Что делать, если подросток хочет бросить школу?
Подростковый возраст считается самым сложным для родителей. У взрослеющего ребенка меняется характер, старые увлечения уходят на задний план, а их место занимают новые. В это время подростки впервые сталкиваются с первой любовью и первыми серьезными переживаниями, некоторые из них примыкают к рядам молодежных субкультур, другие же просто оказываются в плохой компании. Что же делать родителям, если ваш подросток заявил, что хочет бросить школу? Как отговорить его от этого опрометчивого шага и помочь ему разобраться с его проблемами, и не стать при этом его врагом номер один? Обо всем этом расскажет «Я родитель».
Почему дети бросают школу?
В большинстве случаев заявление подростка о том, что он хочет бросить школу, имеет под собой вполне конкретные причины. В подростковом возрасте многие дети не находят понимания среди своих ровесников или же переживают серьезные личные драмы, что и побуждает их таким странным образом решить свои проблемы – просто избавиться от них.
Если над ребенком постоянно издеваются одноклассники, смеются над ним, дразнят и устраивают настоящую травлю, его желание полностью уйти из этой давящей атмосферы оказывается вполне оправданным.
Если же причиной желания бросить учебу является личная драма, то таким образом подросток пытается найти выход из пока еще незнакомой и неприятной для него ситуации. Например, мальчик влюбился в свою одноклассницу, а она упорно его не замечает и встречается с другим парнем – влюбленному подростку становится просто морально трудно наблюдать за тем, как объект его любви дарит свое внимание другому. Еще хуже обстоят дела, если чувства поначалу оказались взаимными, но отношения закончились, едва успев начаться, и закончились они не по вине подростка, а потому что он оказался брошенной стороной. Первая любовь – вещь очень серьезная, неспроста же многим людям она запоминается на всю жизнь. Поэтому переживания ребенка в этом возрасте вовсе не являются надуманными, и они ничуть не менее болезненны, чем аналогичные ситуации во взрослом мире. Просто взрослые, в отличие от подростков, умеют брать свои эмоции под контроль, отвлекаться от мучительных мыслей. А дети, в силу своей неопытности, этого делать не умеют, и в итоге любая трагедия приобретает для них вселенский масштаб.
Удивительно, но иногда к желанию расстаться со школой раньше времени приводят и счастливые подростковые love-story. Если подростки испытывают первую взаимную симпатию, им хочется как можно больше времени проводить вместе. Под влиянием светлой эйфории от первого ответного чувства значимость учебы уходит на второй план, и вот уже несколько пропущенных уроков плавно превращаются в четкую уверенность, что лучше бросить учебу, найти работу и жить в свое удовольствие с объектом своей симпатии.
Порой желание бросить школу приходит к подростку под влиянием дурной компании, в которой он оказался. Если он проводит много времени среди ровесников, которые считаются «крутыми» и часто пропускают занятия, ему хочется тоже как-то проявить себя – отсюда появляются плохие отметки и пропуски уроков. А когда ребенок понимает, что для наверстывания упущенного у него просто не хватит сил и времени, он выбирает самый доступный способ решить проблему – просто бросить учебу.
Иногда дети в подростковом возрасте просто внезапно теряют интерес к учебе. Так происходит, когда у них появляется какое-то хобби, которому они хотят посвящать все свое свободное время. Уроки и отметки перестают их интересовать, а ежедневное посещение занятий превращается в настоящую пытку, когда ребенок весь школьный день сидит как на иголках и совершенно не слушает учителя, думая лишь о том, когда, наконец, прозвенит последний звонок и он займется любимым делом.
Также потеря интереса к учебе может быть связана с осознанием подростком того дела, которым он хочет заниматься в дальнейшей жизни. Например, учащийся физико-математического класса вдруг понимает, что эти дисциплины ему совсем не пригодятся, потому что он хочет быть журналистом или музыкантом.
Советы родителям
Если подросток вдруг заявил, что собирается бросить школу или уже не появляется на занятиях длительное время, воспользуйтесь этими советами. Быть может, они помогут вам переубедить ребенка или вместе найти компромиссное решение.
Не поднимайте крик и не впадайте в истерику, как только ваше чадо озвучило вам свое решение! Лучше спокойным тоном сообщите ему, что хотите откровенно поговорить с ним на эту тему. Найдите подходящее для разговора время, создайте спокойную и подходящую для беседы атмосферу и попросите ребенка подробно рассказать, почему ему в голову пришло такое решение. Сразу предупредите, что ругаться вы не станете и что вам просто необходимо узнать, что же произошло в его жизни, что привело к таким глобальным переменам. Подросток, увидев, что вы относитесь к его словам серьезно, будет готов поделиться с вами наболевшим.
Если же ребенок ни в какую не хочет объяснять, почему он хочет бросить школу, попробуйте найти человека, которому он доверяет и попросить его узнать причины такого решения. Это может быть старший брат, лучший друг, дядя или тетя – одним словом, любой человек, с которым у вашего ребенка давно сложились доверительные отношения.
Узнав истинную причину, попробуйте вместе с подростком отыскать выход из сложившейся ситуации. Объясните ему, чем чревато отсутствие среднего образования, почему без аттестата он не сможет получить профессию своей мечты и приведите примеры людей, которые в свое время бросили школу и закончили свою жизнь весьма плачевно.
Если ваш ребенок страдает от травли со стороны одноклассников, предложите ему вариант перевода в другую школу или класс. Если он ни в какую не хочет ходить на занятия, попробуйте поговорить с преподавателями и директором школы о возможности домашнего обучения – иногда такая альтернатива вполне устраивает подростка.
Если подросток переживает личную драму, приведите ему похожие примеры из вашей собственной жизни или жизни ваших родных и знакомых. Главное, чтобы ребенок понял, что боль через какое-то время уйдет, а вот шанс устроить свою дальнейшую жизнь будет безвозвратно потерян.
Если ребенок наоборот находится на пике эйфории из-за первых взаимных чувств, разрешите ему проводить больше времени с объектом его влюбленности. Скажите, что если он продолжит посещать занятия, то вы освободите его на время от домашних обязанностей, чтобы он мог проводить больше времени со своей девушкой или парнем. Наведите его на мысль, что хорошо оконченная школа поможет ему при поступлении в институт, а значит впоследствии его будет ждать хорошая работа, которая позволит молодым влюбленным зарабатывать собственные деньги и тратить их на свои нужды и совместные планы.
Если подросток подался в молодежную субкультуру или же просто попал в плохую компанию, постарайтесь побольше разузнать о его новых друзьях. Подключите тех людей, которым ваш ребенок доверяет и попросите их узнать, чем они занимаются на встречах, куда ходят, чем увлекаются. Быть может, внешне странные ребята на деле окажутся интересными и творческими людьми и вам просто придется помочь своему ребенку приобщиться к их делу, например, — записать его на курсы гитары, и тогда он успешно сможет сочетать учебу со своими личными увлечениями.
Если ребенок потерял интерес к учебному процессу, вам стоит откровенно поговорить с ним о его планах на будущее. Если он уже определился со своей будущей профессией, имеет смысл вместе с ним рассмотреть все имеющиеся перспективы. Если на выбранную им профессию обучают только в профессиональных училищах, возможно, стоит забрать документы из школы и дать ребенку возможность закончить ПТУ по той специальности, которая ему действительно интересна. Если же ваш подросток метит выше – стоит расписать ему все преимущества оконченного среднего образования, без которого получения высшего ему попросту не светит. Ищите компромиссы! Быть может, стоит перевести его в класс другого направления или же в специализированный лицей, где он сможет реализовать себя в учебе.
Если никакие уговоры не помогают и у вас уже опускаются руки, попробуйте обратиться за консультацией к подростковому психологу – специалисту обязательно удастся найти индивидуальный подход к ребенку и помочь ему преодолеть трудности.
Юлия Шершакова
Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете.
Бросить школу и заняться бизнесом: почему детям неинтересно учиться | ОБЩЕСТВО
В одном интервью академик Вячеслав Иванов сказал, что современное массовое образование подавляет возможности мозга. Действительно, не все дети могут справиться со школьной программой и по-разному реагируют на возникающие трудности. Были ли в Югре случаи, когда дети уходили из школы, не получив даже среднего образования? Как сложилась их судьба? Есть ли альтернатива общему школьному образованию?
Случаи, когда ребёнок уходит из школы, не получив даже аттестат о среднем образовании, – единичны. В нашем округе есть такой пример: Никита бросил школу с разрешения родителей. Сейчас он работает на предприятии в высокотехнологичной компьютерной отрасли.
Школа мешала образованию
– Никита, как вышло, что ты окончил только пять классов, как решились на это твои родители?
– Я ушёл из школы в шестом классе, потому что обучение давалось мне с трудом. Многие отмечали, что я не глупый. Скажу больше – я считал, что учиться надо, и даже искренне пытался это делать. За всё время обучения я не прогулял ни одного урока. Рисование, пение, хореография и физкультура были мне интересны. По этим предметам я получал четвёрки и пятёрки. От остальных было ощущение тумана, а оценки – тройки и двойки. Мне нравилось общаться с друзьями, и не нравилась, по сути, сама школа. Почему кто-то решает за меня, что я должен изучать? Откуда эти люди знают мои интересы? Мне нравятся слова Марка Твена: «Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию».
После долгих мучений родители решили в школу меня не водить. Точнее, они сказали, что примут моё решение. Думаю, они поддержали меня, потому что сами не испытывали большого доверия к школе, понимали, что она во многом бесполезна и даже вредна. А я это понял уже в четвёртом классе.
– А как отнеслись к твоему решению одноклассники?
– Кто-то повторял слова родителей про необходимость образования. Были и те, кто меня поддерживал. Но повторять мой опыт никто не хотел. Разница в том, что я прошёл трудный путь и был готов отвечать за своё решение. А их зацепило только то, что я не хожу в школу. Они считали, что это круто. О дальнейшем не задумывались.
А ведь нужно чётко понимать, что попытка ребёнка идти своим путём приведёт к тяжёлому психологическому давлению на него. Теперь я думаю, что только самый отчаянный псих будет пытаться идти по моему пути. Пока голова не на месте, такой образ жизни будет попросту нереален. И мне, и моим родителям пришлось выслушать много разного абсурда от людей. Но мы выдержали.
– Учителя, милиция, чиновники от образования – были какие-то уговоры, угрозы, санкции с их стороны?
– Один раз побывал в милиции: отвечал на вопрос, почему я не хожу в школу. Это был непростой разговор, но женщина-инспектор меня поняла и даже посочувствовала, что родителям придётся заплатить штраф. А ещё ей было неудобно, что вместо того, чтобы ловить преступников, им приходится создавать такие неприятности нормальным людям. Больше в нашу жизнь никто не вмешивался. Кстати, штраф мы так и не заплатили.
Делаю то, что интересно
– Как сложилась твоя жизнь без школы?
– Мне было 12 лет, но родители относились ко мне как к взрослому, и я старался соответствовать этому. После долгих совместных раздумий меня – разумеется, по знакомству – устроили курьером при типографии. Мы тогда жили в большом городе. Я принимал заказы, выписывал бухгалтерские счета, распечатывал платёжки и накладные. У меня появились небольшие, но лично заработанные карманные деньги. С первого крупного заказа купил игру PSP (мечта детства), со следующего – компьютер. Потом стал работать дизайнером визиток, после – дизайнером сайта. Осваивал профессию с нуля. А когда мне исполнилось семнадцать, меня позвали на предприятие. Тоже дизайнером – это была моя мечта. Я набирался опыта, многому научился на новом месте работы. Коллектив был волшебный. Я бы даже сказал – семейный.
Фото: АиФ / Павел Прокопов– Чем ты занимаешься сегодня, о чём думаешь?
– Я занимаюсь тем, что мне интересно. Мне нет дела до того, сколько мне за это заплатят, можно ли на этом месте брать взятки. Одна моя знакомая заставляла своё чадо учиться, чтобы он стал пожарным инспектором. Думаю, понятно для чего. Если мне что-то интересно, я это изучаю. Например, интерес к созданию сайтов перерос в мою профессию. Работа обычного веб-дизайнера меня уже не устраивает, и я собираюсь организовать своё дело.
– Но если тебе понадобится аттестат, чтобы поступить в вуз или для карьеры? А может, у тебя проснётся интерес к наукам?
– Насколько я вижу, в реальности науками интересуется малая часть людей. Большинству это просто не нужно и не интересно. Меня же интересует жизнь вокруг меня, а не та, которая протекает в чиновничьих кабинетах, научных лабораториях или в головах учёных. Хочется всего добиться самому.
Очень хочу научиться летать на самолёте. Уже летал пассажиром, и меня «зацепило». Появятся другие задачи – буду решать. Знаю, что могу рассчитывать только на себя и на своих друзей. Их у меня достаточно.
Школа, виновата
Александр Безверхов, член экспертного совета Национальной родительской ассоциации:
– Недостатки нашего образования фундаментальны: массовость, классно-урочная система, неадекватность школьных программ, разнооб-разие предметов, изучаемых одновременно, избыточное и несвоевременное теоретизирование, наличие специфических предметов (молекулярная биология, основы матанализа), которые нужны единицам, оторванность получаемых знаний от жизни. Обучение в целом организовано способом, «недружелюбным мозгу». В итоге – нервные перегрузки. Многим детям из-за стресса стоит уходить из школы.
Есть прецеденты: родители 5-6 первоклашек открепляли из бюджета деньги на обучение своих детей. Нанимали на них учителя и по очереди предоставляли место для занятий в своих квартирах. Стресс для детей – минимальный, оплата педагогу – приличная, продолжительность уроков зависит от надобности детей, а не школы. Каждому ребёнку уделяется больше времени. Выбор учителей широк – немало толковых педагогов ушло из школы, не в силах выносить бессмысленный бюрократизм.
Подросток, которому не нравится школа, может пойти в профучилище или колледж. Там за год проходят 10-11 классы, а требования ниже. Потратив на 8 месяцев больше, чем одноклассники, он получит аттестат и востребованную профессию. Сможет поступить в вуз. Сегодня там, кстати, много инфантильных студентов. А для общества полезнее, если будут учиться взрослые, ответственные люди.
Алёна Савкина, педагог-психолог:
– Часто дети, которые бросают школу, болтаются по улицам, занимаются проституцией, становятся наркоманами – их жизнь не складывается. Но некоторым везёт – они становятся успешными людьми и ни о чём не жалеют.
В школе педагоги на таких детей давят, потому что те «тянут» показатели успеваемости вниз. Вопрос «школа – это хорошо или плохо?» стоял всегда. Просто сейчас он воспринимается острее. Учителям нужно писать много отчётных документов, планов, проектов, разрабатывать новые технологии – это отвлекает их от детей.
Раньше дети могли остаться на продлёнку, школу интересовал каждый конкретный ребёнок, а сейчас, особенно с появлением ЕГЭ, важнее общая оценочность.
Правда, есть и некоторые преимущества. Например, можно поступать сразу в несколько вузов. Но в том же МГУ не принимают по результатам ЕГЭ, педагогам надо видеть абитуриента, говорить с ним.
Анна Плецкова, руководитель юридической службы:
– Сегодня в России обязательным является 11-летнее образование. Родители и опекуны должны создавать возможности для его получения. Уклонение от выполнения этой обязанности может стать основанием для лишения их родительских прав. Просто удивительно, что семье Никиты удалось избежать неприятного общения с органами опеки, которые должны были потребовать от директора и классного руководителя сделать всё, чтобы мальчик окончил школу. Надо понимать, что для людей без аттестата закрыты многие двери. Они не смогут поступить в вуз, сделать карьеру (возможно, со временем такие желания возникнут), найти достойную работу. Таковы законы общества, в котором мы живём. Разве что в бизнесе отношение к аттестату другое.
Детей, которые не хотят учиться в школе, не усваивают программу, много. Но можно перевести ребёнка на семейное обучение, экстернат. Эти формы уже работают. Найти выход из ситуации можно всегда – было бы желание.
Смотрите также:
Школу разрешат бросать в 15 лет
Вчера Госдума приняла очередные поправки в Закон «Об образовании». Народные избранники предлагают новый порядок отчисления детей из школы. Теперь бросить учебу можно уже в 15 лет! Нужно только согласие родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и местного органа управления образования. Правда, родителей вместе с чиновниками обяжут в течение месяца найти для недоросля занятие по душе, то есть трудоустроить.
Как мне объяснили в Комитете Госдумы по образованию и науке, такой порядок и раньше действовал в системе образования. Просто теперь школа не сможет самостоятельно отчислить ребенка за неуспеваемость или плохое поведение. Для этого необходимо создать комиссию из педагогов, специалистов органов опеки и родителей школяра.
Поправки, по мнению депутатов, помогут справиться с подростковой преступностью. Прилежные ученики не будут попадать под тлетворное влияние своих неблагополучных сверстников. А те, кто не хочет учиться, тоже вздохнут спокойно: теперь можно бросить ненавистную школу и заняться куда более интересными вещами. Законно.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Дмитрий РАСТИМЕШИН, юрист, редактор вкладки «Документы» газеты «Первое сентября»:
— По большому счету ничего не меняется. Порядок отчисления детей из школы не стал ни проще, ни сложнее. Госдума в очередной раз продемонстрировала, что вместо решения принципиально важных вопросов депутаты заняты имитацией бурной деятельности, обсуждая абсолютно бесполезные поправки.
Андрей РЯБЦЕВ
ВОПРОС ДНЯ
Что будет, если подросток перестанет учиться?
Ксения СОБЧАК, телеведущая:
— Конечно, иногда люди вынуждены бросать школу, чтобы заработать. Но лучше все-таки совмещать учебу и бизнес, потому что ту базу, которая закладывается в школе, уже никогда не восполнишь.
Игорь МЕЛЬНИК, девятиклассник московской школы № 1211, 14 лет:
— Ну и правильно депутаты решили! Классно теперь все будет. Меня уже школа достала. Вот доучусь год и работать пойду.
Юрий СТОЯНОВ, телеведущий «Городка»:
— Наш парламент постоянно работает с опозданием. Он узаконил то, что существует на самом деле: огромное число детей уже давно не учится, а те, кто учится, находятся на уровне, на котором я был в 13 лет. Это ужасно…
Сергей САМОЙЛОВ, советник Президента РФ, бывший директор детдома:
— Школу в 15 лет бросают, как правило, те, кому не на кого опереться в жизни. Как бывший детдомовец могу сказать: «ранняя взрослость» редко когда приводит к чему-то хорошему…
Виктор РЫБИН, солист группы «Дюна»:
— Если в 15 лет бросить школу, то в 16 лет можно бросить университет, в 17 — аспирантуру, в 18 — Академию госслужбы… А в 19 тебя заберут в армию и там вправят мозги!
Наталья ГАЛИЦКАЯ, учитель математики
158-й московской школы:
— И что это изменит? Всегда так было: кто не хотел, тот и не учился. А теперь дети вполне законно смогут вместо школы торговать с родителями на рынке.
Владимир ВИНОКУР, сатирик:
— Ничего хорошего не будет. У нас и так образование хромает. Знаете, что получится: если сейчас в «дедовщине» в армии министр обороны винит телевидение, то вскоре вину, видимо, свалят на школу.
Владимир ФИЛИППОВ, министр образования РФ (1998 — 2004 гг.), ректор Российского университета Дружбы народов:
— Новая поправка в закон только разрешает школам освобождать от обучения 15-летних, но вовсе не обязывает их это делать. Нововведение не должно стать поводом для выдворения из школ трудных подростков.
Марина, Москва, читатель сайта WWW.KP.RU:
— В том-то и дело, что ничего не будет — ни работы, ни денег. Ничего!
Что делать, если ребёнок хочет бросить школу?
Вы спрашиваете — «Мел» отвечает
Когда ребёнок заявляет, что не хочет ходить в школу, обычно первая реакция родителей — это гнев. Они часто не задумываются о том, что так проявляется не подростковое бунтарство, а гораздо более серьёзная проблема. Психолог Анна Боева рассказала, когда стоит проявить твёрдость и в каких случаях ребёнку требуется помощь специалиста.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Вопрос. Несмотря на успехи, подросток абсолютно не хочет учиться, а думает бросить школу и на финишной прямой уйти в никуда. На все наши разговоры ответ один: «Мне всё равно, что и как будет дальше». Что делать?
Ответ. У такого поведения может быть две причины. Ребёнку может быть одиноко или он чувствует себя изгоем. Вероятно, каждый день он сталкивается с огромным количеством унижений и оскорблений в свой адрес. Возможно, его даже травят. Скорее всего, такие слова — это крик о помощи. Здесь ответственность родителя состоит в том, чтобы понять, как помочь.
Нужно узнать, какие у ребёнка отношения внутри класса: поговорите сначала с учителем, потом со школьным психологом. А вот с одноклассниками советоваться не стоит — это вторжение в личную жизнь ребёнка, которое только подорвёт его доверие к вам.
Бывает, что ребёнку просто скучно учиться. У него всё получается, а школа ассоциируется с постоянным выполнением ненужной и неинтересной работы. Тогда стоит обсудить с ребёнком вариант перевода в другую школу с более сложной программой и профилем, который ему подходит. Там он будет чувствовать себя в кругу сверстников, которым интересно то же, что и ему.
В любом случае родителю стоит проявить свою власть. Нам сложно ставить жёсткие границы детям, потому что нам кажется, что они перестанут нас любить. Но подросткам такие границы очень нужны. Для них это возможность опереться на родителя и понять, что можно, а что нельзя.
Дайте ребёнку понять, что вы на его стороне и готовы помочь решить проблему. Но также объясните, что школа — это его работа и детская обязанность, поэтому бросать её нельзя.
Можно обратиться к психологу. Часто такое поведение — это способ привлечь внимание. Иногда есть проблемы в семье, которых родители не замечают. Поэтому сначала вам стоит сходить на консультацию без ребёнка. Далее вы можете объяснить ему, что существуют как частные специалисты, так и школьный психолог. Предложите ему посетить психологическую группу для подростков со схожими проблемами, если они есть.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Фото: Shutterstock (PanyaStudio)
Как помешать ученикам бросить школу?
Рекомендации делятся на три направления: «срочные меры» в «группах риска»; предупредительные долгосрочные меры, направленные на улучшение преподавания и сопровождение учащихся; рекомендации о том, как помочь тем, кто уже бросил школу, вернутся к образованию.
Сегодня во Франции ежегодно 100 000 подростков бросают школу, так и не получив аттестат. По мнению Cnesco, основанному на рекомендациях экспертов, подростки бросают школу из-за «ранних трудностей в обучении», которые часто выражаются во второгодничестве, а также связаны с социальным статусом и школьным окружением.
В этой ситуации Совет предлагает скорее «предупреждать проблему, чем лечить ее». Среди рекомендаций – не только улучшение качества обучения и помощь в профориентации, но еще и улучшение связей с родителями, наиболее далекими от школы, оздоровление школьного климата и развитие чувства принадлежности к школе.
Прежде всего Cnesco предлагает в срочном порядке определить тех учеников, которые вот-вот бросят школу, отслеживая признаки неблагополучия, и предлагает всем школьным работникам свои рекомендации. Кроме того, необходимо развивать альтернативные пути для борьбы с этим явлением. Например, если подросток постоянно опаздывает, а это один из признаков неблагополучия, стоит включать его в коллективную работу. Если он портит школьное имущество, то ему придется заняться уборкой и ремонтом и т.д.
Для укрепления связи с родителями следует посылать им СМС, чтобы в реальном времени держать их в курсе возникающих проблем и быстро вызывать в школу для беседы с учителями, а также с врачом или психологом из Министерства образования.
Долгосрочная программа включает сопровождение на протяжении всего обучения и использование различных ситуаций и контекстов, чтобы помочь ученику сделать правильный выбор относительно направления дальнейшего обучения. Для улучшения школьного климата и развития чувства принадлежности к школе, напрямую связанного с проблемой, нужны укреплять связи внутри школы и предоставлять ученикам различные возможности для самовыражения.
Перевела Александра Ратай
Подросток хочет бросить учебу. Что делать?
People фото создан(а) rawpixel.com — ru.freepik.com
Как я хотела бросить школу
Мой восьмой класс закончился весьма трагически для меня. Я ушла из одной из самых сильных школ Петербурга из-за травли. Амбиции были побеждены простым человеческим желанием учиться спокойно, без постоянной борьбы и противостояния насмешкам. Если честно, уже после восьмого класса, к концу которого я, кстати, и пришла к неформальному имиджу, мне хотелось бросить учебу. Ну а что? После восьмого класса можно идти в поварской техникум, который мне в шутку порекомендовала мама, когда моя успеваемость упала настолько низко, насколько не падала никогда. Тогда у меня появилась мечта: я хотела делать пирсинг и татуировки, совмещая это все с работой фотографа. Меня завораживало то, что человек берет свое тело и рисует на нем, как на холсте, а фотографию я воспринимала как процесс созерцания человеческого тела. Мои, несомненно, романтичные мечты не имели ничего общего с реальностью: только «хочу» и красивая картинка, образ.
В тот раз маме удалось меня отговорить. Она аргументировала свою точку зрения тем, что бросить учебу я смогу в любой момент, а наверстывать упущенное будет сложнее. Ее доводы показались мне логичными, и я дала образованию второй шанс. Мой девятый класс протекал в атмосфере максимальной гуманитарности, в абсолютном любовании словом и искусством слова. К концу года происходящее мне порядком осточертело, и я твердо решила-таки бросить учебу, заработать в сфере общепита на курсы тату-мастера и пирсинг-мастера и заниматься тем, чем мне заниматься нравится. Сейчас я понимаю, что причины моего желания были иными, но о них позже.
Изображение ilovetattoos с сайта Pixabay
Мама отговорила меня и в этот раз, и ее аргументом были мои очевидные способности к точным наукам. Я мечтательно подумала о больших зарплатах айтишников и решила остаться. После десятого класса уходить не было смысла – что я, зря целый год томилась в школе? Зато к концу одиннадцатого класса, который тоже выдался достаточно сложным, я поняла, что не хочу поступать в вуз. И вот здесь моим родителям сказать было нечего. Я готовилась к поступлению в технический вуз, но вдруг воспряла духом и начала писать со страшной силой, вспомнила, как писала с самого детства, вспомнила, как фанатично строчила репортажи в детском кружке начинающих журналистов, и почувствовала, насколько я люблю слово и насколько хорошо мне удается владеть им. И родители сдались. Я не поступила. Я даже не стала подавать документы. И сейчас я нигде не учусь. Однако только сейчас я прервала учебу сознательно. Предыдущие два раза были не желанием бросить учебу. Все было гораздо сложнее.
Почему многие подростки хотят бросить учебу
Протест
В подростковом возрасте происходит переосмысление ценностей и приоритетов, и в какой-то момент этого переосмысления ребенок просто отрицает все то, что ему прививали изначально. «Плохие» мамка с папкой хотят, чтобы ребенок выучился? Получите, распишитесь – ребенок бросает школу. «Плохие» родственники хотят, чтобы деточка получила высшее образование? Опять же, получите – деточка пойдет в самый плохой техникум, какой только сможет найти, а еще лучше – пойдет работать в фастфуд-ресторан. Чем ярче будет ваша сосредоточенность именно на образовании, тем более сильное сопротивление вы получите. Это работает так же, как давление. И работает это подобным образом не только с подростками. Просто подростки сильнее боятся манипуляций и чужого влияния.
Усталость
Одиннадцать лет человек почти каждый день встает, надевает неудобную и некрасивую школьную форму, собирает полторы тонны учебников и идет на семь-восемь часов к людям, которые на него кричат и требуют постоянного интеллектуального напряжения. Кто угодно устанет. Я, например, устала, а моя подруга устала еще сильнее – она поступила в достаточно престижный вуз, а потом передумала и забрала оттуда документы. Настолько ее утомила постоянная учеба. Подобное происходит из-за весьма неграмотного отношения родителей к образованию чада. Если вы настаиваете на походе в школу даже в случае, если ребенок плохо себя чувствует или испытывает очень сильное отторжение и усталость, если вы ругаете и гнобите за оценки, если вы ставите школу во главу угла, то добро пожаловать: ваш ребенок, скорее всего, ненавидит школу, и он, вероятнее всего, попытается уйти из нее как можно раньше. Он просто решит, что у него нет сил на еще какой-то ЕГЭ, какие-то занятия, какую-то подготовку. Не легче ли пойти учиться в техникум? Ребенок будет думать не о будущем, а о том, как сохранить свои нервы. А вот еще вариант: может, ребенок сам себя нагрузил, устроившись, как я, на две работы. Естественно, при такой колоссальной нагрузке никаких ресурсов на дальнейшую учебу не будет. Будет бесконечное истощение, постоянное напряжение, которое кончится только тогда, когда ребенок осознает, что больше не может, а осознает он в самый последний момент – я, например, не так давно ушла со второй работы, а весь одиннадцатый класс пахала, как ломовая лошадь .
Дискомфорт
Если вашего ребенка травят, если он сталкивается с агрессией со стороны учителя – вряд ли он захочет задержаться в школе подольше. И его можно понять. В этом случае нелюбовь к школе и нежелание учиться понятно и закономерно, и виной тому – невнимательность родителей, а также подход «Да нормально, всех гнобили». Нет, гнобили не всех, и такая ситуация ненормальна. Однако намерение ребенка бросить учебу в подобном случае является лишь следствием, которое несложно устранить. Травля не просто мешает, она уничтожает ребенка . И убивает желание и возможности учиться.
Изображение Ulrike Mai с сайта Pixabay
Стоит ли переубеждать ребенка
Давление никогда не поможет вам – наоборот, оно сработает против вас. Аргументы, которые вы приведете ребенку, будут в первую очередь производными от вашего личного опыта и вашей личной точки зрения. Давления не должно быть ни в коем случае – оно сведет на нет все старания . Поэтому данный момент требует максимальной осторожности. Убедив ребенка, вы можете сломать его судьбу, и в результате вы будете обвинены во всех смертных грехах, причем абсолютно справедливо. Однако если вы не переубедите ребенка, на вас тоже потом могут посыпаться все шишки, а их будет много, и ребенок, опять же, будет прав. Все дело в том, что не существует общего подхода. Так как понять, стоит ли настаивать на том, чтобы ребенок оставался в школе? Давайте разберемся.
Когда ребенка стоит переубеждать и как это сделать
Приходит к вам дитя и объявляет, что все, после девятого класса в школу возвращаться оно не собирается. Не разводите панику! Поговорите словами через рот. Чтобы понять, насколько серьезны намерения вашего ребенка, спросите, куда он собирается поступать и собирается ли вообще. Затем – почему конкретно он хочет уйти. Если он не знает, куда будет поступать, если отвечает размыто типа «ну куда-нибудь поступлю», а уходит из школы, потому что «задолбала эта школа», – значит, переубеждать стоит, причем немедленно. Ребенок хочет не учиться в техникуме, он просто не хочет возвращаться в школу и продолжать учебу. Получается, он пытается таким образом бежать от того, что ожидает его в школе. Выясните, что ему не нравится: программа, одноклассники, учителя, нагрузка. Объясните, что в техникуме может быть еще сложнее и что стоит просто сменить обстановку.
А потом вместе составьте план действий. Вместе сядьте и распределите нагрузку: когда – репетитор, когда – дополнительные занятия, в какие дни обязательно-обязательно нужно быть в школе. Есть время – есть возможность восполнить свои ресурсы. Времени нет – ребенок постоянно утомлен.
Поговорите с учителями, которые смеют обижать вашего ребенка. Поговорите с родителями одноклассников, которые травят. Позвольте ребенку, например, три раза в месяц прогуливать день в школе, чтобы он не чувствовал себя постоянно принужденным, постоянно задавленным. Позвольте не соблюдать дресс-код – это ни на что не повлияет, разве что учителя могут сделать пару замечаний, но, если честно, на это стоит плевать с высокой колокольни – кроме вреда , школьная форма не принесет ничего . Если нужно – смените школу. Добейтесь того, чтобы ваш ребенок закончил обучение, потому что с девятью классами образования без конкретного плана на будущее ничего хорошего ребенок не добьется. Он подрастет и рано или поздно обвинит родителей в том, что не настояли на продолжении обучения.
Когда ребенку нужно позволить действовать самостоятельно
Однако техникум – это не приговор, не «быдло» и не низкий уровень. Например, моя близкая подруга – студентка училища. И поступление туда – лучшее решение в ее жизни, ведь она учится в музыкальном училище и делает поразительные успехи. Она решила туда поступать еще за несколько лет до окончания музыкальной школы, она готовилась к поступлению, она мечтала туда поступить, и она поступила. Она ушла после девятого класса не потому, что ей не хотелось больше учиться в школе, а потому, что ее мечта требовала именно поступления в это училище. И моя подруга знает, куда будет поступать дальше и где сможет работать, если не поступит. Она продумала свое будущее, и для нее поступление в училище – важный шаг на пути к цели, а не бегство от ненавистной обстановки.
Итак, если ребенок может дать толковое объяснение тому факту, что он хочет уйти после девятого класса, если он сможет убедительно рассказать, почему выбрал именно такой путь, если в его рассуждениях будет какая-то система, если будет видно, что он действительно продумал свои следующие шаги, – радуйтесь: ваш ребенок взрослеет. И не нужно ему препятствовать.
«Иногда бросить школу — это лучшее, что может сделать человек»
Британский мыслитель Сэр Кен Робинсон — один из самых известных и уважаемых теоретиков образования в мире. Почти десять лет назад выступил на конференции TED с лекцией «Как школы убивают креативность». Его выступление стало сенсацией: его лекцию посмотрели, скачали и обсудили более 300 миллионов человек по всему миру, в том числе и в России. За эти годы у Робинсона вышло несколько книг, часть из них переведены на русский: «Образование против таланта», «Призвание» и «Найти свое призвание».
Система образования не отвечает сегодняшним вызовам
Практически вся система образования в мире построена таким образом, чтобы отвечать на вызовы вековой давности, эпохи индустриализации. Но мы никогда не сможем ориентироваться в сложном мире будущего, глядя в зеркало заднего вида.
Тем временем новые формы труда все активнее опираются на высокий уровень знаний специалистов, а также на творческую и инновационную мысль. В мире современных технологий востребованы интеллектуальные способности совершенно другой мощи по сравнению с потребностями общества индустриальной модели.
Представление, что между общим образованием и последующим трудоустройством существуют линейные отношения, заставляет школы отдавать приоритет тем предметам, которые кажутся наиболее востребованными в экономике. Но в XXI веке получение работы и конкурентоспособность полностью зависят как раз от тех самых качеств, которые школьные системы всячески подавляют.
Мы живем в обществе, сформированном идеями, убеждениями и ценностями человеческого воображения и культуры. Осознание творческого потенциала представляет поиск своего призвания. Образование должно помочь нам найти его, но не справляется с этой задачей, и слишком много людей проживают свою жизнь, так и не раскрыв своих талантов.
Что делать? Переосмыслить основные принципы обучения наших детей
Творчество сейчас настолько же важно, насколько важна грамотность, и мы должны придать творчеству соответствующий статус.
В школе вас наверняка мягко отвлекали от интересных вам уроков, поскольку вы бы никогда не смогли сделать их своей профессией: «Не занимайся музыкой, ты никогда не станешь музыкантом, не занимайся рисунком, ты никогда не станешь художником». Добрый совет, но, увы, ошибочный: наш мир охвачен революцией.
Убогая, несбалансированная учебная программа порождает убогое, несбалансированное образование.
Программа должна давать равный статус и одинаковые ресурсы развитию чтения и счета, естественным и гуманитарным дисциплинам, искусствам и физкультуре. Языки и математика предлагают нечто гораздо большее, нежели знание слов и умение считать. Изучение языков должно включать литературу, навыки ораторского мастерства и умение слушать. После того как эти фундаментальные предметы будут усвоены, математика откроет путь к неисчерпаемым областям абстракции и концептуальному языку науки и технологий.
Многие люди отвергают занятие любимым делом из финансовых соображений, сознательно выбирая нелюбимые, но доходные сферы деятельности. Однако работа, которая сегодня позволяет вам оплачивать счета, легко может утратить свое значение в следующем десятилетии. Если вы никогда не учились мыслить творчески и познавать свои истинные способности, что вы будете делать тогда? Если говорить более конкретно, что будут делать наши дети, если мы продолжим готовить их к жизни, используя старую модель образования, которая затрудняет процесс поиска и творчества?
Что делать родителям? Не мешать
Дети не боятся ошибаться и поэтому так смелы в творчестве, но система образования построена на нетерпимости к ошибкам. В результате люди отучаются от этой способности ошибаться, а вместе с ней теряют свою способность к творчеству. Это происходит из-за родителей и учителей, которые выкорчевывают из детей таланты.
Я определяю творчество как процесс генерирования оригинальных идей, имеющих ценность. Творчеством можно заниматься в любой сфере, где востребован интеллект. Это могут быть музыка, танец, театр, математика, наука, бизнес, взаимоотношения с другими людьми, поскольку человеческий интеллект отличается поразительным разноообразием, а люди способны творить многочисленными и самыми необычными способами.
Сколько детей покидают школьные стены неуверенными, разочаровавшимися в себе, убежденными в своей никчемности и серости? Они в растерянности и не знают, куда им двигаться дальше. Ведь то, что они любят и умеют делать, в школе зачастую не ценится и принимается с сочувственным сожалением.
Роль ученика и наставника
Человеческие ресурсы похожи на природные тем, что заложены глубоко, их надо выискивать, на поверхности они не лежат, и для их проявления надо создавать условия.
Не существует ни одного теста, ни одной компьютерной программы, которые могли бы выявить подобные тончайшие оттенки личных предпочтений, отличающие простой интерес от потенциальной горячей страсти. И только опытный наставник способен это сделать.
Другая функция наставника — поощрение. Наставники помогают нам поверить в свои силы. Они рядом, чтобы напоминать нам о том, что мы уже умеем и чего можем достичь, если продолжим усердно трудиться.
Вывод: учитель — исключительно творческая профессия.
Если уметь зажечь в детях искру любопытства, очень часто они будут учиться без дальнейшего содействия. Познание естественно для детей
Проблема в том, что образовательная культура стала сосредоточенной не на преподавании и изучении, а на контроле. Вместо любопытства мы имеем культуру соответствия. И детей и учителей подталкивают к тому, чтобы следовать типовым алгоритмам, вместо того чтобы пробуждать силу воображения и любопытства.
Традиционные методы предполагают формальное преподавание всему классу и обучение методом заучивания фактов. К прогрессивным методам относится обучение-исследование, когда ученики индивидуально или в группах работают над интересующими их темами и предлагают собственные идеи.
Обучая ради творчества, учителя стремятся поощрять эксперименты, поиск и готовность совершать ошибки, поощрять выражение личных идей и чувств, свежую мысль, развивать понимание роли интуиции, поощрять студентов выдвигать гипотезы, способствовать критической оценке идей.
Что делать министерствам и школам?
Образовательный процесс происходит не в залах заседаний и не в законодательных учреждениях. Он проходит в классах и школах, а люди, осуществляющие его, — это учителя и учащиеся, и если их лишить свободы действий, этот процесс перестанет работать. Нужно вернуть им свободу действий — как это сделали в Финляндии.
В школах существуют установленные часы работы и предписанные правила поведения. Школы основаны на принципах стандартизации и подчинения.
По методике обучения с перерывами — spaced learning — учитель ведет урок блоками с несколькими десятиминутными перерывами для двигательной активности. Во время эксперимента по распределенному обучению школьники успешно справились с 90 процентами заданий по физике в течение пары, состоящей из двадцатиминутных блоков и десятиминутных перерывов на физические упражнения, причем ученики заранее не готовились к этой работе. У детей диагностируют различные состояния, объединённые очень общим названием — синдром дефицита внимания (СДВГ). Я не говорю, что нет такого явления. Но я просто не верю, что это действительно такая уж эпидемия.
Если ваши дети проводят час за часом, занимаясь примитивной канцелярской работой, сидя за своими партами, считая и записывая под диктовку, стоит ли удивляться тому, что они начинают ёрзать?
Дети в большинстве своем страдают не от психических синдромов. Они страдают детством.
Суточные биоритмы подростков отличаются от биоритмов взрослых. Мозг подростка на два часа отстает от времени взрослых. Биологические часы ребенка перестраиваются, когда он вступает в переходный возраст. Подростки встают позже не потому что так ленивы, а потому что они на это биологически запрограммированы. Лишение подростков сна может влиять на их психическое и физическое здоровье и, соответственно, на обучение. Неправильное расписание способствует депрессии, набору лишнего веса и снижению иммунитета. Школьникам необходимо изменить распорядок всего своего рабочего дня!
Применять экзамены и тесты ради постоянного контроля («а каков у нас уровень прогресса на сегодня?») — это как-то и дело выдергивать из земли растение, чтобы увидеть, как оно растет
Правильное использование стандартизированных тестов может обеспечить педагогов важной информацией для поддержки и улучшения образовательного процесса. Проблема возникает, когда эти тесты превращаются в нечто большее, чем просто инструмент образования, и становятся его главной целью. Сегодня эти тесты превратились в большой бизнес.
Где пригодится творчество?
Существует множество способов помочь вам стать творческой личностью. Если кто-то признается, что не умеет читать и писать, вряд ли вам придет в голову, будто ваш собеседник не способен это делать — его просто не научили чтению и письму. То же самое и с творческими способностями. Когда люди говорят, что в них нет ничего творческого, я предполагаю, что они всего лишь не учились вовлекать себя в процесс созидания.
Высшее образование переоценено
Мы одержимы идеей поступления в университеты, причем в определённые университеты. Я не говорю, что поступать не надо, но на самом деле это надо не каждому и уж точно не каждому немедленно. Можно поступить попозже, не сразу.
Высшее образование сегодня ценится гораздо меньше, чем раньше. Дипломы сейчас имеет слишком много людей. Население планеты за последние 30 лет удвоилось с 3 до 6 миллиардов человек, а к середине столетия может достичь девяти миллиардов. В ближайшие 30 лет высшее образование получит больше людей, чем с начала истории в целом.
Иногда бросить школу — это лучшее, что может сделать человек.
Найти своё призвание можно в любом возрасте
Призвание — это точка соприкосновения природных способностей и личных предпочтений.
Призвание имеет два главных признака — способность и страсть к какому-либо делу.
Страх не получить одобрения и не оправдать ожиданий часто становится неотъемлемой частью взаимоотношений с самыми близкими людьми. Наши родители, братья и сестры, супруги и дети обычно имеют четкие взгляды относительного того, что мы должны или не должны делать со своей жизнью. Однако они могут глубоко заблуждаться.
Открытие своего призвания не гарантирует, что вы станете богаче. Это не гарантирует вам славы, популярности или улучшения отношений в семье. Однако пребывание в своей стихии, даже в течение непродолжительного времени, может сделать жизнь каждого человека полнее и гармоничнее.
Подготовила Анастасия Чуковская на основе лекций Кена Робинсона на TED, книг «Призвание» и «Образование против таланта» (издательство Манн, Иванов и Фербер), текстов Кена Робинсона на его сайте.
Источник