии, являлся уроженцем Качалинской станицы на Дону(Броневский).

Имя Ермака является разговорным вариантом русского имени Ермолай и звучит как его сокращение. Существует также мнение, что «Ермак» — просто прозвище, образованное от названия котла для приготовления пищи.

Фамилия Ермака не установлена, однако в те времена, да и гораздо позже многие русские именовались по отцу или по кличке. Его величали либо Ермаком Тимофеевым, либо Ермолаем Тимофеевичем Токмаком.

Вероятно, Ермак был сначала атаманом одной из типичных для того времени многочисленных и многонациональных по своему составу дружин волжских казаков, промышлявших на торговом пути по Волге грабежом и разбойными нападениями на русские купеческие караваны и на крымских и астраханских татар. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас песни и предания донских казаков о Ермаке.

Подтверждением вышеуказанного образа жизни, являются челобитные «старых» казаков, адресованных царю, а именно: соратник Ермака Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (вел вольную жизнь) с Ермаком в Диком поле, другой ветеран Гаврила Иванов писал, что был «на поле двадцать лет у Ермака в станице» и в станицах у других атаманов.

Ермак участвовал в Ливонской войне, командуя казачьей сотней. Под началом воеводы Дмитрия Хворостинина участвовал в 1581 году в успешном рейде на Литву, дойдя вниз по Днепру до Могилёва. В том же году помогал разблокировать осаждённый Псков, а также участвовал в победе Хворостинина над шведами в битве под Лялицами.

В 1581 году дружина казаков (

больше 540 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, была приглашена уральскими купцами Строгановыми для защиты от рег

Ермак Тимофеевич — биография, фото, завоевание Сибири, личная жизнь, причина смерти

Биография

Ермак Тимофеевич – знаменитый русский завоеватель и землепроходец. О происхождении воина сложено немало легенд, а над разгадкой биографии покорителя Сибири бился не один историк. Одни уверяют, что Ермак был донским казаком, другие считают его уральцем. Благодаря Ермаку России принадлежат земли, раньше считавшиеся Сибирским ханством.

Детство и юность

Исследователи выделяют несколько расхожих версий о том, где родился и вырос Ермак. В те времена не было принято оставлять записи о появлении на свет детей, поэтому ничего выдающегося о годах юности завоевателя не известно.

Портрет Ермака Тимофеевича
Портрет Ермака Тимофеевича

По легенде, его дед был жителем Суздаля и посадским человеком. Отец Тимофей от нищеты бежал на землю, принадлежавшую купцам Строгановым. Родитель атамана осел неподалеку от реки Чусовой, женился и воспитывал двух сыновей. По некоторым данным, детей звали Родион и Василий. Ученые предполагают, что последний и стал Ермаком.

Он плавал на плоскодонном судне по Каме и Волге под началом Строгановых. Затем решил заняться разбоем, после чего стал атаманом и получил имя Ермак. В словаре Даля это слово расшифровывается как мельничный жернов, и ассоциативный ряд становится логичным. Могучего воина вполне могли звать Ермаком. Было у известного полководца и прозвище, придуманное соратниками – Поволский.

Ермак Тимофеевич
Ермак Тимофеевич

Интересный факт: своеобразный псевдоним мужчины означал «человек с Волги». «Сибирская летопись» 1907 года открыла фамилию, которую носил Ермак – Аленин. Таким образом, настоящее имя землепроходца звучит как Василий Тимофеевич Аленин.

В воспоминаниях некоторых казаков, утверждавших, что были соратниками Ермака, говорится: он вместе с авторами комментариев служил в волжских станицах. Около 1565 года мужчина уже имел уважаемый статус, репутацию и жил в Поволжье. Предводитель оказался участником Ливонской войны в статусе казачьего сотника. Ермак продемонстрировал отвагу и удаль при атаке Могилевской крепости, а затем противостоял шведам и освобождал Псков.

Военная служба и завоевания

В течение 20 лет Ермак нес службу, охраняя южные границы России. В 1581 году Строгановы пригласили его обратно в Сибирь, так как собирали надежную охрану от сибирского хана Кучума, разорявшего территории. До появления врага Сибирское ханство состояло в теплых отношениях с Москвой и передавало дань в виде пушнины. С приходом нового хана прекратились выплаты, а Строгановых стали вытеснять с Западного Урала. Купцы начали готовить поход против соперника.

Ермак Тимофеевич на конеЕрмак Тимофеевич на коне

Собрались около 500 человек, готовых вступиться за земли. Их число постепенно выросло до 1600. Воины, вошедшие в дружину Ермака, собрали большие лодки, струги, на которых вместе с припасами и оружием перебирались в стан врага. Ермак подготовил войско, захватив с собой пищали, ружья и аркебузы. После использования орудий начинался рукопашный бой и битва на саблях, топорах, кинжалах и луках.

Несмотря на предусмотрительность атамана, противостоять 10-тысячной армии Кучума было непросто. Народ, живший в Сибирском ханстве, ненавидел самовольно назначенного главу и просил казаков об освобождении, но из боязни наказания вступал в ряды воинов. Это делало бойцов Кучума ненадежными. Дружина Ермака перешла Уральский хребет, поднималась по Чусовой к разветвлению Камы и Оби и пошла на разведку.

Ермак Тимофеевич - завоеватель СибириЕрмак Тимофеевич — завоеватель Сибири

Отражая нападения татар у Тагила и в устье Тобола, воевода постепенно продвигался к Иртышу. Разбив главное войско хана, воин прогнал соперника в Ишим. Осенью 1582 года Ермак вступил в город, носивший название Сибирь. Спустя несколько дней к нему потянулась вереница хантов и манси, приносивших дары.

Взамен на налог и российское подданство просители получали обещание о защите. В декабре того же года Ермаку удалось отразить новый удар татарского войска. Он упорно шел к поставленной цели, завоевывая новые земли. Иван Грозный наградил отряд отважного защитника за стойкость, преподнеся в подарок награду материального характера и доспехи. Татары не сдавались и один за другим убивали атаманов, но судьба была благосклонна к Ермаку. От плена воеводу отделяла случайность.

Покорение Сибири Ермаком ТимофеевичемПокорение Сибири Ермаком Тимофеевичем

В 1585 году Кучум вновь собрался с силами и готовился напасть на немногочисленное войско Ермака. Хан распустил слухи о том, что подмога от бухарцев не дойдет до Ермака. Предводитель небольшого отряда из 150 человек с трудом пережил зиму в Сибири, оставшись без провианта. Внезапным стало нападение, предпринятое Кучумом у реки Волай. Борясь за освобождение сибирских земель, Ермак погиб, утонув. Но его дело продолжили последователи, выгнавшие противника с этих территорий.

Личная жизнь

Ермак Тимофеевич полностью посвятил свою жизнь ратному делу. Исторические источники умалчивают о его личной жизни и не предоставляют конкретной информации об увлечениях воеводы.

Портрет Ермака ТимофеевичаПортрет Ермака Тимофеевича

Легко предположить, в чем могли заключаться простые удовольствия, которые были доступны казаку. Но фактов о наличии жены и детей, близких людей, которые могли бы оставить ценные сведения о биографии этого исторического деятеля, не имеется.

Смерть

Пытаясь спасти отряд с провиантом от нападения Кучума, Ермак взял 50 казаков и отправился на помощь бухарцам. Свою гибель атаман встретил в сражении с ханом в том месте, где сливаются реки Вагай и Иртыш. Дозорные отсутствовали на своем месте из-за сильной усталости после сражения и были невнимательны, поэтому приближение врага никто не заметил. Состоялась кровавая резня, выбраться из которой удалось Ермаку и его сослуживцу.

Смерть Ермака ТимофеевичаСмерть Ермака Тимофеевича

Получив ранение в схватке, Ермак пытался спасти свою жизнь, переплыв реку. В бою воин носил кольчугу, подаренную царем. Эти доспехи и потянули его на дно. Причиной смерти стала неспособность выбраться из воды с тяжелой ношей. По легенде, татары нашли тело воеводы и глумились над ним.

Другая версия описывает отсутствие поисков усопшего. Последнее пристанище Ермак нашел на Баишевском кладбище. Существует версия и о могиле в Башкортостане. Кучум вновь стал правителем Сибири, но казаки не думали отступать и вернулись через год с новыми силами.

В 1915 году кольчугу, подаренную Ермаку царем, обнаружили неподалеку от города Кашлык.

Память

Биография Ермака Тимофеевича была связана с военной деятельностью, его вклад в развитие России сложно переоценить. Благодаря походам воевода открыл Западную Сибирь. Северная часть этой местности была известна ранее как Югра, но из-за отдаленности и сложных климатических условий исследовать ее было практически невозможно. Путь к этим землям лежал через Средний Урал.

Ермаку удалось найти волоки, чтобы переместить суда по переправам и преодолеть горные хребты. География российского государства значительно расширилась благодаря походам предводителя отряда. Он исследовал Иртыш и Обь. Пройдя Западно-Сибирскую равнину, Ермак с соратниками обнаружили Белогорский материк.

Ермак Тимофеевич на Памятнике «1000-летие России» в Великом НовгородеЕрмак Тимофеевич на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Несмотря на то, что самостоятельно воину не удалось одержать победу над Кучумом, Ермак сделал все возможное для освобождения Сибирского ханства. С его помощью основаны Сургут, Тобольск и Тюмень, а также первый заполярный город России под названием Мангазея. Имя Ермака Тимофеевича носят река, населенные пункты, а также ледокол Северного флота.

Его противостояние хану Кучуму описывают книги разных лет, включающие в себя достоверные и проверенные факты, а также многочисленные легенды, которыми овеяна жизнь полководца. В память о сибирском землепроходце снято несколько картин. В 1996 году прошла премьера мини-сериала «Ермак», главную роль в котором сыграл Виктор Степанов. Любопытно, что съемки фильма стартовали еще в 1986-м, в эпоху СССР, и длились 10 лет.

Аленин (Ермак), Василий Тимофеевич — Letopisi.ru

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Военный деятель-Василий Аленин(Ермак)

полное имя

  • Василий Тимофеевич Аленин.Историкам известны семь имён Ермака: Ермак. Ермак, Ермолай, Герман, Ермил, Василий, Тимофей и Еремей.»Ермак» нельзя отнести ни к первой. ни ко второй категории прозвищ. Некоторые исследователи пытались расшифровать его имя как видоизмененное Ермолай, Ермила и даже Гермоген. Но, во-первых, христианское имя никогда не переиначивалось. Могли применять различные его формы: Ермилка, Ерошка, Еропка, но никак не Ермак. Во вторых, имя его известно — Василий, а отчество — Тимофеевич. Хотя, строго говоря, в те времена имя человека в соединении с именем отца должно было произноситься как Василий Тимофеев сын. Тимофеевичем (с «ич») могли звать лишь человека княжеского рода, боярина. Известно и прозвище его — Поволский, то есть человек с Волги. Но мало того, известна и фамилия его! В «Сибирской летописи», изданной в Петербурге в 1907 году, приводится фамилия деда Василия — Аленин: звали его Афанасий Григорьев сын.

Если все это собрать вместе, то получится: Василий Тимофеев сын Аленин Ермак Поволский. Впечатляет!

период жизни

место рождения

  • Происхождение Ермака неизвестно. По одним данным, Ермак (настоящее имя Василий Аленин) родился в Вологодской земле, по другим — в Двинской. Его, например, считают своим в поморском селе Борок, что стоит на Двине девятое столетие. Утверждают и то, что легендарный воитель – выходец из коми-зырян. На честь быть родиной героя претендуют и суздальцы, и донские казаки, и даже… евреи. Недавно родилась версия, что будто бы Ермак – сын их соплеменника из Керчи Тимоти Коломбо и приходится внучатым племянником Христофору Колумбу. Исповедание ему, правда, приписывается католическое. Вот она, слава! Но смех смехом, а для того чтобы уж точно не ошибиться, скажем, что Отечеством Ермака является Русская земля.

место смерти

  • Сибирь.Три года длилась первая сибирская экспедиция. Голод и лишения, суровые морозы, бои и потери — ничто не могло остановить вольных казаков, сломить их волю к победе. Три года дружина Ермака не знала поражений от многочисленных неприятелей. В последней ночной стычке поредевший отряд отступил, понеся небольшие потери. Но он лишился испытанного вождя. Без него экспедиция продолжаться не могла.

прозвище

Само же имя Ермак (или кличка-прозвище) неоднократно встречается в летописях и документах. Так, в Сибирском летописном своде записано, что при закладке Красноярского острога в 1628 году участвовали атаманы тобольские Иван Федоров сын Астраханев и Ермак Остафьев. Возможно, что «ермаками» прозывались весьма многие казачьи атаманы, но лишь один из них стал национальным героем, прославив свое прозвище «взятием Сибири». В нашем случае самое интересное то, что имя Василий заменено прозвищем Ермак, а фамилия Аленин и вовсе редко употреблялась. Так и остался он в памяти народной как Ермак Тимофеевич — атаман казацкий.

принадлежность

  • Сын владимирского извозчика, по некоторым данным, начал воевать с крымской ордой в 1571 году под Москвой. Известно он нём не слишком много. До прихода в Сибирь Ермак во главе казачьей дружины воевал в Литве. После участия в Ливонской войне якобы принял приглашение Строгановых идти в их Чусовские городки для защиты от набегов сибирских татар.

Ермак Тимофеевич был неоднозначным человеком. Достаточно вспомнить, что ещё до того, как принял приглашение семьи Строгановых двинуться со своей дружиной в Сибирь, он был приговорён царём к четвертованию за нападение на царские караваны.


Первое достоверное свидетельство о его жизни до покорения Сибири мы находим в польском «Дневнике Стефана Батория». В нем приведен полный текст письма к королю Стефану пана Стравинского из Могилева. Речь идет о том, что поляки были атакованы царскими воеводами и казацкими предводителями, среди которых был и «Ермак Тимофеевич, отоман…».

годы службы

звание

  • казачий атаман

сражения

  • ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА.До прихода в Сибирь Ермак во главе казачьей дружины воевал в Литве. После участия в Ливонской войне якобы принял приглашение Строгановых идти в их Чусовские городки для защиты от набегов сибирских татар.
  • ПОХОД В СИБИРЬ.Первую серьезную попытку задержать русское войско хан Кучум предпринял близ устья реки Туры. Сюда пришли главные силы сибирского войска. Эта попытка была обречена на неудачу. Казаки, отстреливаясь из пищалей, миновали засаду и вошли в реку Тобол. Но и дальше, вниз по Тоболу, плыть было довольно тяжело. Казакам то и дело приходилось высаживаться на берег, дабы отпугнуть противника. В этом очень важна была та тактика, которой пользовался Ермак. Дело в том, что Ермак вел боевые действия, четко следуя определенному плану. Чаще всего при сражении Ермак атаковал в два “захода” . Сначала в бой вступали пищали, при ударах которых очень большое количество воинов противника гибло, затем шло молниеносное наступление пехоты, отчаянно навязывая противнику рукопашный бой. Татары не любили рукопашного боя и страшно его боялись.

После ведения порою довольно затяжных битв Ермак неожиданным ударом взял Карачин. Укрепленный городок всего в шестидесяти километрах от Искера. Отбить город попытался сам Кучум, но ему пришлось отступить и вернуться в столицу. Затем воины Ермака захватили другой укрепленный городок, прикрывавший сибирскую столицу, — Атик. Время сражения, которому было суждено решить судьбу Сибирского ханства приближалось. Силы Кучума были еще весьма значительными, город хорошо укреплен…


Первый приступ казаков не удался. Штурм повторился и снова за окопы прорваться не удалось. Именно после этого Маметкул, оборонявший Чувашский мыс, и совершил крупную военную ошибку. Ободренный неудачами русских приступов и малочисленностью дружины Ермака, он решился на большую вылазку. Татары сами разобрали в трех местах засеки и вывели свою конницу в поле. Казаки заняли круговую оборону, встали плотными рядами. Стрельба из пищалей велась непрерывно: пищальники укрывались внутри каре, перезаряжали оружие и снова выходили в первые ряды, чтобы встретить залпом атакующую конницу. Татары понесли крупные потери, но прорвать плотные слой казаков так и не сумели. В бою был ранен предводитель татарской конницы Маметкул.

Неудача в полевом сражении у Чувашского мыса оказалась гибельной для хана Кучума. Насильно собранное ханское войско начало разбегаться. Вогульские и остяцкие отряды, составлявшие немалую часть его, также обратились в бегство. Отборная ханская конница погибла в бесплодных атаках.

Ночью хан Кучум покинул свою столицу, и 26 октября 1582 года Ермак с дружиной вошел в столицу Сибирского ханства.

В этих сложных условиях Ермак проявил себя не только дальновидным военачальником, но и дипломатом, политическим деятелем. Удержаться в крепости, удаленной от России на тысячи километров, можно было только при поддержке местного населения, и Ермак сразу же постарался установить дружеские связи с вогульскими и остяцкими “князьями” . Ненависть жителей Западной Сибири к хану Кучуму способствовала этому.

Разгром большого татарского войска Ермак использовал для того, чтобы поставить под свою власть соседние земли. Он разослал в разные стороны казацкие отряды, которые “очищали” земли от остатков орды. Русские потери в этих походах оказались минимальными.

Летом 1583 года казацкие войска на судах двинулись по Иртышу, подчиняя местных князьков…

Кем на самом деле по происхождению был Ермак — Рамблер/новости

Личность Ермака уже давно обросла легендами. Порой не ясно, историческая ли это фигура или мифологическая. Мы достоверно не знаем, откуда он родом, кто по происхождению и зачем отправился покорять Сибирь?

Атаман неизвестных кровей

«Родом неизвестный, душой знаменитый» Ермак по-прежнему таит для исследователей много загадок, хотя версий его происхождения хоть отбавляй. Только в Архангельской области родиной Ермака себя называют как минимум три деревни. Согласно одной из гипотез, покоритель Сибири — уроженец донской станицы Качалинской, другая находит его родину в Перми, третья — в Бирке, расположенной на Северной Двине. Последнюю подтверждают строки Сольвычегодского летописца: «На Волге казаки, Ермак атаман, родом з Двины з Борку разбили государеву казну, оружие и порох и с тем поднялись на Чусовую». Существует мнение, что Ермак родом с вотчин промышленников Строгановых, ушедший впоследствии «полевать» (вести вольную жизнь) на Волгу и Дон и вступивший в казачество. Однако последнее время все чаще слышаться версии о благородном тюркском происхождении Ермака. Если обратиться к словарю Даля, то мы увидим, что слово «ермак» имеет тюркские корни и означает «малый жернов для ручных крестьянских мельниц». [С-BLOCK]

Некоторые исследователи предполагают, что Ермак — это разговорный вариант русского имени Ермолай или Ермила. Но большинство уверены, что это не имя, а прозвище данное герою казаками, и происходит оно от слова «армак» — большой котел, используемый в казачьем быту.

Слово Ермак, употребляемое как кличка, нередко встречается в летописных источниках и документах. Так, в Сибирском летописном своде можно прочесть, что при закладке Красноярского острога в 1628 году участвовали атаманы тобольские Иван Федоров сын Астраханев и Ермак Остафьев. Не исключено, что Ермаками моли называть многих казацких атаманов. Была ли у Ермака фамилия, достоверно не известно. Однако встречаются такие варианты его полного имени, как Ермак Тимофеев, либо Ермолай Тимофеевич. Иркутский историк Андрей Сутормин утверждал, что в одной из летописей он встретил настоящее полное имя покорителя Сибири: Василий Тимофеевич Аленин. Эта версия нашла место в сказке Павла Бажова «Ермаковы лебеди».

Разбойник с Волги

В 1581 году польский король Стефан Баторий осадил Псков, в ответ русские войска направились в Шклов и Могилев, готовя контрудар. Комендант Могилева Стравинский доложил королю о подходе русских полков и даже перечислили имена воевод, среди которых оказался «Ермак Тимофеевич — атаман казацкий».

По другим источникам известно, что осенью того же года Ермак был в числе участников снятия осады Пскова, в феврале 1582 года он отметился в битве под Лялицами, в котором войско Дмитрия Хворостина остановило продвижение шведов. Историки также установили, что в 1572 году Ермак был в отряде атамана Михаила Черкашенина, участвовавшего в знаменитой битве при Молодях.

Благодаря картографу Семену Ремезову мы имеем представление о внешности Ермака. Как заявляет Ремезов, его отец был знаком с некоторыми выжившими участниками похода Ермака, которые и описали ему атамана: «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, ростом середней, и плоск, и плечист». [С-BLOCK]

В трудах многих исследователей Ермак называется атаманом одной из дружин волжских казаков, промышлявших на караванных путях грабежом и разбоем. Доказательством этого могут служить челобитные «старых» казаков, адресованные царю. К примеру, соратник Ермака Гаврила Ильин писал, что он двадцать лет «полевал» с Ермаком в Диком поле.

Русский этнограф Иосаф Железнов, ссылаясь на уральские предания, утверждает, что атаман Ермак Тимофеевич считался у казаков «полезным колдуном» и «имел в послушании у себя малую толику шишигов (чертей). Где рати не доставало, там он и выставлял их».

Однако Железнов здесь скорее использует фольклорный штамп, согласно которому подвиги героических личностей зачастую объяснялись магией. К примеру, современник Ермака казацкий атаман Миша Черкашенин, согласно легенде, был заговорен от пуль и сам умел заговаривать пушки.

В самоволку в Сибирь

В свой знаменитый сибирский поход Ермак Тимофеевич скорее всего отправился после января 1582 года, когда был заключен мир между Московским государством и Речью Посполитой, так считает историк Руслан Скрынников. Сложнее ответить на вопрос, какие интересы двигали казачьим атаманом, направившимся в неисследованные и опасные районы Зауралья.

В многочисленных работах о Ермаке фигурируют три версии: приказ Ивана Грозного, инициатива Строгановых или своеволие самих казаков. Первая версия очевидно должна отпасть, так как русский царь, узнав о походе Ермака, отправил Строгановым наказ незамедлительно вернуть казаков для обороны рубежных поселений, на которые в последнее время участились нападения отрядов хана Кучума. [С-BLOCK] Строгановская летопись, на которую опираются историки Николай Карамзин и Сергей Соловьев, говорит о том, что идея организовать экспедицию за Урал принадлежит непосредственно Строгановым. Именно купцы позвали волжских казаков на Чусовую и снарядили их в поход, присоединив к отряду Ермака, состоявшему из 540 человек, еще 300 ратных людей.

Согласно Есиповской и Ремизовской летописям инициатива похода исходила от самого Ермака, а Строгановы сделались лишь невольными соучастниками этой затеи. Летописец повествует, что казаки изрядно пограбили продовольственные и ружейные запасы Строгановых, а когда хозяева попытались воспротивиться учиненному произволу, то им пригрозили «живота лишить».

Жажда мести

Однако и самовольный поход Ермака в Сибирь некоторыми исследователями ставится под сомнение. Если казаками двигала идея обильной наживы, то они, следуя логике, должны были отправиться по хоженой дороге через Урал в Югру — северные земли Приобья, которые уже довольно долго были московскими вотчинами. Здесь и пушнины было много, и местные ханы сговорчивее. Искать новые пути в Сибирь — значит идти на верную смерть.

Писатель Вячеслав Софронов, автор книги о Ермаке, отмечает, что на подмогу казачеству в Сибирь власти посылают помощь в лице князя Семена Болховского вместе с двумя военачальниками — ханом Киреевым и Иваном Глуховым. «Все трое — нечета безродному казацкому атаману!», — пишет Софронов. При этом со слов писателя, Болховский переходит в подчинение Ермаку. [С-BLOCK]

Вывод Софронов делает такой: Ермак — человек родовитого происхождения, он вполне мог быть потомком князей сибирской земли, которых затем истребил явившийся из Бухары хан Кучум. Для Сафронова становится понятным поведение Ермака, не как завоевателя, а как хозяина Сибири. Именно желанием мести Кучуму он объясняет смысл этого похода.

Истории о покорителе Сибири рассказывают не только русские летописи, но и тюркские легенды. По одной их них Ермак происходил из Ногайской Орды и занимал там высокое положение, но все же не равное статусу княжны, в которую он был влюблен. Родственники девушки, узнав об их любовной связи, вынудили Ермака бежать на Волгу.

Еще одна версия, опубликованная в журнале «Наука и религия» в 1996 году (правда, ни чем не подтвержденная), сообщает, что Ермака в действительности звали Ер-Мар Темучин, как и сибирский хан Кучум он принадлежал к роду Чингизидов. Поход в Сибирь — это было не что иное, как попытка отвоевать престол.

ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ — казачий атаман, предводитель похода начала 1580-х годах в Сибирь, положившего начало присоединению Сибирского ханства к Русскому государству.

Час­то Ермак Тимофеевич ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с В.Т. Але­ни­ным, уро­жен­цем вот­чин име­ни­тых куп­цов Стро­га­но­вых на реке Чу­со­вая. Бо­лее ос­но­ва­тель­ны вер­сии о том, что он ро­дил­ся близ города Тоть­ма или в селе Бо­рок на реке Се­вер­ная Дви­на. Су­ще­ст­ву­ет так­же вер­сия о его про­ис­хо­ж­де­нии из ста­ни­цы Ка­ча­лин­ской на До­ну. Од­на­ко вви­ду ед­ва ли не по­все­ме­ст­но­го рас­про­стра­не­ния име­ни «Ер­мак» (ко­то­рое нель­зя счи­тать про­зви­щем) точ­но ус­та­но­вить его про­ис­хо­ж­де­ние не уда­ёт­ся. Ино­гда за на­стоя­щее имя Ермака Тимофеевича ис­сле­до­ва­те­ли при­ни­ма­ют дру­гое (Ер­мо­лай, Ер­мил, Ере­мей, Гер­ман, Ти­мо­фей; ка­за­ки про­зва­ли его Ток­мак). Ермака Тимофеевича име­но­ва­ли так­же «По­вол­ским», ско­рее все­го по­то­му, что он воз­глав­лял от­ряд волж­ских ка­за­ков (не ис­клю­че­но, что в Са­мар­ской Лу­ке). В од­ной из позд­них ле­то­пи­сей со­хра­ни­лось опи­са­ние Ермака Тимофеевича — «рос­лый, и вид­ный, и вся­кой муд­ро­сти пре­ис­пол­нен, ши­ро­ко­лиц», с чёр­ны­ми во­ло­са­ми и бо­ро­дой, су­ту­ло­ват и пле­чист. Ка­за­чий от­ряд Ермака Тимофеевича дли­тель­ное вре­мя дей­ст­во­вал про­тив та­тар в По­вол­жье. В 1580 году и 1581 году Ермак Тимофеевич, ви­ди­мо, от­би­вал та­бу­ны ло­ша­дей у но­гай­цев на Вол­ге; по не­ко­то­рым све­де­ни­ям, он за­ни­мал­ся гра­бе­жом цар­ских су­дов, ино­зем­ных по­слов и ку­пе­че­ских ка­ра­ва­нов. Мне­ние об уча­стии Ермака Тимофеевича в по­след­них кам­па­ни­ях Ли­вон­ской вой­ны 1558-1583 годов ма­ло­убе­ди­тель­но: ско­рее все­го, в 1581 году с поль­ско-ли­товскими вой­ска­ми не­по­да­лё­ку от Мо­ги­лё­ва сра­жал­ся дру­гой ата­ман с та­ким же име­нем.

В начале 1580-х годов Стро­га­но­вы, по всей ви­ди­мо­сти, дав­но знав­шие Ермака Тимофеевича, при­гла­си­ли его от­ряд для обо­ро­ны го­род­ков Перм­ско­го края от на­бе­гов та­тар и во­гу­лов. В кон­це ав­гу­ста — на­ча­ле сен­тяб­ря 1582 года вверх по ре­кам Чу­со­вая и Се­реб­рян­ка от­ряд Ермака Тимофеевича на­чал по­ход в Си­бирь. Воз­мож­но, это бы­ло сде­ла­но по за­да­нию Стро­га­но­вых, но не ис­клю­че­но, что по­ход стал соб­ст­вен­ной ини­циа­ти­вой ка­за­ков. От­ряд во­ло­ком пре­одо­лел Урал, про­шёл по ре­кам Ба­ран­ча и Та­гил, а за­тем вниз по Ту­ре и То­бо­лу. Ка­за­чья «дру­жи­на» на­счи­ты­ва­ла 540 человек (с ни­ми так­же шли 300 ли­тов­цев и нем­цев — во­ен­но­плен­ных, слу­жив­ших у Стро­га­но­вых), рас­по­ла­га­ла, в от­ли­чие от про­тив­ни­ка, ог­не­стрель­ным ору­жи­ем (пе­ре­во­зи­лось в основном на ма­нев­рен­ных греб­ных су­дах, поч­ти не­до­ся­гае­мых для татарской кон­ни­цы). Ею пред­во­ди­тель­ст­во­ва­ли, кро­ме Ермака Тимофеевича, так­же ата­ма­ны Иван Коль­цо (Коль­цов), Иван Гро­за, Ни­ки­та Пан, Мат­вей Ме­ще­ряк, Яков Ми­хай­лов, под­чи­няв­шие­ся Ермаку Тимофеевичу. От­ряд Ермака Тимофеевича раз­гро­мил си­лы си­бир­ско­го ха­на Ку­чу­ма в уро­чи­ще Ба­ба­сан и у Ка­ра­уль­но­го Яра, ов­ла­дел улу­са­ми мурз Ка­ра­чи и Ати­ка, а 23 октября (2 ноября) 1582 года в ре­шаю­щем сра­же­нии под Чу­ва­ше­вом в устье реки То­бол, где та­та­ры уст­рои­ли за­се­ку, на­нёс по­ра­же­ние вой­ску Ма­мет­ку­ла (Му­хам­ме­да Ку­ли), пле­мян­ни­ка Ку­чу­ма. 26 октября (5 ноября) всту­пил в хан­скую став­ку Ис­кер (Каш­лык), по­ки­ну­тую Ку­чу­мом и жи­те­ля­ми. В начале де­каб­ря 1582 года, по­сле убий­ст­ва та­та­ра­ми не­сколь­ких ка­за­ков на Аба­ла­ке, Ермак Тимофеевич вновь раз­бил Ма­мет­ку­ла, ко­то­рый вско­ре был взят в плен на реке Ва­гай не­боль­шим от­ря­дом, по­слан­ным ата­ма­ном, и от­прав­лен в Мо­ск­ву. Ут­вер­див­шись в Каш­лы­ке, Ермак Тимофеевич стал при­во­дить к при­ся­ге на вер­ность ца­рю Ива­ну IV Ва­силь­е­ви­чу Гроз­но­му на­се­ле­ние Си­би­ри и взи­мать с не­го дань (ясак) в поль­зу русского го­су­да­ря, к ко­то­ро­му от­пра­вил ка­за­ков с от­пис­кой о за­вое­ва­нии Си­бир­ско­го хан­ст­ва. Пре­да­ния о том, что царь на­гра­дил ата­ма­на дву­мя пан­ци­ря­ми, шу­бой и по­зо­ло­чен­ным куб­ком, при­ка­зал име­но­вать Ермака Тимофеевича си­бир­ским кня­зем, не­дос­то­вер­ны. Ве­ро­ят­но, Ермак Тимофеевич и его спод­виж­ни­ки бы­ли по­жа­ло­ва­ны день­га­ми и сук­на­ми. От­ряд чис­лен­но­стью 300 человек под на­ча­лом князя С.Д. Бол­хов­ско­го, при­слан­ный на по­мощь Ермаку Тимофеевичу для удер­жа­ния за­воё­ван­ных тер­ри­то­рий, поч­ти це­ли­ком по­гиб от го­ло­да в Каш­лы­ке. В 1583 году, во вре­мя по­хо­да по Ир­ты­шу и Оби до На­зим­ско­го го­род­ка, Ермак Тимофеевич под­чи­нил об­шир­ную тер­ри­то­рию, об­ло­жив её яса­ком. По при­го­во­ру Ермака Тимофеевича и его «дру­жи­ны» («то­вар­ст­ва») от­ряд Ива­на Коль­ца (40 человек) был от­прав­лен на по­мощь от­ко­че­вав­ше­му от Ку­чу­ма Ка­ра­че, ко­то­рый ве­ро­лом­но унич­то­жил его и за­тем оса­дил Каш­лык. Ермак Тимофеевич и его со­рат­ни­ки от­стоя­ли го­род, а в хо­де вы­ла­зок ка­за­ков та­та­ры по­нес­ли круп­ные по­те­ри. В 1585 году Ермак Тимофеевич, стре­мив­ший­ся на­ла­дить ус­той­чи­вые тор­го­вые свя­зи с го­су­дар­ст­ва­ми Средней Азии, во гла­ве от­ря­да ка­за­ков дви­нул­ся по Ир­ты­шу на­встре­чу бу­хар­ским куп­цам, ко­то­рых хан Ку­чум не про­пус­кал к Каш­лы­ку. Не встре­тив их, Ермак Тимофеевич от Ат­ба­ша по­вер­нул об­рат­но и за­но­че­вал близ устья реки Ва­гай (по другим дан­ным, в Ва­гай­ской из­лу­чи­не Ир­ты­ша; воз­мож­но, на ост­ро­ве). Но­чью та­та­ры вне­зап­но на­па­ли на спав­ших ка­за­ков, ко­то­рые не вы­ста­ви­ли стра­жи, часть их пе­ре­би­ли, а часть об­ра­ти­ли в бег­ст­во. Сам Ермак Тимофеевич из-за тя­жё­лых дос­пе­хов не смог до­б­рать­ся до от­плы­ваю­ще­го стру­га и уто­нул (не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что он был убит кем-то из та­тар — при­бли­жён­ных ха­на). Уз­нав о ги­бе­ли сво­его пред­во­ди­те­ля, его от­ряд (90 человек) под на­ча­лом го­ло­вы И. Глу­хо­го че­рез Ураль­ские го­ры вер­нул­ся в Перм­ский край. Те­ло Ермака Тимофеевича, най­ден­ное че­рез не­де­лю по­сле его ги­бе­ли, та­та­ры и ос­тя­ки по­хо­ро­ни­ли под со­сной на Баи­шев­ском клад­би­ще у Епан­чин­ских юрт.

Ме­сто по­гре­бе­ния и дос­пе­хи «слав­но­го и ра­то­бор­но­го» ата­ма­на ста­ли пред­ме­том по­кло­не­ния ме­ст­ных жи­те­лей, а сам Ермак Тимофеевич — ге­ро­ем мно­го­численных уст­ных пре­да­ний и ле­то­пис­ных рас­ска­зов (например, в со­ста­ве Еси­пов­ской, Стро­га­нов­ской, Кун­гур­ской, Ре­ме­зов­ской, Че­ре­па­нов­ской ле­то­пи­сей). По­ход Ермака Тимофеевича сы­грал важ­ную роль в рас­про­стра­не­нии пра­во­сла­вия в Си­би­ри. С 1622 года Ермак Тимофеевич и его по­гиб­ших со­рат­ни­ков еже­год­но по­ми­на­ли в то­боль­ском Со­фий­ском со­бо­ре в не­де­лю тор­же­ст­ва пра­во­сла­вия как му­че­ни­ков за ве­ру, ут­вер­див­ших хри­сти­ан­ст­во в Си­би­ри.

Кто же ты, Ермак Аленин?

В вопросе о личности Ермака ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Чаще всего его называют выходцем с вотчин промышленников Строгановых, ушедшим затем «полевать» на Волгу и Дон и ставшим казаком. Другое мнение: Ермак — благородного происхождения, тюркских кровей…

Кто же ты, Ермак Аленин?

Кто же ты, Ермак Аленин?

Ермак Тимофеевич. Литография А.Г. Венецианова по оригиналу неизвестного художника. 1818 г.

Слово «казак» или, как писали в старину, «козак» — тюркского происхождения. В основе его лежит корень «каза», имеющий двоякий смысл:

напасть, гибель, урон, утрата, лишение чего-либо;

беда, бедствие, несчастье, злоключение, стихийное бедствие.

Казаками у тюркских народов называли людей, отставших от Орды, обособившихся, ведущих свое хозяйство отдельно. Но постепенно так стали звать и опасных людей, промышлявших разбоем, грабивших соплеменников. Тот факт, что понятие «казачество» зародилось у тюркских народов, может быть подтвержден материалами источников.

В 1538 году московские власти отмечали, что «на поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а и с наших украин казаки, с ними смешавшись, ходят». Заметьте, «с ними смешавшись ходят». Следовательно, национальность для казаков большой роли не играла, главное — образ жизни.

Иван Грозный решил привлечь степную вольницу на свою сторону. В 1571 году он отправил гонцов к донским атаманам, пригласил их на воинскую службу и признал казачество как военную и политическую силу.

В 1579 году польский король Стефан Баторий повел на русскую землю сорокатысячное войско. Иван IV торопливо собрал ополчение, куда вошли и казачьи соединения. В 1581 году Баторий осадил Псков. Русские войска пошли на Шклов и Могилев, готовя контрудар. Комендант Могилева Стравинский спешно сообщил королю о подходе к городу русских полков. Он очень подробно перечислил имена русских воевод. В самом конце перечня значатся: «Василий Янов — воевода казаков донских и Ермак Тимофеевич — атаман казацкий». Шел июнь 1581 года.

В то время атаман Ермак состоял на государевой службе и был хорошо известен противнику.

Тогда же подняли головы и правители Большой Ногайской Орды, кочевавшие за Волгой. Они хоть и признавали себя подданными московского царя, но были не прочь поживиться и похозяйничать на русской земле, когда основные воинские силы сосредоточены на северо-западных границах. Назревал большой набег…

Ивану IV вовремя донесли об этом. В Ногайскую Орду направился посол В. Пепелицын с богатыми дарами для задабривания правящих ханов. Одновременно царь обратился к волжским казакам, чтобы они готовились к отражению набега. У тех с ногайцами были давние счеты. Многие казаки, взятые в плен, попали на невольничьи рынки, а то и просто были замучены. Когда в августе 1581 года на реке Самаре появился Пепелицын, возвращавшийся из Орды с ногайским послом и 300 всадниками, казаки кинулись на них, не желая знать, для чего те пожаловали на русскую землю. Ногайцы были изрублены, несмотря на присутствие царского посла, и лишь 25 человек прискакали в Москву и пожаловались Ивану Васильевичу, что казаки порубили их товарищей. Перечислялись имена волжских атаманов: Иван Кольцо, Богдан Барбоша, Савва Болдырь, Никита Пан.

Не желая обострять отношений с Ногайской Ордой, Грозный повелел хватать казаков и казнить их на месте. Но на самом деле то был лишь тонкий дипломатический ход.

Не останавливаясь на описании дальнейших событий, укажем лишь, что имена самого Ермака и его атаманов, участвовавших позже в сибирском походе, были довольно хорошо известны современникам. Кроме названных выше, в различных сибирских летописях часто упоминаются Матвей Мещеряк, Черкас Александров, Богдан Брязга, Иван Карчига, Иван Гроза. У остальных сподвижников Ермака известны лишь имена без прозвищ, или, как мы сейчас говорим, без фамилий.

Имя или кличка?

Попробуем разобраться с происхождением кличек-прозваний тех, чьи имена сохранила для нас история. Все они делятся по двум признакам — по происхождению или по наиболее типичным чертам характера: Мещеряк — человек, родом из Мещеры; Черкас — выходец из Украины; Пан — уроженец Польши.

А вот как можно «перевести» на современный язык прозвища казачьих атаманов, данные им за какие-то привычки, особенности характера, манеру поведения: Кольцо — человек, не задерживающийся долго на одном месте, говоря сегодняшним языком — «перекати-поле». Скорее всего, необычайно ловкий человек, уходящий от расплаты, неуловимый. Брязга — от воровского термина того времени — бренчать, брякать. Применяется также к людям, ввязывающимся в ссоры, дрязги. Такая кличка могла быть дана человеку, вечно чем-то недовольному, брюзге. Карчига — прозвище человека с сиплым голосом.

Про такого говорили: «Карчит, как ворон на ели». Болдырь — так в старину звали людей, рожденных от разноплеменных родителей. Например, в Астрахани болдырем мог быть ребенок от брака русского и калмычки, а в Архангельске — от русского и самоедки (ненки) или зырянки и т.п. Барбоша (от барабошить) — так в Рязанской губернии звали суетливых, суматошных людей; в Вологодской — бормочущих себе под нос, говорящих невнятно; в Псковской — собирающих вздорные слухи и т.п. Вероятнее всего, эту кличку носил человек непоседливый, суматошный. Гроза — суровый, грозный человек.

Главная закавыка — с самим атаманом Ермаком. Его нельзя отнести ни к первой, ни ко второй категории прозвищ. Некоторые исследователи пытались расшифровать его имя как видоизмененное Ермолай, Ермила и даже Гермоген.

Но, во-первых, христианское имя никогда не переиначивалось. Могли применять различные его формы: Ермилка, Ерошка, Еропка, но никак не Ермак. Во вторых, имя его известно — Василий, а отчество — Тимофеевич. Хотя, строго говоря, в те времена имя человека в соединении с именем отца должно было произноситься как Василий Тимофеев сын. Тимофеевичем (с «ич») могли звать лишь человека княжеского рода, боярина.

Известно и прозвище его — Поволский, то есть человек с Волги. Но мало того, известна и фамилия его! В «Сибирской летописи», изданной в Петербурге в 1907 году, приводится фамилия деда Василия — Аленин: звали его Афанасий Григорьев сын.

Если все это собрать вместе, то получится: Василий Тимофеев сын Аленин Ермак Поволский. Впечатляет!

Попробуем заглянуть в словарь Владимира Даля, чтобы там поискать объяснение слову «ермак». «Ермак» — малый жернов для ручных крестьянских мельниц.

Слово «ермак» несомненно тюркского происхождения. Пороемся в татаро-русском словаре: ерма — прорыв; ермак — канава, размытая водой; ермаклау — бороздить; ерту — рвать, драть. Похоже, что жернов для ручной мельницы получил название от последнего слова.

Итак, в основе слова «ермак» лежит довольно определенный смысл — прорыв, прорва . А это уже довольно точная характеристика. Даже поговорка есть такая: «Прорва, а не человек». Или: «В него все как в прорву».

Но почему Василия Аленина прозвали Ермаком, а не Прорвой, ответить трудно, скорее всего невозможно. Но, собственно, кто доказал, что Ермак Аленин был русским по происхождению? Раз воевал на стороне московского царя, то, значит, сразу и русский?

Возьмем наугад несколько княжеских родов из книги «История родов русского дворянства»: Аганины, Алачевы, Барашевы, Еникеевы, Ишеевы, Кошаевы, Мансуровы, Облесимовы, Сулешевы, Черкасские, Юсуповы и так далее — все это «инородческие» фамилии, выходцы из Золотой Орды, служившие русским царям. А русским в старину, да и сейчас тоже считают того, кто принял православное крещение и сам себя считает русским человеком.

Говоря языком следователя, очень большие сомнения вызывает и фамилия нашего героя — Аленин. То, что с «оленем» она никоим образом не связана, ясно и без пояснений. В русском языке ранее не существовало слов, начинавшихся на букву «а». Арбуз, арба, алыча, аркан — все они имеют происхождение тюркское. Так что и Аленин — фамилия, явно заимствованная все у тех же соседей и наверняка переиначенная на русский манер для более удобного произношения.

Заглянем еще раз в словарь татарского языка: ал — алый, розовый; ала — пегий; алакола — пятнистый; алама — дурной человек; алапай — неопрятный человек; алга — вперед. Как видим, вариантов сколько угодно. И, наконец, аллах или алла — Бог, Божество. Походят и имена: Али, Алей, Алим. В одной из летописей приводится описание внешности Ермака: «лицом плоск» и «волосом черен», а, согласитесь, для русского человека характерно удлиненное лицо и русые волосы. Странная получается картина — Ермак имеет тюркское происхождение, да и Аленин от того же корня отросток!

А как же с именем Василий? Имя он мог получить при крещении, а отчество от крестного отца, звавшегося Тимофеем. Это практиковалось на Руси сплошь и рядом, так почему не могло произойти и с нашим героем? В XVI веке на службу к московскому царю переходили многие князья и мурзы из Казанского, Астраханского, Ногайского ханств. Искали с ним дружбы и князья ханства Сибирского. Чаще всего факты перехода ни в каких документах не фиксировались, а если и была такая запись, то утрачена безвозвратно. А «родственники» у Ермака появились гораздо позже, приписанные знаменитому атаману летописцами, пожелавшими выяснить его родословную.

Само же имя Ермак (или кличка-прозвище) неоднократно встречается в летописях и документах. Так, в Сибирском летописном своде записано, что при закладке Красноярского острога в 1628 году участвовали атаманы тобольские Иван Федоров сын Астраханев и Ермак Остафьев. Возвожно, что «ермаками» прозывались весьма многие казачьи атаманы, но лишь один из них стал национальным героем, прославив свое прозвище «взятием Сибири».

В нашем случае самое интересное то, что имя Василий заменено прозвищем Ермак, а фамилия Аленин и вовсе редко употреблялась. Так и остался он в памяти народной как Ермак Тимофеевич — атаман казацкий. А русский народ всегда стремился к краткости и выражению сути: скажет, как печать поставит.

В народном понимании Ермак — символ прорыва, небольшого ручейка, который вековые валуны ворочает, пробивая себе дорогу. Потаенный смысл имени перерос в символ общенародный.

И очень символично, что погиб славный атаман не от стрелы или копья (народный герой не может пасть от руки врага), а в борьбе со стихией — утонул в бурном Иртыше. Кстати, в названии могучей сибирской реки лежит тот же корень, что и в прозвище нашего героя — «ерту»: рвать, ковырять, прорывать. «Иртыш» переводится как «землерой», рвущий землю. Не менее символичен тот факт, что Ермак Тимофеевич погиб на «ермаке» — на островке, образованном небольшим ручейком, который и зовется у местного населения «ермак».

Зачем Ермак в Сибирь ходил?

Оказывается, и на этот простой вопрос не так-то легко ответить. Хотя более уместно его сформулировать так: по чьему поучению Ермак двинулся в сибирский поход?

В многочисленных трудах о легендарном герое существуют три общепринятые точки зрения на причины, побудившие казаков совершить поход, в итоге которого огромная Сибирь сделалась провинцией русского государства:

Иван IV благословил казаков, ничем при этом не рискуя;

поход организовали промышленники Строгановы, чтобы обезопасить свои городки от набегов сибирских военных отрядов;

казаки, не спросясь ни царя, ни хозяев своих, пошли в набег «за зипунами», то есть с целью грабежа.

Ни одна из этих причин, рассмотренная в отдельности, не может объяснить мотивы похода.

Инициатива Ивана Грозного отпадает сразу: царь, узнав о походе, отправил Строгановым грамоту с требованием незамедлительно вернуть казаков для обороны городков, которые как раз в это время подвергались нападению отрядов вогульских князей и воинов хана Кучума, возглавляемых его старшим сыном Алеем.

Версия о Строгановых как вдохновителях похода тоже не годится: отпускать от себя казаков им было невыгодно как с военной точки зрения, так и с экономической. Общеизвестно, что казаки изрядно пограбили их запасы (продовольственные и ружейные), прихватив все, что плохо лежит. А когда хозяева попытались воспротивиться подобному произволу, то им пригрозили «живота лишить». В Москву жаловаться на самоуправство «охранничков» не побежишь, и волей-неволей Строгановы сделались соучастниками сибирского похода. Но думается, что все-таки против своей воли. Здесь, в крепостях, казаки им были гораздо нужнее, и перспектива «покорения Сибири» им и в голову не приходила. Куда там горстке казаков тягаться с могущественным ханством! Даже после успешного захвата сибирской столицы набеги со стороны вотульских князей на строгановские вотчины не прекратились.

Самовольный поход казаков «за зипунами» так же сомнителен. Если речь шла о легкой и богатой добыче, то казакам следовало бы по логике вещей отправиться по старой дороге через Урал в Югру, северные земли Приобья, которые давно уже были московскими вотчинами, где не один раз побывали русские ратники.

Ермаку и его дружине не было необходимости искать новую дорогу в Сибирь и идти на верную гибель против хорошо вооруженных воинов хана Кучума. В югорской земле, где и пушнины гораздо больше, местные правители, уже изведавшие силу русского оружия, были бы гораздо сговорчивее. Так нет, казаки, рискуя собственной головой, упрямо стремятся на Туру, оттуда на Тобол и Иртыш. По дороге захватывают несколько городков, и поживы должно бы хватить на всех, но Ермак приказывает плыть дальше, до самой Сибирской столицы. У атамана иные цели, скорее личные, чем государственные…

Но вот взята столица Сибири — Искер. Можно бы с почетом уходить обратно на родину, как это и происходило испокон веку во всех войнах. Противник признает себя побежденным, обязуется платить дань, не воевать с победителем — и на этом все заканчивается. Но Ермак даже не делает попыток замирения с Кучумом. Проходит одна зима, другая, а он преспокойно плавает по сибирским рекам, приводя к присяге («шерсти») местное население. А, собственно говоря, кто дал ему такое право? Может он царскую грамоту на то имеет? Или он чувствует себя не просто победителем, но… хозяином этой земли?!

Вспомним, с какой неохотой переселялись уже значительно позже русские крестьяне в Сибирь. Тут тебе не земля обетованная, а каждый божий день надо бороться с голодом и холодом. Куда как спокойнее жить на обустроенной земле, где и родни полно, и с питанием не так сложно, да и защита от супостатов имеется. Ведь те же казаки на зиму из Дикого Поля уходили обратно на родину. А в отряде Ермака какой-то особый народ подобрался, что и домой идти не желает, и смерти не боится. Предположения, что русский мужик мечтал прославиться свершением ратных подвигов, болел за государство, построены на песке.

И еще один интересный момент: на подмогу казачеству в Сибирь посылается воевода князь Семен Болховский, а вместе с ратниками еще два военачальника — хан Киреев и Иван Глухов. Все трое не чета какому-то безродному казацкому атаману! Но нигде в летописях и речи нет о том, чтоб управлять дружиной стал кто-то из них. А на Руси издавна тот выше по воинскому званию, у кого происхождение знатнее. Так неужели князь Болховский стал бы подчиняться атаману Ермаку?! Правда, к несчастью, князь в первую же зиму умер от голода (или от болезни) в Искере, но двое других остались живы и Ермаку подчинились.

Что-то здесь не так! Вывод напрашивается сам собой: происхождение Ермака Аленина довольно высокое, и он вполне мог быть выходцем из князей сибирской земли, которых затем истребил явившийся из Бухары хан Кучум. Тогда становится понятным, почему Ермак на этой земле вел себя как хозяин, а не как обычный завоеватель того времени. И личные счеты он сводил с ханом Кучумом, а не с кем-то иным. Кучум был для него врагом номер один. Поход Ермака был направлен на то, чтобы вернуть сибирский престол кому-то из родственников его династии и выдворить из Сибири бухарского завоевателя.

Только этим можно объяснить и тот факт, что местное население не поднялось на борьбу с русскими дружинами — во главе их шел один из родственников сибирских князей, пусть и принявший православную веру, но свой по крови. А Кучум был для них чужаком; как уже не раз отмечалось, имя его в переводе с татарского означает «пришелец», «переселенец», «степняк».

А что Сибирь после похода Ермака стала русской провинцией, так то лишь восстановление исторической справедливости — еще в 1555 году сибирские правители Едигер и Бек-Булат признали себя подданными Москвы и исправно посылали туда дань. Первоначально признал эту зависимость и хан Кучум, да только потом на свою же голову решил рассориться с Иваном Васильевичем. Что из этого вышло, каждому школьнику известно.

Смена династий на сибирском троне.

Именно такой вывод можно сделать, если внимательно прочесть следующий документ из Есиповской летописи: «Приидоша вестницы ко царю Кучюму и поведаша ему, яко идет на него воинством многим князь Сейдяк Букбулатов сын из Бухарские земли, иже от убиения его крыся тамо, и воспомяну отечество свое и наследие восхоте, и отмстити кровь отца своего Бекбулата хощет». Далее сообщается, что Кучум «убоялся страхом велием» и, узнав, что от него бежал со своими людьми придворный визирь Карача, «восплакался плачем великим и рече» весьма горькие слова, смысл которых в следующем: кого Бог не милует, того и друзья оставляют, становясь врагами.

Кого Бог не милует… Вероятно, людей, нарушивших его заповеди, проливших кровь законных правителей. Вот в этом то и признался низложенный сибирский правитель. Обратим внимание, что в летописях ни разу не сообщается об открытом нападении хана Кучума на Ермака и его дружинников, находящихся в Искере. Конечно, это можно объяснить страхом или малыми воинскими силами. Но если бы бывший сибирский хан боялся казаков, то он давно ушел бы из этой земли, а меж тем воинство Ермака таяло буквально на глазах. Нет, тут действовали иные законы, а не животный страх, который приписывается престарелому хану многими исследователями. И если он, Кучум, испытывал страх, то это был страх перед законным правителем Сибирского ханства.

И все же Кучум решился напасть на Ермака во время их ночевки на Багайском «ермаке». Но необходимо сразу оговориться, что сообщают об этом нападении русские источники, а в преданиях сибирских татар оно рисуется несколько иначе. Да и можно ли верить показаниям людей, бросивших своего атамана, а затем уже излагающих картину боя в выгодном для себя свете? Побывав на месте гибели легендарного атамана, мне так и не удалось найти место, откуда нападавшие могли бы подкрасться незаметно даже под покровом ночи. В гибели Ермака очень много неясного, и любой следователь наших дней, поручи ему выяснить обстоятельства смерти казачьего атамана, нашел бы массу противоречий в показаниях свидетелей.

Думается, Кучум выбрал ночное нападение, если принять русскую версию последнего боя, не только для внезапности (казаки могли под покровом ночи ускользнуть незаметно для нападающих), а скорее для того, чтобы противник не мог знать, кто напал на них. Кучум боялся встретиться лицом к лицу с Ермаком. А так поступает лишь виновный!

Казаки, ожидавшие возвращения Ермака в Искере, потеряли не просто своего предводителя, но правителя завоеванной страны и «бежаша к Руси», а «град же Сибирь оставивша пуст». Об этом сразу же стало известно сыну Кучума Алею, и он занял ханскую ставку. Опять вопрос: почему не Кучум, а его сын? Ниже летописец объясняет причину нежелания Кучума вернуться в опустевшую столицу — возвратился князь Сейдяк: «И собрался со всем домом и с воинскими людьми, и приде ко граду Сибири, и град взят, и царевича Алея и прочих победи и из града изгна. Приемлет же сей отчизну отца своего Бекбулата и тако пребыша во граде». Итог известен: свергнута династия Шейбанитов вместе с правителем Кучумом и его детьми и воцаряется законная сибирская династия Тайбугинов.

На второе лето после гибели Ермака по Иртышу приплыли к Искеру суда воеводы Ивана Мансурова. Узнав, что город занят законным правителем Сейдяком , русские воины поплыли дальше на север и основали городок у иртышского устья при впадении в Обь. Похоже, что к тому времени в Сибири воцарился мир. И когда воевода Данила Чулков прибыл на иртышские берега, то никто не помешал ему заложить город Тобольск и столь же спокойно жить совсем неподалеку от старой столицы Сибири. Кучум, который кочует где-то вблизи, не нападает на законного правителя Сибири, а до русских ему, похоже, и дела нет. У Сейдяка, продолжившего традиции своего отца, к русским нет никаких претензий. Мир?

Но сложившееся равновесие решились нарушить не кто-нибудь, а русские поселенцы. Может, самому Сейдяку они и верят, но рядом с ним находится бывший визирь Кучума Карача. Именно он хитростью заманил к себе атамана Кольцо с товарищами и там расправился с ними. Он обложил зимой казаков в Искере, когда многие умерли с голоду. Такому человеку доверять было никак нельзя. А далее происходит весьма ординарное для того времени событие: князя Сейдяка, Карачу и некоего царевича Казачьей орды Салтана пригласили в «град Тобольск», усадили за стол и предложили испить вина за здоровье присутствующих. Может, законы ислама не позволяли тем пить хмельное, может, вино оказалось чересчур крепким, но поперхнулись все трое. Это было истолковано как сокрытие злого умысла, и всю троицу повязали, перебив сопровождавшую их охрану. Правда, затем именитых сибирцев отправили в Москву «к великому государю», где их приняли с почестями и пожаловали землями с крепостными.

А что же Кучум? Летописи сообщают, что он и не пытался приблизиться к Тобольску, кочуя вблизи и разоряя поселения местных жителей. Он вел войну с бывшими своими подданными, но не с русскими. Взяли в плен и отправили в Москву одного за другим его сыновей, да и ему самому неоднократно направлялись грамоты с предложением перейти на русскую службу. Но состарившийся хан гордо ответил, что он «вольный человек» и вольным умрет. Вернуть себе сибирский престол он так и не сумел.

Гибель двух противников — Ермака и Кучума — покрыта некой тайной. Неизвестны могилы их, и лишь предания живут в татарском народе.

Кстати, говоря о могиле Ермака, следует обмолвиться, что, по преданию, похоронили его на Баишевском кладбище «под кудрявою сосной» неподалеку от мавзолея преподобного Хаким-Аты — шейха-проповедника, принесшего ислам на сибирскую землю. Вряд ли мусульмане — а Кучум настойчиво вводил в своем ханстве ислам как государственную религию — допустили бы погребение иноверца рядом с прославленным святым.

Очень много вопросов возникает, когда начинаешь перечитывать сибирские летописи несколько под иным углом зрения, чем было принято ранее. Дело в том, что все летописи писаны русскими авторами, которые героев разводили на две стороны: с одной стороны — русские, с противоположной — татары. И все. В результате и хан Кучум оказался татарином (хотя никогда таковым не был), и Ермак с его тюркским, по сути, прозвищем-кличкой зачислен в былинные герои земли русской. Героизация поволжского атамана дала сказочного героя-богатыря наподобие Ильи Муромца, но тем самым притушила, стерла саму суть сибирского похода, оставив на поверхности лишь конечный результат — присоединение Сибири к России.

Народ уже сказал свое слово и брать его назад не собирается. Да и нужно ли снимать краски с холста, чтобы убедиться, что под ярким красочным слоем находится грубая основа — серая и невзрачная?

Ермак в народном сознании сделался героем; Кучуму досталась участь злодея, хотя его трагическая судьба дает ему право на иной ореол, а свободолюбие и независимость делают честь его личности. Но теперь уже ничего не изменишь… Вряд ли мы с вами сегодня сможем ответить, кто был на самом деле атаман Ермак, но то, что это был далеко не лубочный герой, которого мы привыкли видеть в нем, несомненно.

Фамилия Ермака. Ответы на опрос.

Спасибо всем поучавствовавшим в опросе про Ермака. Комментарии открыты, их можно посмотреть здесь.

А теперь ответ, точнее несколько ответов.

