Кто по национальности ной: Ной — Википедия – Происхождение рас и народов — ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО

Содержание

Ной — Википедия

Ной
др.-евр. נֹחַ, Но́ах

Ной выпускает голубя из ковчега. Фрагмент мозаики к. XII — нач. XIII вв. Венеция, Собор Святого Марка
Пол мужчина
Период жизни 1056—2006 от Сотворения мира
Толкование имени успокаивающий, умиротворяющий
Имя на других языках греч. Νώε
лат. Noe
церк.-слав. Нѡ́е
В иных культурах араб. نوح‎, Нух
Местность Арарат
Занятие праведник, проповедник
Происхождение потомок Адама в десятом поколении
Упоминания Быт. 6:8—9:29
Отец Ламех
Супруга Ноема[1] и Naamah[d]
Дети Сим, Хам и Иафет
День памяти 18 ноября
Связанные понятия Ноев ковчег, Семь законов потомков Ноя, Сыновья Ноя
Связанные события
Всемирный потоп, Завет Бога с человечеством, Расселение народов
Характерные черты Единобожие, праведность, непорочность

Ной (др.-евр. נֹחַ [Но́ах] — «успокаивающий, умиротворяющий»[2]) — в Библии потомок Сифа, последний (десятый) из допотопных ветхозаветных патриархов, происходящих по прямой линии от Адама[3]; сын Ламеха[4], внук Мафусаила[5].

Согласно Библии, Ной был праведником в своём поколении, за что был спасён Богом от Всемирного потопа и стал продолжателем человеческого рода. С этой целью Бог повелел Ною построить Ковчег и взять туда членов своей семьи и по паре животных каждого вида[6]. По окончании потопа ковчег прибило к горам Араратским[7], где Ной принёс жертвы Богу, и Бог благословил его и его потомство, заключив с ним Завет[8]. На основании того, что название Арарат эквивалентно Урарту, местности и государству севернее Ассирии, считается, что Араратские горы находились в Урарту, в которой находится и гора Арарат

[9][10][11]. Согласно Библейской энциклопедии Брокгауза, ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к современной горе Арарат[11].

Помимо написания Ной[12] (др.-греч. Νῶε) встречаются также варианты написания:

В Пятикнижии[править | править код]

До Потопа (Быт. 6:8—22)[править | править код]

Согласно Книге Бытие, Ной «обрёл благодать пред очами Господа» (Быт. 6:8), поскольку был «человек праведный и непорочный в роде своём» и «ходил пред Богом» (Быт. 6:9). За свою праведность Ной с семьёй был избран Богом для возрождения человеческого рода после Всемирного потопа, который явился Божественной карой за нравственное падение человечества. Бог заблаговременно сообщил Ною о своём решении истребить всё живое на земле и дал точные указания, как построить Ковчег — судно из дерева гофер (возможно, кипарис или кедр

[13]), способное пережить готовящийся потоп — и снарядить его для длительного плавания.

Потоп (Быт. 7:1—8:17)[править | править код]
Noah mosaic.JPG «Потоп», Фрэнсис Дэнби, 1840, галерея Тейт

Когда приготовления были окончены, Бог повелел Ною взять с собой в ковчег по паре от каждого вида животных и птиц, а «чистых» (то есть пригодных для принесения в жертву) — по семи пар, «чтобы сохранить племя для всей земли» (Быт. 7:3). Вместе с Ноем в ковчег вошли также его семья: жена и трое сыновей с жёнами.

В 17 день второго месяца «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» (Быт. 7:11) и воды обрушились на землю. Наводнение длилось 40 дней и ночей, после чего воды подняли ковчег, и он поплыл (Быт. 7:17,18). Вода стояла так высоко, что плававший на её поверхности ковчег был выше горных пиков. Всё живое на земле погибло в водах потопа, остался лишь Ной и его спутники. Только спустя 150 дней вода стала убывать, и вскоре, на 17 день седьмого месяца, ковчег остановился, опустившись на скалы Араратских гор (5000 метров над уровнем моря). Тем не менее, вершины других гор показались лишь первого числа десятого месяца, после чего Ной выждал ещё 40 дней и выпустил ворона. Однако ворон, не найдя суши, каждый раз возвращался назад, пока не показалась поверхность земли.

После этого Ной трижды (с перерывами по семь дней) выпускал голубя. В первый раз голубь также вернулся ни с чем, во второй — принёс в клюве свежий масличный лист, свидетельствующий о том, что «вода сошла с земли». На третий раз голубь не вернулся. Земля обсохла к первому числу первого месяца, однако окончательно земля высохла лишь 27 числа второго месяца. Тогда Ной, наконец, смог покинуть корабль, и его потомки вновь заселили землю.

Noah mosaic.JPG
Завет с Богом (Быт. 8:18—9:17)[править | править код]

Выйдя из ковчега у гор Араратских (Быт. 8:4), Ной взял «из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принёс во всесожжение на жертвеннике» (Быт. 8:20) в благодарность за своё избавление. Здесь впервые в Библии появляется жертвоприношение животных всесожжением. Бог пообещал вернуть миру прежний порядок вещей и более никогда не опустошать землю за вину людей. После этого Бог благословил Ноя, его потомков (то есть всё послепотопное человечество) и всё творение, что на земле (Быт. 9:1–17) и дал человечеству ряд моральных законов. В заключение, Господь пообещал Ною более не уничтожать людской род водами потопа и как знак божественного Завета с людьми в небесах воссияла радуга.

После Потопа (Быт. 9:18—29)[править | править код]
Noah mosaic.JPG

Согласно Библии, выйдя из ковчега, Ной занялся возделыванием земли, насадил виноградник и изобрёл искусство приготовления вина (Быт. 9:20). Однажды, когда Ной опьянел и лежал обнажённым в своём шатре, его сын Хам (вероятно со своим сыном Ханааном) увидел «наготу отца своего», и, оставив отца обнажённым, поспешил рассказать об этом двум своим братьям.

«Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.» (Быт. 9:23) За проявленное непочтение Ной проклял сына Хама — Ханаана и его потомков, объявив, что те будут рабами Сима и Иафета. Двух других своих сыновей Ной благословил: «да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт. 9:27).

После потопа Ной жил ещё 350 лет и умер в возрасте 950 лет (Быт. 9:29).

Дети и потомство Ноя (Быт. 10)[править | править код]

Согласно библейской родословной, Ной является родоначальником всех народов мира, которые делятся на три основные группы:

Noah mosaic.JPG «Ной с семьёй в ковчеге», миниатюра из французского манускрипта нач. XV в.

В прочих текстах Ветхого Завета[править | править код]

Ной упоминается также в Книге пророка Иезекииля (14:14—20) как один из трёх праведников древности, наряду с Даниилом и Иовом.

В апокрифах Ветхого Завета[править | править код]

Кроме канонических книг Библии, рассказ о потопе содержится также в поздних апокрифах. Наибольшую известность получила Книга Еноха. Рассказ в основных линиях совпадает с изложенным в Бытие. Причиной потопа, согласно Книге Еноха, явилось смешение ангелов с дочерьми человеческими, в результате чего появились исполины (нефилим), что вызвало социальное неравенство и угнетение, войны, распространение среди людей магии и колдовства, падение нравов.

Также о Ное упоминает и Сиракид[14].

В Новом Завете[править | править код]

Noah mosaic.JPG
«Ной и голубь с оливковой ветвью». Фреска в раннехристианских катакомбах, II—IV вв.

Новый Завет указывает на времена Ноя в повествовании о втором пришествии Христа, предостерегая людей от неверия и беспечности:

…как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого.

Апостол Пётр называет Ноя проповедником правды и в его спасении от потопа в ковчеге видит указание на возможность духовного спасения через крещение (2Петр. 2:5). Апостол Павел также приводит пример Ноя, как образец веры: «ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр. 11:7).

В апокрифах Нового Завета[править | править код]

Ной упоминается в одном из апокрифов Нового Завета — «Откровении Павла»[15], а также в «Книгах Сивилл».

В Коране[править | править код]

Основная статья: Нух

В Коране Ной именуется Нухом и почитается в исламе в качестве первого из пяти крупных пророков Аллаха, а также как один из первых так называемых пророков разрушения[16]. Нух был направлен Богом к соплеменникам-идолопоклонникам, чтобы те уверовали в единого Аллаха и оставили язычество. Соплеменники прогнали Нуха (Коран, 71:23) и он взмолился: «Господи! Не оставь на земле ни одного неверного!» (71:26). По молитве Нуха Аллах послал на землю потоп (54:11). Нух вместе с верующими в Аллаха и многими животными был спасён в ковчеге, сколоченном из досок гвоздями.

Ной, согласно Библии, был потомком Адама в десятом поколении.

По масоретскому (еврейскому) тексту Ной родился в 1056 году (по Септуагинте — в 1662 году) от Сотворения мира. Его возраст, подобно другим допотопным патриархам, исчисляется сотнями лет: ко времени начала строительства Ковчега Ною было 500 лет и у Ноя уже было три сына, к началу потопа — 600, всех же лет жизни Ноя было 950 лет.

Согласно еврейской традиции, все даты в Библии соответствуют лунным месяцам еврейского календаря. Таким образом, потоп продолжался на 11 дней больше лунного года, что соответствует целому солнечному году[17].

Исследователи полагают, что Ной как персонаж легенды о потопе возник на основе более древних письменных памятников в месопотамской культуре, таких как Зиусудра и Утнапиштим. Подробнее см. Происхождение библейской истории всемирного потопа.

Историю Ноя, изложенную в Священном Писании, различные народы дополняли многочисленными легендами, которые как заимствовались другими нациями, так и имели узкую локальную популярность.

В еврейской традиции[править | править код]

Хотя в Пятикнижии подчёркивается праведность Ноя, в нём отсутствуют подробности о его личности. Аггада восполняет этот пробел многочисленными историями о праведных поступках Ноя до и во время потопа.

До Потопа[править | править код]

Позднее отцовство Ноя объясняется в преданиях тем, что, предвидя гибель человечества, он не хотел иметь детей и женился лишь по велению Бога[18]. Жену Ноя обычно отождествляют с Ноемой (Наамой), дочерью Ламеха и сестрой Тубал-Каина (Тувал-Каина)[19]. Однако в Книге Юбилеев[20] её называют Емзараг, дочерью Ракиила и сестры Ноя[21]. Согласно традиции, Сим (Шем) был первенцем, Хам родился на год позже, а Иафет — через год после Хама[22].

Согласно «Мидрашу Танхума»[23], Ной выступает как культурный герой: он научил людей пользоваться плугом, серпом, топором и другими орудиями труда. Отмечается, что его пальцы были приспособлены для быстрой физической работы, что помогло ему в плотницком труде над ковчегом.

Любовь Ноя к людям, согласно традиции, выражалась и в том, что он призывал их к раскаянию и откладывал строительство ковчега, пока не выросли посаженные им для постройки ковчега деревья, в надежде, что люди тем временем сойдут с пути греха[24].

Ноах сажал кедры, и говорили ему: «Зачем тебе эти кедры?». И отвечал он: «Святой, благословен Он, решил привести на землю потоп и велел мне сделать ковчег, чтобы спаслись я и мой дом». И смеялись они над ним и глумились над его речами. А он поливал те кедры, и они росли. И спрашивали его: «Что ты делаешь?». И отвечал он им то же. А они насмехались. К концу дней своих срубил он деревья и стал распиливать. И говорили ему: «Что ты делаешь?» И отвечал он им, и предостерегал их. Но <…> они не раскаялись…

Потоп[править | править код]

Согласно мидрашам, строить ковчег Ной научился по книге «Сефер ха-разим», переданной ангелом Разиэлем, которая содержала в себе всё знание человеческое и божественное. Эта книга была сделана из сапфиров, и Ной заключил её в золотой ларец. В ковчеге она заменяла Ною часы, чтобы отличать день от ночи, потому что, пока длился потоп, солнце и луна были скрыты тучами[25]. Другой мидраш рассказывает о том, что в ковчеге у Ноя был драгоценный камень, который освещал всю внутреннюю часть ковчега.

Одно легендарное создание, носившее название «Реем», оказалось столь громадных размеров, что для него не нашлось места в ковчеге, а потому оно было привязано Ноем к ковчегу снаружи[25].

В преданиях о потопе действует и легендарный исполин Ог — царь Башанский, который также не мог поместиться внутри судна и сел на крышу, спасшись таким образом от потопа. Ной подавал Огу пищу через отверстие в крыше.

Аггада[25][26] рассказывает, что одна странная пара, Ложь и Злосчастье, также нашла себе убежище в ковчеге. Сначала Ложь подошла одна к ковчегу, но её не впустили внутрь на том основании, что вход туда допускался только для супружеских пар. Тогда она ушла и, встретившись со Злосчастьем, уговорила его присоединиться к ней, после чего их впустили обоих.

Праведность Ноя в полной мере проявилась во время потопа, когда он должен был заботиться о животных в ковчеге. Целый год Ной не знал покоя ни днём ни ночью, доказав, тем самым, что достоин стать прародителем нового человечества. Мидраш описывает это следующим образом:

Все двенадцать месяцев, проведённых в ковчеге, не смежал Ной веки, ни сам он, ни сыновья его, ни днём и ни ночью. Потому что постоянно заботился он о животных, бывших с ним, и кормил их, давая каждому зверю и птице их пищу в привычные для них часы. Есть звери, которые едят в первый час дня, есть такие, которые [едят] во второй, есть и такие, которые [едят] в последнюю треть ночи, — и всем давал он их пищу в нужный час

Noah mosaic.JPG «Ной выпускает ворона и голубя», нидерландская миниатюра, 1450—1460

Предание рассказывает, что однажды, когда Ной не так скоро принёс обед льву, тот с такой силой ударил патриарха лапой, что он остался хромым на всю жизнь[25].

В десятый день месяца таммуз Ной выпустил ворона посмотреть, не прекратился ли потоп. Но ворон нашёл плавающий в воде труп и принялся его пожирать; увлёкшись этим занятием, он забыл вернуться к Ною с докладом. Спустя неделю Ной выпустил голубя, который после третьего полёта вернулся наконец, держа в клюве оливковый лист, сорванный им на Масличной горе в Иерусалиме, где потопа не было[25].

Noah mosaic.JPG

В Книге Зогар рассказывается, что Ной, выйдя из ковчега на сушу, заплакал при виде всеобщего опустошения, причинённого потопом, и воскликнул: «Творец, Тебя называют милосердным. Ты должен был проявить милосердие по отношению к Своему Творению». «Неразумный пастух, — отвечал ему Творец. — Ты говоришь мне это теперь? <…> Почему ты смолчал, когда Я говорил, что будет Потоп, и велел тебе строить ковчег? Я долго откладывал наказание, ожидая, когда же ты попросишь Меня проявить милосердие к людям. А ты делаешь это только теперь, когда мир уже уничтожен…»[27]

Noah mosaic.JPG
После Потопа[править | править код]

В Талмуде и мидрашах неоднократно возникает параллель между винопитием Ноя и грехопадением Адама, поскольку виноград в еврейской традиции связывается с Древом познания Добра и Зла:

Сказал Господь Ною: «Ной! Разве не должен ты был научиться у Адама, ведь причиной [его падения], не что иное, как вино было?» Как сказано: «дерево, от которого вкусил Адам — виноград был».

По версии Таргума Псевдо-Ионатана[28] виноградная лоза, которую посадил Ной, была принесена рекой из Эдемского сада.

Проклятие Ноем потомства Ханаана, сына Хама, мидраш[29] мотивирует тем, что Хам не ограничился лишь насмешками над отцом, а оскопил Ноя, лишив его возможности в будущем породить новых сыновей (сверх имеющихся трёх), которые бы также приняли участие в разделе мира. Этим объясняется тот факт, что Ной проклял четвёртого сына Хама — Ханаана. Поскольку Ной определил за потомками Хама рабский удел, он таким образом оказывается учредителем института рабства, что с неодобрением отмечается послебиблейской традицией[30].

В преданиях обсуждается также вопрос, почему в сроке жизни Ноя недостаёт 50 лет до тысячелетия, которое он вполне был достоин прожить. Согласно мидрашу, Ной добровольно пожертвовал 50 лет из своей жизни Моисею, точно также, как до него это сделал Адам, подаривший, согласно этой версии, Моисею 70 своих лет[31].

В христианских легендах и преданиях[править | править код]

Noah mosaic.JPG Noah mosaic.JPG «Похороны Ноя», мозаика в Соборе Сан-Марко
Армянские легенды о могиле Ноя[править | править код]
Noah mosaic.JPG Гора Арарат.
Современная фотография

Среди армян распространены давние легенды о Ное. Ряд армянских преданий связывают с Араратом и Араратской долиной, помимо выхода из ковчега, также повествование о посадке Ноем виноградника, его опьянении и первом жертвоприношении. Находящийся в долине город Нахичевань (ныне территория Азербайджана) традиционно считается основанным Ноем, и народная этимология связывает с его именем название города (ср. евр. «Ноах»). Таким образом, Нахичевань становится первым городом, основанным после Потопа. Нахичевань также считается местом последнего упокоения Ноя. О том, что Ной захоронен в Нахичеване, одним из первых упоминает летописец XIII в. Вардан Аревелци в работе «Ашхарацуйц», посвящённой географии Армении и соседних стран. Он же помещает гробницу жены Ноя, которую именует Ноемзар, в находящийся поблизости Маранд[32].

Упоминания о гробнице Ноя, которая была местом популярного паломничества, содержатся в заметках многих иностранных, русских и армянских путешественников и учёных XIX века.

Noah mosaic.JPG Нахичеванский пейзаж. Современная фотография

Могила Ноя с полуразрушенным куполом, восьмиугольная внутри, диаметром в 10—12. Сохранилась одна сторона, выложенная кирпичом, как это видно на рисунке. Каждый день сюда приходят христианские, еврейские и мусульманские паломники с ладаном и свечами, огарки которых разбросаны вокруг, и она почернела от жира и дыма. Наивные люди считают, что не только Ной, но и его сыновья захоронены в Нахичеване.

Могила Ноя и связанные с ней постройки были также подробно описаны русским просветителем К. А. Никитиным в 1880-х и исследователем В. М. Сысоевым, как имеющие типичное для тюркских гробниц деление на подземную и надземную части. В годы советской власти эти исторические памятники были разрушены. В 2010 году Мавзолей Ноя восстановлен.

Noah mosaic.JPG «Ной, держащий в руках модель ковчега». Православная фреска

Однако современная наука считает, что Араратские горы могут не являться горами, среди которых находится гора Арарат.

Сирийские апокрифы[править | править код]

В сирийском апокрифическом сочинении «Пещера сокровищ» (VII век) рассказывается, что Ной взял в ковчег останки первого человека — Адама, чтобы спасти их от потопа. Позднее Ной поручил своему сыну Симу похоронить череп Адама, что тот и сделал в Иерусалиме, считавшемся центром земли. Поэтому христианское священное Предание считает, что в момент распятия Христа его кровь омыла череп Адама, захороненный под Голгофой.

Из другого рассказа можно почерпнуть некоторые интересные сведения о внутреннем устройстве ковчега. Скот и звери помещались отдельно в трюме; средняя палуба была занята птицами, а на верхней палубе расположился Ной с семейством. Мужчины были строго отделены от женщин. Патриарх и сыновья его заняли восточную часть ковчега, а жена Ноя и жёны его сыновей — западную часть; между теми и другими в виде барьера лежало мёртвое тело Адама, которое таким образом избежало гибели в водной стихии. Этот рассказ, в котором сообщаются также сведения о точных размерах ковчега в локтях, а также точный день недели и месяца, когда спасшиеся вышли на берег, заимствован из арабского манускрипта, найденного в библиотеке монастыря Святой Екатерины на горе Синай. Автором рассказа был, по-видимому, араб-христианин, живший в эпоху мусульманского завоевания, хотя сам манускрипт относится к более позднему времени[25].

В апокрифах гностиков[править | править код]

Согласно Апокрифу Иоанна[33], архонты решили «сотворить потоп и погубить плоть всякую, от человека до животного». «Архонт Сил» сообщил об этих планах Ною и посоветовал ему: «Сделай себе ковчег из дерева негниющего, и укрой в нём себя с твоими детьми, с животными, с птицами небесными от мала до велика, и установи его на горе Сир». Однако этот ковчег был сожжён Ореей (Нореей), после чего Ной сделал другой ковчег. Также Ной рассказал о потопе людям, но большинство не поверило ему. По этой версии, Ной, в конечном счёте, укрылся не в ковчеге, а в «облаке света» вместе с некоторыми людьми «бессмертной расы», последовавшими за ним.

Эфиопские легенды о рождении Ноя[править | править код]

Легендарный материал освещает несколько моментов жизни Ноя. В частности, рассказывается о его рождении: тело новорождённого младенца озаряет ярким светом весь дом, младенец тотчас встаёт на ноги и начинает молиться. После этого, его дед Мафусаил, поражённый, идёт к пределам земли для встречи с Енохом, от которого узнаёт о будущей судьбе мальчика и даёт ему имя (согласно ефиопскому изводу книги Еноха)[34].

Славянские апокрифы[править | править код]

В древнерусской литературе был популярен рассказ о потопе, в сочетании с рассказом о том, как дьявол пытался помешать Ною построить ковчег, а затем обманом проник в него. Данный рассказ, именуемый «О потопе», помещался в Палее и других сборниках и известен в рукописях с XV века (Барсовская Палея, сборник монаха Кирилло-Белозерского монастыря Ефросина, «Слово святого отца Мефодия Патарского о последних временах»).

Согласно данному апокрифу, дьявол вынудил жену Ноя обманом узнать у мужа о порученном ему Богом строительстве ковчега, а затем попытался помешать строительству. После окончания постройки дьявол спрятался под подолом её платья и вместе с ней проник в ковчег, где, превратившись в мышь, попытался прогрызть дно ковчега. Однако по молитве Ноя Бог послал кота и кошку, которые убили мышь. Заканчивается апокриф благословением Богом Ноя и его потомства. В сказке, появившейся из этого апокрифа (см. «Голубиная книга»), жену Ноя зовут Евга, и, чтобы она могла узнать о задании, данном мужу Богом, чёрт учит её изготовлению водки, которой она напаивает мужа, и тот ей рассказывает о ковчеге. В другом тексте это — «квас, смешанный с травою» («Беседа отца с сыном о женской злобе»[35], XVII век).

В старообрядчестве почитается приписываемое св. Мефодию Патарскому апокрифическое «Слово святого отца Мефодия Патарского о последних временах»[36]. Помимо упомянутых выше историй о том, как жена Ноя по дьявольскому наущению опоила его дурманящим травяным напитком, и о том, как ковчег спасли кот и кошка, рождённые из ноздрей лютого зверя, «Слово» сообщает о том, что у Ноя был четвёртый сын по имени Мунт.

В мусульманской традиции[править | править код]

Noah mosaic.JPG «Ноев ковчег», исламская миниатюра Основная статья: Нух

Позднейшие легенды о пророке Аллаха — Нухе и построенном им ковчеге излагаются иначе. Например, гору аль-Джуди (толкователями Корана эта гора то относилась к Месопотамии, то отождествлялась с Араратом), на которой, согласно Корану (11:46), когда «сошла вода», остановился ковчег, стали помещать не в Неджде, в Аравии, как в старых арабских источниках[37], а на «Кирду, отделяющую Армению от Курдистана»[38][39]. Тафсиры содержат множество историй о потопе, включая рассказ о великане Удж, который вцепился в ковчег и спасся. Благодаря тафсирам стали известны и имена сыновей Нуха, спасшихся вместе с ним: Арк, Сам, Хам и Иафит. Жена Нуха представлена в тафсирах грешницей, которая считала его сумасшедшим и принижала значение миссии пророка[16].

Согласно преданию на ковчеге собралась вся семья Нуха, кроме жены и одного из сыновей по имени Йам. Он отказался плыть с отцом, надеясь спастись на горе, и погиб. По окончании потопа Нух просил Аллаха вернуть погибшего сына, но Аллах не внял его мольбам, поскольку неверующий сын уже не принадлежал к семье Нуха. Этот эпизод, которого нет в Библии, придаёт особую окраску сообщениям Корана: наказание для неверующих неизбежно[16].

В иудаизме[править | править код]

Причины Потопа[править | править код]

Еврейские комментаторы[40] видят в выражении «земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями» (Быт. 6:11) указание на предельную моральную деградацию человечества: «растлилась» означает сексуальные извращения, а «наполнилась земля злодеяниями» — социальную несправедливость[41]. Вместе с тем, в Талмуде[42] обращается внимание на то, что в речи Всевышнего, обращённой к Ною, в которой Господь впервые произносит свой приговор человечеству, упоминается только второй грех: «И сказал [Господь] Бог Ною …ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли» (Быт. 6:13).

Посмотри, как велико [наказание за] грабёж, ибо поколение, жившее во время потопа, нарушило все [человеческие заповеди], но приговор был подписан, лишь когда они стали [усиленно] грабить: «И сказал Бог …ибо наполнилась земля грабительством… и Я истреблю их с земли»

Праведность Ноя[править | править код]

Законоучители Талмуда проводят параллели между Ноем и Авраамом, подчёркивая не только сходство, но и различие между двумя этими праведниками.

  • Так, толкуя стих «Ной был человек праведный и непорочный в роде своём» (Быт. 6:9) законоучители Талмуда расходятся во мнениях[42]. Некоторые мудрецы понимают это выражение как похвалу в адрес Ноя: даже несмотря на полную развращённость, царившую во всем мире в то время, ему удалось остаться незапятнанным и неиспорченным процессом моральной деградации общества. В то же время, другие видят здесь скрытый упрёк Ною, принадлежавшему к поколению, в котором праведником назывался человек, сохранявший лишь элементарную порядочность: «В своём поколении (роде) был праведником, однако, если бы он жил в поколении Авраама — не заслужил бы даже упоминания»[42] Тем самым, подчёркивается, что духовный уровень человека вообще определяется относительно общей атмосферы жизни, в которой он родился, вырос и живёт.
  • Комментаторы[43] указывают также на то, что о Ное сказано: «אֶת-הָאֱלֹהִים, הִתְהַלֶּךְ-נֹחַ» (Быт. 6:9) (букв. «ходил с Богом»), в то время как Аврааму Господь говорит: «ходи предо Мною» (Быт. 17:1). В качестве примера приводится следующее образное описание: отец берёт маленького ребёнка за руку и ведёт его, чтобы научить ходить, но ребёнку постарше, который умеет держаться на ногах хорошо, он разрешает идти перед собой. Тем самым, это указывает на то, что Авраам был духовно сильнее Ноя.
  • Еврейская традиция[27] укоряет Ноя за то, что он упустил случай молить Бога о спасении человечества — в отличие от Авраама, молившегося о спасении жителей Содома, и Моисея молившегося о помиловании своего народа. Пророк Исаия (Иешаягу) называет Потоп «воды Ноя» (Ис. 54:9). Автор Книги Зогар объясняет, что в этом заключено скрытое осуждение Ноя, указание на то, что он явился причиной Потопа.
Потоп[править | править код]

Когда нахлынувшие воды
В ковчеге Ноя заключили
И дорогой для всех свободы
На долгий срок его лишили,
И, в заключении вздыхая,
0 травах и цветах мечтая,
Смотрел он вдаль на Арарат,
И принесла с крутой вершины
Ему голубка ветвь маслины, —
Едва ли был он больше рад,
Чем я, когда мне голубь странный
Принёс левкой благоуханный,
Чтоб показать, что не покрыта
Песком сыпучим вся земля
И что в ковчеге не забыта
Друзьями милыми здесь я.

Согласно еврейскому преданию[44], строительство ковчега

Происхождение рас и народов — ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО

С праздником, дорогие братья и сестры!

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Мы совершаем память преподобной Марии Египетской. Как мы знаем из ее жизнеописания, с 12 лет и до 29-летнего возраста она жила во грехах. 17 лет она шла по широкой дороге жизни, можно сказать, вытворяла что хотела, как сама потом исповедовалась монаху-подвижнику Зосиме, которого она по Божьему усмотрению встретила в пустыне. 48 лет понадобилось этой женщине для искупления греха и для перестройки души на Божественный лад.

Вот что и нам с вами надо перестраивать — душу, сердце и совесть, а не экономику, финансы или уклад государственной жизни. Вот кто был великий перестройщик — Мария Египетская! Из греховной падшей женщины она преобразилась так, что поднималась от земли: ее видел молящейся на воздухе преп. Зосима и испугался, думая, что видит привидение. Вот где истинная перестройка, а не та, о которой нам говорили с трибун разные реформаторы. Перестройщики — это мы! Человек — кузнец своего счастья, т.е. сами люди всегда были творцами счастья или несчастья на земле. Хорошая жизнь будет тогда, когда будем исповедовать Православную веру, жить по-христиански, по тем правилам и законам, которые принес нам Господь с неба. И не только мы с вами, а вот если бы сейчас все 6 миллиардов людей, населяющих Земной шар, жили бы по христианским истинам, не нужны были бы никакие перестройки! Надо перестраивать не государственную жизнь, а жизнь каждого отдельно взятого человека на богоугодный лад. Будем хорошо делать — будет хорошая жизнь.

48 лет подвизалась преподобная в пустыне! Сколько она грешила, столько она и страдала, горько и тяжело. В житии описывается, что 17 лет она боролась со страстями, часто падала в обморочном состоянии, потому что на Ближнем Востоке (теперь это территория Иордании) жара летом достигает 50°С. Если у нас в России в умеренной зоне летом без одежды можно сгореть и умереть от солнечного удара, то каково людям без одежды в пустыне? А ночью резкие перепады температуры от + 50° до 0°С. Представьте себе. И есть нечего: трава — редкость в пустыне. Был бы это лес, тогда можно хоть какие-то ягодки пощипать: брусничку или черничку.

Эти 17 лет преп. Мария испытывала страшные муки, буквально проходила мытарства на земле, потом еще много лет билась со своей природой и уже в последние годы вышла как бы на финишную прямую — очистилась от страстей и тогда она стала ходить по воздуху: на глазах у старца Зосимы перекрестила и перешла реку Иордан, не касаясь воды. Вот как перестроиться надо!

Итак, сегодня мы совершаем память величайшей подвижницы, которая несла тяжелый мученический подвиг! Мы не чета этим подвижникам: у нас где-нибудь заболело, и все — поднимаем на ноги всех родственников, подключаем медицину. А как терпели мученики?! Представьте себе: их рубили мечами, терзали тело железными когтями, жгли на огне. Так они переносили страшные мучения день или два, от силы — неделю, а тут преп. Мария страдала 48 лет! Трудно сравнить, что легче, что тяжелее, не правда ли?

Когда мы малодушествуем, унываем, ропщем: «Я пропостилась, проболела, перетрудилась, не доспала», — то будем вспоминать себе в укор житие преп. Марии Египетской. Ведь никакой человеческий труд, никакие заточения в гулагах и концлагерях не сравнятся с ее подвигами, ибо она претерпела добровольные муки! Ее безпримерный подвиг, перемена ее жизни — это и есть истинное покаяние.

Великий пост нас призывает к такому, если выразиться на современном языке, генеральному покаянию, которое совершила преп. Мария Египетская, она показала нам образец, как надо каяться для того, чтобы встретиться с Богом, очиститься от греховной скверны, чтобы подготовиться к переходу в иной мир.

Великий пост — это время покаяния, преображения, изменения человека из греховного, бесоподобного, какими мы сегодня являемся, в ангелоподобного, как это сделала Мария Египетская. Вот пример для подражания. Она на себе показала, какой святости можно достичь с Божией помощью: Господь ей дал дар прозорливости, ибо она, не зная имени преп. Зосимы, сказала, как его зовут и что он священник; никогда не читая Священного Писания, она цитировала его по внушению Духа Святаго наизусть; стоя на молитве, поднималась в воздухе и творила другие чудеса.

Никому из нас не заказано покаяние, кто бы ты ни был — разбойник, убийца или блудник. Все спаслись, кто хотел и кто не ленился. Помните, сказано в Священном Писании: «Грядущего ко Мне не изжену вон» (Ин. 6; 37).

На фоне всего сказанного давайте посмотрим на наше сегодняшнее бытие. Мы настолько уже отупели, что не можем трезво оценить происходящее. Еще 20 лет назад никто и не подозревал, какая нам будет уготована западня в 90-е гг. Недавно по телевидению передавали, что в Ставрополе продают на экспорт детей из детского дома по цене 8 тыс. долларов. Интересно, какое будет возмездие тем, которые выступают с экранов телевидения и говорят: «Дети там попадут в хорошие семьи, будут всем обеспечены и не будут болеть». Дескать, будто бы в России дети находятся на мучении, а за границей они будут прекрасно жить и не будут болеть.

Да, они правы: дети, проданные за границу, болеть не будут. Почему? Потому, что их разрежут на запчасти, одному 80-летнему миллиардеру дадут почки, другому — печень, третьему — селезенку и т.д. Разберут по органам детский организм, как воры разбирают автомобиль на запчасти. Кто-то из вас, наверно, попадал в такую ситуацию: стукнулась машина, пока побежишь за гаишником, чтобы составить акт, возвращаешься, а там уже рожки да ножки от нее остались. Так и наших детей продают и воруют, чтобы разобрать на запчасти.

Сегодня весь мир, братья и сестры, ополчился на Россию, потому что мы с вами хоть с горем пополам, но православные, а все остальные, не исповедующие истинную веру, хотят того или нет, борются против нас! Но это явление не новое, это просто повторение старого, вы сами должны понимать. Сейчас в нашей стране ведется стерилизация малышей с помощью памперсов. Мы не открываем вам Америку, а только являемся проводниками тех открытий, которые сделали русские ученые-патриоты, православные по духу, разоблачающие козни наших врагов. В России раньше сами делали подгузники из марли или фланели, т.е. из мягкой ткани, а сегодня — в моде импортные одноразовые, неизвестно из какого материала.

У нас испокон веков и до революции боролись с космополитизмом, чтоб «не заглядывали за бугор», и Сталин боролся с этой мерзостью!

Тут дурной пример подавала интеллигенция, которую все время тянуло ко всему западному, иностранному. Какое-то больное воображение: думают, что все заграничное — лучше, чем наше отечественное. Дети носят памперсы фирмы «Procter&Gamble», которая связана с сатанинской церковью, и подгузнички эти наколдованы, а может быть, и пропитаны какой-то жидкостью, поэтому они стерилизуют малышей, и те вырастают неспособными к деторождению, дальнейшему воспроизводству нации.

Вот так без ядерной бомбы нас истребляют. Нельзя покупать и есть заграничные продукты. Знайте, что это — отрава! Не ешьте шоколад фабрики «Покров», не покупайте водку московского завода «Кристалл» — это кошерные продукты, которые закодированы раввинами. Такая продукция вместе с импортной направлена на истребление нашей нации, т.к. несет в себе заряд отрицательной энергии. Не будем же падкими на броские обертки и красочную рекламу, позаботимся о своем здоровье и о будущем наших детей.

Многие предприятия пищевой промышленности в России скупили враждебные нам люди и добавляют различные канцерогенные, ракообразущие вещества в продукты, чтобы снизить затраты на производство и получить больший доход. Если были бы русские директор и администрация, они бы не допустили нарушения правил и норм технологии, приносящих вред здоровью человека, а иностранец — пожалуйста, он хозяин, что хочет, то и делает. И это все скрывают от нас! Бегайте от этой иностранной заразы. Ни продовольствия не берите заграничного, ни одежды, и кинофильмов не смотрите — ничего зарубежного, если вы хотите быть здоровыми и телесно, и душевно!

Вообще нужно питаться со своего огорода или дачи, сажайте картошку, овощи, делайте на зиму заготовки, еще лучше и скотинку свою иметь. Вот вам и будут экологически чистые продукты.

Мы попали в такое бедственное положение, потому что вскоре после войны, после того, как Господь надавал нам хорошенько по этому месту, мы забыли Бога, и в стадо залезли волки. Женщины стали заниматься чародейством, тем самым разрушали семьи и отбивали чужих мужей.

Во 2-й пол. XX века нами, родителями, было убито во чреве около миллиарда детей. Вот и расплата, мы убивали и нас убивают: кодированием через СМИ, насаждением пьянства и наркомании, отравляют продуктами, заражают неизлечимыми болезнями через прививки, делают безплодными при помощи пива, памперсов и др. И поделом нам, мы еще большего заслуживаем! Кричим на весь мир, что в Чечне за полгода погибло около 2 тыс. солдат и офицеров, а о том, сколько убито во чреве, никто не говорит!

И сейчас продолжается эта бойня русского народа. Идет беременная женщина рожать, а врачи насильно заставляют ее делать аборт, говорят, что у тебя урод родится, как будто они пророки и знают, что будет. Эти гинекологи сегодня — убийцы! Кроме того, через вакцину и уколы роженицам вводят такие импортные препараты, которые подавляют у них родительскую любовь к детям. Были случаи, когда женщина рожала, ей предлагали продать своего ребенка, и она соглашалась, а потом приходила в себя, но было поздно! Вот до чего оболванили наш народ!

Так сегодня мы пожинаем плоды нашего 60-летнего послевоенного бытия. Мы справедливо заслужили это за то, что потеряли веру! Потеряв веру, мы потеряли разум.

Исправить это бедственное положение можно только покаянием и молитвой. Нам всем сейчас нужно становиться на колени и просить, чтобы Господь помиловал и простил нас, наших родителей и предков, которые так грешили.

Даже Сталин в последние годы своей жизни многое осознал и раскаялся. Есть его завещание, которое прячется под сукном, где он сказал, что только Православная вера может спасти Русь и продлить жизнь всего человеческого рода, ибо мир существует благодаря Православной России.

Итак, дорогие братья и сестры, будем обращаться к Богу с молитвой, покаянием и добрыми делами! Мы уж как-то с пятого на десятое проходим свое земное поприще, но давайте подумаем о своих детях и об их будущем! Аминь.

Ной, Библейская энциклопедия — архимандрит Никифор Бажанов

Ной (покой, успокоение) (Быт. VI, 8, Мф. XXIV, 37, Евр. XI, 7 и др.) – десятый и последний из допотопных патриархов в прямой линии от Адама. Сын Ламеха и, следовательно, внук Мафусаила, Ной родился по евр. тексту в 1056 г. от С. М., а по Славянской Библии в 1662 г. Его имя и жизнь тесно и исторически связаны со страшным событием, истребившим тогдашний мир, именно с всемирным потопом. Ламех при рождении сына назвал его Ноем, сказав при этом: Он утешит нас в работе нашей и во трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь (Бог) (Быт. V, 29).

О первом, по летам, весьма значительном, периоде жизни Ноя говорится очень немного в слове Божием. Ему было 500 лет и родил Ной трех сынов: Сима, Хама и Иафета, замечает свящ. бытописатель, – сынов, сделавшихся впоследствии родоначальниками трех главных представителей человеческого рода (Быт. X, 32).

Что касается личного характера Ноя, то на это просто и знаменательно указывается в кн. Бытия, именно что среди развращенного человеческого рода, Ной обрел благодать пред очами Господа, что он был человек праведный и непорочный и в роде своем и ходил пред Богом (Быт.VI, 8, 9). О той же самой высокой святости Ноя свидетельствует и пр. Иезекииль (Иез.XIV, 14–20).

Жизнь и история Ноя, как мы уже заметили выше, тесно связаны с всемирным потопом (см. Потоп), и после потопа Ной является на страницах свящ. истории как великое звено, соединяющее древний мир с новым.

После потопа, говорится далее в его истории, Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Раз выпил он вина, опьянел и лежал обнаженным в шатре своем. Сын его, Хам, оказался непочтительным в этом случае к отцу своему, и потому лишен был благословения, а потомство его осуждено было на рабство. Симу же и Иафету за то, что они прикрыли наготу отца своего, возвещено особенное благословение Божие, что в потомстве Сима сохранится истинная вера и Церковь; Иафету же – что его потомство будет весьма распространено и соединится впоследствии с потомством Сима (Быт. IX, 19–27). Ной жил после потопа 350 лет (28–29), всех же дней Ноевых было 950 лет и он умер.

Воспоминание о Ное и великих событиях жизни Ноя никогда не умирало в потомстве и часто встречается в Свящ. Писании. О нем упоминают пророки Исаия, Иезекииль и премудрый сын Сирахов (Ис. LIV, 8–10, Иез. XIV, 19–20, Сир. XLIV, 16–18). Сам Господь указывает на времена Ноя, предостерегая людей от неверия и беспечности (Мф. XXIV, 37–39). Св. ап. Петр называет Ноя проповедником правды и в спасении человеков от потопа в ковчеге во дни его дает нам видеть указание на наше спасение чрез крещение (II Пет. II, 5). И ап. Павел представляет пример Ноя, как образец веры и праведности по вере (Евр. XI, 7).

Истина библейского повествования о Ное и потопе находит себе подтверждение в преданиях о сем у всех народов во всех странах света, хотя все эти предания искажены баснословными прибавлениями, как-то: у индийцев, персов, китайцев и др.

Кем на самом деле был Ной с точки зрения истоии? — Альтернативный взгляд Salik.biz

Многие считают Ноя еврейским персонажем, а кто-то и вообще евреем, но я считаю это совершенным абсурдом. Я считаю Ноя реальной исторической личностью, а не мифологическим персонажем, который жил во времена совершенно иной цивилизации. Многие учёные пытаются не рассматривать реальность существования НОЯ. Если они признают этот факт, то придётся объяснять все связанные с его жизнью события, не говоря уже о всемирном потопе. Кому выгодно чтобы Ной был евреем?

— Salik.biz

В первую и основную очередь стоит отметить, что славяне до определенного момента не были язычниками. Они помнили своё прошлое, знали откуда пришли и чьи они потомки. До крещения Руси славяне считали себя потомками Ноя, то есть потомками погибшей цивилизации. Но славянам стала навязываться чужеземная религия, а славянское общество стремились расколоть любыми средствами. Таким образом и было создано славянское язычество, но при этом славянские народы оставались сильны и многочисленны.


«Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. О них распространились народы по земле после потопа.»- Бытие глава 10 стих 32. То есть после потопа был один народ, который и распространился по всей земле. Однако эксперты в комментариях напишут: «Откуда нам знать, что потоп действительно был?». Всё уже доказано, но не офишируется. Давайте вспомним слова ведущего английского археолога первой половины 20-ого века Чарльза Леонарда Вулли, который проводил археологические раскопки в шумерском городу Ур.

«Все города Месопотамии, в том числе и Ур, сохранили следы наводнений, происходивших в разное время. Зачастую также наводнения местного характера возникали в результате дождей. Однако мы ни разу не встретили даже отдаленно похожего на то, что обнаружили на дне нашего большого котлована. Здесь перед нами предстали последствия такого наводнения, какого Месопотамия не знала за всю свою историю, в этом не приходится сомневаться… Мы убедились, что потоп действительно был, и нет никакой нужды доказывать, что именно об этом потопе идёт речь в списке царей, в шумерской легенде, следовательно, и в Ветхом Завете»- Чарльз Леонард Вулли.

Рекламное видео:

Вернёмся к национальности Ноя. «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там»-Бытие глава 11 стих 1. Получается на Земле был один язык и одна нация. Ни о какой принадлежности Ноя к евреям не может быть и речи. С точностью установить язык на котором говорил Ной невозможно, но сами евреи появились намного позже.

Ной был потомком великой и погибшей цивилизации, но теперь вернемся к славянам. Любую теорию можно оспорить и не важно официальная она или альтернативная, потому что с точностью сказать как было на самом деле уже не представляется возможным. Термин «язычники» был введён христианами для поклонников родовых и племенных культов, но каких именно? Не кажется ли вам, что славянам специально навязали идолов и различных языческих богов?

ПОДУМАЙТЕ ЛОГИЧЕСКИ. Официальной науке выгодно чтобы славяне были язычниками во все времена до крещения. Славяне должны думать, что они жили в лесу и молились колесу, ставили себе деревянных истуканов и поклонялись им в течении тысячи лет. И такая ситуация не только у славян, но и у многих других народов. Просто кому-то выгодно было, чтобы люди потеряли память о прошлом.

Биография человека под именем Ной раскрывается в Ветхом Завете, но современные исследователи нашли невероятную схожесть библейской легенды с мифами шумеров. То есть сказание о Великом Потопе появилось задолго до появления Ветхого Завета. Первое упоминание о человеке, который построил огромный корабль чтобы спастись датируется третьим тысячелетием до нашей эры.

Зиусудра — герой шумерского повествования о потопе. В древнем Вавилоне уже речь идёт о Утнапишти, который получил весть о потопе от бога по имения Эйя, а это 17 век до нашей эры.

Мы можем сказать, что Ной действительно существовал, но под другим именем. Национальность его неизвестна, ведь он стал основоположником для всех остальных народов. Скорее всего он был представителем погибшей цивилизации, существование которой, официальная наука никогда не признает. 

Ной — Ноах, прародитель человечества

Оглавление

Знаете ли вы, что у Ноаха было два имени? Известны ли вам подробности его рождения? Биография праведника и строителя ковчега.

Рождение Ноаха. Ноах — праведник в поколении Потопа [↑]

Ноах бен Лемех (נח; 1056—2006 гг. /2704—1754 гг. до н.э./) — выдающийся праведник, один из родоначальников человечества.

Десятое поколение от Адама — правнук Ханоха и внук Метушелаха. Его мать Эшмоа, дочь Элишуа, сына Ханоха, вступила в брак с Лемехом в 1055 году /2705 до н.э./ (Сефер аяшар; Седер адорот).

Родился в 1056 году, когда его отцу Лемеху было 182 года (Берешит 5:28). Появился на свет без крайней плоти — «обрезанным» (Авот дераби Натан 2:5; Шохер тов 9).

Метушелах назвал его именем Ноах, а отец дал ему дополнительное имя Менахем, сказав: «Этот принесет нам утешение (йенахмейну)» (Берешит 5:29; Сефер аяшар; Ялкут Шимони, Берешит 42).

Учился у своего деда Метушелаха, который был правителем всего человечества (Седер адорот).

В тот период истории многие обитатели земли извратили свои пути, перестав следовать наставлениям мудрого Метушелаха. По свидетельству Торы, нравственное разложение началось с того, что «сыновья властелинов …брали себе женщин, всех, кого выбирали» (Берешит 6:2, Раши). «Любая брешь начинается с лидеров поколения», и тогда сыновья царей и вельмож стали силой забирать себе чужих жен. Они блудили также с мужчинами и со скотом (Берешит раба 26:5, Маарзо) — нечестивцы «скрещивали домашний скот с дикими зверьми и зверей со скотом, и всех животных с людьми, а людей со всеми животными» (Санхедрин 108а). Многие женщины в том поколении ходили, открыв свою плоть и подкрасив глаза, подобно блудницам, а мужчины осквернялись всеми видами разврата — открыто и прямо на улице, вступая в связь даже со своими матерями и дочерьми (Пиркей дераби Элиэзер 22). И особенно бесчинствовали именно те, кто был призван следить за соблюдением закона, — и остановить их было некому (Рамбан, Берешит 6:2).

В течение долгих лет Ноах жил в уединении, стремясь уберечься от влияния нечестивцев своего поколения. Он сосредоточенно изучал книги Адама и Ханоха, чтобы познать пути служения Творцу (Зоар 1, 58б), — и в Торе сказано, что «Ноах снискал приязнь в глазах Г-спода» (Берешит 6:8).

В 1536 году /2224 г. до н.э./ Ноах удостоился пророчества: Всевышний открыл ему, что, если человечество не раскается в своих преступлениях и не вернется к праведному образу жизни, то спустя 120 лет оно будет уничтожено водами потопа (Берешит 6:3, Раши; Сефер аяшар). Ведь Творец «никогда не вершит в мире суд до тех пор, пока не объявит о нем и не известит подсудимых», как Он «известил поколение потопа через Ноаха» (Зоар 1, 58а).

День за днем Ноах и его дед Метушелах, который тоже получил подобное пророчество, призывали своих современников к раскаянию, но их не слушали (Сефер аяшар). Ноах говорил: «Совершите раскаяние! Иначе Творец приведет на вас потоп, и ваши тела поплывут по водам, как кожаные мехи!» (Санхедрин 108а, Раши). Он выступал перед толпами людей, но однажды почувствовал, что озлобленные слушатели замыслили его убить. И тогда он в страхе бежал из населенных мест (Седер адорот).

В тот же год Всевышний повелел Ноаху построить большой корабль — ковчег, на котором он сможет спастись в день всемирной катастрофы (Берешит 6:14, Раши; Седер адорот). Ноах сразу же посадил саженцы кедров, указанного ему вида (гофер), чтобы, когда они вырастут, построить из них корпус ковчега, который должен был, согласно повелению Всевышнего, достигать трехсот локтей (ок. 150 м.) в длину и пятидесяти (ок. 25 м.) — в высоту (Берешит 6:14—15; Берешит раба 30:7, Радаль; Оцар Ишей аТанах, Ноах).

В 1554 году /2206 до н.э./, в возрасте 498 лет, Ноах, следуя прямому повелению Всевышнего, женился на Нааме, дочери праведного Ханоха и сестре Метушелаха, которой к тому времени уже было 580 лет (Сефер аяшар; Седер адорот). Согласно другой версии, Наама происходила из рода Каина (Берешит раба 23:3; Раши, Берешит 4:22).

В 1556 году /2204 до н.э./ у Ноаха родился сын-первенец Йефет, в 1557 году второй сын — Хам, а еще через год — третий, Шем (Берешит 5:32, Раши; Санхедрин 69б; Седер адорот).

Когда выросли могучие кедры, люди стали спрашивать Ноаха, для чего он их посадил. И он объяснял, что Всевышний намеревается уничтожить землю потопом, и для того, чтобы спастись, ему необходимо изготовить из этих кедров ковчег. Но все смеялись над ним (Танхума, Ноах 5).

В 1604 году /2156 г. до н.э./ Ноах начал строить корпус ковчега (Пиркей дераби Элиэзер 23).

В 1651 году /2109 г. до н.э./ умер отец Ноаха — Лемех, и в тот же год ушли из жизни последние праведные люди его поколения. Изо всех, кто служил Творцу, остались лишь семья Ноаха и его дед Метушелах.

В тот же год Ноах приступил к окончательной отделке ковчега, и эта работа продолжалась в течение пяти лет.

Он вновь и вновь предупреждал людей о грозящей катастрофе, но его не слушали и говорили: «Если и обрушится потоп и мор, то только на семью этого человека». Ведь в короткий срок умерли его отец Лемех и множество других порядочных людей. Ноаха всячески бесчестили и позорили — в том поколении его называли бизая сава («опозоренным стариком») (Берешит раба 30:7; Санхедрин 108б).

В самом начале 1656 г. /2104 г. до н.э./, когда работа над ковчегом была окончательно завершена, Ноах взял своим сыновьям жен — трех дочерей Эльякима, сына Метушелаха (Сефер аяшар; Седер адорот). Вскоре после свадеб, 11 Хешвана 1656 года, умер Метушелах, и в течение семи дней Ноах и его семья были в трауре.

Но еще в день смерти Метушелаха Ноах вновь удостоился пророчества, и Всевышний сказал ему: «Войди ты и вся твоя семья в ковчег, ибо тебя я увидел праведным передо Мной в этом поколении» (Берешит 7:1; Седер адорот).

В Талмуде указано, что, хотя поколение потопа преступило все мыслимые запреты, их приговор был скреплен печатью именно за грабеж (Санхедрин 108а). В самой Торе основное преступление этого поколения названо словом хамас («разбой»; см. Берешит 6:13), и комментаторы поясняют, что понятие хамас включает в себя также кражи по мелочам, при которых невозможно обратиться в суд для восстановления справедливости. Именно такой вид преступлений был особенно распространен в поколении перед потопом: этот «разбой» (хамас) совершался открыто, при свете дня, с общего согласия (Берешит раба 31:5, Нехмад лемаръэ). По определению р. Овадьи Сефорно, разбой принял тотальный характер, и люди перестали видеть в нем зло: ведь «все воровали друг у друга» (Сефорно, Берешит 6:13). А автор книги Ор Ахаим — раби Хаим ибн Атар — добавляет: «В поколении потопа воровали каждый, что мог, …а если ситуация складывалась так, что невозможно было ограбить или украсть, они прибегали к мошенничеству и обману» (Ор Ахаим, Берешит 6:13).

Вместе с тем, согласно более широкому определению, понятие хамас включает в себя не только грабеж, но и «все виды мерзостей» (Маарзо, Берешит раба 31:1) — включая идолопоклонство, кровопролитие и разврат. По свидетельству мидрашей, обитатели земли буквально «погрязли в разврате», а «разврат (знут) неизбежно приводит цивилизацию к всеобщему уничтожению» (Берешит раба 26:5, 31:6).

И все же «поколение потопа не было стерто с лица земли до тех пор, пока они не стали составлять брачные договоры между мужчинами и между людьми и скотом» (Берешит раба 26:5; Раши,Хулин 23а, «Ки ишхит»). А поскольку люди того поколения не просто раз от разу поддавались своим страстям, но разврат приобрел у них силу закона, — раскаяние стало практически невозможным (Маарзо на Берешит раба 26:5).

В Талмуде сказано, что «приговор был вынесен и в отношении Ноаха», — ведь, поскольку мир судится по большинству, а большинство его современников было нечестивцами, приговор распространялся на всё человечество (Санхедрин 108а, Яд рама и Маарша), — но он и его семья были помилованы (Санхедрин 108а, Яд рама и Маарша). И хотя в Торе сказано: «Ноах — праведный муж» (Берешит 6:9) и «Тебя Я увидел праведным в этом поколении» (там же 7:1), тем не менее, его праведности оказалось недостаточно, чтобы защитить от гибели его современников (Зоар 1, 67б-68а).

А, по мнению некоторых мудрецов Талмуда, Ноах был «праведником» именно в своем поколении: по сравнению с окружающими его законченными нечестивцами. Но другие полагают, что, если Ноах сумел остаться праведным среди законченных нечестивцев, то, тем более, он бы стал великим праведником в другом, не столь испорченном поколении (Санхедрин 108а; Раши, Берешит 6:9; Зоар 1, 67б). Во всяком случае, он был спасен от вод потопа не за свои заслуги, а потому что в будущем от него должен был произойти Моше Рабейну (пророк Моисей), через которого еврейскому народу будет дана Тора (Берешит раба 26:6).

Всемирный Потоп [↑]

Следуя прямому повелению Всевышнего, Ноах сложил в ковчег большие запасы пищи для своей семьи, а также для тех животных и птиц, которых предстояло в нем собрать: лепешки из прессованного инжира — для людей, черенки виноградных лоз — для слонов, сено — для оленей и т.д. Кроме того, он внес в ковчег саженцы плодовых растений, чтобы высадить их после потопа (там же 31:14, 36:3).

На семнадцатый день месяца Хешван 1656 года /2104 г. до н.э./ Ноах и его семья вошли в ковчег, а вслед за ними, повинуясь безмолвному приказу Творца, в ковчеге собрались пары всех животных и птиц, предназначенных для спасения (Берешит 7:7—11, 13—16; Седер олам раба 4).

В тот день по всей земле начался сильный дождь, и вода значительно поднялась, затопляя низкие места. Перепуганные люди сбегались к ковчегу Ноаха, и постепенно там собралось около семисот тысяч человек. Они требовали: «Открой нам ковчег, и мы спасемся с тобой. Почему мы должны погибнуть?!» «Вы все восстали против Творца и утверждали, что Его не существует, — напомнил им Ноах. — И вот теперь Он воздает вам за ваше зло, сметая вас с лица земли. Сейчас наступает то, о чем я предупреждал вас в течение ста двадцати лет, — но вы не слушали. А теперь вы хотите уцелеть на земле?!». И люди ответили Ноаху: «Теперь мы все раскаиваемся и возвращаемся к Творцу. Открой нам ковчег, чтобы мы не погибли!» «Только теперь, увидев в лицо беду, вы готовы раскаяться, — говорил им Ноах. — Но почему вы не возвращались к Всевышнему на протяжении тех ста двадцати лет, которые Он вам дал для раскаяния. А в этот день Б-г не станет внимать вам, и сегодня ваши слова уже не помогут». И тогда люди подступили, чтобы силой открыть ковчег и, расправившись с Ноахом, спрятаться от надвигающейся воды. Но Творец наслал на них диких зверей, которые тоже пытались спастись у ковчега от вод потопа. Хищники пожирали людей, и те разбежались в разные стороны (Сефер аяшар; Танхума, Ноах 7; Ялкут Шимони 57).

В течение сорока дней дождь усиливался. К нему присоединились хлынувшие на поверхность подземные потоки, и «ковчег поплыл по воде» (Берешит 7:18). Воды поднялись на пятнадцать локтей выше самых высоких гор — и «погибла всякая плоть: …от человека до животного, до пресмыкающегося и до птицы небесной, …и остался (в живых) лишь Ноах и те, кто был с ним в ковчеге» (там же 7:20-23).

Все эти дни буря швыряла ковчег, как щепку, угрожая разбить его. Звери выли и рычали в своих отсеках, а Ноах и его сыновья в трепете и страхе молили Творца об избавлении от верной гибели (Седер адорот).

Сорок дней спустя, 27 Кислева 1656 года, дожди прекратились, но только через пять месяцев воды, впитываясь в землю, начали медленно опускаться. Семнадцатого Сивана «ковчег опустился …на горы Арарат» (Берешит 7:12, 24, 8:3—4, Раши; Седер олам раба 4). Все дни и ночи, проведенные в ковчеге, Ноах и члены его семьи, не зная отдыха, ухаживали за животными и кормили их: ведь одни звери питаются только днем, а другие — именно ночью. Однажды Ноах запоздал с кормлением льва, и разъяренный зверь серьезно поранил его ногу (Танхума, Ноах 9).

В первый день месяца Ав, на десятый месяц от начала потопа, из окна ковчега «стали видны вершины гор» (Берешит 8:5, Раши; Седер олам раба 4).

Еще через два месяца, в первый день месяца Тишрей нового, 1657 года, «Ноах снял крышку с ковчега и увидел, что поверхность земли начала высыхать» (Берешит 8:13).

И, наконец, на 27 день месяца Хешван, через полный солнечный год от начала потопа, Ноах и его семья покинули ковчег (там же 8:14—18, Раши; Седер олам раба 4).

Когда Ноах вышел из ковчега и увидел разрушенный водами мир, он, рыдая, упрекнул Бога: «Ты, которого называли Милосердным, должен был сжалиться над Своими созданиями!» «Безумный пастырь, — возразил ему Б-г, — сейчас ты говоришь Мне об этом?! Почему же ты молчал, когда Я предупреждал тебя о потопе? Ведь Я называл тебя “праведным” именно для того, чтобы ты попросил о милосердии для всего человечества. Но ты услышал, что спасешься в ковчеге, и не стал просить за других, — а построил ковчег и спасся! И теперь ты упрекаешь Меня?!» (Зоар хадаш, Ноах 23а). И поскольку Ноах, получив пророчество о том, что Творец уничтожит человечество, даже не просил о помиловании, Всевышний называет истребляющие воды потопа «водами Ноаха» (Йешая 54:9) — так, как будто именно Ноах затопил мир (Зоар 1, 67б).

Мир после Потопа [↑]

Спустившись с гор Арарата, Ноах и его семья проделали путь в юго-западном направлении, достигнув страны, в который жили и были похоронены первые люди — Адам и Хава. В дни потопа только над этой землей не было дождей, и там не вырывались на поверхность мощные подземные воды. И хотя и эту землю залила вода, проникшая из окружающих стран, все же там уцелели деревья. Во всем же остальном мире не только деревья были сломаны и выкорчеваны, — но даже каменные мельничные жернова были раздроблены потопом (Пиркей дераби Элиэзер 23; Ваикра раба 31:10; Рамбан, Берешит 8:11).

На горе Мория Ноах нашел остатки сложенного Адамом жертвенника. Он восстановил этот жертвенник, и его сын Шем вознес Творцу многочисленные жертвы всесожжения. Сын заменил его в качестве коэна (священнослужителя) потому, что сам Ноах был тогда непригоден для служения у жертвенника из-за своего физического дефекта (бааль мум): еще не зажившей раны, нанесенной ему львом во время пребывания в ковчеге (Берешит 8:20; Берешит раба 30:6, 34:9; Зоар хадаш 22б).

Приняв жертвоприношение, Всевышний благословил Ноаха и его сыновей, сказав им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Берешит 9:1). И Он заключил с Ноахом союз, согласно которому человечество никогда больше не будет подвергнуто тотальному истреблению «водами потопа» (там же 9:11).

После потопа Ноаху и его потомкам была разрешена не только растительная, но и мясная пища. Поэтому к шести заповедям, данным Адаму, была добавлена седьмая: запрет есть мясо, оторванное от еще живого животного — «эвер мин ахай»(там же 9:3—4; Рамбам, Мелахим 9:1). Таким образом, всем его потомкам — всему человечеству — даны семь заповедей (7 законов Ноаха).

В последующие годы Ноах поселился в стране, которая позднее получила название «Италия». Там он посвятил все свое время постижению мудрости (Седер адорот). В частности, он составил книгу по медицине, в которую включил методы исцеления и рецепты лекарственных снадобий, полученные им от ангела Рефаэля(Оцар ишей аТанах, Ноах).

Бней Ноах — потомки Ноаха [↑]

Потомки трех сыновей Ноаха вместе заселили просторную долину Шинар в междуречье Тигра (Хидекеля) и Евфрата (Берешит 11:2).

В 1788 году /1972 г. до н.э./ над ними воцарился правнук Ноаха Нимрод, и в 1791 году /1969 г. до н.э./ они стали возводить в этой долине город, названный впоследствии Бавель (Вавилон), а в нем — высотную башню (Вавилонскую башню) (Берешит 11:4; Сефер аяшар, Ноах; Седер адорот).

Всё это поколение оставило служение Творцу мира: люди поклонялись различным силам природы, воплощенным в изваяния из дерева или камня (Сефер аяшар, Ноах).

Только четверо благочестивых людей отдалились от всего человечества, сохранив веру в единого Творца, — и это были Ноах, его сын Шем, правнук Шема — Эвер, и потомок Эвера Аврам (праотец Авраам) (Оцар ишей аТанах, Шем). С 1958 по 1997 год /с 1802 по 1763 до н.э./ Аврам жил и учился в доме Ноаха (Сефер аяшар, Ноах; Седер адорот).

В 1996 году /1764 г. до н.э./ потомки Ноаха были вынуждены прекратить строительство вавилонской башни, и Всевышний рассеял их по всей земле (Берешит 11:8—9).

От них произошли семьдесят основных народов: 14 — от Йефета, 30 — от Хама и 26 народов — от Шема (Берешит 10:1—32; Седер олам раба 1; Седер адорот).

Перед смертью Ноах разделил землю между тремя своими сыновьями, и страна, в которой расположена гора Мория, была отдана его младшему сыну Шему (Раши, Берешит 12:6, Сифтей хахамим; Оцар ишей аТанах, Шем).

В мидраше Ноах назван одним из трех праведников, заложивших «основы мира»: Адам, Ноах и Авраам (Шохер тов 34:1).

Ноах умер в 2006 году /1754 г. до н.э./ в возрасте 950 лет (Берешит 9:29; Седер адорот).

Составленная им Книга исцеления (Сефер рефуот) перешла на хранение к его сыну Шему (Оцар ишей аТанах, Шем). По мнению некоторых комментаторов, этой книгой пользовались в Земле Израиля еще в эпоху Первого Храма, но затем по повелению царя Хизкияу она была изъята из употребления, поскольку люди настолько полагались на указанные в ней лечебные средства, что в случае болезни вообще не просили Творца о поддержке и исцелении (Песахим 56а, Раши; Седер адорот).

Согласно многочисленным данным, остатки ковчега Ноаха сохранились до наших дней. Всевышний уберег их, чтобы на земле осталось свидетельство о всемирном потопе (Ялкут Шимони, Бешалах 256).

В исторической хронике «Седер адорот» указано, что «горы Арарат», о которых говорится в стихе Торы, представляют собой четыре вершины, расположенные двумя парами. Горный массив, на который опустился ковчег по завершении потопа, назывался в древности Кадрон, а крупнейшие горы — Кардения и Армения. Недалеко от них был расположен столичный город Армении (Таргум Йонатан, Берешит 8:4).

В течение многих поколений люди использовали останки ковчега в качестве целебного средства (Седер адорот). В Талмуде рассказывается, что ассирийский царь Санхерив поклонялся как идолу одному из бревен, отломанному от ковчега и привезенному к нему во дворец (Санхедрин 96а). Сын первого министра Персии Амана, Паршандата, был наместником в стране Кардении (Армении), и именно он привез в царскую столицу Персии Шушан (Сузы) бревно от ковчега Ноаха, достигающие в длину 50 локтей (ок. 25 метров). На этом столбе Аман планировал повесить своего главного врага, еврейского мудреца Мордехая, — а впоследствии на нем был вздернут сам Аман (Эстер 7:9—10, Ялкут Шимони, Бешалах 256). А в результате произошедших в то время событий и возник веселый еврейский праздник Пурим. Вавилонский историк Берусус свидетельствовал, что «часть корабля Ноаха еще находится в Армении, у горы Кардения». Уже в наше время остатки корабля видели целый ряд исследователей, а также летчики, пролетавшие над горами Арарат, и были сделаны фотографии (Эмет меэрец тицмах 2, стр. 60-62).

Таблица народов — Википедия

Сыновья Ноя (в средневековых источниках таблица народов) — род библейского патриарха Ноя. Согласно 10-й главе книги Бытия у Ноя было три сына — Сим, Хам и Иафет.

Расселение потомков сыновей Ноя, согласно Р. Вилкинсону. Карта 1823 года

Существует несколько подходов к оценке содержащейся в Ветхом Завете информации. Остаётся открытым вопрос о том, покрывает ли «таблица народов» население всей прародины или лишь некоторые этнические группы, которые были известны древним евреям.

Три сына Ноя. Открытка начала XX в.

Изначальный текст Ветхого Завета, из-за особенностей перевода с древнееврейского, может вызывать неоднозначности при оценке первородства потомков Ноя. Согласно еврейской традиции, Сим (Шем) был первенцем, Хам родился на год позже, а Иафет — через год после Хама.[1]. Однако иногда на первое место ставят Иафета. С другой стороны известно, что изначально в Вавилоне царским родом был род Хама.

Согласно наиболее распространённой версии, Ной со своими детьми после потопа высадился на склонах горы Арарат. Оттуда он и его потомки расселились вдоль рек Тигр и Евфрат, заполнив древнее Междуречье. При этом Симу и Хаму достались вотчины в южном Вавилоне, а роду Иафета в северной его части.

Семиты[править | править код]

Род Сима в Библии расписан подробно и его линию можно проследить вплоть до Иисуса. К семитам прежде всего относят евреев, арабов и ассирийцев. От Елама вели своё родство эламиты (соседи вавилонцев), от Ассура — ассирийцы, от Арама — арамейцы (древние сирийцы).

Хамиты[править | править код]

Ветхий Завет называет хамитами жителей Северной и Восточной Африки (египтяне, ливийцы, нубийцы, кушиты, эфиопы), Южной Аравии, Леванта (ханаанеи, финикийцы, филистимляне), Кипра и Киликии (кафториты). Иногда хамитами называют и представителей негроидной расы. Хамиту Нимроду приписывают господство в Вавилоне и строительство Вавилонской башни. От Куша ведут своё родство эфиопы и сомалийцы, от Мицраима — древние египтяне, от Ханаана — древние ханаанцы, которых позже изгнали с исконных земель евреи. Под современными потомками Фута скорее всего стоит рассматривать берберов и туарегов в Африке.

Яфетиды[править | править код]

Согласно Книге Юбилеев, первоначальное место расселения яфетидов — Армянское нагорье. После разделения языков они распространились на восток, север и запад и таким образом заселили всю Евразию (за исключением Ближнего Востока, где обосновались семиты — потомки второго сына Ноя — Сима).[2]

Согласно «Повести временных лет» (начало XII века), к яфетидам относятся следующие народы и племена: русь, чудь, пермь, печера, емь, югра, литва, зимегола, корсь, летгола, ливы, ляхи, пруссы, варяги, свеи, урмане, готы, англяне, галичане, валахи, римляне, немцы, корлязи, венедицы, фряги — то есть славяне, финно-угры и народы Западной Европы.

Согласно армянской и грузинской традиции, от сыновей внука Иафета, Фогармы, произошли армяне, грузины и другие народы Кавказа.

Библейские народы, произошедшие от сыновей Ноя

«От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию…» (Деян.17:26)

 

Потомки НояПотомки Ноя

 

Потомки Сима называются семитами. Авраам, Давид и Иисус произошли от Сима.
Потомки Хама осели в Ханаане, Египте и остальной части Африки.
Потомки Иафета образовали народы Европы и Малой Азии.
Ной
Сим Хам Иафет
Евреи Хананеи Греки
Халдеи Египтяне Фракийцы
Ассирийцы Филистимляне Скифы
Персы Хетты
Сирийцы Аморреи

 

Потомки Иафета

	| ГОМЕР - (пафлогонийцы)
	|	| АСКЕНАЗ (скандинавы)
	|	| РИФАТ (французы, кельты, шотландцы)
	|	| ФОГАРМА (армяне)
	|
	| МАГОГ (скифы)
 ИАФЕТ -|
	| МАДАЙ (мидийцы)
	|
	| 	| ЕЛИСА (греки)
	| ИАВАН | ФАРСИС (фарсийцы)
	|	| КИТТИМ (Кипр)
	| 	| ДОДАНИМ (троянцы и родосцы)
	|
	| ФУВАЛ (иберы, грузины)
	| МЕШЕХ (каппадокийцы)
	| ФИРАС (фракийцы, даки, геты)

 

Потомки Хама

		 | СЕВА (африканцы)
	|-  ХУШ -| ХАВИЛА (гетулы)
	|	 | САВТА 
	|	 |	   | ШЕВА 
	|	 |- РААМА -| ДЕДАН 
	|	 |
	|	 | САВТЕХА (эфиопы)
	|	 | НИМРОД (вавилоняне)
 ХАМ   -|
	|		| ЛУДИМ 
	|		| АНАМИМ 
	|-  МИЦРАИМ    -| ЛЕГАВИМ (север Африки)
	|  (египтяне)   | НАФТУХИМ (земли возле Пелузия)
	|   	        | ПАТРУСИМ (Верхний Египет)
	|		| КАСЛУХИМ (филистимляне)
	|		| КАФТОРИМ (Крит)
	|
	|- ФУТ (ливийцы)
	|
	|		| СИДОН (финикийцы)
	|		| ХЕТ (хетты)
	|		| ИЕВУСЕЙ (иевусеи)
	|-  ХАНААН     -| АМОРРЕЙ (аморреи)
			| ГЕРГЕСЕЙ (гергесеи)
			| ЕВЕЙ (евеи)
			| АРКЕЙ (аркеи)
			| СИНЕЙ (синеи)
			| АРВАДЕЙ (арвадеи)
			| ЦЕМАРЕЙ (цемареи)
			| ХИМАФЕЙ (химафеи)

 

Потомки Сима

	|- ЕЛАМ (еламиты и персы)
	|- АССУР (ассирийцы)
	|
	|				|- ФАЛЕК (евреи, арабы, идумеи,
	|- АРФАКСАД -|- САЛА  -|- ЕВЕР -|	  аммонитяне, моавитяне)
  СИМ  -| 				|- ИОКТАН 
	|
	|- ЛУД (лидийцы)
	|
	| 	| УЦ (Трахонита и Дамаск)
	|- АРАМ | ХУЛ 
		| ГЕФЕР (бактрийцы)
		| МАШ (мисанейцы)

 

Новое человечество. Сыновья Ноя – Сим, Хам, Иафет прот. Стефан Ляшевский

Генеалогическое древо от Адама и Евы до Иисуса Христа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *