Упражнения для правильного развития 10-ти месячного ребенка
здоровый ребенок
Массаж и гимнастика. В этом возрасте применяется новый комплекс массажа и гимнастики.
Комплекс массажа и гимнастики № 5 (для детей 10 — 12 месяцев)
- «Бокс» (сгибание и разгибание рук) сидя или стоя.
- Скользящие шаги по комнате при поддержке рук.
- Поворот со спины на живот в одну и другую сторону.
- Массаж спины.
- Поднимание тела из положения на животе до вертикального положения при поддержке за руки.
- Наклоны туловища и выпрямление.
- Массаж живота.
- Поднятие и выпрямление ног.
- Круговые движения руками.
Каждое гимнастическое упражнение повторяют 2 — 4 раза.
С десятого месяца у малыша значительно возрастает интерес ко всему, что он видит: незнакомым лицам, различным предметам, животным и др. Поэтому необходимо использовать все возможности, чтобы познакомить его с окружающим миром. Так, во время занятий с ним, при одевании и раздевании, купании и кормлении показывайте ему все предметы, с которыми он соприкасается, называя каждый из них. При этом произносите слова четко, коротко.
Например, малыш тянется к мячу, спросите: «Хочешь мяч?» — «Вот тебе мяч». Чем короче и четче вы будете называть предмет, тем быстрее ребенок запомнит его, а в скором времени и назовет. Но сейчас важно, чтобы малыш хорошо запомнил каждую игрушку. Допустим, вы дали ему мяч, он бросил его и просит подать. Конечно, ребенок еще не скажет слово «мяч», но всем видом и действием даст понять, что он хочет именно мяч.
Ваш малыш пытается говорить. Наверняка он уже понимает, что «па-па» означает отец, «ма-ма» — мать, «ба-ба» — бабушка, а возможно, знает по имени братика или сестричку. Если он еще не произносит этих слов, то внимательно следит за вами, за движениями ваших губ, чтобы в скором времени сказать самому. Поэтому терпеливо и последовательно готовьте его к разговорной речи, произнося слова правильно.
Теперь, когда малыш учится говорить, он должен слышать только правильный и чистый родной язык, иначе он не научится говорить грамотно. На десятом месяце, особенно в конце этого возраста, правильнее говорить ребенку «кошка» вместо «кис-кис», «корова» вместо «му-му», «собака» вместо «ав-ав» и т.д. Многие родители, общаясь с ребенком, сюсюкают, коверкают слова, что мешает ребенку говорить правильно.
Конечно, наши рекомендации не следует доводить до абсурда, вы можете пользоваться в разговоре с ребенком уменьшительными словами, тем более что к этому толкает его прелестный вид, но делайте это со вкусом и умеренно.
В этом возрасте малыш совершает ознакомительные «путешествия» по квартире, поэтому его игрушки должны храниться в легкодоступном месте, чтобы он сам мог найти их и поиграть.
Для развития ребенка на десятом месяце следует усложнять воспитательные занятия. Отныне вам нужно показывать и называть предметы, имеющие одно и то же словесное обозначение, но различные по внешнему виду, например зайчик резиновый, пластмассовый, мягкий, большой, маленький и т.д., просить ребенка принести разных зайчиков, которые находятся в поле его зрения: «Дай зайчика», «А где еще зайчик, принеси». Малыша следует учить выбирать названную игрушку сначала из двух, а потом из трех или четырех.
Ребенку этого возраста очень нравится играть в прятки. Вы можете закрыть лицо платком и спросить: «Где мама?», «Ку-ку». Малыш будет стягивать платок с радостным возгласом, всем своим видом показывая, что он не прочь поиграть еще.
Десятый месяц — возраст, когда нужно вырабатывать у ребенка координацию движений, закреплять названия простых движений. Некоторые он уже знает (ладушки, до свидания, дай, возьми и т.д.). Теперь нужно усложнять задания, показывая и называя то или иное действие несколько раз. Вы заметите, что на первом этапе легче и быстрее устанавливается связь слова с тем действием, которое ребенок проделывал сам, по собственной инициативе (стук игрушки по игрушке, бросок).
В этом возрасте доступны пониманию те действия, которые определяются свойством самих игрушек, такие как «покати мяч», «вложи шарик». Покажите ему эти действия несколько раз, а завтра он сам будет делать это по вашей просьбе. Вы можете развивать у малыша понимание действий с предметами «открой — закрой», «сними — надень» или вызывать выполнение простых поручений — принести знакомый предмет, находящийся в поле зрения ребенка, просить дать какую-то конкретную игрушку взрослому или братику. Нужно учить малыша открывать и закрывать различные предметы, со стержня снимать кольца и надевать их на него, складывать кубик на кубик и т.д.
Поэтому для игр десятимесячного ребенка нужны мячики, шарики для катания, мисочки со вложенными в них предметами для вынимания и вкладывания, кольца для надевания, звучащие резиновые игрушки для сжимания и разжимания, различные коробки с деревянными крышками для открывания и закрывания.
Конечно, формы занятий с малышом могут быть и иными, мы дали только общую установку. Важно другое. Каждый раз, выбирая вид занятий, вы должны четко понимать, чего хотите достичь. Если стремитесь выработать координацию движений — покажите ребенку, как складывать кубики, матрешку, как собирать пирамидку, а хотите развивать разговорную речь — разговаривайте, пойте.
Конечно, каждая форма занятий предусматривает развитие двигательных и речевых навыков. Запомните, что ребенок гораздо лучше учится тому, что видит, слышит, чувствует, чем тому, на что вы ему указываете. Поэтому будьте хорошим примером и не забывайте каждый раз после выполнения какого-то действия похвалить малыша, если он этого заслуживает.
Когда у мальчиков открывается головка или лечение фимоза
Родители, у которых есть маленькие дети, достаточно часто сталкиваются с многими проблемами, что касаются здоровья их малышей. Многих мам и пап волнует вопрос, когда у мальчиков открывается головка? Причины по которым сужена крайняя плоть толком не изучены. Но, по некоторым признакам, это может быть зависеть от нехватки… ⇒
Какие медицинские справки нужны маме для оформления в больницу с ребенком?
Кроме паспорта родителю, который поступает в медицинское учреждение с ребенком, понадобится еще сдать некоторые анализы. Без полного пакета таких документов в госпитализации могут отказать. А если учесть, что официальной очереди, к примеру, на аденотомию, нужно ждать целый год, то такая ошибка может сказаться на здоровье ребенка. Можно воспользоваться… ⇒
Кто отвечает за безопасность детей во время мероприятий в оздоровительных лагерях
Приближается летняя пора, значит, снова остро встают вопросы организации безопасного отдыха детей в оздоровительных и спортивных лагерях. Чтобы чувствовать себя и ребенка защищенными, родителям стоит знать, кто и в какой мере несет ответственность за здоровье чада во время смены. Ответственность за безопасность в детских лагерях … ⇒
Как пережить постнатальную депрессию мужчине?
Отношения отца с ребенком, партнером, старшими детьми, семьей и друзьями могут пострадать из-за постнатальной депрессии. Если надлежащая помощь и поддержка не будут найдены и предоставлены, отцы могут потерять связь со своими близкими и рискуют не растить крепкую связь со своим новым ребенком. Папы играют жизненно важную роль в… ⇒
ЛФК для детей до года: примеры комплексов, противопоказания
Гимнастика необходима каждому человеку. При этом, малышам первого года жизни, регулярные физические упражнения помогают не только окрепнуть физически, но и оказывают благотворное психологическое воздействие.
ЛФК для детей до года, правильно и систематически выполняемая, позволяет крохе быстрее начать ходить и говорить. Взаимодействие с любящими родителями улучшает настроение, делает ребенка подвижным и любознательным. Конечно, необходимый комплекс упражнений и правильность их выполнения, обязательно контролируются педиатром, с первых месяцев жизни физкультуру необходимо совмещать с массажем, это позволяет снять повышенный тонус мышц характерный для грудничков.
Цели и задачи ЛФК для детей
ЛФК это не только комплекс упражнений. В понятие лечебной физкультуры входят также массаж, плавание, солнечные и воздушные ванны. Ежедневные занятия тонизируют, улучшают обменные процессы, малыш лучше развивается, происходит становление двигательных реакций.
Тактильный контакт при гимнастике и массаже улучшает настроение, вызывает позитивные эмоции.
Особенно важны упражнения для недоношенных детей или ребятишек у которых имеются проблемы со здоровьем.
Во время гимнастики мышцы усиленно снабжаются кислородом, дыхание становиться более глубоким, а значит укрепляются не только мышцы, активно участвуют в процессе практически все системы организма, в том числе головной мозг. Малыш учится правильно двигаться, переворачиваться, а чуть позже ползать, раньше начинает гулить и становится более общительным. Комплекс упражнений подбирается с учетом возраста и индивидуальных особенностей крохи.
Основная задача ЛФК для детей первого года жизни, нормализовать мышечный тонус крохи и укрепить его организм.
Важно! Упражнения для гимнастики и массаж подбирается специалистом, первые занятия проводятся под присмотром педиатра, необходимо в точности выполнять указания врача.
Все упражнения подразделяются на рефлекторные, когда движения выполняются детьми неосознанно, пассивные, если их малышу делает мама и активные, в случае если ребенок их производит сам.
Особенности лечебной гимнастики для малышей
Занятия проводятся ежедневно, не следует выполнять упражнения сразу после кормления или если малыш капризничает и плачет. Не нужно слишком утомлять малыша, нагрузки должны возрастать постепенно. К упражнениям приступают после того, как ему исполнится месяц, гимнастика обязательно чередуется с массажем.
Все упражнения выполняются аккуратно, нежно, без лишних усилий. Во время занятий с грудничком необходимо ласково разговаривать, улыбаться, это поможет крохе быстрее привыкнуть к ежедневной физкультуре, а Вам подарит незабываемые минуты позитивного общения.
Важно! Комплекс упражнений вместе с массажем не должен занимать более четверти часа.
Если в процессе гимнастики дитя начинает капризничать, следует отвлечь его, можно ненадолго прерваться и поносить малыша на руках или показать ему яркую игрушку. Далеко не все детки любят выполнять упражнения, но если занятия проводятся ежедневно, быстро привыкают и перестают беспокоиться.
Животик следует поглаживать только по часовой стрелке. Упражнения особо не любимые малышом, следует выполнять последними, после гимнастики и массажа детки крепче и спокойнее засыпают.
Конечно, необходимо следить, чтобы в комнате не было сквозняков, комплекс лучше сочетать с воздушными ваннами, темпера в комнате должна быть 21-23°С.
Если у малыша имеются проблемы со здоровьем, ему не подходят обычные упражнения, в этом случае комплекс подбирается индивидуально и проводить занятия должен врач ЛФК.
Правила проведения ЛФК
Для упражнений идеально подойдет пеленальный или обычный стол застеленный теплой пеленкой. Главное, не скользкая ровная поверхность и возможность свободного подхода к малышу.
Человеку, проводящему занятия, следует тщательно вымыть руки, они должны быть чистыми, сухими и теплыми, чтобы не поранить нежную кожу младенца, нужно коротко остричь ногти, снять часы и украшения.
Занятия начинают, не менее, чем через 45 минут после кормления, помещение, в котором будут проводится гимнастика, тщательно проветривают.
Каждое упражнение выполняют 3-5 раз.
Если малыш плохо себя чувствует, сильно капризничает, следует отменить процедуру до полного восстановления и перед возобновлением занятий обязательно проконсультироваться с педиатром.
Младенца, старше 1 месяца, для занятий можно полностью раздеть, новорожденных детей укрывают пеленкой и поочередно открывают места для массажа. Крохам упражнения чередуют с массажем, с детьми старше 6 месяцев, сначала выполняют необходимые упражнения, а массажем завершают занятия.
По мере взросления, комплексы упражнений усложняются. ЛФК для детей 1-2 лет содержат упражнения с игрушками, в этом возрасте вполне можно проводить совместные занятия, подавая малышу личный пример.
Комплексы упражнений
Все приведенные комплексы упражнений и элементы массажа, рекомендованы исключительно для здоровых малышей.
1-3 месяца
С новорожденными выполняют только рефлекторные упражнения. Они основаны на использовании врожденных рефлексов малыша:
- Выкладывание на животик. При этом ребенок рефлекторно поворачивает голову вбок, тренируются мышцы шеи и спины. Если в это время к пяточкам подставить ладони создав легкий упор, он будет пытаться двигаться вперед.
- Поглаживание стоп. Следует пальцем осторожно проводить по стопам ребенка, он будет сжимать и разжимать пальчики.
- Кроху укладывают на бок и осторожно проводят пальцами с обеих сторон позвоночника, примерно в сантиметре от позвоночного столба. Малыш при этом вытягивает спинку.
- Нежно поглаживают ручки и ножки малыша, от пальчиков вверх к плечам и бедрам.
- Укладывают малыша на спинку, ножки подтягивают к животу, ручки скрещивают на груди, головка тоже легко направляется к груди. Эта поза называется «эмбрион». Следует зафиксировать малыша на 0,5-1 минуту.
- Удерживая ребенка под мышки в вертикальном положении, стопами касаются стола, малыш при этом обязательно начнет перебирать ножками.
- С 2 месяцев можно выполнять с ребенком «велосипед», ножки сгибают в коленках, подтягивают к животу и осторожно «крутят педали».
Заканчивают гимнастику поглаживанием животика по часовой стрелке. Это позволяет улучшить пищеварение и избавить малыша от колик. Все упражнения делаются осторожно и сопровождаются ласковой речью и улыбкой.
4-6 месяцев
Ребенок подрос, усложняется и комплекс упражнений. С 4 месяцев можно покачивать его на мяче. Кроху укладывают животиком на специальный мячик с разведенными в стороны ручками и ножками. Необходимо следить, чтобы он не соскользнул с мяча. Затем, упражнение повторяют уложив ребенка на спинку. Такая гимнастика растягивает позвоночник, укрепляет мышцы спины.
- Круговые движения руками. Ручки скрещиваются на груди, затем вытягиваются вверх и через стороны возвращаются в исходное положение.
- Повороты на живот. Сбоку от ребенка кладут любимую игрушку и ласково поощряют малыша повернуться в ее сторону, затем помогают ему перевернуться на животик.
- Поддерживая малыша под мышки помогают ему присесть, а затем выпрямиться.
- Ребенка укладывают на ладони на живот, ножками малыш упирается в грудь человека выполняющего с ним упражнения и приподнимают кроху имитируя «самолетик».
В массаже присутствуют поглаживание, растирание, легкие постукивания.
7-9 месяцев
После полугода к знакомым и любимым упражнениям добавляются новые.
- Позволив ребенку крепко ухватиться за Ваши пальцы, тяните его вверх, чтобы он упирался пытаясь сесть. Не следует сажать ребенка насильно, просто предоставьте ему опору.
- Положив ребенка на живот слегка поднимайте его подложенными под животик ладонями, поощряя его встать на четвереньки. Когда ручки достаточно окрепнут, кладите перед ребенком яркую игрушку, чтобы ребенок дополз до нее.
- Игра в «тачку». Ребенка кладут на животик, затем поднимают его ножки, чтобы он двигался вперед перебирая руками.
- Занимаясь на фитболе (специальном мяче), следует покачивать малыша и поддерживая его за ножки позволить ему достать лежащую у мяча яркую игрушку.
Комплекс упражнений в этом возрасте занимает 30 минут.
10-12 месяцев
В этом возрасте малыш уже очень активно двигается, многие начинают ходить.
Следует поощрять ребенка собирать яркие игрушки, складывать в корзинку мячики. Если ребенок самостоятельно не ходит, нужно водить его под мышки, устраивать соревнования по совместному ползанью.
Хорошо укрепляет мышцы совместная возня, перелазанье через положенную на полу гимнастическую палочку. Конечно, кроху следует поддерживать, помогать ему, и всячески подбадривать.
ЛФК для детей 1 года не должна быть утомительной и слишком сложнной.
Превратите занятия в игру и тогда вместе с ребенком Вы получите море положительных эмоций.
Противопоказания к ЛФК
Даже при очень серьезных патологиях полные противопоказания к занятиям ЛФК встречаются крайне редко, обычно подбирается специальный комплекс, который выполняется под строгим контролем специалиста.
Противопоказаниями к занятиям являются:
- наличие температуры;
- тяжелые сердечные патологии;
- заболевания костей и суставов;
- острая почечная и печеночная недостаточность;
- обширные грыжи у малыша.
Постоянный контакт с врачом, ответственное и внимательное отношение к ребенку, залог его хорошего психического и физического развития.
ЛФК важна не только для крох до года, для более старших ребятишек, гимнастика и подвижные игры не менее значимы. Именно поэтому существуют специальные ЛФК для детей 3 лет, при необходимости врач может подобрать ЛФК для ребенка 6 лет и даже более старшего возраста.
массаж для грудничков в 9, 10, 11 и 12 месяцев для укрепления мышц
Большим грудничкам, как и маленьким, очень нужен массаж. Поэтому не стоит думать, что необходимость в таких процедурах уменьшается по мере роста вашего карапуза. Последний квартал первого года жизни ребенка очень важен для его физического развития, и массаж поможет родителям дать ребенку хорошую физическую базу для подготовки к скорой ходьбе. О том, как массировать ребенка в возрасте 9-12 месяцев и на что обратить особое внимание в этом возрасте, мы расскажем в этом материале.
Зачем массировать?
К 9 месяцам ваш малыш освоил много новых движений и навыков. Он уже не является тем беспомощным комочком, который вы принесли из роддома. Обычно в 9-12 месяцев дети прекрасно меняют положение своего тела в пространстве, переворачиваются с боку на бок, со спины на бок и на живот, с живота на спинку и т. д. Дети сидят, причем садятся уже самостоятельно. Многие отлично ползают и уже пытаются вставать. Некоторые неплохо стоят в манеже или кроватке и уже пытаются делать первые шаги.
Нагрузка на опорно-двигательный аппарат подвижного и любознательного ребенка выросла в десятки раз, особенно если карапуз имеет лишний вес. Массаж в этом случае поможет скомпенсировать нагрузку, правильно распределить ее, чтобы опорно-двигательная система, все косточки, суставы и связки развивались гармонично и правильно.
У ребенка в указанном возрасте отлично развита пассивная речь. Даже если не он произносит отчетливых слов, то, поверьте, он прекрасно понимает то, что говорят взрослые. Массаж, сопровождающийся играми, общением, зарядкой и гимнастикой, способствует развитию речи, психомоторики, эмоциональной сферы ребенка.
Как и в более раннем возрасте, массаж на последних месяцах первого года жизни способствует укреплению иммунитета. Дети, которым родители продолжают делать массаж, реже болеют, интенсивнее развиваются. Массажные процедуры позволяют успокоить гиперактивного ребенка и взбодрить явного флегматика. И, конечно, массаж настоятельно показан детям, которые страдают задержкой физического развития.
Есть ли противопоказания?
Родители, которые до 9 месяцев практиковали массаж, обычно хорошо знают, что ребенку с температурой или лихорадкой проводить очередной сеанс категорически запрещено. К противопоказаниям также относятся:
- режущиеся зубки;
- плохое настроение и капризность ребенка;
- инфекционные и неинфекционные заболевания, связанные с появлением на коже сыпи, гнойничков, экземы, опрелостей и т. д.;
- эпилепсия и склонность к судорогам;
- психические недуги;
- общее недомогание;
- грыжи любой локализации.
Лечебный массаж, который обычно назначается детям с патологиями центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями, в домашних условиях обычно не проводится, им должен заниматься профессиональный массажист. Дома родители самостоятельно проводят общие развивающие сеансы для укрепления мышц и связок.
Подготовка к процедуре
Поскольку ваш малыш вырос, то проводить массаж в 9,10, 11 и 12 месяцев на столе или пеленальном столике будет затруднительно. Тем более что ребенок вертится, переворачивается, что чревато его падением с высоты и получением переломов и черепно-мозговых травм. В этом возрасте опытные родители обычно проводят массаж и гимнастику на полу. Для этого вам понадобится гимнастический коврик из пенополиуретана, который не пропускает холод от пола, чистая и сухая пеленка, которой можно застелить коврик на время массажа, и небольшая клеенка, которая убережет ваш ковер и коврик – «пенку», если вдруг малыш описается во время сеанса.
Также дополнительно подготовьте все, что может понадобиться для профилактической процедуры – гипоаллергенное массажное масло, детский крем, влажные салфетки. Также приготовьте игрушки, мячики, фитбол и все, что вы применяете для упражнений, которые последуют после массажа.
Не забудьте, что кожа малышей очень чувствительная. Как и при массировании грудничков, ее легко травмировать. Позаботьтесь о том, чтобы на пальцах массажиста не было колец, на руках – браслетов и наручных часов. Руки должны быть чистыми и теплыми.
Температура воздуха в помещении не должна превышать 21 градуса тепла. В комнате должно быть достаточно влажно. 50-70% – рекомендуемый показательно влажности воздуха.
Как и в более младшем возрасте, важно выбрать нужное время для проведения сеанса – не стоит массировать ребенка сразу после еды – его может стошнить, а физическая нагрузка затруднит пищеварение. Голодному малышу также не стоит навязывать развивающие занятия, он будет плакать и возмущаться, что явно на пользу не пойдет ни ребенку, ни психике мамы. За час до кормления или через час после кормления – самое удачное время для массажа и гимнастики. Если вы делаете успокаивающий массаж, проводите его вечером перед купанием и отходом ко сну. Развивающий и укрепляющий массаж лучше всего проводить в первой половине дня, поскольку он тонизирует нервную систему, заснуть после него бывает довольно сложно.
Особенности
Массаж ребенку от 9 до 12 месяцев проводится по-прежнему классический, включающий в себя растирания, разминания и вибрационное воздействие. Но от младенческого классического массажа он отличается тем, что разрешается более интенсивное растирание и разминание мышц, длительность выполнения каждого приема вырастает, а сам сеанс вместе с гимнастическим комплексом теперь уже продолжается не 15 минут, как раньше, а до 40 минут.
Многие упражнения теперь будут проводиться в тесном сотрудничестве с малышом, ведь он уже умеет выполнять некоторые просьбы мамы, например, перевернуться на животик, если его о том просят. Маме придется приложить немало фантазии, чтобы сделать массаж для ребенка интересным и увлекательным – одними стишками и потешками его теперь не развлечешь. Нужны новые впечатления, новые предметы и их грамотное применение.
Делать массаж и комплекс упражнений для деток указанной возрастной категории рекомендуется по методу Ирины Красиковой – известного доктора ЛФК в педиатрии и одного из лучших преподавателей детского массажа в России. Она учитывает не только тот факт, что мышцы ребенка можно массировать в пассивном состоянии, но и рекомендует давать им одновременную физиологическую нагрузку. Более подробно давайте рассмотрим ее метод для детей 9-12 месяцев.
План занятия
Приготовьтесь к тому, что массажный комплекс будет выполняться в разных исходных положениях, как лежа, так и стоя, и сидя. Начинают массаж из положения стоя (если ребенку исполнилось 10-11 месяцев) или из положения сидя, если ему менее 20 месяцев.
Первое упражнение – боксирование. Разотрите ручки ребенка теплыми руками, согрейте их, вложите в ладошки погремушки или другие интересные ему предметы, которые он может ухватить целиком. Попеременно, придерживая ручки за локотки, делайте боксирующие движения, вставляя их вперед.
Ножки массируют в исходном положении лежа на полу. Начинайте с пальчиков, переходите к пятке. Уделите внимание зоне подъема стопы – массаж ее должен быть избирательным, дифференцированным. Если малыш встает на ножки с опорой на внутреннюю часть стопы, массируйте внешнюю, если он опирается на внешнюю, массируйте внутреннюю часть свода. Это поможет укрепить мышцы стоп для правильного положения ножек. Массаж ног включает в себя также растирание и разминание голеней, боковых частей и задней части бедра. Колено и подколенную впадину не трогают.
По методу Красиковой, массирование ножек следует завершить сгибаниями и разгибаниями, как одновременными и синхронными, так и попеременными («Велосипед»).
После массажа живота и грудной клетки в положении лежа, представляющего собой мягкие растирания, попросите ребенка перевернуться на правый и левый бок, потом на живот. Перевороты следует совершить 5-6 раз. После этого можно массировать спинку, поглаживая ее, но избегая воздействия на позвонки в частности и весь позвоночный столб в целом.
Если ребенок по команде переворачиваться еще не умеет, заинтересуйте его яркой игрушкой, поставьте ее сбоку и попросите малыша дотянуться.
Массируя спинку, родители должны придерживаться определенно порядка действий: сначала растирают спинку ладонями, потом массируют длинные продольные мышцы щипками, применяют пилящие движения ребрами ладоней. Переходят от шеи к ягодицам. Когда кожа спинки станет розовой, воздействие прекращают.
После массажа спинки начинайте поднимать ребенка из горизонтального положения в вертикальное – для этого дайте ему ухватиться за ваши пальцы и сначала поставьте ребенка на колени, а потом аккуратно подтяните руки выше, чтобы малыш начал подъем с опорой на стопы.
После этого можно перейти к наклонам. Поверните малыша к себе спиной, своими руками поддерживайте его за колени, чтобы они не сгибались, и за животик, чтобы удерживать туловище. Перед малышом на пол положите яркий предмет или игрушку. Он с вашей помощью должен нагнуться, не сгибая ножек, и поднять предмет. Если ребенок без опоры стоять не умеет, наклоны проводить не следует.
Детям, которые научились стоять в кроватке или манеже, полезными будут приседания. Для этого их берут за руки и приседают вместе с ними несколько раз.
Массаж груди проводят поглаживанием верхней и нижней части грудной клетки и небольшим вибрирующим постукиванием в области межреберья. После массажа груди переходите к хождению на руках. У Ирины Красиковой в описании курса это упражнение носит называние «Тачка». Из положения лежа на животе приподнимите ножки и продвигайтесь по коврику с малышом, который будет опираться на ручки в сторону красивой игрушки.
Завершает массаж общее нежное поглаживание и похвала, после чего можно попробовать ходить. Поставьте ребенка спиной к себе, чтобы его стопы находились на ваших сверху. Предложите ему походить. Сделайте вместе несколько шагов в медленном темпе. Придерживайте руками ребенка за туловище.
Следите за тем, чтобы соотношение пассивных приемов (когда мама растирает, разминает, массирует, поглаживает спокойно лежащего ребенка) и приемов активных (когда от малыша требуются усилия – перевороты, подъем ножек вверх, подъем на ножки) было примерно равным.
Обязательно посоветуйтесь с вашим доктором о возможности применения вертикализирующих упражнений. Если ребенку 9 месяцев и он еще не стоит и ползает с трудом, такие упражнения следует заменить на упражнения на четвереньках, стимулирующие более активное ползание. Если не учесть индивидуальных особенностей малыша (слабая спинка, слабые мышцы живота и т. д.), можно навредить крохе.
Делая расслабляющий массаж, избегайте активных упражнений совсем. Это должны быть только пассивные приемы без интенсивных растираний и разминаний. Лучше всего ограничиваться мягкими успокаивающими поглаживаниями сначала рук и ног, потом животика по часовой стрелке, груди, спинки, попы, стоп и ног.
Отзывы
По отзывам молодых мам, далеко не все дети в возрасте от 9 до 12 месяцев находятся в восторге от предлагаемых им приемов и упражнений. Некоторых карапузов никакими игрушками невозможно заманить на такой укрепляющий массаж. Главная сложность заключается в том, что уложить ребенка на спину для массажа или активного элемента программы почти невозможно. Малыш незамедлительно пытается подняться.
Бороться с этим опытные мамы и детские врачи советуют только концентрацией детского внимания на каком-то очень интересном предмете. У многих детей, по отзывам мам, в этом возрасте педиатры и неврологи обнаруживают пониженный мышечный тонус и массаж рекомендуют в обязательном порядке.
Многие мамы склоняются к тому, чтобы совсем отказаться от массажа в возрасте от 9 до 12 месяцев, если нет назначения и малыш здоров. Слишком много сил и нервов отнимает массаж, если ребенка нужно постоянно успокаивать и бороться за его внимание. Попытки водить детей в этом возрасте к массажистам обычно еще менее успешны.
О том, как делать детский массаж детям от 9 до 12 месяцев, смотрите в следующем видео.
Гимнастика для малыша от 10 до 12 месяцев
Как и прежде, вы можете использовать упражнения, которые делали раньше. Но в целом помимо новых упражнений мама уже готовит опорно-двигательный аппарат ребенка к самостоятельной ходьбе.
Примечание. Учитывайте при этом индивидуальные особенности вашего ребенка.
7. Упражнение «Отведение ног в стороны»
Исходное положение ребенка — лежа на спине.
Положение рук мамы — сверху захватите прямые ножки малыша.
• Разведите ноги в стороны, немного приподняв их над столом;
• затем вернитесь в исходное положение. Повторите 3-6 раз.
Упражнение «Движения стопами»
Исходное положение ребенка — лежа на спине.
Положение рук мамы — одна ваша рука держит приподнятую ногу малыша с захватом под голень, другая лежит сверху.
• В этом положении сделайте круговые движения стопой в голеностопном суставе;
• затем повторите то же самое с другой ногой. Повторите 2-4 раза для каждой ноги. Повторите 2-4 раза в каждую сторону.
3. Упражнение «Поворачиваемся за мячом»
Исходное положение ребенка — лежа на животе.
• Находясь на одном уровне с ребенком, протягивайте ему мяч то справа, то слева. Малыш будет разворачивать туловище попеременно в разные стороны.
Повторите 2-4 раза в каждую сторону.
4. Упражнение «Поднимание-опускание ног с переходом в положение сидя»
Исходное положение ребенка — лежа на спине.
Положение рук мамы — правую руку подведите под спинку, левой захватите голени ребенка так, чтобы ваш указательный палец оказался между ножками, а остальные обхватывали сверху.
• Поднимите вверх ноги малыша и сразу опускайте их вниз, придерживая их и одновременно приводя ребенка в положение сидя, помогая правой рукой.
Примечание. Это упражнение делается медленно, без пауз. Повторите 1-3 раза.
5. Упражнение-игра «Достань игрушку!»
Исходное положение ребенка — сидя.
Положение рук мамы — вы держите в руках игрушку.
• Поднимите игрушку над головой малыша и скажите: «Вот игрушка! На!»;
• ребенок должен поднять вверх руку, постараться дотянуться до нее и схватить.
Упражнение «Поднимание за подмышки из положения лежа на животе»
Исходное положение ребенка — спиной к вам, коленками опирается на стол.
Положение рук мамы — вы держите малыша сзади под мышками обеими руками.
• Поддерживая ребенка, слегка проведите его скользящими движениями над поверхностью стола;
• затем, продолжая движения, чуть приподнимите туловище вверх так, чтобы ноги продолжали скользить по столу;
• малыш сам начинает становиться сначала на одно, затем на другое колено, выпрямляется и встает на стопы.
7. Упражнение «Вставание»
Исходное положение ребенка — сидя.
• Возьмите правой рукой левую ручку ребенка и побуждайте его вставать. Другая его рука остается при этом свободной.
Повторите 1-2 раза на каждую сторону.
8. Упражнение «Тачка»
Исходное положение ребенка — лежа на животе, руки согнуты и локтях.
Положение мамы — вы находитесь позади малыша и обе ваши руки захватывают бедра ребенка.
• Приподнимите ребенка над столом. Ребенок будет выпрямлять руки и опираться на них.
Примечание. Приведя малыша в такое положение, вы можете слегка покачивать взад-вперед. Еще один вариант — положить перед ним игрушку, чтобы в таком положении он стремился ее достать.
9. Упражнение «Прогибание спинки»
Исходное положение ребенка — лежа на спине, руки заведены назад.
Положение рук мамы — левая рука держит голеностоп ребенка.
• Поднимая ноги и туловище малыша левой рукой, правую заведите под спинку и побуждайте прогибать ее. При этим малыш сохраняет опору на плечи и голову.
Повторите 2-3 раза.
10. Упражнение «Переход в положение сидя без поддержки рук»
Исходное положение ребенка — лежа на спине.
Положение рук мамы — левой рукой придерживайте бедра.
• Из этого положения, слегка помогая свободной правой рукой, заведя ее за спинку, стимулируйте малыша самостоятельно перейти в положение сидя.
Повторите 2-3 раза.
11. Упражнение «Приседание»
Исходное положение ребенка — стоя на столе, спиной к маме. Положение мамы — поддерживает малыша за бока.
• Слегка опускайте руки и чуть тяните вниз, чтобы ребенок присел;
• затем слегка прижмите руки и чуть потяните вверх, чтобы малыш занял исходное положение.
Повторите 3-6 раз.
12. Упражнение «Учимся стоять самостоятельно»
Исходное положение ребенка — стоя на столе, спиной к маме.
Положение мамы — слегка придерживает его за руку и за спинкой, чтобы малыш чувствовал поддержку.
• На несколько секунд убирайте свои руки от тела малыша, чтобы он стоял самостоятельно и без вашей опоры.
Примечание. Руки держите на небольшом расстоянии, которое позволит вам в любой момент удержать малыша, потерявшего равновесие.
13. Упражнение «Стимулирование ходьбы с поддержкой за руки»
Исходное положение ребенка — стоя спиной к маме.
Положение рук мамы — поддерживайте с двух сторон ребенка за бока.
• В таком положении помогайте малышу ходить по столу.
Примечание. Как только вы увидите, что малыш становится более уверенным, начинайте поддерживать его уже не за локти, а за кисти. Так ребенок будет чувствовать себя свободнее. Также вы можете держать его за бока.
14. Упражнение «Танцуем и приплясываем»
Исходное положение — стоя на столе спиной к маме.
Положение мамы — одной рукой придерживайте ручку малыша, другой слегка подпирайте спинку.
• Водя своей рукой и приговаривая веселые стишки или напевая песенку, побуждайте ребенка переступать ножками.
Методика массажа и гимнастики в возрасте 6–10 месяцев
В данном периоде можно вводить упражнения, как для мелких мышц кисти, так и для крупных мышц конечностей, более сложные по координации движения. Ребенок способен более длительно удерживать тело в определенных позах, сидеть без опоры, стоять с опорой, ползать. В этом периоде у ребенка развивается понимание речи, чему необходимо способствовать. Следует широко использовать условные сигналы, речевые инструкции (сядь, подай, возьми, дай, держи крепко), все сигналы проводить на базе безусловных рефлексов.
Последовательность проведения процедур:
1. Обхватывающие движения руками, с кольцами, речью.
2. Сгибание и разгибание рук и ног с речевой инструкцией, поглаживание, растирание (рис. 160–163).
Рис. 160. Массаж рук (поглаживание)
Рис. 161. Массаж ног (поглаживание)
Рис. 162. Массаж ног (растирание)
Рис. 163. Массаж голеней (растирание)
3. Поворот со спины на живот вправо (за ноги) с речевой инструкцией.
4. Массаж спины (рис. 164–167).
Рис. 164. Рефлекторное разгибание позвоночника
Рис. 165. Массаж спины (поглаживание)
Рис. 166. Массаж спины (разминание)
Рис. 167. Массаж спины («вибрация»)
5. При поддержке за обе руки присаживание с речевой инструкцией.
6. Круговые движения руками.
7. Поднятие прямых ног с речевой инструкцией.
8. Рефлекторное движение по линиям вдоль позвоночника с прогибанием.
9. Поворот со спины на живот влево с речевой инструкцией.
10. Из положения лежа на животе при поддержке за руки приподнимание с речевой инструкцией.
11. Упражнение для сгибателей рук на присаживание с речевой инструкцией.
12. Массаж грудной клетки и живота (все приемы с вибрацией, (рис. 168).
Рис. 168. Массаж живота (поглаживание)
13. Дыхательные упражнения, сдавление на выдохе с боков (рис. 169).
Рис. 169. Массаж живота (сдавливание на вдохе с боков)
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Детский массаж и гимнастика в 9-12 месяцев. Комплекс упражнений | Happymomsplace
Итак, детский массаж и гимнастика по методике Ирины Красиковой для здорового ребенка в возрасте 9-12 месяцев.
Перед этим Вам будет полезно прочесть «Особенности массажа», «Противопоказания и условия проведения массажа», а также «IV комплекс упражнений», автор периодически ссылается на него.
V комплекс упражнений детского массажа и гимнастики для ребенка в 9-12 месяцев
План занятий
1. «Бокс», 5-6 раз каждой рукой.
2. Сгибание и разгибание ног, попеременно 5-6 раз каждой ногой.
3. Поворот со спины на живот, по 1 разу в каждую сторону.
4. Массаж спины и ягодиц.
5. Поднимание туловища из положения на животе, 1-2 раза.
6. Массаж живота.
7. Поднимание выпрямленных ног до палочки, 3-4 раза.
8. Наклоны, 2-3 раза.
9. Приседания, 4-6 раз.
10. Массаж груди.
11. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно, 1-2 раза.
12. Круговые движения руками, 4-6 раз.
13. «Тачка» (ходьба на руках).
14. Обучение ходьбе.
15. Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию.
Практика детского массажа и гимнастики для здорового ребенка в возрасте 9-12 месяцев Ирины Красиковой
1. «Бокс» в положении сидя или стоя
Сгибайте и разгибайте руки ребенка, вложив ему в кисти кольца или другие удобные для захвата игрушки.
Во время выполнения этого упражнения малыш сидит или стоит.
2. Сгибание и разгибание ног
попеременно делаются в различном темпе, имитируя ходьбу и бег (см. IV комплекс № 2). Ребенок выполняет эти упражнения самостоятельно или с помощью взрослого.
3. Поворот со спины на живот в обе стороны
В возрасте 9-10 месяцев ребенок поворачивается самостоятельно по просьбе взрослого: «Повернись на живот», и в ту сторону, где лежит интересующая его игрушка.
4. Массаж спины
Напомним план массажа спины и ягодичной области:
— поглаживание по всей спине ребенка, 2-3 раза,
— растирание подушечками пальцев и пиление по всей спине и ягодицам (до легкого порозовения кожи),
— поглаживание, 2-3 раза,
— разминание длинных мышц спины (вдоль позвоночника), используя щипцеобразное разминание,
— разминание ягодичных мышц, поочередно 5-6 раз каждую,
— поглаживание, 2-3 раза,
— стимуляция ягодичных мышц поколачиванием или пощипыванием.
5. Поднимание из положения на животе в вертикальное положение
Вложив в кисти ребенка кольца, отведите руки ребенка в стороны и вверх к голове на уровень ушей (см. IV комплекс № 12). Ребенок поднимает голову, затем встает на колени, а потом, опираясь на одну согнутую ногу, встает во весь рост.
6. Массаж живота
Напоминаем план массажа:
— поглаживание: круговое, встречное, по косым мышцам живота, по 2-3 раза каждый прием,
— растирание подушечками пальцев,
— стимулирующее пощипывание вокруг пупка,
—- поглаживание: все приемы по 2-3 раза каждый.
7. Самостоятельное поднимание выпрямленных ног
И. п.: ребенок лежит на спине.
Держите палочку (или игрушку) на высоте выпрямленных ног ребенка и предложите ему дотянуться до палочки ногами, говоря: «Подними ноги».
Вначале выполнение этого упражнения несовершенно: ноги ребенка согнуты в коленях, стопа распластана, живот не втянут. В таком случае прикоснитесь палочкой к ступням ребенка, побуждая его удерживать ее пальцами и поднимать ноги до прямого угла с туловищем (рис. 76). Упражнение становится активным и повторяется 3—4 раза в медленном темпе.
8. Наклоны
И. п.: ребенок стоит спиной к взрослому.
Прижмите спину ребенка к себе. Ладонью левой руки придерживайте его колени, предупреждая сгибание ног; ладонь правой руки положите на живот — для поддержки туловища. Положите на стол перед ребенком любимую игрушку и попросите: «Наклонись, достань игрушку» и т. п., побуждая малыша наклониться за игрушкой, не приседая (рис. 77), затем выпрямиться (рис. 78).
Это упражнение повторяется 2-3 раза детьми, которые могут стоять без опоры, и является активной тренировкой для мышц спины ребенка.
9. Приседания
Если ребенок хорошо стоит без опоры, то возьмите его за руки и побуждайте присесть на корточки (рис. 79), разводя колени в стороны, а затем встать, приговаривая: «Присядь, встань». Следите за тем, чтобы стопы ребенка полностью стояли на столе. В момент вставания поднимите руки малыша вверх, пусть он приподнимется на носки. Повторите 4-6 раз.
10. Массаж груди
Поглаживание верхней части груди, 2-3 раза.
Поглаживание но межреберьям, 2-3 раза.
11. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно
Ребенок легко присаживается с поддержкой за одну руку (рис. 80). После 10 месяцев ребенок присаживается самостоятельно.
Зафиксируйте колени ребенка руками, не давая им сгибаться. Попросите малыша: «Сядь, возьми игрушку» (рис. 81). Если ребенок свободно садится, то упражнение делается один раз. Если же малыш помогает себе, опираясь на локоть, то повторите движение с опорой на локоть другой руки.
12. Круговые движения руками
И. п.: ребенок сидит.
Это хорошо знакомое вам упражнение делайте с игрушками в медленном темпе под ритмичный счет. Затем попросите малыша сделать эти движения самостоятельно.
13. «Тачка» (ходьба на руках)
И. п.: ребенок лежит на животе.
Приподнимите малыша в горизонтальном положении, поддерживая его под бедра, гак чтобы он опирался на ручки. Положите впереди привлекательную игрушку и побуждайте ребенка переставлять руки, приближаясь к ней. Повторите это упражнение 2-3 раза. Это упражнение укрепляет почти всю мускулатуру тела, тренирует опорность рук.
14. Обучение ходьбе
Поставьте ребенка ножками на свои ноги, спиной к себе. Поддерживайте его за плечи или под мышки. Скажите: «Давай, походим» и пройдите короткое расстояние (рис. 82).
15. Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию
Ваш малыш хорошо передвигается на четвереньках, усложните ему задачу, устанавливая на пути различные препятствия. Предложите подлезть под невысокий столик, стул и т. п., заинтересовывая игрушкой. Поощряйте стремление ребенка забираться на диван, кресло и т. д., спускаться с них, перелезать через подлокотники, подушки.
Обучение ходьбе и лазанию лучше проводить вне занятий, в любое удобное время. Это игра, игра веселая и увлекательная. Активно участвуйте в ней, придумывая новые задания. Станьте сами ребенком — хоть ненадолго!
Мы рассмотрели комплекс упражнений детского массажа и гимнастики в 6-9 месяцев по методике Ирины Красиковой.
Будьте здоровы!
Мыслями и опытом поделитесь в комментариях:)
Подготовила материалы: Акопджанян Алена (Мама Алена:)).
Источник: Красикова И. С. «Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от рождения до трех лет».
Чтобы быть в курсе новых статей, подписывайтесь на новости сайта!
(Visited 3 902 time, 2 visit today)
Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!
купание, массаж, гимнастика, чистка зубов, приучение к горшку
Правильный уход за ребёнком десяти месяцев – это залог его здоровья, активности и хорошего настроения. Ваш малыш растёт, а значит, его потребности увеличиваются, в том числе расширяется список гигиенических процедур. В данной статье мы поговорим о купании, массаже ножек и гимнастических упражнениях для крохи. Кроме того, разберёмся, нужно ли чистить зубки ребёнку в 10 месяцев и как правильно приучать его к горшку.
Как делать массаж на ножки малышу
Массаж для ребёнка первого года жизни играет огромную роль, так как укрепляет его мышцы и готовит их к самостоятельному ползанию и ходьбе. В 10 месяцев продолжайте делать ежедневный массаж всего тела крохи: животика, грудной клетки, спины, рук и ног. Особое внимание уделяйте именно ножкам, ведь в скором времени на них будут оказываться колоссальные нагрузки. Если вы делаете массаж не первый месяц, допустимы такие методы, как поглаживание, растирание, разминание и похлопывание.
Делайте процедуры утром перед завтраком или вечером, обязательно в тот момент, когда кроха доволен и не голоден. Начинайте разминать каждую часть тела малыша с лёгкого поглаживания ладонями, затем разминайте кожу и мышцы тремя пальцами рук (большой, указательный и средний), растирайте ладонями и заканчивайте лёгкими похлопываниями. Животик массажируется по часовой стрелке, спина – вдоль позвоночника, не задевая его, и от центра к периферии, а ножки и ручки – снизу вверх. Разминайте каждый пальчик на ногах и руках по отдельности. На ножках особое внимание уделите икроножным и бедренным мышцам.
Гимнастика для ребёнка 10 месяцев
Гимнастика для ребёнка 10 месяцев теперь может проводиться в качестве полноценной зарядки, причём кроха может уже сам стоять и пытаться помочь вам в выполнении упражнений. По сравнению с предыдущими месяцами добавляйте упражнения из исходного положения стоя, продолжайте закреплять каждое из них речевой инструкцией.
Вот примерный перечень упражнений для десятимесячных детей:
- Сгибание и разгибание рук в локтевых и плечевых суставах. Для этого возьмите два кольца и вместе с крохой держитесь за них, делая упражнение.
- Круговые движения руками: по-прежнему держитесь с малышом за кольца и совершайте руками круговые движения вперёд и назад, не сгибая суставов.
- Поставьте ребёнка на ноги, он должен обхватить ладонями ваши большие пальцы (как вариант для усложнения – кольца). Аккуратно поднимайте малыша, отрывая его ножки от земли.
- Шаги при поддержке за руки.
- Попеременное и одновременное сгибание ног в коленных суставах (упражнение «велосипед»).
- Наклоны туловища: поставьте малыша спиной к себе и обхватите его колени. Положите под ноги любимую игрушку ребёнка и попросите её поднять.
- Поднимание прямых ног под углом 90 градусов. Стимулируйте малыша делать упражнение самостоятельно, дотягиваясь ножками до ваших рук, игрушки или другого предмета.
- Приседания: встаньте лицом к ребёнку и предложите ему присесть вместе с вами, держась за руки. Усложняйте упражнение, отпуская руки. Впоследствии малыш может садиться на корточки только по речевой команде.
Как купать ребенка
Купание крохи должно быть по-прежнему ежедневным, в воде вы можете проводить около получаса, играя и моясь. Многие активные детки в этом возрасте отказываются просто сидеть в ванной, встают и ходят, держась за бортики. В этом нет ничего противоестественного. Следите за температурой воздуха в ванной и периодически предлагайте малышу присесть в воду и поиграть. В это время ассортимент игрушек для мытья уже наверняка широк.
Среди них можно выделить различные резиновые животные с брызгалками, водяные пистолеты, заводные плавающие игрушки, пластмассовую посуду и лейку для переливания воды. Мойте пупсов и учите малыша мыться самостоятельно, учите его дуть мыльные пузыри. Кроме того, деткам нравятся разнообразные фигурки, которые приклеиваются к бортикам ванны или кафелю. Это могут быть животные, предметы, машины и даже сюжетные игры. Продолжайте развивать интеллект малыша даже в ванной.
Как правильно чистить зубки малышу
Многие родители в этот период начинают задумываться: надо ли чистить зубы ребёнку в 10 месяцев и как это делать. Всё зависит от того, сколько зубов у крохи. Если прорезалось хотя бы 4 – 6 зубов и они уже достигли постоянных размеров, можно понемногу приучать малыша к процессу чистки. Вначале это можно делать только утром, буквально по одной минуте. В этом возрасте не используйте зубную пасту. Лучше приобрести силиконовую щётку-напальчник, потому что дети пока ещё не смогут чистить зубки самостоятельно. Силиконовые щетинки не будут травмировать болезненные дёсны, а вот кусочки пищи вполне способны извлечь.
Передние зубки чистят «подметающими» движениями щётки от корней к краям, а коренные зубы круговыми движениями. Если малыш закапризничал, прекратите гигиенические процедуры. Данные манипуляции не должны доставлять ребёнку неудобство или боль, чтобы впоследствии чистка зубов не превратилась для вас в кошмар. Делайте все движения аккуратно, без нажима. Можно превратить процесс в игру и выучить несколько специальных потешек.
Приучаем малыша к горшку
Приучение к горшку – это очень индивидуальный процесс, и только вам решать, готов малыш к этому или нет. Обычно ребёнок начинает сам проситься на горшок только после полутора-двух лет. Однако это не значит, что знакомить с горшком нужно именно в этом возрасте. Лучше начать заранее, и возраст 10 месяцев хорошо для этого подходит.
Если вы знаете, в какое время ребёнок какает, сажайте его на горшок именно тогда. Кроме того, можно присаживать кроху спустя 10 минут после еды. Обычно малыши до года не противятся посидеть на интересном предмете. Увлеките малыша: покажите, как писает кукла или зайка. Пока малыш сидит на горшке, почитайте ему книгу или просто поговорите с ним.
Когда кроха сделал ожидаемое от него, обязательно покажите ему результат и очень хвалите. В этом возрасте главное, чтобы у малыша не возникло отвращения к горшку. Если дети по какой-то причине отказываются на него садиться, не принуждайте. Спустя неделю снова предложите крохе горшок. И никогда не ругайте малыша за то, что он пописал или покакал мимо. В этом возрасте он просто не может ощущать позывы к мочеиспусканию и дефекации.
Теги по теме: малыш 0-1уходОцените материал:
спасибо, ваш голос принят