Методика домана карточки: Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли?| Скачать карточки Домана – Карточки домана. Методика Домана от А до Я

Содержание

Карточки домана. Методика Домана от А до Я

Карточки Домана для самых маленьких являются одной из самых популярных, и в то же время спорных методик.

Вокруг методики Домана ходит множество различных мнений, как о вреде, так и о пользе для развития ребенка. В этой статье мы познакомимся поближе с основными понятиями, рассмотрим все “за” и “против”  и вы поймете, нужна ли такая методика вашему малышу.

В конце статьи вы сможете скачать карточки Домана и другие полезные материалы по методике.

Содержание

И начнем мы с небольшого знакомства с автором методики.

Историческая справка

Гленн Доман (1919-2013) — американский врач физиотерапевт, автор методики раннего развития. После окончания вуза плотно занялся изучением развития  мозга детей.

Как и известная Мария Монтессори, Гленн начал свои исследования на “особых” детях с поражениями центральной нервной системы, ДЦП и умственной отсталостью . Детям показывали карточки Домана с изображениями, словами и точками, постепенно увеличивая их количество.

Карточки воздействовали на здоровые и активные участки мозга. Опыты показали, что долгосрочное стимулирование мозга таким способом положительно сказывалось на больных и через несколько месяцев дети начинали развиваться и даже догоняли в развитии здоровых детей.

Позднее методику стали применять на здоровых детях и она стала известной во всем мире.

8 основных принципов обучения “по Доману”

Гленн Доман считал, что максимальная умственная активность проявляется в возрасте до 6 лет. И если правильно заниматься ранним развитием с самого рождения, то ребенок может стать гением.

Мозг ребенка с рождения сам настроен на то, чтобы впитывать всю поступающую информацию как губка. А чтобы ребенок максимально развивался, эту потребность мозга нужно постоянно удовлетворять регулярными упражнениями.

Основные принципы методики:

  • Ребенок с рождения сам хочет получать знания и нет необходимости его заставлять
  • Главные учителя и педагоги для ребенка — это его родители. Никто не сможет обучать ребенка лучше, чем папа и мама
  • Начинать заниматься с ребенком нужно как можно раньше. Чем раньше — тем лучше.
  • Обучение должно проводится ежедневно
  • Если ребенок в данный момент не настроен на обучение — то следует провести занятия позднее, когда ребенок будет готов
  • Новый материал нужно вводить регулярно
  • Если во время занятия у ребенка пропал интерес — следует прекратить занятие
  • Занятие следует закончить до того, как ребенку самому захочется его прекратить

Суть методики

Если говорить о методике в целом, то она вовсе не ограничивается показом карточек. Автор разработал целый ряд физических упражнений для малышей.

Опыт работы с особыми детьми показал, что физическое развитие напрямую связано с умственной деятельностью и развитием в целом. В методике даже есть понятие “двигательный интеллект”, которое говорит о взаимосвязи физического и умственного развития.

Физические упражнения — залог развитого интеллекта

Доман рекомендует с самого рождения не ограничивать кроху в движении и всячески помогать ему в этом. Одним из приспособлений для развития физической активности ребенка является трек для ползания.

По сути, трек — это горка с бортиками, которая помогает освоить процесс ползания. Трек должен быть достаточно “скользким”, чтобы сила трения не мешала  малышу осваивать передвижение.

Нужно ежедневно, без пропусков заниматься физическими упражнениями с ребенком:

  • крутить, вертеть, подбрасывать и покачивать малыша в разных плоскостях, развивая чувство равновесия и вестибулярный аппарат
  • вставать на ножки с поддержкой
  • плавать с поддержкой
  • тренировать захват пальчиками, а когда малыш ухватится за ваш палец или специальный деревянный стержень, нужно потянуть руку вверх, пытаясь приподнять корпус ребенка
  • подставлять руку, когда кроха пытается оттолкнуться ногами

Постепенно, вместе с ростом ребенка и его физических способностей, можно подключать более сложные упражнения, такие как:

  • вис на перекладине с поддержкой
  • ползание на четвереньках
  • ходьба с поддержкой

Карточки домана для самых маленьких

Существует три вида карточек Домана:

  • Карточки со словами — для обучения чтению
  • Карточки с точками — математические карточки
  • Карточки с изображениями — энциклопедические карточки

Карточки со словами представляют собой карточки, на которых изображены слова красным крупным шрифтом.

Математические карточки — это карточки с красными крупными точками, расположенными хаотично. Количество точек на карточке от 1 до 100.

Энциклопедические карточки — карточки с картинками.
Именно эти карточки многим известны как “карточки Домана”

Энциклопедические карточки представляют собой квадратные карточки размером 28х28см. На карточках крупное цветное изображение предмета или животного на белом фоне, под ним красным крупным шрифтом — название того, что изображено на карточке.

Доман выделил 10 основных разделов карточек:

  • биология
  • география
  • искусство
  • литература
  • музыка
  • история
  • математика
  • языки (иностранные)
  • физиология человека
  • естествознание

В каждый раздел входят различные категории. Набор карточек состоит из определенной категории. Я приведу несколько примеров, чтобы было проще понять смысл.

Пример 1: раздел “биология”, категория и набор карточек “собаки”, карточки в наборе: лабрадор, шарпей и т.д.

Пример 2: раздел “музыка”, категория “музыкальные инструменты”, карточки в наборе: скрипка, арфа и т.д.

Пример 3: раздел “математика”, категория “геометрические фигуры”, карточки в наборе: квадрат, треугольник и т.д.

Как видите, количество карточек достаточно большое. Существуют тысячи различных наборов и десятки тысяч отдельных карточек.

Когда и как показывать карточки Домана?

На вопрос “когда можно начинать показывать карточки?” методика дает однозначный ответ: чем раньше — тем лучше, т.е буквально с первых месяцев жизни ребенка.

Раннее начало показа энциклопедических карточек (с картинками) дает больше шансов на то, что ребенку будут интересны карточки в дальнейшем. Некоторые родители, которые начали применять методику достаточно поздно ( от 1,5 лет) говорили о низком интересе ребенка.

А те, кто начал показ карточек в 2-3 месяца говорят об обратном эффекте: повышенный интерес ребенка к обучению на протяжении длительного времени.

Если говорить о карточках только со словами (для обучения чтения) или математических карточках с точками, то их следует применять от 1 года.

Подготовка к началу обучения

Перед показом карточек следует запомнить несколько простых правил:

  • игру следует начинать только тогда, когда ребенок к этому готов. Он должен быть выспавшимся, бодрым, в хорошем расположении духа, сытым и отдохнувшим после кормления. Эти же критерии должны соблюдать и вы)
  • место для занятий также является важным моментом: в интерьере не должно быть ярких и броских элементов, которые будут отвлекать ребенка
  • постарайтесь ограничить пространство для обучения от резких и отвлекающих звуков, а лучше вообще создать тишину

Для начала показа нужно выбрать одну категорию карточек. Именно категорию, а не произвольный набор карточек различных тематик.

Показ определенной категории карточек обусловлен логическими взаимосвязями. Автор методики утверждает, что при показе 10 не связанных между собой карточек ребенок получит только 10 блоков информаци.

Однако если показать 10 карточек одной категории, т.е. когда карточки во взаимосвязи, то в памяти ребенка запишется более 3 600 000 логических взаимосвязей. Об этом Глен говорит в своей книге “Как дать ребенку энциклопедические знания”.

Механизм показа карточек

Показывать карточки следует на расстоянии вытянутой руки (не менее 45см). Начните энергично и радостно: “Сегодня я бы хотела показать тебе грибы” и приступайте к показу карточек.

Далее быстро (как только сможете) показывайте карточки ребенку. В первые дни знакомства с категорией карточек при показе следует говорить: “ Этот гриб — подберезовик. Это — белый гриб. А вот это — рыжик.”

Когда ребенок привыкнет — можно исключить название категории и произносить только названия карточек. Но когда вы будете вводить в обучение новую категорию карточек — снова начинайте знакомить ребенка с названием категории.

Показ карточек должен происходить очень быстро — максимум 10-15 секунд на одну карточку. В идеале 1 секунда на показ карточки и несколько секунд на то, чтобы произнести название.В начале это может показаться трудным, но вы быстро привыкните и наберете нужный темп)

Скорость — очень важный параметр показа. Именно при скоростном показе карточек активируется правое полушарие мозга, развивается фотографическая память, скорость реакции мозга и образное мышление. По словам автора быстро показать небольшое количество карточек гораздо лучше, чем медленно и много.

Рекомендуется заканчивать показ карточек до того, как этого захочет ваш ребенок. Если вы почувствуете, что у ребенка пропадает интерес, он начинает капризничать или отвлекаться — значит самое время подводить занятие к концу.

Со временем вы поймете, сколько в среднем карточек ребенок сможет изучить до того, как устанет, и найдете тот самый момент, чтобы закончить чуть раньше.

Начало занятий и введение новых карточек

Хочу заметить, что на самом деле алгоритм показа не столь жесткий и суровый, как его многие описываю)

Для того, чтобы приступить к урокам, нужно выбрать 5 категорий карточек. Из каждой категории возьмите в работу 5 карточек.
5 категорий по 5 карточек = 25 карточек для старта.

Доман не рекомендует брать карточки и категории, которые уже хорошо известны ребенку. Так что если вы решите начать с чего-нибудь знакомого для малыша — смело выбрасывайте эту идею из головы и берите свежие и неизведанные категории и карточки.

Показывать карточки нужно не менее трех раз в день. Когда вы поймете, что ребенок легко справляется с потоком информации, можно постепенно вводить в обучение новые категории. Каждую новую категорию нужно показывать так же 3 раза в день. Всего в обучении не должно быть больше 10 категорий одновременно.

Далее автор методики рекомендует попробовать добиться оптимальной скорости показа одной карточки в 2 секунды — секунда на показ карточки и секунда на произнесение названия.

Когда вы достигните 10 категорий в день в режиме быстрого показа (2 секунды на карточку), можете постепенно изымать карточки и заменять их свежими. Когда в категории обновятся все карточки — можно заменить изученную категорию на новую.

Жизненный цикл одной карточки

Одну карточку показывают до 30 раз. В среднем это 10 дней (по 3 показа в день). Это максимальный цикл. Если вы видите, что ребенок легко усваивает информацию, а у вас есть силы и желания на подготовку свежих материалов, обновляйте карточки почаще, скажем, один раз в пять дней.

Не выбрасывайте карточки, которые прошли свой цикл. Они еще пригодятся для “программы знаний”. Складывайте карточки в картотеку.

Программа знаний — новая жизнь старых карточек

Если вы решите применять методику Домана на постоянной основе, то у вас довольно быстро накопится огромная масса карточек в картотеке, которые малыш уже изучил.Если эти карточки немного доработать, то мы получим энциклопедические карточки для программы знаний.

Программа знаний — это еще одна часть методики Домана. Она заключается в том, что вы зачитываете ребенку различные факты о том, что изображено на карточке.

Сам Доман говорит,что эту информацию можно преподносить ребенку тремя способами:

  • просто зачитывать
  • показывать ребенку в распечатанном виде (крупным шрифтом)
  • зачитывать, показывая ту самую карточку, о которой идет речь

В нашем случае мы будем использовать самый интересный и удобный, на мой взгляд, способ — это зачитывание фактов с показом карточек. Теперь давайте подробнее рассмотрим эти самые факты.

Факты для карточек программы знаний

Факты представляют собой диапазон информации по каждой карточке: от самой простой к самой сложной. Самому простому факту присваивается первая ступень, факту посложнее — вторая ступень и т.д.

Чтобы было проще понять суть давайте рассмотрим определенный пример: возьмем раздел “биология” и набор карточек “домашние животные”.

На карточке “кошка” факты будут располагаться примерно следующим образом:

  1. Кошка живет вместе с людьми
  2. Домашние кошки произошли от диких кошек
  3. Кошка — хищное животное
  4. Средняя длина тела кошки — 60см
  5. Средний срок жизни кошки — 14 лет
  6. Кошка относится к классу млекопитающие
  7. Среди млекопитающих у кошки лучше всех развиты органы чувств
  8. Обоняние кошки в 14 раз сильнее человеческого
  9. Скелет кошки состоит из 240 костей

Количество фактов, их сложность и порядок расположения выбирается индивидуально, в зависимости от ваших предпочтений и доступной информации по карточке. Желательно, если факты будут располагаться в порядке возрастания сложности. Первый факт — самый простой, последний — самый сложный.

Факты о карточке в наше время искать несложно — достаточно зайти в википедию, там коротко и лаконично приведено много полезной и достоверной информации. Именно оттуда проще всего взять факты.

Затем факты нужно распечатать и приклеить на обратной стороне карточки. Еще проще их сразу выписать ручкой или маркером на карточку.

Рекомендации для подбора фактов:

  • Достоверность факта. Не берите информацию, если сомневаетесь в ее верности
  • Точность факта. Факт должен констатировать и утверждать, а не предполагать. “Борис Ельцин — первый президент РФ” — это хороший факт. А вот “ Борис Ельцин был плохим президентом” — это уже не факт, а предположение или личное мнение
  • Факт должен быть ясным и недвусмысленным

Будет хорошо, если некоторые факты будут затрагивать другие категории и карточки. Это обусловлено все теми же взаимосвязями, как и между карточками одной категории.Берите понятную и интересную информацию, по возможности добавляйте немного юмора — это повысит заинтересованность малыша.

Схема занятий по программе знаний

Когда карточки из картотеки будут подготовлены к программе знаний и будут заполнены интересными фактами — можно приступать к обучению.

Для начала потребуется 5 категорий по 5 карточек в каждой (25 карточек). Карточки программы знаний следует показывать также, как и энциклопедические карточки, 3 раза в день.

Только теперь при показе вместо названия мы будем зачитывать факт. Соответственно погоня за скоростью показа отойдет на второй план — главное громко и внятно произносить факты.

Начинаем с первой ступени — с самого первого и простого факта. При показе всех пяти категорий и 25 карточек мы называем только один первый факт о том, что изображено на карточке.

После пяти дней обучения, когда ребенок достаточно хорошо изучит материал, можно заменить карточки в категориях на новые. Таким образом каждые 5 дней будут вводиться новые 25 карточек.

Средний цикл показа для одной ступени программы — 15 показов (5 дней по 3 показа). Если вы заметите, что ребенок осваивает карточки быстрее, то можно ускорить изъятие старых и ввод новых карточек.

Вводить показ новых категорий, как при показе энциклопедических карточек, не следует. Во-первых показ карточек программы знаний занимает больше времени и вы рискуете просто не успеть. А во-вторых из-за ступенчатости фактов будет легко запутаться.

Работайте с пятью категориями, меняя карточки один раз в 5 дней. Когда вы отработаете всю первую ступень фактов по всем карточкам в этих пяти категориях переходите на вторую ступень — к более сложным фактам.

Когда все ступени во всех карточках этих пяти категорий пройдены — можно изъять эти категории и ввести 5 новых категорий.

8 плюсов и 5 минусов методики Домана

Методика Гленна Домана, как и любая известная методика раннего развития, имеет как массу сторонников, так и массу критиков. Давайте рассмотрим самые значительные достоинства и недостатки методики.

Плюсы методики

  1. Обучение не требует много времени и специальных знаний, а в качестве педагогов выступают лучшие учителя для ребенка — родители
  2. Все обучение проходит в домашних условиях
  3. Все материалы для обучения можно быстро и легко изготовить своими руками
  4. Положительное влияние физических упражнений как на физическое, так и на умственное развитие ребенка.
  5. Стимуляция мозговой активности ребенка с раннего возраста. Самый активный период развития мозга человека — до 6 лет. Именно в этот период закладывается “фундамент” знаний
  6. Развитие фотографической памяти, скорости реакции мозга и образного мышления
  7. Освоение ребенком большого количества информации за короткий период времени
  8. Всестороннее развитие. Энциклопедические карточки и программы знаний охватывают огромное количество всевозможных тем.

Минусы методики

  1. Пассивная роль ребенка в обучении. Обучение проходит как бы в одностороннем порядке: вы показываете и говорите, а ребенок просто смотрит и слушает, не принимая полноценного участия
  2. Задействованы только зрительные и слуховые каналы ребенка, в то время как тактильные, обонятельные и осязательные, которые так важны при раннем развитии, игнорируются
  3. Отсутствие творческой составляющей
  4. Отсутствие какой-либо мозговой деятельности, кроме запоминания
  5. Большое количество информации может перегрузить мозг

Карточки Домана своими руками за 5 минут

В покупке готовых наборов карточек лично я не вижу никакого смысла, т.к. сделать карточки своими руками не составит особого труда.

Вам понадобится только принтер и бумага. Бумагу лучше взять поплотнее, ближе к картону. В продаже такие имеются в любом канцелярском магазине. Если нет — то обычная бумага тоже подойдет.

Дальше все просто: скачиваем из интернета карточки и печатаем. Перед тем, как печатать карточки, нужно проверить их на соответствие следующим критериям, взятым из книги Домана:

  • точность: изображение на карточке должно быть хорошего качества и соответствовать реальному объекту
  • дискретность: карточка должна изображать только один объект без задних планов
  • новизна: карточка должна изображать то, что ребенок еще не знает
  • однозначность: точное наименование карточки

Карточки должны быть ясными и хорошо “читаться”. Также они должны быть достаточных размеров. Чаще всего используется размер 28х28 см, но это не обязательный параметр.

Сам Доман по этому поводу говорит следующее: “Не уделяйте слишком много внимания самим карточкам, их изготовлению. Достаточно запастись твердым картоном, на котором должно быть изображение”

Поэтому на одном листе А4 можно расположить одну или две карточки, на ваше усмотрение. Также не забудьте подписать карточки с обратной стороны, чтобы зачитывать название во время показа.

Можно сразу готовить и прописывать с обратной стороны факты об объекте карточки для программы знаний — потом меньше работы будет.

Ламинировать и обматывать карточки скотчем нежелательно — при определенном освещении будут бликовать, затрудняя ребенку просмотр. Не такая уж и ценность эти бумажки, чтобы хранить их для передачи по наследству.

Вот в принципе и весь механизм: скачали — распечатали — нарезали и подписали. Можно начинать обучение. А как правильно обучать ребенка вы уже знаете)

Скачать карточки Домана

Скачать Карточки Домана:
Сборник энциклопедических карточек (карточки с картинками)

Скачать книги:
Как дать ребенку энциклопедические знания — Гленн Доман
Как научить ребенка читать — Гленн Доман

Заключение

Методика Домана — это не только карточки Домана для самых маленьких, которые помогут познакомить малыша с энциклопедическими знаниями, чтением, иностранными языками и математикой. Это еще и отличный тренажер для физического развития и здоровья малыша.

Родители, которые использовали методику, неоднократно говорили о пользе упражнений и прогрессе в развитии малыша. Однако многие детские психологи относятся к методике как к устаревшей и даже опасной ввиду возможной перегрузки мозга ребенка из-за показа карточек.

При занятиях с ребенком всегда руководствуйтесь здравым смыслом. Не относитесь к инструкциям автора методики как к истине. Относитесь скорее как к рекомендациям, а не жестким правилам. Экспериментируйте и не перегружайте ребенка

Если что то кажется слишком жестким — сбавляйте напор и занимайтесь в комфортном для вас с ребенком режиме. И помните, что раннее развитие должно быть гармоничным и своевременным.

Надеюсь, что вам понравилась эта статья и помогла разобраться в Методике Домана.

Ставьте лайки, делитесь с друзьями. Буду очень рад видеть ваше мнение в комментариях.

Карточки Домана для самых маленьких: суть методики, как обучать

Автор Alef На чтение 8 мин.

Карточки Домана в последнее время приобретают все большую популярность среди педагогов и родителей. Глен Доман считал, что следует начинать занятия с ребенком как можно раньше, поскольку мозг растет при постоянном его использовании. Результаты обучения по карточкам Домана для самых маленьких удивителен: дети эрудированны, легко учатся в дальнейшем и обладают прекрасной памятью.

Суть методики Домана

Человек познает окружающий мир с самого рождения. Благодаря такой особенности, можно начинать обучение малыша уже с трех месяцев. Карточки Домана являются основой дальнейшего интеллектуального развития ребенка, облегчая обучение в школе и других заведениях.

Методика предполагает использование особых карточек, которые содержат картинку предмета и его название. Эти карточки объединены в тематические наборы – «цветы», «фрукты», «животные и их детеныши» и так далее. Ребенку показывают их несколько раз в день на небольшой промежуток времени. Отработанные карточки со временем заменяются новыми. Считается, что методика Домана позволяет активизировать внутренний потенциал малыша и расширить его врожденные способности.

Нюансы работы с карточками Домана

Недостаточно просто приобрести набор или сделать его самостоятельно. Родители должны уметь работать с учебным материалом. Обучение происходит в моменты, когда малыш заинтересован и в хорошем настроении. Перед показом карточки говорят слова: «Сейчас я покажу тебе…» и предоставляют нужную карточку. На демонстрацию отводится несколько секунд, причем этот процесс сопровождается четким проговариванием слова, написанного на карточке.

как заниматься по методике Домана

Методика имеет следующие нюансы:

  • нельзя самому смотреть в карточку во время показа – это мешает малышу рассматривать картинку;
  • начинают с одного занятия в день, потом количество увеличивается;
  • одну карточку можно показать максимум трижды за день;
  • нельзя заставлять ребенка повторить название – это должно происходить по его желанию;
  • время на занятия должно быть строго регламентировано: их заканчивают до того, как ребенок потеряет интерес к обучению;
  • со временем необходимо расширять набор тематических карточек Домана, исключая хорошо изученные предметы;
  • работа должна быть систематичной, иначе достичь результата не выйдет.

Правильный подход к работе

Занятия по системе Домана важны для каждого малыша. Однако специалисты советуют соблюдать два простых принципа, чтобы результаты обучения были наилучшими.

  1. Не рекомендуется пытаться показать ребенку сразу много карточек. Малыши просто не смогу усвоить огромные количества информации. Поэтому следует использовать лишь те карточки, которые актуальны на данный момент. Например, не нужно показывать карточки со сложными оттенками цветов полугодовалому ребенку, достаточно сначала захватить десяток цветов.
  2. Нельзя заниматься только по карточкам Домана. Ребенок должен играть с любимыми игрушками и заниматься по другим методикам. Ведь развитие малыша обязано быть разносторонним, а зацикливание на одном аспекте оставит пробелы. Общение со сверстниками, прогулки, познание окружающего мира собственными органами чувств – этого никто не отменял.

Сделайте бизиборд, сенсорный коврик, читайте сказки — чем разнообразней будут занятия, тем лучше. Но сильно не дергайте ребенка, всему должна быть мера.

Развитие памяти с помощью карточек Домана

Методика Домана предполагает различные варианты развития памяти. Суть работы – показ малышу карточки на несколько секунд, рассказать, что на ней изображено, привести короткий факт. Родителям кажется, что осмыслить полученную информацию за такой промежуток времени у малыша не получится, однако этот путь развития предназначен для развития скорости реакции мозга. Действительно, сначала ребенок не сможет быстро сконцентрироваться, но со временем его мозг будет реагировать быстрее.

Правила работы с карточками для развития памяти:

  1. В первые дни ребенку показывают 10 карточек за одно занятие. Со временем количество занятий увеличивается, а объем карточек доходит до 120. Разумеется, спешить с этим не стоит. На одно занятие отводится примерно 4 минуты.
  2. Если карточка была показана около 30 раз, она считается отработанной. Ее заменяют новой. Поэтому показанные карточки записываются в тетрадь.
  3. По факту набор из 120 карточек заменяется каждые 10 дней. Общая программа обучения требует 1440 карточек за год, но современные возможности позволяют найти варианты картинок не только в магазине, но и в интернете.

Карточки Домана для обучения чтению

Некоторые считают, что Доман советовал обучать детей чтению с рождения, хотя на самом деле в его работах содержатся рекомендации по обучению чтению с одного года. Однако многие родители начинают показывать карточки малышам с ранних лет, и ничего вредного в этом нет.

Правила работы с карточками для обучения чтению:

  1. В первый день ребенку проводят 4 показа по 5 существительных. Между занятиями выдерживают получасовой интервал.
  2. На следующий день показывают 5 вчерашних карточек (3 раза) и 5 новых карточек (3 раза). Общее количество слов – 10.
  3. На третий день показывают ранее изученные карточки (6 раз) и 3 раза – новые. Итог – 15 слов.

Со временем количество показов увеличивается. Одно занятие предполагает 5 карточек, а в день можно провести 15 занятий.

Карточки Домана для обучения счету

Доман считал, что дети и взрослые считают по-разному: если последние представляют определенную цифру, то первые видит количество игрушек, конфет и так далее. Поэтому на карточках нарисованы точки, а не цифры.

Правила работы с карточками для обучения счету:

  1. Занятие включает в себя демонстрацию 5 карточек. Повторяют это трижды в день.
  2. На несколько секунд ребенку показывают карточку с определенным количеством кружков.
  3. Ежедневно добавляют пару новых карточек, убирая, соответственно, пару старых. Со временем число кружочков увеличивается все больше и больше.

карточки Домана (счет)

Карточки Домана для получения энциклопедических знаний

С помощью методики Домана ребенок может получить начальные энциклопедические знания. Сам Доман говорил, что обширные объяснения малышу ни к чему, достаточно лишь кратко изложить доступную информацию.

Правила работы с карточками для получения энциклопедических знаний:

  1. Занятие включает в себя демонстрацию 10 карточек 3 раза в день. Картинка четкая, без посторонних изображений. Со временем количество изучаемых за день карточек увеличивается до 120.
  2. Показывая карточку, взрослый четко и внятно проговаривает название предмета.
  3. Со временем изученные карточки откладываются, заменяясь новыми. Показывать ребенку уже известные предметы не следует.

Какими должны быть карточки?

Для обучения ребенка по методике Домана карточки должны быть организованы правильно. При изготовлении пособия самостоятельно или покупке в магазине обращать внимание следует на такие аспекты:

  • фон карточек – белый;
  • внизу – яркие надписи;
  • на одной карточке – одна картинка;
  • размеры карточки – 10 на 50 сантиметров.

Как правильно организовать занятие?

Настроение малыша перед занятием – положительное, он готов к обучению. Родитель привлекает его внимание и показывает карточки. Слова следует произносить ровным тоном, внятно и четко. Учебный материал предварительно делят по темам.

Совсем маленьким детям достаточно просто показать карточку и сказать, что на ней изображено. Дополнительная информация не требуется – она лишь нагрузит мозг ребенка. С возрастом добавляют характеристики предмета, просят классифицировать картинку и найти ее среди других. Уже к пятому дню занятий детям показывают около 25 карточек.

Занятия по системе Домана подходят как для детей с нормальным развитием, так и для детей с патологиями развития головного мозга или нервной системы. Главное – определить оптимальную «дозировку» карточек, время демонстрации, а также уметь заинтересовать ребенка и понять, когда урок лучше окончить.

Достоинства методики Домана

Педагоги рекомендуют использование карточек Домана для раннего обучения малышей, поскольку они обладают следующими достоинствами:

  1. Ребенок воспринимает картинки буквально с трех месяцев.
  2. Организовать занятия совершенно несложно.
  3. Карточки можно сделать своими руками.
  4. Не обязательно просить заниматься с малышом посторонних людей. Провести урок могут родители.
  5. Развивается память и внимание малыша, карточки способствуют раннему обучению чтению.
  6. Расширяется кругозор ребенка, поскольку карточки выполнены в различных тематиках.

Недостатки методики Домана

Как и любая педагогическая методика, система Домана имеет свои минусы:

  1. Ребенок не принимает активного участия в процессе обучения, он просто наблюдает за карточками.
  2. Самостоятельно читать ребенок все же не научится, как и анализировать текст.
  3. Не развивается творческое мышление.
  4. Занятия слишком формальные и предполагают четкое следование инструкции. Карточки показывать нужно с определенной систематичностью, дни пропускать нельзя.
  5. Дети после трех лет не реагируют на данную методику обучения, если раньше она им не предлагалась.

Как сделать карточки Домана своими руками

В магазине можно купить карточки Домана для самых маленьких на любую тему, однако проще изготавливать их собственноручно, так как количество изображений огромно.

Проще всего найти нужные картинки в интернете, распечатав их на качественной и плотной бумаге. Карточки обязательно должны быть цветными. Допустимо вырезать изображения предметов из журналов или газет. Чтобы пособие прослужило дольше, его ламинируют.

Важно подписать карточку с обратной стороны, поскольку смотреть родителю на картинки во время демонстрации нельзя – это отвлекает ребенка. Категории выбираются любые: от цветов, домашних животных, овощей и фруктов до музыкальных инструментов, частей тела и даже известных писателей.

Для малышей изготавливается по 10 карточек на каждую категорию, но со временем количество увеличивается, а предметы усложняются. К примеру, можно знакомить ребенка с породами кошек и собак с помощью карточек.

метод Глена Домана для детей

Кстати, giftedbaby.net собрали и выложили для скачивания картинки. Выбирайте необходимое и распечатывайте на принтере:

Хотя мнения специалистов относительно карточек Домана для самых маленьких неоднозначны, большинство все же положительно отзывается об этой системе обучения. Да и родители, которые ответственно относились к занятиям, сообщают, что их дети значительно опережают сверстников в развитии. Со своей стороны, мы уверены, что карточки Домана для самых маленьких ребятишек при систематическом применении способствуют развитию логики, внимания и памяти – это важные составляющие психологического становления личности.

В чем заключается методика Гленна Домана

Гленн Доман – американский врач-физиотерапевт. Мировую известность учёному принесли его восстанавливающие методики для детей с поражённой нервной системой, а также метод обучения детей.

методика глена домана карточки

Кто такой Гленн Доман

Доман родился в Филадельфии. В 40-м году он отучился на врача-физиотерапевта, после чего стал заниматься изучением мозга у детей. Однако начавшаяся Вторая Мировая война и нападение на военную базу Пёрл-Харбор помешали учёному продолжить исследования. Доман пошёл воевать, участвовал не в одном сражении, став впоследствии лейтенантом и получив военную награду – крест «За выдающиеся заслуги». Вернувшись с фронта, Гленн Доман решил продолжить некогда начатое дело. Он сновал Институт достижения потенциала человека, где до конца жизни работал и проводил исследования.

Гленн Доман

В чем заключается методика Домана

Методика Домана для детей с поражённой нервной системой основана на применении специальных карточек, которые развивают их мозг. За счёт стимулирования здоровых клеток мозга, не поражённых болезнью, дети начинали развиваться: их мозг начинал работать, дети учились разговаривать, двигаться.

Тогда это было немыслимо – как безнадёжно больные дети, обречённые всю жизнь провести в инвалидном кресле, могли показывать такие результаты? Своими познаниями они порой опережали сверстников, показывая довольно высокие результаты обучения.

Успех методики Гленна Домана покорил многих, так, что позднее её стали использовать для обучения здоровых детей.

Основное правило Домана гласит: в первые годы жизни малыша нужно заставлять как можно чаще двигаться и напрягать мозг. Тогда интеллект ребёнка будет развиваться быстрее. Иными словами, нужно стимулировать ребёнка больше двигаться, потому как двигательная активность способствует нормальному развитию мозга, особенно его коры. Таким образом, ребёнок будет намного умнее и сообразительнее.

Принципы методики Домана

Основной принцип методики Домана – карточки, на которых пишут слова, цифры, приклеивают всякие картинки. В зависимости от тематики эти карточки раскладывают по стопкам, а затем показывают малышу, в течение всего дня. Например, сначала берут десять карточек с животными, и по десять секунд показывают ребёнку. Затем начинают рассказывать про объекты на карточках – что это за животные, где они живут, что едят и прочее в этом роде.

Кроме этого, к принципам системы Домана можно отнести:

  • обучение нужно начинать как можно раньше – чем младше ребёнок, тем проще и эффективнее его всему научить;
  • когда малыш станет показывать успехи, старайтесь радоваться за него и хвалить его;
  • научить ребёнка чему-либо можно лишь тогда, когда он сам того захочет: если ваше дитя плачет и капризничает, отказываясь садиться за учёбу, не стоит его принуждать – просто подождите, когда малыш остынет;
  • обстановка для учёбы должна быть соответствующей;
  • обязательно должен «входить» новый материл в обучение;
  • чуть ли не самое главное такого метода – регулярные занятия ребёнка;
  • знания ребёнка лучше не проверять;
  • уважайте своего малыша и доверяйте ему.

Требования к карточкам:

  • Карточка должна быть чистой, желательно белого цвета.
  • Карточка должна быть довольно большой; самый подходящий вариант – 28/28 сантиметров.
  • На карточке должен быть изображён только один предмет, и ребёнок не должен быть с ним знаком.
  • Все детали на карточке должны быть хорошо видны.

карточки домана

Как должна выглядеть карточка Домана для детей

Раздел: биология.

Набор карточек: пантера.

Категория: Млекопитающие животные.

Уровень первый. Пантеры относятся к семейству Кошачьих.

Уровень второй. Пантеры – очень крупные животные.

Уровень третий. У всех пантер очень крепкие и мощные зубы.

Уровень четвёртый. Пантеры- хищники.

Уровень пятый. Пантеры (кроме львов) – одиночные животные.

Далее следует ещё несколько уровней.

Создавая собственный метод обучения детей, Гленн Доман был уверен, что с помощью этого метода можно вырастить настоящего гения. Может, оно и так: у Домана много последователей, однако существует мнение, что его метод неэффективный. В этом стоит разобраться.

Карточки Домана

Противоречия в системе Домана

Те, кто не считает методику раннего развития Домана совершенной, приводят тому ряд доказательств:

  1. В ситуации, когда ребёнок просто сидит, смотрит на карточки и слушает информацию об изображённых на них объекта, малыш выглядит пассивным, ведь ему даже запрещается задавать вопросы и брать карточки в руки.
  2. Обучение без диалога – пустая трата времени; ребёнок не сможет в будущем применить все свои знания на практике, тогда зачем ему вообще нужно такое обучение?
  3. Кроме того, по многим оценкам, таким способом в ребёнке напрочь отбивается стремление к творчеству и созиданию, а это потом пагубно скажется на его психике.
  4. При использовании в обучении только зрительного восприятия (карточки направлены как раз на это) у ребёнка не развивается текстовое восприятие, которое нужно обязательно развивать. Таким образом, формирование речи в методике Гленна Домана для детей попросту нет места, что не совсем хорошо.
  5. Система Домана предполагает слишком интенсивную работу, которая для ребёнка может показаться чересчур тяжёлой – ведь заниматься нужно весь день, изредка отвлекаясь на какие-либо домашние дела.
  6. И, наконец, самих родителей тоже может коснуться некий дискомфорт, связанный с развивающими карточками Домана. Дело в том, что родители (чаще всего мама) должны полностью погрузиться в эту систему, уйти с головой в изготовление карточек, часами их показывать ребёнку и многое объяснять. Помимо того, что это весьма кропотливый труд, времени на другие дела будет катастрофически не хватать.

Метод с развивающими карточками Домана крайне редко используется в детских садах и других дошкольных учреждениях – он больше подходит для семейного обучения.

И, кстати, многие родители, обучавшие своих детей по этому методу, действительно восхищались успехами ребёнка: их дети раньше других научились читать и писать, выполняли сложные задачи, многому научились.

Однако отзывов компетентных людей, связанных непосредственно с наукой, единицы, и все они – не в пользу методики, а скорее, наоборот, ребёнок и без неё вполне смог бы добиться таких результатов. К тому же пассивный потребитель информации, которым в данном случае выступает малыш, не сможет в дальнейшем применить полученные знания на практике, и это факт.

Но как бы то ни было, система Домана существует по сей день, и многие её применяют: кто-то – в первозданном виде, кто-то – немного видоизменяя «под свой лад». Попробуем разобраться, что представляют собой упражнения из методики.

Упражнения с карточками Домана

  • Учим ребёнка чтению

Сначала проводим три сеанса с показом 15-ти карточек со словами. Слова должны быть существительные, написанные буквами красного цвета.

Затем нужно увеличить количество сеансов до девяти, показывая уже не просто слова, а целые словосочетания и предложения.

  • Развиваем интеллект

Здесь потребуются карточки с изображениями.

Объекты могут быть самые разные: растения, цветы, игрушки, овощи и прочее.

Сначала нужно проводить три сеанса с демонстрацией десяти карточку. Карточку нужно показывать быстро – в течение одной-двух секунд, затем убирать.

Затем количество карточек за сеанс увеличивается: их теперь нужно показать не 20, а 120.

  • Учимся считать

Ребёнку показывают карточки с изображением точек. За один сеанс нужно показать пять карточек, всего – три сеанса.

По мере изученности карточек они убираются из программы, а новые добавляются. С каждым сеансом увеличивается количество точек на карточке и число.

Карточки Домана

Выводы по методике Гленна Домана

Методика Гленна Домана – весьма противоречивая система, которая вызывает как восхищение, так негодование.

Методика предназначена для того, чтобы научить ребёнка писать и читать, а также приобретать базовые двигательные навыки.

Методика доступна детям с шести месяцев жизни.

Основной принцип – применение карточек с буквами, словами, сочетаниями слов, которые нужно показывать ребёнку, чтобы он их запомнил. Карточки должны быть большими и чистыми. В качестве изображений можно использовать цифры, символы, объекты (животные, цветы).

Заниматься нужно по несколько сеансов, постепенно увеличивая количество карточек.

В целом, система Домана работает, судя по многочисленным отзывам родителей. Желаем вам удачи!

Карточки Глена Домана. Как пользоваться, с чего начать? — запись пользователя Татьяна (gyrtovayat) в сообществе Раннее развитие в категории Методика Глена Домана

Вот в принципе и весь вопрос.... Девчонки! Мамочки!!! Кто занимается со своими детками по данной методике???

Нам подарили мега-чемодан "Вундеркинд с пелёнок". Почитала отзывы в интернете, даже нашла видеоролики с детками, которые занимаются с этими карточками. НО!!! Нигде не могу найти доходчивой информации о том, как именно с этим работать. О пользе методики всё понятно - мега нужная и полезная штука. Но вот как именно заниматься с этими карточками?

Нашла всякие разные статьи и поняла, что карточек Домана достаточно много и они разные. У нас именно вот этот чемодан


Может у кого такой же? Подскажите что с этим счастьем делать?!)))

Моим дочкам-двойняшкам 3 с половинкой месяца. Вот уже пару дней как пробую с ними заниматься и не уверенна, что делаю это правильно((((
Выбрала для начала категорию фрукты. В первый день начала с 5 карточек (арбуз, апельсин, яблоко, груша, персик). Показывала по несколько секунд каждую карточку с чётким проговариванием. С каждой из дочерей занималась индивидуально. Каждой явно нравится - смотрят очень внимательно, как буд-то и впрямь что-то там соображают)))) Повторила занятие раз 5 за день с этими пятью карточками в то время, когда дети поспали, поели и находились в отличном настроении.

На следующий день к этим пяти карточкам добавила ещё 5. Повторяла вчерашние, плюс ещё новые 5.

Третий день - ещё 5.

И вот вчера был 4-ый день и у нас уже 20 карточек...

Что теперь? Брать ещё 5 карточек из новой категории (в каждой категории по 20 карточек), а первые 5 слов, которые я показывала в первый день убирать?

Короче, я запуталась и не уверенна, что всё правильно делаю.

Опытные мамочки!!! Помогите! Подскажите!!!!!

Заранее очень благодарна!

глен доман карточки

Методика Домана. Наш отзыв. Что изучать и в каких количествах?

Методика Домана отзывы

Сегодня я хотела бы рассказать о том, как мы с Таисией учились и учимся по методике Домана. О том, как проходят наши занятия, какие карточки, в каком количестве и с какой частотой мы смотрим и, самое главное, какие мы увидели результаты. Когда стала писать свой отзыв, поняла, что в одной статье все уместить не смогу, поэтому разделила ее на 2 части. Вот здесь вторая:

МЕТОДИКА ДОМАНА. НАШ ОПЫТ. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОТЕРЯЛ ИНТЕРЕС К КАРТОЧКАМ? — ЧИТАТЬ

По методике Домана мы начали заниматься, когда Таисии было 7 месяцев. Можно было, конечно, начать и раньше, но, к сожалению, узнала я про методику не сразу, а потом еще и долго сомневалась, стоит ли заниматься. Начитавшись отрицательных высказываний противников методики, я боялась, что занятия отрицательно скажутся на психическом развитии дочки, будут препятствовать естественному развитию и все в таком духе. Сейчас же, когда мы уже прозанимались по карточкам Домана больше 1,5 лет, я с полной уверенностью могу сказать, что мне безумно нравится эта методика и все, что говорят про нее плохого полная ерунда. Конечно, при условии, если вы будете подходить к занятиям без фанатизма и не будете показывать ребенку круглые сутки одни только карточки, лишая его нормального человеческого общения. Вообще подробнее о том, почему все-таки стоит заниматься по методике и каких принципов нужно придерживаться, чтобы не переусердствовать с занятиями читайте здесь.

По карточкам мы быстро и легко выучили формы, цвета, буквы, цифры, много важных понятий и интересных фактов. Сейчас учимся читать, и я надеюсь, что обязательно научимся:) Обучение по карточкам Домана совершенно не мешает нам проводить другие игры и занятия, даже наоборот знания, полученные по карточкам, помогают нам в других играх. Ну а теперь обо всем поподробнее.

Какие карточки и в каком возрасте мы изучали

Свое обучение по методике Домана с 7 месяцев до 1,5 лет мы вели исключительно по энциклопедическим карточкам, игнорируя карточки для обучения счету и чтению, т.к. я считала совершенно противоестественным учить столь маленького ребенка таким серьезным наукам. За это время мы изучили очень много разных тем: все темы из комплекта «Вундеркинд с пеленок» (домашние и дикие животные, фрукты, овощи, ягоды, профессии, достопримечательности мира и др.), а также другие темы – «Одежда», «Посуда», «Предметы быта», «Бытовая техника», «Действия». Многие готовые комплекты я дополняла самодельными карточками.

Занимаясь с Тасей по методике Домана, я заметила, что от обучения гораздо больше пользы, а сами занятия проходят интереснее, если знания, полученные по карточкам, закреплять в других занятиях и будничных беседах. Например, посмотрели карточки с домашними животными – нужно постараться показать их ребенку в жизни, хотя бы некоторые из них. Посмотрели карточки с цветами – стараемся называть как можно чаще эти цвета в своих играх. Посмотрели карточки с буквами – начинаем активно играть с буквами (используя рамки-вкладыши и т.п.).

Более того, сейчас я придерживаюсь мнения, что информацию, которую в ближайшее время мы использовать не собирались,не надо было изучать. Ни к чему нагружать ребенка ребенка знаниями «про запас», невостребованные они все равно быстро забудутся. Например, еще в 1,5 года мы изучили комплект «Достопримечательности мира», хоть дочь и смотрела карточки с удовольствием, думаю, рациональнее было бы изучить набор сейчас, года в 2,5, когда мы с интересом лазаем по географической карте. Теперь мы можем карточки не только посмотреть и забыть, но и включить в нашу игру, раскладывая их по частям света. Я ни в коем случае не хочу отговорить вас от просмотра карточек, но считаю, что просмотр каждого набора нужно начинать обдуманно, в том возрасте, когда он будет интересен ребенку.

По моим наблюдениям, в возрасте 9-11 месяцев ребенок начинает активно устанавливать ассоциативные взаимосвязи между тем, что он увидел на карточке с тем, что он увидел в жизни и в книжке. Поэтому, я считаю, что это время как нельзя лучше подходит для изучения по карточкам окружающих предметов: замечательно подойдут такие комплекты как «Одежда», «Посуда», «Предметы быта» и т.п. Кто-то скажет: «Лучше в жизни показывать ребенку реальные предметы!» Но если вы будете изучать окружающие предметы по карточкам, это ни в коем случае не отменяет того, что вы будете называть малышу все эти предметы в реальности! Наоборот, показывая предмет в различных его видах, вы будете способствовать формированию в голове ребенка ассоциативных связей, что очень полезно для его развития.

Карточки Домана Отзывы

Примерно с 9 месяцев мы начали изучение карточек с окружающими предметами, и они имели у моей дочери небывалый успех. Стоило один раз при просмотре карточки «Люстра» показать, где она находится, дочка при каждом просмотре стала указывать пальцем на люстру. После просмотра карточки с изображением кухонного венчика, я всего один раз открыла шкаф и достала венчик, чтобы показать его Тасе, а уже при следующем просмотре она побежала из другой комнаты на кухню, залезла в шкаф и достала оттуда венчик.

Вообще посуду нам особенно сильно нравилось изучать, Тая запомнила на кухне все половники, шумовки, венчики, пиалки, тарелки и т.п. Все изучаемые предметы были под рукой, и это вдвое интереснее. Очень скоро она запомнила, как называются практически все предметы в доме – чайник, стиральная машина, микроволновая печь, термометр, картина, выключатель, батарея и т.д. При демонстрациях дочка с удовольствием на них показывала или изображала как-то по-своему. И все это легко и с удовольствием!

Геометрические фигуры, считаю, рационально начинать показывать где-то в год (почему, читайте здесь). Цвета — в 1 год 3 месяца (подробности).

Прежде чем изучать какую-то тему, подумайте, готов ли ребенку к беседам, чтению книжек или играм на эту тему.

Именно соблюдение этого правила я считаю залогом полезного, «неперегружающего» обучения. Сожалею, что понимание этого принципа пришло ко мне не сразу, а только путем личных проб и ошибок.

К 1,5 годам мы изучили весь запас имеющихся у нас энциклопедических карточек и перешли к изучению математики и чтения. Как я уже говорила, долгое время я была убеждена, что учить малыша, которому нет и года читать и считать, как-то неправильно. Но позже я поняла, что если уж все-таки браться за чтение и математику по Доману, то лучше начинать пораньше, хотя бы в возрасте около года. Вообще за время нашего обучения чтению мое отношение к методике Домана неоднократно менялось, и об этом я как-нибудь обязательно напишу поподробнее. Не пропустите.

А в 1 год 11 месяцев мы начали изучать факты по энциклопедическим карточкам. Считаю, что здесь возраст был как раз подходящим. К этому времени дочка уже более-менее научилась говорить и с удовольствием начала пересказывать мне все, что я ей рассказывала в фактах о животных, овощах, транспорте и т.п. Вообще, я поразилась, как быстро она запоминает (буквально за несколько просмотров) весьма некороткие предложения об объектах и выдает их мне.

Суть изучения фактов заключается в следующем. Например, я показываю карточку «Корова» и при этом произношу «У коровы есть рога, чтобы защищаться, хвост, чтобы отгонять насекомых, и вымя, в котором собирается молоко», или, показывая карточку «Пожарная машина» говорю «Пожарная машина – это специальный большой автомобиль, который помогает тушить пожары». Стараюсь, говорить доступными словами, избегаю трудных оборотов. Да и вообще выбираю такие факты, которые понятны для двухлетнего ребенка. После просмотра иногда что-то поясняю, чтобы запоминание было более осознанным.

Сколько раз в день и в каких количествах мы смотрели карточки

С самого начала я решила, что мы не будем ставить рекордов и просматривать карточки будем столько раз в день и в таких количествах, сколько это будет нам комфортно. Таким образом, начали мы свои занятия с 3 комплектов карточек по 10 штук. Первыми нашими наборами были «Дикие животные», «Овощи» и «Транспорт». По Доману предлагается каждый набор показывать ребенку 3 раза в день, т.е. при 3 комплектах, должно быть 9 демонстраций в день. Мы же смотрели карточки примерно 6 раз в день. Иногда получалось даже меньше, в зависимости от того, чем были заняты. Более того, по методике Домана предлагается постепенно увеличивать количество просматриваемых наборов (соответственно увеличивая количество просмотров в день), мы этого делать тоже не стали.

Далее после 30 показов каждого набора мы начали добавлять новые карточки. В каждый набор по одной новой карточке взамен одной старой. И так обновления происходили через каждые три показа. После того, как полностью заканчивали просмотр какого-либо комплекта, добавляли другой.

Доман предупреждает, что чем больше заниматься с ребенком по карточкам, тем быстрее он начинает их усваивать. И очень скоро, чтобы запомнить одну карточку ему понадобится уже не 30, а 20 или даже 10 показов. И действительно, вскоре я заметила, что дочка стала скучать при многократном просмотре одних и тех же карточек, стала отвлекаться или смотреть без интереса на те карточки, которые видела уже много раз. Тогда я решила изначально демонстрировать набор 20 раз (вместо 30), а замену производить не каждые 3, а каждые 2 показа. После этих изменений занятия сразу стали проходить динамичнее, больше интереса стало в глазах дочери.

Но спустя некоторое время стало очевидно, что и при таких нормах просмотр карточек для дочери уже неинтересен. И тогда я отвела на первичный просмотр 15 показов и стала вводить уже не по одной, а по две новые карточки каждые 3 показа. Затем первичный просмотр стал 12 демонстраций. Пока в таком режиме и работаем, но, мне кажется, что уже пора переходить на 9 демонстраций.

***

На этом заканчиваю первую часть нашего отзыва о методике Домана. Во второй части статьи можно прочитать о том, как мы изучали по карточкам цвета, формы, и о некоторых полезных хитростях, которые необходимо знать при обучении малыша по методике Домана.

Что делать, если ребенок потерял интерес к карточкам?


МЕТОДИКА ДОМАНА. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОТЕРЯЛ ИНТЕРЕС К КАРТОЧКАМ?


Также рекомендую почитать:

Методика Домана


МЕТОДИКА ГЛЕНА ДОМАНА. КАК ЗАНИМАТЬСЯ? И СТОИТ ЛИ?


Методика Монтессори в домашних условиях


МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ


С уважением, Яна Разначенко

Методика занятий с карточками Домана

Кто такой Глен Доман? В чем заключается его методика раннего развития детей? Как же заниматься с карточками Домана? Какой эффект дают занятия? Что такое система энциклопедических знаний? Как можно изучать иностранные языки с помощью карточек Домана? Что такое «математика по Доману»?

Наверняка, эти и многие другие вопросы задают себе многие родители, которые планируют купить карточки Домана или уже купили их.

Попробуем вкратце разобраться в этих вопросах.

Глен Доман  — это американский врач-нейрофизиолог, который является автором программы интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения.

Его методика основана на результатах детального изучения закономерностей развития детей. Основная идея методики заключается в следующем: в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставляя ему неограниченные возможности в жизни.

Изначально Доман работал с детьми, имеющими повреждения мозга. И в результате кропотливой работы и многолетних исследований было выявлено, что такие дети догоняют и даже перегоняют своих сверстников в умственном развитии, если постоянно заставлять работать их мозг с помощью различных занятий.

Впоследствии Доман также разработал программы занятий для здоровых детей, чьи родители желают вырастить их здоровыми, умными и гармонично развитыми личностями.

Вот основные тезисы  программы Домана (по книге Г.Домана «Гармоничное развитие ребенка»): 

1) Каждый ребенок – может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности.

2) Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.

3) Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти.

4) Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.

5) Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делать это искренне и радостно, с использованием фактов.

Основные принципы и правила обучения ребенка:

1) Начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.

2) Радуйтесь успехам малыша и хвалите малыша.

3) Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

4) Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

5) Создавайте подходящую обстановку для обучения.

6) Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.

7) Чаще вводите новый материал.

8) Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.

9) Не проверяйте знания своего ребенка.

10) Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

11) Если вам или ребенку неинтересно — прекратите занятия.

Доман работал по нескольким основным направлениям:

1) Раннее физическое развитие ребенка — залог его умственного развития. Т.е. он считал, что, например, ребенок  уже с рождения должен большую часть времени проводить на полу головой вниз и учиться ползать. Родители должны максимально помогать ребенку в физическом развитии с самого рождения и способствовать всеми возможными способами. Физическая активность стимулирует развитие мозга.

2) Формирование системы энциклопедических знаний у детей раннего возраста. Для этих целей в нашем ассортименте в настоящее время имеется 65 комплектов карточек на русском языке.

Например, знаете ли Вы, чему можно научить ребенка за 30 секунд?
Представьте себе ситуацию: к вам подошел ребенок и спрашивает вас что-то об увиденной собаке.

Вот несколько возможных вариантов ответов взрослого:
1. «Не знаю, отстань». 
2. «Это — гав-гав». 
3. «Это — собака».
4. «Это — пудель».
5. Показать ему десять карточек с породами собак. 
6. Научить его устанавливать связь между фактами (показать ему десять карточек с породами собак и сказать: «Взгляни, малыш, все эти картинки изображают животных, называемых «собаками». Собаки бывают разных пород: немецкая овчарка, колли, лабрадор, пудель, коккер-спаниель, боксер, доберман-пинчер, ротвейлер, чау-чау, болонка»).

Если вы предпочтете именно шестой вариант, то ребенок сможет сам сделать выводы: все собаки имеют шерсть, лапы, хвост и т.д., но могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста и т.п. 
Таким образом, за 30 секунд можно значительно ускорить развитие мозга ребенка и дать ему значительный объем новых знаний. Таким же образом можно поступать при обсуждении любой другой темы: фрукты, овощи, дикие или домашние животные, цветы и насекомые и т.д.

Доман пишет: «По большому счету, цель жизни – это приобретение разносторонних знаний об окружающем мире. Объяснять что-либо детям бесполезно – они еще ничего не знают. Детский мозг может воспринимать только голые факты».  

Поэтому Доман советует не бояться давать детям как можно больше информации об окружающем мире. Эту информацию ребенок может получать как в процессе специально организованных занятий с карточками, так и спонтанно на протяжении дня при появлении удобного случая.  

Карточки должны быть разделены на темы-категории. На первом этапе необходимо просто показывать ребенку карточки с изображением различных объектов и соответствующим написанием. Т.е. ребенок на этом этапе сможет запомнить изображение объектов, их написание и звучание. При показе необходимо четко произносит название объекта. Карточки должны показываться в достаточно быстром темпе (1-2 секунды) на 1 карточку. Начинать можно с 10 карточек из одной категории и показывать их примерно 3 раза в день. Постепенно  довести количество показываемых  за одно занятие карточек до 20 штук. Таким образом, если в категории 20 карточек и Вы показываете их со скоростью 1-2 секунды, то на одно занятие уходит в среднем 30 секунд. И если Вы показываете карточки трижды в день, то это всего около 1,5 минут в день. По настроению ребенка можно укорачивать или удлинять занятия. Прекращать нужно быстрее, чем ребенку успеет надоесть. Каждую карточку в конечном итоге желательно показать 20-30 раз. Т.е. если трижды в день показывать каждую карточку, то итого на один комплект из 20 карточек необходимо потратить 7-10 дней. После этого можно приступать к новым 20 карточкам.

Доман рекомендует, что на первом этапе (указанном в предыдущем абзаце) необходимо познакомить ребенка примерно с 1000 карточками, а потом приступать к более углубленной интеллектуальной программе, т.е. знакомить малыша с энциклопедическими и просто интересными фактами о том или ином объекте. Несложно посчитать, что если на 20 карточек уходит 7-10 дней, и если заниматься систематически с самого раннего возраста (например, с 3 месяцев), то примерно к 1,5 годам ребенок освоит 1000 карточек, т.е. пройдет 1-й этап. Если Вы начали заниматься с ребенком позже, то, скорее всего, на освоение 20 карточек будет уходить не 7-10 дней, а меньше, например,  3-5 дней или даже еще меньше. Т.е. общий срок освоения всего материала будет гораздо меньше.

По окончании 1-го этапа начинаем использовать познавательную информацию (в наших комплектах она имеется в виде приложений-вкладышей). К этому времени ребенку уже, скорее всего, будет 1,5-2 года (возможно меньше или больше в зависимости от того, в каком возрасте были начаты занятия и насколько регулярно они проходили). Т.е. ребенок уже в состоянии выслушать, понять и запомнить многое из того, что ему говорят. Показывая карточки примерно в таком же режиме, как на 1-м этапе, при показе каждой карточки добавляем какой-нибудь факт о показываемом объекте. При следующем показе этой же карточки, озвучиваем другой факт и т.д. И так повторяем несколько циклов, чтобы информация улеглась в памяти ребенка. 

Например, показывая карточку с изображением жирафа, можно поэтапно озвучивать следующую информацию:

  1. Млекопитающее из отряда парнокопытных, семейства жирафовых.
  2. Является самым высоким наземным животным планеты. Достигает высоты 5,5м.
  3. Высокий рост увеличивает нагрузку на систему кровообращения, поэтому сердце у жирафов особенно сильное: оно пропускает 60 л крови в минуту и весит 12 кг.
  4. Язык жирафа очень длинный и мускулистый: жираф может высовывать его на 45 см и способен хватать им ветки.
  5. Жирафы умеют быстро бегать и в случае острой необходимости достигают галопом скорости 55 км/ч, то есть на коротких дистанциях они могут перегнать скаковую лошадь.
  6. Жирафы являются исключительно травоядными животными, любимое лакомство – акация.
  7. Ежедневно жираф потребляет около 30 кг пищи и проводит за едой от шестнадцати до двадцати часов в сутки.
  8. Несмотря на такую длинную шею, у жирафа, как и у человека, всего 7 шейных позвонков.
  9. Рисунок на шерсти жирафа уникален  для каждой особи подобно отпечаткам пальцев у человека.
  10. На голове у жирафов обоих полов находятся два обтянутых шерстью рожка, утолщённые на концах. Изредка встречаются и две пары рожков.
  11. Жирафы умеют высоко  прыгать, преодолевая даже барьеры высотой до 1,85 м.
  12. Среди всех млекопитающих у жирафов одна из наименьших потребностей во сне — от десяти минут до двух часов в сутки; в среднем жирафы спят 1,9 часа в день.

В итоге ребенок не только будет знать, как выглядит жираф, как пишется и произносится слово «жираф», а также запомнит множество фактов из жизни жирафов. Аналогично и по другим объектам. 

 

Дорогие родители! Конечно, строгое следование  вышеописанной методике может стать «непосильной ношей» и тяжелой работой для многих. Родители  могут потерять интерес,  ребенок может потерять интерес. Но даже частичное следование этим принципам дает очень хорошие результаты и  уж лучше хоть как-то заниматься, чем вообще никак. Также можно придерживаться принципа: лучше поздно, чем никогда. Т.е. если Вашему ребенку, например, сейчас 2 года или более, а Вы еще совсем не занимались по этой методике, не надо думать, что поезд «ушел безвозвратно». Очень многое еще можно успеть сделать!

 

 

 

3) Обучение ребенка математике с раннего детства, что стимулирует мозговую активность. Для этих целей в нашем ассортименте имеется комплект «Математика» (с красными точками и цифрами). 

Дети видят вещи такими, какими они являются на самом деле. Если мы скажем «три», ребенок представит количество — три предмета, а мы взрослые – значок – цифру «3». Т.е. ребенок мыслит фактами, и если мы дадим ребенку такие факты, он научится определять количество предметов, не пересчитывая их, и откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д.

Для обучения ребенка счету возьмем 20 карточек, на каждой из которых будет нарисовано в хаотичном порядке от 1 до 20 красных точек диаметром чуть меньше 2 см. 

Показ карточек осуществляется таким же образом, как и с карточками по чтению. Только в данном случае на начальном этапе используются: карточки с точками от 1 до 5 и карточки с точками от 6 до 10. Показывая карточку необходимо четко называть количество кружочков, изображенных на карточке. 

Очень скоро ребенку достаточно будет одного взгляда на карточку, чтобы определить, какое количество кружочков изображено на той или иной карточке.  Ребенок с легкостью отличит карточку с 19 кружочками от карточки с 20 кружочками. При этом взрослому это сделать достаточно сложно без предварительного подсчета (для упрощения задачи для взрослых на обратной стороне карточки указано количество красных точек). 

После запоминания всех 20 карточек с кружочками можно использовать комбинации 2-3-4  карточек (и т.д.) для получения большего количества кружочков. Например, 21 — это комбинация карточек с одним кружочком и двадцатью кружочками и т.д.

Последовательность обучения счету на фактическом материале выстраивается следующим образом:

Первый этап — освоение понятия «количество» (т.е. на этом этапе ребенок учится определять количество красных точек на карточках, см. выше). 

Второй этап – уравнения. После освоения 20 карточек с кружочками можно приступать к уравнениям. Например, операция сложения: «Один плюс два равняется трем». Произнося это предложение, показываем последовательно: сначала карточку с 1 кружком (произнося при этом «один»), потом убираем ее и говорим «плюс»; далее показываем карточку с 2 кружками (произнося при этом «два»), убираем ее и говорим равняется, и, наконец показываем карточку с 3 кружочками.  И так по 3 уравнения ежедневно. Например, в первый день: 1+2=3, 2+3=5, 4+2=6 и т.д. Используя только карточки от 1 до 20 можно составить 190 различных уравнений. После нескольких недель занятий в таком режиме аналогичным образом можно освоить операцию вычитания. Далее аналогичным образом осваиваем операцию умножения. После этого можно ввести понятие «ноль». Для этого в нашем наборе есть одна совершенно пустая карточка. Проводя занятия на операции сложения, вычитания и деления можно включать в эти уравнения «ноль». Т.е. получится, например, 2+0=2, 5-0=5, 6*0=0 и т.д. Ребенок очень скоро поймет, что означает  понятие «ноль». Далее переходим к освоению операции деления аналогично  операциям сложения, вычитания и умножения.

Третий этап — решение задач. На данном этапе можно предоставить ребенку возможность продемонстрировать свои знания. Например, показывая ребенку карточку с 16 и 20 кружочками, можно спросить: » Где двадцать?» Если ребенок указывает на нужную карточку, то необходимо его поощрить. Если нет, то нужно указать на карточку с 20 кружочками и сказать»А разве двадцать не это?» Вне зависимости от ответов ребенка нужно сохранять спокойствие и энтузиазм.  Потренировавшись выбору из двух вариантов  несколько дней можно переходить к решению задач. При решении задач не нужно просить ребенка назвать точный ответ. Нужно всегда предоставлять ему возможность выбора из двух вариантов.  Задачи представляют из себя  трехчленные уравнения с различными комбинациями операций сложения, вычитания, умножения и деления. Например: 2*2*3=12, 20:10+4=6 и т.д. Уравнения показываются, используя карточки с кружочками по той же системе, что и на предыдущем этапе. При этом каждый раз даем ребенку возможность выбрать из двух вариантов ответа. Через несколько недель занятий Вы с удивлением обнаружите, с какой легкостью ребенок решает любые предложенные уравнения.

Четвертый этап — освоение понятия «цифра», запоминание цифр. На этом этапе настала очередь познакомить ребенка с понятием «цифра», т.е. «1», «2», «3» и т.д. Напомним, что до этого все занятия проводились только с карточками с кружочками и ребенок, решая достаточно сложные уравнения понятия не имел, что существуют цифры, т.к. для него главное было — количество кружочков, изображенных на карточке. Для данного этапа в нашем комплекте «Математика» имеются все цифры от «0» до «9» в нескольких экземплярах, чтобы можно было из 2-3 карточек составлять достаточно большие числа. Цифры изучаются также, как на первом этапе — количество красных кружочков. После того, как ребенок усвоил цифры от 1 до 20 необходимо начать соотносить количество красных кружочков с определенными цифрами. Например, можно взять карточку с пятью кружочками и положить ее на пол. Рядом положить карточку со знаком «=», и далее цифру «5». И ребенок поймет, что означает это равенство. Также можно использовать знаки «больше» или «меньше». Например, положить карточку с десятью кружочками, далее знак «больше», а потом цифру «8». Изучение цифр — это очень простой этап для ребенка.

Пятый этап — цифровые уравнения. Это по сути повторение второго и третьего этапов, только с использованием цифр, а не карточек с красными кружочками. Т.е. уравнения и задачи показываются ребенку с использованием традиционных цифр. Таким образом, мы пришли к  тому, что маленький ребенок решает  достаточно сложные математические задачки, для решения которых многим взрослым потребуется калькулятор.  

4) Обучение иностранным языкам. Все дети, по мнению Домана, являются лингвистическими гениями. Они усвоят столько языков, сколько будут слышать в раннем детстве. После 6 лет (когда практически прекращается рост мозга) сделать это будет гораздо сложнее, а зачастую вообще невозможно. Т.е., когда в наших традиционных школах начинают изучать иностранный язык, это заведомо невыполнимая задача, если только не используется «метод погружения» в течение длительного периода времени и другие очень дорогостоящие методики, требующие от ученика полной самоотдачи и невероятных усилий. Другое дело — дети раннего возраста. Они играючи и без  каких бы то ни было усилий запоминают то, что слышат и видят. На этой особенности детского мозга и основано изучение иностранных языков в раннем возрасте. Одним из инструментов для изучения языка являются карточки  Домана на иностранных языках.

В настоящее время мы предлагаем 58 комплектов карточек Домана на английском языке. Обращаем внимание на тот факт, что мы регулярно выпускаем новинки. А также возможно изготовление карточек Домана на других языках по индивидуальным заказам. 

Занятия с английскими карточками Домана аналогичны занятиям с русскими (см. выше). В идеале, постоянно  должно быть в ходу 2 комплекта карточек: один на русском языке, а второй на английском. Показываем русские карточки по 3 раза в день и английские также — по 3 раза в день. Комплекты  на русском и английском языке, которые изучаются параллельно, должны быть разными. Например, на русском языке — «Животные», а на английском языке — «Геометрические фигуры».  Это необходимо, чтобы ребенок не путал языки. Потом, через пару месяцев, можно показывать «Животных» и на английском. При таком режиме занятий ребенок с одинаковой скоростью будет запоминать и русские, и английские карточки. Т.е. через 7-10 дней показа 20 карточек на английском языке можно менять комплект. 

Для того, чтобы с английскими карточками могли заниматься даже те родители, которые не владеют свободно языком, а  знают его в рамках школьной программы, мы предлагаем на нашем сайте бесплатно скачать транскрипцию к английским комплектам. Если Вам не удается скачать файл или к какому-то комплекту его просто нет, то напишите нам и мы Вам его вышлем.  Безусловно, лучше, чтобы занятия с ребенком (в форме игры!)  проводил специалист, но зачастую это невозможно. Однако, это не значит, что Вы должны лишить ребенка шанса изучать язык в раннем возрасте. Попробуйте начать заниматься и Вы сами усовершенствуете свои знания, принося при этом огромную пользу своему ребенку!

Небольшое лирическое отступление по поводу «неправильного» («небританского») произношения многих родителей. Часто это останавливает  родителей от занятий с ребенком английским языком. Да, это действительно так, наше произношение зачастую нельзя назвать идеальным. Но даже те люди, которые в совершенстве владеют  английским языком, имеют акцент, который с легкостью заметит настоящий британец. А найти настоящего «носителя» языка для занятий становится все труднее. Часто те люди, которые выдают себя за носителей языка на самом деле являются, например, ирландцами, выходцами из Ямайки или других стран Содружества Объединенного Королевства и имеют сильнейший акцент (!!!) с точки зрения британцев. Так что, уважаемые родители, выбор за Вами. 

Хочется отметить, что для изучения английского языка на уровне, приближенном к родному, конечно же карточки не являются панацеей. Занятия с карточками необходимо совмещать с чтением английских книг, заучиванием стишков, просмотром мультфильмов на английском языке, прослушиванием английских сказок, песенок, живой беседой с ребенком, играми на английском языке. В общем необходимо делать все то же самое, что Вы делаете при изучении родного русского языка. Но если Ваших знаний для живой беседы и игр на английском языке пока недостаточно, то даже занятия с карточками, дополненные просмотром английских мультфильмов, прослушиванием сказок и песенок с раннего детства (а эту комбинацию занятий могут обеспечить ребенку практически все родители!), создадут прекрасную базу для дальнейших занятий английским языком со специалистом.   

5) Обучение раннему чтению.

Система обучения раннему чтению по Доману основана на том факте, что увидев написанное на карточке слово, ребенок запоминает его целиком, и впоследствии может воспроизвести в каком-то контексте, например, увидев это слово в книге.  Таким образом, ребенок начинает читать не по слогам (как при обычных методах обучения чтению), а целиком словами, что способствует развитию скорочтения.

Обучать ребенка чтению можно начинать с шестимесячного возраста. Для этого используют карточки со словами, написанными на них красным цветом крупными печатными буквами. Для начала, подбирают слова хорошо знакомые ребенку (члены семьи, предметы ребенка, одежда, части тела, любимые блюда и т.п.).

1-й день. В течение 5-10 секунд мама показывает ребенку друг за другом 5 карточек со словами и четко произносит написанное на них: «мама», «папа», «бабушка» и т.д. Всё, занятие окончено. Теперь малыш получает награду – мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т.п. В течение первого дня показ этих карточек нужно повторить еще 2 раза.
2-й день. Повторите вчерашние карточки и добавьте еще 5 новых карточек. Сегодня малыш уже получит 6 коротких занятий – 3 по старым карточкам и 3 по новым.
3-й день. Добавляется еще 5 новых карточек и, следовательно, будет проведено девять показов.
4-й и 5-й день. Таким образом, постепенно вы доходите до 25 карточек и 15 демонстраций в день.
6-й день. Добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову.

Примерная ежедневная программа обучения:

Ежедневное содержание — 5 наборов слов (25 карточек).
Одно занятие — 1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды.
Частота — каждый набор по 3 раза в день (5 наборов по 3 раза = 15 занятий).
Продолжительность одного занятия — 5 секунд.
Введённые слова — 5 слов ежедневно (по одному в каждый набор).
Удалённые слова — 5 слов ежедневно (по одному из каждого набора).
Количество демонстраций каждого слова — 3 раза в день в течение 5 дней, т.е. всего 15 раз.
Количество занятий и количество карточек  могут меняться в зависимости от желания и настроения ребёнка.
Постепенно шрифт букв будет уменьшаться, а красный цвет сменит черный.
Последовательность обучения чтению выстроена от простого к сложного:
Первый этап — отдельные слова. 
Второй этап — словосочетания.
Третий этап — простые предложения.
Четвертый этап — распространенные предложения.
Пятый этап — книги.

Мы рассмотрели пять основных направлений раннего развития детей по методике Глена Домана.

Безусловно, эти направления могут использоваться как все вместе, так и по отдельности. В зависимости от целей родителей и поставленных задач, а также желаний ребенка. 

Уважаемые родители, не бойтесь заниматься со своми детьми. Пусть даже Вы считаете невозможным придерживаться всех принципов описанной выше методики. Попробуйте адаптировать эту методику под свои цели и задачи, а также под интересы ребенка. И при регулярных занятиях Вы обязательно заметите результаты. 

Всем удачи в занятиях и превосходных результатов!

 

 

 

Карточки Домана своими руками — Список слов

Карточки Домана своими руками

Карточки Домана своими руками достаточно легко сделать, имея под рукой принтер цветной или черно-белый.

.

Другое дело, где взять большое количество слов?

.

Компания Умница предлагает в своем чемоданчике «Чтение с пеленок» 800 слов. 

.

А я Вам могу предложить расширенный список слов, сделанный в документе Excel.  Их можно распечатать на принтере или просто держать перед глазами, как образец и писать самим фломастерами на бумаге.

.

Карточки Домана своими руками даже очень легко и МОЖНО писать от руки.  Я именно так и поступаю со своей младшей дочкой, ей 1,5 года.  Во первых, это удобно. Во-вторых, быстро. В-третьих, в любом месте и в любом количестве.

.

К примеру, у меня есть стопка рекламок магазина Магнит со скидкой.  Я смело беру эти листы и на обороте пишу необходимые нам слова и словосочетания.  Очень отлично работает.  

.

Скачать список слов можно нажав на ссылку ниже:

.

Список слов  Карточки Домана своими руками

.

Кому нужна МЕТОДИЧКА к чтению с пеленок (как показывать карточки): >>>

.

Ну, а если не хватает времени на изготовление карточек, то всегда можно воспользоваться готовой отличной программой,

посмотреть и скачать которую можно здесь 

http://my-saitt.ru/kartochki-domana-skachat/

.

.

Так же вы можете скачать карточки Домана с картинками для распечатки, 389 карточек

.

.

.

.

.

comments powered by HyperComments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *