Что характерно во взглядах на культуру в новое время: Тесты с ответами по культурологии (3) – пройти тест онлайн бесплатно – Тесты с ответами по культурологии – пройти тест онлайн бесплатно

Тесты с ответами по культурологии (3) – пройти тест онлайн бесплатно

99 вопросов

Показать Скрыть правильные ответы

Вопрос:

Предмет культурологии:

Варианты ответа:

  1. общество
  2. культура общества, человека
  3. цивилизации

Вопрос:

Что означает греческий термин «пайдея»

Варианты ответа:

  1. образование, обучение, просвещение
  2. город-государство
  3. община

Вопрос:

Что означает греческий термин «полис»

Варианты ответа:

  1. медицинский полис
  2. система рек
  3. город-государство

Вопрос:

Назовите две системы представлений о культуре:

Варианты ответа:

  1. Греческая и Римская
  2. Западная и Восточная
  3. Афинская и Спартанская

Вопрос:

Главное в культуре Спартанского общества?

Варианты ответа:

  1. духовное образование
  2. воинское искусство
  3. культура речи

Вопрос:

Илиоты – это….

Тесты с ответами по культурологии – пройти тест онлайн бесплатно

45 вопросов

Показать Скрыть правильные ответы

Вопрос:

Назовите страну, в которой впервые употребилось понятие «культура»:

Варианты ответа:

  1. Др. Греция;
  2. Др. Рим;
  3. др. Египет.

Вопрос:

Предмет культурологии является:

Варианты ответа:

  1. общество;
  2. культура общества, человека;
  3. цивилизации.

Вопрос:

Структура современного культурологического знания включает …

Варианты ответа:

  1. цивилиографию, историю европейской и отечественной культуры;
  2. онтоло

Тест с ответами по культурологии – пройти тест онлайн бесплатно

160 вопросов

Показать Скрыть правильные ответы

Вопрос:

Аксиологический подход к культуре означает: культура – это:

Варианты ответа:

  1. Мир ценностей,
  2. Мир человека,
  3. Мир разума,
  4. Мир символов.

Вопрос:

В основе формирования этнических и национальных культур лежит…

Варианты ответа:

  1. Общность религиозных представлений,
  2. Совместное проживание людей на определенной территории,
  3. Единство языка,
  4. Единство происхождения.

Вопрос:

Способность легко уживаться с другими этносами в условиях социальных систем обеспечивает такая особенность р

Тема №4423 Тесты по культурологии с ответами

ТЕСТ №1

1) Предмет культурологии:

а)общество

б)культура общества, человека

в)цивилизации

2) Что означает греческий термин «пайдея»

а)образование, обучение, просвещение

б)город-государство

в)община

3) Что означает греческий термин «полис»

а)медицинский полис

б)система рек

в)город-государство

4) Назовите две системы представлений о культуре:

а)Греческая и Римская

б)Западная и Восточная

в)Афинская и Спартанская

5) Главное в культуре Спартанского общества?

а)духовное образование

б)воинское искусство

в)культура речи

6) Илиоты – это….

а)воины

б)низы обще6ства в Древней Греций

в)путешественники на Востоке

7) Система управления в Спарте

а)монархия

б)коммунизм

в)демократия

8) Что характерно во взглядах на культуру в античности

а)космоцентризм

б)теоцентризм

в)антропоцентризм

9) Что характерно во взглядах на культуру в средневековье

а)космоцентризм

б)теоцентризм

в)антропоцентризм

10) Что характерно во взглядах на культуру в Новое время

а)космоцентризм

б)теоцентризм

в)антропоцентризм

ТЕСТ №2

1) Согласно О. Шпенглеру, цикл каждой культуры укладывается в один и тот же временной интервал. Он включает в себя четыре периода, назовете их

а) зарождение; расцвет; старение; смерть

б)смерть, зарождение, расцвет, старение

в)младенчество, отрочество, юность, смерть

2) Как называется ранняя форма религии, связанная с поклонением каким-либо реальным предметам и наделением их сверхъестественными свойствами?

а) фетишизм;

б) тотемизм;

в)анемизм.

3) Назовите одно из крупных направлений в христианстве, оформившееся в ходе Реформации в XVI веке:

а) протестантизм;

б) католичество;

в) баптизм.

4) Как называлась «столица» итальянского Возрождения?

а) Рим;

б) Неаполь;

в) Флоренция.

5) Как называется один из наиболее древних сводов законов, дошедших до наших дней?

а) законы Ману;

б) законы Хаммурапи;

в) законы Дракона.

6) Как называется ранняя форма религии, связанная с поклонением какому-либо животному или растению и с верой в происхождение от них?

а) тотемизм;

б) фетишизм;

в) анимизм.

7) Какие религии относятся к мировым?

а) зороастризм, синтоизм, даосизм;

б) буддизм, христианство, индуизм;

в) буддизм, христианство, ислам.

8) Назовите одну из мировых религий:

а) синтоизм;

б) буддизм;

в) адвентизм.

9) Первый материал, который освоил человек, или прачеловек?

а)свинец

б)молоток

в)камень

ТЕСТ №3

1) На смену культуре камня приходит культура обработки металлов, а какого именно?

а)алюминии

б)бронза

в)медь

2)В рамках культуры производства выделяются два вида деятельности. Какие?

а)земледелие и скотоводство

б)собирательство и охота

в)земледелие и охота

3) Эволюция цивилизации позволяет выделить в ней две основные стадии. Какие?

а) аграрно-традиционную и индустриальную

б)камня и железа

в)присваивающую и производящую

4) Некоторые ученые предлагают разделить все цивилизации на два типа: одна из них – объявляется характерной для Западной Европы, а вторая – для восточных стран. Назовите их

а)западная и восточная

б)техногенная и психогенная

в)древняя и новая

5) Кто из философов выдвинул идею о моральном превосходстве «естественного человека», не испорченного культурой и цивилизацией, а также лозунг о «возврате в природу»

а)Гегель

б)Сократ

в)Руссо

6) Кто из ученых смотрит на жизнь человека через призму двух основных, по его мнению, инстинктов — сексуального (инстинкт Эроса, или продолжения жизни) и разрушительного (инстинкт Танатоса, или смерти)?

а)Юнг

б)Фрейд

в)Ницше

7) Культура выполняет несколько жизненно важных функций. Назовите главную из них

а)продолжение рода

б)регулятивная функция

в)функция социализации

8) Как называется сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера, в котором он излагает свои взгляды на культуру?

а) «Феномен человека»

б) «Идеи к философии истории человечества»

в) «Закат Европы»

9) Назовите страну — родину готики:

а)Франция

б)Италия

в)Дания

10) Век, который по традиции принято считать концом античности и началом средневековья:

а) V

б)IV

в)III

ТЕСТ №4

1) Философ, создавший концепцию «Осевого времени»:

а) B. К. Ясперс

б) В.Ф. Гегель

в) Ф.В. Ницше

2) Мировая религия, которая не является монотеистической

а) Христианство

б) Буддизм

в) Ислам

3) Общее наименование древнейших священных текстов в индийской культурной традиции

а) Талмуд

б) Евангилие

в) Веды

4)  Не относится к «7 чудесам света»

а) Храм Зевса в Афинах

б) Египетские пирамиды

в) Римский Коллезей

5) Этап каменного века, считающийся временем революционного перехода от присваивающего хозяйства к производящему

а) Неолит

б) Палеолит

в) Мезолит

6) Страна, от которой приняла «культурную эстафету» Киевская Русь

а) Македония

б) Византия

в) Рим

7)  Универсальная исторически первая форма культуры

а) Миф

б) Молитва

в) Сказ

8) Основоположник учения о культурных архетипах как коллективном бессознательном

а) Сократ

б) З. Фрейд

в) К. Юнг

9) Государство, которое принято считать местом возникновения древнейшей письменности

а) Древний Рим

б) Шумер

в) Двуречье

10) Представители одного из направлений русской общественной мысли, выступавшие за принципиально отличный от западного путь развития России на основе самобытности

а) Гуманисты

б) Декабристы

в) Славянофилы

ТЕСТ №5

1) Согласно К. Ясперсу, в спектр пяти «осевых культур» входят

а) Китай, Индия, Персия, Палестина, Греция

б) Индия, Китай, Италия, Греция, Македония

в) Греция, Персия, Палестина, Италия, Индия

2) В какой стране началось (раньше других) эпоха Ренессанса:

а) Италия

б) Англия

в) Дания

3) Какая религия из перечисленных не является мировой

а) Христианство

б) Иудаизм

в) Буддизм

4) Какая религия из перечисленных является самой молодой

а) Ислам

б) Иудаизм

в) Буддизм

5) Целью какого религиозно-философского учения является слияние с первоосновой 
мира и обретение телесного бессмертия посредством магии, алхимии и психофизического тренинга

а) Буддизм

б) Ислам

в) Даосизм

6) Фетишизм — это …

а) Поклонение  обожествленному животному

б) Вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов

в) Священность рода

7) Религиозное и социально-политическое движение XVI в. в Германии, направ­ленное на преобразование христианской церкви

а) Деградация

б) Сепарация

в) Реформация

8) Что первоначально означало латинское слово «cultura»

а) Цивилизация

б) Искусство

в) Возделывание земли

9) Столица эллинистической цивилизации

а) Александрия

б) Афины

в) Спарта

10) Основоположник русского книгопечатания

а) Н. Бердяев

б) А. Лосев

в) B. И. Федоров

ТЕСТ №6

1) Богиня любви в Древней Греции

а) Афродита

б) Минерва

в) Лада

2) Богиня мудрости в Древнем Риме

а) Минерва

б) Афродита

в) Виктория

3) Богиня любви у восточных славян

а) Виктория

б) Лада

в) Венера

4) Бог — Хранитель в брахманизме

а) Будда

б) Аллах

в) Вишну

5) Бог Древнего Египта, вершивший (согласно верованиям египтян) суд в Царстве 
мертвых

а) Осирис

б) Цербер

в) Ра

6) Бог – Творец в мифологии большинства восточных славян в древности

а)Ярило  
б) Род

в) Авсень

7) Апостол — покровитель Святой Руси

а) Михаил

б) Ярослав

в) Андрей

8) Христианский мыслитель, автор труда «О граде Божьем»

а) А. Августин

б) В. Бабихин

в) С. Аверинцев

9) Когда возник термин «цивилизация»

а)XVII

б)XVIII

в)XVI

10) Автором знаменитого «Дискобола» является скульптор

а) Леохар

б) Поликлет

в) Мирон

ТЕСТ №7

1) Кто  впервые  употребил  термин  «культура»  применительно  к человеческому уму, духу

а) Платон

б) Цицерон

в) Цезарь

2) Понятия «культура» и «цивилизация»

а) связаны между собой

б) тождественны

в) никак не связаны

3) Духовная культура это:

а) искусство и все, что связано с его созданием, воспроизведением, 
изучением, распространением

б) деятельность, направленная на духовное развитие человека и 
общества, а также продукты, результаты этой деятельности.

в) материальное производство с точки зрения его влияния на 
развитие человека

4) Древнерусская культура относится к периоду:

а) античности

б) средневековья

в) нового времени

5) В средневековом обществе формируется

а) церковная культура

б) рыцарская культура

в) народная культура (фольклор)

6) На развитие древнерусской культуры большое влияние оказала 
культура:

а) Италии

б) Византии

в) Китая

7) Андрей Рублев был выдающимся русским

а) архитектором

б) иконописцем

в) скульптором

8) В культуре России XVII века начинается процесс

а) интеграции

б) обмирщения

в) консолидации

9) Кто из мыслителей отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»

а) Н. Бердяев

б) А. Тойнби

в) О. Шпенглер

10) Назовите самых первых древнегреческих мыслителей, давших начало древнегреческой философии

а) Демокрит, Сократ

б) Фалес, Солон

в) Гераклит, Пифагор

ТЕСТ №8

1) Как назывался древнегреческий город, где, по сохранившимся сведениям, родилась европейская философия

а) Афины

б) Милет

в) Микены

2) Кастовый строй — общая черта многих древневосточных цивилизаций, но в одном государстве он проявился с наибольшей силой. Что это за государство Древнего Востока

а) Китай

б) Индия

в) Вавилон

3) Когда произошел разрыв между западной и восточной ветвями христианской церкви

а) в 1054 г.

б) в 431 г.

в) в 1543 г.

4) Какой класс общества Аристотель считал наиболее полезным

а) аристократию

б) ремесленников

в) земледельцев

5) Как переводится греческое слово «Библия»

а) святыня

б) книги

в) притчи

6) Почему люди античности называли своих северных соседей варварами

а) за их необразованность и невоспитанность

б) за то, что те не знали греческого или латинского языка

в) за их жестокость

7) Какие формы управления Аристотель считал «хорошими»

а) демократия

б) аристократию

в) политию

8) В какой картине мира естественное не отличается от сверхъестественного

а) в религиозной

б) в научной

в) в мифологической

9) Что такое артефактный мир

а) искусственно созданная природа

б) природа, окружающая человека

в) биосфера

10) Какой древнегреческий полис стал эталоном древнегреческой демократии

а) Спарта

б) Афины

в) Коринф

ТЕСТ №9

1) Назовите одну из «неправильных» форм государства, с точки зрения Аристотеля

а) монархия

б) тирания

в) полития

2) Важнейшим видом искусства республиканского Рима считается

а) зодчество

б) скульптура

в) театр

3) Хронологические рамки европейского Средневековья

а) X – XV вв.

б) V – XVII вв.

в) V – XV вв.

4) Где в древнем мире существовали города-государства, политически организованные как рабовладельческие демократии

а) в Египте

б) в Аттике и Ионии

в) в Китае

5) Что означало слово «демократия» у древних греков

а) власть народа

б) равные права

в) равные возможности

6) Кто был третьим по счету человеком на земле, первым сыном Адама и Евы по христианской версии

а)Сиф

б) Авель

в) Каин

7) Когда и где возникла религия

а) в Древнем Египте в V тысячелетии до н. э.

б) в Древней Месопотамии в IV тысячелетии до н. э.

в) в эпоху верхнего палеолита, около 40—50 тыс. лет назад

8) Важнейший памятник английской литературы XIII в.

а) «Тристан и Изольда»

б) баллады о Робин Гуде

в) «Песнь о Нибелунгах»

г) «Сага об Эрике Рыжем»

9) Назовите имя знаменитого римского оратора

а) Сенека

б) Марк Аврелий

в) Цицерон

10) Что такое религиозный синкретизм

а) религиозная нетерпимость

б) религиозная обрядность

в) синтез нескольких религиозных учений

ТЕСТ №10

1) Что является средством приобщения человека к образу жизни и образу действия общества, т. е. к его культуре

а) наука

б) образование

в) мировоззрение

2) Какое государство было самым крупным из основанных германцами в раннем средневековье

а) Франкское

б) государство Одоакра в Италии

в) «Государство Само»

3) На территории какой современной европейской страны было образовано первое феодальное государство

а) Испании

б) Франции

в) Англии

4) Суть какого архитектурного стиля Средневековья выражает геометризм, господство вертикальных и горизонтальных линий, простейших фигур геометрии при наличии больших плоскостей

а) барокко

б) готика

в) романский

5) Как монах Т. Кампанелла назвал книгу, в которой он изложил свой проект идеального общественного устройства

а) «Утопия»

б) «Кодекс природы»

в) «Город Солнца»

6) Мировую славу Вергилию принесла поэма

а) «Метаморфозы»

б) «Теогония»

в) «Энеида»

7) Как называется система взглядов, отвергающих религиозные представления (вера в бога, в бессмертие души, в потусторонний мир и т. п.) и религию в целом

а) атеизм

б) религиозный анархизм

в) свобода совести.

8) Назовите одну из ранних форм религии, означавшую веру в существование сверхъестественных сил в виде духов, душ:

а) тотемизм

б) анимизм

в) фетишизм.

9) Как, по религиозным представлениям, называется осуществление высшей божественной справедливости, награда или кара человеку в зависимости от исполнения или неисполнения им христианских заповедей?

а) воздаяние

б) евхаристия

в) таинство.

10) Главным художественным языком Просвещения был(о):

а) классицизм

б) барокко

в) рококо

11. Культура нового времени. Культурология. Курс лекций

Новое время — с XVII до начала XX века — это историческая эпоха, в течение которой культура западноевропейских стран обрела ту развитую форму, которая выделила Европу из всего остального мира и которую обычно имеют в виду, когда говорят о европейской культуре в целом как особом типе культуры. В предшествующие эпохи культура Европы еще не была «европейской» в этом смысле, а в наше время она уже перестала быть специфически «европейской», т. е. особым социокультурным миром, объединяющим страны Европы в отличие от всех других.

Контуры новоевропейской культуры стали обрисовываться в XVII столетии. Реформация, начавшаяся в эпоху Возрождения, была уже зародышем культуры нового типа. Она проложила дорогу к переосмыслению догматов христианства. Протестантизм самим фактом своего существования утвердил возможность различных толкований священного писания. Несмотря на яростное сопротивление церкви и репрессии против отступников oт «истинной веры» (инквизиционные костры, Варфоломеева ночь), державшаяся на протяжении нескольких веков в Западной Европе монополия папства на посредничество в общении человека с Богом рухнула. Духовная атмосфера в обществе изменилась. Английская революция в XVII и затем французская в XVIII веке – вехи, ознаменовавшие наступление новой эры в истории Европы и становление новой европейской культуры.

В борьбе с церковью были заложены основы научного естествознания. Галилей впервые обратил внимание на разработку методологии науки. Ему принадлежит мысль, что наука должна строиться на наблюдениях и экспериментах и пользоваться математическим языком. Именно на основе этой методологии Ньютон (родившийся, кстати, в год смерти Галилея — 1642 г.) создал классическую механику. Выдающиеся мыслители ХVII в. — Бэкон, Гоббс, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др. — освободили философию от схоластики и повернули ее лицом к науке. Основой философского познания для них стала не слепая вера, а разум, опирающийся на логику и факты. Вместо того, чтобы исходить из истин веры как заранее заданных аксиом, они стали рассматривать их как следствия, которые вытекают (или не вытекают!) из создаваемых ими философских систем. Постепенно общественная мысль все больше обретала независимость от религии. Навсегда сохранив свои христианские корни, христианские ценности и идеалы, европейская культура с течением времени взрастила на них дух либерализма и даже, как это ни странно, атеизма. Христианская религия осталась важнейшим фактором духовной жизни общества, но прежде безраздельному владычеству ее над всей культурой пришел конец. Европейская культура стала культурой светской. Религия в ней существует как одна из ее областей, различным образом взаимодействующая с другими областями, но не господствующая над всеми ними.

С XVII века берет начало и другая особенность культуры Нового времени — ее многонациоиальность, многоязычность. Средневековая латынь уступила место национальным языкам, и это, с одной стороны, обогатило европейскую культуру традициями и опытом народного творчества, а с другой — сделало достижения культуры более доступными для народов Европы. Начался подъем национальных культур, что стало базой развития общеевропейской культуры, единой в своем многообразии. Живописцы Рубенс, Рембрандт, Веласкес, Пуссен, драматурги Лопе де Вега, Мольер, композитор Глюк, «отец новой педагогики» Ян Коменский — творчество каждого из этих гениев XVII в. национально и вместе с тем составляет достояние всей европейской культуры в целом. В странах Европы складываются оригинальные художественные школы и литературные течения, в которых по разному находят выражение два больших художественных стиля в европейском искусстве того времени — барокко и классицизм. Подобно тому, как расцвет античной культуры опирался на разнообразие культурной жизни в греческих государствах-полисах, так и расцвет европейской культуры явился результатом взаимообмена между культурными достижениями европейских государств. Контакт и взаимодействие культур — это одно из решающих условий культурного прогресса, выведшего Европу в Новое время на лидирующие позиции в мире.

XVIII столетие, вошедшее в историю как век Просвещения, определило основные тенденции, сформировавшие облик европейской культуры Нового времени. В это время начинается и в последующие столетия возрастающими темпами продолжает идти индустриализация общественного производства. На новый качественный уровень поднимается техническая культура общества. Растут города, развивается предпринимательство, на смену феодально-сословному обществу приходит общество капиталистическое. Это коренным образом изменяет не только материальный базис культуры, но и все ее содержание. Культура Нового времени обращается лицом уже не столько к небу и Богу, сколько к земле, к обществу и человеку. Она осмысливает происходящие социальные перемены и перспективы будущего, создавая духовные предпосылки для дальнейшего развития общества. Существенное место в ней занимают проблемы, связанные с обоснованием экономических, политических правовых, нравственных принципов общественной жизни, с поиском более совершенных форм ее организации (идеи английской политической экономии, утопический социализм). В искусстве появляется сентиментализм и романтизм — стили, выражающие различные реакции людей на новые условия общественного бытия.

Европейская культура проникается духом деловитости, практицизма, утилитаризма, который рождается буржуазным предпринимательством. Протестантские идеалы личной ответственности человека перед Богом и людьми за исполнение своих земныx обязанностей приходятся здесь как нельзя более кстати. Они способствуют формированию добросовестного отношения к труду, к семье, к собственности, без чего было бы немыслимо развитие капитализма. Динамичность, активность, нацеленность на получение выгоды становятся если не всецело одобряемыми, то, во всяком случае, более или менее оправдываемыми культурой нормами человеческого поведения. Вместе с тем в европейской культуре утверждается представление о природе как арене преобразующей деятельности человека, развивается чувство хозяина природы, потребительское отношение к ней.

На небывалую прежде высоту поднимается — что в немалой степени также связано с подготовкой и осуществлением социальных и политических преобразований общества — авторитет знания, добываемого наукой и философией. Развитие знаний, рост образования рассматривается как движущая сила общественного прогресса.

Особенно возрастает в это время престиж философии, высоко поднятый такими гениями, как Беркли и Юм в Англии, Вольтер, Руссо, Гольбах, Дидро во Франции, Кант, Фихте, Гете в Германии. Им принадлежат идеи, составившие фундамент классической европейской философии. Ученые и философы становятся и остаются на протяжении всего Нового времени «властителями дум» в обществе. Европейская культура в целом приобретает преимущественно рационалистический характер, что резко отличает ее от средневековой культуры, где преобладали мистические настроения.

В XIX веке европейская культура Нового времени вступает в пору зрелости. В большинстве стран Европы утверждается капиталистическая система хозяйствования со свойственными ей формами экономических и политических отношений. Растет крупное машинное производство, для которого нужны квалифицированные инженеры и рабочие. Общество осознает необходимость сделать просвещение более доступным для широких слоев населения. Развивается сеть школ и профессиональных учебных заведений, расширяется контингент студентов университетов и институтов. Общеобразовательный и культурный уровень масс быстро повышается. Грамотность становится общей культурной нормой. Ускоряются темпы технического прогресса. Грандиозные перемены происходят в горном деле, металлургии, станкостроении. Механизация строительных работ, применение металлических конструкций и новых материалов (цемент, бетон) позволяет придать невиданные прежде масштабы городскому строительству. Входит в жизнь использование электричества для освещения, передача энергии на большие расстояние и энергетического обеспечения производства. Появляются пароходы, железные дороги, фотография, фонограф, пишущая машинка, телеграф, телефон, а концу столетия — автомобили, кинематограф, радиосвязь. Новые средства транспорта и связи, сохранения и передачи информации принципиально меняют условия коммуникации людей.

Наука XIX века выступает как классическая система знаний, основные идеи и принципы которой считаются окончательно установленными и незыблемыми истинами. Фундаментом этой системы служат математика и механика. Больших успехов достигает естествознание. Разрабатываются термодинамика, теория электричества, статистическая физика, электродинамика, теория валентности, периодическая система элементов и другие фундаментальные естественнонаучные теории. В биологии возникает клеточная теория, теория эволюции. Появляется экспериментальная психология. Публикуются обобщающие труды по общей истории, истории искусства, истории философии. Такие мыслители, как Гегель, Конт, Спенсер пытаются построить философские системы, сводящие воедино всю сумму знаний, Накопленных человечеством. В общественном сознании складывается убеждение, что картина мира наукой в общих чертах уже достаточно ясно установлена, и дальнейшее развитие научного знания должно лишь уточнять контуры этой картины и раскрывать оставшиеся в ней «белые пятна».

В художественной литературе одним из главных направлений становится реализм. Успехом у публики пользуется жанр романа, позволяющий дать широкое и многоплановое изображение действительности (Бальзак, Золя, Диккенс и др.). В изобразительном искусстве религиозная тематика уходит на второй план. Получают распространение романтико-героические полотна (Делакруа, Жерико), реалистическая портретная и пейзажная живопись, сцены из народной жизни, бытовой жанр, сатирическая графика, исторические сюжеты (Гойя, Энгр, Констебль, Тернер, Коро, Милле, Курбе, Домье, Менцель и др.).

Однако уже в середине XIX века, на фоне, казалось бы, радующих глаз перспектив социально-экономического, технического и научного прогресса появляются признаки надвигающегося кризиса европейской культуры. Выходят в свет философские работы, проникнутые духом иррационализма и пессимистическим умонастроением (Шопенгауэр, Кьеркегор). Развертывается критика буржуазного общества.

Разочарование в идеалах, утрата веры в непреходящие жизненные ценности, потеря общезначимых социальных, нравственных эстетических ориентиров все явственней сказываются в европейском искусстве последней трети ХХ столетия. Расцветает салонная живопись, ублажающая взор красивостью и изысканностью декоративных пейзажей и обнаженных «венер». Возникает примитивизм, который подражает первобытному искусству и детскому творчеству, пытаясь простейшими средствами передать свежесть и остроту художественного восприятия мира Стремление запечатлеть мгновение, мимолетное зрительное впечатление, рождаемое преходящими состояниями и явлениями окружающей среды, воплощается в живописи импрессионизма Негативное отношение к миру буржуазных ценностей заставляет многих писателей уходить в неоромантическое изображение экзотики дальних cтpaн или далекого прошлого путешествий и приключении, героями которых являются яркие, сильные личности (Дюма, Брег Гарт, Стивенсон, Конрад) Во всех формах художественного творчества приобретет популярность символизм, наполняющий изображаемые явления тайным мистическим смыслом (напр., известная картина Бёклина «Остров мертвых»). С 1880-х годов в моду входит термин «Декаданс» (так назывался французский журнал, начавший издаваться в эти оды). Декаденты говорили о сумерках культуры, упадке нравов, деградации искусства, бессилии человека перед лицом мрачных роковых сил, управляющих его судьбой. Под декадансом стали понимать настроение усталости, пессимизма, отчаяния, распространяющееся в обществе ощущение приближающегося распада и заката культуры.

характерные черты. Периодизация Нового времени :: SYL.ru

Новым временем называется период развития европейских государств с 17-го по 18-й век. Иногда учёные относят сюда и эпоху Возрождения, кроме того, некоторые включают и 19-е столетие. Двадцатый век всегда рассматривается отдельно, и определяется как «современность».

культура нового времени

Периодизация

Эпоха Нового времени базируется на буржуазии и духовных ориентирах, составляя из них единое целое. Так как к данному периоду относятся целых три века, каждый из них имеет своё историческое «лицо» и культурные особенности. Это:

  • XVII век — век эпохи зарождения и становления рационализма;
  • XVIII век – век Просвещения и «третьего сословия»;
  • XIX век – век классики, расцвета буржуазии и одновременно её кризиса.

Новое время охватывает два этапа. В 17-м веке прогрессировало господство Франции и Испании, нескончаемые революции буржуазии в Англии. Это — начало формирования современной картины мира и философии.

Завершилась стадия становления мануфактур, сформировалась свободная экономика и либеральная политическая система. Кроме того, люди стали стремиться к свободе и праву выбора идеологии. Всё это способствовало развитию идеологии Просвещения.

Характерные черты

Эпоха Нового времени – это период противоречий, так как людям было необходимо сменить старый уклад на более актуальный, переосмыслить ценности, принять технологический прогресс и стать его частью. Для него характерны следующие особенности:

  • Главную роль стала играть отдельная личность. Всё внимание было направлено на духовность человека, пробуждалось чувство обострённости собственного «я», что способствовало открытию самосознания как другой реальности.
  • Личность стала тянуться к элитарному гуманизму, который воспевал свободу творчества. Главной его особенностью была универсальность, то есть каждый человек получал право на свободу, жизнь, богатство и т. д.
  • Стало формироваться сознание людей, которое направлялось на развитие технического прогресса, на изменение повседневного уклада жизни и на становление экономического порядка.
  • Борьба церкви и государства стала более напряжённой, но завершилась тем, что власть не смогла подчинить религию.

С одной стороны, человек, благодаря постоянному давлению материального состояния, превращался в экономическое орудие. Но с другой — вступал в противоборство с тотальной техногенной и экономической зависимостью.

Периодизация Нового времени крайне интересна и своеобразна, нельзя это не отметить. Ведь в ней совмещаются и развиваются сразу две эпохи – Новая и Просвещения. Во второй главенствует равенство и справедливость конца 17-го — 18-го века.

В это время появилось больше стилистических жанров искусства, чем в любые другие. В конце 19-го века появился и стал развиваться кинематограф. А ещё в период 17-19-го столетий впервые построили метро и подземные туннели.

эпоха нового времени

Социальный аспект

Если говорить про культуру Нового времени, то нельзя не отметить, что это был период, когда общество проснулось и решило сменить свою не слишком приятную среду обитания, дабы увидеть самих себя и окружающий мир свежим взглядом.

Учёные окрестили этот период истории «Новым» потому, что он действительно стал таковым. Тем более если сравнивать со Средневековьем. Впервые самой значимой фигурой стал отдельный человек и его личность, начало складываться правовое общежитие. Кроме того, исчезло давление в области культуры и науки.

Были созданы условия для обеспечения свободы и освобождения от рабства. В результате всего вышесказанного у человека развилось понятие и осознание собственного «я».

Благодаря этому произошла смена консервативных общественных отношений на быстрое и стремительное буржуазное общежитие, в котором устанавливались суровые рыночные отношения в условиях огромной конкуренции.

Пока буржуазия пыталась наладить экономику, сознание человека начало стремиться понять природу и духовность человека. В это время очень резко повысился интерес к философии, естествознанию.

Так как протестантство распространилось в северной и центральной частях Европы, резко повысился уровень образования. Этому способствовало знакомство с Библией. Но также её чтение повлияло на развитие религиозного фанатизма. Можно сказать, что произошло переосмысление и переоценка роли человека, люди пришли к пониманию, что длительное время были ограничены в образовании, то есть они лишались и культурного, творческого, научного просвещения. Эпоха стала предзнаменованием счастья, люди начали понимать, что можно делать, а что нет.

В Новое время произошло становление буржуазии и индустриального общества. Но также оно принесло и множество революций: Нидерландскую (1566-1609), Английскую (1640-1688), Великую Французскую (1789-1794). В перечисленные события были вовлечены широкие массы населения, всё это усугублялось культурой и открытиями.

периодизация нового времени

Научный прогресс

Из-за развития производства возникла острая необходимость в исследованиях. Лидером стала механика и её открытия в сфере движения тел. Научная культура Нового времени развивалась стремительно. Огромную роль сыграли математические достижения. Вселенную стали рассматривать уже не как живое существо, а как безликий феномен, управляющий естественными законами, которые можно изучить и понять. А религия начала рассматриваться, как второстепенный или даже несуществующий фактор.

Основные черты культуры

Возвращаясь к периодизации Нового времени, нужно отметить, что доминация науки началась с научной революции, которая связывается с гелиоцентрической теорией Коперника. Она вызвала протест в религиозной среде. Фанатики связали её с теорией Джордано Бруно, который был осуждён инквизицией. Только в 20-м веке католики признали их правоту. А Кеплер доказал, что движение планет происходит по непрерывному эллипсу.

Галилео Галилей изобрёл телескоп и с его помощью смог доказать, что планеты однородны. После этих открытий в науке сформировалось разделение естественных и гуманитарных наук.

В новое время Бог стал восприниматься как архитектор и математик, который однажды запустил механизм движения планеты, но в её существование не вмешивается. Это значимый момент в истории культуры Нового времени, ведь именно так произошло формирование философии – деизм. Рационализм стал основным инструментом для изучения Вселенной.

Философия практически всегда опережает науку в развитии, и иногда превращается в механизм её движения. Проблема становления науки заключалась в том, что общество разделилось на два противоположных лагеря. Одни были за рациональность, другие – сенсуалисты. Вторые утверждали, что чувственный и эмпирический путь познания самый достоверный. Первые же считали, что у человека недостаточно чувств для познания. Единственное, чем можно понять окружающий мир — это разум.

Во времена формирования культуры Нового времени возрос интерес к половым различиям, появился и развился культ тела женщины. А в 19-м веке дамы стали бороться за свободу слова и социальное освобождение. Буржуазия начала считать дом крепостью. А любовь стала первостепенной причиной заключения брака. Возраст в его вступление для мужчин составил 30 лет, а для девушек — 25. Дети стали воспитываться с учётом их поведения и стремлений. Образование распространилось на всё общество, а мальчиков и девочек стали учить раздельно.

художественная культура

Искусство

Это неотделимая часть культуры Нового времени. В искусстве одним из основных стилей стал барокко, характеризующийся динамикой и экспрессией. Он возник в Италии, и в эту эпоху стал называться «новым искусством». Если перевести название стиля на русский, то оно примет значение «причудливый».

Барокко стал проявляться во всех сферах жизни, как в одежде, так и в архитектуре. Женские платья в этом стиле вытеснили все зауженные кружевные французские одежды. Архитектура пыталась уравновесить формы, то есть лёгкие и воздушные сочетать с массивными элементами. Больше всего заметно влияние этого стиля в убранстве французских строений. В Англии стиль стал более консервативным и приобрёл черты классицизма.

Но позже барокко во Франции стал сменять классицизм. Его главной особенностью является преобладание античных форм. В нем сочетается строгость и лаконичность. Стиль основан на рационализме, он несёт в себе символику личностных интересов, центральной власти и объединение под ней.

Музыка в классицизме проявилась в творчестве Моцарта, Бетховена, Глюка, Сальери.

В Новую эпоху сформировался ещё один стиль – рокко. Некоторые принимают его за разновидность барокко, и его возникновение обычно связывают со стремлением человека уйти из привычного мира и окунуться в мир иллюзий и фантазий. Стиль рокко ориентирован то, чтобы создать что-то новое, изящное и воздушное. В нем можно увидеть этнические элементы Востока, особенно в художественной культуре. В литературе появилось направление «сентиментализм».

формирование культуры нового времени

Великие деятели

Их тоже следует отметить вниманием, рассказывая про особенности культуры Нового времени. В эту эпоху наука развивалась очень активно. Именно в данный период были заложены основные принципы естествознания. Все сведения, которые были приобретены врачами, целителями, алхимиками, приобрели структурированную форму. Благодаря этому образовались новые нормы и идеалы строения науки. Они связывались с математикой и экспериментальной проверкой не только естественных процессов, но и религиозных догматов.

На вершину вознёсся авторитет образования и вообще знания в целом. Его теперь стали рассматривать как двигатель прогресса. Вырос престиж философии из-за работ Беркли, Руссо, Вольтера.

Главным отличием Новой эпохи стало резкое падение авторитета церкви и возвышение науки. Галилей начал изучать методологию науки, а Ньютон осваивал механику и её принципы. Благодаря стараниям Бэкона, Гоббса, Спинозы философия была освобождена от схоластики. И её основой стала не вера, а разум. Общество все больше приобретало независимость от религии.

Это век рождения людей с новыми поступками и мыслями. Наука формировалась не от знания одной определённой личности, а основываясь на фактах и проверке.

деятели культуры нового времени

Открытия

Эпоха Нового времени символизируется не только большими переменами в искусстве и науке, но и географическими открытиями. Нельзя не отметить прогресс в области математики, медицины, философии, астрономии.

Это период реформации, когда полностью поменялось отношение к религии и вере как таковой. В ней произошёл просто огромный переворот в культуре.

Новое время было основано на принципе гуманизма и человеческого творчества и развития. Образ человека, который создал себя сам, стал идеалом эпохи.

В конце 16-го — начале 17-го века были сделаны большие географические открытия, и совершены путешествия, которые раньше были невозможны. Деятели культуры Нового времени дали толчок невероятному прогрессу. В большей мере это произошло из-за нужды капиталистов в расширении своего благосостояния. И они решили, что пора найти мифическую страну – Индию. Две самые могущественные на тот момент морские державы (Испания и Португалия) отправились на поиски.

В 1492 г. испанский мореплаватель Х. Колумб отчалил от родных берегов, и по истечении ровно 33 дней он уткнулся в Колумбийские берега, приняв их за Индию. Он погиб, так и не узнав, что была открыта Америка. Но позднее А. Веспуччи было доказано открытие новой стороны света.

Путь в Индию был открыт в 1498 г. другим мореплавателем – Васко да Гамой. Это открытие предоставляло новые торговые возможности со странами побережья Индийского океана.

Магелланом было совершено первое кругосветное путешествие, длившееся 1081 день. Но, к сожалению, из всей команды выжило только 18 человек, поэтому люди долго не решались повторить его подвиг.

Культура и наука Нового времени развивались очень стремительно, были переосмыслены все взгляды на эти сферы в принципе. Коперник изучал не только астрономию и математику, но и большое внимание уделял медицине и правовому образованию.

Революционером стал Д. Бруно, но ему пришлось проститься с жизнью, доказывая, что в мире существует множество планет. А ещё что Солнце – это звезда, и, кроме неё, их ещё миллионы. Но Г. Галилей, сделав телескоп, доказал теорию Бруно и Коперника.

И. Гутенберг изобрёл книгопечатанье, что поспособствовало росту образованности. А эталоном стал считаться интеллектуально развитый человек, ставший в дальнейшем образцом культуры Нового времени.

Однако это не всё. Если говорить про литературно-художественную культуру, то поэт Ф. Петрарка читаем почти семь сотен лет, а итальянец Д. Боккаччо написал сборник, в котором говорилось, что человек имеет право на радость. М. де Сервантесом был написан известный роман «Дон Кихот», им были высказаны идеи, которые актуальны и на сегодняшний день. Вершиной литературы стала драматургия У. Шекспира.

Особенности

Ещё немного стоит поговорить про черты культуры Нового времени. Вот чем она отличается:

  • идеалами гуманности и равенством людей перед законом, независимо от сословия и рода;
  • развитием рационального мышления и отказом от метафизики;
  • развитием естествознания, используемого для развития и прогресса.

Эта идеология стала основой преобразования, которые произошли в процессе революций.

становление русской национальной культуры нового времени

Становление русской культуры

Об этом напоследок. 17-й век стал переломным не только в Европе, но и в России. Петербург становится столицей, и в результате реформ начинается формирование бюрократического государства. Происходит расширение территории, страна получает выход к Балтийскому и Чёрному морям, это способствует налаживанию связей с Европой.

Пётр I активно взялся за развитие и становление государства и отход от средневековья. Как следствие стало происходить становление русской национальной культуры Нового времени.

Экономика и социальная жизнь начали динамично развиваться. Это сказывается и на культуре. Религия вновь оказывается под политической властью, а при попытке дать оценку действием Петра быстро искореняется.

Интенсивно возводятся новые города с довольно развитой инфраструктурой, а образование выносится на первый план.

В середине 18-го века монархия расцветает, в это время растёт общественное мышление и самосознание. Его центром становится свобода, которая способствует образованию нового слоя общества — интеллигенции.

Вторая половина века самая значимая в развитии искусства. Происходит освоение всех возможных жанров и видов, а процесс творчества ничем не ограничивается. Вперёд выходит красота и благородство, а также патриотизм.

Тест по «Культурологии»

ТЕСТЫ по дисциплине культурология

ТЕСТ №1

 

1) Предмет культурологии:

 а) общество

б) культура общества, человека

 в) цивилизации

 

2) Что означает греческий термин  «пайдея»

а)образование, обучение, просвещение

 б)город-государство

 в)община

 

3) Что означает греческий термин «полис»

 а)медицинский полис

 б)система рек

в)город-государство

 

4) Назовите две системы представлений  о культуре:

 а)Греческая и Римская

 б)Западная и Восточная

в)Афинская и Спартанская

 

5) Главное в культуре Спартанского  общества?

 а)духовное образование

б)воинское искусство

 в)культура речи

 

6) Илиоты — это….

 а)воины

б)низы обще6ства в Древней Греций

 в)путешественники на Востоке

 

7) Система управления в Спарте

а)монархия

 б)коммунизм

 в)демократия

 

8) Что характерно во взглядах  на культуру в античности

а)космоцентризм

 б)теоцентризм

 в)антропоцентризм

 

9) Что характерно во взглядах  на культуру в средневековье 

 а)космоцентризм

б)теоцентризм

 в)антропоцентризм

 

10) Что характерно во взглядах  на культуру в Новое время

 а)космоцентризм

 б)теоцентризм

в)антропоцентризм

 

ТЕСТ №2

 

1) Согласно О. Шпенглеру, цикл  каждой культуры укладывается  в один и тот же временной  интервал. Он включает в себя  четыре периода, назовете их

а) зарождение; расцвет; старение; смерть

б)смерть, зарождение, расцвет, старение

в)младенчество, отрочество, юность, смерть

 

2) Как называется ранняя форма  религии, связанная с поклонением  каким-либо реальным предметам  и наделением их сверхъестественными  свойствами?

а) фетишизм;

б) тотемизм;

в) анемизм.

 

3) Назовите одно из крупных направлений в христианстве, оформившееся в ходе Реформации в XVI веке:

а) протестантизм;

б) католичество;

в) баптизм.

 

4) Как называлась «столица» итальянского  Возрождения? 

а) Рим;

б) Неаполь;

в) Флоренция.

 

5) Как называется один из наиболее  древних сводов законов, дошедших до наших дней?

а) законы Ману;

б) законы Хаммурапи;

в) законы Дракона.

 

6) Как называется ранняя форма  религии, связанная с поклонением  какому-либо животному или растению  и с верой в происхождение  от них? 

а) тотемизм;

б) фетишизм;

в) анимизм.

 

7) Какие религии относятся к  мировым?

а) зороастризм, синтоизм, даосизм;

б) буддизм, христианство, индуизм;

в) буддизм, христианство, ислам.

 

8) Назовите одну из мировых  религий: 

а) синтоизм;

б) буддизм;

в) адвентизм.

 

9) Первый материал, который освоил человек, или прачеловек?

 а)свинец

 б)молоток

в)камень

 

ТЕСТ №3

1) На смену культуре камня  приходит культура обработки  металлов, а какого именно?

а)алюминии

б)бронза

в)медь

 

2)В рамках культуры производства  выделяются два вида деятельности. Какие?

а)земледелие и скотоводство

 б)собирательство и охота

 в)земледелие и охота

 

3) Эволюция цивилизации позволяет  выделить в ней две основные  стадии. Какие?

а) аграрно-традиционную и индустриальную

б)камня и железа

в)присваивающую и производящую

 

4) Некоторые ученые предлагают  разделить все цивилизации на  два типа: одна из них — объявляется  характерной для Западной Европы, а вторая — для восточных  стран. Назовите их

а)западная и восточная

б)техногенная и психогенная

в)древняя и новая

 

5) Кто из философов выдвинул идею о моральном превосходстве «естественного человека», не испорченного культурой и цивилизацией, а также лозунг о «возврате в природу»

 а)Гегель

б)Сократ

в)Руссо

 

6) Кто из ученых смотрит на  жизнь человека через призму  двух основных, по его мнению, инстинктов — сексуального (инстинкт Эроса, или продолжения жизни) и разрушительного (инстинкт Танатоса, или смерти)?

а)Юнг

б)Фрейд

в)Ницше

 

7) Культура выполняет несколько  жизненно важных функций. Назовите  главную из них 

а)продолжение рода

б)регулятивная функция

в)функция социализации

 

8) Как называется сочинение немецкого  философа и историка О. Шпенглера,  в котором он излагает свои  взгляды на культуру?

а) «Феномен человека»

б) «Идеи к философии истории  человечества»

в) «Закат Европы»

 

9) Назовите страну — родину готики:

а)Франция

 б)Италия

 в)Дания

10) Век, который по традиции  принято считать концом античности  и началом средневековья: 

а) V

б)IV

в)III

 

ТЕСТ №4

1) Философ, создавший концепцию  «Осевого времени»:

а) B. К. Ясперс

б) В.Ф. Гегель

в) Ф.В. Ницше

 

2) Мировая религия, которая не  является монотеистической

а) Христианство

б) Буддизм

в) Ислам

 

3) Общее наименование древнейших  священных текстов в индийской  культурной традиции

 а) Талмуд

 б) Евангилие

в) Веды

 

4) Не относится к «7 чудесам  света»

а) Храм Зевса в Афинах

б) Египетские пирамиды

в) Римский Коллезей

 

5) Этап каменного  века, считающийся временем революционного  перехода от присваивающего хозяйства  к производящему

а) Неолит

б) Палеолит

в) Мезолит

 

6) Страна, от  которой приняла «культурную эстафету» Киевская Русь

а) Македония

б) Византия

в) Рим

 

7) Универсальная  исторически первая форма культуры

а) Миф

б) Молитва

в) Сказ

 

8) Основоположник  учения о культурных архетипах  как коллективном бессознательном

 а) Сократ

 б) З.  Фрейд

в) К. Юнг 

 

9) Государство, которое принято  считать местом возникновения  древнейшей письменности

 а) Древний Рим 

б) Шумер

 в) Двуречье

 

 

10) Представители одного из направлений  русской общественной мысли, выступавшие  за принципиально отличный от  западного путь развития России на основе самобытности

а) Гуманисты

б) Декабристы

в) Славянофилы

 

ТЕСТ №5

1) Согласно К. Ясперсу, в спектр  пяти «осевых культур» входят

а) Китай, Индия, Персия, Палестина, Греция

б) Индия, Китай, Италия, Греция, Македония

в) Греция, Персия, Палестина, Италия, Индия

 

2) В какой стране началось (раньше  других) эпоха Ренессанса:

а) Италия

б) Англия

в) Дания

 

3) Какая религия из перечисленных  не является мировой

 а) Христианство

б) Иудаизм 

в) Буддизм

 

4) Какая религия из перечисленных  является самой молодой

а) Ислам

б) Иудаизм

в) Буддизм

 

5) Целью какого религиозно-философского  учения является слияние с  первоосновой

 мира и обретение телесного  бессмертия посредством магии,  алхимии и психофизического тренинга

 а) Буддизм

 б) Ислам

в) Даосизм 

 

6) Фетишизм — это …

 а) Поклонение обожествленному  животному

б) Вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов

в) Священность рода

 

7) Религиозное и социально-политическое  движение XVI в. в Германии, направленное  на преобразование христианской  церкви

а) Деградация

б) Сепарация

в) Реформация

 

8) Что первоначально означало  латинское слово «cultura» 

 а) Цивилизация

 б) Искусство

в) Возделывание земли

 

9) Столица эллинистической цивилизации

а) Александрия

б) Афины

в) Спарта

 

10) Основоположник русского книгопечатания

 а) Н. Бердяев

 б) А. Лосев

в) B. И. Федоров

 

ТЕСТ №6

1) Богиня любви в Древней Греции

а) Афродита

б) Минерва

в) Лада

 

2) Богиня  мудрости в Древнем Риме

 а) Минерва

б) Афродита

 в) Виктория

 

3) Богиня  любви у восточных славян

 а) Виктория

б) Лада

в) Венера

 

4) Бог — Хранитель в брахманизме

 а) Будда

 б) Аллах

в) Вишну

 

5) Бог Древнего Египта, вершивший  (согласно верованиям египтян)  суд в Царстве  мертвых

а) Осирис

б) Цербер

в) Ра

 

6) Бог — Творец в мифологии  большинства восточных славян  в древности

а)Ярило 

б) Род

в) Авсень

 

7) Апостол — покровитель Святой  Руси

 а) Михаил

 б) Ярослав

в) Андрей

 

8) Христианский мыслитель, автор  труда «О граде Божьем»

а) А. Августин

 б) В. Бабихин

 в) С. Аверинцев

 

9) Когда возник термин «цивилизация»

 а)XVII

б)XVIII

в)XVI

 

10) Автором знаменитого «Дискобола»  является скульптор

а) Леохар

б) Поликлет

в) Мирон

 

ТЕСТ №7

1) Кто впервые употребил термин  «культура» применительно к человеческому  уму, духу

 а) Платон

б) Цицерон

 в) Цезарь

 

2) Понятия «культура» и «цивилизация»

а) связаны между собой

б) тождественны

в) никак не связаны

 

3) Духовная культура это:

а) искусство и все, что связано  с его созданием, воспроизведением, изучением, распространением

б) деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также продукты, результаты этой деятельности.

в) материальное производство с точки  зрения его влияния на  развитие человека

 

4) Древнерусская культура относится  к периоду:

а) античности

б) средневековья

в) нового времени

 

5) В средневековом обществе формируется

а) церковная культура

б) рыцарская культура

в) народная культура (фольклор)

 

6) На развитие древнерусской  культуры большое влияние оказала   культура:

а) Италии

б) Византии

в) Китая

 

7) Андрей Рублев был выдающимся  русским

а) архитектором

б) иконописцем

в) скульптором

 

8) В культуре России XVII века начинается  процесс

а) интеграции

б) обмирщения

в) консолидации

 

9) Кто из мыслителей отождествлял  понятия «цивилизация» и «культура»

а) Н. Бердяев 

б) А. Тойнби

в) О. Шпенглер

 

10) Назовите самых первых древнегреческих мыслителей, давших начало древнегреческой философии

а) Демокрит, Сократ

б) Фалес, Солон 

в) Гераклит, Пифагор

 

 

ТЕСТ №8

1) Как назывался древнегреческий  город, где, по сохранившимся  сведениям, родилась европейская  философия

а) Афины

б) Милет 

в) Микены

 

2) Кастовый строй — общая  черта многих древневосточных  цивилизаций, но в одном государстве  он проявился с наибольшей  силой. Что это за государство  Древнего Востока

а) Китай 

б) Индия 

в) Вавилон

 

3) Когда произошел разрыв между  западной и восточной ветвями христианской церкви

а) в 1054 г.

б) в 431 г.

в) в 1543 г.

4) Какой класс общества Аристотель  считал наиболее полезным

а) аристократию

б) ремесленников

в) земледельцев

 

5) Как переводится греческое  слово «Библия»

а) святыня

б) книги

в) притчи

 

6) Почему люди античности называли  своих северных соседей варварами

а) за их необразованность и невоспитанность

б) за то, что те не знали греческого или латинского языка

в) за их жестокость

 

7) Какие формы управления Аристотель  считал «хорошими»

а) демократия

б) аристократию

в) политию

 

8) В какой картине мира естественное  не отличается от сверхъестественного

а) в религиозной

б) в научной

в) в мифологической

 

9) Что такое артефактный мир 

а) искусственно созданная природа

б) природа, окружающая человека

в) биосфера

 

10) Какой древнегреческий полис  стал эталоном древнегреческой  демократии

а) Спарта

б) Афины

в) Коринф

 

ТЕСТ №9

1) Назовите одну из «неправильных»  форм государства, с точки зрения  Аристотеля

а) монархия

б) тирания

в) полития

 

2) Важнейшим видом искусства республиканского Рима считается

а) зодчество

б) скульптура

в) театр

 

3) Хронологические рамки европейского  Средневековья

а) X — XV вв.

б) V — XVII вв.

в) V — XV вв.

 

4) Где в древнем мире существовали  города-государства, политически  организованные как рабовладельческие демократии

а) в Египте

б) в Аттике и Ионии

в) в Китае

 

5) Что означало слово «демократия»  у древних греков

а) власть народа

б) равные права

в) равные возможности

 

6) Кто был третьим по счету  человеком на земле, первым  сыном Адама и Евы по христианской версии

а)Сиф

б) Авель

в) Каин

 

7) Когда и где возникла религия 

а) в Древнем Египте в V тысячелетии  до н. э.

б) в Древней Месопотамии в IV тысячелетии до н. э.

в) в эпоху верхнего палеолита, около 40—50 тыс. лет назад

 

8) Важнейший памятник английской литературы XIII в.

а) «Тристан и Изольда»

б) баллады о Робин Гуде

в) «Песнь о Нибелунгах»

 

9) Назовите имя знаменитого римского  оратора

а) Сенека

б) Марк Аврелий

в) Цицерон

 

10) Что такое религиозный синкретизм 

а) религиозная нетерпимость

б) религиозная обрядность

в) синтез нескольких религиозных  учений

 

ТЕСТ №10

1) Что является средством приобщения  человека к образу жизни и  образу действия общества, т. е.  к его культуре

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *