Игры с ребенком в 7 месяцев. Как и во что играть с ребенком, пальчиковые игры
Ваш малыш отметил 7й мини-день рождения и начал новый виток своего развития: он, вероятно, уже научился ползать, сидеть, скоро будет пробовать (или уже!) вставать, держась за опору – теперь «игрушками» станет все, что малыш сможет ухватить рукой из нового положения. Это значит, что родителям необходимо позаботиться о том, чтобы на уровне роста малыша не было расположено мелких, бьющихся или других опасных предметов.Содержание статьи:
- Немного советов родителям
- Что мы уже умеем?
- Во что играть с ребенком?
— Развиваем речь
— Пальчиковые игры
— Купаемся вместе
- Заключение
Немного советов родителям
- Играть с малышом 7-и месяцев от роду нужно в период бодрствования, когда малыш отдохнул, сыт и здоров – это золотое правило верно для детей любого возраста. Поскольку кроха научился самостоятельно передвигаться, задача родителей сейчас помочь ему освоить навыки управления собственным телом, развивая координацию и вестибулярный аппарат.
- Специальные развивающие игрушки и комплексы для деток до года – это, безусловно, хорошо! Но не обязательно. Используйте обыкновенные, безопасные, привычные малышу вещи, знакомые игрушки и предметы обихода. Они могут помочь вам в «уроках» ничуть не меньше.
- Адекватно оценивайте возможности и уровень развития вашего чада. Все дети разные, кому-то нужно больше времени, кто-то шустро «схватывает все на лету». Не требуйте от ребенка того, что он пока не может делать или делает это с огромным усилием. Терпение и мягкость – ваши главные друзья. Все будет.
- Обязательно разговаривайте с ребенком, проговаривайте каждое свое действие и хвалите чадо за успехи. Сами того не замечая, вы формируете словарный запас, речевую базу, которую малыш обязательно будет использовать в дальнейшем. Ну а похвала за заслуги – отличный мотиватор двигаться дальше!
- Не ленитесь записывать успехи малыша! Так вы без труда сможете проанализировать динамику развития того или иного навыка, его окончательное закрепление. Ну а сохранившиеся записи можно оставить на память или ориентироваться по ним в дальнейшем с новым малышом.
Что мы уже умеем?
Итак, что же умеет ребенок в 7 месяцев? На самом деле, немало! Он уже почти самостоятельная передвижная единица, концентрация огромного интереса к миру и маленький весельчак! Да, у деток уже в этом возрасте начинает формироваться чувство юмора, они много и заливисто смеются – отличный показатель того, что у вас счастливый малыш!- Физически здоровые 7-и месячные детки, родившиеся в срок, уже уверенно сидят в стульчике или с небольшой поддержкой, могут ползать, из положения сидя лечь или начать ползти. Многие активно пытаются встать, держась за любую опору, будь это решетка кровати или же мамина нога. У кого-то это даже удается, правда, ненадолго.
- В плане психического и речевого развития: малыш уже осознает себя как отдельное существо, знает свое имя, может что-то сделать по просьбе (например, показать в сторону игрушки при соответствующем вопросе). Ребенок много и с большим удовольствием гулит, издает протяжные звуки, бульканья и всячески «тестирует» возможности своих губ, языка и голоса.
Согласитесь, это большой прогресс для человечка, который появился на свет немногим больше полугода назад!
Во что играть с ребенком?
Занятия, проводимые в игровой форме, учат малыша мышлению и анализу, способности узнавать и различать предметы различной формы, размера, цвета и т.д. Также ребенок учится обращаться с предметами, узнает, какие манипуляции с ними можно поводить. Знакомится с причинно-следственной связью (если кинуть игрушку на пол, то она упадет, если заплакать – мама поднимет и дает ее в ручку. Любимейшая игра карапузов до года!). Изучает свойства предметов и оттачивает ловкость своих ручек (шарик круглый, он может укатиться, кошка пушистая и теплая и т.д.).Зарядку делай, раз, два, три!
Так, физические занятия с ребенком 7 месяцев включают упражнения на сгибание и разгибание конечностей – они полезны для развития суставов и мышц.Сейчас можно сделать упражнения более сложными, чем раньше. Во время их проведения дайте крохе в руки небольшой предмет, например, мячик или погремушку. Выполняя подъемы корпуса из положения лежа, возьмитесь не за ручки малыша, а за игрушку – пусть он попробует удержаться самостоятельно.
Массаж и игры с ребенком в 7 месяцев, направленные на физическое развитие, выполняются с учетом необходимости тренировать появление нового навыка передвижения: если кроха еще не научился ползать хорошо, а только лишь выполняет первые робкие попытки, помогите ему. В положении лежа на животе подогните ножки малыша в коленях, можно помочь ему выставить ручки прямо и пораскачивать корпус взад-вперед.
Подобного рода упражнения полезно сопровождать звуковыми командами, например «кач-кач» или «прыг-скок». Кроха быстро запомнит их, и в дальнейшем будет пытаться выполнять самостоятельно при подаче нужного сигнала. В принципе, все физические игры с ребенком в 7 месяцев нужно сопровождать командами – кроха вполне в состоянии запомнить их и научиться различать.
Играть с ребенком становится все интереснее, и в 7 месяцев он продолжает совершать все новые и новые открытия каждый день.
Развиваем речь
Продолжайте занятия на развитие речи и построение базового словарного запаса. Большую пользу в развитии ребенка принесут первые книжки. Яркие красочные, выполненные из прочного картона! Выбирайте такие экземпляры, которые содержат простые и понятные картинки с хорошей прорисовкой и коротенькие стишки-потешки: это могут быть книжки о животных или про автомобили, про цвета или овощи и фрукты.Помните, что малыш не способен осваивать сложные многогранные понятия и слишком разнообразную цветовую гамму: пусть детали картинок будут четкими и крупными – проговаривайте вслух содержание каждой, называя предметы.
Возможно, у вашего ребенка в скором времени появятся любимые книжки или картинки в них. Не перегружайте малыша излишней информацией и не затягивайте занятие, если он устал. Но при этом проявляйте терпение и настойчивость – методично, каждый день, предлагая крохе почитать книжку.
Некоторые детки с удовольствием смотрят картинки, других привлекает процесс самостоятельного перелистывания страниц, третьи не обращают на литературу вообще никакого внимания, постоянно находясь в движении и жажде новых исследований. Для всех категорий важно научится читать книжки – это прекрасная возможность развить усидчивость, терпение, речь и интеллект.
Пальчиковые игры
1. Пальчиковые игры также актуальны для развития ребенка в семимесячном возрасте, помимо активизации речевых центров и помощи в развитии моторики, они доставляют крохе удовольствие и веселят его. Разучите несколько стишков-потешек для пальчиковых игр: можно приурочить такие занятия к определенным действиям, например, перед сном:
Этот пальчик хочет спать(загнуть мизинец),
Этот пальчик лег в кровать
(загнуть безымянный палец),
Этот пальчик уж вздремнул
(загнуть средний палец),
Этот пальчик уж уснул
(загнуть указательный палец),
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит
(держать за большой палец).
2. Еще одна хорошо знакомая и известная всем игра поможет накормить малыша, если он капризничает, привлеките к процессу кормления любимые игрушки, или изобразите, будто кушаете с крохой сами:
Ладушки, ладушки!Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше два (кормим малыша)а, Паше два(даем ложку каши любимой игрушке)а,
Ване два(опять малышу)а, Тане два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки!
3. Ну и, конечно же, куда без семьи пальчиков! Эта забавная потешка наверняка понравится вашему карапузу:
Этот пальчик – дедушка (сгибаем большой пальчик),Этот пальчик – бабушка (указательный),
Этот пальчик – папочка (средний),
Этот пальчик – мамочка (безымянный),
Ну а этот пальчик – я (мизинчик),
А вместе – дружная семья!
4. Еще один вариант считалочки:
Этот пальчик – самый маленький (сгибаем мизинчик),Этот пальчик – самый слабенький (безымянный),
Этот пальчик – самый длинненький (средний),
Этот пальчик – самый сильненький (указательный),
Ну а этот – толстячок (большой),
А все вместе – кулачок!
Купаемся вместе
Как только ваш малыш научился сидеть самостоятельно, процесс купания становится легче и увлекательнее: теперь вы можете посадить ребенка в воду и изобразить небольшое театральное представление перед ним, привлекая резиновые игрушки.Если раньше мамины руки были заняты только поддержкой малыша, то теперь она вполне может покатать лодочку и изобразить прощальный гудок парохода или поиграть перед ребенком резиновой уточкой – он по достоинству оценит новый способ игры. Можно подробнее изучать новые свойства воды – похлопайте ладошкой ребенка по поверхности – такая забава очень развеселит его.
Поддерживающие устройства для ребенка все еще нужны, если вы купаете его в большой ванне. Например, специальное сиденье не даст малышу случайно упасть или завалиться на бок. Однако в детских мини ванночках оно будет неуместно.
Играть с ребенком в 7 месяцев в ванне можно не только весело, но и с пользой: производя те или иные действия с игрушками и водой, проговаривайте их вслух: «вода мокрая», «лодочка плывет» и т.д.
Заключение
Помните, что, несмотря на то, что ребенок научился сидеть, поддержка взрослого при купании ему все равно необходима. Никогда не оставляйте малыша без присмотра в ванной, даже на секунду — это очень опасно.Игры с 7-месячным малышом – как правильно строить досуг?
Совместные игры с ребенком в 7 месяцев являются одним из самых простых и приятных, но при этом действенных способов воспитания и развития малыша. Если правильно подобрать игрушки и не просто дать их ребенку, а спланировать интересные занятия, можно рассчитывать на правильное формирование систем и органов, становление психики и сенсорного восприятия мира, быстрое оттачивание речевых навыков и интеллекта.
Чтобы играть с малышом и получать от этого пользу, не обязательно приобретать столь популярные сегодня развивающие комплексы. Лучше использовать предметы, которые постоянно окружают детей и не вызывают у него непонимания и неприятия. Работать с детьми (а игры в столь нежном возрасте – это именно тяжелый труд) нужно ежедневно, затрагивая при этом все направления их развития.
Что должен уметь делать ребенок в 7 месяцев?
Изначально нужно определиться с целями, которые должны выполнять игрушки и совместные с родителями мероприятия. Плохо, если они проводятся только чтобы занять детей на некоторое время или успокоить, это обязательно отложится в подсознании ребенка, ассоциируясь с пустым времяпрепровождением. Если же играть с 7-месячным грудничком с пользой, то у него всегда будет положительное отношение к учебе, а к выбору игр он будет подходить осознанно и с конкретной целью.
Развивающие игры для малышей преследуют сразу несколько целей: отработка физических показателей, формирование речевого аппарата, стимулирование сенсорного восприятия. Рекомендуется завести дневник и в нем отмечать появление у ребенка новых навыков, закрепление недавно освоенных. Игрушки и мероприятия нужно подбирать так, чтобы к концу 7 месяца жизни у малыша присутствовали базовые умения во всех перечисленных сферах.
В плане физического развития грудничок должен уметь следующее:
- Ползать во всех направлениях, быстро и без капризов. Может заползать на невысокие горки по покатым ступеням.
- Пытается самостоятельно садиться и очень любит заниматься гимнастикой, направленной на отработку нового навыка.
- Способен самостоятельно переходить из сидячего положения в какое-нибудь другое.
Совет: Если малыш по каким-то причинам существенно отстает в физическом плане, то с ним нужно играть в менее активные игры, поставив адекватные цели. Любое действие, подразумевающее непосредственное участие незрелого для своего возраста новорожденного, должно быть согласовано с педиатром, иначе возникает риск нарушения правильности формирования систем и органов.
- Уже сам пытается стоять у опоры, после чего может встать на четвереньки или попытаться сесть.
- Держась за опору, пытается делать боковые шаги.
Речевое развитие – это не только способность детей говорить, но и их навыки в восприятии обращенных к ним фраз. Занятия должны строиться таким образом, чтобы в арсенале зрелого 7-месячного малыша присутствовали следующие умения:
- Он способен выполнять какие-то действия в ответ на обращенную к нему просьбу.
- Малыш уже знает слова некоторых потешек (Ладушки, Сорока) и начинает воспроизводить соответствующие действия, если мама начинает читать стишок.
- Ребенок активно лопочет, выговаривает отдельные слоги.
- В ответ на обращенный ему вопрос «Где?» дети указывают на нужные игрушки, предметы, людей или хотя бы ищут их глазами.
- Большая часть детей уже хорошо знают свое имя и реагируют на него.
Развивающие игры, направленные на активизацию сенсорных центров, позволят добиться следующих результатов:
- Малыш начнет узнавать знакомые предметы с разного расстояния, под разным углом, в непривычной для них атмосфере (например, на другой полке).
- Он пытается обследовать свои игрушки и другие доступные изделия всеми возможными способами, все новое вызывает у него интерес.
- Способен манипулировать сразу несколькими вещами, а не одной, как раньше. В процессе игр активно пользуется двумя руками.
- Начинает понимать смысл прямых и обратных действий (сбирает и разбирает игрушки, снимает и надевает вещи).
- Правильно оценивает особенности и свойства предметов (шарики катает, кубики ставит друг на друга, крышки открывает и закрывает).
- Внимание детей в этом возрасте может задерживаться на интересном предмете до 3-6 минут, если занятия проходят вместе с взрослым – до 8-10 минут.
Все перечисленные способности у малышей быстрее всего формируются именно в процессе игры. Но манипуляции эти должны быть особенными и специфическими.
Оптимальные игры, развивающие физические свойства и силы организма
В основном в 7 месяцев все манипуляции и игры направлены на укрепление мышечного корсета и подготовку ребенка к первым шагам. Заниматься нужно в двух направлениях – работать с мышцами брюшного пресса и спины, усовершенствовать навык ползания. В первом случае используется методика присаживания грудничка из стандартного положения на спине и из положения на спине за одну руку, путем фиксации коленей. В процессе работы нужно использовать игрушки, чтобы заинтересовать малыша. Постепенно мама должна задействовать все меньше физических сил, побуждая грудничка к самостоятельным действиям.
Занятия по ползанию организовываем следующим образом. Берем игрушки, которые могут издавать звуки, и раскладываем их на полу комнаты, прикрываем тонкими салфетками. Ребенка усаживаем или укладываем на пол, активируем одну из игрушек. Она должна заинтересовать ребенка своим звуком, заставляя подползти и поднять салфетку. Так делаем несколько раз, со временем малыш даже может сам начать понимать, что под салфетками есть сюрпризы и начнет ползать без стимулов. Желательно не просто добиться, чтобы малыш ползал от одного сюрприза к другому, а пытался играть с игрушками какое-то время.
Игры, подразумевающие развитие речи
В 7 месяцев одним из самых действенных способов развития речи является проведение игровой переклички с ребенком. Занятия строятся по следующей схеме:
- Начинаем с подготовки. Наклоняемся над малышом, чтобы он сосредоточился на лице мамы, и несколько раз произносим его имя, растягивая гласные, меняя интонацию, но не модифицируя слово. Повторяем несколько раз и делаем паузу в 15 секунд.
- Произносим звуки и слоги, которые малыш уже использует в своей «речи» и делаем после них небольшие паузы. Если грудничок пытается их повторить, делаем еще несколько повторов.
- Подключаем игрушки со звуком. Просто даем ребенку послушать их несколько секунд.
- После этого пытаемся задействовать звучащую игрушку в игре, выполняем с ней какие-либо действия, подкрепляя их звуком.
- Опять выполняем упражнение на повтор слогов.
- В заключение читаем малышу стишок, поем песенку или играем в потешку.
Хороший эффект дает прослушивание аудио записей со сказками, но только в том случае, если мама будет слушать их вместе со своим карапузом, проговаривая отдельные ключевые слова или подкрепляя рассказ действиями. Продолжительность такой игры не должна превышать 5 минут. Прослушанную запись рекомендуется использовать в течение нескольких занятий, это позволяет тренировать память и внимание у детей, они радуются, когда слышат уже знакомые слова и звуки.
Развлечения, направленные на сенсорное развитие
В данном случае развивающие игры основываются на изучение свойств и характеристик привычных предметов.
- Сначала нужно вызвать интерес у малыша, делаем это с помощью новой или любимой игрушки. Желательно, чтобы ребенок самостоятельно подполз к изделию и начал с ним играть, рассматривая со всех сторон.
- После того, как интерес будет потерян, его нужно освежить. Для этого подключается кто-то из родителей и начинает показывать возможности предмета. Он показывает, как игрушка катается, прыгает, пищит, разбирается и собирается или делает другие не менее интересные вещи. За один подход лучше всего ограничиваться 1-2 действиями. Желательно, чтобы ребенок их повторил.
- Когда интерес опять утрачен, подключаем эффект внезапного появления предмета. Достаем его из мешка, из-под стола или салфетки, из-за спины. Показав ребенку, опять прячем изделие, провоцируя интерес грудничка.
- Через какое-то время можно подключать вспомогательные предметы. Это могут быть коробка с крышкой или сумочка с простой застежкой, из которых карапуз должен достать любимую игрушку.
Помимо этого, нужно стараться учить детей новым действиям. Можно выполнять их непосредственно руками малыша, вырабатывая мышечную память, показывать и ждать, пока он повторит или побуждать его к самостоятельным действиям самой речью. Главное, чтобы ребенку все эти манипуляции доставляли удовольствие.
Игры от 7 до 9 месяцев. Развивающие игры для малышей:
Содержание:
Малыш подрастает, и игры становятся все более разнообразными. При этом игры, в которые вы играли с ребенком чуть ли не от самого его рождения, вовсе не отменяются, как и игрушки. Однако к ним добавляются новые, учитывающие изменение интересов ребенка и его новые возможности. Так как набор игр теперь достаточно велик, в самые простые можно играть реже. К тому же следует выбирать те игры, которые больше нравятся ребенку.
Дело в том, что в этом возрасте уже можно определить, как именно человек воспринимает мир — с помощью слуха, взгляда, действия. Дети ведь разные: кому-то по душе созерцание, кто-то активно прислушивается, а некоторые сразу начинают действовать. В зависимости от склонностей малыша расставляются приоритеты в играх, так как игра должна быть в первую очередь интересна ребенку — только тогда она сможет быть развивающей. Если же малыш не заинтересован, то ни о каком развитии и речи нет.
Вытягиваем репку
Репку можно сшить из кусочков различной ткани и меха, в этом случае она также будет «работать» игрушкой для развития тактильных ощущений. Кстати, такая репка пригодится и впоследствии, когда малыш станет постарше, для создания развивающей игровой площадки.
После того как сказка рассказана, малышу показывается репка, установленная между подушками.
— Вытянем репку!
Мама берет за хвостик репки и приговаривает:
— Тянем-потянем! Тянем-потянем! Вытянуть не можем… Тянем-потянем! Вытянули репку!
Репка опять устанавливается между подушками, и теперь уже малышу предлагается ее вытащить. Пока малыш тянет репку, мама приговаривает:
— Тянем-потянем! Тянем-потянем! Вытянуть не можем…
Как только репка выдернута:
— Вытянули репку!
Потягушки
Для этой игры требуется круглая палка небольшого диаметра, чтобы ребенок мог ухватиться за нее ручками. Палка должна быть гладкой. Вполне подойдет кусок рукоятки швабры или кусок пластмассовой гимнастической палки.
Палку дают малышу в ручки так, чтобы он за нее ухватился, а потом его аккуратно приподнимают с помощью палки. Сначала достаточно, чтобы ребенок присаживался, а когда он подрастает, то его можно подтянуть и в положение стоя.
Играть таким образом следует только на мягкой поверхности — на кровати или диване. Ведь малыш может выпустить палку и упасть.
Хваталки
Нанижите на веревочку предметы различного размера и формы: шарики, шнурки, бусы, палочки и т.д. Покачайте этой гирляндой перед ребенком, предложите ему схватить тот или иной предмет. Подвесьте гирлянду над кроваткой так, чтобы малыш мог доставать до висящих предметов.
Таким образом ребенок будет тренировать ручки, учиться подстраивать движения под предмет. Он узнает, как нужно брать предмет той или иной формы, чтобы удержать его (например, шарик — пальчиками «врастопырку», палочку — ладошкой, веревочку — кончиками пальчиков).
Догонялки
Покажите малышу игрушку. Когда он к ней потянется, переместите ее. Дождитесь, пока ребенок вновь потянется за игрушкой, и опять переместите. При этом игрушка все время должна находиться в поле зрения малыша.
Игра не должна быть долгой. Не нужно разочаровывать ребенка—в конце концов он должен «поймать» игрушку.
Когда малыш уже пытается ползать, предлагайте ему догонять игрушку на колесиках — машинку, уточку и т.д. Тяните игрушку за веревочку, чтобы ребенок передвигался, пытаясь ее поймать.
Прятки
Где звенит?
Для этой игры нужна игрушка, после завода которой звучит музыка. Чем дольше, тем лучше.
Заведите игрушку, отнесите чуть в сторону от ребенка и накройте платком. Малыш должен найти игрушку по звуку. Сначала делайте все на глазах у малыша, чтобы он видел, где «прячется» игрушка. Затем игра усложняется: «прячутся» две игрушки — одна звучащая, а вторая нет. Ребенок должен найти ту, которая звучит.
Учтите: далеко не сразу малыш сможет отыскать игрушку по звуку. Многие дети осваивают эту игру только после года. Сперва они начинают искать игрушку не там, где звучит музыка, а там, где игрушку прятали в последний раз. Но тренироваться все-таки нужно.
«Волшебная дорога»
Сделайте «дорогу» — бумажную или тряпичную полосу, к которой приклеены или пришиты кусочки различных материалов. Очень хорошая «дорога» получается из обоев: различные выпуклые рисунки не только привлекают малыша — их можно и ощупывать, а разнообразия куда больше, чем у ткани.
Расстелите «дорогу» на полу — пусть малыш ползает по ней, ощупывает, гладит. Покажите ему, как провести пальчиком по выпуклому рисунку, чтобы не только увидеть, но и почувствовать его.
Бокс
Воздушный шарик—отличная боксерская груша для малыша. Подвесьте шарик так, чтобы ребенок доставал до него. Покажите, как по нему можно ударять — «боксировать». Периодически меняйте положение шарика: подвешивайте его то пониже, то повыше, чтобы малыш тянулся вверх за шариком.
Складываем стаканчики
Для этой игры требуются всего лишь одноразовые пластиковые стаканчики. Задача — вкладывать стаканчики один в другой, чем больше, тем лучше. Сначала малышу нужно показать, как это делается, — вложить один стаканчик в другой, медленно повторить несколько раз. Дать ребенку два стаканчика, поманипулировать его ручками, вкладывая стаканчик в стаканчик.
Если стаканчики разноцветные, то игру можно усложнять по мере роста ребенка. Сначала стаканчики просто вкладываются друг в друга, затем — в определенной последовательности в зависимости от цвета.
— Берем стаканчик, один стаканчик, один синий стаканчик (постоянно нужно комментировать действия, полностью описывая каждый предмет, участвующий в игре; описание идет от простого к сложному: сначала сам предмет, затем количество, затем свойства предмета).
Рисуем ладошки
Посадите ребенка в ванну, намажьте ладошки пальчиковыми красками и покажите, как можно оставлять отпечатки ладошек на стенках ванны: сначала — одноцветные, потом — различных цветов.
После того как малыш освоится с «рисованием» ладошек, предложите ему рисовать точки (прикоснуться кончиками пальцев), овалы (оставить отпечатки фаланги пальчика), линии (провести пальчиком по стенке ванны).
Ищем геометрические фигуры
Для этой игры нужно вырезать из цветного картона геометрические фигуры: круги, треугольники, прямоугольники, квадраты.
Геометрические фигуры смешиваются в одну кучку. Малышу предлагается найти определенную фигуру.
— Где квадратик? Найди квадратик!
Сначала придется показывать: малыш будет перебирать всю кучку, не зная, на чем остановиться. Как только он возьмет в руки нужную фигуру:
— Вот квадратик! Нашли квадратик!
Похвалите ребенка за правильно выполненное задание. Когда малыш твердо усвоит форму квадрата, предлагайте искать следующую фигуру.
— Где кружок? Найди кружок!
— Где квадратик? Синий квадратик? Найди синий квадратик!
Квадратики других цветов не засчитываются.
Ищем животных
Разложите перед малышом различные игрушки, изображающие животных (реальных). Предложите найти определенное животное:
— А где котик? Котик, котик! Найди котика. Дай котика маме.
Вначале нужно будет показывать малышу, где котик, а где собачка. То есть сперва мама «ищет» животное. Постепенно, когда малыш запомнит названия, он будет искать животных сам.
После того как ребенок научится отличать котика от собачки, игру можно усложнить. Когда котик найден, нужно спросить:
— А что говорит котик? Котик? Как котик говорит? — и помяукать.
Катаемся на маме
Играть лучше, лежа на кровати. Мама лежит на спине и придерживает за бока малыша, сидящего у нее на животе. Мама слегка поворачивается и наклоняет ребенка в разные стороны, приговаривая:
— Направо — лесок, налево — лужок!
Где обедал воробей?
На стихотворении «Где обедал воробей» С.Маршака, ужа ставшем классикой, выросло несколько поколений и вырастет еще больше. Это стихотворение и само по себе является развивающим, а если, рассказывая его, еще и показывать малышу картинки с изображением называемых животных, то значение такой игры сложно переоценить.
Театр для малыша
Стихотворения предоставляют прекрасную возможность для игры в театр. Многие детские стихи легко поддаются инсценировке, их можно разыгрывать с помощью картинок и (или) игрушек. Например, для инсценировки стихотворения К.Чуковского «Бутерброд» требуются картинки с изображениями бутерброда, булочки, чайных чашек, полянки с цветами, девочки.
Как у наших ворот
За горою
Жил да был бутерброд
С колбасою.
Захотелось ему
Прогуляться,
На траве-мураве
Поваляться.
И сманил он с собой
На прогулку
Краснощекую сдобную
Булку.
Но чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали:
«Бутерброд,
Сумасброд,
Не ходи из ворот,
А пойдешь —
Пропадешь,
Муре в рот попадешь!
Муре в рот,
Муре в рот,
Муре в рот
Попадешь!
Как только упоминается какой-либо предмет, он сразу же показывается малышу. Картинка с бутербродом, переваливаясь с боку на бок, «идет» на полянку с травой-муравой (перемещается к картинке с изображением лужайки). Вместе с бутербродом «идет» и сдобная булочка — еще одна картинка…
Пусть даже малыш еще не вполне осознает, о чем именно стихотворение, но музыка слов завораживает и понимание постепенно приходит. И чем больше рассказывается таких театрализованных стихов, тем быстрее ребенок начинает понимать, особенно если предложить ему подавать маме нужные для действия игрушки или картинки. Например:
Жил да был бутерброд
С колбасою (малыш должен найти картинку с изображением бутерброда и подать ее маме)…
Неваляшка
Кукол-неваляшек любят все дети. Обычно такие куклы еще и с колокольчиком внутри, но достаточно даже «молчаливой» игрушки, ведь как ее ни качай, она не падает!
Для игры с неваляшкой очень хорошо подходит стихотворение Б.Заходера «Ванька-Встанька».
Ах-ах-ах-ах-ах-ах-ах!
Среди игрушек — паника!
Все куколки в слезах:
Свалился Ванька-Встанька!
Матрешки тащат йод,
Бинты, пакеты с ватой,
А Ванька вдруг встает,
С улыбкой плутоватой:
— Поверьте, я живой!
И не нуждаюсь в няньке!
Нам падать не впервой —
На то мы Ваньки-Встаньки!
Рассказывая малышу стихотворение, качайте неваляшку, положите ее на бок, а в конце позвольте подняться.
Собираем ягодки
Эта пальчиковая игра полезна для развития мелкой моторики и координации движений. Для начала покажите малышу, как нужно играть.
Мы шли, шли, шли (указательный и средний пальцы правой руки «маршируют» по предплечью левой снизу вверх — от кисти к локтю)
И вдруг веточку нашли! (Кисть правой руки расслаблена, поднята примерно на уровень лица.)
Ягодки на ней растут (пошевелили пальцами),
Только нас они и ждут.
Мы их с веточки снимаем (пальцами правой руки оглаживаете каждый палец левой — «снимаете ягоды»),
И в ладошки собираем. (Складываете ладони перед собой лодочкой.)
А потом в лукошко (встряхиваете сложенные ладони — уплотняете ягоды в лукошке») —
Домой возьмем немножко.
Раз ягодка — в ротик (пальцы правой руки складываете щепотью, берете из «лукошка» воображаемую ягодку, забрасываете в рот),
Два ягодка — в животик (так же берете вторую ягодку),
Три ягодка — в лукошко. (Одной ладонью, сложенной лодочкой, накрываете другую — «закрываете лукошко».)
Веточка, еще немножко! (Кисть правой руки расслаблена, поднята примерно на уровень лица, оглаживаете каждый палец — опять «снимаете ягоды».)
Еще ягодки возьмем
И в лукошко соберем.
Вот все ягодки мы съели (погладили живот легким круговым движением),
Посидели посопели (вдохнули-выдохнули),
А теперь опять пойдем (пальцы правой руки «маршируют» по предплечью левой сверху вниз — от локтя к кисти) —
Вдруг еще мы что найдем!
Затем руки меняются местами.
После того как малыш понял, что это за игра, предложите ему повторять ваши движения. Играйте вместе с ним.
Эта игра рекомендуется детям от полугода до 2 лет.
Плавающие рыбки
Пальчиковая игра для развития мелкой моторики и координации движений. Кроме того, эта игра развивает мышцы плечевого пояса.
Плыл карасик по реке (пальцы рук складываете щепотью, руки вытягиваете в стороны и совершаете волнообразные движения от плеча — карасик плывет»)
И увидел щуку! Испугался (поднимаете руки вверх — «карасик испугался»),
От испуга сжался (плотно сжимаете пальцы),
А потом разжался (растопыриваете пальцы в стороны),
В камыши закопался. (Опускаете руки, пальцы складываете щепотью, поочередно каждой рукой совершаете «копательные» движения — «карасик закапывается».)
Дрожал, дрожал, а щука-то уплыла! (Трясете кистями рук — «карасик дрожит», и вновь волнообразные движения от плеча — «щука уплыла».)
Не забудьте рассказать малышу, кто такие карасик и щука, почему карасик боится щуки. Покажите ему картинки с изображениями рыб. Покажите картинку с изображением камышей, объясните, как карасик прячется в камышах от опасности.
В эту пальчиковую игру можно играть с ребенком до 2 лет.
Собираем вишни
Пальчиковая игра для развития мелкой моторики и координации движений.
Один пальчик вишню поднимает (одна ладонь раскрыта, большой палец второй руки «подхватывает вишню» с раскрытой ладони — движение подобно щелчку одним пальцем, «чиркающее» движение по ладони),
Второй пальчик вишню катает (указательный палец делает круговые движения по раскрытой ладони — «катает вишню»),
Третий пальчик вишню вытирает (средний палец двигается по раскрытой ладони вперед-назад — «вытирает вишню»),
Четвертый пальчик вишню отдает (безымянный палец постукивает по мизинцу),
А пятый пальчик вишню съедает! (Мизинец трется о раскрытую ладонь — «съедает вишню».)
Игра повторяется со сменой рук.
Два прихлопа, два притопа
Потанцуйте для ребенка под песенку Ю.Островского «Да-да-да!».
Ручками мы хлопнем —
Да-да-да-да!
Ножками мы топнем —
Да-да-да-да!
Ручками помашем —
Да-да-да-да!
Ножками попляшем —
Да-да-да-да!
Слова выговаривайте медленно, выразительно, играйте каждое движение — у вас самая внимательная аудитория в мире!
Показав ребенку «танец» несколько раз, спойте песенку, хлопая его ручками и топая его ножками. Как только малыш поймет суть игры, он сам начнет хлопать в ладоши и стучать ножками в нужных местах песенки.
Музыкант
Покажите ребенку дудочку, подудите в нее, предложите ему самому сыграть на этом инструменте. Покажите детское пианино, нажмите на клавиши, возьмите ручку малыша, нажмите на клавиши его пальчиками.
Звезда эстрады
Интересный факт: уже с 5 месяцев дети могут отличить настоящую, хорошо построенную музыкальную фразу (классическую музыку) от того, что мы называем «попсой». Маленькие дети очень музыкальны, и это можно широко использовать в развивающих играх.
С шестимесячного возраста ребенок старается имитировать звуки, которые он слышит от взрослых. Получается, конечно, еще не очень хорошо, но это ведь только начало.
Уже в этом возрасте можно закладывать первые речевые навыки, и проще всего сделать это с помощью музыки. К тому же подобные игры доставят малышу удовольствие.
Пойте вместе с малышом. Стремитесь к тому, чтобы он «подпевал» вам. Пусть ребенок пробует имитировать вашу речь — фактически это его первые слова. Звуки под музыку даются малышу легче; «поющие» дети раньше начинают разговаривать, быстрее осваивают речь и гораздо реже страдают различными ее нарушениями или просто детской «кашей» во рту. Малыши, «поющие» чуть ли не с колыбели, приучаются произносить внятные звуки и складывать их в слова.
Детям очень нравится одновременно петь и танцевать. Если петь вместе с малышом, да еше и пританцовывать (достаточно чуть подбрасывать ребенка на коленях в ритме музыке, поворачивать его из стороны в сторону) — восторгу не будет границ. Как и желанию петь.
Совместные пение и танцы могут стать одной из любимых игр малыша на несколько лет.
Старый барабанщик
В этой игре вместо барабана используется любая поверхность, по которой можно стучать. Покажите малышу, как бить в барабан ладошками: постучите по барабану, столу, табурету и т.д. Чтобы стук был ритмичным, можете рассказать стишок «Старый барабанщик».
Старый барабанщик, старый барабанщик,
Старый барабанщик крепко спал.
Он проснулся. Перевернулся.
И опять улегся спать.
Конечно, сначала ни о каком ритме в исполнении ребенка и речи идти не может. Но постепенно малыш станет улавливать ритм, особенно если вы будете читать ему стихи, сами по себе очень ритмичные, под звуки «барабана».
Вальс-бостон
Включите приятную танцевальную музыку. Учтите, что дети не любят слишком громкой и резкой музыки, предпочитая всему классику, так что вальсы Шопена будут в самый раз.
Возьмите малыша на руки и потанцуйте с ним. Пусть даже ребенок не участвует в танце, но он улавливает ритмичные движения вашего тела, а это помогает малышу в овладении собственным телом и развивает координацию движений.
Включите веселую детскую музыку. Пусть малыш «попляшет» под нее у вас на руках: возьмите его под мышки и потихоньку двигайте на коленях вперед, назад, вполоборота направо, вполоборота налево.
Не забудьте похвалить ребенка, сказать ему, как он замечательно танцует.
Седьмой месяц жизни — развивающие игры для малыша
Прошлый раз у нас была тема — физические упражнения для ребенка 7 месяцев.
Сегодня в продолжении нашей любимой темы “Игры от рождения до года” поговорим про развивающие игры для семимесячного малыша.
Ранее я писала: малыш учится понимать, что в любых действиях есть какой-то результат, например, уронил погремушку – она упала со стуком, дернул за веревочку, которая привязана к колокольчику – тот зазвенел. И т.д.
Малыш охватывает своим взглядом все больше предметов, его можно занять практически любым – тот обязательно его будет рассматривать некоторое время. Кстати, именно поэтому седьмой месяц – это отличное время для отвлечения от опасных маневров, предметов и действий. Если он расстроился чем-то, дотягивается до запретных вещей, предложите ему что-то новое или малознакомое, он быстро переключится на этот объект.
Семимесячные дети любят колотить предметами по поверхности, об другие объекты, просто потому, что им нравится издаваемый звук и собственный размах руки “вон какой я сильный, вот как я умею!”
Малыш наблюдает за родителями и стремится подражать их бытовым действиям (возиться с кастрюлей, как мама, нажимать кнопки на клавиатуре, как папа и т.д.). Используйте это стремление и поощряйте его подражанию – этим вы можете научить его многим важным действиям, которые обогатят его физическое и психическое развитие. Покупайте игрушечную пластмассовую или деревянную посуду, игрушечный телефончик с звуковыми кнопочками, пианино детское, барабан, т.е. те предметы, которые дадут малышу возможность ими манипулировать, подражая взрослым, вызывать ответные реакции на нажатие, постукивание.
Когда знакомите малыша с предметами – старайтесь не говорить длинные предложения – достаточно двух-трех слов: “Это мишка, мишка”. “Посмотри, это кошка. Кошка пушистая”. Повторяйте названия по нескольку раз, чтобы закрепить понимание и узнавание. Избегайте рассказывать о прошлом или будущем – говорите только о текущем времени, что происходит с малышом или с вами именно сейчас. СЕЙЧАС – ключевое слово
Важно уметь давать малышу время для самостоятельных игр. Многие мамы постоянно носятся с ним, бесконечно занимая его разными играми в ее присутствии и забывают о том, что ему тоже нужно “личное время”. Посадите кроху в безопасном месте: на полу, в просторном манеже, дайте интересные игрушки и выходите. Пусть немного поиграет.
А вы можете наблюдать за ним издали, не вмешиваясь в процесс. Это поможет малышу развить свою самостоятельность и умение себя занять. В будущем эти важные качества очень пригодятся и малышу, и вам: он не будет капризничать от скуки и в тот период времени, когда вам, например, нужно поговорить по телефону, приготовить обед, заложить белье в стирку и т.д.
И напоследок, прежде чем перейдем к развивающим играм, нужно сказать следующее: семимесячный малыш еще настолько мал, чтобы в полной мере усвоить слова: “нет”, “нельзя”. Поэтому не злоупотребляйте этими словами, не нервируйте его, а лучше переключайте на другое и уберите все, что может спровоцировать его на хватание запрещенного предмета.
Развивающие игры для малыша семи месяцев
Похрюкаем?
В этом возрасте малыши начинают смешно морщить свои носики. Прям, как старички Поймайте этот момент и научите его сморкаться в платочек, приговаривая: “Давай похрюкаем, как поросенок?” – показываете картинку с поросенком или игрушку, чтобы он понял, о ком идет речь. — “Вот смотри: Хрр- … Хрр” – показываете на своем примере, затем давайте ему “похрюкать”.
Эта игра поможет малышу своевременно очищать нос, и, если не дай Бог, он заболеет – сморкание поможет быстро вылечить насморк и улучшить носовое дыхание.
Что за чудо-коврик?!
В семь месяцев малыши обожают ползать на полу, хватать все, что попадается под руку. В этом случае развивающий коврик с нашитыми пуговичками, ленточками, шуршащей тканью или наполнителем и т.д. будет отличным развивающим материалом, способном занять малыша на долгое время. Его можно либо купить в детском магазине или, что лучше, сшить самой на любой вкус и фантазию! Кстати, моя коллега Люба Дальнова шьет замечательные коврики, развивающие и тактильные книжки для детей. Загляните к ней в гости, она будет очень рада вам! У нее же можно подписаться на бесплатный курс по шитью такого коврика или пройти ее тренинг «Шьем Уникальную Развивающую Книжку за 3 недели».
В них задействованы тактильные рецепторы, моторика, познавание свойств вещей, что обогащает эмоциональное восприятие, развивает интеллект.
Кто этот — легкий и круглый?
Надуйте несильно воздушный шарик яркой расцветки и покажите малышу. Размер его не должен быть больше вашей головы. Ребенок может лежать на спинке, привяжите к его ножке шарик – пусть он подергает ножкой. Можно также привязать к ручке. Если кроха тянется пощупать сие чудо – не запрещайте, но будьте максимально осторожны, чтобы шарик не лопнул прямо перед носом.
В игре малыш учится видеть последствия своих действий, знакомится с понятиями “легкий”.
Порядок!
Приучайте малыша к постоянству предметов на своих местах. Например, машинка стоит у кровати, кукла лежит в игрушечной кроватке, зайка – в коробочке, мячик – в корзинке и т.д. Когда вы проговорили несколько раз названия предметов – спросите его: ”Где мячик? Вот он – мячик в корзинке” – показываете ручкой малыша на корзинку. Когда кроха после повторений запомнит, вы будете спрашивать – а он начнет смотреть в нужную сторону.
Показывать ручкой или кивать-мотать головой в ответ на вопрос он будет попозже. Также позже вы сможете незаметно переместить игрушку в новое место, оставив ее старое место пустым. На вопрос “Где Ляля?” вы будете недоуменно пожимать плечами: “Нет Ляли! Давай искать Лялю!”
Игра очень увлекательная и развивает у малыша память, внимание, ориентацию в пространстве.
Что это летит?
Возьмите легкий шарфик, сядьте рядом с сидящим или лежащим малышом. Познакомьте его с шарфиком, дайте ему пощупать ручками, поднести к носу, потеребить. Затем подбросьте его вверх: “Лети вверх!” так, чтобы он плавно опустился вам на голову, затем на голову малыша. Побуждайте его к проявлению положительных эмоций, хвалите его, если он “поймал” на своей голове.
Игра учит проявлять положительные эмоции, укрепляет связь с мамой, развивает координацию рук.
Учим … буквы!
Семимесячного малыша можно начать знакомить с буквами. Выберите гласную или согласную букву с которой начинается его имя. Нарисуйте ее на бумаге (подойдет величина – половина листа А4) – гласная – красным цветом, согласная – синим. Цвета должны быть четкими и насыщенными, не бледными, подойдет маркер или фломастер (не слишком тонкий). Прикрепите ее на стенку или на доску у стены, чтобы малыш хорошо видел ее. Скажите: “Алеша, это твоя буква, буква “А, А, А”!” Повторите ее несколько раз. Затем нарисуйте “М” – и скажите: “А это – мамина буква, буква “Ммм, Ммм.””.
Этих двух букв на две недельки будет как раз достаточно. Далее вы можете расширять его познания в алфавите, добавляя буквы, с которых начинаются предметы, которые малыш хорошо знает.
Где пищит?
Поиграйте с малышом в уже знакомые прятки. Только усложним на этот раз, и будем находить спрятанную игрушку по звуку. Для этого подберите пищащую, урчащую, мяукающую и т.д. игрушку.Спрячьте ее после того, как кроха с ней наигрался и попищал ею, так, чтобы он не видел. И спросите: “Где кошка?” Он будет озираться в ее поисках, а вы сожмите игрушку: “мя-а-у!”
Игра учит находить предмет по его звуку.
На этом мы с вами заканчиваем интересную подборку развивающих игр для семимесячного малыша. Далее у нас пойдет восьмой месяц, когда уже можно говорить про физические упражнения. Растем-растем!!! Не пропустите!
Подпишитесь на RSS, чтобы своевременно получать все обновления блога. Также, если вас что-то беспокоит в ребенке, вы можете задать вопрос психологу.
Еще можно почитать:
Развивающие игры с ребенком 7 месяцев. Седьмой месяц жизни — развивающие игры для малыша
Родители семимесячного ребенка замечают изменения малыша буквально каждый день. Это уже совсем не тот беспомощный новорожденный, который мог лишь лежать, спать, есть и плакать. К семи месяцам кроха заметно вырос и уже является полноправным членом семьи. Он много общается, много двигается, ест уже не только грудное молоко и постоянно осваивает новые умения. Чему научился младенец к семимесячному возрасту и как родители могут стимулировать дальнейшее развитие карапуза?
Любовь родителей — самый важный фактор полноценного психологического развития ребенка
Физиологические изменения
- Мышцы ребенка все больше укрепляются, позволяя малышу в 7-месячном возрасте удерживать тело в сидячем положении и передвигаться ползком, а также стоять, держась за опору.
- Развитие правого полушария происходит интенсивнее, поэтому ребенок может чаще пользоваться не правой рукой, а левой, но это вовсе не является признаком, что ребенок будет левшой.
- У малыша 7 месяцев уже полностью сформированы зрение и слух. Кроха поворачивается даже в ответ на негромкий звук и отлично видит предметы, которые быстро двигаются.
- В семимесячном возрасте у многих малышей прорезаются первые зубы. У кого-то из карапузов родители могут заметить лишь один из нижних резцов, а у некоторых малышей два передних нижних зубика уже появились и вот-вот «проклюнутся» верхние.
- В связи с введением прикорма стул ребенка меняется – становится более редким (обычно раз в день) и густым, а его запах более резкий.
Ребенок 7 месяцев может сидеть, ползать и стоять, держась за опору
Физическое развитие
Хотя развитие каждого малыша проходит в своем темпе, на основе показателей всех деток определенного возраста были определены границы нормы, превышение которых как в большую, так и в меньшую сторону является поводом для консультации с педиатром. Основные показатели для деток 7 месяцев (как средние, так и граничные) мы собрали в таблицу:
Седьмой месяц жизни приносит младенцу прибавку веса примерно 600 грамм, а роста – от 1,5 до 2 сантиметров. Окружность головы крохи, как и окружность груди, становится больше на 0,5 см. При этом отметим, что окружность грудной клетки у здоровых детей 7 месяцев всегда превышает показатель окружности головы.
Следите не только за соответствием норме, но и и за динамикой развития ребенка
Что малыш умеет?
- Детки семи месяцев уже отлично сидят и ползают. При этом некоторые малыши уже пробуют садиться самостоятельно, но большинству карапузов это умение еще недоступно. Ползают семимесячные младенцы по-разному – кто-то передвигается на животике, кому-то удается ползти лишь назад, а кто-то поднялся на четвереньки и быстро перемещается, переставляя ножки и ручки.
- Многие из карапузов этого возраста уже могут стоять, держась обеими руками за прочную опору. А некоторые младенцы даже переступают ножками, делая у опоры первые неуверенные шажки. При этом встать, подтянувшись за опору, ребенок научился, а обратно сесть пока не может и зовет для этого родителей.
- Семимесячный малыш уже хорошо удерживает разные предметы в руках, даже если у игрушки неправильная форма. Младенец этого возраста долгое время может заниматься с игрушками. Малыш с интересом выявляет их свойства, закрывает и открывает, бросает, перекладывает, пробует на вкус и выполняет другие действия.
- Семимесячный малыш изучает новые вкусы, пробуя продукты прикорма. Ребенок научился уже не только есть с ложки, но и пить из кружки, пусть саму кружку пока крохе помогает придерживать взрослый. А вот бутылочку малыш в этом возрасте уже вполне способен удерживать самостоятельно, а если она упадет, то способен ее поднять.
- Ребенок хорошо понимает речь родителей. По просьбе малютка может показать некоторые части тела и знакомые предметы, которые находятся на одном и том же месте. Ребенок понял, что спрятанный предмет не исчезает навсегда, а просто не виден. Также малыш знает свое имя и имена родных людей. Наиболее младенец привязан к маме и может расплакаться от ее отсутствия.
- Лепет малютки усложняется, кроха произносит все больше слогов и многие из них младенец проговаривает уже осмысленно.
Большинство критериев являются лишь ориентировочными показателями развития крохи, не воспринимайте их слишком серьезно
Определяя, достаточно ли развит ребенок в семимесячном возрасте, родители должны понимать, что у каждого малютки развитие проходит по своему личному графику, однако есть умения, которые непременно должны присутствовать у малыша 7 месяцев.
Следующие моменты должны стать поводом для визита к педиатру:
- Малыш не переворачивается.
- Не сидит самостоятельно.
- Не исследует предметы с помощью рта.
- Не стучит игрушкой по столу.
- Не провожает взглядом передвигающуюся игрушку.
- Не произносит слоги.
- Не привлекает мамино внимание и не выявляет эмоций при общении с мамой.
Посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой по развитию малыша в 7 месяцев. Вы узнаете, что особенно важно для психологического развития крохи.
Занятия для развития
Поощряйте ползание ребенка, ведь этот этап развития считается очень важным. Пусть у малыша будет удобная одежда и возможность пробовать свои силы на полу. Помогайте крохе, раскладывая любимые игрушки и превращая их в достижимую цель.
Как обезопасить кроху в эти важные моменты, смотрите в передаче Е. Комаровского.
- Для развития координации посадите малютку на ногу и покачайте, а папа может подбрасывать младенца вверх и опускать вниз.
- Предложите карапузу перетягивать «канат», взяв для такой игры яркий шарфик.
- Спрячьте игрушку на глазах у ребенка под одеяло и предложите крохе отыскать ее. Также малышу понравится наблюдать, как маленькие игрушки «прячутся» в вашей ладони.
- Учите ребенка показывать на озвучиваемый предмет пальцем, махать «пока» и хлопать в ладоши. Давайте крохе понятные задания, например, показать мишку, открыть коробку или взять ложку. Познакомьте малыша со словом «нельзя», но оно должно относиться лишь к реальным опасностям.
- Включайте малышу музыку с разным темпом, и вы заметите, что при медленных мелодиях ребенок будет успокаиваться, а при быстром ритме начнет пританцовывать.
- Не упускайте возможностей развития мелкой моторики малыша. Для занятий можно использовать самодельные мешочки с разными наполнителями, пальчиковые краски , игры с использованием пальчиков («коза рогатая», «сорока-ворона»), игрушки с кнопочками и многое другое, что ребенок сможет щупать, нажимать, тянуть, трогать и сжимать.
- Продолжайте рассказывать ребенку обо всем, что вы делаете, чтобы словарный запас младенца увеличивался. Называйте игрушки, которые показываете малышу. Всегда зовите кроху по имени, а также показывайте фото родных, озвучивая их имена.
- Гуляйте с крохой не только в тот период, когда малыш должен спать, но и во время бодрствования, чтобы дать возможность младенцу наблюдать за природой.
- Можете использовать для занятий с крохой карточки Домана.
- Приобретите младенцу детские книжки, в которых будут плотные страницы. Пусть малыш самостоятельно переворачивает страницу и рассматривает яркие картинки, а вы в это время читайте стишки.
- Познакомьте малыша с другими детками, приглашая их в гости или общаясь на прогулках. Пусть дети наблюдают друг за другом.
- Во время купания добавляйте в ванну несколько игрушек, которые могут плавать.
Из видео СвітМам. tv вы узнаете, почему ползание очень важно для физического развития ребенка. Делайте упражнения с малышом и радуйтесь его успехам.
Уход
Каждое утро 7-месячного ребенка начинается с процедур гигиены. Кроху умывают, очищают при необходимости носик и уши, подстригают ноготки, расчесывают, чистят зубки (даже если их пока нет). Ежедневная вечерняя ванна также уже вошла в привычку и помогает крохе рассл
Развивающие игры для ребенка в 7 месяцев
Игры для семимесячного карапуза приобретают новый смысл – они становятся не только стимулирующим элементом в развитии, но и прививают первые понятия о силе притяжения, влиянии на предметы посредством прикосновения (предметная деятельность) и активизируют подражание вашим действиям.
Примеры
Научившись сидеть без поддержки (к началу седьмого месяца еще не все малыши овладевают этим навыком, но ближе к концу кроха им овладеет) малютке намного проще играть во всевозможные игры. Для малыша представляют интерес абсолютно все предметы, начиная от кухонной утвари и заканчивая папиным телефоном. Именно поэтому так важны введения новых игр – они не только удовлетворяют потребность ребенка в новых впечатлениях, но и стимулируют дальнейшее всестороннее развитие:
- сделайте вместе к малюткой коллаж. Для этого предварительно вырежьте всевозможные картинки, но не более 10 штук (необходимо, чтобы малыш мог их различать, т.е. картинки должны быть четкими и без карикатурных примесей). Посадите ребенка перед собой на покрывало либо кровать, либо, если он еще не умеет сидеть – сядьте сзади него и сложите картинки стопкой. По центру положите большой белый лист, либо расстелите белую пеленку (можно светлую, главное, чтобы «фон» был однотонным). Беря изображение в руки, расскажите малышу, что на нем нарисовано, какого оно цвета, как говорит (в случае, если это животное). Старайтесь раскладывать картинки перед собой так, чтобы воодушевленные предметы находились в одной стороне, а невоодушевленные в другой. После того, как все картинки будут разложены, разрешите крохе самому их рассмотреть, взять в ручки, но не разрешайте мять – мягко заберите изображение, при этом произнесите «стоп-слово»;
- возьмите два надувных шарика, надуйте их до примерного диаметра 15 см, к одному прикрепите веревочку (она не должна быть слишком тонкой, чтобы не порезать ладошки). Посадите малыша в стульчик для кормления либо шезлонг и дайте ему шарик на веревке так, чтобы в случае падения веревочка осталась на поверхности столешницы. Когда шарик упадет – обратите на это внимание малыша, озвучьте что произошло («Шар упал? Упал! Где синий шар? Нет его, он на полу! Саша, давай его достанем! и пр.»). Покажите малютке, как следует тянуть за веревку, при этом помогайте крохе, слегка протягивая ее в его ладонях за свободный край. После этого дайте малышу шар без веревки, после того, как он упадет, обратите внимание малыша, что шара опять нет, и достать его не получится, для этого нужно спуститься на пол. Когда малютка окажется на полу — помогите ему доползти до шарика, можно поиграть в своеобразные «догонялки» — толкнув шар от малыша, следом тяните его назад, при этом озвучивая свои действия примерными словами: «Догоняет шар Сашу, ой догоняет-догоняет! Догнааал! Толкай шар, Саша! Беги-беги, синий шар!»;
- существует огромное множество игрушек, которые при нажатии на кнопку начинают петь, пищать либо жужжать. Их минус – предсказуемость и дальнейшее «автоматизирование» действий, т.е. такие игры не предусматривают изменения хода событий. Именно поэтому можно предложить ребенку такое разнообразие – дайте ему две или три кастрюли и несколько ложек. Покажите крохе, как ими стучать о дно кастрюль (звуки будут разными, ведь толщина стенок и материал изготовления посуды разные). Когда малютке такая игра надоест – переверните одну кастрюлю и положите в нее ложку. Малыш обязательно повторит за вами! После попросите малыша перевернуть другую кастрюлю и помогите ему в этом. Впоследствии малыш будет все предметы изучать на наличие многоликого применения;
- новые тактильные ощущения малютка получит при такой игре: насыпьте на столешницу столика для кормления небольшую горку муки (обязательно следите за малышом!), в другой стороне – сахара. Пусть малыш попробует их наощупь, ему обязательно понравится перебирать и размазывать их по столику. Расскажите малышу, что он чувствует, трогая их. После уберите со столика и капните несколько капель воды, кефира или йогурта – малышу будут интересны такие смены «предметов». Также можно немного порисовать, для этого возьмите ладошку малыша, сожмите ее в кулачок, при этом оставив не зажатым указательный пальчик, и плавно нарисуйте несколько прямых линий. Малютка попытается повторить эти движения, правда всеми пальчиками одновременно.
При выборе игр для карапуза руководствуйтесь правилами безопасности: следите за тем, чтобы малыш не сидел слишком продолжительное время без поддержки, ведь его организм еще не полностью готов к продолжительным нагрузкам такого рода. Если малютка не выражает признаков усталости – сделайте перерыв на недолгий расслабляющий массаж, либо заинтересуйте малыша каким-либо предметом, лежащим издалека – чтобы к нему добраться необходимо либо проползти, либо пройтись при помощи мамы. Старайтесь организовать игры так, чтобы малыш заканчивал их в благоприятном расположении духа, ведь новые игры и впечатления гораздо утомительнее тех, которые малютке уже знакомы.
Развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев (19 месяцев)
В 19 месяцев ребенок окончательно превращается в настоящую личность со своими характером, темпераментом и желаниями. Он может отказываться делать то, что просят родители, и настоятельно требовать выполнения своих потребностей. Кроха становится активным. Иногда, даже слишком. Он не может остановиться в познания мира. За этим очень интересно наблюдать. Но иногда такое поведение может привести к травмам. И тут родителям надо быть начеку.
Малыш уже очень многое умеет и хочет делать все сам, без помощи родителей. Но у него не всегда это получается. Именно поэтому ему нужны родители, которые помогут закрепить уже приобретенные навыки и научиться новым. Для развития ребенка в 1 год и 7 месяцев надо использовать его любимое занятие – подражание. Благодаря ему можно постепенно приучить кроху к помощи в бытовых делах, хорошим манерам и правильной речи. Кроме этого, надо предлагать карапузу и подвижные игры, поскольку он очень активен и постоянно хочет узнавать что-то новое.
Развитие ребенка в год и 7 месяцев
У ребенка в год и 7 месяцев уже есть много навыков и умений. Но ему предстоит научиться еще больше. У малыша уже проявляется характер и темперамент. Он становится более самостоятельным и хочет делать все без родительской помощи. В год и семь месяцев дети очень активные. Они постоянно бегают и резвятся. При этом часто их трудно уложить поспать. Им слишком интересно то, что происходит вокруг. А сидение в кресле становится для них невыносимым, хотя самостоятельно выходить целый день они пока не могут.
При этом у них появляются новые знания. Они точно знают, что некоторые вещи в доме трогать нельзя, но не всегда слушаются. Детки становятся ревнивыми и очень протестуют против появления у родителей на руках какого-то другого малыша. А когда мама уходит, они впадают в отчаяние и плачут.
В основе развития ребенка в 19 месяцев лежит подражание. Крохи в этом возрасте постоянно копируют взрослых и пытаются быть как они. Это баловство и стоит использовать для того, чтобы развивать новые умения малыша. К примеру, можно его попросить помочь со складыванием игрушек или сортировкой носков. К отличным детским развивающим играм в этом возрасте относятся мозаика и конструктор. Крохе очень нравится находить и соединять разные детали.
Не забывайте, что для полноценного развития малышу надо придерживаться четкого распорядка дня, который включает в себя еду, сон, прогулки, игры и обязательно развивающие упражнения. Питание крохи надо тщательно продумывать, поскольку оно должно быть сбалансированным. В основе рациона – белки животного происхождения.
Ребенок начинает формировать предпочтения в еде и уже знает, что ему нравится, а что нет. Корректировать рацион надо в соответствии с предпочтениями малыша.
Физическое
Физические показатели детей в год и 7 месяцев в среднем такие: девочки весят 11,2 кг при росте 81 см, мальчики – 11,5 при росте 84 см. Но у некоторых детей данные могут быть другими и это тоже нормально. Дети в этом возрасте очень активны, постоянно резвятся, бегают и балуются. В то же время они становятся самостоятельнее. Им уже не требуется помощь в доставании игрушки со стола.
Карапузы становятся осторожнее, и снижается риск того, что стягивая игрушку с высокой поверхности, они опрокинут и рядом стоящие вещи. Координация малышей становится намного лучше. Дети умеют строить башни из кубиков и не рушить их. Крохе удается довольно хорошо ходить и танцевать. Правда, бегать он продолжает с широко расставленными коленями, невысоко поднимая ноги.
Умственное
У детей начинает развиваться абстрактное мышление. Они умеют и любят притворяться и воображать что-то. Карапуз уже осознает абсурдность некоторых ситуаций, замечает противоречия и может рассмеяться из-за них. К примеру, если ногу назвать рукой, он поймет, что это шутка.
Он очень активно учится и повторяет различные эксперименты. Это даже не всегда может быть игра. Малыш пристально и сосредоточено наблюдает за родителями и имитирует их поведение. У детей в этом возрасте хорошо работает память: он легко запоминает стишки и песенки. Ему достаточно для этого нескольких повторений.
Социальное
Ребенок в 1,7 любит компании. Ему просто необходимо общаться со своими сверстниками. И хотя он все еще нуждается в постоянном контакте с родителями, больше интереса он проявляет к игре с другими карапузами. Иногда дети в этом возрасте могут проявлять агрессию, гнев и недовольство.
Не удивляйтесь, если ваш ребенок дерется, кусается или кричит – это все в пределах нормы. Он просто не умеет по-другому показывать свое негодование и не имеет самоконтроля.
Не поощряйте такое поведение или даже просто не обращайте на него внимания, пока кроха не успокоится. Хотя объяснить малышу, что так делать нельзя, все же нужно. Но не кричите на него, всегда можно поговорить с карапузом спокойно.
Речь
В 1,7 малыш уже много говорит. Хотя и не всегда понятно. Он умеет конструировать простые фразы из двух-трех слов. Больше общайтесь с чадом. Даже если он занят чем-то другим.
Все сказанное вами отложится у него в подсознании и сформирует пассивный словарный запас. Дети понимают просьбы взрослых и знают слова-запреты. Хотя не всегда на них реагируют.
Психика ребенка в 19 месяцев
Дети в этом возрасте уже имеют и осознают свои потребности, желания и запросы. Они превращаются в полноценного человека. Если кроха что-то захочет, он непременно начнет требовать это. Однако родители не всегда способны понять, чего хочет их чадо, поэтому могут возникнуть проблемы.
Родителям надо научиться интуитивно понимать кроху и устранять то, что может его тревожить. Будьте готовы к тому, что на ваши замечания малыш ответит агрессией или гневом. Часто в 19 месяцев дети боятся темноты и пугаются непонятных звуков и шорохов.
Что умеет делать
Карапуз продолжает активно развиваться и приобретать новые навыки. При этом у каждого малыша набор умений разный и зависит от того, что больше развивали родители до этого. При этом все же существует определенный набор навыков, без которых в 1,7 карапуз просто не может.
Вот небольшой перечень того, что должен уметь ребенок в этом возрасте:
- называть свое имя;
- узнавать себя в зеркале;
- понимать, когда ему разрешают, а когда запрещают;
- ходить без помощи, и даже бегать, дети в этом возрасте могут при надобности подниматься по лестнице;
- переступать препятствия;
- пытаться одеваться;
- помогать в некоторых бытовых делах.
Игры и игрушки для этого возраста
Игры необходимо подбирать в соответствии с возрастом малыша. Ему будут не интересны слишком детские игрушки, но и с теми, которые предназначены для малышей постарше, он еще не сможет справиться. Лучшая игра для детей этого возраста – подражание. Он как никогда активно копирует действия и манеру поведения своих родителей. Воспользуйтесь этим и превратите подражание в игру. К примеру, попросите помочь убрать носки или рассортировать их по цветам.
Предложите малышу поиграться с мозаикой, пазлами или конструктором. Ему надо будет подбирать и складывать детали по размеру и цвету. Кроха будет в восторге от этого занятия. Также стоит использовать развивающие наборы, например, Маленький музыкант.
Не забывайте про подвижные игры. Побегайте с карапузом во время прогулки или поиграйте с ним в прятки. Физические нагрузки помогут вашему чаду тренировать мышцы и совершенствовать уже приобретенные умения.
Питание
Кушать малыш должен 4 раза в день. При этом в его рационе должно быть разнообразие каш, супов, овощей, фруктов, рыбы, мяса и кисломолочной продукции. Можно давать крохе сладости. Но не много. А вот жареные блюда в рацион ребенка включать нельзя.
Инфографика питательных продуктовПеретирание супов и овощей уже не требуется. Благодаря новым зубам малыш с легкостью управится с тушеной и вареной пищей. И салат можно натирать на крупной терке, а не на мелкой, как раньше.
Примерное меню
Рацион лучше формировать исходя из того, что любит и не любит ваше чадо. Но можно воспользоваться примерным меню для малыша в год и семь месяцев.
Завтрак: каша, творог, хлеб с маслом и чай.
Обед: салат из свежих овощей, овощной или мясной суп, второе с гарниром, хлеб и морс.
Полдник: кефир, немного фруктов и печенье.
Ужин: мясное блюдо, гарнир, фруктовое пюре, хлеб и молоко.
Что делать, если у ребенка плохой аппетит
Если малыш плохо кушает, измените его рацион. Может, ему не нравятся продукты, которые вы ему предлагаете. Ведь у детей в этом возрасте уже имеются свои предпочтения в еде: некоторые блюда он любит, а к другим отказывается даже притрагиваться.
Составляя рацион малышу, помните, что основу его питания должны составлять белки животного происхождения.
Сон и режим дня
Кроха должен жить по режиму. Его должны составлять взрослые, но с учетом особенностей своего чада. В распорядке надо по часам распланировать каждое действие малыша. Вы должны выделить время для еды, сна, игр, развивающих занятий, прогулок и гигиенических процедур.
Спать малыш должен ночью от 10 до 11 часов беспробудным сном. Днем укладывайте кроху один раз на несколько часов. Делайте это, даже если карапуз утверждает, что не устал. Пускай хотя бы просто полежит.
Инфографика режима дняНесколько дней без дневного сна — и малыш станет капризным, нервным и агрессивным. Если ребенок плохо спит ночью, то попробуйте позже его укладывать или обеспечивайте больше активности на свежем воздухе.
Безопасность
Малыш в 19 месяцев очень активно ходит и бегает, поэтому возрастает риск получения травм. К тому же ребенок уже может ходить по лестнице и забираться в различные места. Он просто не может оценить, какая опасность может его поджидать, а значит, не может от нее обезопасится. Постоянно присматривайте за крохой и при надобности страхуйте от травм.
Будьте осторожны и в ванной комнате во время купания. Лучше повытаскивать все электроприборы из розеток. И не допускайте малыша с такими предметами к ванной. На кухне рекомендуют всю горячую посуду ставить ручками назад, чтобы карапуз не схватился за них. Ничего, что может ударить, поранить или разбиться, нельзя ставить на краю стола. Также ни при каких обстоятельствах не оставляйте ребенка самим возле воды.
Чему нужно научить ребенка
В 1 год и 7 месяцев стоит начать постепенно приучать малыша к горшку. Нельзя делать этого насильно. Все должно проходить в форме игры. Объясните ему, зачем надо уметь это делать, познакомьте с унитазом.
Приучайте ребенка следить за собой: умываться, мыть руки и чистить зубы. Научите кроху играм, в которые он может играть с другими детьми. Помогайте малышу совершенствовать свой словарный запас, постоянно общаясь с ним. Постоянно называйте ему разные цвета и указывайте на них. Учите его помогать вам в быту.
Несколько советов для родителей
Постоянно занимайтесь своим малышом. Не думайте, что, если он самостоятельно может играться игрушками, то можно пустить его развитие на самотек. Не кричите и не бейте ребенка. Но наказывайте его за ошибки: оставьте на какое-то время без игрушек или запретите смотреть любимый мультик. Как правило, дети очень быстро понимают правила поведения и в следующий раз надо просто напомнить им последствия их поведения. Однако им нужна и похвала за хорошее поведение.
Просите малыша о помощи. Во-первых, ему это понравится, а во-вторых, это приучит его помогать.
Давайте карапузу возможность проявлять самостоятельность и разрешайте ему больше ходить. Не запрещайте своему чаду копаться в листьях или песке. Поощряйте проявления симпатии чада к другим людям. Пускай он им машет, улыбается, говорит с ними.
Уход за малышом
Чем старше становится карапуз, тем легче за ним ухаживать. В 1,7 малыш меньше ходит в штаны, а некоторые даже довольно хорошо умеют пользоваться горшком. Утром и вечером карапуза надо умыть, почистить ему зубы. В этом возрасте следует закалять кроху.
Гуляйте с ним больше на свежем воздухе, выводите на солнце, обтирайте водой и обливайте. Не забывайте и про гимнастику. Пускай карапуз повторяет за вами элементарные физические упражнения: повороты в стороны, махи руками, прыжки и броски мяча в цель.