Лесенка самооценки: Методика «Лесенка» автор В.Г.Щур

Содержание

Методика «Лесенка» автор В.Г.Щур

Методика «Лесенка»В.Г.Щур

Описание методики

Цель методики — исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Процедура проведения

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.

Стимульныйматериал

 http://www.b17.ru/img_uploaded/fa77e4a1526754cb0ae222837d0648a6.jpg

Инструкция

«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, учитель».

Процедура проведения

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.

Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

 

Интерпретация результатов

Неадекватно завышенная самооценка

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Завышенная самооценка

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Адекватная самооценка  

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Заниженная самооценка  

Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.

Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Для детей 7-10 лет адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств отмечает на верхней части лесенки, а одно-два качества — в середине лесенки или несколько ниже. Если ребенок выбирает только верхние ступеньки лесенки, можно считать, что его самооценка завышена, он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков. Образ, выстроенный ребенком, не совпадает с представлениями о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и может являться причиной асоциальных реакций ребенка.

Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной самооценке. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе.

Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку — ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

Ф.И._______________ Класс__________

Дата ______

http://www.b17.ru/img_uploaded/fa77e4a1526754cb0ae222837d0648a6.jpg

Ф.И._______________ Класс__________

Дата ______

http://www.b17.ru/img_uploaded/fa77e4a1526754cb0ae222837d0648a6.jpg

Ф.И._______________ Класс__________

Дата ______

http://www.b17.ru/img_uploaded/fa77e4a1526754cb0ae222837d0648a6.jpg

Методика «Лесенка» для определения самооценки младшего школьника

ШкольникПериод перехода детей из старшего дошкольного в младший школьный возраст является ответственным этапом. Ребенок расширяет круг знакомств, происходит осознание собственной индивидуальности. У него появляется желание стать лучше остальных, возникает потребность обучаться новому. Педагогам важно не пропустить тот период, когда закладывается чувство ответственности, дисциплинированности, организованности. Отследить состояние самооценки дошкольников и первоклассников помогает методика «Лесенка».

Исследуем самооценку своего ребенка

Каждый родитель, отправляя своего ребенка в первый класс, заботится о том, чтобы он получил определенный уровень учебных знаний, умений и навыков. Но мало кто думает о том, с каким психологическим багажом будущий школьник подошел к обучению. Между тем, приходя в школу и общаясь с одноклассниками, ученик замечает определенные способности других детей, проводит сравнение, дает оценку собственным способностям. И не всегда он остается доволен своими результатами. Кто-то лучше него решает задачи, интереснее придумывает рассказы, легко заводит новых друзей, становится любимцем класса. И тогда начинаются переживания, которые волнуют и детей, и взрослых. Чтобы этого избежать, педагоги советуют учитывать психологические особенности детей. Очень часто они применяют различные методики, определяющие самооценку ребенка.

Исследуемая самооценка ребенка и интерпретация результатов стимулируют ученика, помогают успешно учиться, осуществлять познавательную деятельность, определяют причины внутренней неуверенности, решают проблемы общения внутри коллектива. Известным способом определения самооценки является методика «Лесенка», проведение которой доступно не только педагогам, но и родителям. Диагностика выясняет отношение ученика к себе по его рассуждениям, и как его оценивают окружающие. После тестирования результаты двух оценок сравнивают. «Лесенка» — простое исследование, подходит детям старшего дошкольного возраста.

Процедура диагностики детей методикой «Лесенка»

Тестирование «Лесенка» выполняется без сложной подготовки. Детям потребуются:

  • нарисованная лестница из семи ступеней;
  • вырезанные фигурки девочки, мальчика;
  • карандаш.

Методика ЛестницаВзрослый показывает лестницу ребенку, просит поместить фигурку на определенную ступень, объясняет условия тестирования:

  • верхнюю ступеньку заняли лучшие дети;
  • среднюю ступеньку (вторую, третью) занимают хорошие дети;
  • четвертую занимают ни плохие, ни хорошие;
  • последнюю ступеньку (пятую, шестую) заняли плохие дети.
Результаты диагностики

После выполнения тестирования, результаты обрабатываются и делаются выводы. Каждая ступень имеет интерпретацию (истолкование):

  1. Первая ступень – показатель завышенной самооценки. Показатель является нормой для первоклассников. Ученику трудно проводить анализ собственной личности. Родители часто его хвалят, говорят: «Ты лучше остальных детей». Доверяя мнению семьи, малыш выбирает верхнюю ступеньку.
  2. Вторая — третья ступеньки рассказывают об адекватной самооценке. Дети понимают — они занимают эту позицию, потому что отличаются примерным поведением, помогают родителям, доброжелательно относятся к окружающим, положительно оценивают свои поступки.
  3. Четвертая ступень является крайней нормой, говорит про слегка заниженную самооценку. Эту позицию школьник занимает из-за проблем во взаимоотношениях с людьми, которых считает главными. Мама осуждает плохие оценки, а учительница хвалит за примерное поведение. Поэтому ученик не может однозначно дать ответ.
  4. Школьник испытывает эмоциональный стрессПятая — шестая ступеньки показывают заниженную самооценку. Нужно учитывать факторы, искажающие результаты. Тестирование может проводиться после недавней ссоры, когда ребенок чувствует собственную вину. Скорее всего, через пару дней школьник даст противоположные ответы. Педагогу нужно провести беседу, выяснить, является ли оценка временной. Возможно, существуют причины, которые заставляют его быть «плохим».
  5. Седьмая ступень является показателем критически низкой самооценки. Школьник испытывает эмоциональное стресс, постоянно выслушивает критику педагогов, осуждения семьи, неодобрение сверстников. Таким детям необходима психологическая помощь.

Методика Дембо — Рубинштейн на определение самооценки

Более сложной считается методика определения самооценки младшего школьника Дембо-Рубинштейн. Она помогает определить разницу между реальным и идеальным представлением личности. В домашних условиях можно использовать такое тестирование при условии, что родители хорошо познакомятся с процедурой проведения и, возможно, получат рекомендации специалиста.

Процедура определение самооценки

Методика, предложенная американским психологом Дембо, изначально предназначалась для выявления отношения людей к понятию «счастье». Отечественный педагог С.Я. Рубинштейн изменила диагностику, адаптировав ее к работе с нашими школьниками.
Методика включает 9 диагностических карточек по 9 ступенек каждая. Блоки составлены из вопросов, касающихся оценки:

  1. здоровья;
  2. счастья;
  3. характера;
  4. дружбы;
  5. смелости;
  6. роста;
  7. доброты;
  8. образованности;
  9. красоты.

Например, блок «Смелость», который обычно предлагается детям, включает варианты ответов:

  • бесстрашный;
  • очень смелый;
  • смелый;
  • достаточно смелый;
  • относительно смелый;
  • умеренно трусливый;
  • трусливый;
  • сильно трусливый;
  • самый трусливый.

Ученик выбирает вариант ответа, соответствующий уровню проявления у него определенного качества.

Важно! Прежде чем предлагать ребенку варианты ответа, необходимо убедиться, что все категории ему хорошо известны и понятны. Например, можно спросить, кого он представляет себе очень смелым; а кого называют бесстрашным. Можно сравнить с героями мультфильмов, сказок, животными.

Разработка методики «Лесенка» В.Г. Щур

Психолог Щур, пользуясь примером исследований Дембо-Рубинштейн, совершенствовала методику диагностики самооценки «Лесенка». Она упростила задание, сократила список блоков (5-6), количество вопросов (3-4). Названия блоков, разработанных Щур:

  1. здоровье;
  2. ум;
  3. доброта;
  4. характер;
  5. принятие коллективом.

Карточка ДобротаВарианты ответов карточки «Доброта» должны выглядеть так:

  • очень добрый;
  • добрый;
  • добрый более или менее;
  • злой;
  • очень злой.

Благодаря работе психолога методика «Лесенка» легко воспринимается маленькими детьми, а занятие приобретает игровую форму.

Выводы

Используя «Лесенку» возможно

  1. определить самооценку, уровень жизненной адаптации детей;
  2. предупредить возникновение проблем, корректировать отклонение самооценки от нормы;
  3. научить учеников взаимодействовать между собой, выполняя общее задание;
  4. создавать команды, где дети самостоятельно выбирают роль, проверяют друг друга;
  5. научить ребят положительно оценивать результаты деятельности.

Самооценка – важный показатель личности. Дети младшего школьного возраста формируют представление о себе, определяют свое место среди других. Используя методы диагностики самооценки, взрослый может вовремя обнаружить проблемы в самоощущении ребенка. Результаты исследований помогают корректировать поведение школьника, учат адекватно оценивать собственные возможности, открывают новые способности, развивают процесс самопознания.

Методика «Лесенка»: для дошкольников

Самооценка – представление человека о важности своей личности среди других людей. От этого критерия зависит не только формирование характера человека, но и его успешность в будущем. Ребенок с заниженной самооценкой всегда будет оставаться в тени своих сверстников, стесняться отвечать перед аудиторией, высказывать свою точку зрения и прочее.

 

Цель и характерные особенности графической методики

Над формированием самооценки можно и нужно работать. Часто достаточно внешне взглянуть на ребенка или взрослого, чтобы понять, что происходит с его самооценкой. Но иногда не все так просто. Человек может чувствовать себя комфортно и непринужденно в компании знакомых, родных людей и совершенно теряться перед незнакомой аудиторией. Все потому, что он чувствует себя хуже, менее успешным или еще по каким-то субъективным причинам не достойным остальных.

Чтобы вовремя распознать такие отклонения в формировании самооценки у ребенка и помочь ему справиться с этой проблемой, среди дошкольников периодически устраивают психологические тестирования.

Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»

Для благополучного развития личности ребенка большую роль играет наличие правильной и адекватной самооценки. Поэтому для того чтобы выявить самооценку ребенка-дошкольника, узнать его отношение к самому себе и понять как, по его мнению, относятся к нему его ровесники, существует диагностическая методика «Лесенка».

Различают два вида данной методики:

  1. Диагностика детей дошкольного возраста;
  2. Диагностика детей младшего школьного возраста.

Целью исследования является определение особенности самооценки ребенка, то есть отношение к самому себе. Представление ребенка о том, как его видят и оценивают сверстники, родители, а также другие люди.

Для проведения данной методики нужны самые обыденные канцелярские принадлежности: лист бумаги и карандаш. На листе необходимо нарисовать лесенку с 7 ступеньками и фигурку человека, которую можно вырезать из более плотной бумаги. Все ступеньки имеют одинаковый размер, кроме 3 – она более широкая.

Процедура исследования самооценке заключается в беседе с ребенком. Ему предъявляют рисунок с изображением лесенки, поместив фигурку обследуемого ребенка на среднюю самую широкую ступень. Объясняют, что данной фигуркой является он. На ступеньке выше ставят хороших детей. На самую высокую ставят самых лучших ребят. И в обратном направлении. На самой нижней ступеньки стоят плохие дети, а те, что повыше — не очень хорошие. Задание может быть непонятно ребенку, поэтому необходимо повторить еще раз условия его выполнения.Методика «Лесенка»: для дошкольников.jpg

Некоторые педагоги немного меняют правила исследования. Например, ребенку самостоятельно дают право выбрать ступеньку. И очень часто дети ставят фигурку «себя» на высшую ступень. Это считается нормой дошкольного возраста. Намного хуже обстоят дела, когда ребенок преднамеренно ставит себя на самые низшие ступени, или вовсе на последнюю. Результат в таком случае говорит наличии отрицательного отношения самому к себе. Данное заключение является серьезным нарушением структуры личности.

Порой это состояние ведет к депрессивному и нервозному поведению у дошкольников. В таких случаях дети думают, что родители их любят за хорошее поведение. А дети не могут быть постоянно хорошими, при этом еще и не соответствуя идеальным взглядам родителей. В таких семьях дети сомневаются в силе любви родителей.

Такая же ситуация просматривается, когда с ребенком не занимаются дома, не уделяют должного внимания. Опека и чрезвычайный контроль, крайний авторитаризм и пренебрежение ребенком и приводит именно к таким результатам. Конечно, для уточнения результатов, ребенку задаются вопросы. И куда будут обстоять дела хуже, если ребенок посчитал, что именно родители ставят его на эти «низкие» ступени.

Инструкция к проведению тестирования

Самооценка ребенка с помощью диагностической методики «Лесенка» подразумевает определенное количество простых вопросов. Взрослыми задаются вопросы, которые он регистрирует сразу в своем блокноте. Данные вопросы раскрывают тайну отношений родителей к ребенку с точки зрения самого дошкольника. Например, куда на лесенке тебя поставят тебя взрослые – мама, папа, бабушка, воспитатель. В ответах ребенка важно, чтобы кто-то из близких людей определил ему место на самых верхних ступенях лестницы. Такой ответ будет считаться проявлением комфортного самоощущения, которое напрямую связано с чувством защищенности.

«Лесенку» можно проводить как в дошкольных учреждениях, так и дома. При необходимости выявить самооценку ребенка и отношения к нему сверстников проводят исследования в домашних условиях, с теми же правилами. Также проводить данную методику можно как индивидуально, так и групповым составом, например, группой в детском саду.

Исследование самооценки ребенка проводят, когда ребенок находится в хорошем настроении и позитивно настроен на работу. При работе с ребенком важно использовать простые слова антиподы. Слова «хорошие» и «плохие» заменяют на «добрые» и «злые».

Инструкция выполнения при индивидуальном занятии.

Ребенка просят представить следующую ситуацию и ответить на вопросы.

«Перед тобой лесенка. Если рассадить на ней ребят, то на трех верхних ступеньках будут сидеть самые лучшие и добрые ребята. Они очень послушны и не хвастливы, а еще они добрые, сильные и умные. Чем выше ступенька, тем лучше они проявляют себя. А вот на трех нижних сидят не очень хорошие дети, особенно на самой нижней ступени.

Ребята здесь расположились балованные, глупые, злые и завистливые. Они плохи, самые плохие и очень плохие. На самой широкой части лесенки находятся и не плохие и не хорошие дошкольники. Куда бы ты поставил себя? (если, согласно другой методике, ребенку определили место на средней ступени, то вопрос последний не задается). Почему ты принял именно такое решение? А куда бы ты поставил папу, маму, брата?»

Все это время необходимо фиксировать, как ребенок справляется с поставленной целью, какие аргументы он учитывает и учитывает ли их вообще? Если по каким-либо причинам ребенок не дает поясняющих ответов самостоятельно, необходимо ему подсказывать, задавать наводящие вопросы: «Почему ты сюда не поставил? Как так произошло?»

Методика «Лесенка»: для дошкольников.jpg

Инструкция выполнения при групповом занятии

Инструкция выполнения при групповом занятии похожа на предыдущий вариант изучения самооценки. Разница заключается в том, что «Лесенку» рисуют на доступных всем участникам зонах видимости, например, на настенной доске. Важно, что ни в том, ни в другом случае номера ступенькам не присваивают. Групповые занятия показывают степень важности каждого человека в участии самооценки дошкольником. Такие «беседы» проводят в детских садах.

При групповых занятиях исключается возможность работы более детально с каждым обследуемым. Иногда по результатам групповых вариантов исследования отбирают кандидатов на индивидуальные беседы.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Интерпретация результатов тестирования

Для интерпретации результатов используют следующую таблицу типа самооценки.

1. Неадекватно завышенная самооценка (Самая верхняя ступень). Ребенок, не задумываясь, поставил себя. Аргументирует свой выбор мнение взрослого. Считает себя только хорошим.
2. Завышенная самооценка. Несколько раздумывал перед выбором варианта. Считает, что имеет недостатки и промахи, связанные с независящими от него факторами. Мнение окружающих может быть ниже своего собственного.
3. Адекватная самооценка. Обдумывает задание, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации. Оценка взрослого  совпадает с собственной оценкой.
4. Немного заниженная самооценка. При выборе данной ступени обосновывает решение, словами взрослого по отношению к себе, скрывая свое несогласие.
5. Заниженная самооценка Самооценка порой связана со сложившейся ситуацией
6. Низкая самооценка Ребенок считает себя плохим. Опасность заключается в том, что низкая самооценка остается на всю жизнь.
7. Резко заниженная самооценка. (Самая нижняя ступень).

Расстройство личности. Отнеся себя к «плохим парням» накапливается комплекс негативных факторов. Данная самооценка может устойчиво сохраняться у ребенка.

Следует учесть, что если ребенок поставил себя на среднюю ступень, значит, он либо не понял суть задания, либо не желает его выполнять. В возрасте 6-7 лет самооценка приближена к реалистичной и адекватной оценке ситуации.Методика «Лесенка»: для дошкольников.jpg

Для воспитателей и учителей важно знать, какие функции самооценки задействованы в большей и меньшей степени.

Мнение педагогов по поводу методики

Мнение педагогов по поводу диагностической методики «Лесенка» однозначно положительное. Благодаря данному методу раскрываются внутренние проблемы ребенка, отношения в семье. Без причин низкой самооценки дошкольника разобраться с проблемой будет крайне трудно. Для успешного результата проводятся работы с родителями с психологами-педагогами.

Огромную роль играет словесная положительная оценка ребенку. Оценивая ступени «Лесенки», педагоги направляют свои действия на борьбу с повышенной самооценкой, прибегают к помощи родителей, проводят собрания и семинары. Повышенная самооценка провоцирует конфликтность в социуме, не меньше, чем, если она будет занижена. Адекватная оценка поведения и самооценка – залог правильного формирования жизненного восприятия.

Методика «Лесенка»

Методика «Лесенка»
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Рисунок «лесенки» для изучения самооценки

Инструкция (групповой вариант)
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Инструкция (индивидуальный вариант)
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.
Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

Источник:
  1. http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200900408
Материал (1 класс) на тему: Методика оценивания «Лесенка»

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Рисунок «лесенки» для изучения самооценки 

Инструкция (групповой вариант) 
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Инструкция (индивидуальный вариант) 
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.

Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника. 

Простой тест «Лесенка»: Проверьте самооценку вашего ребенка

Экологичное родительство. Дети: Каждый человек постоянно сравнивает себя с другими людьми и на основе этого сравнения формирует мнение о себе: своих человеческих качествах, чертах характера, возможностях и способностях. Так постепенно формируется самооценка, которая начинает развиваться уже в самом раннем детстве. Взаимоотношения между родителями и ребенком оказывают очень большое влияние на самооценку малыша.

Каждый человек постоянно сравнивает себя с другими людьми и на основе этого сравнения формирует мнение о себе: своих человеческих качествах, чертах характера, возможностях и способностях. Так постепенно формируется самооценка, которая начинает развиваться уже в самом раннем детстве. Взаимоотношения между родителями и ребенком оказывают очень большое влияние на самооценку малыша.

Для ребенка с адекватной оценкой характерны такие черты, как общительность, желание идти на контакт, активность, находчивость, чувство юмора.

Простой тест «Лесенка»: Проверьте самооценку вашего ребенка

Ребятишкам с заниженной самооценкой свойственны обидчивость и повышенная ранимость, пассивность и мнительность. Страх оказаться хуже других является причиной того, что они часто отказываются участвовать в играх других детей, а если и участвуют, то часто обижаются.

Дети с завышенной самооценкой стремятся во всем быть лучше других. Они нередко бывают агрессивны с другими детьми. «Я самый сильный (красивый, лучший …). Вы должны меня слушать, делать, что я хочу.»

Конечно, эти описания очень краткие, но может быть кто-то уже узнал своего ребенка?
Самооценка оказывает влияние на судьбу человека, на то, как во взрослом возрасте будут строиться его взаимоотношения с окружающими. Заниженная самооценка – это та благодатная почва, на которой пышным цветом будут расцветать многие психологические комплексы – комплекс неполноценности, комплекс “гадкого утенка”, комплекс “жертвы” и другие.

Если у вас есть желание узнать, какая самооценка у вашего малыша, в этом поможет

Тест «Лесенка» (тест «Десять ступенек»)

Простой тест «Лесенка»: Проверьте самооценку вашего ребенка

Этот тест можно использовать с трех лет.

Нужно нарисовать на листе бумаги лесенку из 10 ступенек, показать ребенку и об’яснить, что на самой первой, нижней ступеньке стоят самые нехорошие детишки (злые, жадные и т.д.), на второй – детишки получше, на третьей ступеньке – еще лучше и так далее. На десятой, самой верхней ступеньке, стоят дети, которые самые-самые…, которые ВСЕГДА ВСЕ делают лучше всех.

Очень важно, чтобы малыш правильно все понял, поэтому желательно после объяснения попросить его рассказать, что он понял. После этого спросить, на какую ступеньку он поставит себя или куколку (поскольку ребенок идентифицирует себя с куклой).

Это Вам будет интересно:

9 принципов дворянского воспитания, которые актуальны в ХХI веке

СЧАСТЬЕ — побочный эффект обычной жизни

Если малыш ставит себя на 1-ю, 2-ю или 3-ю нижние ступенки, то самооценка у него занижена.

С четвертой по седьмую – самооценка адекватная, нормальная.

С восьмой по десятую – самооценка завышена.

Однако для самых маленьких – дошколят самооценка считается завышенной, если ребенок каждый раз при тестировании ставит себя на самую верхнюю ступеньку.опубликовано econet.ru

Тест на тему: Тест «Лесенка», определяющий самооценку ребенка

Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»


Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»


После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама». 


Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.


В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.

Способ выполнения задания

Тип самооценки

1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Неадекватно завышенная самооценка

2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Завышенная самооценка

3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку снизу, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Адекватная самооценка

4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Заниженная самооценка


Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.


Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.


Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.


Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Улучшение самооценки | Навыки, которые вам нужны

Самоуважение — это то, как вы относитесь к себе или свое мнение о себе. У каждого бывают моменты, когда он чувствует себя немного подавленным или ему трудно поверить в себя. Однако, если это становится долгосрочной ситуацией, это может привести к проблемам, включая проблемы с психическим здоровьем, такие как депрессия или беспокойство. Некоторые из симптомов низкой самооценки также могут быть признаком этих проблем.

Самоуважение часто является результатом жизненного опыта, и особенно того, что случилось с нами, когда мы были детьми.Тем не менее, это может улучшить вашу самооценку в любом возрасте. Эта страница содержит дополнительную информацию о самооценке и о некоторых действиях, которые вы можете предпринять, чтобы улучшить ее.


Понимание самооценки

Некоторые люди считают самооценку своим внутренним голосом (или диалогом с самим собой) — голосом, который говорит вам, достаточно ли вы хороши, чтобы что-то сделать или чего-то достичь.

Самооценка на самом деле о том, как мы ценим себя, и наши представления о том, кто мы и на что мы способны.

Самоуважение не о способности


Самоуважение часто не связано ни с вашими собственными способностями, ни с восприятием вас другими людьми.

У кого-то, кто хорош в чем-то, вполне может быть плохая самооценка. И наоборот, тот, кто борется с какой-то конкретной задачей, обычно может иметь хорошую самооценку.


  • Люди с хорошей самооценкой , как правило, чувствуют себя позитивно по отношению к себе и к жизни.Это делает их гораздо более устойчивыми к и более устойчивыми к и способнее справляться с жизненными взлетами и падениями.

  • Те, у кого плохая самооценка , однако, часто гораздо более критичны к себе. Им труднее оправиться от проблем и неудач. Это может привести их к тому, чтобы они избегали сложных ситуаций. Это может, однако, на самом деле еще больше снизить их самооценку, потому что в результате они чувствуют себя еще хуже.

  • Поэтому недостаток самооценки может влиять на поведение людей, не говоря уже о том, чего они достигают в своей жизни.

    Вам может быть интересно прочитать нашу страницу Важность мышления для получения дополнительной информации о том, как отношение влияет на поведение.

    Почему люди испытывают низкую самооценку?

    Есть много причин, почему кто-то может иметь низкую самооценку. Однако это часто начинается в детстве, возможно, с ощущения, что вы не смогли оправдать ожидания. Это также может быть результатом опыта взрослых, таких как сложные отношения, как личные, так и на работе.

    Самоуважение, насилие в семье и жестокое обращение


    Жертвы домашнего насилия и жестокого обращения часто имеют низкую самооценку.

    Это может быть потому, что их обидчик потратил время, умаляя их и заставляя их чувствовать себя плохо, снижая их самооценку. Однако может также случиться так, что их низкая самооценка сделала их более уязвимыми для жестокого обращения, потому что они не чувствовали себя ценными.

    Никто не должен страдать от жестокого обращения или насилия.

    Если вы или кто-либо из ваших знакомых находится в такой ситуации, вам следует обратиться за помощью.

    Стрессовые жизненные события, такие как развод или тяжелая утрата, также могут негативно повлиять на вашу самооценку.


    Повышение вашей самооценки

    Есть несколько способов, которыми вы можете улучшить свою самооценку.

    1. Определите и бросьте вызов своим отрицательным убеждениям

    Первый шаг — выявить, а затем бросить вызов своим негативным убеждениям о себе.

    Обратите внимание на свои мысли о себе. Например, вы можете подумать: « Я недостаточно умен, чтобы делать это» или « У меня нет друзей» . Когда вы это сделаете, ищите доказательства, которые противоречат этим заявлениям. Запишите и утверждение и свидетельство, и продолжайте оглядываться на него, чтобы напомнить себе, что ваши негативные убеждения о себе — , а не — правда.

    2. Найдите позитив о себе

    Это также хорошая идея, чтобы записать позитивные вещи о себе, такие как хорошее в спорте, или хорошие вещи, которые люди говорили о вас.Когда вы начнете чувствовать себя подавленным, оглянитесь на эти вещи и напомните себе, что в вас много хорошего.

    В целом, позитивный внутренний диалог — это большая часть повышения вашей самооценки.

    Если вы ловите себя на том, что говорите что-то вроде «, я недостаточно хорош, » или «, я неудачник », вы можете начать все с того, что скажете: «, я могу побить этот » и «, я может стать более уверенным, рассматривая себя более позитивно ‘.

    Для начала вы поймаете себя на том, что возвращаетесь к старым негативным привычкам, но с регулярными усилиями вы можете начать чувствовать себя более позитивно и также повысить свою самооценку.

    3. Постройте позитивные отношения и избегайте негативных

    Вы, вероятно, обнаружите, что есть определенные люди — и определенные отношения — которые заставляют вас чувствовать себя лучше, чем другие.

    Если есть люди, которые заставляют вас чувствовать себя плохо, старайтесь избегать их.

    Постройте отношения с людьми, которые заставляют вас чувствовать себя хорошо и избегайте отношений, которые тянут вас вниз.

    4. Подари себе перерыв

    Вам не нужно быть идеальным каждый час каждого дня. Вам даже не нужно постоянно чувствовать себя хорошо.

    Самоуважение варьируется от ситуации к ситуации, изо дня в день и час в час. Некоторые люди чувствуют себя спокойными и позитивными с друзьями и коллегами, но неуютно и стесняются с незнакомцами. Другие могут чувствовать себя полностью командующими собой на работе, но борются в обществе (или наоборот).

    Дай себе перерыв.У всех нас есть времена, когда мы чувствуем себя немного подавленными или нам все труднее сохранять веру в себя.

    Ключ не должен быть слишком жестким к себе. Будьте добры к себе и не слишком критичны.

    Старайтесь не критиковать себя за других, потому что это может укрепить ваши негативные взгляды, а также дать другим людям (возможно, ложное) негативное мнение о вас.

    Вы можете помочь повысить свою самооценку, угощая себя всякий раз, когда вам удается что-то тяжело делать, или просто управлять особенно плохим днем.

    5. Стань более настойчивым и научись говорить №

Людям с низкой самооценкой часто бывает трудно постоять за себя или сказать «нет» другим.

Это означает, что они могут стать перегруженными дома или на работе, потому что они не любят никому отказывать. Тем не менее, это может увеличить стресса , и сделать его еще сложнее в управлении.

Развитие уверенности в себе может помочь повысить вашу самооценку. Иногда ведение себя так, как будто ты веришь в себя, может на самом деле помочь укрепить веру в себя!

На наших страницах по Утверждение предоставляет дополнительную информацию об этом, в том числе о том, как улучшить вашу уверенность в себе.

6. Улучшите свое физическое здоровье

Намного легче чувствовать себя хорошо, когда мы в форме и здоровы.

Тем не менее, люди с низкой самооценкой часто пренебрегают собой, потому что они не чувствуют, что о них «нужно» заботиться.

Попробуйте больше упражнений, хорошо питайтесь и высыпайтесь. Это также хорошая идея, чтобы найти время, чтобы расслабиться и сделать то, что вы хотите сделать, а не то, что кто-то другой ожидает от вас.Вы можете обнаружить, что такие простые изменения могут иметь огромное значение для вашего общего взгляда.

Вы можете прочитать наши страницы о Важность упражнений , Диета, здоровье и питание , Что такое сон? и Важность сна для получения дополнительной информации. Возможно, вам также понравится наша страница о методах релаксации .

7. Примите вызовы

Люди с низкой самооценкой часто избегают сложных и трудных ситуаций.

Один из способов повысить свою самооценку — это принять вызов. Это не означает, что вам нужно делать все самостоятельно — часть проблемы может заключаться в том, чтобы обратиться за помощью, когда вам это нужно, — но будьте готовы попробовать то, что, как вы знаете, будет трудно достичь.

Преуспевая, вы показываете себя, чего можете достичь.

Это бросает вызов вашим негативным убеждениям и, следовательно, повышает вашу самооценку.



The Skills You Need Guide to Personal Development

Дальнейшее чтение необходимых навыков


Навыки, которые вам нужны Руководство по личному развитию

Узнайте, как установить эффективные личные цели и найти мотивацию, необходимую для их достижения.В этом суть развития личности, набора навыков, призванных помочь вам полностью раскрыть свой потенциал, на работе, в учебе и в личной жизни.

Наша электронная книга идеально подходит для всех, кто хочет улучшить свои навыки и учебный потенциал, и в ней много простой практической информации.


Важность малых шагов

Маловероятно, что за одну ночь вы перейдете от плохой самооценки.

Вместо этого вы, вероятно, обнаружите, что делаете небольшие улучшения в течение определенного периода времени.Ключ в том, чтобы смотреть в долгосрочной перспективе, а не изо дня в день, и сосредоточиться на общей картине, а не на деталях того, что вы чувствовали в определенный момент вчера.

Когда вы чувствуете себя хорошо или делаете что-то хорошее, празднуйте это — но не бейте себя, если вы время от времени возвращаетесь к негативным образам мышления. Просто возьми себя в руки и попробуй думать более позитивно. Со временем это станет привычкой, и вы обнаружите, что ваша самооценка незаметно улучшилась.


,

CMHC Самооценка


CMHC Рабочие часы:
с понедельника по пятницу, с 8:00 до 17:00.
Телефон: (512) 471-3515 — Студенческий корпус 5-й этаж
graphic element used to separate content

Что такое самооценка?
Плохая и здоровая самооценка
Откуда берется самооценка?
Что говорит ваш «внутренний голос»?
Три грани низкой самооценки
Последствия низкой самооценки
Три шага к повышению самооценки
Дополнительные ресурсы для повышения самооценки

Что такое самооценка?

Мысли и чувства большинства людей о себе колеблются в зависимости от их повседневного опыта.Оценка, которую вы получите на экзамене, то, как ваши друзья относятся к вам, взлеты и падения в романтических отношениях — все это может временно повлиять на ваши чувства к себе.

Однако ваша самооценка является чем-то более фундаментальным, чем обычные взлеты и падения, связанные с ситуативными изменениями. Для людей с хорошей самооценкой нормальные взлеты и падения могут привести к временным колебаниям в их отношении к себе, но только в ограниченной степени. Напротив, для людей с плохой самооценкой эти взлеты и падения сильно влияют на то, как они себя видят.

Плохая и здоровая самооценка

Люди с плохой самооценкой часто полагаются на то, что они делают в настоящем, чтобы определить, что они чувствуют по отношению к себе. Им нужен положительный внешний опыт (например, комплименты от друзей), чтобы противостоять негативным чувствам и мыслям, которые постоянно изводят их. Даже тогда хорошее чувство (например, от хорошей оценки или комплимента) обычно является временным.

Здоровая самооценка основана на нашей способности точно оценивать себя и все еще принимать то, кем мы являемся.Это означает способность признавать наши сильные и слабые стороны (у всех нас есть они!) И в то же время признавать, что мы достойны и достойны.

Откуда берется самооценка?

Наша самооценка развивается на протяжении всей нашей жизни, когда мы развиваем образ себя через наш опыт общения с разными людьми и деятельностью. Опыт в детстве играет особенно большую роль в формировании самооценки. Когда мы росли, наши успехи, неудачи и то, как к нам относились наши семьи, учителя, тренеры, религиозные авторитеты и сверстники, — все это способствовало созданию нашей самооценки.

Детские впечатления, которые способствуют здоровой самооценке включают в себя:

  • слушают
  • Говорят с уважением
  • Получение соответствующего внимания и привязанности
  • Признать достижения и признать или принять ошибки или неудачи.

Детский опыт, который может привести к низкой самооценке, включает:

  • подвергается жесткой критике
  • Физическое, сексуальное или эмоциональное насилие
  • Быть проигнорированным, высмеянным или дразнить
  • Ожидается, что все время будет идеально.Людям с низкой самооценкой часто давали сообщения — от родителей, учителей, сверстников или других людей — что неудачные опыты (проигрыш в игре, плохая оценка и т. Д.) Были неудачами их самого себя

Что говорит ваш «внутренний голос»?

Наш прошлый опыт, даже то, о чем мы обычно не думаем, продолжает влиять на нашу повседневную жизнь в форме «внутреннего голоса». Хотя большинство людей не слышат этот голос так же, как голос, он действует аналогичным образом, непрерывно повторяя нам детские послания.

Для людей со здоровой самооценкой послания внутреннего голоса обычно принимают и обнадеживают. Для людей с низкой самооценкой внутренний голос становится резким критиком, наказывая свои ошибки и умаляя свои достижения.

Три грани низкой самооценки

Низкую самооценку не всегда легко распознать. Вот три общих лица, которые может носить низкая самооценка:
  1. Самозванец: действует счастливым и успешным, но действительно боится неудачи.Живет с постоянным страхом, что она или он будут обнаружены. Нуждается в постоянных успехах для поддержания маски позитивной самооценки, которая может привести к проблемам с перфекционизмом, прокрастинацией, конкуренцией и выгоранием.
  2. Бунтарь: действует как мнение или добрая воля других людей, особенно важных или влиятельных людей, не имеет значения Живет с постоянным гневом о том, что недостаточно хорошо Постоянно нужно доказывать, что суждения и критика других не причиняют вреда, что может привести к таким проблемам, как чрезмерное обвинение других, нарушение правил или законов или противодействие власти.
  3. Жертва: действует беспомощно, неспособна справиться с миром и ждет, когда кто-нибудь придет на помощь. Использует жалость к себе или равнодушие как щит от страха взять на себя ответственность за изменение своей жизни. Неоднократно обращается к другим за советом, который может привести к таким проблемам, как неуверенность в себе, неуспех и чрезмерная зависимость от других в отношениях.

Последствия низкой самооценки

Низкая самооценка может иметь разрушительные последствия.Это может:
  • создают беспокойство, стресс, одиночество и повышенную вероятность депрессии
  • вызывают проблемы с дружбой и романтическими отношениями
  • серьезно подорвать учебу и производительность
  • ведет к повышению уязвимости к наркомании и алкоголизму
Хуже всего то, что эти негативные последствия сами усиливают негативное представление о себе и могут увести человека в нисходящую спираль все более и более низкой самооценки и все более непродуктивного или даже активно саморазрушающего поведения.

Три шага к повышению самооценки

Изменения не обязательно происходят быстро или легко, но это может произойти. Вы не бессильны! После того, как вы приняли или хотя бы захотите развить возможность изменения, вы можете предпринять три шага, чтобы начать улучшать свои чувства к себе:

Шаг 1: Опровергнуть Внутреннего Критика

Первый важный шаг в повышении самооценки — начать бросать вызов негативным сообщениям критического внутреннего голоса.Вот несколько типичных примеров внутреннего критика и некоторые стратегии, чтобы опровергнуть этот критический голос.
  • Несправедливо резкий внутренний критик: «Люди сказали, что им понравилась моя презентация, но она была далеко не так хороша, как следовало бы. Я не могу поверить, что никто не заметил все места, которые я испортил. Я такой самозванец «. Признайте сильные стороны: «Вау, им это действительно понравилось! Возможно, оно не было идеальным, но я много работал над этой презентацией и проделал хорошую работу. Я горжусь собой».
  • Внутренний голос, который обобщает нереально: «Я получил F на тесте.Я ничего не понимаю в этом классе. Я такой идиот. Кого я обманываю? Я не должен брать этот класс. Я тупой, и я не принадлежу к колледжу «. Будьте конкретны: «Я плохо справился с этим тестом, но я выполнил все домашние задания хорошо. Здесь есть некоторые вещи, которые я не понимаю так хорошо, как я думал, но теперь у меня есть лучшее представление о том, как чтобы подготовиться и над чем мне нужно работать. У меня все получилось на других тяжелых занятиях; я уверен, что смогу сделать это ».
  • Внутренний критик, который делает нелогичные прыжки: «Он хмурится.Он ничего не сказал, но я знаю, это означает, что я ему не нравлюсь! »
    Проблема нелогичная:« О.К., он хмурится, но я не знаю почему. Это не может иметь ничего общего со мной. Может быть, я должен спросить. «
  • Внутренний голос, который катастрофизирует: «Она отказала мне в свидании! Я так смущена и унижена. Никто не любит и не заботится обо мне. Я никогда не найду девушку. Я всегда буду одна». Будьте объективны: «Ой! Это больно. Хорошо, она не хочет встречаться со мной. Это не значит, что никто не хочет.Я знаю, что я хороший человек. Я уверен, что со временем я найду кого-то, кто заинтересован во мне так же, как и я в ней «.

Шаг 2: Практика Сострадания

Опровержение вашего критического внутреннего голоса — важный первый шаг, но этого недостаточно. Практика самосострадания (гиперссылка самосострадания к http://www.self-compassion.org/) значит относиться к себе с тем же сочувствием, которое ты проявил бы к другим. Если бы у друга были трудные времена, вы, скорее всего, проявите особую заботу и поддержку.Вы заслуживаете того же обращения! Вместо того, чтобы сосредоточиться на оценке себя, вместо этого вы можете признать, что все сложно, и попытаться заботиться о себе и особенно в это время. Например:
  • Простите себя, когда вы не делаете все, на что надеялись. Постарайтесь быть осторожнее с собой, а не критиковать себя, когда дела идут не так, как вы надеялись. Это может быть удивительно сложно, если вы не привыкли делать это, но признание того, что такой опыт неизбежен, может помочь.
  • Узнай свою человечность. Как люди, мы все совершаем ошибки, и на всех нас воздействуют внешние факторы, которые мы не можем контролировать. Принятие нашей «человечности» помогает нам чувствовать себя более связанными с другими, а не чувствовать, что мы терпим эти типы переживаний в одиночку. Признание того, что ошибки являются неизбежной частью человеческого существования, помогает нам быть более сострадательными к себе и другим.
  • Будьте внимательны к своим эмоциям. Если вы расстраиваетесь из-за ситуации, постарайтесь позволить себе испытывать эти эмоции сбалансированным образом, не подавляя их и не полностью поглощая это чувство.Практикуя осознанность, старайтесь не судить себя за наличие отрицательных эмоций. Если вы можете помнить, что эмоции приходят и уходят и в конце концов проходят, это поможет вам не перегружаться своими чувствами.

Шаг 3: Получите помощь от других

Получение помощи от других часто является самым важным шагом, который человек может предпринять, чтобы повысить свою самооценку, но это также может быть самым трудным. Люди с низкой самооценкой часто не просят о помощи, потому что чувствуют, что не заслуживают ее, но другие люди могут помочь бросить вызов критическим сообщениям, которые приходят из негативного прошлого опыта.Вот несколько способов связаться с другими:
  • Попросите поддержки у друзей. Попросите друзей рассказать, что им нравится в вас, или подумайте, что у вас все хорошо. Попросите кого-то, кто заботится о вас, просто немного послушать, как вы издаете, не пытаясь что-то исправить. Попроси обнять. Попросите кого-нибудь, кто любит вас, напомнить вам, что они делают.
  • Получите помощь от учителей и других помощников. Обратитесь к профессорам, консультантам или репетиторам, чтобы попросить о помощи на уроках, если вам это нужно.Помните: они здесь, чтобы помочь вам учиться! Если вам не хватает уверенности в себе в определенных областях, посещайте занятия или пробуйте новые занятия, чтобы повысить ваше чувство компетентности. Например, взять урок математики, вступить в танцевальный клуб, взять уроки плавания и т. Д.
  • Поговорите с терапевтом или консультантом. Иногда низкая самооценка может быть настолько болезненной или трудной для преодоления, что необходима профессиональная помощь терапевта или консультанта. Разговор с консультантом — хороший способ изучить эти чувства и начать повышать свою самооценку.

Материалы для чтения

Самоуважение: проверенная программа когнитивных методов для оценки, улучшения и поддержания вашей самооценки МакКей, Мэтью и Патрик Фаннинг. Окленд, Калифорния: New Harbinger Publications, 2000.

Рожденный победить: анализ транзакций с помощью гештальт-экспериментов Джеймсом, Мюриэль и Дороти Джонгвард. Персей Пресс, 1996.

Изученный оптимизм: как изменить свое мнение и свою жизнь by Martin Seligman.Нью-Йорк: Карманные Книги, 1998.

Внимательный путь к самосостраданию: освобождение от разрушительных мыслей и эмоций by C.K. Гермер. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс, 2009.

Сострадание к себе: прекратите бить себя и оставьте незащищенность за Кристен Нефф. Харпер Коллинз, 2011

Сайты

http://www.self-compassion.org/

Где я могу найти помощь?

UT Центр консультирования и психического здоровья (CMHC)
Позвоните 512-471-3515 для получения информации о назначении встречи с консультантом.
CMHC также предлагает CMHC Crisis Line: 512-471-CALL для телефонного консультанта.

,
Самоуважение в предложении (особенно хорошее предложение, например, цитата, пословица …)

1. Безработица может вызвать чувство неадекватности и низкой самооценки .

2. Может ли ваша самооценка и мое упрямое примирение?

3. Дети легко теряют самооценку .

4. Низкая самооценка — это все равно, что проехать по жизни с разбитой рукой

5. Все люди в исследовании имели низкую самооценку и имели проблемы со своим телом.

6. Ваши слова коснулись ее самооценки .

7. У нее очень низкая самооценка .

8. Вы должны построить свою самооценку .

9. Критика подорвала ее самооценку .

10. Ее сарказм коснулся его самооценки .

11. Занимаясь спортом, можно повысить самооценку девушки .

12. Хорошая самооценка является предпосылкой для счастливой жизни.

13.Это коснулось его самооценки .

14. Целью школы является создание самооценки детей.

15. Самоуважение [круглые руки], самоосуждение и своеволие, как говорят, являются тремя условиями независимости.

16. Плохая самооценка находится в центре многих трудностей, с которыми мы сталкиваемся в наших отношениях.

17. Когда самооценки высоки, мы теряем наш смертельный страх ревности.

18. И достижение этой цели является источником самооценки .

19. Получение такой помощи может подорвать и без того хрупкую самооценку .

20. Получение работы очень много для ее самооценки .

21. Учащиеся с ограниченными возможностями имеют низкую академическую самооценку .

22. Это творило чудеса для ее чувства самооценки .

23. Учащиеся с ограниченными возможностями выражают свою плохую самооценку по-разному.

24. Люди, которые живут на улицах, теряют самооценки .

25. Выдающиеся лидеры изо всех сил стараются повысить самооценку своих сотрудников. Если люди верят в себя, это удивительно, что они могут сделать.

26. Самое глупое — показать свою самооценку перед деньгами и любовью.

27. Ревность в отношениях обычно является симптомом низкой самооценки у одного из партнеров.

28. Комплименты, которые она получила после презентации, повысили ее самооценку .

29. Она использовала когнитивную терапию на своем клиенте, чтобы попытаться подавить те негативные мысли, которые подрывали его самооценку .

30. Получение работы очень много для ее самооценки .

Секрет любви к себе ⋆ LonerWolf

Худшее одиночество — не чувствовать себя комфортно. — Марк Твен

Простая истина заключается в следующем; , если вы стремитесь осуществить свои мечты, иметь свободу быть собой, бросать вызов соответствию и традиционно типичным образам жизни, вы никогда не сможете жить полноценной жизнью, если не избавитесь от низкой самооценки и не наберетесь смелости уверенности в себе.

В моем путешествии к самопознанию и любви к себе, вот три секрета, которые я узнал:

Несовершенство — это свобода

Совершенство — это не когда нечего добавить, а когда нечего убрать.~ Антуан де Сент-Экзюпери

Мы рождены с врожденным чувством желания принадлежать. По мере того, как мы растем, общество помогает нам сформировать представление о совершенстве или о том, что является «достаточно хорошим». По сути, нам нужно создать идею, чтобы соответствовать ей, чтобы мы могли чувствовать, что все приняли ее.

Shadow Work Journal Advertisement image Shadow Work Journal Advertisement image

Наши родители говорят нам, чего они ждут от нас, так же как наши братья и сестры, наши учителя и наши религии. Общество использует средства массовой информации, чтобы постоянно доводить нас до совершенства, от рекламы, информирующей нас о том, насколько устаревшие наши вещи сравниваются с их новыми продуктами, до красивых моделей, продающих кремы, диеты или протеиновые батончики. Сравнение — одно из самых больших препятствий на пути к самооценке. Мы используем его, чтобы найти другой стандарт «совершенства» для принятия.

На сайтах социальных сетей, таких как Facebook, мы постоянно используем своих друзей, семью и коллег, чтобы измерить их финансовый успех, или насколько счастливы наши жизни по сравнению с их, или, по крайней мере, чем они хотят поделиться. Но правда в том, что мы видим только поверхность жизни других людей, и мы знаем все наши недостатки, но мы используем это ложное поверхностное восприятие в качестве ориентира того, насколько «хорошо» мы делаем.

Стараясь быть достаточно хорошим и пытаясь быть принятым, мы создаем нереальный образ совершенства, которому нам не удается жить. Осознавая наше несовершенство, мы отвергаем себя.

Насколько низка ваша самооценка, во-первых, зависит от того, насколько сильно вы хотели принадлежать, и насколько вы были готовы отказаться от своей любви к себе и своего достоинства, чтобы чувствовать себя принятым. Когда мы совершаем ошибку, мы быстро пытаемся ее скрыть, а затем, когда мы одни, мы чувствуем себя виноватыми, осознавая, насколько мы глупы и неумелы.В глубине души быть несовершенным непростительно для человека, который отвергает себя. Этот человек чувствует себя обманутым и разочарованным тем, что он не соответствует своему имиджу совершенства, поэтому он совершает насилие над собой.

Самопожертвование может принимать разные формы и формы, подумайте: негативное мышление, наркотики, переедание, физический вред себе и бессознательное вступление в оскорбительные отношения — вот некоторые примеры. Низкая самооценка — это самосохраняющийся цикл. Мы чувствуем, что не оправдаем нашу идею «идеального», поэтому это дает нам повод оправдать нашу пассивность, чтобы изменить что-то плохое в нашей жизни.Это неизбежно приводит к тому, что мы все больше склоняемся к самоуничижению, что приводит к еще большему удалению от нашего имиджа совершенства (например, жир, безработные, наркоманы, одинокие, психически больные).

В какой-то момент наше самопожертвование становится страданием, и наше страдание начинает делать нас счастливыми. По сути, наше стремление к совершенству парализует нашу способность меняться и лишает нас удовольствий и радостей от того, что предлагает несовершенная жизнь.

Совершенство — это смерть.

Буквально, это смерть.Если вы думаете об определении совершенства, — это когда что-то достигло своего конечного состояния. Совершенство — это когда что-то не может быть улучшено. , но жизнь постоянно колеблется, и все, что живет, постоянно растет и меняется. На протяжении всей нашей жизни мы постоянно учимся, даже до наших самых последних вздохов. Подумайте: в какой момент мы действительно можем сказать, что мы «полны», что мы ничего не можем улучшить? Только когда нас посадят в гроб!

Никогда не думайте о жизни в терминах: « Будьте совершенны! », но вместо этого подходите к жизни как« станьте лучше!

Страх неудачи

Прежде чем поставить себе диагноз депрессии или низкой самооценки, сначала убедитесь, что вы на самом деле не просто окружены жопами. ~ Стивен Уинтерберн

Стремление к совершенству имеет много побочных эффектов, главным из которых является страх неудачи. Страх неудачи парализует нашу способность преследовать наши мечты и страсти.

Однажды, когда я что-то терпел неудачу, я всегда истолковывал это как следствие того, кем я был. Мой успех был прямым отражением моих врожденных качеств , например. интеллект, интеллект, социальные способности, и не имеет ничего общего с обстоятельствами .Когда что-то пошло не так, это было не то, что я делал что-то, что не очень хорошо работало, это была личная неумелость, это было то, что мне не хватало какой-то врожденной черты совершенства.

Если я пригласил девушку и получил отказ, это было потому, что я был неадекватным, а не потому, что, например, она не слышала то, что хотела услышать от меня, или она уже интересовалась кем-то другим, или она имела действительно плохой день на работе.

То, что вы делаете, и результат того, что вы делаете, формируют представление о том, кем вы себя считаете, или другими словами: о вашей самооценке.Но хорошая новость в том, что независимо от того, кем вы себя считаете, то, что вы делаете, является тем, что вы контролируете, что вы можете изменить и улучшить с практикой, и если вы измените это, это изменит то, кем вы себя считаете.

Я думал, что никогда не смогу писать для аудитории, например, английский — мой второй язык, и у меня не хватило терпения. Но независимо от того, кем я себя считал, я разработал этот сайт и начал писать статьи, и я стал тем, кто пишет для 12 000 читателей.

от самопожертвования к уверенности в себе

Люди оценивают свое уважение друг к другу тем, что у каждого есть, а не тем, что есть у каждого … Ничто не может принести вам покоя, кроме вас самих.~ Ральфо Уолдо Эмерсон (Essential Emerson)

Слово «храбрость» происходит от латинского «Cor», означающего сердце. В наши дни мы используем это слово для описания героических действий, но в его самом чистом происхождении оно означало «высказывать свое мнение, рассказывая все свое сердце», или, другими словами, чтобы сделать себя эмоционально уязвимым.

Самопринятие как инструмент самолюбия — это прощение своих несовершенств, признание того, что вы не идеальный человек и вам не обязательно быть этим, и что вы никогда не будете соответствовать этому образ совершенства вы неосознанно создали.


Inner Child Journal cover Inner Child Journal cover

Inner Child Journal:

Отправляйтесь в путешествие по горам и пещерам своего сердца. Подружитесь, лечите и воспитывайте сломанного ребенка внутри. Перейти к корню своей боли и трансформировать старые шаблоны. Это интенсивная и мощная работа!
Download Button Download Button

Низкая самооценка возникает из-за злоупотребления собой, из-за недостатка самооценки того, кто вы есть, кем вы действительно являетесь , а не ложным совершенным образом того, кем вы «должны быть». Противоположностью злоупотребления собой является любовь к себе.

Чем больше у нас любви к себе, тем больше мы прощаем и принимаем то, кто мы есть, включая ошибки и пороки, и тем меньше мы будем судить себя так резко. Мы судим о других по нашему имиджу совершенства, и, естественно, они не соответствуют нашим ожиданиям. Если мы хотим полностью ощутить любовь и принадлежность, мы должны верить, что мы достойны любви и принадлежности. Если вы не можете любить себя, откуда исходит ваша любовь, как вы можете по-настоящему любить кого-то другого?

И единственный способ испытать любовь к себе — это быть самим собой.Это уважать и принимать, кто бы это ни был.

Большинство из нас слишком готовы продать свою честность, гордость, которой мы обладаем, чтобы быть кем-то более приемлемым для других, сплетничая 9009, принимая глупые культурные тенденции моды, наркотиков, банд и негативных менталитетов .

Думаешь, это ты? Пройди тест на низкую самооценку.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *