1)Как жила березка в лесу.2)Что увидела и почувствовала в доме.3)Что думала о разных людях.4)Почему не осталась зеленой.5)Что было с нею потом. …
Гость:В одном лесу,жила была берёзка.Она дышала чистым лесным воздухом,шепталась потихоньку со своими подружками и была вполне счастлива. Но вот однажды ,пришёл в лес человек и забрал берёзку с собой.Принёс он нашу берёзку в свой дом и смастерил из неё стол.Вокруг этого берёзового стола каждый день собирались люди и берёзка слушала их разговоры о жизни,смех детей и чувствовала вкусные запахи от обедов.Как суетны эти люди,думала берёзка,всё бегут,бегут по своим делам,лучше бы посидели возле меня.Ещё,любила берёзка вспоминать,какой она была красивой и зелёной в лесу,а теперь её зелёные веточки связаны в пучки и сохнут на чердаке,для того чтобы холодной зимой,распарившись в жаркой бане,напомнить людям о лете.Вот так и жила,наша знакомая берёзка,служа людям и принося в их дом радость.
Жила-была в лесу маленькая берёзка. Всё лето она радовалось солнышку, пению птиц, тёплому дождику. Всё ей очень нравилось. Она с большим интересом рассматривала всё вокруг .каждое деревце ,цветочек. Любила маленькая берёзка со своими подружками поболтать пошуметь зелёными листочками. Но однажды в лес пришёл мальчик и выкопал маленькую берёзку. Корни он!!!! обложил чем-то холодным и мокрым. У берёзки от волнения и страха всё закружилось и побелело всё вокруг. Когда она пришла в себя то оглянувшись по сторонам нечего не поняла. Где она находится и что вокруг происходит? Через день берёзка поняла, что мальчик её принёс в дом, где тепло и ей стало весело. Берёзка думала, ведь бывают, на свете добрые люди, что не дали ей пропасть. Ведь за окном была осень, а в доме было как летом тепло. Но с каждым днём берёзке становилось все грустно и грустно, она смотрела в окно и грустила по своим подружкам. за окном все деревья приобретали красивый разноцветный наряд и ей тоже захотелось примерить такой же наряд. Что однажды утром к ней подошёл человек с грустным лицом и поднял с пола жёлтый листочек. Когда она оглядела себя, то обрадовалась. Она, как и её подружки в таком же одеяние. Но на следующий почему-то её опять вынесли на улицу и пересадили в саду около забора и каких-то деревьев которые стояли уже без нарядов . прошло время она подружилась со старым клёном и н ей рассказывал много историй .так они в кампании и прозимовали .а весной берёзка ожила и стала дальше расти и радоваться каждому дню.
Как живешь, березка? (Экологические раздумья о тех, кто рядом)
Просмотр видеосюжета из жизни леса на фоне классической музыки.
Попробуйте ощутить себя в лесу, почувствовать прелесть леса, увидеть красоту каждого живого существа.
Я в лес хожу за настроеньем.
Брожу в жужжанье и цветенье.
И в тайны добрые вникаю,
И набираюсь добрых сил.
Якутяне завели добрую традицию загадывать желание возле лиственницы. Чтобы оно осуществилось нужно обязательно подарить дереву что-нибудь свое. Например, ленточку.
Мальчик в костюме Звездочета:
Я не вижу в этом суеверья,
В том, что есть священные деревья,
В том, что окружают их наградами:
Лоскуточком, разноцветной лентой.
Очень хорошо, что их не рубят,
Очень хорошо, что их не губят,
Украшают, всячески голубят.
Каждому человеку хочется верить в то, что на нашей планете есть живое существо, которое может поделиться теплом, энергией.
Друиды проводили связь человеческих характеров с деревьями, утверждая, что каждый человек, как и дерево, имеет свои определенные черты, достоинства и недостатки.
Тех, кто родился 24 июня, сравнивают с березами. Про них говорят, что это милые, сдержанные люди. Деликатны. Обладают чувством меры, не выносят вульгарности. Скромны и интеллигентны. Изобретательны. Творчески выполняют любую работу.
История знает немало случаев, когда болеющий человек получал положительную энергию от своего дерева. Это помогало ему обрести силы и здоровье.
Любимым деревом многих россиян является белая береза. Белоствольная, величавая, изящная она очень напоминает нам невесту.
Во поле березонька стояла…
О ней со старины ведутся и песни, и сказки, и стихи. Она как бы образ России.
На этой выставке вы видите репродукции картин, рисунки, иллюстрации с изображением березы. Здесь собраны стихи и загадки о березе, которые вы подобрали при выполнении творческого задания.
Береза – красавица. Ствол у нее чистый, белый, как ни у кого в лесном братстве, издалека видный в любую пору. А крону свою она то и дело наряжает по-новому, и всегда со вкусом. Зимой на ней строгое серо-фиолетовое платье из гибких безлистных ветвей; на фоне зимнего неба оно будто легкое облачко, зацепившееся за белый ствол. Весной на березе нежно-зеленое девичье платье из ажурных кружев, самое нарядное из всех лесных одежд. Летом – цветом потемнее и поплотнее, густо зеленое. А осенью, с наступлением холодов, надевает береза, как воспоминание о лете, солнечного цвета сарафан.
Наблюдая за ними, мы узнаем о том, когда наступит весна, каким будет лето. Давайте послушаем, о чем они шушукаются.
Девочки в костюмах березки исполняют частушки.
Мы, березки-хохотушки,
Пропоем для вас частушки,
Слушайте внимательно –
Очень занимательно!
Мы – волшебные березы,
На весну даем прогнозы
И весна какая будет
С осени узнают люди.
Если желтые листочки
Появляются вверху,
Значит скоро, очень скоро
Повстречаете весну.
Ну, а если желтизна
Снизу появляется,
Будет поздняя весна –
Примета оправдается.
Если раньше нас ольха
Листочками покроется,
Будет лето все в дождях,
Пусть земля умоется.
Вы, ребята, не спешите,
Мы еще вам пригодимся,
Будем воздух очищать.
Народные приметы, по которым составлены частушки.
- Если березы опушатся раньше клена – сухое лето, позже – дождливое.
- Если весною береза перед ольхою лист распустит – лето будет сухое, если ольха вперед – мокрое.
- Дождливым лето будет и тогда, когда весной из березы течет много сока.
- Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней, а если равномерно – средней.
- В начале октября с березы лист не опал – снег ляжет поздно. А если все же в свое время ляжет, то в конце января — начале февраля будет продолжительная оттепель. Листья опадают с берез чисто – к урожайному году.
Сегодня постараемся выяснить: легко ли этому дереву на нашей планете? Поэтому свой урок мы назовем “Как живешь, березка?”.
Вспомним, на какие группы делятся экологические факторы.
— Абиогенные, биогенные и антропогенные. Рассмотрим воздействие каждой группы факторов на березку.
Абиогенные – это факторы неживой природы. К ним относятся: солнце, ветер, дождь, почва, соленость воды и почвы, кислотность почв.
Изучая научно-популярную литературу, ребята пытались установить, изменяется ли внешний вид берез в зависимости от условий существования.
Ученики рассказывают о различных видах и прикалывают картинки с изображением берез на географическую карту мир, обозначая ареал каждого вида.
Ученые насчитали около 50 видов берез. Эти светлые, нарядные, изящные деревья смогли приспособиться к суровым условиям Севера и высокогорий. Пробковый слой, береста защищают стволы деревьев. Березовая смола хранит почки и молодые побеги от холода и сухости. Весной запах эфирных масел буквально окутывает дерево, сберегая нежные листочки от обжигающих солнечных лучей или внезапных весенних заморозков.
В средней полосе России по всей Европе и Азии расселилась береза повислая или бородавчатая. Это та самая знакомая нам береза.
Береза пушистая соседствует с березой бородавчатой, но приспособлена и к холоду, и к засухе даже лучше нее. Это прямые, с белой корой двадцатиметровые красавицы растут и в южных степях, и в горах Сибири. Нет ее только в Крыму.
На севере Европы и Америки, на Дальнем Востоке растет береза карликовая. Это не деревья, а низкие кустарники высотой чуть больше метра. В Западной Сибири, Карелии. Лапландии, в устьях рек Двины и Печоры притаилась береза извилистая. Это невысокое корявое дерево с кривыми толстыми ветвями. Иногда оно стелется по земле.
Очень интересны березы Северной Америки. Черная береза встречается по всему Атлантическому побережью США до южных штатов Флорида и Техас. У этого высокого, до 30 метров, дерева, не бывает прямых стволов. У него ажурная, вытянутая вверх, яйцевидная крона и очень прочная, тяжелая коричневая древесина. Черная береза очень любит свет и тепло.
На берегах Великих озер и дальше к северу, а также к югу, в горах можно встретить березу вишневую. Наверное, странно видеть березовые сережки на фоне листьев, как у вишни. Эта береза менее требовательна к теплу и свету.
Вместе с этими видами берез и сахарными кленами в Северной Америке растет береза бумажная. Ее кора легко отслаивается, и индейцы делают из нее легкие лодки Каноэ, покрывают ею крыши домов.
У берез, растущих в Восточной Азии, крупные сережки и крупные листья. Это береза ребристая. Это дерево прекрасно выносит тень и может расти рядом со своими извечными врагами – лиственницами и елями. Именно она смогла выжить в хвойных лесах Сибири, на Камчатке, Командорских островах.
Там же, в Восточной Сибири и Японии (на острове Хоккайдо), обитает береза каменная. Это высокое дерево обращает на себя внимание тем, что на его стволах и ветвях лохмотьями висит отслаивающаяся кора. Древесина каменной березы оправдывает свое название – она очень прочная и такая тяжелая, что тонет в воде.
Древесина карельской березы похожа на мрамор. Мебель и музыкальные инструменты из нее очень ценятся.
Все северное полушарие нарядилось в березовые ситцы. И, в зависимости от условий существования, каждый вид берез имеет свои особенности.
Биогенные факторы – это факторы живой природы. Кто же приходит в гости к березе? – Заяц, лось, муравьи, птицы, бабочки – березовые пяденицы, грибы, гусеницы.
На доске выставляются картинки с изображением обитателей березовой гостиницы
Береза – это небоскреб, населенный насекомыми. Почти 800 тысяч жителей проживает в нем. На стволе, под корой, на листьях – оживленное движение. Всем здесь сытно и уютно – и паучкам, и гусеницам, и птицам, и бабочкам. У многих видов в процессе эволюции выработались приспособления для максимального приспособления вида.
Кто может привести примеры таких приспособлений?
— Гусеницы имеют окраску, которая маскирует их на фоне веточек, листьев.
— Когда бабочка сидит неподвижно, то низ ее крыльев серовато-черный, с легким серебристым налетом, очень похож на пятно на коре дерева.
Легко ли березе прокормить своих жильцов?
— Нет.
Часто зимой к березе прибегают и зайцы, и лоси. Как вы думаете, зачем?
— Погрызть кору.
— Зайцы-беляки прячутся возле белых стволов, если снег выпал поздно, а они уже сменили свою серую одежду на белую.
Давайте с помощью картинок составим цепи питания, в которых участвует береза. Прикрепляем соответствующие таблички с указанием компонентов пищевой цепи.
Учащиеся составляют различные варианты пищевых цепей. Делают вывод о круговороте веществ в природе. Из прикрепленных на доске табличек с экологическими терминами выбирают необходимые.
— Что произойдет, если какое-то звено выпадет из пищевой цепи?
— Нарушится равновесие в природе.
Попробуйте составить экологическую пирамиду биомассы для одной из цепей питания.
Учащиеся составляют по своему желанию.
Нарисуйте березку, выросшую в густом лесу, и березку, одинокорастущую на пригорке. Почему они не похожи?
Каждый вид имеет определенное значение в биогеоценозе. Для выполнения своих функций в процессе эволюции выработались приспособления. Сейчас мы в этом убедимся, потому что сегодня под большой березой собрались лесные обитатели. Они помогут повзрослевшему бельчонку найти свое дело в жизни.
Группа ребят в костюмах собирается под
березой.
Диалог Бельчонка с лесными обитателями.
— Пора мне профессию выбирать, только не знаю, чем заняться. Спрошу-ка я у ондатры, чем она занимается.
— Ой, бельчонок, разве ты не знаешь, что я – Строитель. Плавучие гнезда строю и норки рою. Извини, некогда.
— Тебе можно строить, ведь у тебя когти крепкие, лапы мощные и плавать ты умеешь. А я сразу утону. Спрошу-ка я у дятла, чем он занимается. Дятел, дятел, какая у тебя профессия?
— Доктор я. Больные деревья выстукиваю с утра до ночи.
— Я бы тоже стал доктором, если бы у меня был такой сильный острый клюв.
— Спрошу-ка я у дрозда, чем он занимается.
— Штукатур я. Я свое гнездо изнутри всегда отштукатуриваю. Надежное гнездо получается.
— А я вот не умею так кропотливо работать. Спрошу-ка я у крота.
— Я – землекоп. Тоннели рою.
— У тебя лапы, как лопаты. А у меня еще не выросли такие большие. Может мне паук поможет?
— Ткать умею, ткачом работаю. Ловкие сети-теннеты расставляю.
— Я бы тоже плел, если бы у меня такие слюнные железы были. Кабан, может твоя работа мне подойдет?
— Хрюкнул Кабан и сказал: “Землю в лесу перекапываю”.
— Да, не по уму и не по силам мне такая профессия. Бобёр, может, ты мне поможешь выбрать профессию? Расскажи, чем занимаешься?
— А я, Бельчонок, на все лапы мастер. Все умею. Строитель – запросто. Норы умею рыть. Землекоп – тоннели рою. Лесоруб – спокойно. В лесу своими большими острыми зубами деревья валю. Я, Бельчонок, только вот грибы не умею собирать.
— Грибы? Ура! Придумал! Я буду собирать грибы. Я смогу это делать! Острыми зубами буду аккуратно, чтобы не повредить грибницу, срезать гриб, а мои цепкие пальцы помогут наколоть грибы на ветки. Насушу их и зимой буду всех друзей угощать! Точно! Прямо сейчас пойду грибы собирать! Вот этот гриб я знаю – белый. А вот этот мне незнаком. Но поскольку он стоит под березой — назову его подберезовиком. Извините, тороплюсь.
Чаще всего вблизи берез встречаются подберезовики и белые грибы. Между корнями деревьев и мицелием грибов устанавливается тесная связь, полезная как одному, так и другому организму. Нити грибницы оплетают корень и даже проникают внутрь его. Грибница поглощает из почвы воду и растворенные минеральные вещества, которые поступают из нее в корни деревьев. Таким образом, грибница заменяет деревьям корневые волоски. А из корней деревьев грибница получает органические вещества, необходимые ей для питания и образования плодовых тел. Такое полезное для обоих организмов сожительство называют симбиозом.
Через раны в коре деревья заражаются спорами грибов-трутовиков. Споры прорастают в грибницу. Грибница распространяется по древесине, разрушает ее, делает трухлявой. Через несколько лет после заражения на коре появляются плодовые тела гриба-трутовика. Они имеют форму копыта и обычно бывают очень твердыми.
Пораженные трутовиками деревья легко подвергаются бурелому; в их стволах появляются дупла. Срок жизни дерева сильно сокращается. После того, как грибница гриба проникает в древесину, остановить ее рост уже невозможно. Зараженные деревья гибнут.
На березе живет гриб чага, который используется в медицине.
Вот мы и выяснили, кто березе враг, а кто друг.
Антропогенный фактор – самый сложный фактор. Человек широко использует березу в своей жизни. Давайте выясним, что же дает человеку береза?
— Обогащает воздух кислородом; из тонких пластов березовой древесины делают фанеру. Если древесину нагреть без доступа воздуха до высокой температуры, то получим активированный уголь. Он используется в противогазах для очистки воздуха, в медицине – при болезнях желудка. Настойка из березовых почек лечит язву желудка. Красивые изделия делают из бересты.(Обращаю внимание на выставку поделок из бересты, собранную учащимися). Еще во времена Петра 1 научились красить ткани соком березовых листьев. Березовые веники помогают вылечить простуду.
А как собрать березовый сок, чтобы не испортить дерево?
— Нужно надрез сделать аккуратно, а затем замазать его известью или г
Как живешь, березка? Занятие по экологии
Занятие по экологии для воспитанников коррекционной школы.
Тема. Как живёшь, березка?
Задачи.
1.Способствовать расширению кругозора детей о природе.
2.Способствовать развитию творческих способностей детей.
3.Содействовать воспитанию любви к природе и бережного отношения к ней.
Оборудование. Иллюстрации с изображением березы, стихи и загадки о березе, раздаточный материал.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы занятия.
Отгадайте загадку:
Зелена , а не луг,
Бела, а не снег.
Кудрява, а не голова.
Конечно, это береза. Как сегодня живет это дерево, сегодня мы поговорим на занятии.
3.Работа по теме занятия.
С давних пор завели добрую традицию, загадывать желание возле березы. Но для того, чтобы оно сбылось, нужно было подарить березе что-нибудь , например, ленточку.
Я не вижу в этом суеверья
В том, что есть священные деревья…
Каждому человеку хочется верить в то, что на нашей планете есть живое существо, которое может поделиться теплом и энергией. Друиды проводили связь человеческих характеров с деревьями, утверждая, что каждый человек, как и дерево, имеет свои определенные черты, достоинства и недостатки. Любимым деревом россиян является береза.
О них писали многие поэты,
В народной песне все они воспеты
За белый ствол и до земли их косы,
Я говорю про русские березы.
( рассказывают дети, загадки говорят дети)
Береза-красавица. Ствол у нее чистый, белый. А крону она наряжает по-новому, всегда со вкусом.
Ученые насчитали около 50 видов берез.Эти деревья смогли приспособиться к суровому климату севра и высокогорья.
В средней полосе России и Европе расселилась повислая береза.
На севере Европы , Америке, Дальнем востоке- карликовая береза.
В западной Сибири-извилистая.
В Америке- черная, бумажная.
В Восточной Азии –ребристая.
В Японии- каменная.
А кто же приходит в гости к березе?
Заяц, лось, муравьи, птицы, гусеницы. А для чего?
Береза –это небоскреб. Почти 800 тысяч жителей проживает в нем. Многие приспособились и прячутся на березе.
(детям раздаются шаблоны дерева)
А сейчас я вам предлагаю нарисовать березу во всей ее красе. Вам предложены шаблоны березки, обведите его и дорисуйте крону дерева.
Как человек использует березу в своей жизни?
Что употребляет в пищу от березы?
Как береза может украсить быт человека?
4. Итог занятия.
Самые страшные беды для березы- это кислотные дожди, вырубка, лесные пожары, надписи на деревьях.
Как гласит народная мудрость « Мало леса-береги, много леса-не руби» , «Срубил дерево-посади два»
Приложение.
Загадки о березе.
Проект по окружающему миру (младшая группа) на тему: Мамины сказки, о березке.
Предлогаю сказки придуманные мамами воспитанников к проекту «Всем березка нравиться ведь она красавица! На мой взгляд сказки получились интересными разнообразными, мы с ребятами их перечитывали по нескольку раз.
«Горихвостка и берёза».
Жила была птичка – горихвостка, которая всё время пряталась от ястреба в лесу среди деревьев. Она очень любила греться на солнышке, но из-за боязни быть пойманной редко вылетала и пряталась.
И вот однажды, когда она вылетела погулять, ястреб её почти схватил. И вдруг горихвостка увидела как красавица – берёза машет ей своими тоненькими веточками зазывая к себе. Из последних сил горихвостка долетела к берёзоньке и она спрятала её среди своих листочков и веточек. Ястреб ещё долго кружил вокруг, но так и не смог найти птичку. С тех пор горихвостка живёт у своей красавицы – берёзоньки. Радуется солнышку и дружбе со своей подруженькой. А при любой опасности берёзка прячет теперь всегда горихвостку среди своих тоненьких веточек. Так они и дружат по сей день.
Коростель Соня.
«Сказка о Березе».
На краю голубой реки, росла красивая ивушка. Каждую весну на её зелёных ветках пели птицы, а весенний ветерок расчёсывал её зелёные кудри. Но её ничего не радовало, потому что у неё не было подруги.
Вот однажды пришли дети и посадили маленькое дерево – росток. И сказали: — «Ивушка это твоя подружка!» Рассмеялась на это ивушка и ответила: — «Что вы сравниваете меня с ней! Я красивая, я зелёная, а это веточка – хворостиночка».
Шли годы, веточка подрастала и превратилась в прекрасную белоствольную березку. Однажды весной, ива, не узнав березу залюбовалась ей. Ива предложила березе: «Будь моей подругой». Белоствольная красавица с радостью согласилась, и они подружились.
С тех пор их косы переплетаются друг с другом, а поэты и композиторы пишут о них стихи и песни.
Рось Екатерина.
Береза.
Посадил как-то весной дедушка берёзку, на небольшой полянке возле дома. Была она не высокой, стройной, с белым стволом и лаковыми листочками, которые колыхались на ветру и тянулись к солнышку.
Возле берёзы круглились шапками одуванчики и зеленела трава. Листики на берёзке тоже были зелёного цвета. Всю весну и лето радовала своей красотой белоствольная красавица.
Но наступила осень и листики из зелёных превратились в желтые. А дальше было только хуже, подул порывистый осенний ветерок и листья начали падать на землю.
Совсем загрустила береза. – Как же я буду жить без листьев? Подумала она.
И тут с соседней полянке донеслось: — «Листики вернуться весной, нужно немного подождать», прошептало дерево, растущее неподалёку.
И тогда отряхнулась береза, расправилась и решила терпеливо ждать возвращения весны.
Антонец Никита.
Сказка про берёзку.
На лесной полянке росла красивая берёзка. Все лесные жители очень любили её. Берёзка была волшебная, она умела общаться со зверятами. И когда лесные друзья собирались на полянке, берёзка угощала их вкусным и полезным берёзовым соком.
Но как-то пришли охотники и решили разжечь костер, а ветки наломать с берёзки. Тут на защиту и вышли все лесные друзья. Они не побоялись злых охотников с ружьями. Вышли все: зайцы и лисы и медведи. Охотники со страху побросали свои ружья и убежали, куда глаза глядят. Вот так лесная дружба спасла березку!
Романов Владик.
Добрая березка.
На краю зелёного леса жила – была березка. У неё был высокий белый ствол и большие пушистые серёжки.
Однажды березка помогла девочке Софии и её подружке. Дело было так: как-то раз София с подружкой пошли за ягодами в лес. Девочки загулялись и не заметили как потемнело. Подружки не знали куда идти, чтобы добраться до дома. Становилось холодно. Но к счастью девочки увидели березку. Березка была волшебной-говорящей. Она рассказала девочкам как добраться домой, напоила березовым соком и ласково прикрыла их своими сережками. На утро девочки проснулись, поблагодарили берёзку и отправились домой.
Теперь все люди называют эту березку доброй!
Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец!
Хакимова София.
Сказка: «О девочке Сонечке и маленькой берёзке».
В одном маленьком и очень красивом городе, жила – была девочка Сонечка. Жила она вместе с папой и мамой. Однажды гуляя вместе с родителями в парке, Сонечка услышала какой-то плачь, она не поняла откуда доносится этот голос. Но потом девочка увидела, маленькую березку, которая лежала в грязи вся дрожа от холода.
Сонечка ахнула: «Бедная берёзка, ей холодно и больно. Папа мы должны ей помочь!».
Папа сразу нашёл палочку и воткнул в землю рядом с берёзкой, Сонечка подняла деревце с земли, а мама взяла красивую ленточку, которая была вплетена у девочки в косичке, и привязала деревце к палочке.
Шло время, и как-то Сонечка гуляла в том же парке в котором когда-то была с родителями. Был прекрасный денёк, светило солнышко, птички пели, но вдруг налетел ветер и туч нагнал большую кучу, пошёл сильный дождь. Сонечка испугалась, она не знала куда спрятаться от дождя, но внезапно услышала знакомый голос: «Сонечка иди скорей ко мне, я тебя спрячу от дождя» — это была берёзка, которую девочка с родителями когда-то спасла. Улыбнулась она берёзке, словно доброй подруге, спряталась под листву дерева и дождалась пока закончится дождь.
С тех пор, девочка Сонечка и маленькая берёзка, стали подругами.
Тут и сказки конец, а кто слушал — молодец!
Сорокина Соня.
«Плаксивая берёзка».
Далеко-далеко в дремучем лесу, на лесной опушке, стояла одинокая берёза. Берёзка росла совершенно одна, всегда была грустная, плаксивая. Её так и называли «Плаксивая берёзка». Ей хотелось подружиться с кем ни будь, но рядом не было ни кустика, ни цветочка, ни деревца. К ней прилетали разные птицы, пытались её развеселить: они ей пели песни, рассказывали где летали, что видели, что делали и что будут делать. Но берёзке всё равно было грустно, она хотела иметь друга, который находился бы с ней всегда, а птицы пели… рассказывали и улетали. И вот однажды, в один весенний, тёплый день наша берёзка как всегда плакала, а мимо пробегал зайчик. Зайка услыхал плачь, решил остановиться и спросить почему берёзка слезки льет:
— «Берёзка, почему ты плачешь? Может тебя кто обидел?!» Берёзка в ответ:
— «Нет зайка, меня ни кто не обидел, просто мне одиноко, я росту на этой полянке очень давно, я тут как видишь одна. Все мой березки-сестрички находятся очень далеко. Вон там» и берёзка показала своими веточками в сторону. – Там находится берёзовая роща».
Зайке стало жалко березку. Серенький подумал про себя, «ведь я не одинок у меня есть друзья: ёж – колючка, лисичка – сестричка, медвежонок – мишутка, а берёзка одна!» И захотелось сделать доброе дело избавить берёзку от одиночества.
Рано утром он прискакал, к ещё сонной березке и поинтересовался как быстрее попасть в берёзовую рощу. Заяц отправился в увлекательное путешествие.
Долго скакал зайка, через лесок, перепрыгнул через ручей, испил водицы студеной и перед ним открылся изумительный вид: целое поле цветов переливалось в лучах солнца…ни одна травинка не шелохнулась-ветра не было совсем…было так тихо, что наш герой слышал журчание ручья. Зайке очень понравилось там гулять, но ему нужно было спешить. Когда солнышко садилось за горизонт, последние лучи ярко светили оранжевым светом зайка добрался до берёзовой рощи. Он никогда ранее не видел столько одинаковых деревьев одновременно. Одна берёза была похожа на другую. Войдя в рощу, он вежливо поздоровался и рассказал про свою «Плаксивую» знакомую. Всем стало жалко одинокую сестру. И все вместе берёзы придумали как помочь ей. В лукошко зайка насобирал много – много грибов подберёзовиков, деревца наказали зайцу, посадить под одинокой березкой эти грибы. Зайка пообещал всё исполнить и в тот же час ускакал в сой лес, только его и видели.
На обратном пути серенький уже не рассматривал цветы – он торопился. К утру он был уже дома. Передал низкий поклон от берёзовой рощи, и принялся за работу. Он высадил все подберёзовики, получилось огромная грибная поляна.
Теперь наша берёзка не одинока с ней были её новые друзья. Зайка решил смастерить скворечник и кормушку для птиц. И каждую весну, когда просыпалась природа вырастали грибочки, прилетали скворцы, звонко рассыпались трели птиц.
Заяц смотрел на березку и радовался – «Ах как это хорошо помогать друзьям».
С тех пор никто не слышал плач берёзки. Красавица берёза была весела. Она играла с грибочками, пряча их за свои веточки от солнышка. А солнышко находило их и щекотало за шляпки. Всем было весело. Каждую осень из скворечника вылетали птенцы. Мамы и папы – скворцы учили их летать. А ближе к зиме, когда весь лес сбрасывал свои листочки, грибы прятались в листву, птицы взмахом крыльев говорили: «До свиданья! До новых встреч!» природа засыпала. И только зайка приносил зёрнышки в кормушку для птиц.
Будьте добрыми и помогайте друг другу. Это так здорово!
Бардаков Степан.
План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Интегрированное занятие в старшей подготовительной группе на тему: « Люблю берёзку русскую…»
Интегрированное занятие в старшей подготовительной группе
на тему: « Люблю берёзку русскую…»
Цель: Продолжать формировать интерес детей к родной природе, обогащать знания о берёзке.
Задачи:
Образовательная: Закреплять представление детей о берёзе как символе России.
Развивающая: Развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, воображение.
Воспитательная: Воспитывать нравственные качества: доброты, отзывчивости, желание помогать друг другу.
Организационный момент.
( дети входят в зал встают полукругом)
Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад я встретила волшебное солнышко, оно хочет подарить нам хорошее настроение, улыбки и ласковые слова. Давайте и мы с вами подарим друг другу улыбки, ласковые и нежные слова.
Д/игра « Скажи ласково
Воспитатель: А сейчас проходите на свои места.
Воспитатель: У каждого человека есть Родина, родной город, село, дом, где он родился и вырос. Скажите, как называется наше государство?
Ответы детей
Воспитатель: А наше село? Назовите свой домашний адрес.
Ответы детей.
Воспитатель: Где бы ни был человек, он всегда любит и помнит о своей Родине.
— Наша беседа посвящена самому большому природному богатству нашей Родины – русскому лесу. Ребята, вы знаете что в лесу растет много деревьев.
Какие деревья вы знаете? (ответы детей).
Воспитатель: А сейчас попробуйте отгадать мою загадку. И вы узнаете, о каком дереве пойдёт речь.
И красива, и стройна
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряжках и серёжках.
Это белая…(Березка)
Воспитатель: Да, сегодня мы поговорим о берёзе.
Воспитатель: Берёза–символ нашей Родины, любимое дерево русского народа.
— Мы любим нашу березку. Как можно ласково назвать ее? (Кучерявая, кудрявая, скромница, белоствольная…)
(используем иллюстрацию березки.)
— Тонкие ветки березки опущены вниз. Такой белой коры больше не найдешь ни на одном дереве. О русской березке написано много стихов, песен, сказок, загадок
Ею можно восхищаться в любое время года.
Воспитатель: А теперь послушаем стихи о берёзке.
Ребенок:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике.
(А.Прокофьев)
Ребенок:
Береза, моя березонька,
Береза моя кудрявая,
Береза моя белая,
Стоишь ты, березонька,
Посреди долинушки.
Ребенок:
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Красны девушки венки плетут.
Ребенок:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром.
(С.Есенин)
Пословицы о берёзке
Ответы детей
(Хоровод с детьми «Во поле березка стояла»)
Воспитатель: Проходите на свои места
Воспитатель: Береза – щедрое и доброе дерево. Люди давно знают цену этому дереву.
Показ слайдов
1. Деревенская изба освещалась березовой лучиной. При ее свете люди в долгие зимние вечера коротали время.
2. А еще это чудесное дерево является лечебным. Весной береза дарит нам целебный сок. Люди делают в стволе отверстие, сок стекает в емкость, и потом с удовольствием пьют, а чтобы береза не погибла, отверстие замазывают глиной или землей.
3. Почки и листья березы заваривают и пьют как чай.
4. Березовый веник используют в банях: им хлещут себя, чтобы из тела все хвори вышли.
5. Ствол березы покрыт берестой, которой оплетали глиняную посуду, чтобы не разбилась, плели лапти, корзины, делали шкатулки и кукол.
— А сколько грибов растет под березами! Как они называются?
Ответы детей.
Каждую березку надо беречь. Ну зачем березку резать или жечь?
(Чтение стихотворения Бутыриной «Рассказ березки»)
Я березка белая, я в лесу жила,
Горем поделиться к вам сюда пришла.
Про мою обиду, про мою беду.
С самого начала речь я поведу:
Я шумела весело летом и весной,
Птицы голосистые пели надо мной,
Приходили люди в жаркий летний день,
Под моими ветками находили тень.
Радовались, глядя на мою листву,
Радовались люди, что и я живу.
Но житью хорошему вдруг пришел конец:
В лес пришел однажды мальчишка – сорванец.
Он изрезал ножиком всю мою кору,
Было очень больно мне, думала умру.
Он не успокоился, он поджег меня!
Корчились листочки, сохли от огня…
Вы ему напомните, сорванцу тому,
Про березку стройную в пламени, в дыму…
Ведь березка каждая тоже хочет жить,
С ветерком шептаться, с ручейком дружить.
Ведь березку каждую следует беречь.
Ну, зачем березку резать или жечь?
Воспитатель: Ребята, как по вашему поступил мальчик? Пословица о дереве. Сломать дерево- минута, вырастить уходят года.
Динамическая пауза « Берёзка»
Мы берёзку посадили
И водой её полили
И берёзка подросла,
К солнцу ветки подняла
А потом их наклонила
И ребят благодарила.
Воспитатель: А сейчас мы слепим берёзку.
( заранее изготовить ствол)
Пластинография « Берёзка»
Воспитатель: Посмотрите внимательно, что не хватает у нашей берёзки?
Ответы детей.
Выставка работ
( дети подходят к выставке)
Воспитатель: Давайте представим, что мы попали в берёзовую рощу. Хорошо бродить по берёзовой роще. В ней много света, воздух чист и свеж. Давайте подышим.
Воспитатель: Закройте глазки и подумайте, что вам больше всего запомнилось. Сегодня мы с вами многое узнали о русской красавице – березке, о том, как ее любит и ценит русский народ.
Слайд с берёзкой похожей на четвёрку.
Воспитатель: А вы сегодня молодцы, спасибо за работу. Берёзка дарит вам сок.
«Есть у Родины душа, а имя ей береза»
Сценарий праздника
«Есть у Родины душа, а имя ей береза»
Цель: Создание условий для формирования представлений об историческом и культурном наследии нашей Родины.
Задачи:
Образовательные
познакомить с поэтическим образом русской березы;
создать условия для понимания души российского человека через призму восприятия русской природы;
показать роль березы в патриотическом порыве советского солдата в годы ВОВ.
Развивающие:
— развивать артистизм, умение держаться на сцене,
· Развивать эмоциональную отзывчивость, творческое воображение, оригинальность мышления.
Воспитательные
· Воспитывать ответственность за сохранение культуры своего народа.
Воспитание патриотических чувств, любви к своему Отечеству.
· Прививать любовь к родной природе, русским праздникам и традициям.
Оборудование: сцена, техническая аппаратура, сценические костюмы, декорация «береза»
Ход НОД
1. Организационный этап
Подготовка участников концерта.
2. Актуализация знаний.
Звучит песня « С чего начинается Родина»
Введение в тему.
Ведущая. Родина…. Как много понятий можно вместить в это слово. Родина. И сразу в голове возникают мысли о величии нашей многонациональной страны. Это и просторы России с ее горами и лесами, плодородными полями, душистыми лугами, чистотой озера Байкал, природными ресурсами и полезными ископаемыми.
Ведущий: Это и наш великий русский народ со своей историей и традициями. С какой гордостью мы произносим слова:
« Я – родился в России».
Ведущая. — Я горжусь, что родилась в России!
Ведущий: Русский человек обладает особым качеством — любовью к своей стране, несгибаемостью своего характера. Многие страны хотели завоевать Россию. Но у них ничего не получилось.
( Появляется Буржуин)
Буржуин: Что же это за непонятная страна, в которой даже такие малыши знают Военную Тайну и так крепко держат свое твердое слово?
Ведущая. И в страхе бежал разбитый Главный Буржуин, громко проклиная эту страну с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией и с ее неразгаданной Военной Тайной.
Ведущий: А тайна России в ее русской душе, которая черпает силы из земли русской. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет. Русским духом пропитана вся природа.
Основная часть
Чтец — Я родился в России. Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас, в России.
Без березы — не мыслю России,
Так светла по — славянски она
Что быть может в столетья иные
От березы вся Русь рождена.
Мила она русскому человеку. Любит наш народ свою зелёную красавицу и за красоту, и за пользу, которую она приносит.
Почему Березка считается символом России? ( перекличка)
-самое распространенное дерево в России
-она вошла в быт русского человека: использовали в строительстве, дровами топили хату, кормили скот , ходили в баню.
-Березовый веник — символ чистоты
— освещали хату березовой лучиной;
— береза используется в медицине для лечения многих заболеваний.
Сок этого дерева был не только очень вкусным, но и лечебным. Его любили пить как маленькие, так и взрослые.
— На бересте писали послания:
— Древние славяне почитали берёзу как дерево, в котором остаются души умерших
её ветки хорошо охраняют дом.
Береза — произошла от слова Берегиня — дар божий, охраняющий человека:
— в русской поэзии именно берёза встречается чаще, чем любое другое дерево.
— без этого дерева немыслимо самосознание русского человека. Берёза, воистину, стала для нашей страны чем-то большим, чем просто самым распространённым деревом!
Как русского человека не сломить никому, так и нашей русской березке не страшны ни сильные ветры, ни сильные морозы, ни захватчики земли русской.
Чтец 1
Под ветром клонится берёзка русская,
Как ангел чистая, как лебедь грустная.
Как правда — белая, как ВЕРА строгая,
Как осень рыжая и длинноногая.
Берёзка клонится, но не ломается,
Чтец 2
Я символ Родины, любовь народная,
Не укротить меня, мечтой холодною.
Я очень гибкая, я не покорная,
Хочу всегда стоять, как РУСЬ свободная!»
Ведущий: Белоствольная берёза является эмблемой лесов России. В берёзовой роще человек чувствует себя бодрым, спокойным, наполненным силой жизни. В шуме березы есть русская наша душа. Береза, выражающая характер русской народной души, была и всегда будет символом России.
ВИДЕО песня» БЕРЕЗЫ БЕЛЫЕ РОССИИ » (танец » Березки»)
Ведущая: Сколько песен о ней сложено! Сколько стихов написано! И всё кажется мало! У каждого русского человека находятся для этой красавицы свои задушевные, порой неожиданные слова.
Чтец 3.
Без березы не мыслю России, –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы – вся Русь рождена.
Под берёзами пели, женили.
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были берёзы в ногах.
Потому, знать, берёзы весною
Человеческой жизнью живут:
Воспитатель: И я люблю тебя по-русски.
(Дети хором). Моя берёзовая Русь!
Берёзка. Россия, моя мама,
С тобой я горда и упряма.
Твоею живу я силой,
Отчизна моя. Россия!
ВИДЕО » КРАЙ БЕРЕЗОВЫЙ «
Воспитатель (на фоне видео)
Россия! Русские берёзки! Слова-то какие звонкие и чистые! Как родниковая вода! Крепкие, как алмаз! Нежные, как руки матери! Дорогие, как мама! Где бы ни росла берёзка, всюду она приносит людям радость и свет. Берёза – символ России, нашей Родины.
И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!
Чтец 4. ГИМН БЕРЕЗЕ
Если мне воспеть берёзу
Свыше дан наказ,
Я её святые слёзы
Воспою для Вас.
Я её печальный облик
В рифму облеку.
Чтец 5. На высоком косогоре.
Милая, стоит…
Не сломить березу в бурю
Коль душа алмаз,
Даже средь осенней хмури
Радуешь ты глаз!
Ты в любое время года
Чудно хороша
И для русского народа
Ты его душа!
Ведущий: Каждый день по дороге в школу, возле дома, в лесу мы встречаем это дерево. Сегодня мы попытаемся взглянуть на березу другими глазами. Попытаемся рассмотреть этот знакомый образ и понять, почему же белая береза – это душа России.
Чтец 2. « Россия»- шепчут мне берёзки,
« Россия» — шепчут камыши,
« Россия» — ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю: « Русь!»
Ведущиё 1 Березка – радостное, нарядное дерево. Наши далекие предки ласково называли ее «весёлкой». От этой белоствольной красавицы и в самом деле исходит радость жизни, веселее становится на душе. Вот какие сведения о березе мы сумели почерпнуть из истории. В гороскопе друидов говорится, что Берёза вырастает в труде и любит трудиться, она полна чувства меры и терпимости, деликатна и интеллигентна. Берёзу обязательно высаживали возле усадеб, «берёзовый дух» оберегал от заболеваний. Я думаю, что черные пятна на коре березы могут символизировать нашу жизнь, в которой есть и черные, и белые дни; хорошее и плохое в жизни.
видео Береза- древо жизни
Ведущий. Береза чувствует душу человека. Она может разделить и радость, и горе человека. Может помочь в трудную минуту. Она и даст отдых уставшему путнику под кроной своих ветвей, и спрячет от посторонних взглядов влюбленных, и полечит, и накормит, и обогреет.
В каком радостном настроении мы возвращаемся домой после встречи с зеленой красавицей. Атмосфера праздника и сказки царит в березовой роще.
ПЕСНЯ «ОТЧЕГО ТАК В РОССИИ БЕРЕЗЫ ШУМЯТ.»
Ведущий. Но березки могут чувствовать приближение опасности, боль и страдание окружающих. Как почернели березы в июньские дни сорок первого .
Атаманский лес Слова: А. и Р. Уваровы
Стволы простреляны берёз
И под шатром небес
Грустит и плачет тихо лес,
Роняя капли рос.
А под травой, между корней,
Войны ржавеет сталь.
России вечная печаль
Здесь по округе всей.
Стволы обугленных берёз
Взметнулись ввысь небес,
И в тишине вечерний лес,
Роняет жемчуг слёз.
Ведущая: Многое пережили, увидели березы. На ее коре преобладали тогда черные пятна. Это были страшные для страны годы. С какой горечью береза провожала солдат на фронт.
Она, как мать, махала им в след своими зелеными ветками. Она знала, что многие не все вернутся с войны. Но также знала, что страна в опасности. И Родину нужно защищать.
Звучит песня « Священная война» 1 куплет
1. И вместе с народом на защиту встали деревья.
Деревья тоже воевали, как стяги, голову подняв,
Где нужно, гордо умирали, с груди своей листву сорвав.
Земли родной тревоги, беды по-настоящему поняв,
Они смотрели на свет белый, корнями Родину обняв.
1. Ведущая: С образом русской берёзы всегда связывались патриотические чувства русского народа, особенно в годы испытаний, в годы войны.
Воспитатель: В истории нашей Родины немало трагических страниц.
Русь защищалась от нашествия половцев и печенегов. Давала отпор монгола — татарам. Многочисленным завоевателям из Европы. Не сломило Россию наполеоновское войско в 1812 году. Выдержала наша страна огонь пожарищ революции и Гражданской войны в начале ХХ столетия, одержала победу над Германией в Великой Отечественной войне. И здесь белоствольная берёзка давала силы нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жён, невест, сестёр. Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и … за русскую берёзку! Березы появляются там, где нужна их помощь.
Ведущий: На Соловецких островах при посещении Голгофо-Распятского скита на острове Анзере изумляет людей удивительная береза-крест, выросшая на месте массовых захоронений узников Соловецкого лагеря – монахов, расстрелянных в двадцатые годы большевиками или умерших на каторге.
( слайд)
Ведущий 3. Вверх уходит высокий прямой ствол, две крепкие ветви раскинуты в стороны и образуют совершенно нерукотворный правильный крест метров 6 в высоту. Господь явил чудо как бы в память обо всех соловецких новомучениках и исповедниках. Стоит она на холме, а рядом стояла святая тысяча тонн поклонных деревянных десятиметровых крестов. Монахи говорят, что никто и никогда не подрезал эту березу, и считают её появление чудом. Молва об этой березе распространилась уже очень далеко. Поистине, берёза – это чудо, божественное и природное.
Чтец 6 Березы были рядом с человеком, когда фашисты вероломно напали на нашу страну. Это была тихая ночь, в этот день тысячи выпускников школ страны встречали рассвет солнца, как символ начала новой взрослой жизни. Они мечтали о счастье, любви. Но первые взрывы убили их мечты.
Отрывок песни « 22 июня ровно в 4 часа»
Танец » Дан приказ ему на запад»
Здесь же, под березами парни попрощались со своими невестами и ушли на войну.
Ведущая: Это была самая тяжелая и самая кровопролитная война в истории нашего народа. 1418 дней и ночей продолжалась великая битва с немецкими захватчиками. К 1941 году фашисты захватили почти всю Европу. А 22 июня на рассвете, в один из самых продолжительных дней в году, Германия начала войну против советского народа. Гитлер хотел истребить большую часть русского народа, украинцев, белорусов, а оставшихся превратить в рабов. Враг рвался к Москве и Ленинграду. И вот наступи ли самые грозные и тяжелые дни войны. 13-го октября начались ожесточенные бои под Москвой.
Ученик читает отрывок из стихотворения А. Прокофьева “Москве”.
Вся родина встала заслоном,
Нам биться с врагом до конца,
Ведь пояс твоей обороны
Идет через наши сердца…
1. Подошла война к Подмосковью.
Ночь в закате зарев долга.
Будто русской жертвенной кровью
До земли намокли снега.
По дорогам гремят тачанки,
им не страшен сильный мороз.
Приготовились к бою танки
Возле стен подмосковных берез.
Много могли бы рассказать о войне березы. Они видели, как в 1941 году обрушились на нашу землю свинцовые дожди, горели города, села, леса и поля, гибли люди.
Ведущий. Много славных героев погибло под Москвой.
Чтец в форме солдата.
Я помню, ранило берёзу
Осколком бомбы на заре.
Студёный сок бежал как слёзы
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли,
Спасли берёзу под Москвой!
И рано-раненько весною
Берёза белая опять
Оделась новою листвою
И стала Землю украшать.
И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
ВСЕ: «Родную, русскую берёзу
В обиду больше не дадим.
И враг не вошел в город. С победы под Москвой начался коренной перелом в войне.
Солдат: Не надо фраз про доблесть и отвагу.
Слова — всего лишь на всего слова.
Мы здесь стояли. И назад — ни шагу.
Мы здесь лежим. Зато стоит Москва.
Ведущая: Большое сражение произошло на реке – матушке Волге. Историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск! Впереди был долгий, трудный путь на запад, к великой Победе! Путь, вымощенный тысячами жизней.
ВЕДУЩИЙ 1
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад –
Он защищал Сталинград.
Звучит песня в исполнении Людмилы Зыкиной «Растет в Волгограде березка» 1 куплет
В краю полевом и лесном.
У нас в каждой песне – береза,
Береза под каждым окном.
На каждой весенней полянке-
Их белый живой хоровод…
( исполняется хоровод под фонограмму — минусовку)
Она растет на той земле, которая пережила 200 огненных дней. Она помнит разрушенный город, взрывы бомб, реки крови, стоны умирающих.
( на фоне мелодии)
1Но есть в Волгограде березка, —
2.Увидишь – и сердце замрет.
3 Как трудно она привыкала
4.К огню Волгоградской земли!
5.Лежат под березкой ребята,
Они защищали страну.
6.Трава под березкой не смята,
Никто из земли не вставал.
7.Но как это нужно солдату,
8Чтоб кто-то над ним горевал.
9.Ты тоже родился в России,
В березовом милом краю…
10.Теперь, где ни встретишь березку,
Ты вспомни березку мою.
11.Ее молчаливые ветки,
Ее терпеливую грудь…
12. Растет в Волгограде березка,
Попробуй ее позабудь!
Сталинградская битва длилась 6, 5 месяцев. 200 огненных дней и ночей бойцы, сказавшие себе и другим: «За Волгой для нас земли нет», мужественно сражались за наш город.
Встали с русскими едины
Белорусы, латыши
И армяне и грузины
Молдаване, чуваши
Все великие народы
Против общего врага
Все кому мила свобода и Россия дорога!
Звучит песня «. Берёзы России «клип
Березы символизируют верность и преданность русской женщины. Не случайно , береза — женского рода. Как мать она болеет душой за своих сыновей и дочерей, ушедших на фронт. Береза как мать готова укрыть ветвями от опасности своих детей.
Березы – как давние даты,
Что все еще в сердце остры.
Похожи на русских солдаток
Березы военной поры.
Светлы, величавы и строги,
С Россией сроднившись судьбой,
Стояли у каждой дороги,
Солдат провожая на бой.
Бежали за поездом следом,
В снегу утопая по грудь…
Зимою бежали и летом.
И был нескончаем их путь.
Собой партизан укрывали,
Плечом подпирали жилье.
Бойцам на коротком привале
Тепло отдавали свое.
Березы – разлуки и встречи,
Печаль над безмолвием трав…
Люблю ваши сильные плечи
И тихий приветливый нрав.
Ведущий 1:
» На фронте, не всегда грохотали пушки, свистели снаряды. Выдавались и редкие периоды затишья между боями. Многое необходимо было успеть за это время: привести в порядок форму, пообедать, просто поговорить с товарищами, написать письмо домой.
Советские солдаты любили на привале отдохнуть под раскидистыми ветками берез. Здесь они отдыхали душой, вспоминали свой дом, писали письма своим родным.
Солдат
(слайд Березовая роща)
Я люблю, когда шумят березы, когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы на глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно, отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно, будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза, словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза над могилой матери моей.
На войне отца убила пуля, а у нас в деревне у оград
С ветром и с дождем шумел, как улей, вот такой же желтый листопад.
Русь моя, люблю твои березы! С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы на глаза, отвыкшие от слез.
Солдат 2 . Среди полей на перекрёстке
Взлетел крылатый столб огня,
Снаряд ударил в ствол берёзки,
А показалось, что в меня.
Солдат. В июльский полдень, под обстрелом
Я вспомнил детство, отчий дом,
Берёзку, что легко шумела
Своей листвою под окном.
1. Пусть пулемёты снова брызнут
Смертельным яростным огнём!
Идём за милый край отцовский,
И если сгинем мы в боях,
То пусть товарищи берёзку
У нас посадят в головах.
2-й. Идёт огонь на нас стихией,
Летит трассирующая нить…
ВСЕ: Берёзка, солнце и Россия
Живут, и вечно будут жить.
9. Уходят солдаты, своей кровью добывшие Великую победу – живая история и летопись героического сражения. Но подвиг их бессмертен, он никогда не изгладится из памяти благодарных потомков.
(Солдат подходит к березке)
10. Нас братала военная осень,
Мы родные, берёза, с тобой-
Ведь недаром под сердцем мы носим
Два осколка от мины одной.
11. Нам с тобой в запас ещё рано,
То, что было, нам спать не велит:
Ноют наши военные раны,
Наша память, как рана, болит.
Притаились далекие грозы.
Тишина в подмосковном лесу…
Если что, ты надейся берёза:
Заслоню, обогрею, спасу.
12. ВЕДУЩИЙ 1
Человек может умереть дважды — там, на поле боя, когда его догонит пуля. А второй раз – в памяти народной.
Ведущий 2: Второй раз умереть страшнее. Второй раз человек должен жить!
ВЕДУЩИЙ 1: Во славу подвига нашего народа воздвигнуты памятники в граните и мраморе, в музыке и литературе,… Но ничуть не меньший памятник воздвигнут в народных сердцах.
ВЕДУЩИЙ 2
Память людская – самый великий, самый нерушимый памятник Победы.
Солдат : За селом, вдали, на перекрестке
Полевых едва заметных троп
Я узнал солдатские березки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня…
Возле тех березок подобрали
Чуть живым товарищи меня.
С той поры с любовью о березах
Говорили часто мне бойцы:
«Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенёс,
Если б мы тебя не напоили
Светлыми слезинками берез…»
ПЕСНЯ « БЕРЕЗОВЫЙ СОК»
Ведущий.
. Они видели, как обрушились на нашу землю свинцовые дожди, горели города, села, леса и поля. И вместе с народом на защиту встали деревья. Именно о фронтовой берёзке написал своё стихотворение Александр Прокофьев.
Береза ранена пулей, ей больно, плечо «ноет к непогоде».
И словно не дерево стоит перед нами, а солдат.
Звучит песня » Березка»
29. Всему миру известна белорусская Хатынь. 22 марта 1943 года отряд карателей согнал жителей в один дом, и всех сожгли живыми. Только одному человеку удалось выбраться из руин пожара. Теперь в центре мемориала Хатыни три берёзки, символизирующие жизнь, четвёртое дерево – узкое белое пламя Вечного огня погибших. Четвёртая часть населения Белоруссии была уничтожена фашистами. Белорусский поэт М. Танк посвятил этому событию стихотворение.
2-й ученик. У Хатыни, где камни
Поседели от горя,
Срубы хат домовинами братскими стали,
Где смерч огненный
Выпил всю воду в колодцах,
Три берёзы шумят
Под ветвями, дождями
Три берёзы четвёртую вспоминают…
Три берёзы шумят
Под зарёю румяной,
Три берёзы четвёртую вспоминают.
Воспитатель : Растут светлые красавицы берёзки и на белорусской земле. Несут светлую память о погибших солдатах, о народе, истреблённом фашистами. Сколько могил вырыто на русской израненной земле, сколько слез пролито по убитым. А бывало, что на месте боев не оставалось даже ни одного живого солдата. Все погибали, но врагу не отдавали, ни пяти русской земли.
Кто бы мог рассказать, но никто не дожил,
Не осталось — войной опалённых…
Здесь под каждой березкой солдат наш лежит,
И немецкий – у каждого клёна.
Никогда не узнаем мы их имена,
Только вдовьи не высушить слёзы.
Тех солдат не вернуть. Но наступит весна —
Будут белые плакать березы..
1. Образ берёзы вдохновлял солдат на борьбу с врагом. Недаром русский народ сложил поговорку: « Для врага и берёза – угроза. В минуту затишья, если была такая возможность, солдаты шли в баньку, чтоб очиститься от грязи, попариться березовым веничком. Выходили оттуда полные сил. Это березка дала им источник энергии. И шли в бой. Защищать свой отчий дом.
Воспитатель. Образ русской берёзки на просторах нашей страны наводил на фашистов страх. Они понимали, что чистота и свет этого дерева едины с мужеством русских солдат.
Берёзы, берёзы России –
Вы всё вместе с нами прошли.
И нету конца вашей силе,
Идущей от русской земли.
3. И наконец, наступила долгожданная победа. 9 мая 1945 года закончилась война.
Ведущий. Пришел мир на нашу землю. Люди радовались тишине. Березка надела свои белые наряды. Но горечь потерь достойных сынов Родины нанесли черные мазки краски на нарядную одежду наших белоствольных красавиц..
20миллионов человек погибло на фронтах, замучено в концлагерях, в застенках гестапо.
Звучит песня « Березы» из к/ф « Первый день мира»
Чтец 1:
Затихли военные грозы,
Свинцовый не цокает град.
Но горькие раны берёзы
Как память о прошлом хранят.
Их ливни целуют косые,
Ласкают их ветры, трубя,
Никто никогда их, Россия,
Не в силах отнять у тебя.
Летела б во мраке планета,
И трудно бы людям жилось
Без этого доброго света
Исконно российских берёз.
Ведущий. Прошло много лет с той страшной поры. Отгремели последние залпы орудий. Но память вновь и вновь возвращает ветеранов в, то время. Они возвращаются мыслями туда, где вместе с ними на защиту Родины вставали красавицы- березы.
1. 4 чтец. То ли ветер в глаза, то ли слёзы…
Я опять под Москвою стою.
Разрослась, постарела берёза,
Но легко я её узнаю.
Помню, помню: в дыму горьковатом
2. Не с любимой сидел я под ней-
Я солдатом лежал с автоматом
У её узловатых корней.
В небе облачко тихо проплыло,
Снова ждали мы трудного дня,
И берёза ветвями прикрыла
От недоброго взгляда меня.
А потом на исходе рассвета,
Когда стали опушки видны,
Зашипела на небе ракета.
Будто злая планета войны.
И окуталась дымом долина,
И завыл, заворочался бой!
Рядом с нами ударила мина:
Мне осколок, берёзе-другой.
Прянув книзу в испуганной дрожи,
Снова деревце прямо встает.
Сок её ощущаю на коже,
Кровь моя по берёзе течет.
Толи ветер в глаза, толи слёзы…
Я опять под Москвою стою.
Разрослась, постарела берёза.
Узнаю я её, узнаю!
В России издавна существует обычай: над могилой погибшего солдата сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в земном дереве. Тихо стоят берёзы у солдатских могил. Как много могли бы рассказать они о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей нам не найти. Последний поцелуй и привет умирающие солдаты посылали ей, березе, как символу Родины.
Ведущий. Все дальше уходит от нас 9 мая 1945 года, но мы по-прежнему помним, какой ценой достался нашим отцам и дедам тот день и каждый год отмечаем этот прекрасный и трагичный праздник вместе с ветеранами. 9 мая – это день Победы. И день памяти о тех, кто не вернулся с войны. В этот день в каждом городе, селе люди идут к братским могилам возложить цветы тем, кто ценой своей жизни дал нам возможность жить.
. 5 чтец. Как знак благодарности, признательности за свершенные подвиги, как символ непобедимости, растут на могилах советских солдат кудрявые берёзы
6. Много безымянных могил до сих пор находится на земле. Кто-то до сих пор ждет возвращения любимых домой . 30 июля 2011 года в деревне Володино появился новый памятник фронтовикам Великой Отечественной войны. Перед уходом на фронт Василий Трефилов посадил в поле березку. Он погиб, но душа его перевоплотилось в дерево. Здесь, под той берёзкой, которую Василий Ильич посадил до войны, и поставили памятник односельчане.
Звучит песня » Плачут по нам березы» Сергей Любавин
Воспитатель : Берёзка издревле олицетворяет образ светлой памяти. Она — символ памяти погибшим героям. Не случайно в память о погибших в ВОВ люди высаживают березы на местах сражений. Люди считают, что души погибших живут в березах. Есть даже такой обычай — украшать весной ветки берез красными лентами. Здесь люди черпают силу, обняв ствол березки. Здесь солдатки вспоминают своих мужей, не вернувшихся с войны.
Перекличка
1. К столетию Бородинского сражения близ деревни Шевардино были посажены в форме гигантского креста сотни берёз. В эти дни исполняется 200-летие начала Отечественной войны с Наполеоном.
2.В Кардымовском районе историческую годовщину отметили закладкой Аллеи славы на одном из легендарных мест — на поле возле деревни Лубино. Более 70-ти берёзок выстраиваются в Аллею славы на месте будущего мемориала в честь битвы при Лубине. Каждому полководцу, каждому полку, сражавшемуся на этой земле, между берёзами планируется поставить свои памятники. Но главный – уже присутствует.
3.В сибирском городе Ялуторовское есть берёзовая роща имени погибших солдат. 30 апреля три тысячи человек школьники, студенты, работники предприятий города и ветераны войны пришли в парк, чтобы посадить деревья .
4. Около двух с половиной миллионов наших воинов полегли на полях сражений в Центральной и Восточной Европе. В память о них установлено около 4 тысяч воинских мемориалов.
5. Могилы наших солдат находятся на территории Норвегии, Финляндии, Германии, Австрии, Нидерландов, Франции, Дании, Польши, Чехии, Венгрии, Испании, Сербии, Румынии, Болгарии, Литвы, Латвии, Эстонии и других стран.
6. В Германии, страны, которая проиграла войну, но нашла в себе мужество признать ошибки, чтят память русского солдата. В одном только Берлине три памятника: в Трептов-парке, Тиргартене и в народном парке Шенхольцер-Хайде. Чтобы эта часть Берлина еще больше напоминала Россию, немцы посадили березы. Стоят 3 берёзки у Вечного Огня в любом уголке России, потому что каждый четвёртый россиянин погиб во время этой войны.
Ведущий2
Неугасима память поколений,
И в память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим…
Ведущий1
Минутой молчания мы чтим всех погибших в Великой Отечественной войне.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Звучит метроном
Ведущая: Чем же мы оплачиваем березе за её щедрое добро? Человек высаживает берёзы около своего жилища, в садах и парках. Берёзы растут на Кремлевском холме, на просторных аллеях вокруг Московского университета (показ фотографий). Это лучшая благодарность человека берёзе. Красоте её белых стволов, тонких веток, ажурной, словно кружевной листве отдали дань композиторы, художники, поэты.
Все поют песню » Березы России» на фоне видеоклипа
Ведущий. Нет на русской земле человека, который не любил бы красоты русской природы. Русские березки как магнит притягивают всех к себе. Космонавт Юрий Гагарин очень любил ходить в березовой роще. Там он отдыхал и телом, и душой. Здесь он провел последние дни перед полетом в космос. Здесь, в космическом городке, поставлен памятник русскому парню, погибшему при испытании нового сверхскоростного истребителя, который так любил жизнь, свою Родину и русскую природу. ( Слайд)
Чтец:
Гагарин!.. Юрий!.. В счастье плачу,
Ты к миру вышел из берез России и
под берёзу русскую ушёл. …
Берёзки в нём вершинами сошлись.
И все цветы, что на земле поникли,
В нём отражённы и улетают ввысь.
песня » Березовая Русь» Денис Зайцев
Воспитатель : Пройдут десятки, сотни лет, но образ берёзы не потеряет своей значимости: как и в былые времена, она будет символизировать нашу могучую, славную Родину, будет дарить нам свой свет и красоту. И быть ей на наших просторах вечно. Потому что вечен наш народ, молода душа русского человека , вечна земля русская!
Песня «Люблю березу русскую» в исполнении всей группы
Березы, березы России –
Вы все вместе с нами прошли.
И нету конца вашей силе, Идущей от русской земли.
8. Берёзы, берёзы над каждой могилой…
Так русских хоронят на родине милой,
В себе заключает берёза такое…