Летом в лесу текст 3 класс: Attention Required! | Cloudflare – Диктанты ( 3 класс)

Содержание

Диктанты по русскому языку на тему лето (3 класс)

Летнее утро

На рассвете в поле стелился в низинах туман. От росы поседело зелёное жито. Малиновый небосвод наливался золотом и багрянцем. Загорелись верхушки елей и сосен. Над лесом выплыло большое сияющее солнце и залило светом и теплом пространство. Из травы выпорхнули жаворонки. Зазвенели над полем сотни тоненьких колокольчиков.

Звёздное небо

Медленно в августе наступает ночь. Зажигается на востоке звезда, которая называется вечерняя звезда. Блестит холодный зеленоватый огонек. То ярче вспыхнет, то едва заметно горит, то совсем погаснет. Вот загорелась другая, совсем маленькая. А скоро много появится звезд. Засверкает все небо.

Лето

Стоят чудесные деньки. Высоко в ясном небе сияет июльское солнце. Под его горячими лучами всё начинает быстро расти.

Приятно смотреть на засеянное поле. Под легким дуновением ветра тихо шепчет рожь. Пришло время цветения. Серебряные колоски будто тянутся к прозрачному небу.

Золотое солнышко щедро дарит своё тепло всему живому.

Как просыпается деревня

Летнее утро. Притихли деревья. Прозрачными каплями росы покрыта высокая трава. Задумчивую тишину нарушил заливистый голос петуха. Он оповестил о рождении нового дня.

Деревня ожила. Начали скрипеть журавли на колодцах. Спешат на ферму доярки. Нужно успеть подоить коров. Пастухи рано гонят их на пастбище.

Растёт берёзка

В нашу деревню приехала девочка из Киева. Целое лето она жила у тёти Дарьи. Мы часто ходили в лес собирать грибы и ягоды. По дороге Оксана интересно рассказывала про свой город. Перед её отъездом дядя Стёпа принёс из лесу маленькую берёзку. Мы посадили её возле дороги.

Часто я прихожу на это место. Каждый раз вспоминаю подругу.

Лето

Жаркий день. Маша и Таня спешат в лес на прогулку. Вокруг красуются высокие ели. С ветки на ветку скачут рыжие белки. Недалеко виднеется норка. В норке живут ёжики. Звери спрятались от жары. Девочки проходят мимо норки. Они остановились, чтобы посмотреть на ежат. Понравились Маше и Тане маленькие зверьки.

Прогулка

Летним днём дети отправились на прогулку. Небольшая тропинка привела их к лесу. Лес был полон прекрасными звуками.

Были слышны птичьи голоса. Радовала слух трель зябликов. Нежно и сладко пела пеночка. Время от времени был слышен стук дятла. В редкие минуты затишья можно было услышать шёпот листьев.

Материал по русскому языку (3 класс) по теме: Диктанты

Контрольная работа по русскому языку №1. Диктант. 3 класс.

Тема: «Повторение орфограмм корня»

Одинокий.

        Поздняя осень. За редкими берёзками видна полоска звёздного неба. В вышине плывёт журавлиная стая.

        Близко слышу зов журавля. Вижу одинокую фигуру в низине. Почему он один? Почему не летит со всеми?

        Журавль с опаской глядит на меня. Вот он разбежался и легко взлетел. Звучит его грустный крик.

Грамматическое задание.

1 вариант.

1.Выпиши из текста 3-4 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Рядом запиши проверочное слово, поставь ударение, отметь корень в словах, подчеркни проверяемую гласную.        Образец: слова — слово.

2.Среди данных слов найди и запиши только те, в которых на месте пропуска надо писать букву т.

Счас…ливый, интерес…ный, облас…ной, ус…ный, небес…ный, ненас…ный, ужас…ный, мес…ный, древес…ный, чес…ный

2 вариант.

Выпиши из текста 3-4 слова с проверяемой согласной в корне слова. Рядом напиши проверочные слова.                 Образец: беседка – беседовать.

2.Среди данных слов найди и запиши только те, в которых на месте  пропуска надо писать букву о.

См…треть, повт…рить, з…нты, стр…на, сл…нёнок, в…л…синка, гл…зок, нас…лить, ч…сы, под…рить, выл…вить

Контрольная работа по русскому языку №2. 3 класс.

Тема: «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу»

1 вариант.

1.Раздели слова на слоги.

Теремок, ягода, мельник, читать, стриж

2.Выпиши слова, в которых радом находятся звонкий и глухой согласные звуки.

Место, плавучий, ускакать, дочка, болтун, лилия, детвора

3.Сделай фонетический разбор слова клоун.

4.Выпиши слова с одинаковыми приставками.

Добрый, добежать, дорасти, доска, добраться, домик, доучить

5.Разбери  по составу слово пылинка.

2 вариант.

1.Раздели слова на слоги.

Уважение, май, сосульки, змейка, лодочка

2.Выпиши слова, в которых радом находятся два глухих согласных звука.

Место, плавучий, ускакать, союз, дочка, болтун, обжигать,  детвора

3.Сделай фонетический разбор слова грязь.

4.Выпиши  однокоренные слова.

Боль, больница, больше, болеть, болт, больно, хворать

5.Разбери  по составу слово крикун.

Контрольная работа по русскому языку №3. Диктант. 3 класс

Тема: «Простое предложение»

Чижи.

        У меня жили чижи – Чижик и Пыжик. Они любили летать по комнатам и сидеть на полках. Там у меня хранились лесные орешки, птичьи гнёздышки, охотничьи ружья.

          Иногда чижи ссорились. Бывало взъерошат перья, раскроют клювы и шипят друг на дружку. Но ссоры быстро кончались. Птицы садились на полку и начинали дружно петь.

Слова для справок: ссорились, ссоры, птицы.

Грамматическое задание.

1 вариант

1.Спиши предложения и выдели подлежащее и сказуемое.

 Сухая трава побелела от инея.

Лужи затянул тонкий ледок.

На поляне мы увидели ель.

2 вариант.

1.Спиши предложения и выдели подлежащее и сказуемое.

С болота донёсся журавлиный клич.

Холодный ветер легко продувает плащ.

Завтра мы пойдём в музей. 

Итоговая контрольная работа за 1 четверть  по русскому языку №4. Диктант. 3 класс

Тема: «Орфограммы, изученные во втором классе»

Белки.

      В еловой чаще с утра до позднего вечера хлопочут ловкие белки.

       В развилине дерева повесили сушить маленькие грибки.  В лесных кладовых спрятали вкусные орешки. Осенью переменят зверьки свои платьица на серые зимние шубки.

       В вершинах густых ёлок устроены у белок тёплые гнёзда. Дно гнёздышка укрыто мягким мхом.

        Проворна и весела умница белка.

Грамматическое задание.

1 вариант.

Запиши слова в два столбика:

1) слова с гласной а в приставке;

2)слова с гласной о в приставке;

    Н…ступить, …блететь, …тъехать, н…дрезать, д…писать, п…лить, з…вернуть, н…помнить, …бъяснение

2 вариант.

Составь и запиши десять слов с приставками  без-, бес-, из-,  ис-,  раз-, рас- . Отметь приставки в словах.

— ветреный,  -винить, -пустить, -шумный, -полезный, -править, -глядеть, -пугать, -толковый, -гладить

Контрольная работа по русскому языку №5. Диктант. 3 класс.

Тема: «Правописание слов, образованных сложением. Буквы о,ё после шипящих. Буква ы после ц».

Август.

       Конец лета. Тише стали щёлкать птицы. Громче шорох сухих травинок. Поспел крыжовник. Заалели яркие гроздья ягод на калине.

        В лесу прохладно и сыро. Надеваю капюшон и сапоги. Щёголь мухомор стоит на тропинке. Слышны удары лесоруба. Скоро листопад. Берёзки стоят совсем жёлтые. Дуб усыпан золотыми желудями.

         Мы говорим шёпотом. Боимся спугнуть тишину.

Примечание: Выделенные написания чётко проговариваются учителем.

Орфографические задания.

1 вариант.

1.Выпиши из диктанта три слова с двумя корнями, подчеркни соединительные гласные.

2.Запиши слова в два столбика: 1) слова с пропущенной буквой е;2)слова с пропущенной о.

Ш…лк, ш…фёр, ч…рный, ш…ссе, реш…тка, уч…ба, ш…в, ш…рты

2 вариант.

1.Выпиши из диктанта три слова с орфограммой «Буквы о,ё после шипящих в корне слова».

 2.Запиши слова в два столбика: 1) слова с пропущенной буквой и;2)слова с пропущенной ы

Ц..плёнок, станц..я, традиц…я, ц…ган, ц…рк, (царские) дворц…, (пушистые) зайц…

Контрольная работа по русскому языку №6. 3 класс.

Тема: «Простое предложение; члены простого предложения».

1 вариант.

1.Из предложений выпиши грамматические основы.

Сухая трава побелела от инея. Лужи затянул тонкий ледок. К вечеру небо посветлело.

2.Спиши предложения, найди и подчеркни все обстоятельства.

Мы любили играть под липами. Ярко светит летнее солнышко.

3.запиши предложения. На месте пропусков напиши подходящие по смыслу слова. Подчеркни их как члены предложения.

Я люблю читать (что?)… и мечтать (о чём?) …   .

Я выполнил рисунок (чем?) …   .

4.Запиши предложения. Определи, каким членом предложения является слово ель.

Ель растёт во влажных лесах. Игрушки висят на ели. На поляне дети увидели ель.

5.Придумай и запиши предложение, чтобы данные слова были указанными членами предложения. Охарактеризуй предложение по цели высказывания и интонации.

Сундук — _______  лежать  — ________    старый —                       чердак — _  _  _  _  _

6(дополнительное).Прочитай текст. Найди и запиши предложение, которое соответствует схеме:   _________                                 _____________  .

Я лежу в душистой траве на лугу. Качаются над головой золотые цветы. Трепещут лёгкие стрекозы. Пробегают по невидимым тропкам муравьи. В небе над  облаками кружат быстрые ласточки.

Контрольная работа по русскому языку №6. 3 класс.

Тема: «Простое предложение; члены простого предложения

2вариант.

1.Из предложений выпиши грамматические основы.

С болота донёсся журавлиный клич. Холодный ветер легко продувает плащ. В кустах за поляной раздался посвист рябчика.

2.Спиши предложения, найди и подчеркни все обстоятельства.

Летом под липами ветерок колыхал лиловые колокольчики. Завтра мы пойдём в музей.

3.Запиши предложения, найди и подчеркни все дополнения.

Дуб боится крепких морозов. Отец быстро вскопал грядку.

4.Запиши предложения. Определи, каким членом предложения является слово ёлка .

Возле ёлки разгуливает румяный Дед Мороз. Ребятишки украшают ёлку разноцветными игрушками. Высокие ёлки окружили полянку зелёным хороводом.

5.Придумай и запиши предложение, чтобы данные слова были указанными членами предложения. Охарактеризуй предложение по цели высказывания и интонации.

Сорока —  _______ ухаживать — ________   потомство — _  _  _  _ _ _ _ _  заботливо —  _  _  _   _   _   _   свой —                      

6(дополнительное).Прочитай текст. Найди и запиши предложение, которое соответствует схеме:   _________                                  _   _   _    _   _  _____________  .

Я лежу в душистой траве на лугу. Качаются над головой золотые цветы. Трепещут лёгкие стрекозы. Пробегают по невидимым тропкам муравьи. В небе над  облаками кружат быстрые ласточки.

Утверждаю

Директор __________________  

Контрольная работа по русскому языку №7.

Итоговый диктант  за 1 полугодие

Тема: «Орфограммы изученные в 1 и 2 четвертях 3-го класса».

                                      Кормушка.

      Зима. Стоит чудесный денёк. Ребята сделали для птиц кормушку, насыпали хлебных крошек и повесили её на берёзу. Для синиц они привязали на дерево кусочки сала.

      К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. На ветку берёзы сели прелестные птички. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья,  хвостик и головка синие. Это синицы. Радостно им иметь хороших друзей.

Орфографическое задание.

1 вариант.

1. Во втором предложении найди и подчеркни однородные члены предложения.

2.Запиши слова в 3 столбика: 1-й слова, с орфограммой в приставке, 2-й с орфограммой в корне, 3-й с орфограммой в суффиксе. Буквы –орфограммы подчеркни.

Полёты, поляна, звёздный, ключик, жучок, шёлк, подъём, отставил, сказка, зайчонок.

2 вариант.

1. В пятом предложении найди и подчеркни однородные члены предложения.

2. Запиши слова в 3 столбика: 1-й слова, с орфограммой в приставке, 2-й с орфограммой в корне, 3-й с орфограммой в суффиксе. Буквы –орфограммы подчеркни.

Помыл, зимой, вкусный, замочек, мышонок, шорты, подъехал, отклеил, пробка, бычок

Контрольная работа по русскому языку №8. Диктант. 3 класс.

Тема: «Суффиксы»

Весенняя поездка.

       В субботу мы всем классом ездили за город. Учительница Алла Петровна хотела показать нам цветущий вишнёвый сад. Посадка занимала большую территорию. Роскошь цветущих деревьев околдовала нас.

       Учительница повела нас к роднику. Она взяла ковш, зачерпнула холодной родниковой водицы. Какой вкусной она была!

       Вечерело. Луч солнца тронул вершинки вишенок. Пора домой. Надолго запомнили мы чудесную поездку.

Слова для справок: всем, цветущий, околдовала, вечерело.

1 вариант.

1.От данных слов образуй и запиши слова с сочетанием -ечк- или –ичк-.

Единица, книжка, пташка, страница, ложка, подушка, чашка, шишка.

2.Спиши слова.  Вставь, где это необходимо,  мягкий знак.

Стриж…, дрож…, падеж…, мяч…, лож…, экипаж…, тиш…, ключ…,

2вариант.

1.От данных слов образуй и запиши слова с сочетанием -енк- или –инк-.

Тропа, вишня, солома, сосна, царапина, башня, трещина, смородина

2.Спиши слова.  Вставь, пропущенные буквы.

Букаш…чка, рубаш…чка, кош…чка, чаш…чка, сит…чко, врем…чко, сем…чко, пугов…чка

Контрольная работа по русскому языку №9.Контрольное изложение. 3 класс.

Весна идёт.

    Весна. Оживает природа. Скоро зазвучит над проталинкой первая песня жаворонка. Вот-вот талая вода затопит луга и леса, раздвинет узкие берега ручьёв и превратит лужицы в озёра, а озёра в моря.

    Сухие соломинки потревожил лёгкий ветерок, и они кланяются, встречают весну. Поднимаю палый листик, а там спит жучок, не проснулся ещё.

        Пройдёт месяц и ландыш нарушит лесную тишь звоном фарфоровых колокольчиков, зажужжат пчёлы, зашелестит листва.

Контрольная работа по русскому языку №10. Диктант. 3 класс.

Тема: «Правописание окончаний имён существительных»

    Енот.

     Живёт енот в дупле, а ночью бродит по болотам, берегам рек и озёр. Шёрстка у него длинная, густая. На хвостике окраска кольцами то светлее, то темнее. На морде шерсть чёрная с белой оторочкой.

     Поймает енот лягушку, рака, мышь, ящерицу и сначала полощет их в воде. За это назвали его енотом-полоскуном. Енот, и жёлуди, и орехи, и ягоды тоже моет. Заодно и лапки помоет перед едой.

Контрольная работа по русскому языку №11. 3 класс.

Итоговый диктант за 3-ю четверть.

Тема: «Правописание окончаний имён существительных»

Кукушонок.

        На вершине ели было гнездо. Рядом с маленькими яичками там лежало одно большое. Его подкинула кукушка.

         Птенцы вылупились. Родители усердно кормили птенцов. Кукушонок стал выталкивать братьев из гнезда.

         Мой внучок забрал подкидыша домой. Кукушонок поселился в старом птичьем гнезде. Кошки Мурки тогда в доме не было. Птенец без страха летал по комнате. Скоро пушок на крылышках сменили перья. Мы выпустили кукушонка на волю.

Слова для справок: яички, его

Орфографическое задание.           1 вариант

1.От данных слов образуй и запиши слова с сочетанием –инк- или –енк-.

Проталина, спальня, вишня, царапина, башня, сосна, калина

2.Поставь каждое слово в форму творительного падежа, единственного числа. Отметь окончания.

Душ, камыш, палец, сердце, кольцо, улица, кирпич, птица,

Образец: товарищ – товарищем (Т.п., ед. ч.).

2 вариант

1. От данных слов образуй и запиши слова с суффиксами -ок-,  -ик- или –ек-.

Чеснок. Сад, рог, горох, чердак, сук, кусок, конверт

2.Поставь каждое слово в форму дательного падежа, единственного числа. Отметь окончания.

Цель, степь, туча, ночь, сестра, роща, печь, мышь

Образец: сестра – сестре (Д. п., ед. ч.).

Контрольная работа по русскому языку №12. Списывание. 3 класс.

Тема: «Орфограммы  в корне слова»

Спиши текст. Выпиши из текста по два примера на каждую указанную орфограмму. Буквы орфограммы подчеркни.

«Звонкие и глухие согласные в корне слова».

«Безударные гласные в корне слова».

«Буквы ё и о после шипящих в корне слова».

Мышь – малютка.

         Мышь – малютка – самый маленький грызун в лесу. Весит она всего несколько граммов. Шёрстка у неё коричневая, глазки чёрные, грудка белая. Мышь- малютка ловко лазает по высоким стеблям, листьям и кустам. В высокой траве зверёк сплетает из травинок чудесное гнёздышко-шалашик. Оно подвешено на стебельке высоко над землёй. Не страшен мышке ветер и мороз. Утеплила она гнёздышко внутри мягкими былинками. Скоро там появятся крошечные мышата.

     

Контрольная работа по русскому языку №13. 3 класс.

Тема: «Имя прилагательное и его грамматические признаки»

1 вариант.

1.Запиши словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в женском роде.

Высокий дом, железная лестница, синее море, королевская конница, тёмный чердак, зелёное растение, звонкая песня, строгий учитель, доброе лицо, летняя веранда.

2.Спиши словосочетания. В скобках укажи род, число и падеж имён прилагательных.

Старый ослик, на верхней полке, тёмной ночью, для первого класса

3.Спиши предложения, подчеркни все имена прилагательные как члены предложения.

Летним днём мы шли по сосновому лесу. Белый туман расстилается над тихими лугами.

4.Выпиши только качественные имена прилагательные, письменно подбери антоним к каждому записанному слову.

           Большой, лисий, бумажный, узкий, апельсиновый, острый, папин

5.Запиши данные имена прилагательные в краткой форме, в мужском роде, в единственном числе.

 Грубый, умный, седой, сильный

Образец: красивый – красив (м. р., ед.ч.)

6(дополнительное). Спиши текст. Найди притяжательные прилагательные, подчеркни их как члены предложения, определи род, число и падеж этих прилагательных.

Протянулся через дорогу и скрылся в густом ельнике заячий след. Тонкий лисий след вьётся вдоль дороги. Шустрая белка махнула пушистым хвостиком и прыгнула на ёлку. 

Контрольная работа по русскому языку №13. 3 класс.

Тема: «Имя прилагательное и его грамматические признаки»

2 вариант.

1.Запиши словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в мужском роде.   Чёрные брюки, ёлочная игрушка, высокое дерево, хороший прыжок, райская птица, старое здание, широкий проспект, трудное правило, зимние вечера, новое упражнение, верный друг, дальняя дорога, воскресный день

2.Выпиши из текста имена прилагательные вместе с существительными, от которых они зависят. Отметь окончания имён прилагательных, в скобках укажи род, число и падеж.    Зима завалила деревню пушистым снегом. Веточки берёз украсил белый иней. С верхушки старой ёлки сорвалась птица. Снег белой бахромой осел на тонких веточках сирени.

3.Спиши предложения, подчеркни все имена прилагательные как члены предложения.   По вечерам мама накидывала старый бабушкин пуховый платок и читала нам сказки. Серый осенний дождь грустно стучит по мокрой крыше.

4.Выпиши только относительные имена прилагательные. Рядом запиши слова, от которых они образовались.  Лимонный, широкий, высокий, птичий, шёлковый, кислый, дедушкин, настенный

5.Выпиши имена прилагательные в краткой форме, женского рода, единственного числа.  Ласковы, ласкова, ласковая, наимудрейшая, мудрая, мудрее, мудра, аккуратная, аккуратен, аккуратна, Внимательная, внимательна, внимателен, прекрасная, прекраснейшая, прекрасна, прекраснее

6(дополнительное). Спиши текст. Найди качественные имена прилагательные, подчеркни их как члены предложения, определи род, число и падеж этих прилагательных.

Протянулся через дорогу и скрылся в густом ельнике заячий след. Тонкий лисий след вьётся вдоль дороги. Шустрая белка махнула пушистым хвостиком и прыгнула на ёлку. 

Итоговая контрольная работа по русскому языку №14 за 3 класс.

Тема: «Орфограммы, изученные в 3 классе»

1 вариант.

1. Сделай фонетический разбор слова лень.

2.Разбери по составу слово белизна.

3.Спиши словосочетания, определи склонение и падеж имён существительных.

Добраться до города, поделиться с сестрой, услышать в тиши

4.Спиши предложения. Определи род, число и падеж всех имён прилагательных.

Жаркий июльский день угасает. Косой солнечный луч золотит вершину молодой сосны. Не слышно птичьих голосов.

5.Спиши. Подчеркни члены предложения и определи известные тебе части речи.

Младшая сестра учится в музыкальной школе. Летний дождь барабанит в окно.

6(дополнительное). Прочитай текст и выпиши слово с такой характеристикой: имя существительное, женского рода, 3-го склонения, стоит в форме единственного числа, винительного падежа, в предложении является обстоятельством.

Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. На листочках дрожат прозрачные капельки росы.

Итоговая контрольная работа по русскому языку №14 за 3 класс.

Тема: «Орфограммы, изученные в 3 классе»

2 вариант.

1. Сделай фонетический разбор слова пляж.

2.Разбери по составу слово часовой.

3.Спиши предложение, определи склонение и падеж имён существительных.

Из Москвы на север летит быстрый самолёт

4.Выпиши из текста качественные имена прилагательные с существительными, от которых они зависят. Определи род, число и падеж этих прилагательных.

Жаркий июльский день угасает. Косой солнечный луч золотит вершину молодой сосны. Не слышно птичьих голосов.

5.Спиши. Подчеркни члены предложения и определи известные тебе части речи.

Холодом дышит звёздное небо. Я читаю книги перед сном.

6(дополнительное). Прочитай текст и выпиши слово с такой характеристикой: имя существительное, женского рода, 1-го склонения, стоит в форме множественного числа, предложного падежа, в предложении является обстоятельством.

Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. На листочках дрожат прозрачные капельки росы.

Итоговая контрольная работа по русскому языку №15 за 3 класс.

Диктант.

Лето.

        Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.

         К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок  и оказалась на вершине сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные муравьи.

Орфографическое задание.

1 вариант.

1.Допиши окончания, в скобках укажи падеж и склонение имён существительных.

В кроват… — в кроватк…, о мам… — о матер…, для мышк… — об мышк…

2 вариант.

1.Допиши окончания, в скобках укажи падеж и склонение имён существительных.

В кроват… — в кроватк…, о мам… — о матер…, для мышк… — об мышк…

Творческая работа учащихся по чтению (3 класс) по теме: Как я был летом в лесу.

Как я был в лесу летом.

      Каждым  летом  мы с папой ходим в лес по грибы. Этим летом мы тоже решили не делать исключение и после хороших грибных дождей отправи-лись в лес.  В лесах с разными деревьями водятся разные грибы: в хвойных лесах – маслята, в березовых рощах – подберезовики и белые грибы, в смешанных лесах – опята.

         Собирать грибы – очень увлекательное и азартное дело, недаром это занятие называют тихой охотой. Когда находишь новый гриб, хочется найти еще и еще, и остановиться практически невозможно, поэтому так часто грибники не находят дорогу обратно домой и им приходится кричать: «Ау!».  Но мне, честно говоря, собирание грибов не приносит какого-то очень большого удовольствия, нашел – хорошо, не нашел – тоже неплохо. Главное для меня – это прогулка по лесу, подышать свежим лесным воздухом, послушать как поют птицы, стрекочут сверчки, а найти палочку, обстругать ножичком, сделать себе шпагу и по кустам  раз-два, раз-два  — круто!

     Каждый поход в лес – он всегда отличается от предыдущего, с нами происходят разные события. И в этот раз, гуляя с папой в лесу,  недалеко друг от друга, я услышал его крик: «Кабаны!»  Хорошо, что перед походом в лес папа всегда проводит инструктаж, как вести себя в различных экстремальных ситуациях, а она была довольно таки экстремальная, потому что взрослый кабан представляет собой большую опасность для человека, если тот стоит на его пути.  Недолго думая, я запрыгнул  на ближайшее дерево – это была молодая березка, и стал всматриваться сквозь листву – где же эти наруши-тели спокойствия?  Сначала я увидел папу – тот сидел на противоположном дереве с корзиной в руке  и весело помахивал мне рукой, а затем я увидел диких животных. Между нами бежала семья диких кабанов – впереди большая мама, а сзади нее штук шесть маленьких полосатых поросят. И вовсе они не страшные, не знаю,  чего папа такой осторожный, но ему видней,  ведь он у меня охотник! Когда кабаны убежали, мы слезли с деревьев и ,смеясь и улыбаясь , пошли обратно к машине. Ведь где -то в лесу гулял папа-кабан, а с ним шутки плохи! Мы довольные вернулись домой,  рассказали историю маме и вместе хохотали с олимпийских чемпионов по прыжкам по деревьям. Хорошо в лесу летом!

Диктанты 3 класс по русскому языку

Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение»

Осенью

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание

  1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.

  2. Слова русский, листья разделите для переноса.

  3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.

Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи»

Прощание с осенью

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание

  1. В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.

  2. Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.

  3. Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

Контрольный диктант № 3 по теме «Состав слова»

В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.

Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

По В.Бианки

Слова для справки: постоянно.

Грамматическое задание

  1. Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.

  2. Подберите однокоренные слова к слову лесную.

  3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.

Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание корней слов»

Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весло всем!

Грамматическое задание

  1. В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.

  2. Разберите слова по составу: вариант 1 – зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки.

  3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным звуком в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова»

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

Слова для справок: оляпка, водяной.

Грамматическое задание

  1. Разберите предложение по членам: вариант 1 – третье, вариант 2 – десятое.

  2. Разберите по составу слова осинка, переход.

  3. Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное»

Мой товарищ Витя гости летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание

  1. Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.

  2. Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.

  3. Разберите оп составу слова рыбка, тишина, лесною.

Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание окончаний имён существительных»

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

Грамматическое задание

  1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.

  2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.

  3. Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.

Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание

  1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1- четвёртое предложение, вариант 2 – пятое.

  2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст.

  3. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»

Весеннее утро

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

По Г.Скребицкому.

Грамматическое задание

  1. Разберите предложение по членам: вариант 1 –седьмое, вариант2 – девятое.

  2. Разберите слова по составу: вариант 1 –засветило, утренний, берёзки; вариант 2 – развесили, весёлый, местечко.

  3. Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.

Итоговый контрольный диктант № 10

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

По А.Куприну

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.

  2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.

  3. Разберите предложения по членам: вариант 1 – второе, вариант 2 – третье.

Диктанты в 3 классе

Летом обычно готовятся календарные планы и рабочие программы к новому учебному году. Для составления текущего контроля предлагаем адаптированные диктанты для 3 класса. Тексты  без грамматических заданий, но их составить нетрудно. Объём слов в диктантах соответствует норме 40-60 слов. Всего текстов 55.

Тексты подбирались из произведений детских писателей: И. Соколова-Микитова, Н. Сладкова, В. Бианки, Г. Скребицкого, К. Ушинского, Л. Кассиля, Б. Алмазова, Г. Остера, Е. Пермяка.

 

1 полугодие

3 класс

Восход солнца

 

Раннее утро. По лесу пробежал над деревьями свежий ветер. Чистые росинки скатывались с листочков. Лёгкий молочный туман плыл над рекой.

Взошло над землёю золотое солнышко. В мире живой природы в этот миг всё проснулось и приветствовало его. Жители больших городов редко любуются восходом. Высокие дома закрывают горизонт.

(47 слов.)

 

Золотая осень

 

Пришла золотая осень! Хорошо в эту пору в лесу. Пахнет осенним лесом и грибами.
Давно умолкли чудесные песни дроздов и соловьёв. Слышны только короткие крики разных кочующих птичьих выводков.

Редко солнечными днями поют перед отлётом пеночки, мухоловки. Все спешат в тёплые края до наступления ненастных осенних дней.

Только весна подарит нам снова настоящее птичье многоголосье.

(55 слов.)

 
Певунья

 

Жила в саду певунья. Она была жёлтенькая, на головке хохолок. Славный был у неё голосок. Приятно было её слушать. Певунью слушали и хвалили.

Шли дни. Певунья зазналась. Скоро все заметили, что она уже не поёт, а хрипит. Все перестали обращать на неё внимание. А птица не могла понять почему.

(49 слов.)

 

Гости

 

Галинка сидела у окна. Её внимание привлекли коза Зорька и козёл Бодач. Они пробрались в огород.

Зорька и Бодач стали там топтать грядки, щипать капусту. Галина громко закричала и замахала руками.

На крик девочки выбежал из сарая брат. Он схватил большую хворостину. Мальчик выгнал незваных гостей из огорода. Пусть пасутся на лугу.

(52 слова.)

 

Победа

 

Однажды я наблюдал интересный бой. Дрались маленькие птички с большим ястребом.

Пичужки собрались в огромную стаю и бросились на врага. Они ударялись о грудь и крылья ястреба. Ястреб распушил перья. Птички не отступали. Подлетела новая стайка. Она яростно кинулась на хищника. Ястреб стал терять силы. Он взмахнул крыльями и полетел к лесу.

Так маленькие птички одержали победу над врагом.

(59 слов.)

 

Золотая осень

 

Золотая осень царствует в роще у речки. Берёза стоит в золотой одежде. У осинки на земле чудесная скатерть. На скатерти красные, жёлтые, пёстрые листья. Клён стоит пурпурный. Только дуб пока не сменил свою зелёную шубу.

По тропинке спускаемся к речке. На воде очень медленно плывёт плот из разноцветных листьев. Как много осенних красок! О такой красоте можно вспоминать всю зиму.

(60 слов.)

 

В осиновом лесу

 

Особенно хорош осиновый лес в осенние ясные дни. В пурпурно-красный и жёлтый цвет окрасилась листва. Цветным ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних подосиновиков.

Ещё цветут запоздалые лесные цветы. Шелестит под ногами высокий жёлтый папоротник. И ещё горче пахнет в осиновом лесу.

(По И. Соколову-Микитову.)

(50 слов.)

 

Поздняя осень

 

Осеннее солнце осветило лес. Перелётные птицы покинули родные места. Ледяной ветер срывал последние листья. Зябко на ветру молодым деревцам.

Но лесная жизнь не затихла! Издалека видна красная грудка снегирей. Снегири клюют ягоды рябины. Клесты кружат над елью. Чижи летают над берёзами. В ивняке издают лёгкий свист синички.

(47 слов.)

 

Песенка скворушки

 

Поредела осенью на берёзках листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник.

Вдруг подлетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку, поглядел по сторонам и тихо запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника.

Птицы прощались с родным домиком. Весной они снова прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.

(54 слова.)

 

Хмурый лес

 

Хмурым и унылым стал лес. Звери попрятались в норы. Птицы улетели в тёплые края. Робкий зайка лежал под низким кустиком. Кругом всё пожелтело. Небо накрыли тучи. Посыпались лёгкие, белые снежинки.

Снег перестал только к вечеру. Небо прояснилось. Выглянули яркие звёзды. Они осветили поля и леса. Зайчишка боятся выйти из-под куста.

(50 слов.)

 

Буря

 

В саду гудел сильный осенний ветер. Он срывал листья с деревьев, ломал сучья. Дождь лил как из ведра. По земле бежали потоки воды. Крупные дождевые капли барабанили по стеклу. Ослепительная молния пугала людей и животных.

Буря утихла. Взошло солнышко. Мы вышли в сад. Вся аллея быта залита водой.

(48 слов.)

 

Лакомки

 

Пахло хвоей и смолой в сосновом лесу. Дед Иван загадочно молчал. Мы прошли по узкой дорожке к берёзовой роще. Там мы услышали стук дятла.

Прошло несколько минут. Дятел перелетел но новое место. Дед Иван собрал лукавые морщинки на лбу.

В рощице мы нашли много берёз с дырочками на стволах. Тут добывали вкусный сок дятлы.

(По Р. Панову.)

(54 слова.)

 

Козодой

 

Что за птица козодой? Мухолов мух ловит, мухомор мух морит, осоед ест ос. Значит, козодой коз доит?

А козодой коз не доит. И молока в рот не брал. Он любит над стадом коз кружить.

У козодоя рот как сачок. Ловит им козодой жучков, бабочек, комаров. Козы вспугивают насекомых из травы, а козодой и рад. Ловкий у него рот!

(По Н. Сладкову.)

(58 слов.)

 

Тимошина флотилия

 

Тимоша любит стругать. Попала ему в руки чурка, на корабль похожая. Он ножом подровнял её и мачты приладил. Появилась каравелла. Показал Тимоша каравеллу деду. Дед его похвалил.

Попала Тимоше в руки книжка про корабли. Он стал по картинкам разные суда вырезать. Целая флотилия уже на окне стоит.

Утром идут соседи и смотрят в окошко. Что Тимоша нового выстругал?

(По Б. Алмазову.)

(58 слов.)

 

О дружбе

 

Ученики нашего класса получили письмо из Сочи. Все обрадовались. Там тепло. В парках зеленеют деревья. Из окон школы видно Чёрное море.

А в Мурманске холодно. Ребята ходят в тёплых куртках, шапках, сапожках. Часто завывают вьюги. Резкий ветер наметает у домов сугробы. Мы послали друзьям открытки с видами своего города. Школьники из Сочи прислали нам свои рисунки.

(56 слов.)

 

Старые знакомые

 

Слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались вместе. Мартышка пела смешные песенки. Удав, слонёнок и попугай слушали и смеялись. Слонёнок задавал всем умные вопросы.

Иногда слонёнок и мартышка врачи удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него. Всем было очень весело.

(По Г. Остеру.)

(48 слов.)

 

Скорая помощь

 

У Юли жил котёнок Мурзик. Шерсть у котика чёрная, грудка белая и пушистый чёрный хвост. Однажды котёнок спрыгнул с балкона и ушиб лапку. Юля вызвала «скорую помощь». Девочка вышла на лестничную площадку встречать врача.

Скоро к дому подъехала машина. Врач Людмила Ивановна удивилась такому больному. Она взяла бинт и перевязала Мурзику лапку.

(52 слова.)

 

Дикие гуси

 

Вот большое стадо гусей сидит на отмели далеко от берега. Завернули голову под крыло, поджали одну лапу. Спят спокойно.

Чего им бояться? С каждого края стада стоит старый гусь. Он не спит, не дремлет, а зорко глядит по сторонам. Не застанешь их врасплох!

(По В. Бианки.)

(43 слова.)

 

Смекалка

 

Давно это было. В горах чистили дорогу. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать?

Не знали тогда подъёмных кранов. Только сотня лошадей могла увезти камень.

Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму. Камень и рухнул в яму. Подровнял мужичок землю. Вот и дорога готова. Так просто русский человек трудное дело сделал.

(По В. Далю.)

(57 слов.)

 

В цирке

 

Мы долго ждали субботу. Наш класс в этот день шёл в театр. У кассы народ толпился. Все хотели попасть на выступление любимых артистов.

Спектакль начался. Громко и весело играла музыка. Забавный клоун всех смешил. Слон делал сложные трюки длинным хоботом. Мартышки в нарядных платьях катались на коньках. Через огненный обруч прыгал лев. Кругом веселье!

(54 слова.)

 

Новенькая

 

В класс поступила новенькая девочка. Родители её работали геологами. Они часто переезжали из одного посёлка в другой.

Новенькую посадили за парту с Анной Ильиной. Девочки подружились. Анна помогла Катюше догнать класс. Они вместе решали задачи, читали рассказы, разучивали стихи. Часто ходили на каток.

Учительница Наталья Григорьевна хвалила подруг за умение дружить и помогать друг другу.

(55 слов.)

 

Пингвины

 

Завыл ветер. Всё замело снегом. Всюду стояли снежные низкие бугорки. Я копнул один бугорок ногой. Клюв торчит. Вдруг бугорок зашевелился. Из него выбежал пингвин. Он резко крикнул.

В пургу пингвины ложились на камни. Их заносил снег. Они тихо лежали в снежных домиках и клювом протыкали окошки.

(46 слов.)

 

Зимние забавы

 

Ночью шёл снег. Мягкий снежок медленно летел на землю. К утру небо посветлело. Выбежали на улицу ребятишки. Снег был липкий. Мальчики стали строить крепость и играть в снежки.

Девочки лепили снегурочку. Вместо глаз льдинки. Вместо носа длинная морковка. Рот и бровки нарисовали угольком. На головку надели кепку. Прекрасная вышла снегурочка!

(50 слов.)

 

Чудесная ёлка

 

Скоро Новый год. Ребята решили устроить в лесу праздник. Девочки стали украшать пушистую ёлку ягодками рябины. Коля привязал к ветвям кусочки сала. Петя прикрепил сладкую морковку. Таня посыпала на дощечку зерно. Под ёлку воткнули кочан капусты.

Утром прилетели стайки птиц. Они радостно щебетали и угощались подарками. Сладкие капустные листья грыз заяц.

(51 слово.)

 

Как заяц зимой живёт

 

Зима. Мороз. Все животные от лютой стужи попрятались. А у зайца норы нет. Зато у него шубка тёплая.

Днём заяц спит, а ночью выходит покормиться. В поле лапками снег разроет и травку найдёт. В лесу с кустов молодые веточки обгрызёт или кору погложет. А иногда в деревне из стога сена надёргает и наестся.

Так и живёт заяц всю зиму.

(По Г. Скребицкому и В. Чаплиной.)

(59 слов.)

 

В зимнем лесу

 

Ночью была метель. Утром лес было не узнать. Ночная вьюга украсила лесные поляны. Маленькие кустики укрылись снежными шубками. Мохнатые лапы колючих елей надели мягкие рукавицы. Гигантские сугробы стояли как сказочные великаны.

Взошло солнце. Ясная берёзка заблестела тонкой берестой. Заискрился серебристый иней на гибких веточках. Яркими блестками засветились снежинки на снегу.

(50 слов.)

 

Следы на снегу

 

Зимний лес. На снегу строчки и точки. Чьи это следы? Вот след лисицы. Не удалось лисе ночью поймать добычу. Здесь проскакал беляк. Зайчишка любит поглодать горькую осиновую кору. Пробежала куница в чащу. Хищница искала белок.

Из-под снега вылетел тетерев. Он осмотрел местность и взлетел на гибкую ветвь берёзы.

(48 слов.)

 

Снежинки

 

Подул холодный ветер. С неба посыпались снежинки. Они кружатся в воздухе и падают на землю. Одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками. Вот звёздочка с шестью лучами. Вот тонкая пластинка с шестью гранями!

В тихую морозную погоду снежинки не теряют красоту. При сильном морозе у них обламываются лучи и грани. Белые цветы и звёзды обращаются в снежную пыль.

(По В. Архангельскому.)

(60 слов.)

 

Снежная дочка

 

Надел дед мягкую пушистую шапку. Он пробрался в огород и стал дочку из снега лепить. Скатал снежный ком, приладил руки и ноги. Вылепил голову, нарисовал рот и глазки.

У Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Удивительно красивая девочка вышла из сугроба. Дед повёл её в избу. Старуха была рада. Гостью она угощала сладким пирожком.

(53 слова.)

 

Гостья

 

На лесной опушке ребята устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили ещё осенью.

Сегодня ребята шли по узкой тропинке навестить друзей. На снегу есть лисьи, заячьи, птичьи следы. В домике уже завтракала синичка. Из чащи прилетела стайка щеглов.

На верхушке ёлки появилась белка. Зверёк спрыгнул на птичий домик. Гостья ловко стала объедать ягодки.

(60 слов.)

 

Белые фигурки

 

В зимнем лесу можно встретить странные белые фигурки. Каждая на что-то похожа. Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там на пеньке сидит белочка или зайчик.

На камне у речки плачет белая Алёнушка. Она склонила голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёчку.

Обласкало солнце грустную Алёнушку. С хвойных ресниц её закапали слёзы. Много в лесу диковин!

(По Н. Сладкову.)

(60 слов.)

 

Душистый чай

 

Такой метели давно не было. Разошёлся ветер, разгулялся по сугробам, по крышам. Ветер качнул в комнате лёгкую штору на окне. Иринка испугалась. Мама сегодня на работе.

Девочка достала из шкафа коробку. В ней лежали сухие травы. Здесь была мята. Тут чайник на плите заиграл. Девочка положила мяту в кружку, залила кипятком, прикрыла крышкой. Скоро придёт мама и выпьет душистого чая.

(По Н. Михайловой.)

(60 слов.)

 

2 полугодие

3 класс

Природа весной

 

Оживает природа после долгого зимнего сна. Остатки последнего снега съедает весеннее солнце. Первые зелёные стрелки прорезают бугорки. Высоко в воздухе тянутся с юга стаи журавлей, диких уток, гусей.

Птицы на родине. Смотришь и видишь, как заботливо поправляют они свои старые гнёзда.

Проснулись реки. Вода выступает из берегов и бежит на окрестные луга.

(52 слова.)

 

Весной

 

Над водой проносились стаи перелётных птиц. Они радостно встречали весну.

Много бед жителям леса приносит вода. Вода попадает в жилища зверей. Жить там опасно. Выбежала из норки полевая мышь. Низкий куст широко раскинул ветки. Мышка прыгнула на куст и замерла.

Трудно и зайцу. Он жил на островке среди реки. Кругом холодная вода. Не переплыть бедняжке это море. Надо ждать.

(59 слов.)

 

Сосульки

 

Всё ярче и жарче светило мартовское солнце. Мягкий ветер гнал, торопил облака. На балконах и крышах домов появились сосульки. Днём солнечный луч играл с ледяными красавицами. Они сверкали, отливали серебром. Первые крупные капли упали на землю. Съехала с крыши большущая шапка снега.

Наступила ночь. Подморозило. Ледяная корка покрыла землю. Но весна рядом. В городе первые её вестники. Это сосульки.

(59 слов.)

 

Весна в лесу

 

Солнце пригревает землю. Журчат говорливые ручьи. Снег почти весь растаял.

А в лесу под ёлками ещё лежат сугробы. Но на проталинках уже распускаются первые цветы. Ветки ивы покрываются нежными золотыми шариками. На деревьях лопаются почки.

Целый день звенят в лесу синицы, распевают чижи. Во всё горло каркают вороны. Все звери и птицы забыли про зиму. Они рады весне.

(58 слов.)

 

Майский лес

 

Майскую весну встречают залпы гроз и щедрые тёплые ливни. После грозового дождя ярче сияет солнце. На голубом небе расцветает радуга. Первые листочки на сирени, берёзе, тополе сверкают, переливаются на солнышке.

В майском лесу с раннего утра до позднего вечера распевает пернатое царство. Ручей торопливо прокладывает себе путь через дорогу. Воздух наполнен могучим запахом весны.

(54 слова.)

 

Картина о весне

 

У этой картины на выставке всегда толпился народ. Люди стояли в молчании и уходили в задумчивости. Это была картина Саврасова «Грачи прилетели». В ней соединились печаль и радость, улыбка и раздумье.

Деревья зябнут в воде. Синевой светится холодное небо. Робкий луч проникает сквозь голые ветки берёз.

На картине всё родное: и тёмный снег, и маленькая церквушка, и берёзки, и озерцо.

(60 слов.)

 

Смородинка

 

Решила Танюша сама смородинку вырастить. Стала Таня землю вскапывать. Много пришлось ей поработать, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.

Посадила Таня рядками смородиновые черенки. К осени поднялись кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с куста.

Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются. Вот какая хорошая «смородинка» растёт. Настойчивая. Работящая.

(По Е. Пермяку.)

(60 слов.)

 

Водопад

 

Дорога шла через горы. Они были в голубой дымке. На рыжих от солнца вершинах просматривалось каждое дерево.

Отряд подошёл к опасному склону и начал восхождение. После подъёма все услышали шум водопада. Деревья расступились. Туристы оказались на берегу реки.

Из воды выступали гигантские камни. Речной поток добегал до обрыва, падал вниз и разбивался о камни. Какое сказочное зрелище создала природа!

(59 слов.)

 

Дуб

 

Между берёзками рос могучий дуб. Кабаны питались его плодами. В ветвях дуба соловей напевал свои песни. Дерево защищало птичку от солнца, укрывало в ненастные дни. Пусть не кончается соловьиная песня!

Только с дятлом не дружил дуб. Скоро у дерева от червяков и жучков опала листва, кора испортилась.

Доброе сердце было у дятла. Пожалел он горемыку, очистил долгожителя от вредителей.

(По А. Белояр.)

(59 слов.)

 

Русская печь

 

Вкусный хлеб пекли в русской печи. На большой лопате в печь отправляли каравай. Из печи тянуло тёплым запахом горячего хлеба. И вот на столе появлялись золотистые караваи с корочкой. Это был праздник хлеба.

Русская печь всегда дышала теплом и уютом. Зимой в старину это было любимое место для детей. Печь согревала их. Долгими вечерами они слушали сказки, отгадывали загадки.

(59 слов.)

 

Посылка

 

Однажды мне прислали из тайги маленькую посылку. В ней лежали две большие кедровые шишки. Они были тяжёлые и липкие. Руки у меня стали пахнуть смолой. В щелях виднелись орешки. Я рассматривал шишки, любовался ими.

Я закрыл глаза и представил себе огромный кедр с могучими ветвями, с густыми иголками. На ветках висели смолистые шишки. Птички выклёвывали из них орешки.

(58 слов.)

 

Запасной игрок

 

Антон сидел на стадионе и наблюдал за игрой. Он был запасным игроком. Вратарь получил сильный удар по ноге. Он оставил поле.

Выбежал Антон. Лёгкий шумок раздался над стадионом. Антон был новичок. Он брал один мяч за другим. Теперь зрители все были за Антона.

Свисток судьи застал Антона на земле. Мяч вратарь держал в руках. Игра кончилась. Антону все дружно хлопали.

(По Л. Кассилю.)

(60 слов.)

 

На реке

 

Наша деревня Ульяновка стоит на берегу реки. В реке поселились бобры. Жители деревни старались не тревожить их.

Вход в хатку у бобров был под водой. Летом зверьки запасали на зиму осиновые ветки. Они прятали их под упавшими в воду стволами деревьев. Зимой бобры не ходили далеко за кормом. Корм был рядом.

Вот такие удивительные зверьки живут в нашей реке!

(59 слов.)

 

Портрет Пушкина

 

Василий Тропинин создал замечательные портреты. Среди них есть всем хорошо известный портрет Александра Сергеевича Пушкина. Этот портрет заказал сам Пушкин для друга.

Тропинин изобразил Пушкина в халате. Поэт сидит у стола с бумагами. Одна рука лежит на столе. Мы хорошо видим перстень. Именно своей простотой нам дорог этот портрет.

(По Л. Либединской.)

(49 слов.)

 

В полдень

 

За деревьями показалась полоска синевы. Я прибавил шагу. Вода залила большую впадину. На обрывистом берегу стояла берёзка. Пролетела стрекоза. Крылышки её блестели на солнце. Я уловил ровное жужжание. Словно в руках тёплого ветерка вертелся волчок.

Мой взгляд упал на тропу. Там копошились десятка два пчёл. Я поспешил уйти. С детства я боюсь пчёл. Они очень больно кусают.

(57 слов.)

 

Красные маки

 

На восходе Галя выбегала в сад. Она смотрела на клумбу. Там должны были расцвести маки.

Через неделю день рождения у учительницы Анны Петровны. Она любит цветы. В воскресенье ребята шли к учительнице. В руках у Гали нежно трепетали на тонких ножках цветы.

Из соседних домов выбежали старшеклассники. В руках у них пылали маки. Эти цветы для первой учительницы.

(58 слов.)

 

Собака

 

У нас жила собака. Она очень любила маму. Собака всегда её поджидала у двери. Она узнавала по шагам настроение мамы. При хорошем настроении собака повизгивала и встречала маму. При плохом она уходила за шкаф и сидела тихо.

Однажды мама пришла очень усталая. Она снята туфли и легла на диван. Собака взяла в зубы тапки и принесла маме.

(57 слов.)

 

У причала

 

Солнце скрылось за горизонтом. Наступила душная летняя ночь. Выплыла сонная луна. Все рыбаки ушли на ночной лов. Смолк шум моторов. Только у причала раздавался лёгкий стук. Это стучали клешнями мохнатые крабы.

На берегу горела лампа. Старик чинил свою лодку. Затихла жизнь и в маленьких рыбацких домиках. Они стояли на сваях прямо в воде. Под ними бродили крабы и стайки рыб.

(60 слов.)

 

На озере

 

Мы проводили свой отпуск на берегу озера. Раньше оно было светлое, чистое, глубокое.

Сегодня озеро заросло осокой и тростником. Мы решили обследовать местность. С трудом я проходил сквозь густую высокую траву. Мой спутник легко перепрыгивал с кочки на кочку. Он старался выследить дичь.

За озером находилась роща. Ранним утром я ходил за грибами. Хороши были белые грибки!

(57 слов.)

 

Пожар

 

Ветер резко изменил направление. Солнца не было. Прыгали длинные языки пламени. Они перегоняли друг друга. Особенно жадно они кидались на смолистые сосны. Мгновенно огонь съедал хвою.

Посёлок затянула густая толща дыма. Огонь захватил большую площадь. Подъехали пожарные машины. Все жители посёлка вышли на помощь. Едкий дым слепил глаза. Все стали перекапывать широкую просеку. Огонь подошёл к ней и затих.

(59 слов.)

 

Калитка

 

Дорога в лес шла через садовый участок. Там выращивали молодые деревца. Подошли внук с дедом к питомнику. А калитка хлопала на ветру. В питомник часто забегали зайцы. У многих яблонь они объели кору.

Прошла неделя. Починили чужую калитку. Петли прикрепили и салом смазали. На солнце калитка блестела голубой краской. Дед посмотрел на внука. Внук опустил голову и молчал.

(58 слов.)

 

Отец и дети

 

Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Мити — Серёжа. Серёже показалось весело возить куклу по саду. Он отнял у Мити куклу и лошадь.

Митя побежал жаловаться отцу. А отец сидел у окна и всё видел. Что сказал Мите отец?

(По К. Ушинскому.)

(59 слов.)

 

Июнь

 

На сырых лугах цветы растут. Много солнечного цвета. Купальницы, калужницы, лютики делают луг золотым.

В эту пору солнечного рассвета люди ищут целебные цветы, стебли, коренья, лекарственные травы.

У всех певчих пичужек есть гнёзда, во всех гнёздах лежат яички. Сквозь тонкую скорлупу просвечивает маленькая жизнь.

(По В. Бианки.)

(44 слова.)

Тексты диктантов по русскому языку 3 класс

Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение»

 

Осенью

            Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья.  Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание

1.     Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.

2.     Слова русский, листья разделите для  переноса.

3.     В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.

 

Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи»

Прощание с осенью

            В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

            Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание

1.     В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.

2.     Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.

3.     Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

 

Контрольный диктант № 3 по теме «Состав слова»

 

В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.

Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

По В.Бианки

 

Слова для справки: постоянно.

Грамматическое задание

1.      Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.

                                         

 

 

Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание корней слов»

Снеговик

            Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

            Выбежала группа ребят. Они стали лепить  снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весло всем!

Грамматическое задание

1.     В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.

2.     Разберите слова по составу: вариант 1 – зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки.

3.     Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным звуком в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

 

Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова»

            Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

            Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

Слова для справок: оляпка, водяной.

Грамматическое задание

1.     Разберите предложение по членам: вариант 1 – третье, вариант 2 – десятое.

2.     Разберите по составу слова осинка, переход.

3.     Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

 

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное»

 

            Мой товарищ Витя гости летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

            Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание  

1.     Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.

2.     Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.

3.     Разберите оп составу слова рыбка, тишина, лесною.

 

Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание окончаний имён существительных»

            Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.

            Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

Грамматическое задание

1.     Определите падеж имён существительных в последнем предложении.

2.     В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.

3.     Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.

 

Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»

            Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

            Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание

1.     Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1- четвёртое предложение, вариант 2 – пятое.

2.     Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст.

3.     Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.

 

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»

Весеннее утро

            Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

            Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

По Г.Скребицкому.

Грамматическое задание

1.     Разберите предложение по членам: вариант 1 –седьмое, вариант2 – девятое.

2.     Разберите слова по составу: вариант 1 –засветило, утренний, берёзки; вариант 2 – развесили, весёлый, местечко.

3.     Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.

 

Итоговый контрольный диктант № 10

            Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

            Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

По А.Куприну

Грамматическое задание

1.     Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.

2.     Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.

3.     Разберите предложения по членам: вариант 1 – второе, вариант 2 – третье.

Вариант 1 | Волжский класс

Ответы к стр. 8 – 11

2. Прочитай текст.

Хорошо и привольно летом в лесу.
Зелёной листвою одеты деревья. Пахнет грибами, спелой, душистой земляникой.
Громко поют птицы. Пересвистываются иволги. Кукуют, перелетая с дерева на дерево, неугомонные кукушки. В кустах над ручьями заливаются соловьи.
В лесу под деревьями рыщут звери. Бродят медведи, пасутся лоси, резвятся весёлые белочки. В тёмной чащобе скрываются разбойница рысь.
У самой вершины старой ели, в густых ветвях, свили гнездо тетеревятники-ястребы. Много лесных тайн, сказочных чудес видят они с высокой тёмной высоты.

(76 слов)
(По И. Соколову-Микитову)

3. О чём рассказывает автор? Выбери и запиши вариант ответа.
О животных летом, о лесных растениях, о жизни животных и растений в лесу летом.

О жизни животных и растений в лесу летом.

4. Подчеркни в тексте предложения, в которых говорится о птицах.

5. Отметь иллюстрации, которые соответствуют второму и четвёртому абзацам текста.

лето в лесу

6. Запиши пропущенные слова, чтобы предложения имели смысл.

а) Зелёной листвою одеты деревья.
б) Громко поют птицы.
в) В лесу под деревьями рыщут звери.

7. Заполни таблицу по образцу.

зверь что делает?
медведь бродит
лось пасётся
белочка резвится
рысь скрывается

8. Синонимы слова чащоба – глушь, глухомань, дебри.
Отметь иллюстрацию, на которой изображена чащоба.

чащоба

 

Ответы к заданиям. Крылова О. Н. Чтение. Работа с текстом. 2 класс

3.3 / 5 ( 91 голос )

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о