«Артикуляционная гимнастика в картинках»
Учитель-логопед:
Кузнецова Т.Н.
Карточка 1
«Рыбка шевелит губами»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Смыкать и размыкать губы.
Карточка 2
«Птенцы»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Широко открывать и закрывать рот.
Карточка 3
«Улыбка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.
(удерживать до 10).
Карточка 4
«Трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10)
Карточка 5
«Улыбка-трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Чередовать до 10 раз.
Карточка 6
«Лопаточка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…
Карточка 7
«Вкусное варенье»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.
Карточка 8
«Заборчик»
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
Карточка 9
«Бублик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.
Карточка 10
«Шарик»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Надуть щёки, сдуть щёки.
Карточка 11
«Часики»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).
Карточка 12
«Лошадка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).
Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз).
Карточка 13
«Качели»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).
Карточка 14
«Непослушный язычок»
Цель: развитие артикуляционного аппарата, расслабление мышц языка
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя»,
«пя-пя-пя»… (10 раз).
Карточка 15
«Веселая змейка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).
Карточка 16
«Пятачок»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз).
Карточка 17
«Посчитаем нижние зубки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.
Карточка 18
«Сдуй ватку с ладошки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.
Карточка 19
«Котенок лакает молоко»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.
Карточка 20
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.
Карточка 21
«Иголочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.
«Крестик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).
Карточка 23
«Расческа»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).
Карточка 24
«Загнать мяч в ворота»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.
Карточка 25
«Кто дальше загонит мяч»
(выработка плавной, непрерывной струи,
идущей по середине языка)
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть ватку на противоположной стороне стола.
Карточка 26
«Паровозик свистит»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька.
Пузырек засвистит.
Карточка 27
«Почистим за нижними зубами»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону
Карточка 28
«Киска сердится»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.
Карточка 29
«Парашютик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
На кончик носа положить ватку,
широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.
Карточка 30
«Барабанщик»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами — «дэ-дэ-дэ…»
Карточка 31
«Гармошка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, сделать «грибочек» (т.е. присосать шарокий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
Карточка 32
«Блинчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот,
положить широкий язык на нижнюю губу.
Карточка 33
«Орешки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики — «орешки».
Карточка 34
«Пароход гудит»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Губы в улыбке, открыть рот,
с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»
Карточка 35
«Маляр»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Губы в улыбке, приоткрыть рот,
кончиком языка погладить («покрасить») нёбо.
Карточка 36
«Поймаем мышку»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Губы в улыбке, приоткрыть рот,
произнести «а-а» и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).
Карточка 37
«Лягушка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки.
Карточка 38
«Хоботок»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка.
Карточка 39
«Горка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.
Карточка 40
«Чашечка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.
Карточка 41
«Грибок»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.
Карточка 42
«Домик»
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Карточка 43
«Зайчик»
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
Карточка 44
«Окошко»
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд..
Карточка 45
«Обезьянка»
Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд..
Карточка 46
«Бульдог»
Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
Карточка 47
«Хомячок»
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд..
Карточка 48
«Парус»
Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.
Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд..
Карточка 49
«Фокус
Цель: направление воздушной струи посередине языка.
Краткое описание
Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
Логопедия для всех
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво.
АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ следует выполнять ежедневно по 5-10 минут (3-4 упражнения, можно в несколько приемов). Помните о том, что для ребенка АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА — это трудная работа: давайте язычку отдохнуть и не забывайте хвалить малыша.
Статические упражнения для языка
«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«ИГОЛОЧКА». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к небу.
Упражнения для губ
«УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«ЗАБОРЧИК». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«ХОБОТОК». Вытягивание сомкнутых губ вперед.
«БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
«ЗАБОРЧИК — БУБЛИК»; «УЛЫБКА — ХОБОТОК». Чередование положений губ.
Динамические упражнения для языка
«ЧАСИКИ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к верхним и нижним резцам.
«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
«ЛОШАДКА». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно, сильно, громко, тянуть подъязычную связку. Челюсть не двигается.
«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
«ШМЕЛЬ». Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идет воздушная струя, подключается голос (слышится зж-зж).
«БАРАБАНЩИКИ». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося «д-д-д-д».
«ИНДЮК». Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл» (как индюк болбочет).
«ФОКУС». Учить направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
comments powered by HyperCommentsКартотека артикуляционной гимнастики для детей 2
Картотека артикуляционной гимнастики для детей 2-3 лет подготовила: воспитатель Бороховская Е.А. | Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами» Цель: развитие артикуляционной моторики. Смыкать и размыкать губы. |
Артикуляционная гимнастика «Птенцы» Цель: развитие артикуляционной моторики. Широко открывать и закрывать рот. | Артикуляционная гимнастика «Улыбка» Цель: развитие артикуляционного аппарата. Растянуть губы в стороны, не показывая зубов. (удерживать до 10). |
Артикуляционная гимнастика «Трубочка» Цель: развитие артикуляционной моторики. Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10). | Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка» Цель: развитие артикуляционной моторики. Чередовать до 10 раз. |
Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье» Цель: развитие артикуляционной моторики. Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. | Артикуляционная гимнастика «Лопаточка» Цель: развитие артикуляционной моторики. Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10… |
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
Артикуляционная гимнастика «Бублик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.
Артикуляционная гимнастика «Шарик»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Надуть щёки, сдуть щёки.
Артикуляционная гимнастика «Часики»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).
Артикуляционная гимнастика «Лошадка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).
Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз)
Артикуляционная гимнастика «Качели»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).
Артикуляционная гимнастика
«Веселая змейка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).
Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок»
(расслабление мышц языка)
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя»,
«пя-пя-пя»… (10 раз).
Артикуляционная гимнастика «Пятачок»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз).
Артикуляционная гимнастика
«Посчитаем нижние зубки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.
Артикуляционная гимнастика
«Сдуй ватку с ладошки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.
Артикуляционная гимнастика «Котенок лакает молоко»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.
Артикуляционная гимнастика «Поиграем на губах»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б
Артикуляционная гимнастика «Иголочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.
Артикуляционная гимнастика «Расческа»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).
Артикуляционная гимнастика «Крестик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).
Артикуляционная гимнастика«Загнать мяч в ворота»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.
Артикуляционная гимнастика
«Кто дальше загонит мяч»
(выработка плавной, непрерывной струи,
идущей по середине языка)
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть ватку на противоположной стороне стола.
Артикуляционная гимнастика «Паровозик свистит»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька.
Пузырек засвистит.
Артикуляционная гимнастика
«Почистим за нижними зубами»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.
Артикуляционная гимнастика
«Киска сердится»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.
Артикуляционная гимнастика «Парашютик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
На кончик носа положить ватку,
широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.
Артикуляционная гимнастика «Барабанщик»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами — «дэ-дэ-дэ…»
Артикуляционная гимнастика «Блинчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот,
положить широкий язык на нижнюю губу.
Артикуляционная гимнастика «Гармошка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, сделать «грибочек» (т.е. присосать шарокий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
Артикуляционная гимнастика «Орешки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики — «орешки».
Артикуляционная гимнастика «Пароход гудит»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»
Артикуляционная гимнастика «Маляр»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Губы в улыбке, приоткрыть рот,
кончиком языка погладить («покрасить») нёбо.
Артикуляционная гимнастика «Поймаем мышку»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Губы в улыбке, приоткрыть рот,
произнести «а-а» и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).
Артикуляционная гимнастика
«Кролик»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Артикуляционная гимнастика
«Рыбки разговаривают»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
Артикуляционная гимнастика
«Сытый хомячок/ Голодный хомячок»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно / Втянуть щеки.
Картотека по логопедии (старшая группа) по теме: Артикуляционная гимнастика
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Общие правила выполнения упражнений:
- Комплекс артикуляционных упражнений выполняется не реже 1 раза в день, а в дни, когда ребенок не посещает занятия, — не реже 2-х раз в день.
- Артикуляционные упражнения следует повторять 3 – 4 раза (а иногда 5 – 6 раз).
- При выполнении упражнений необходимо соблюдать указанную логопедом последовательность.
- Все упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать движения органов артикуляции (языка, губ и др.).
- Необходимо следить, чтобы во время выполнения упражнений ребенок не напрягал шею, плечи (что бывает довольно часто).
- Перед выполнением упражнения взрослый должен внимательно прочитать методические указания.
- Сопроводительный текст произносит взрослый.
Неправильно выполняемые упражнения не повысят эффективность логопедической работы, а в некоторых случаях могут даже снизить ее.
Упражнение «ЛОШАДКА»
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Кончик языка при этом не вытянут и не заострен. Следить, чтобы язык не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Язычок трудился и устал,
На лошадке поскакал:
«Цок, цок, цок».
Упражнение «КОМАРИК»
Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произнести звук [з] (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан» (см. ниже).
Язычок я подниму,
За зубки спрячу, удержу
И комариком звенеть начну:
«Дз-з-з-з».
Упражнение «БАРАБАН»
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук [д]. язык при произнесении звука [д] упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами шпатель шириной 1 см.
Язычок мы укрепляем –
В барабан играем:
«Д-д-д-д!»
Упражнение «МОТОРЧИК» (основное упражнение)
Во время длительного произнесения звука д или з (см. упражнения «Барабан», «Комарик») производить частые колебательные движения деревянным шпателем (на шпатель надета обычная соска).
Волшебный ключик я возьму,
Язычок вверх подниму,
Ему немножко помогу
И моторчик заведу:
«Д-д-д, др-р-р-р!»
Упражнение «ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
В щеточку язык преврати.
Чисти зубы, чисти зубы
И снаружи, и внутри.
Упражнение «СЧИТАЕМ НИЖИЕ ЗУБКИ»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
Язычок лопаткой побывал
И ямку выкопать мечтал.
Каждый зубик посчитал.
Упражнение «ЛЯГУШКА»
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Вот понравится лягушкам –
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну и перестану,
И нисколько не устану.
Упражнение «ХОБОТОК»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнения «ЛЯГУШКА» — «ХОБОТОК»
На счет «один – два» чередовать упражнения «Лягушка» и «Хоботок».
Улыбнусь я как лягушка –
Растяну свои губки к ушкам.
А теперь слоненок у меня –
Хоботком губки тяну я.
Упражнение «ЛОПАТКА»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Язычок лопаткой положу.
И под счет его я так держу.
Раз, два, три, четыре, пять,
Язычок мы будем расслаблять!
Упражнение «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно его высовывая и втягивая.
Непослушный язычок
На губу ты положи,
«Пя-пя-пя» произнеси.
Хорошенько накажи.
Упражнение «КИСКА СЕРДИТСЯ»
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «один» выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы, на счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
Кошка на скамейке спала,
Шерстку на солнышке грела она.
Вдруг мышка прошла.
Кошка проснулась, спинку прогнула
И за мышкой пошла.
Упражнение «УПРЯМЫЙ ОСЛИК»
Губы растянуть в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание «ие». Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
Ослик встретился в пути,
Предложил нас подвезти.
Язычок наш согласился,
Широко всем улыбался,
Песню он в пути запел:
«Ие! Ие! Ие!»
Упражнение «ТРУБОЧКА»
Открыть рот, свернуть язык «трубочкой». Длительно подуть в получившуюся «трубочку».
Язычок сложили в «трубочку» —
Стали похожи на дудочку.
Сильно подули,
Даже пушинки все сдули.
Упражнение «ЧАШЕЧКА»
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
Упражнение «БУБЛИК»
Выполнять упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удерживать губы в таком положении на счет до пяти.
Бублик мы изобразили –
Плавно губы округлили.
Их теперь нельзя смыкать,
Бублик надо удержать.
Упражнение «ФОКУС»
Положить на самый кончик носа маленький комочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть комочек ваты с кончика носа.
На носик – ватку,
Язычок – наверх.
Подуй хорошенько,
Развесели всех.
Упражнение «Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Упражнение «ПАРОХОД»
Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук [ы]. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.
Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел?!
Упражнение «ИНДЮК»
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался – он должен быть широким.
Индюку
И лучший друг
Честно скажет:
«Ты – индюк!»
Упражнение «ПОЙМАЕМ МЫШКУ»
Улыбнуться. Произносить звук [а], одновременно прикусывая зубами широкий кончик языка. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук [л].
Кошка пошла на охоту:
Возле норки лежит –
Мышку в норке сторожит.
Вылезет мышка из норки,
А кошка ее хвать –
И поймает. Вот так.
Упражнение «ЛОПАТКА – ИГОЛОЧКА»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «один» положить широкий язык на нижнюю губу, на счет «два» высунуть язык, острым как жало.
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык иголочкой потом
Потянем тонким острием.
Упражнение «ОКОШКО»
На счет «один» широко открыть рот («окошко» открыто), на счет «два» закрыть рот («окошко» закрыто).
Кто в домике сидит
И в окошечко глядит?
Это язычок сидит
И в окошечко глядит.
Упражнение «ПРИЧЕШЕМ ЯЗЫЧОК»
Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.
Зубки в расческу вдруг превратились
И язычок хорошо причесали,
И тщательно его размяли.
Упражнение «ЧАСИКИ»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «один – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Наш веселый язычок
Смотрит влево, смотрит вправо:
Все ли там в порядке?
Упражнение «ТОЛСТЯЧОК»
Надувание обеих щек одновременно. Затем надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).
Воздух в ротик набираем,
Щечки сильно надуваем –
Толстячка изображаем.
Воздух держим, не отпускаем.
Упражнение «ХУДЫШКИ»
Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
Толстыми щечки были.
Воздух вышел – ой, ой, ой!
Щечки быстро похудели
И худышку получили.
Упражнение «ТЯНИСЬ ДО НОСА»
Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Язычок лопаточкой вверх потянем
И до носика достанем.
Упражнение «КАТУШКА»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должна двигаться.
Наш веселый язычок –
Он совсем не новичок.
В зубки упирается
И в катушку превращается.
Ты за ним понаблюдай
И все так же выполняй.
Упражнение «ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ»
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите.
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Упражнение «ГРИБОК»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Язык – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка гриба. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка».
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.
Упражнение «ГАРМОШКА»
Положение языка как в упражнении «ГРИБОК», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю –
Рот пошире открываю,
К небу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
Упражнение «МАЛЯР»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем –
Маляру мы помогаем.
Упражнение «КАЧЕЛИ»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «один – два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
Рот пошире открываю –
Я зарядку выполняю.
Язычок вверх – вниз поднимаю,
Будто качели я качаю.
Упражнение «Посчитаем верхние зубы»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
С языком случилось что-то:
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы.
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков
Название артикуляционного упражнения | Техника выполнения артикуляционного упражнения |
«УЛЫБКА» Улыбайся широко. Это делать так легко! | Растянуть губы в улыбке, удерживать 5 сек. Повторить 5 – 6 раз. |
«ЗАБОРЧИК» Если выйдешь ты во двор, То увидишь там забор. | Растянуть губы в улыбке, показать сомкнутые зубки, удерживать 5 сек. Повторить 5 – 6 раз. |
«ЧИСТИМ ЗУБКИ» Мы с утра не шутим шутки – Аккуратно чистим зубки. | Рот открыть и растянуть губы в улыбке, «чистить» языком сначала верхние, а затем нижние зубки с внешней и внутренней строны. |
«ГОРКА» Видно нам издалека: Эта горка высока. | Широко открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, удерживать 5 сек. Повторить 5 – 6 раз. |
«КАТУШКА» Язычок мы вниз опустим И катушку там закрутим. | Рот открыть, спрятать кончик языка за нижние зубки, выгнуть спинку языка и прижать закрученный язык зубами. Удерживать 5 сек. Повторить 5 – 6 раз. |
«ЛОПАТКА» Мы лопатою копаем, А устанем – отдыхаем. | Рот открыть. Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Мышцы языка расслабить. |
«ВЕТЕРОК» Ветерок был на лугу, Дуть я тоже так могу. | Спрятать кончик языка за нижние зубки, улыбнуться, подуть на язычок. Повторить 5 – 6 раз. |
Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков
Название артикуляционного упражнения | Техника выполнения артикуляционного упражнения |
«РУПОР» Словно рупор губки стали. Подержали, не устали. | Сложить губы в форме рупора, зубы разжать, удерживать 5 сек. Повторить 5 – 6 раз. |
Артикуляционная гимнастика с Логовичком
Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
• Улучшить подвижность артикуляционных органов;
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
• Увеличить амплитуду движений;
• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;
• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражняемых органов, где язычок не выполняет постоянные движения, а лишь занимает то или иное положение. По мере их усвоения детьми переходим к выработке более тонких, дифференцированных движений. Упражнения для губ можно делать в любом случае. Требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными. При проведении артикуляционной гимнастики важно учитывать особенности возрастной артикуляционной моторики.
С детьми 2-3 лет упражнения проводят в игровой форме. Объем требований невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.
С детьми 4-ех лет для артикуляционной гимнастики также используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются требования к качеству выполнения артикуляционной гимнастики.
У детей 5-7 лет следим за плавностью, четкостью выполнения движений, за умением быстро и четко переключать органы артикуляционного аппарата с одного положения на другое.
Упражнения для детей 2-3 лет могут быть такими:
— Упражнения для языка: «Открываем и закрываем дверцу в домике у язычка», «Поцелуем мамочку», «Заборчик», «Наказать язычок», «Лопаточка».
— Упражнения для губ: «Хоботок», «Бублик», «Удержи трубочку», «Лопающиеся пузырьки».
— Упражнения для развития воздушной струи: игра на музыкальных инструментах (дудочка), «Чей свисток громче свистит», «Погреть ручки», «Греем ладошки», «Подуть на зеркало».
Выполняя упражнения, следим за качеством выполнения, а не за количеством. Дозировка строго индивидуальна для каждого ребенка
Если у ребенка движения точные, устойчивые, плавные, без подергиваний, без напряжения в органах артикуляции, дрожания, когда положение речевого органа произвольно удерживается без изменений довольно долго, то каждое упражнение выполняем 3 раза.
В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с интервалами, паузами перед новым движением, что позволяет взрослым проконтролировать качество движения, а ребенку – ощутить, осознать и запомнить свои действия. Из выполняемых упражнений новыми могут быть одно – два, остальные остаются для повторения. Если какое-то упражнение выполняется недостаточно качественно, то новое упражнение не вводится. Продолжаем отрабатывать повторный материал.
Развитию артикуляционной моторики так же способствуют упражнения на звукоподражания. Для того, чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков у детей младшего дошкольного возраста можно проводить упражнения, которые соответствуют закономерности усвоения звуков детьми.
Последовательность усвоения звуков русского языка подчиняется общим правилам. Так первыми появляются гласные и простые согласные. На основе звуков Т, Т` идет формирование свистящих звуков, на основе свистящих, усваиваются шипящие звуки, далее соноры. Опираясь на эти данные, строим свою работу. В игровой форме учим детей четко произносить звукоподражания так, чтобы все звуки были ясно слышны. Работа начинается с отработки гласных и простых согласных. Гласные отрабатываем не как-нибудь, а очень четко, даже несколько утрируя. Это дает нагрузку губам, языку, щекам, гортани, и в работу включаются органы дыхания.
Статья на тему: «Артикуляционная гимнастика»
Артикуляционная гимнастика.
Логопедические упражнения – дело важное и нужное. Но как же быстро надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях! А вот поиграть – другое дело.
Дети обожают строить рожицы, показывать язык. А проделать это вместе с мамой или папой – двойное удовольствие! И весело, и полезно. О том, что при этом мы выполняем специальные упражнения, названные трудным словом “логопедические”, можно даже не рассказывать.
Регулярное выполнение этих упражнений подготовит ребенка к занятиям с логопедом и поможет существенно сократить их количество.
Котенок
Упражнения:
1)“чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
2)“котенок лакает”: имитируем движения язычка котенка – “захватываем язычком молочко и отправляем его в рот”;
3)»вкусное варенье»: облизать по кругу губы, затем — в другую сторону;
4)»котенок моется»: имитируем вылизывание котенком шерстки.
Налью в чашечку котенку /упражнение 1
Молочко, молочко.
Он начнет лакать в сторонке /упражнение 2Молочко язычком.
Служит ложечкой котенку /упражнение 1
Язычок, язычок.
И дрожит как хвостик тонкий,
И вздыхает язычок.
А когда закончит ужин
Наш усатенький чудак,
Знает, что быть чистым нужно,
Умывается так:
Он оближет свои губки, /упражнение 3
Еще раз, еще разок,
Чисто вымоет он шубку /упражнение 4
Язычком, язычком.
Лапой мордочку он моет –
Как мочалочкой скоблит.
“Мурр!” – мне скажет с любовью:
“Все, спасибо: как я сыт! ”
***
Чашечки
Упражнение “Чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
Наливаю медвежонку
В эту чашечку — сгущенку,
В эту чашечку — варенье,
В эту — положу печенье,
В эту — пирожок с капустой,
В эту — морс брусничный вкусный,
В эту — в сахаре орешки.
Ешь, мой милый сладкоежка!
***
На обед!
Упражнения:
1)“чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
2)“ложечка”: – язычок становится более узким и длинным;
3)»едим кашу»: широко открываем и закрываем рот.
Наварила Катя кашки:
Подставляйте, куклы, чашки!
Чашка – Саше,
Чашка – Маше, / упражнение 1
Эта чашечка – Наташе
И пол-чашки – Валеньке,
Кукле самой маленькой.
Эта – зайке, эта – мишке,
Буратино-шалунишке.
Буратино, сядь, как взрослый! /упражнение 2
Кушай ложкой, а не носом!
Кто все быстро сможет скушать,
Тот пирог получит с грушей.
Ну-ка, быстро взяли ложки! /упражнение 3
Быстро съели все до крошки!
***
Грибок
Упражнение “грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.
Еле маленький грибок
Через мох пробиться смог.
Целый день он подрастал,
К вечеру огромным стал.
Нас увидев, удивился,
И, подумав, поклонился:
Шляпку снял и выгнул спинку:
-Не возьмете ли в корзинку?!
***
Богатыри
А теперь – смотри, смотри —
Мы с тобой – богатыри:
Рухнул старый-старый дом –
Мы поднимем крышу в нем.
***
Ветерок
Упражнение “ветер”: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.
Ветер в трубочку свернул
Листик, в дудочку подул:
Песенка – дыханье Ветра –
Зазвенела… где-то, где-то,
Там, за синими лесами
Обернулась парусами.
Морской Ветер – старший брат –
Этой песенке так рад! —
Щеки надувает,
Парус наполняет:
Облака-кораблики –
Белые журавлики –
Снова за леса плывут –
С моря дождики везут.
***
Дудочка
Упражнение “дудочка”: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.
Дую я в свою дуду —
Дудочка поет: «Ду-ду!»
***
Зайка и балалайка
Упражнение “балалайка”: напряженную верхнюю губу раздражаем языком.
— Эй, зайчонок, серый зайка,
Мне сыграй на балалайке!
Подыграй, а я спою
Песню лучшую мою!
Зайка серый разыгрался,
Зайка очень постарался,
Балалаечка звенела,
Белка рыженькая пела.
— Ты устал? Ну, отдохни
И опять играть начни.
Молодчина, зайка!
Вот так балалайка!
***
Дятел
Упражнение “дятел”: “выбиваем” звук “Д” кончиком язычка на верхних альвеолах.
— Кто в лесу стучит, стучит?
— Дятел дерево долбит:
— Д-д-д-д-д-д-ды,
Нелегки мои труды:
Я не просто так стучу –
Это дерево лечу:
Под корой – жучков ходы,
Д-д-д-д-д-д-ды.
***
Гусь и индюк
Упражнения:
1)“гусь”: «шипим» — дуем на широкий язык, подняв его к небу;
2)“индюк”: широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося “бл-бл-бл”.
Гусь поспорил с индюком:
Птичник: чей же это дом?
Гусь шипит: “Да ты малыш!
Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!”
А индюк: “Бл-бл-бл-бла!
У тебя нет ни кола!
Всем понятно: птичник — мой!
Я иду к себе домой!”
Воробьи взлетают с крыш,
Испугавшись “Ш-ш-ш!”
И бегут на край села
Уточки от “Бл-бл-бла!”.
…Ты пугать умеешь, друг,
И как гусь, и как индюк?
Нас немного посмеши:
Двух задир нам покажи!
***
Львенок учится рычать
Учимся “рычать”: тренируемся произносить “Р”
Львенок учится рычать,
Очень хочет “Рррр!” сказать.
Мордочку свою задрав,
Хочет — “Рррр!”, выходит: “Мяв!”
Как он стать львом грозным сможет?
Мы с тобой ему поможем!
Трактор – синий богатырь –
Как мотор заводит?
— Тррр!
Молния сверкает! Гром!
Мы его не пустим в дом —
Крыша прочная! Нет дыр!
Пусть себе ворчит:
— Гррр! Грррр!
Берег речки. Гладь воды.
Слышно катер: “Ды-ды-ды”.
Вот подходит пассажир –
Катерок взревет: “Дрррр! Дрррр!”
Львенок маленький старался,
Львенок долго упражнялся.
Он, как папа, на весь мир
Скажет громко, звонко: “Ррррр!”
***
В домике ремонт
Упражнения:
1)“белим потолок”: широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба;
2)“чистим зубы”: языком «чистим зубы» изнутри влево-вправо;
3)»половичок»: широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок – снова расстелить на губе широкий (“стряхиваем пыль”).
Как-то раз решил свой домик
Привести в порядок гномик:
Краску, кисточку нашел –
Потолок белить пошел.
Кисточка: назад – вперед,- /упражнение 1
Еще краску гном берет,
Красит вновь: вперед – назад.
Как красиво! Гномик рад.
Он теперь сушеной тиной /упражнение 2 на верхних зубах
Выметает паутину
И в углу, и на комоде:
— Пауки пусть в сад уходят!
Сверху – все. Спускаюсь вниз.
Ну, грязюка, берегись!
Гномик, стоя на коленках, /упражнение 2 на нижних зубах
— Влево-вправо! – моет стенку:
— Вправо-влево! – вновь и снова.
Дом сияет, словно новый!
Положил половичок /упражнение 3
На забор наш старичок:
— Пыль стряхну с него раз пять –
На пол постелю опять.
Вымыт пол. Приятно в доме.
И решил усталый гномик:
— Заслужил я угощенье –
Чай малиновый. С вареньем!
***
Качели
Упражнение «Качели»: язык движется вверх-вниз.
Во дворе стоят качели.
Вы качались? В самом деле?
Ну-ка, заинька, садись:
Вверх-вниз, вверх-вниз!
Вот лисичка:
— Стойте! Дайте!
Меня тоже покачайте!
Что ж, исполним твой каприз:
Вверх-вниз, вверх-вниз!
Ох: качели косолапый
Останавливает лапой:
— Я качаюсь! Берегись!
Вверх-вниз, вверх-вниз!
***
По дорожке
Упражнение «Кошкина спинка»: улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, при этом “спинку” языка поднимать и опускать.
Едет к бабушке Егорка: Забирается на горку, /выгнуть “спинку” языка
После горки – вновь низина. /опустить язычок
Речка… Мостик выгнул спину. /выгнуть “спинку” языка
Дальше ровная дорожка. /опустить язычок
Брызнул дождь – чуть-чуть, немножко.
В небе радуга проснулась,
Над дорожкой изогнулась. /выгнуть “спинку” языка
***
Серый волк
Упражнение «Крокодил»: широко открываем и закрываем рот
Серый волк под старой елкой
Два часа зубами щелкал.
Широко рот открывал,
Но зайчишку не поймал.
***
Жара
Упражнения:
1)имитировать всасывание воды через тонкую трубочку
2) вытянуть губы вперед трубочкой и дуть
В зоопарке жарко-жарко.
Как слоненку зебру жалко! —
Солнце жарит целый день,
Бесполезна даже тень.
Бедной зебре очень плохо!
Только слон не будет охать:
В пруд свой хобот опускает – /упражнение 1
Воду до-о-олго набирает.
Хобот – вверх: теперь дуть надо. /упражнение 2
— Дождь! – ах, как же зебра рада!
***
Вкусно!
Упражнение: имитировать всасывание воды через тонкую трубочку
Пить коктейль чернично-мятный
Через трубочку приятно.
***
Рыбка
Упражнение “рыбка”: округляем губы, делаем захватывающее движение губами
Не наживка – без крючка
Рыбке дали червячка.
Рыбка радуется: “О-о-о!
Я, пожалуй, съем его!”
***
Я на слоника похож
Упражнение “хоботок”: сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.
Посмотрите на слоненка:
Хобот длинный у ребенка!
— А я так умею тоже! –
Маме говорит Сережа.
Губы трубочкой свернул
И вперед как потянул!
— Посмотрите, как хорош! –
Я на слоника похож!
***
Орешки
Упражнение “перекатываем орешки”: язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко.
Бурундук, нас встретив, в спешке
Прячет за щекой орешки –
Щечка стала, словно мяч!
— Покажи, что там, не прячь!
Злится бурундук в ответ:
— Ничего за щечкой нет –
Видишь, тонкая какая.
— Видим – круглая другая.
Ты в секрете не держи –
Что за щечкой? Покажи!
— И за этой пусто тоже! –
Бурундук всерьез встревожен,
Он орешки взад-вперед
Перекатывает:
— Вот:
Здесь их нет, и здесь их нет!
Мы достали свой обед:
— Не тревожься и не злись!
На морковку – угостись!
Мы пойдем – нас ждет медвежка…
-Эй, ребята! Там – орешки.
***
Леденец
Упражнение “перекатываем орешки”: язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко.
Леденец от щечки к щечке
Перекатывает дочка.
Не спешит, не разгрызает:
Пусть подольше он не тает!
***
Пони
Упражнение “лошадка”. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать.
Сбоку – дорожка, а в центре – лужок.
Маленький пони, мой добрый дружок,
Снова и снова катает ребят:
Слышишь, копыта стучат и стучат.
Раз поиграть он со мною не может,
Стану как будто лошадкою тоже:
Словно копыта, звучит язычок:
— Цок-цок-цок-цок!
Цок-цок-цок-цок!
***
Улыбка
Упражнение “улыбка”: удерживаем губы в улыбке, зубы не видны.
Мы с тобой когда проснемся,
Сразу солнцу улыбнемся!
***
Забор
Упражнения:
1)“заборчик”: губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны два ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе;
2)“воротца”: то же, но зубки разомкнуть, удерживая губы в хорошей улыбке
Мы посадим лук и репку
И забор поставим крепкий. /упражнение 1
В нем калитку сделать надо – /упражнение 2
Мы гостям хорошим рады!
***
Бублик
Упражнение “бублик”: зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.
Круглый бублик получаю
Я всегда на завтрак к чаю.
***
Заборчик – бублик
Чередование упражнений:
1)“заборчик” — губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны два ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе;
2)“бублик” — зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны.
На заборе у черешни
Мы повесили скворечник.
***
Кролик
Упражнение “кролик”: зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Кролик – беленький пушок,
Поиграй со мной, дружок!
***
Уточка
Упражнение “уточка”: вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
А теперь на две минутки
Станем мы с тобой как утки:
Губы вытянем вперед –
Станет плоским клювом рот.
***
Лошадка
Упражнение “недовольная лошадка”: поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Должен получиться звук, похожий на фырканье лошади.
Дам лошадке я картошку:
— На, полакомься немножко!
— Фрр! – лошадка недовольна:
— Лучше хлеб дай черный с солью!
***
Шарик
Упражнение “воздушный шар”: надувать поочередно одну щеку, другую, обе щеки.
Шар воздушный ярко-красный
На столе лежит напрасно.
Я его надую лучше:
Станет он большой, летучий!
***
Чистим зубки
Упражнение “чистим зубы”: рот закрыть; круговым движением языка обвести между губами и зубами.
Чтобы зубки стали чище,
Каждый день их щеткой чищу.
***
Хрюшка
Упражнение “пятачок”: вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
Дети свинку угощают,
Свинкин носик выбирает:
Держит высоко Андрюша
Сладкую большую грушу.
Справа – рыженький Антошка
Предлагает ей картошку.
Может, у Катюшки шустрой –
Там, внизу – забрать капусту?
Слева – с яблоками Лада.
Хрюшке что-то делать надо:
Ищет пятачок опять:
“Это выбрать? Это взять?”
***
Рыбка
Упражнения:1)надуть щеки; 2)втянуть щеки.
Что-то рыбку испугает –
Рыбка щеки надувает: /упражнение 1
Мол, меня не трогай лучше!
–Я большая! И в колючках!
Как опасность миновала, /упражнение 2
Рыбка вновь худышкой стала.
***
Кошка-мышка
Упражнение “прятки”: быстро высовывать язык прямо и тут же убирать его обратно в рот.
Мышка выглянет из норки –
Очень хочет сыра корку! –
Тут же прячется опять:
Рядом кошка – страшно взять!
***
Вкусное варенье
Упражнения:
1)“вкусное варенье”: облизать верхнюю губу справа налево, затем – слева направо;
2)облизывать губы по кругу.
У меня сегодня – чудо-настроенье:
Бабушка сварила вкусное варенье. /упражнение 1
Я раз сто, наверное, губки оближу, /упражнение 2
А потом “спасибо” бабушке скажу.
***
Улыбка
Упражнение: чередуем “улыбку”- удерживаем губы в улыбке, зубы не видны — и “хоботок”- вытянуть крепко сомкнутые губы далеко вперед.
Улыбнись скорей, дружок!
А теперь, ребенок,
Покажи мне хоботок,
Словно ты – слоненок!
***
Чистота
Упражнение «выбиваем ковер»: широко улыбаясь, кусаем широкий язычок, повторяя: “та-та-та”.
Пыльный и большой ковер
Положили на забор,
Выбиваем: “Та-та-та!”
Будет в доме чистота!
***
Часики
Упражнение “часики”: приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.
Как часы, заладим в такт:
— Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так:
— Тик-так! Тик-так!
Мы не просто так болтаем,
А секундочки считаем,
Отставать нельзя никак:
— Тик-так! Тик-так!
***
Губки
Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем – нижнюю губу.
Если губки я кусаю,
Значит, я переживаю.
Если губки я чешу,
Значит, сладкого прошу.
***
Рыбки
Упражнение “рыбки разговаривают”: хлопаем губами друг о друга.
Рыбка рыбке говорила:
— Я сегодня борщ сварила
Из ракушек и из ила,
Очень-очень вкусно было!
Рыбка рыбке отвечала:
— Ты, кума, не то сказала:
Это был не борщ, а щи –
Для борща траву ищи!
Артикуляционная гимнастика для малыша
Так хочется, чтобы малыш поскорее стал полноправным собеседником! Чтобы можно было не просто разговаривать с самим собой, обращаясь, разумеется, к крохе, но и слышать ответ. Чтобы малыш заговорил, нужно развивать не только мелкую моторику, связанную с речевыми центрами в головном мозге, но и заниматься артикуляционной гимнастикой. Делать это можно уже с 8–9 месяцев.
Первое артикуляционное упражнение — развлечение, которое можно предложить малышу в 8–9 месяцев, это игра на дудочке. Купите ему свисток, дуделку или свистульку — и пусть он дует в свое удовольствие. Только учтите, что свисток должен быть максимально безопасным, не содержал мелких предметов, которыми малыш может подавиться. Затем можно начинать развивать дыхание для речи и учиться делать правильные вдохи и выдохи.
В этом тоже помогают игры:
- Дуть на вертушку, чтобы она крутилась;
- Играть в гонки с бумажными шариками на столе, дуя на них;
- Выдувать мыльные пузыри;
- Согревать ладошки дыханием;
- Сдувать пух с одуванчика.
Параллельно с этим можно начинать заниматься и артикуляционной гимнастикой. Естественно, никто не говорит о постановке тех или иных звуков. Речь, скорее, идет об общем развитии артикуляционного аппарата, о его укреплении. И здесь самое главное правило — не заставлять. Вы должны играть с малышом в гимнастику, а не заниматься ею. И еще — прекращать занятие до того момента, когда малышу надоест, иначе больше он к этому не вернется.
Как проводить артикуляционную гимнастику
- Во время упражнений малыш должен сидеть. Тело расслаблено, ноги и руки в спокойном положении.
- Артикуляционной гимнастикой необходимо заниматься каждый день, чтобы нарабатываемые навыки закреплялись.
- Упражнения необходимо выполнять 3–4 раза в день, буквально по 3–5 минут.
- За один раз с ребенком лучше не проделывать больше 2–3 упражнений.
- Каждое упражнение выполняется 5–7 раз.
- Если упражнение статическое (нужно удерживать одну артикуляционную позу), то его длительность должна быть 10–15 секунд.
- Двигаться нужно от простых упражнений к сложным, выбирая игровую форму подачи.
- Из трех выполняемых упражнений новым может быть только одно. Остальные служат для повторения и закрепления.
- Если у малыша что-то не получается, нельзя бросать и переходить к другому. Надо отработать то, что плохо дается.
- Важно, чтобы ребенок хорошо видел лицо взрослого.
- Начинать артикуляционную гимнастику всегда лучше с упражнений для губ.
Упражнения для губ
- Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
Улыбайся народ,
Потом губы — вперед!
И так делаем раз шесть.
Все! Хвалю! Начало есть! - Хоботок (трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри —
Губки хоботком тяни. - Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «и-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи. - Бублик (рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
- Заборчик — бублик; улыбка — хоботок. Чередование положений губ.
- Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Какие бывают упражнения?
Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно).
- Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно).
- Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
- Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
- Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
- Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот»; «набрать им водичку», слегка причмокивая.
- Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-«орешки».
- Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
- Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы.
- Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
- Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
- Поиграть в паровозик: погудите «у-у», губы — трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
- Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».
- Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит, как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.
Если малышу нравится заниматься, то постепенно можно осваивать более сложные упражнения и даже подарить крохе маленькое зеркальце, чтобы он видел, как работают его губки и язычок. А к логопеду пойдете позже, когда в садик соберетесь, но вам с вашим багажом зарядки для язычка его услуги вряд ли пригодятся.
Первым этапом в развитии речи ребенка являются разнообразные артикуляционно-мимические движения языком, губами, челюстью, которые сопровождаются бормотанием, агуканьем, гулением и лепетом, начиная практически с рождения крохи.