Версия №1.
ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ АЛЕНИН

Главная закавыка — с самим атаманом Ермаком. Его нельзя отнести ни к первой. ни ко второй категории прозвищ. Некоторые исследователи пытались расшифровать его имя как видоизмененное Ермолай, Ермила и даже Гермоген. Но, во-первых, христианское имя никогда не переиначивалось. Могли применять различные его формы: Ермилка, Ерошка, Еропка, но никак не Ермак. Во вторых, имя его известно — Василий, а отчество — Тимофеевич. Хотя, строго говоря, в те времена имя человека в соединении с именем отца должно было произноситься как Василий Тимофеев сын. Тимофеевичем (с «ич») могли звать лишь человека княжеского рода, боярина. Известно и прозвище его — Поволский, то есть человек с Волги. Но мало того, известна и фамилия его! В «Сибирской летописи», изданной в Петербурге в 1907 году, приводится фамилия деда Василия — Аленин: звали его Афанасий Григорьев сын.

Если все это собрать вместе, то получится: Василий Тимофеев сын Аленин Ермак Поволский. Впечатляет!

Попробуем заглянуть в словарь Владимира Даля, чтобы там поискать объяснение слову «ермак». «Ермак» — малый жернов для ручных крестьянских мельниц.

Слово «ермак» несомненно тюркского происхождения. Пороемся в татаро-русском словаре: ерма — прорыв; ермак — канава, размытая водой; ермаклау — бороздить; ерту — рвать, драть. Похоже, что жернов для ручной мельницы получил название от последнего слова.

Итак, в основе слова «ермак» лежит довольно определенный смысл — прорыв, прорва . А это уже довольно точная характеристика. Даже поговорка есть такая: «Прорва, а не человек». Или: «В него все как в прорву».

Но почему Василия Аленина прозвали Ермаком, а не Прорвой, ответить трудно, скорее всего невозможно. Но, собственно, кто доказал, что Ермак Аленин был русским по происхождению? Раз воевал на стороне московского царя, то, значит, сразу и русский?

В нашем случае самое интересное то, что имя Василий заменено прозвищем Ермак, а фамилия Аленин и вовсе редко употреблялась. Так и остался он в памяти народной как Ермак Тимофеевич — атаман казацкий. А русский народ всегда стремился к краткости и выражению сути: скажет, как печать поставит.

В народном понимании Ермак — символ прорыва, небольшого ручейка, который вековые валуны ворочает, пробивая себе дорогу. Потаенный смысл имени перерос в символ общенародный.

И очень символично, что погиб славный атаман не от стрелы или копья (народный герой не может пасть от руки врага), а в борьбе со стихией — утонул в бурном Иртыше. Кстати, в названии могучей сибирской реки лежит тот же корень, что и в прозвище нашего героя — «ерту»: рвать, ковырять, прорывать. «Иртыш» переводится как «землерой», рвущий землю. Не менее символичен тот факт, что Ермак Тимофеевич погиб на «ермаке» — на островке, образованном небольшим ручейком, который и зовется у местного населения «ермак».

Версия №2.
ЕРМАК ХУЕВ

Про эту версию говорят очень много и доказывают, что такая фамилия у него и была, но доказательств этому нет никаких.

Есть прада одна интересная версия по поводу фамилии Хуев. В этом плане интересно, что «АЛ» (которое содержится в фамилии АЛЕНИН) — по-монгольски хуй. А прозвище Ермак имеет тюркское происхождение, как и само слово «казак»

Версия №3.
ЕВСЕЙ КОЛОМБО

Одна запись не только проливает свет на возможное происхождение Ермака, но и во многом объясняет, почему, в свете устойчивой неприязни и подозрений на жидов и жидовствующих (так называлась еретическая группа, сконцентрировавшаяся в Ново-Иерусалимском монастыре в Рузе), все сведения о нем были похерены и уничтожены не только в царских архивах, но и у Строгановых, не желавших связывать свое имя с христопродавцем, к тому же католическим выкрестом:

«В лето 7073 года, во второй день июля месяца на допросе оный беглый именем Евсей, Тимофеев сын показал на себя, что рожден в Кафе городе, что от роду ему полных сорок два года, вероисповеданием крещеный еврей, из католиков…» (5)Кафа (Керчь) — генуэзская колония в Крыму. Вероятность того, что в отписке Строгановых и документе из записей Опричного приказа речь идет об одном и том же лице невелика и можно было бы ею пренебречь, если бы не два странных обстоятельства.

Первое. В дневниках ганзейского посла при Московском дворе Густава Маннерхейма (его миссия в Москве широко известна историографам, и сведения, имеющиеся в оставленных им дневниках, заметках, зарисовках и картах, заслуживают полного и глубокого доверия), датированных зимой 1587 года, говорится о секретной экспедиции отряда казаков вглубь континента далеко за Камень (Урал), чуть не на тысячу верст от Перми, вотчины Строгановых (6, стр. 125). Там же указано, что возглавлял экспедицию итальянский католик, по-видимому, тайно присланный к царскому двору Папой или одним из кардиналов Южной либо Восточной Европы (6, стр. 127-128).

Второе. В селе Ушаковка Воронежского района Воронежской области проживает несколько семей с фамилией Ермаковы. Здесь хранится предание о том, что все они ведут свой род от знаменитого Ермака, пришедшего в эти места в пятидесятых годах 16-го века. Изустные семейные предания утверждают также, что сам Ермак пришел из Тавриды.

Поиски в Керченском городском архиве позволили обнаружить, что в 80-е годы 15 века сюда, спасаясь от голода, прибыло несколько семейств из Генуи, в том числе и некий Готлиб Коломбо, крещеный еврей, суконщик, с семейством. Среди многочисленных детей Готлиба действительно был малолетний сын Тимоти.

Как хорошо известно, у Христофора Колумба было два брата: один из них стал его соратником в поисках западного прохода к Индии и вошел в историю географических открытий вместе с братом Христофором и племянниками Диего и Луи, младший же брат остался при отце и унаследовал его суконную мастерскую в Генуе. В «Raccolta completa» за 1475 год говорится: «Доминик Коломбо преставился, оставив своему сыну Готлибу отменную суконную мастерскую. Чумовой мор и последовавшие за тем семь голодных лет принудили многих жителей Генуи покидать город и бежать, кто куда может. Готлиб Коломбо продал свое дело за весьма малые деньги и отправился в Тавриду, списавшись с дальним родственником и старинным заимодавцем Коломбов, в поисках неверного счастья».

Что заставило Евсея Коломбо покинуть Керчь и почему он оказался сначала на реке Вороне, а затем — в среде волжских казаков, как ему удалось войти в огромное доверие к Строгановым, какую роль в этом сыграл Опричный приказ и не был ли он эмиссаром опричнины, говоря современным языком, — все эти вопросы пока остаются открытыми и ждут своих пытливых исследователей. Мы же считаем доказанным или почти доказанным тот факт, что Ермак Тимофеевич, по-видимому, был внучатым племянником Христофора Колумба и в нем бился неукротимый дух первооткрывателя новых стран и земель, как и у его более знаменитого и удачливого предка.

Версия №4.
ВАСИЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ ЧИГИН

Василий Тимофеевич Чигин по прозвищу Ермак («ирмак» на языке асов — древнеарийском — означает «воин») принадлежал к роду казаков Чигиных, живших в Червленом яру (территория между Хопром и Доном, т.е. современной Воронежской области). «Чига» — одно из названий казаков Верхнего Дона. Потому как в их речи часто встречаются слова «чо», « чиго», «чего», «чого». Казачья слобода в городе Воронеже поэтому называлась Чиговкой (Чижовкой). В городе находилась древнейшая в Подонье казачья Покровская церковь (сейчас – Покровский кафедральный собор). Между казаками Нижнего и Верхнего Дона шла борьба за первенство в войске. В конце концов, Чигиным пришлось уйти на север. Дед Ермака, «Афонасий Григорьев сын, прозванием Оленин», жил в Суздале, потом переехал во Владимир. Однако связи с Чиговкой не терял.

Отец Ермака Тимофей Чигин погиб во время штурма Казани. Сам Ермак в этом сражении, несмотря на молодость (25 лет), командовал отрядов чиговских казаков. За взятие Казани царь даровал казакам Дон с притоками в вечное владение. В районе нынешнего города Павловска у казаков были пещеры, в которых они скрывались от врагов в случае необходимости. В годы Ливонской войны (1558 — 1583) он был уже известным казачьим атаманом. В дневнике польского короля Стефана Батория, изданном в Петербурге в 1867 году, есть запись о том, что во главе московских войск был, в числе других, «Ермак Тимофеевич, отаман казацкий».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *