Кружок в начальной школе. Работа кружков в начальной школе
С появлением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникли и новые требования. Одним из которых является включение внеурочной деятельности ребенка в образовательный процесс. Это было сделано с целью лучшей адаптации вчерашнего воспитанника детского сада к школе.
Что было раньше? Дети шли в школу, занимались на уроках, затем, оставшись в группе продленного дня, делали домашнее задание. Другими словами, целый день сидели за партами и учили уроки, а ведь совсем недавно их режим дня был совершенно иным, они двигались, шумели, ходили на прогулку, отдыхали во время дневного сна. Не каждый взрослый способен выдержать таких резких, кардинальных перемен в своей жизни. Вот и получалось, что ребенок, придя со школы, начинал «сходить с ума», а потом долго не мог уснуть вечером из-за того, что его нервная система находилась в возбужденном состоянии.Чтобы сделать этот переход для детей более мягким, было решено включить внеурочную деятельность в образовательный процесс. После занятий в школе ребенок должен заниматься другими видами деятельности. Обеспечить обязана необходимые кружки начальная школа. ФГОС требует, чтобы каждый ребенок был занят во всех пяти направлениях, это:- духовно-нравственное;
- общекультурное;
- общеинтеллектуальное;
- социальное;
- спортивно-оздоровительное.
По всем пяти видам деятельности занятость ребенка должна составлять в неделю 10 часов.
Кто и как должен вести кружки в начальной школе?
Безусловно, одному учителю начальных классов трудно справиться с таким объемом работы. Поэтому было решено, что в школах учителя начальных классов пишут программы кружковых занятий, основываясь не на одной возрастной категории детей, а с 1 по 4 классы. Таким образом, один учитель может вести кружок в начальной школе для детей разных классов, согласно составленному графику.
Кроме того, для ведения кружковых занятий можно привлекать внештатного работника, у которого есть педагогическое образование и разработана программа кружковой деятельности. Оплату такому работнику производит школа из собственного бюджета на основании заключенного с ним договора.Работодателю обязательно нужно помнить, что нельзя заставлять человека работать в той сфере деятельности, о которой у него отсутствуют представления. В противном случае от такой работы не будет толка, еще и работник будет недоволен сложившейся ситуацией.
Малокомплектные начальные школы
Вопрос внеурочной деятельности для малокомплектных школ из-за отсутствия в них групп продленного дня решить долго не могли. Но ведь нет задач без решения, бывает нежелание их решать. По данной проблеме был предложен следующий выход: проводить кружковые занятия в субботу, конечно, с разрешения родителей и согласия сотрудников.
Выбор кружков
Выбор кружков происходит чаще всего на родительском собрании. Учитель перечисляет все кружки в начальной школе, а родители, основываясь на интересах своего ребенка, выбирают нужные.
Кроме того, нельзя упускать из внимания то, что некоторые дети могут посещать учебные заведения дополнительного образования, например, музыкальную, художественную или спортивную школу. Если это так, тогда кружок в начальной школе по данному направлению им посещать не нужно.Еще один фактор, который нужно учитывать при выборе, – это медицинские противопоказания. Если у ребенка существуют медицинские отводы по каким-то видам деятельности, родители должны написать на имя директора школы заявление с объяснением причин и приложить справку, выданную в медицинском учреждении.
Во всех остальных случаях ребенок должен посещать кружки по всем направлениям.
Духовно-нравственное направление
Кружковая работа по данному направлению должна быть направлена на воспитание любознательной, трудолюбивой, высоконравственной личности, знающей традиции и историю своей страны. Кружки духовно-нравственного направления могут носить следующие названия: «Юные краеведы», «Мой мир – моя страна».
Общекультурное направление
Работа с детьми в данном случае имеет целью воспитание личности творца, формирование у учащихся потребности к саморазвитию и самосовершенствованию. Кружки в начальной школе могут быть следующими:
- хоровое пение;
- студия народного танца;
- прикладное ремесло.
Общеинтеллектуальное направление
Работа по общеинтеллектуальному воспитанию направлена на развитие у детей всех видов мышления (абстрактного, дедуктивного, логического, алгоритмического). Кружок в начальной школе может называться: «Клуб математиков», «Юный исследователь» и т.д.
Социальное направление
Это очень важный для воспитания раздел. Занятие кружка в начальной школе по данному направлению позволяет детям научиться правильному поведению, вежливости, доброму и терпимому отношению к близким людям, оценке нравственного содержания ситуаций. Названия кружков могут быть следующие: «Всезнайка», «Помощники», «Наша жизнь — театр».
Пожалуй, самым интересным и занимательным для детей является театральный кружок. В начальной школе ребята еще не отвыкли играть и поэтому театр для них, с одной стороны, дело привычное, например, вжиться в образ им удается легко, а, с другой стороны, выучить текст — это задание немного посложнее, но именно оно дает им массу положительных эмоций. Кроме того, заучивание текста позволяет тренировать память, что в итоге положительно скажется на образовательном процессе. А выступление перед благодарным зрителем (родители, учителя) моментально поднимает самооценку и вызывает желание работать дальше.Спортивно-оздоровительное направление
Сейчас работа по этому направлению ведется усиленно, потому что проблемы со здоровьем проявляются практически у каждого пятого ребенка в России. Родители, чересчур заботясь о своем чаде, сами того не подозревая, косвенным путем наносят вред его здоровью, поэтому детям нужно в обязательном порядке посещать кружки данного направления. Не нужно бояться, что ребенок не выдержит физических нагрузок. Кружок в начальной школе носит именно оздоровительный характер. Названия кружков предлагаются следующие: «Спортивные игры», «Футбол», «Лыжи зимой и летом».
Права ребенка при выборе кружка
Каждый ребенок вправе выбирать кружки по своим интересам и способностям.
Также ребенок имеет право перейти из одного кружка в другой внутри группы. Например, у него может не получаться с футболом, но он станет лучшим в занятиях лыжами. Важно отследить, чтобы дети не бегали из одного кружка в другой без весомых причин.
Работа кружков в начальной школе направлена на развитие всех сторон личности маленького человека. Таким образом удается выяснить, какие способности у малыша развиты больше. Именно по этому направлению учитель и работает в дальнейшем.По программе ФГОС все школы России начали заниматься с 2011 года, поэтому говорить о том, работает ли эта программа, на данный момент еще рано. Дети, которые начали по ней заниматься, недавно стали пятиклассниками. Учителя средней школы отмечают у ребят большую любознательность, ответственность за порученные им дела. Начальная школа дала хороший старт благодаря внеурочной деятельности ребенка.
Статья по теме: Роль кружков в начальной школе
Роль кружковой работы в непрерывной системе образования
Творчество – это преобразующая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей.
Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь. Дело родителей, воспитателей, учителей — поддержать эти стремления ребенка.
Ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.
Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. В первое десятилетие жизни у ребенка формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, яркие многообразные чувства. Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Кроме того, детей отличает возрастная слабость, малая выносливость нервной системы, когда даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию — это является причиной детской впечатлительности, живости восприятия. С годами нервная система крепнет, и вместе с этим снижается детская непосредственная восприимчивость. В разные возрастные периоды возникают благоприятные внутренние условия для развития разных способностей. Если момент развития конкретной способности по какой-либо причине был упущен, это может сильно затруднить ее развитие в дальнейшем.
Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний. Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем. Но ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.
Реформой общеобразовательной и профессиональной школы предусматривается широкое развитие внешкольных учреждений, которые призваны вместе со школой осуществлять всестороннее развитие учащихся, совершенствовать их трудовое обучение и эстетическое воспитание.
Особая роль отводится развитию кружков технического и художественного творчества, которые помогают раскрывать творческие возможности учащихся, вести психологическую и практическую подготовку их к трудовой деятельности.
Активная работа любого кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и .чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
Работа кружков технического и художественного творчества должна проходить в неразрывной связи с деятельностью учащихся в школе на уроках труда и во внеурочное время. Она является одним из звеньев учебно-воспитательной работы и призвана решать единые с ней педагогические задачи.
Практическая деятельность работы кружка определяется его программой, на основании которой руководитель разрабатывает перспективно-тематический план.
В программе работы руководитель кружка должен помнить об основных педагогических принципах, применять единые со школой методы и приемы обработки изделий с использованием предназначенных для этого инструментов и приспособлений, а также учебнo-мeтодической литературы и промышленной технологии и т.д.
Занятия должны обеспечивать эстетическое и художественное развитие учащихся, носить воспитывающий характер. Здесь открывается широкая возможность для использования фантазий и творчества учащихся.
Руководитель должен определить конкретные изделия, выполнение которых связано не только с той или иной технологической обработкой, но и с художественным оформлением (отдельные детали, вышивка и др.) Эти изделия должны найти практическое применение в быту, школьной жизни, оформлении интерьера и т.д. Технология обработки таких изделий должна быть несложной, а время, затраченное на их изготовление, — минимальным, чтобы учащиеся смогли быстрее увидеть результат своего труда. Это способствует развитию их интереса, стремлению к самостоятельности.
С первых практических занятий руководитель должен не только устанавливать положительный психологический контакт с учащимися, увлечь их творческой работой, но и выявить степень их подготовленности для обеспечения дальнейшей успешной работы всего коллектива и эффективного усвоения всеми нового материала.
С первых занятий важно приучать детей к аккуратности в работе, разъяснять, что данный вид деятельности не терпит торопливости, неряшливости и даже небольшие дефекты могут испортить внешний вид и качество изделия.
Помимо качеств важным показателем работы является время, затраченное на изготовление изделия.
Одним из главных принципов организации занятий кружка является чередование разнообразных видов деятельности учащихся. В основном она носит практический характер, но теоретические сведения (об основах конструирования, о свойствах материалов, технологии обработки изделий и др.) также необходимы, поскольку без них невозможны изучение основного технологического моделирования и самостоятельная творческая работа школьников по созданию конструкций изделий, предусмотренных программой.
Нужно иметь в виду, что учащиеся приходят на занятия в кружок с большим желанием побыстрее применить полученные навыки при выполнении какого-либо изделия для себя. Поэтому необходимо как можно раньше начинать практические занятия, чередуя их с теоретическими, постепенно сообщая необходимые сведения в ходе выполнения различных работ.
Теоретические сведения должны содержать основные данные, связанные с процессом изготовления изделий (технология обработки образцов, основные свойства материалов и другие вопросы). Изложение их должно предшествовать практическим занятиям, быть логически связанным с изучаемым материалом и одновременно помогать в решении воспитательных задач.
В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.
Рабочая программа кружка «В мире интересного»
Рабочая программа кружка
«В мире интересного»
2 класс
Пояснительная записка
Данная программа является рабочей программой внеурочной деятельности, реализуемой на занятиях кружка «В мире интересного», рассчитанного на учеников начальной школы.
Рабочая программа включает в себя разделы:
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Содержание программы
Календарно-тематическое планирование
Список литературы
Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения. Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.
При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.
Общий уровень подготовки детей к 1 классу и по показаниям результатов тестирования стабильно устойчивого процесса усвоения теоретического материала позволяет акцентировать внимание на развитие познавательной активности, исследовательской и поисковой деятельности.
Общая характеристика программы:
Цель: расширение кругозора учащихся, укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла.
Задачи:
Образовательные
Формирование устойчивого познавательного интереса.
Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.
Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды.
Развивающие
Создание условий для развития у учащихся потребности в развития познавательных процессов в учебной деятельности.
Развитие их воображения и эмоциональной сферы.
Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
Расширение кругозора учащихся.
Воспитательные
Воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.
Воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.
Тип, вид классов. Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа рассчитана на реализацию в общеобразовательных классах в течение 3-х учебных лет. Возраст детей 6,5 -10 лет
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 года обучения из расчёта 1 час в неделю.
Форма и режим занятий:
групповая работа;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
конкурсы, выставки;
трудовые дела;
наблюдение;
обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
игры;
просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
Познавательные универсальные учебные действия
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинно-следственных связей;
самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Содержание программы:
1.
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.
2.Тайны за горизонтом (5 ч)
Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий на блюдце?
Какая страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь?
3. Жили-были динозавры… и не только они (6 ч).
Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок? Почему люди не летают? Крокодилы. Какое животное первым появилось на суше? Как черепахи дышат под водой?
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
4. Тайны камней (5 ч).
Когда были открыты драгоценные камни? Что такое песок? Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? Как образуется золото?
5. Загадки растений (5 ч).
История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево. Где растут орехи? (практическая работа через сравнение) Почему крапива жжется? Как растет банановое дерево?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой
6. Эти удивительные животные (4 ч).
Потомки волка. Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения. Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии (виртуальные): в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
7. Планета насекомых (4 ч).
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники. Как пауки плетут свою паутину? Что происходит с пчелами зимой? Правда ли что у многоножки сто ног? Охрана насекомых.
Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями (заочно-виртуальные)
8. Загадки под водой и под землей (5 ч).
Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу? Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица? Каково происхождение золотой рыбки? Почему майские жуки забираются в землю? Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной (заочно-виртуальные)
9. Растения-рекордсмены (2ч).
Интересные сведения о растениях и их особенностях.
10. Заключение (1 ч)
Что мы узнали и чему научились за год.
Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения
занятияТема занятия.
Дата проведения
По плану
Факт.
1
1ч
Введение
1
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты
2
5 ч
Тайны за горизонтом
2
Какой остров самый большой в мире
3
Существует ли остров похожий на блюдце?
4
Какая страна самая маленькая и большая в мире?
5
Как древние находили путь?
6
Существует ли жизнь в Антарктиде?
3
6 ч
Жили-были динозавры и не только они?
7
Существовали ли драконы на самом деле? Кто они — персонажи сказок?
8
Почему люди не летают?
9
Крокодилы
10
Какое животное первым появилось на суше?
11
Как черепахи дышат под водой.
12
Голубые лягушки.
4
5 ч
Тайны камней
13
Когда были открыты драгоценные камни?
14
Что такое песок?
15
Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит?
16
Как образуется золото?
17
Где находится самая большая и самая глубокая пещера?
5
5 ч
Загадки растений
18
История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.
19
Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.
20
Где растут орехи?
21
Почему крапива жжется?
22
Как растет банановое дерево?
6
4 ч
Эти удивительные животные
23
Потомки волка.
24
Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.
25
Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают.
26
Выхухоль.
7
4 ч
Планета насекомых
27
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.
28
Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники. Как пауки плетут свою паутину?
29
Что происходит с пчелами зимой?
Правда ли что у многоножки сто ног?
30
Охрана насекомых
8
5 ч
Загадки под водой и под землей
31
Как изучают подводный мир?
32
Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу?
33
Есть ли глаза у морской звезды?
34
Что такое каракатица?
35
Почему майские жуки забираются в землю?
9
2 ч
Растения-рекордсмены
36
Интересные сведения о растениях и их особенностях.
37
Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др.
10
1ч
Заключение
38
Что мы узнали и чему научились за год.
Список литературы
Список литературы для учителя
Основная литература
Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.: Просвещение, 2010.
Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010.
Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.
Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения).
Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.
Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1.
Дополнительная литература
Акимушкин И. Мир животных. — М., 1971.
Воробьева И. А. Язык Земли. — Новосибирск, 1973.
Горощенко В.П. Природа и люди. — М., 1976.
Григорьев А.Г. Секретные заложники. — Томск, 1996.
Детская энциклопедия. Географические открытия. – М.: «Махаон», 2012
Детская энциклопедия. Мир моря. – М.: «Махаон», 2012
Детская энциклопедия. Удивительные растения. – М.: «Махаон», 2012
Детская энциклопедия. Удивительные животные. – М.: «Махаон», 2012
Детская энциклопедия. Тайны природы. – М.: «Махаон», 2012
Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. — Л., 1987.
Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай!- Новосибирск, 1972.
Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- М., 1997.
Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.
Плешаков А.А. Зеленые страницы. — М: Просвещение, 2007.
Список литературы для обучающихся
Основная литература
Иллюстрированная энциклопедия школьника «Мир живой природы». — М., 1998.
Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998
Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. — Ярославль, 1998.
Нуждина Т.Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений.- Ярославль, 1998.
Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
Дополнительная литература
Барков А.В. Почему еж с лисой встречаться не любит. — М., 1989.
Галенс Д. Книга ответов для почемучки. –Харьков: «Книжный клуб», 2006
Детская энциклопедия. Географические открытия. – М.: «Махаон», 2012
Детская энциклопедия. Мир моря. – М.: «Махаон», 2012
Детская энциклопедия. Удивительные растения. – М.: «Махаон», 2012
Детская энциклопедия. Удивительные животные. – М.: «Махаон», 2012
Детская энциклопедия. Тайны природы. – М.: «Махаон», 2012
Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». – М:«Педагогика». М. 1990.
Статья (1 класс) по теме: Внеурочная деятельность в начальной школе на примере организации кружка.
Статья. Организация внеурочной деятельности на примере кружка «М и Ф»( мастерим и фантазируем).
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Программа создает условия для творческой самореализации личности ребёнка.
Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности,особенно к ручному труду.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, игр, соревнований, концертов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых исследований и т.д. Посещая эти занятия, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся.
- Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
- Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) — для формирования здорового образа жизни.
- Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных
программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
- Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Программа кружка «М и Ф».
Основные разделы работы программы работы кружка:
- Духовно-нравственное развитие и воспитание ученика на ступени начального общего образования средствами кружка.
- Основные направления работы кружка.
- Принципы и основы организации занятий в кружке.
- Планируемые результаты духовно-нравственного развития.
- Виды деятельности и формы занятий.
Духовно-нравственное развитие и воспитание ученика на ступени начального общего образования средствами кружка.
Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития творческой, высоконравственной личности, знакомой с духовными и культурными традициями многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
- Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, постоянного образования и установки — « становиться лучше».
- Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности поступать по совести.
- Формирование основ нравственного самосознания личности — способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять самоконтроль, давать оценку своим и чужим поступкам.
- Формирования нравственного смысла учения.
- Формирование основ морали — осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление самоуважения и жизненного оптимизма.
- Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- Воспитание ценностного отношения к своей национальной культуре.
- Формирование навыков организации труда и сотрудничества с педагогами и сверстниками.
- Укрепление доверия к людям.
- Формирование и развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
- Становление гуманистических ценностных ориентаций.
- Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям других людей.
- Формирование уважения к культурным традициям, истории и образу жизни народов России.
В области формирования семейной культуры:
- Формирования отношения к семье как основе общества.
- Формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
- Формирование представлений о семейных ценностях, уважения к ним.
- Знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Основные направления работы кружка.
- Формирования нравственного смысла учения.
- Формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
- Формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека.
- Расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях России в мире вещей.
- Формирование представлений о ценности культуры России и понимания необходимости ее сохранения и развития.
- Расширение знаний о материалах и свойствах, развитие практических умений использования различных материалов творческой деятельности.
- Развитие памяти, воображения, мышления и речи.
- Формирование коммуникативной культуры, активности и инициативности
Принципы и основы организации занятий в кружке.
В кружке могут заниматься 10—15 человек, так как при большем количестве детей руководитель не сможет индивидуально работать с каждым кружковцем, а на первых этапах нужен внимательный индивидуальный подход.
Первым и основным условием, необходимым для нормальной работы кружка, является подготовка помещения для занятий, хранения необходимого инвентаря и оборудования. Занятия следует проводить в светлом, просторном помещении. Специфика кружка обязывает к определенной расстановке школьной мебели, так как кружковец должен иногда отрываться от изготовления изделия, для того чтобы оценить работу, увидеть свои ошибки, посоветоваться с товарищем.
Занятие в кружке лучше проводить один раз в неделю по 45 минут с небольшим перерывом. Перерыв лучше устраивать через полчаса после начала работы. Занятия в кружке проводятся в определенный день, чтобы настрой кружковцев на работу не пропадал.
Руководитель должен следит за соблюдением правил, установленных в кружке, за содержанием рабочих мест, учит бережному отношению к материалам и инструментам.
Учебно-воспитательная работа в кружке строится по тематическому плану, разработанному в соответствии с программой для кружков. Тематический план составляется руководителем с поурочным планированием.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность. Творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по истории и культуре России. Ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно — прикладного искусства: вышивка, шитьё, прикладное искусство народа, проживающего в родной местности.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Кружок « Мастерим и фантазируем» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду — приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития.
Кружок « Мастерим и фантазируем» обеспечивает освоение определенных ценностей, формирует начальные знания и представления, помогает приобретать опыт эмоционально-ценностного постижения действительности. В результате обеспечивается достижение воспитательных результатов- тех духовно-нравственных приобретений, которые получил ученик во время участия в той или иной деятельности.
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням.
Первый уровень — приобретение опыта социальных знаний об общественных нормах, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.
Второй уровень — получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Особое значение имеет взаимодействие детей между собой на уровне класса, кружка.
Третий уровень — получение начального опыта самостоятельного действия.
Виды деятельности и формы занятий.
№ | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия | Воспитательные результаты |
Вводное занятие. | 1 | — | — | |
Работа с пластилином. | 1 | 6 | 1 уровень | |
Работа с бумагой и картоном. | 1 | 6 | 1 уровень | |
Работа с тканью. | 1 | 4 | 1 и 2 уровень | |
Работа с разными материалами. | 1 | 6 | 1 и 2 уровень | |
Работа с нитями. | 1 | 5 | 1 уровень | |
Подведение итогов работы за год. | — | — | — | |
ИТОГО | 6 | 27 |
Программа работы кружка «М и Ф».
1 год (33 ч)
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Вводная беседа (1 час).
- Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
- Из истории происхождения ножниц. Беседа.
Работа с пластилином (6 часов)
- Рассказ о профессиях и о ведущей роли труда и творчества в жизни человека.
- Изготовление композиций из пластилина под руководством учителя.
- Беседа о бережном отношении к результатам чужого и своего труда.
- Рассказ о культуре народов России на примере гончарного искусства.
- Знакомство при помощи презентации с гончарными изделиями (материалы Музея Этнографии в Санкт-Петербурге).
- Составление композиции (коллективная работа).
Работа с бумагой и картоном (6часов).
- Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».
- Беседа о значении бумаги в жизни человека.
- Рассказ о культуре народов России на примере книгопечатания.
- Работа с выставкой книг « Серии детской литературы».
- Художественное моделирование из бумаги путем складывания.
- Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
- Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
- Конструирование из бумаги.
- Составление композиции (коллективная работа).
- Рассказ о профессиях, связанных с бумагой.
Работа с тканью (4 часа ).
- Знакомство с видами тканей.
- Знакомство при помощи презентации «Русский костюм» (материалы Музея Этнографии в Санкт-Петербурге).
- Рассказ о профессиях, связанных с тканью.
- Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».
- Знакомство с аппликацией из ткани.
- Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).
- Изготовление аппликации из ткани.
- Работа с презентацией « Как рубашка в поле выросла».
- Составление композиции (коллективная работа).
Работа с разными материалами (6 часов).
- Беседа о традициях бережного отношения к природе в культуре народа.
- Беседа о навыках самообслуживания в школе и дома.
- Проведение игры «Город мастеров».
- Изготовление изделий из окрашенной манки.
- Изготовление аппликации из окрашенной манки.
- Рассказ о профессиях, связанных с сельскохозяйственным трудом.
- Составление композиции (коллективная работа).
Работа с нитями (5 часов).
- Беседа о традициях вышивки и вязания.
- Рассказ и просмотр презентации о традиционной вышивке народов России.
- Беседа «Чем красивы люди вокруг нас.
- Беседа «Самовыражение посредством одежды».
- Изготовление сувениров «Осьминог» и «Барышня».
- Работа с нитками и канвой.
Подведение итогов
- Подведение итогов работы, обзор курса.
- Предполагаемые работы на следующий год.
- Отзывы и пожелания.
Список литературы
- Г.Чаянова «Соленое тесто для начинающих». Москва «Дрофа». 2004 год
- И.В. Беринова « Новогодняя энциклопедия «Подарки и украшения своими руками». Москва «Росмэн» 2008 год.
- Н.В. Дубровская «Новый год и Рождество. Веселые поделки своими руками». «Детство-пресс». 2008 год.
- Г.И. Долженко « 100 поделок из бумаги». Ярославль «Академия холдинг». 2001 год.
- О. Леонова «Рисуем нитью. Ажурные картинки». С-Пб «Литера». 2005 год.
- Д.Фиона «Фантазии из бумаги. Техника и приемы». ООО «Аст-пресс книга» .2007 год.
- Журнал «Вышиваю крестиком» 2005-2012 года
- А.Бахметьев, Т.Кизяков. «Очумелые ручки».
- М.А Гукасова «Рукоделие в начальных классах». С-Пб «Литера» 2006 год.
- Н.М. Конышева «Секреты мастеров» С-Пб «Литера» 2007 год.
Статья по теме: Формы внеурочной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность.
Формы внеурочной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность.
Назаренко Вера Викторовна,
учитель начальных классов
МОУ «Новосадовская СОШ»
Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования.
Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, проектной деятельности и т. п.
Современные факультативы — особая организационная форма учебно-воспитательной работы, отличающаяся и от урока, и от внеклассной работы. В то же время подчёркивается, что факультативы имеют много общего с уроками и дополнительными занятиями. Как и уроки, факультативные занятия проводятся по утверждённым программам и планам, ведется журнал занятий, занятия идут по расписанию, на этих занятиях применяют общие с уроком методы обучения и формы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Сходство с предметными кружками состоит в том, что факультатив, как и кружок, объединяет группу учащихся на основе общих интересов, добровольности выбора этой формы обучения. На факультативных занятиях применяются некоторые формы и методы, характерные для внеклассных занятий. Тем не менее преподаватель должен помнить, что факультативы не заменяют внеклассную работу по предмету. Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательной работы, факультативы могут дополняться внеклассными (кружковыми) занятиями, на которых учащиеся в ещё большей степени углубляют и расширяют свои знания и умения.
Работая с относительно небольшим числом 10-15 заинтерисованных учащихся, преподаватель в большей мере, чем на уроке,может осуществлять дифференцированный подход, подбирать задания в зависимости от склонностей и особенностей учеников.
Факультативные занятия предпологают высокий уровень творческих способностей учащихся. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод, который современная дидактика рассматривает как воспитательный в системе методов. Исследовательский характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода учащегося к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него и его товарищей задачи.
Работа учащихся факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: десятибалльная бальная система не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойными того, чтобы повторить их в более широкой аудитории, например, на уроке.
В известном смысле факультативные занятия занимают промежуточное положение между основными уроками в классе и разнообразной внеклассной работой по предметам. В отличие от внеклассной работы факультативы имеют строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной программой, и т.д. Вместе с тем на факультативах используются некоторые формы внеклассной работы – элементы игры и соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки, иная, более свободная, по сравнению с уроком, обстановка занятий.
К основным, наиболее специфическим формам учебного процесса на факультативных занятиях относятся беседы, лекции, практические занятия и семинары. При этом имеется в виду, что на факультативных занятиях применяются, в основном, те же методы обучения, что и в классной работе при изучении основных предметов. Многообразие методов и форм учебной работы – необходимое качество, второй (наряду с содержанием обучения) источник развития познавательных интересов учащихся.
Беседа требует для своего проведения значительного учебного времени, а при сравнительно небольшом составе факультативной группы (10-15 человек) открывается возможность участия в беседе подавляющего большинства учащихся и создается обстановка большей, чем в классе, непосредственности общения преподавателя и учащихся. Беседа на факультативных занятиях имеет универсальный характер, она фрагментарно включается в лекцию, становится разновидностью практических и семинарских занятий. Применение в процессе беседы эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности учащихся повышает творческие способности учащихся и эффективность обучения.
Лекция преподавателя служит введением и заключением к теме, содержит в себе новый, преимущественно обобщающий материал, в ней освещаются основополагающие теоретические и методологические проблемы, излагаются основы системы знаний по соответствующей теме. Восприятие лекции требует от учащихся устойчивого произвольного внимания; готовность и умение слушать и конспектировать серьезную лекцию.
Практические занятия имеют, как правило, тренировочный характер. Учащиеся выполняют много самостоятельных работ сравнительно небольшого объема и конкретного содержания, преимущественно в процессе самих занятий.
Семинары – форма учебных занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным руководителем, вступительное и заключительное слово преподавателя по общим проблемам семинара. Кроме того для семинара, диспута большое значение имеет такая форма обучения как консультация для всех слушателей факультатива и особенно для докладчиков.
На факультативных занятиях применяемы в равной мере фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы: беседа и лекции носят по-преимуществу фронтальный характер, на практических занятиях, семинарах и диспутах применяются, кроме того, индивидуальные и групповые формы учебной деятельности учащихся, которые также сочетаются в различных комбинациях на конкретных занятиях в зависимости от целей и задач.
Все формы учебного процесса на факультативных занятиях требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учащихся. Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более поднимает руководящую роль преподавателя, потому что методическое обеспечение эффективной самостоятельной работы учащихся нуждается в серьезной, продуманной подготовке со стороны преподавателя. Для беседы и диспута учитель готовит темы и вопросы, он разрабатывает задания и упражнения для практических работ, темы и планы семинаров. Однако недостаточно распределить темы между учащимися и дать им общие указания. Необходимо развивать творческие способности учащихся.
На практических занятиях и семинарах возможно широкое использование групповой работы, при которой все участники занятий делятся на группы в 3-5 человек. Каждая группа получает задание, вместе готовит его, обсуждает результаты работы и выдвигает докладчика или распределяет сообщения по отдельным вопросам между собой; другие члены группы дополняют выступающих. Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы. Преподаватель наблюдает работу групп, в случаях затруднений помогает выработать план их действий, при необходимости ставит наводящие вопросы, а после выступлений представителей групп делает заключения.
К групповой работе на факультативных занятиях относятся также выполнение небольшими коллективами учащихся долговременных исследовательских (в учебном смысле) заданий, которые не могут быть выполнены на основе одной-двух обобщающих работ, а “требуют отбора сведений из разных и многочисленных источников.
По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся на факультативных занятиях целесообразно выделить четыре уровня самостоятельности.
Первый уровень — простейшая воспроизводящая самостоятельность.
Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности ученика при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний.
Первый уровень самостоятельности прослеживается в учебно- познавательной деятельности многих учащихся, приступивших к факультативным занятиям. Затем одни учащиеся быстро выходят на следующий уровень, другие задерживаются на нем определенное время. Большинство из них в процессе изучения материала выходят на более высокий уровень самостоятельности, чем первый.
Второй уровень самостоятельности можно назвать вариативной самостоятельностью. Самостоятельность на этом уровне проявляется в умении из нескольких имеющихся правил, определений, образцов рассуждении и т. п. выбрать одно определенное и использовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи. На данном уровне самостоятельности учащийся показывает умение производить мыслительные операции, такие, как сравнение, анализ.
Третий уровень самостоятельности — частично-поисковая самостоятельность. Учащийся на этом уровне обладает относительно большим набором приемов умственной деятельности — умеет проводить сравнение, анализ, синтез. Он может самостоятельно спланировать и организовать свою учебную деятельность и на этом уровне присутствуют элементы творчества.
Четвертый уровень самостоятельности — это творческая самостоятельность, где в наибольшей степени развиваются творческие способности учащихся.
Таким образом статус факультативных занятий существенно повысился. Они призваны обеспечивать:
— подготовку одаренных старшекурсников к централизованному тестированию;
— подготовку одаренных учащихся к олимпиадам и конкурсам;
— общекультурное развитие учащихся;
— приобщение учащихся к исследовательской деятельности;
— коррекцию пробелов в знаниях и умениях учащихся.
Факультативы направлены на углубление знаний по предметам, на расширение знаний и развитие навыков познавательной деятельности (экологической, военно-патриотической, семейной и др. направленностей). Направлены на развитие творческих способностей учащихся.
Кружок – это основной и наиболее распространённый вид групповой внеурочной деятельности. Организуется кружок из учащихся одного или параллельных классов; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек.
Главное различие всех кружков состоит в том, что в каждом кружке изучаются определённые вопросы. Кружок как форма проведения внеклассного занятия дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования русской речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так
как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности детей.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
При правильной организации кружка возможны положительные результаты, в том числе появится заинтересованность в предмете, любовь к литературе, откроет или разовьёт творческие способности ребёнка, а, может быть, и предопределит будущую профессию ученика, что позволит ему своевременно начать углублённое изучение предмета.
Одним из важных условий успешной работы в кружков является организация рабочего места. Для выполнения заданий часто необходим определенный набор принадлежностей, например, маркеры и бумага для подготовки презентаций и т.д. Учитель должен позаботиться об этом заранее и, возможно, каждый раз назначать себе в помощники разные группы учащихся для организации класса для работы в группах.
Задача учителя объяснить учащимся, что занятие в кружке — не развлечение в учебное время, это полноправная форма работы, правильное использование которой приводит к достижению определенных учебных и воспитательных целей. Поэтому учитель обязан сделать все возможное, чтобы ученики прониклись пониманием того, что они учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний.
Рассмотрим Что же такое «проект»? В дидактическом аспекте — это план, замысел. Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Одним из вариантов ответа является проектная деятельность.
Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. Более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов из основной школы, либо это присвоение названия «проект» всему, что ни делается: самостоятельно сделали поделку на уроке технологии – «проект» и т. п. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
Создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка всегда было основной задачей начальной школы. Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.
Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.
В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом — дело творческое.
Проектная деятельность в школе невозможна без организационной и культурной позиции учителя. Учитель становится организатором познавательной деятельности своих учеников, консультантом и помощником. Со стороны ученика такая деятельность ведёт к повышению мотивации учения, со стороны учителя позволяет осуществить индивидуальный подход к ребенку.
Кроме того, ученик выполняя собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу, включается в реальную деятельность, овладевает новыми знаниями.
На первый взгляд может показаться, что все эти формы уже сами по себе позволяют достигать результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни). Однако это не вполне верно. Данного уровня результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.
Причём важны будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, ко-торые нужны человеку для полноценного проживания повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п. Отсутствие элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.
В рамках внеурочной познавательной деятельности школьников возможно и достижение результатов второго уровня (формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества). Для этого в содержание познавательной деятельности должна быть привнесена ценностная составляющая.
В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должны затруднять педагога, так как её можно найти в самых разных предметных областях познания.
При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения — ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретают опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, учатся уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной.
Достижение результатов третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного социального действия) возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения социально ориентированных акций. Например, заседания кружка любителей литературы, организуемые для воспитанников детских домов или обитателей домов престарелых, могут стать фактором приобретения школьниками опыта социального действия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. http://www.shimanovskadm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=964:2012-02-14-05-40-44&catid=75:2011-05-18-06-12-17&Itemid=100
2. http://mgpl6.mogilev-region.edu.by/ru/main.aspx?guid=1891
3. http://referat.mirslovarei.com/d/115388/
4. http://school4-golovko.narod.ru/2011/27.04/pedsovet/rodionova.htm
Роль и место кружковой работы по технологии в системе внеурочной деятельности начальной школы
В разных возрастных периодах возникают благоприятные внутренние условия для развития различных способностей. В младшем школьном возрасте у детей активно развиваются творческие способности. Успеху этого процесса способствуют такие характерные черты детей, как доверие взрослому, увеличение восприимчивости, впечатлительности, и отношение наивной игры ко многому из того, с чем они сталкиваются [7, с. 314].
С большим вниманием к развитию творческих способностей детей относился известный педагог В. А. Сухомлинский. В каждом ребёнке он видел творца, с его неизведанными способностями, и он пробовал привить детям творческое отношение к любому виду деятельности. Конечно, развитие творческой личности осуществляется через образовательный процесс.
А по мнению О. И. Баранцевой, он проходит не только на уроках, но и также во внеурочной деятельности, что в школе может быть реализовано через разные формы [4, с. 82]. Одной из таких форм является кружковая работа.
В общеобразовательных и других учебных заведениях, кружковая работа реализуется с целью расширить и углубить имеющиеся специальные знания учащихся, развития творческих возможностей, удовлетворения их индивидуальных интересов и способностей. Также она служит средством профессиональной ориентации учащихся, образовательные и воспитательные задачи которой тесно переплетаются в ней. Обычно в кружке занимаются около 15–20 человек. В кружках, особенно по какому-то предмету, объединяются учащиеся одного возраста, примерно имея одинаковый уровень подготовки. В некоторых кружках объединение происходит по интересам, занимаются учащиеся различных классов [23, с. 397].
Кружковая работа отличается большим разнообразием форм и методов ее организации от учебной. В начальных классах в деятельность учащихся привносятся элементы игры и соревнования. Она ведется в развлекательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и ведение кружковых занятий отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Работа в них может проводиться в форме лекций, докладов, экскурсий и походов, бесед, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и устройств, конкурсов, экспериментов, [3, с. 54].
Главная особенность кружковой работы в том, что она реализует принципы самоуправления, неформальности общения, добровольности. Свобода выбора детьми образовательной области, рода, вида и формы деятельности, образовательной программы, результатов ее освоений — основной педагогический принцип системы кружковой работы, обеспечивающий стремление участников этой работы к самоопределению и самореализации личности. Работа любой группы направлена на развитие интереса к различным видам деятельности, организации досуга и отдыха школьников. Важный элемент кружковой работы, его особенностью, является форма выражения результата. Он воплощается в основном в определенных и внешне показательных видах деятельности: спектаклях, концертах, фестивалях, семинарах [1, с. 39].
Главным действующим лицом в кружковой работе является ребенок, как индивидуальность, как потенциальный создатель собственных ценностей. Таким образом, можно говорить о том, что в результате деятельности человека, в частности ребёнка, создаются новые объекты и формируются духовные ценности. По — другому можно это определить как творчество. Такие педагоги, как В. И. Андреев, Ю. Л. Козырева, Ю. Н. Кулюткин определяют творчество как деятельность, в результате чего появляются новые, оригинальные продукты, которые имеют большое общественное значение. Я. А. Пономарёв сопоставляет творчество с термином «развитие вверх». «Общий критерий успеха возникает как критерий развития вверх». Это характеризует продуктивную деятельность, в которой из более простых форм образуются более сложные [15, с. 4].
Кружковая работа также является важным связующим звеном в системе трудового обучения и воспитания школьников, так как трудовое обучение является основным средством творческого и эстетического развития. Преподавание предмета «Технология» в начальной школе имеет особую роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом, а также имеет практическую направленность. Содержание предмета дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности процессов, правил, умений, применяемых при изготовлении любого изделия, требований к технической документации, и показывает, как использовать эти знания в различных сферах учебной и внеучебной деятельности (поиск информации, овладение новыми знаниями, выполнение практических заданий). Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, формирования социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Среди задач изучения технологии в начальной школе главными являются такие, как приобретение личностного опыта как основы образования и знаний, приобретение начального опыта практической преобразующей деятельности, формирование положительного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда [23, с. 64].
Внеурочная работа по технологии имеет большое общеобразовательное, воспитывающее и развивающее значение. Учителя начальных классов могут руководить кружком, клубом интересов, как организатором внеурочной деятельности учащихся. Эта работа не только будет углублять и расширять знания в области технологии, но также способствовать расширению кругозора учащихся, развитию их творческой деятельности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышать мотивацию к изучению традиций и культуры другой страны и через призму этого знания активнее исследовать культуру своей страны.
Вопрос о роли кружковой работы по технологии представляется весьма актуальным в настоящее время в связи с поиском наиболее эффективных форм и методов для повышения мотивации учащихся. Особенно остро стоит проблема мотивации в начальной школе. Ученики тратят меньше времени на учебу из-за своего интереса к другим предметам. А занятия в кружке способствуют повышению мотивации обучения, самоутверждения, самовыражения и самосознания учащихся. Учащиеся начальной школы любят ролевые игры, их интересуют формы деятельности, требующие общения, и с помощью кружковой работы это можно реализовать [1, с. 37].
Работа в кружке имеет множество преимуществ:
– содействует распространению знаний, полученных в кружковой работе;
– помогает осуществлять познавательный процесс;
– развивает самостоятельность детей;
– помогает выявлять и развивать таланты и способности учащихся;
– позволяет увидеть и расширить свои возможности;
– оказывает сильное влияние на рост интереса к изучаемым предметам.
Кружковая работа — лучшая форма внеурочной работы, позволяющая повысить уровень познавательной активности младших школьников. Она создает благоприятные условия для накопления экспериментальной совместной работы, является основным фактором формирования коллективных отношений и дает возможности для проявления самостоятельности, творчества, развития общественной деятельности [14, с. 6]. Даже если у ребенка есть какие-то проблемы в школе, то в кружковой работе ему помогут реализовать свой потенциал, что повысит его уверенность. В кружковой работе каждый может найти что-то соответствующее своему вкусу, его способности, даже самые небольшие, найдут достойное воплощение, и ребёнок приобретет статус успешного человека в глазах сверстников, педагога и родителей.
Занятия в кружке по технологии, призваны способствовать развитию художественного вкуса как неотъемлемой части материальной и духовной культуры, художественной и творческой деятельности, помочь учащимся в освоении образного языка декоративного искусства [26, с. 85]. Художественная деятельность учащихся в классе находит различные выражения при изготовлении разнообразных изделий. А творческое развитие — через знакомство с произведениями декоративного искусства, примерами развития дизайна. [7, с. 76].
Кружок сегодня рассматривается как наиболее эффективная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе, о чем свидетельствует практика работы многих учебных заведений. Кружковая работа по технологии в начальных классах призвана ввести младших школьников в мир творческой трудовой деятельности человека, познакомить детей с законами, закономерностями человеческой производственной деятельности в ее взаимосвязях с природой и обществом [14, с. 5].
Следовательно, именно при организации кружковой работы по технологии возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся, что в свою очередь является залогом формирования определенных склонностей и способностей.
Литература:
1. Байназаров, Р. Т. Воспитательно- образовательное значение кружковой работы школьников. Современная педагогика. 2010, № 3, с.37–40.
2. Баранова, А. В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся: методические рекомендации / А. В. Баранова, Кисляков А. В. — М.: Просвещение, 2013. — 96 с.
3. Баранцева, О. И. Внеурочная деятельность — инструмент творческого развития личности / О. И. Баранцева // Начальная школа. -2013.-№ 6. –с.81–83.
4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л. С. Выготский.-. М.: Просвещение, 2010. — 93 с.
5. Колесникова, Н. В. Учим созидать: развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности/Н. В. Колесникова//Народное образование. -2012.- № 4.- с.3–7.
6. Конобеева, Т. А. Проблемы планирования и организации внеурочной деятельности младших школьников/ Т. А. Конобеева // Начальная школа. -2015.-№ 8. –с.52–55.
7. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Н. И. Роговцевой. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций.- М.:Просвещение, 2013 г.- 80 с.
8. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе: пособие для учителей. /А. С. Хворостов. — М.: Просвещение, 2010. — 175 с.
Основные термины (генерируются автоматически): кружковая работа, начальная школа, развитие, трудовое обучение, творческая деятельность, внеурочная деятельность, знание, декоративное искусство, внеурочная работа, форма деятельности.
Материал на тему: Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся специальной школы VII — VIII вида.
МСКОУ «Специальная школа-интернат VII-VIII вида»
Куратор блока
дополнительного образования
Дмитриев Денис Владимирович
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся специальной школы VII — VIII вида.
Творчество – это преобразующая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей.
Активная работа любого кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята могут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
Кружки в коррекционной школе могут быть самыми разнообразными. Однако, прежде всего следует подумать о создании таких кружков, занятия в которых помогли бы умственно отсталым учащимся подготовленными вступить в самостоятельную жизнь. Сюда относится кружки, ставшие перед собой задачу углубления и совершенствования трудовых умений и навыков всестороннего физического и эстетического воспитания.Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках.
Практика работы показывает, что рациональная организация внутришкольной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.
Наиболее результативной кружковая работа может стать для детей 5-8 классов, так как они уже в определённой мере владеют необходимыми навыками коллективной работы. У этих учащихся более четко определились интересы и наклонности. Однако отдельные кружки организованы и для учащихся 3-4 классов.
Кружки могут быть самыми разнообразными. Существуют кружки, ставящие перед собой задачу углубления и совершенствования трудовых умений и навыков, всестороннего физического и эстетического воспитания.
Для учащихся в нашей школе организованы кружки вышивания, лепки, работы с бумагой и т.п. Этот вид деятельности весьма полезен для детей, так как способствует воспитанию усидчивости, четкости и аккуратности в работе.
Организованы кружки по изготовлению мягкой игрушки, персонажей для кукольного театра. Для учащихся старших классов существуют кружки на основе профессионально-трудовых навыков и знаний, которые они приобрели на уроках труда. Это кружок художественной резьбы по дереву, различные виды моделирования, инкрустации и других народных промыслов.
Для девочек работают кружки ручного и машинного вязания, художественной вышивки, плетения кружев, ленточный дизайн и другие виды прикладного искусства. В нашей школе имеется кружок домоводства и кулинарии.
Большое воспитательное и познавательное значение имеют кружки юннатов. Выбор деятельности для таких кружков весьма разнообразен. Уход за растениями огорода, сада, простейшие виды селекционной работы, парниковое хозяйство, выращивание плодов, овощей, цветов.
Старшеклассникам – членам юннатских кружков под руководством учителей можно поручить работу по охране окружающей природы. Для этого целесообразно закрепить за школой определенные участки леса, сада, сквера и постоянно проводить там работу по охране насаждений и разумному уходу за ними.
Изучением родного края, его исторического прошлого и настоящего, природных богатств и экономики своего региона дети могут заняться в кружке краеведения «Я познаю мир», который целесообразно комплектовать в основном с учащимися 5-8 классов.
Не менее важное значение для воспитанников и коррекции личности умственно отсталого школьника имеют кружки литературного чтения, драматические кружки.
В школе организован кружок театрального искусства. Дети принимают активное участие в различных смотрах-конкурсах, концентрах. Многим детям доступны массовые виды художественной самодеятельности, а отдельные дети добиваются даже весьма значительных успехов.
Целесообразна такая организация педагогического коллектива, при которой большинство учителей и воспитателей оказывают практическую помощь в организации своему коллеге, ведущему кружок. Этому важному участку воспитательной работы руководству школы и методическим объединениям следует уделять серьезное внимание. Перед каждым учителем и воспитателем необходимо поставить задачу, чтобы он умел во внеурочной работе заинтересовать детей, стремился передать им свой опыт, знания и умения, которые необходимы его воспитанникам в жизни. Важность и значимость кружковой работы в школе VII-VIII вида, как и всех других видов внеклассной воспитательной работы, определяются тем, что для умственно отсталых детей школа – единственное учебно-воспитательное учреждение. Во внеклассной воспитательной работе мы стремимся максимально расширять кругозор учащихся доступными видами практической деятельности во внеурочной обстановке, в занимательной форме воспитываем и прививаем жизненно необходимые навыки и привычки.
Работа кружков в школе проводится во второй половине дня. В зависимости от условий школы – наличия помещений, режима и распорядка работы – организационные формы могут быть различными. Но следующие условия должны быть обязательны:
занятия кружков должны проводиться не ранее, чем через 2-3 часа после окончания учебных занятий;
если занятие кружка проводится после подготовки домашних заданий, то и здесь предварительно должно быть отведено время для отдыха;
не следует проводить кружковую работу в вечерние часы (после ужина). Исключение могут составлять такие занятия, на которых дети делают какие-либо простые поделки и эта работа не требует от них дополнительной мыслительной нагрузки и усвоения новых операций и приемов;
одно занятие кружка продолжается не более 1 часа. Во время работы следует организовывать небольшой перерыв либо для всей группы, либо для отдельных учащихся.
Количество учащихся в одном кружке (за исключением хоровых) не должно превышать десяти. Однако в школе VIII вида могут быть и кружки в составе 3-5 человек. Такими малочисленными бывают в основном кружки, более сложные для основной массы умственно отсталых детей. Это, например, кружки художественной обработки дерева, металла, художественной машинной вышивки и вязания, а также кружки для ознакомления с рядом других видов деятельности.
Весьма важное значение имеет организационная работа по комплектованию кружков. Она предполагает глубокий анализ способностей и склонностей детей и терпеливую деятельность педагогического коллектива с тем, чтобы очень тактично помочь ученику выбрать именно тот кружок, в котором могут наиболее полно раскрыться его способности и проявиться склонности, или тот кружок, который поможет ему в компенсации того или иного дефекта развития. Эту работу проводят без всякого нажима, не вызывая у ученика чувства протеста, так, чтобы совет, который дают ученику педагоги, он воспринимал как свое собственное желание.
Кружки с первых дней из работы не могут быть укомплектованы полностью стабильным составом учащихся. В процессе занятий возможен переход детей из одного кружка в другой. С соответствующим желанием детей следует считаться и всегда удовлетворять его в тех случаях, когда ребенок проявляет подлинный интерес или же когда для него переход в другой кружок целесообразен.
В общей системе внеклассной воспитательной работы следует отвести определенное место и время для систематической информации всех учащихся школы о работе кружков. Это могут быть различные тематические мероприятия, которые организуют и проводят члены того или иного кружка, вечера-отчеты кружковцев о своей работе, выставки поделок, изготовленных участниками кружков. Подобные мероприятия являются эффективной формой агитации и будут способствовать вовлечению в кружковые занятия детей, еще не участвующих в кружковой работе. В то же время такая гласность положительно влияет на закрепление у детей уже сложившегося желания заниматься в кружке, а всякие поощрения в процессе проведения этих мероприятий делают желание заниматься кружковой работой более устойчивым и способствуют формированию у ребенка стремления и дальше совершенствовать приобретенные им в кружке умения и навыки.
Уже в самом начале деятельности в кружке детям надо в общих чертах рассказать, чем они будут заниматься, чему научатся и какую полезную для всех работу они смогут сделать.
Один из видов полезной для школы деятельности – изготовление наглядных пособий или помощь в их создании.
Руководители школ и педагоги должны видеть в практической деятельности детей общую пользу и огромный источник эффективного воспитательного воздействия. В труде у детей воспитывается чувство коллективизма, умение трудиться для других и ощущать радость от этой работы. В связи с этим очень важно придавать работе общественно-полезный характер, создать в школе положительный эмоциональный настрой для такой работы. Целесообразно участвовать детям в городских и областных мероприятиях, организовывать различные экскурсии.
Велико коррекционно-воспитательное значение кружков художественной самодеятельности. Здесь в процессе работы у ребенка преодолевается чувство скованности, неуверенности в своих силах.
Практика работы школы показывает, что педагогически оправдана такая организация внеклассной работы, когда дети принимают участие в отдельных городских мероприятиях совместно со школьниками массовых школ. Отбираются, конечно, только те мероприятия, которые доступны умственно отсталым учащимся. Это могут быть праздники: песни и танца, различные трудовые дела школьников. Для участия в этих мероприятиях можно организовать группы детей от школы, скомплектованные из детей, занимающихся в соответствующих кружках, так как именно они имеют наилучшую подготовку.
И другие виды деятельности в процессе кружковой работы в школе надо использовать для воспитания положительных личностных качеств детей.
Кружки художественной самодеятельности должны так организовать свою работу по развитию и воспитанию учащихся, чтобы они могли выступать не только перед учащимися школы, но и в других аудиториях вне школы. Организуя работу кружков, не следует забывать, что они решают проблемы эстетического воспитания, являющегося составной частью общей системы воспитания.