Логопедические картинки упражнения: Логопедические упражнения — артикуляционная гимнастика в картинках — запись пользователя Оксана (oksgolova) в дневнике – Упражнения для проведения логопедических занятий с детьми в картинках

Содержание

Артикуляционная гимнастика в картинках «Поиграем с язычком»

hello_html_m1ca1e200.jpg

«Поиграем с язычком»

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

      Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Разработала:

Педагог дополнительного образования Бекешева М. С.

hello_html_m4ccf0286.jpg

hello_html_54ddd110.jpg

hello_html_m791f1c1e.jpg

hello_html_m657df2c5.jpg

hello_html_6dded403.jpg

hello_html_m7149264.jpg

hello_html_270b7323.jpg

hello_html_m35c3559d.jpg

hello_html_b6e840.jpg

hello_html_519c06f.jpg

hello_html_13a6e17b.jpg

hello_html_dd4d19f.jpg

hello_html_m80cff97.jpg

hello_html_m1233d6c8.jpg

hello_html_7e316703.jpg

hello_html_d0433c2.jpg

hello_html_m2ef43842.jpg

hello_html_2f788f73.jpg

hello_html_16b78034.jpg

hello_html_532e49f4.jpg

hello_html_m4db3052d.jpg

hello_html_1e67d4bd.jpg

hello_html_675d9241.jpg

hello_html_m5745a0f9.jpg

hello_html_3c937582.jpg

hello_html_7e6e6e6e.jpg

hello_html_m739dc4d9.jpg

hello_html_m5ce2cc20.jpg

hello_html_m343a5eaf.jpg

hello_html_2c8a31e4.jpg

hello_html_5bf11a72.jpg

hello_html_m42b23766.jpg

hello_html_m632a3a5b.jpg

hello_html_m4944a0f5.jpg

hello_html_m38b01e10.jpg

hello_html_1aa276cc.jpg

hello_html_54d85e3e.jpg

hello_html_2542029e.jpg

hello_html_3d3e7e46.jpg

hello_html_m5b83397b.jpg

hello_html_m197c538a.jpg

hello_html_m6584ee7b.jpg

hello_html_m41404183.jpg

hello_html_5bf50aed.jpg

hello_html_2996aa01.jpg

hello_html_1087f4d9.jpg

hello_html_18145beb.jpg

hello_html_9577d26.jpg

hello_html_m511f0b36.jpg

hello_html_36a66ecd.jpg

Тренажёр по логопедии (старшая группа) на тему: Логопедические упражнения в картинках

Упражнения для проведения логопедических занятий с детьми в картинках

1. «Улыбочка»

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

2. «Заборчик»

Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.

3. «Птенчик»

Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.

4. «Накажем непослушный язычок»

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…».

5. «Лопаточка»

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

6. «Трубочка»

Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх.

7. «Оближем губки»

Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

8. «Почистим зубки»

«Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.

9. «Часики»

Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

10. «Змейка»

Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

11. «Орешек»

Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

12. «Загони мяч в ворота»

Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.

13. «Киска сердится»

Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.

14. «Прокати карандаш»

Положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился.

Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л] —  комплекс логопедических упражнений, направленный на отработку четкого произношения сонорных звуков. Использовать их можно так же для коррекции фонем [Р], [Рь].

Артикуляция звука

Для правильного произношения [Л] важна четкая работа мускулатуры языка, степень подвижности подъязычной связки. Важно следить за тем, чтобы ребенок не упирал язычок в зубы, не менял [Л], [Ль] на другие фонемы.

На заметку: до 5 лет искажение, пропуски звука [Л] в речи не считается серьезным нарушением. Исправлять ситуацию нужно срочно, если в 6 лет малыш не слышит, не дифференцирует или не пытается проговорить [Л] в свободном высказывании.

Твердый [Л]

Кончик тела язычка должен быть узким. Орган поднимается к небу и смыкается у основания верхних резцов, альвеол. Средняя часть спинки опущена, боковые края не прикасаются к челюсти. Cоздается проход для выдыхаемой струи воздуха. Язык по форме похож на седло.

Мягкий [Ль]

Кончик языка так же поднят к небу, прижат к нему кончиком. Средняя часть спинки приподнята, передняя напряжена. Место смычки языка и неба более широкое, чем при произношении твердого варианта звука. При фонации спинка продвигается немного вперед. Звук образуется голосом.

Дефект артикуляции звука [Л] в логопедии называют ламбдацизмом. Замена [Л] в словах на другие звуки — параламбдацизмом.

Упражнения

При нарушениях произношения сонорного звука [Л] полезно заучить несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Выполнять их нужно каждый день по 5-6 минут напротив зеркала. Зарядку для языка сочетайте с дыхательными, пальчиковыми упражнениями, чистоговорками.

Занятия с младшими дошкольниками проводите в игровой форме. Используйте на уроках цветные картинки и игрушки.

Основная масса упражнений для нормализации артикуляции фонемы [Л] статичные. То есть язык занимает определенное положение и фиксируется в нем под счет. На первых уроках длительность задержки органа должна быть не более 5 секунд, на последующих — 10.

Перед началом уроков по постановке звука [л] полезно продемонстрировать ребенку любого возраста как работает его речевой аппарат при артикуляции сонорного. Покажите презентацию, распечатайте картинки. Наглядность, пример родителя или педагога, использование зеркала помогают повысить эффективность упражнений, способствуют налаживанию контакта между учеником и логопедом.

Заборчик

Цель: подготовка мускулатуры губ к артикуляции, фиксирование статичного положения челюстей.

Малыш улыбается, челюсти разжимать не нужно. Все зубки хорошо видны. Закрепляет позу артикуляционного аппарата на 5 секунд. На следующих уроках удерживать заборчик нужно как можно дольше.

Важные моменты: следите за тем, чтобы ребенок тянул губы максимально широко.

Заборчик

Стих заборчик

Лопаточка

Цель: выработка хорошей дикции, релаксация для мышц язычка.

Ребенок улыбается, приоткрывает рот нешироко. Достает язычок в виде лопаточки и кладет в расслабленном положении на нижнюю губу. Оставляет по счету до 10.

Важные моменты: логопеду нужно следить за расслабленностью язычка. Если речевой орган напряжен или малыш не достал его полностью, предложите ему сначала постучать язычком по губам (пошлепать), а затем оставить  его снаружи и положить на губу.

Лопатка

Стих лопатка

Чистим зубки

Цель: развитие целенаправленности движений язычка, навыка фиксировать орган за нижними резцами.

Малыш улыбается. Показывает зубки, приоткрывает рот не сильно, щель не более 1 см. Опускает тело язычка к нижним зубам, делает движения из стороны в сторону по зубам как щеткой, потом сверху – вниз.

Важные моменты: губы должны оставаться неподвижными, фиксируйте их в улыбке. Язык не должен скользить по верхним краям зубов, всегда начинает движения от десен.

Чистим зубки

Стих чистим зубки

Маляр

Цель: тренировка навыка держать язык широким, совершать целенаправленные и медленные движения.

Дошкольник улыбается, приоткрывает рот на 1-2 см, кончиком языка гладит небо, совершая медленные движения вперед-назад.

Важные моменты: ребенок должен четко контролировать неподвижность нижней челюсти.

Маляр

Стих маляр

Качели

Цель: тренировка мускулатуры язычка, растягивание короткой подъязычной перепонки, отработка навыка чередования положений языка.

Дошкольник широко улыбается, открывает рот. Язычок напряжен, тянется к верхним резцам кончиком. Поза фиксируется на 1-3 секунды. Затем язык подтягивается к верхним зубам,  после к нижним. В обоих положениях нужно задерживаться на пару секунд. Сначала упражнения выполняются быстро, потом медленнее.

Важные моменты: нужно двигать только языком. Шевелить губками, подбородком, челюстью, чтобы помочь языку нельзя.

Качели

Стих качели

Иголочка

Цель: тренировка навыка напрягать и расслаблять мускулатуру язычка по заданию педагога.

Ребенок приоткрывает ротик на 1-2 см, вынимает напряженный язычок наружу. Бока органа напряжены, кончик поднят кверху, но не касается резцов. Удерживать позу нужно под счет до 5-10.

Важные моменты: укажите ребенку на ощущения при напряжении речевых органов. Дошкольник должен почувствовать дискомфорт.

 Иголка

Стих иголка

Чашечка

Цель: укрепление мышц артикуляционного аппарата, выработка навыка подъема боковых краев язычка.

Губы и челюсти раскрыты, ротик растянут в улыбке. Ребенок достает язычок, сворачивает его в широкую трубочку. Поднимает к верхней губе, но не прикасается к ней. Удерживаем позу рта по счету до 5-10.

Важные моменты: педагог следит, чтобы губки и челюсти не смыкались, не двигались.

Чашечка

Стих чашечка

Парус

Цель: снять тонус мускулатуры язычка, тренировать упругость кончика.

Ребенок открывает рот, поднимает язычок, упирает кончик в верхние резцы. Язык провисает как гамак. Задание статичное, нужно просто удерживать позу.

Важные моменты: упражнение исполняется под счет. Чем дольше ребенок удерживает язычок, тем лучше.

Упражнение Парус

Стих о лодочке

Грибок

Цель: растяжение перепонки под языком.

Дошкольник губы в улыбке, приоткрывает рот. Поднимает язычок, прижимает к верхнему небу. Открывает рот еще шире, удерживает положение на 5 – 10 секунд.

Важные моменты: ребенок должен чувствовать напряжение подъязычной перепонки, степень ее растяжения, опускать челюсти нельзя даже при значительном дискомфорте. Ширина открытия рта увеличивается от урока к уроку.

Упражнение Грибок

Стих грибок

Гармошка

Цель: научить фиксировать язычок в поднятом положении, растянуть подъязычную перепонку.

Ребенок раскрывает рот широко, язычок поднимает к небу, затем открывает и закрывает рот. Повторяет упражнение несколько раз.

Важные моменты: рот нужно открывать максимально широко. На первых занятиях уздечка может побаливать, ребенок будет испытывать небольшой дискомфорт — это нормально.

Упражнение Гармошка

Стих о гармошке

Читайте также:
Артикуляционная гимнастика на звук Р в картинках
Артикуляционная гимнастика на звуки С, З, Ц в картинках

Рекомендации по проведению занятий

  1. Сначала обучайте детей легким упражнениям, затем сложным.
  2. Выполняйте упражнения сидя.
  3. Проводите занятия ежедневно по 5-10 минут, лучше 2 раза в сутки утром и вечером.
  4. Логопедические занятия не эффективно проводить в многочисленной группе. Занимайтесь индивидуально или с 2-3 учениками.
  5. На уроке сидите к ребенку лицом или пред зеркалом. Ваша мимика будет для малыша ориентиром и примером.
  6. После постановки звука, закрепите занятие упражнениями на автоматизацию звука. Используйте произношение в слогах (ЛА-ЛА, Ло-ЛА и другие варианты), детское лото, стихи, чтение слов и составление текстов.
  7. Чтение и письмо на слух рекомендуется использовать для логопедической работы с детьми от 7-8 лет, когда школьник хорошо знаком с буквами. С детьми дошкольного возраста обходитесь карточками, повторением речевого материала за взрослым.
  8. Не забывайте подбадривать малыша во время занятия, чтобы он не не потерял интерес к урокам, не пал духом.
  9. Детям дошкольного возраста предлагайте передохнуть от упражнений каждые 3-5 минут. Но свободное окошко используйте с пользой: сделайте пальчиковую гимнастику, заштрихуйте картинки из логопедической раскраски.

На заметку! С детьми до 5 лет перед первыми уроками по постановке звука [л] с помощью артикуляционной гимнастики посмотрите видеоуроки. Так малыш лучше поймет, что хочет от него воспитатель или мама.

Читайте также: Речевой материал на дифференциацию звуков Л и Ль

Коррекция дефектного произношения звука [Л] с помощью артикуляционной гимнастики занимает 1-3 месяца. Наберитесь терпения и занимайтесь регулярно, только в этом случае занятия будут эффективны.

Рейтинг автора

2

Анна Ровенская учитель

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Написано статей

38

Артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках

Дизартрия — это дисфункция речевого аппарата, при котором наблюдается снижение подвижности артикуляционных органов или их паралич. Расстройство является негативным  последствием неврологических патологий (врожденных и приобретенных), родовых травм головы, резус-конфликта матери и плода, перенесенных инфекционных заболеваний в раннем возрасте, операций на головном мозге.

С учетом симптомов и зоны поражения коры головного мозга различают несколько форм дизартрии:

  1. Бульбарная

Нарушения наблюдаются со стороны речевого и двигательного аппаратов в целом. Присутствует парез мускулатуры тела, лица. Ребенку трудно жевать, глотать, голос слабый, речь замедленная, нечеткая.

  1. Подкорковая

Изменен мышечный тонус, наблюдаются тики мимики, области артикуляции. В момент речи может возникнуть спазм. Нарушены интонация, темп речи, сила голоса, моторика развита слабо.

  1. Мозжечковая

Речь скандированная, движения языка, губ нечеткие, замедленные, небо провисает, большинство звуков в речи отсутствуют.

  1. Корковая

С трудом произносятся многосложные слова, отсутствуют шипящие, аффрикаты. Чаще ребенок хорошо произносит трудные для него звуки изолированно, но в потоке артикуляции они теряются, смешиваются или пропускаются.

  1. Псевдобульбарная

У ребенка с рождения наблюдаются такие признаки нарушений: обильное слюнотечение после года, захлебывание при еде, питье, сосании затруднено, мимические мышцы работают слабо. Слова произносятся искажено, но при этом сохраняется ударность и контур лексемы, звуковой анализ проводится крайне тяжело.

Читайте также: Что такое дизартрия

Занятия с дефектологом, примем медикаментов, логопедический массаж являются обязательными пунктами в коррекционной работе. Кроме этого, выразительную речь помогает сформировать специальная артикуляционная гимнастика. Ее цель — это тренировка мышц речевого аппарата, увеличение амплитуды движений губ, щек, обоих неб и языка.

Занятия артикуляционной гимнастикой

Рекомендации к проведению занятий

Произношение звуков правильно только кажется простым занятием. Ребенок с нарушениями двигательных функций языка, губ, щек нет возможности сделать это легко. Мешает дисфункция органов, их неподвижность. Артикуляционная гимнастика направлена на тренировку речевых мышц, отработку конкретных положений всех элементов аппарата, закрепление навыка четкого говорения.

Чтобы логопедические занятия с применением гимнастики были более эффективными, не обойтись без рекомендаций профессионалов:

  1. Заниматься необходимо ежедневно 3-4 раза по 5 минут, чтобы навык закреплялся основательно. Дошкольнику на начальном этапе коррекции предлагайте не более 3 разных упражнений в день.
  2. Одно задание выполняется 5-7 раз.
  3. Удержание позы по 10-15 секунд.
  4. Составляя план занятий, соблюдайте правило: от простого к сложному.
  5. Начинайте урок с упражнений для губ, затем приступайте к тренировке губ, щек и языка.
  6. Пользуйтесь зеркалом, чтобы ребенок видел свое лицо в отражении и контролировал выполнения заданий самостоятельно.
  7. Во время урока ребенок должен сидеть с прямой спиной, расслабленными конечностями.
  8. Переходите к новым упражнениям после отработки уже предложенного материала. При затруднениях лучше остановиться и дополнительно повторить плохо усвоенные позы органов.
  9. Занятия проводите в игровой форме, эмоционально. Давить на малыша морально, заставлять заниматься нельзя.

Артикуляционная гимнастика классических типов подходит для коррекционной работы с дошкольниками с диагнозом стертая дизартрия. Но особое внимание на таких занятиях стоит уделить организации кинетической основы движения (ощущениям).

Логопедическое занятие перед зеркалом

Комплекс упражнений по коррекции дизартрии включает в себя несколько блоков. Это тренировка губ, щек и губ одновременно, а также задания для работы с нижней челюстью. Набор игр для речевой мускулатуры для каждого блока урока естественно будет разным.

Комплекс упражнений для губ

Целью комплекса задания для работы с губами является расслабление мышц, нормализация тонуса кончика и тела язычка. Упражнение помогают развить дикцию, поэтому подходят для коррекции всех форм дизартрии, в том числе и стертой. С детьми до 7 лет рекомендуем заниматься в игровой форме.

Улыбка

Ребенок улыбается, растягивает мышцы губ максимально, но не размыкает их. Зубы не видны.

Упражнение Улыбка

Трубочка

Губы складывают дудочкой и вытягиваются вперед. Дошкольник должен почувствовать натяжение мышц около рта.

Упражнение Трубочка

Заборчик

Рот растягивается в широкой улыбке, зубы сжаты в правильном прикусе. Челюсть хорошо видна из-за губ.

Упражнение Заборчик

Бублик

Упражнение похоже на задание Трубочка, но губы не нужно вытягивать длинно. Ребенок складывает их округло, так, чтобы были видны зубки и слегка выставляет губы вперед.

Гимнастика Бублик

Заборчик-Бублик-Улыбка-Хоботок

Предложите ребенку медленно чередовать несколько поз, задерживаясь на выполнении одного упражнения на 15 секунд. Комплекс повторите 5-7 раз подряд.

 Улыбка-Трубочка

Упражнение выполняйте ритмично, четко, под счет педагога. Сначала ребенок растягивает губы в улыбке, не показывая зубы, затем складывает губки в трубочку и удерживает позу 15 секунд. После возвращается в улыбку. Комплекс повторите 5 раз.

Рыбки

Покажите дошкольнику видео, где рыбки “разговаривают” в воде. Он должен повторить их движения губами: хлопать друг об друга и ничего не произносить. Упражнение на начальном этапе выполняется медленно, затем темп ускоряется.

Упражнение Рыбки

Поцелуй

Ребенок сильно втягивает щеки внутрь, затем быстро открывает рот и щелкает языком, губами. Раздастся звук похожий на поцелуй. Это упражнение подходит для разминки перед комплексом задания по тренировке щек.

Упражнение Поцелуйчик

Упражнения для губ и щек

Целью этого блока упражнений является тонизирование мышц губ, щек одновременно, нормализация оттока крови от артикуляционных органов. Перед началом выполнения заданий рекомендуется растереть щеки язычком изнутри, покусать, похлопать ладошками по внешней части лица.

Сытый хомячок

Ребенок надувает обе щечки, затем поочередно каждую и удерживает позу 10-15 секунд.

Упражнение Сытый Хомячок

Голодный хомячок

Дошкольник сильно втягивает щеки внутрь. Сытого и голодного хомячка можно чередовать.

Упражнение Голодный Хомячок

Лопаем пузыри

Малыш надувает обе щечки одновременно, задерживает позу на 5 секунд. Затем хлопает по ним пальчиками и резко выпускает воздух наружу.

Упражнение Пузыри

Упражнения для языка

Артикуляционная гимнастика для языка при дизартрии включается в себя комплекс упражнений, который поможет справиться с неподвижностью тела и кончика органа. Для исправления дефекта речи ребенку обязательно научиться распластывать язычок, свободно расслаблять и напрягать его в зависимости от речевой ситуации.

Блинчики

Язычок хорошо расслаблен, распластан. Укладывается на нижнюю губу. Затем нужно шлепать языком, произнося”пя-пя-пя”. При этом нижнюю губу нельзя подворачивать. Обязательно следите за тем, чтобы дыхание воспитанника было ровным.

Блины упражнение

Лопаточка

Задача ребенка — хорошо расслабить тело язычка и положить его на нижнюю губку. Напрягать органы нельзя 10-15 секунд.

Упражнение Лопатка

Чашечка

Ротик широко открывается. Края язычка сворачиваются внутрь, резцов касаться нельзя. Предложите ребенку представить, что внутрь получившейся емкости (“чашки”) налита вода и ее нежно удержать, не расплескать.

Упражнение Чашечка

Иголка

Язычок напрягается, вытягивается изо рта вперед как жало.

Упражнение Иголка

Горка

Кончик языка дошкольник упирает в нижние зубки, спинку выгибает, ротик можно открыть широко.

Упражнение Горка

Трубочка

Ребенок открывает ротик, язычок выдвигается слегка вперед, боковые края сворачиваются вверх.

Упражнение Трубка

Грибок

Нужно широко открыть ротик, присосать кончик язычка к верхнему небу. Если положение самостоятельно удержать сложно, сначала помогайте пальцами.

Упражнение Грибок

Упражнения для нижней челюсти

Задания для нижней челюсти помогают развить подвижность артикуляционного аппарата. Упражнения желательно выполнять в медленном темпе, напрягая мышцы лица. Если нужно произносить гласные, проговаривайте их подчеркнуто четко. На начальном этапе помогайте ребенку счетом вслух для удержания позы нужное время.

Птенчик

Перед началом выполнения задания договоритесь с ребенком о быстром ритме работы, упражнение делайте в хорошем темпе.

Ребенок должен широко открывать ротик, натягивая уголки губ. Язычок высовывать нельзя. После удержания позы, нижняя челюсть быстро захлопывается.

Упражнение Птенец

Акула

Основная цель: отработка движения челюстей в разные стороны. Сначала рот открывается, далее челюсть двигается по плану: вправо – возвращается на место – влево – вниз – вперед – вверх (рот закрыт, губы сомкнуты).  Резких движений делать нельзя во избежания вывихов и травм. Ритм выполнения задания отсчитывает учитель.

Упражнение Акула

Обезьянка

Ротик нужно открыть максимально сильно, нижнюю челюсть тяните в них к груди. Язычок одновременно тянется к подбородку.

Упражнение Обезьянка

Силач

Широко открываем ротик. Представляем, что к подбородку привязали гирю, ее нужно поднять силой нижней челюсти. Рот закрываем медленно с усилием, напрягая мускулатуру лица.

Упражнение Силач

Читайте также:

Комплекс артикуляционной гимнастики на звук Р
Комплекс артикуляционной гимнастики на звук Л
Комплекс артикуляционной гимнастики на свистящие звуки

Рано начатая коррекционная работа по устранению дизартрии может дать хорошие результаты, если на успех будут настроены родители, сам больной. На полное восстановление речи возможно только при стертой форме нарушения, в остальных случаях возможно добиться только улучшения состояния. Однако даже такой результат положительно скажется на социализации ребенка, уровне овладения навыками грамотности в школе.

 

Артикуляционная гимнастика для звука Р в картинках для детей, видео

Сонорный звук [Р] считается самым сложным в звуковом ряду. При его произнесении работают не только мышцы тела языка, но и вибрирует его кончик. Начинать тренировки данного звукопроизношения с детьми нужно с 4-5 лет. Какие упражнения включает в себя артикуляционная гимнастика для звуков [Р], [Рь], как правильно проводить занятия дома и с логопедом, расскажем в нашей статье.

Правильная артикуляция

Звук [Р] относится к группе сонорных, при артикуляции которых голос преобладает над шумом. Сложность произношения данного звука заключается в том, что для четкой фонации требуется работа кончика языка, его вибрация. Именно по этой причине [Р] и [Рь] даются дошкольникам сложнее всего. Для формирования навыка верного звукопроизношения нужно знать, как работает речевой аппарат при артикуляции рычащего сонорного.

Артикуляционный профиль звука Р

Твердый звук [Р] произносят так:

  1. Губы и челюсти приоткрываются на 0,5-1 см.
  2. Язык с ровной спинкой поднимается вверх и застывает между верхним и нижним небом.
  3. На выдохе кончик языка присоединяется к верхнему небу, в альвеолы, и вибрирует как молоточек.
  4. Средняя часть язычка широко распластывается, прогибается, боковые — касаются верхних зубов.

Мягкий звук [Рь] произносится так:

  • Губы чуть растягиваются в улыбке, зубы приоткрыты шире, чем для артикуляции твердой фонемы [р].
  • К альвеолам присоединяются кончик языка и средняя его часть.
  • На выдохе при артикуляции кончик опускается чуть ниже, чем при фонации твердого звука, стучит по верхнему небу мягче.
  • Задняя часть тоже сдвигается вперед.

Такое подробное описание процесса фонации детям знать не обязательно, но показать, как работают речевые органы на себе и попросить воспитанников продемонстрировать, что они поняли и увидели, нужно обязательно.

Если ребенку после 5-6 лет трудно рычать и проговаривать [Р] четко, родителям нужно проверить наличие следующих дефектов развития речевого аппарата:

  • Нарушен прикус
  • Язык сужен или увеличен в размерах
  • У малыша укороченная уздечка, она аномально расположена
  • Готическое небо
  • Верхние челюсти сужены.
  • Есть дефекты в расположении зубов
  • Нарушен тонус мышц (дизартрия).
  • Не развит кончик языка.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Р], [Рь] в игровой форме помогает ребенку понять, как правильно располагать речевые органы для рычания, развить гибкость и силу мышц языка, обучает, как создавать вибрацию.

При дефекте произношения фонем [Р],[Рь] у детей чаще всего диагностируется горловой (увулярный) ротацизм. При данном нарушении в процессе фонации участвует только мягкий язычок, при говорении слышен рокот, или “французский р”.

Занятия артикуляционной гимнастикой

Как заниматься

Логопедическая работа по коррекции произношения звука [Р] строится по следующей схеме:

  1. Теоретическая подготовка родителей и детей.
  2. Ребенок учится различать на слух мягкую и твердую фонему, анализирует процесс проговаривания звука на собственном опыте.
  3. Формирование артикуляционных навыков. На этом этапе очень важно правильно подобрать комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Р], тренировать мышцы губ, языка, нижней челюсти ежедневно. Картинки, собственный пример на этом этапе будут лучшим подспорьем учителю и ученику.
  4. Постановка звуков [Р], [Рь]. Происходит путем выполнения специальных упражнений, массажей зондом. Логопеды используют задания с подражанием говору животных, анализом фонем на слух.
  5. Автоматизация звуков. Здесь вам пригодится артикуляционная гимнастика для звука [Р] в картинках в сочетании со стихами, сказками, скороговорками. Дошкольник заучивает фразы, четверостишия наизусть, проговаривает во время выполнения комплекса тренировочных упражнений.
  6. Введение в активную речь. Этот этап лежит в большей степени на плечах родителей. Взрослые должны следить за речью дошкольника вне логопедических уроков, выполнять рекомендации педагога.

Комплекс упражнений

Итак, формирование навыка произнесения [Р] у детей, постановка и автоматизация звука не обходится без артикуляционной гимнастики. Приведем самые эффективные упражнения, которые включаются в занятия с логопедом. Каждое задание нужно повторять 3-5 раз.

Парашютик

Ребенок кладет на носик кусок ватки. Язык принимает форму чашки, прижимается к верхней губе. Ученик сильно выдыхает, пуская струя воздуха по телу языка, и сдувает ватку.

В процессе упражнения тренируются мышцы языка, щечек и гортани, контролируется сила и направление воздушной струи.

Упражнение Парашютик

На заметку! Чтобы научить ребенка делать язык “чашкой”, капните на тело язычка 3-4 капли воды. Попросите удерживать жидкость, не проливая, 15-20 секунд. Через 3-4 раза задание будет выполняться максимально правильно.

Шарик

Веселое задание для мышц щек. Ребенок с силой надувает щеки, задерживает положение на 3-5 секунд, затем сдувает. Рот в процессе выполнения задания плотно закрыт.

Упражнение Шарик

Орешки

Продолжаем заниматься мышцами щек и язычка. Ротик закрыт, язык с силой упирается в каждую щеку по очереди так, чтобы на внешней стороне выпирали “орешки”.

Упражнение Орешки

Вкусное варенье

Упражнение для формирования навыка контроля за положением языка, его мышц, развития гибкости главного речевого органа.

Открываем широко рот, растягиваем губы в улыбке. Язычок в форме чашечки облизывает верхнюю губу сначала в одну сторону, затем в другую. Очень важно двигать язык с напряжением, не торопясь.

Упражнение Варенье

Маляр

Ребенок открывает рот на 2-3 см, губы растягивает в улыбке. Язык с прямой спинкой поднимается вверх и гладит небо, имитируя движение кисточки при покраске потолка.

На заметку! Упражнение “Маляр” отлично подходит для детей с коротко уздечкой. В процессе выполнения следите за напряжением подъязычных мышц для максимальной эффективности гимнастики.

Упражнение Маляр

Грибочек

Губы улыбаются, язычок прогибает спинку и цокает по верхнему небу 5-7 раз. Затем присасывается средней частью и кончиком к небу, задерживается в таком положении на 5 секунд. Ребенок должен почувствовать напряжение уздечки.

Упражнение Грибок

Гармошка

Выполняется, когда ребенок научится хорошо делать задание “Грибочек”. Ребенок улыбается, присасывает язык к верхнему небу, зубы не закрыты. Не меняя положения язычка, нужно закрывать и открывать губы. Смыкать зубы при этом нельзя.

В процессе выполнения “Гармошки” напрягаются подъязычные мышцы, щеки. Следите, чтобы растянутость улыбки сохранялась.

Упражнение Гармошка

Лошадка

Губы вытягиваются в трубочку, рот приоткрывается на 0,5 -1 см. Нужно цокать язычком, сильно напрягая мышцы. Звук старайтесь сделать звонким, громким и четким.

Упражнение Лошадка

Барабанщик

Задание направлено на тренировку мышц кончика язычка. Губы растянуты в улыбке, рот слегка приоткрыт. Кончик тела языка находится за верхними зубами. Сильно, резко бьет о преграду, ребенок проговаривает звуки: “Дэ-дэ, тэ-тэ…”.

Упражнение Барабанщик

Самые сложные для ребенка задания делайте чаще. Для быстрого понимания техники используйте на уроках зеркало, показывайте на картинках и собственном примере.

Смотрите также другие упражнения артикуляционной гимнастики в картинках для детей

Видео

Подборка виде-уроков, содержащих эффективные комплексы артикуляционной гимнастики для звуков [Р] [Рь]:

Артикуляционная гимнастика для звука [р] может заканчиваться проговариванием чистоговорок.

Используйте следующий комплекс речевых заданий:

Ра-ра-ра — у крота новая нора.
Ру-ру-ру — рыбку с речки приручу.
Ро-ро-ро — мухоморов полное ведро.
Ря-ря-ря — речки и моря.
Ри-ри-ри —в окошко посмотри.
Рю-рю-рю — в зеркало не смотрю.
Ре-ре-ре — весело на реке.
Ур-ур-ур — накормлю я кур.
Ор-ор-ор — сели птицы на забор.
Ир-ир-ир — принес бабушке кефир.
Ар-ар-ар — у Макара пожар.
Кар-кар-кар — на стене комар.
Рох-рох-рох — не вырастет горох.
Быр-быр-быр —ароматный сыр.
Руз-руз-руз — спелый наш арбуз.

У меня в кармане рябина, ромашка и морошка.
В аквариуме у Харитошки живут четыре карпа, да карасей немножко.
Говорила сорока кроту: “Я кричу, кричу! Караул! Украли у Клары варежки!”.
Хорош улов у Поликарпа: пять карасей, четыре карпа.
Купил Гаврила на торгах три пирога, да четырнадцать поросят.

Читайте также:
Артикуляционная гимнастика на звук Л в картинках
Артикуляционная гимнастика на звук С и свистящие
Артикуляционная гимнастика на звук Ш и шипищие

На коррекцию звука [Р] уходит не меньше 2-х месяцев. Через 50-60 дней от начала занятий дети в 80-90% случаев автоматизируют сонорную фонему, и дальнейшая работа с педагогом не потребуется. Если заметите, что ребенок теряет контроль на речью, перестал четко проговаривать [р], опять займитесь артикуляционной гимнастикой, представленной в нашей статье, чтобы навык восстановился.

Рейтинг автора

2

Анна Ровенская учитель

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Написано статей

38

Логопед Ольга Бажина

Читайте также:

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] логопеда Ольги Бажиной, эксперта сайта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *