Астенический синдром у детей: симптомы, лечение, астеническое состояние
С появление детей жизнь мам и пап кардинально меняется. Все родители очень сильно переживают за своих малюток, если замечают, что с ними что-то не то. Если они заболели или просто есть признаками недомогания. Не все мамы и папы знают что такое астенический синдром у детей. В нашей статье и разберемся что это такое, поговорим о симптомах и лечении.
На самом деле понятие астенический синдром или астеническое состояние имеет множество других названий, которые дают медики при некоторых симптомах. Другим словами астеническое состояние у ребенка можно назвать неврозом или нервной слабостью. Существует очень много причин, по которым ваш ребенок может получить нервное и моральное истощение, поэтому очень важно чтобы вы следили за его состоянием. Не в коем случае нельзя доводить ребенка до полной усталости, иначе это чревато серьезными последствиями.
Астеническое состояние
Главными признаками астенического состояния у ребенка является общая сильная слабость, повышенная утомляемость, неспособность концентрироваться на каких-то задачах.
К причинам возникновения астенического синдрома у детей можно отнести следующие:
- Нервное и морально-психологическое истощения. Если ваш ребенок сильно переутомляется в дошкольном учреждении или в школе, если он загружен каким-то дополнительными секциями или занятиями. Очень важно, чтобы у вашего ребенка было время на полноценный отдых. Пусть время от времени он занимается своим любимым делом, играет в различные игры, гуляет с друзьями.
- Перенесенные инфекционные, неврологические, эндокринные заболевания, которые вызывают сбой в организме и меняют гормональный фон.
- Неправильный режим сна, постоянные физические и умственный нагрузки
После перенесения сильного стресса
Прием некоторых медицинских препаратов, которые направлены на угнетение нервной системы. - Вирусные инфекции, Которые сильно ослабляют иммунную систему ребенка (вирус эппштен-Барра, Цитомегаловирус, вирусы герпесов и другие). Часто после перенесения этих заболеваний у детей развивается синдром хронической усталости.
- Нехватка кислорода, который поступает в мозг.
Лечение
Конечно же все родители задаются вопросом как поставить своего ребенка на ноги и какое есть лечение астенического синдрома. Как уже говорилось, что чаще всего астеническое состояние у ребенка является следствием какой-то перенесенной болезни, стресса или больших физических и моральных нагрузок. Поэтому первое, что вам необходимо будет сделать, так это сменить обстановку ребенку. Если он перенес стресс, то необходимо развлечь и помочь преодолеть все трудности. Если хроническая усталость вызвана заболеваниями, то надо лечить первоисточник и укреплять иммунитет различными способами.
Если самостоятельно не удается справиться с таким состоянием вашего ребенка, то необходимо обратиться к педиатру и психологу. Не следует заниматься самолечением.
Квалифицированные врачи проведут осмотр, сделают все необходимые исследования и назначат соответствующее лечение. Оно может включать в себя прием каких-то лекарственных препаратов, витамином или иммуномодулирующих средств.
Симптомы
К основным симптомам астенического синдрома у ребенка относятся следующие:
- жалобы на постоянное недомогание, усталость, слабость;
- плохой сон, аппетит и не желание что-либо делать. Ребенок может отказываться даже от любимых занятий;
- переодические головные боли;
- ломота в теле, боли в мышцах и суставах;
- головокружение;
- невозможность сосредоточиться на чем-то серьезном, нарушение памяти и внимания.
Если у вашего ребенка есть три или больше из вышеперечисленных симптомов, то не откладывайте с визитом к врачу и ищите причину возникновения астенического состояния.
Что это такое
Астенический синдром у детей возникает достаточно часто, особенно если у ребенка ослабленный иммунитет. Также дети, которые по своей природе ранимы и чувствительны, все принимают близко к сердцу очень подвержены морально-психологическому и нервному истощению. Однако, к сожалению, конкретного и точного лечения нет. Поэтому всегда важно искать причину появления такого состояния у малыша. Чтобы избежать появление астенического синдрома у вашего ребенка старайтесь проводить с ним больше времени, интересоваться его делами в учебе и в жизни. Также надо давать больше отдыхать и заниматься любимыми делами. Включите в рацион ребенка побольше свежих овощей и фруктов, сезонной давайте ему пропить курс поливитаминов и минеральных веществ.
Надеемся, что после прочтения данной статьи вы разобрались и получили полную информацию о том что такое астенический синдром у детей.
Теги по теме: здоровьеребенок 1-3Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
Астенический синдром у детей — что это
Астенический синдром у детей – это состояние, при котором несовершеннолетний испытывает хроническую усталость, она не проходит даже после отдыха. Из-за неё значительно снижается работоспособность, а также физическая активность.
Подобная болезнь возникает не только у несовершеннолетних, но и у взрослых людей. При этом к подобной болезни приводят многие факторы, например, постоянные стрессы, конфликтная обстановка в семье, нервное перенапряжение и другие негативные факторы.
Как итог, у ребёнка начинает развиваться астеническое состояние, которое важно заметить и устранить.
Характеристика
Дети обладают неокрепшим организмом, а также слабой нервной системой, по этой причине их важно беречь от переутомления. Учитывая тот факт, что современным детям приходится много учиться и всё успевать, нередко может возникнуть хроническая усталость. Родители могут заметить, что ребёнок стал быстрее утомляться, хуже запоминает информацию, а также понизилась его работоспособность.
При этом именно в детском возрасте может добавиться такая причина возникновения астении, как частые инфекционные заболевания, которыми начнёт страдать несовершеннолетний.
У малыша начнёт постоянно понижаться иммунитет, из-за этого ухудшается общее самочувствие. Подобное происходит из-за того, что ребёнок испытывает значительное нервное напряжение, также он страдает от высокой тревожности. Именно поэтому родители должны заботиться не только об эмоциональном самочувствии ребёнка, но и о физическом здоровье.
Если ребёнок испытывает астеническое состояние, тогда он будет ощущать себя, слабым, подавленным и разбитым. Может возникнуть стойкая апатия, из-за которой он будет проявлять равнодушие к окружающему миру. Нередко возникают трудности с засыпанием, значительно нарушается режим сна и бодрствования, от чего ситуация только усугубляется. Если несовершеннолетний не может нормально выспаться, тогда это значительно сказывается на его состоянии здоровья.
Чаще всего астения диагностируется у детей младшего школьного возраста. Это можно объяснить тем, что значительно меняется расписание дня, деятельность, а в учебном заведении значительно повышаются нагрузки. От ребёнка начинают больше требовать, при этом раньше он с подобным не сталкивался. Как итог, он может испытывать значительное нервное перенапряжение.
При посещении школы ребёнок должен не только ограничивать свои движения во время урока, но ещё и активировать мыслительную деятельность для запоминания материала. При этом перемена является слишком короткой для того, чтобы можно было полноценно отдохнуть. Более того, дома приходится делать задания, из-за чего тоже не удаётся восстановить свои силы.
Некоторым детям удаётся справляться с подобными нагрузками. У других может возникнуть астенический синдром, при котором наблюдается как эмоциональное, так и физическое истощение. У малыша развивается тревожность, наблюдается значительная подавленность, ухудшается тонус мышц. Можно заметить то, что становится хуже клеточное питание, при этом пациент становится более слабым, и у него начинается атрофия.
Виды
Следует отметить, что у детей астения бывает разных видов, поэтому достаточно сложно самостоятельно определить, с чем именно приходится иметь дело. Полезно будет рассмотреть типы и их характеристики, тогда можно примерно понять, с каким вариантом приходится иметь дело.
Основные виды:
- Нейроциркуляторный. Симптомы достаточно похожи на признаки болезней сердечно-сосудистой системы. При этом во время обследований у малыша не обнаруживают нарушения в деятельность этих органов. Негативное состояние развивается из-за того, что несовершеннолетнему приходится часто переживать, а также перегружать себя физически. Бывает и такое, что к болезни приводит гормональный сбой или продолжительная интоксикация организма.
- Психический. В подобной ситуации появляется нарушение психических процессов, которые протекают в организме человека. Можно заметить, что они крайне медленно восстанавливаются. Патология преимущественно появляется из-за наличия инфекционных заболеваний, которые способны затрагивать головной мозг.
- Функциональный. Нередко появляется после того, как ребёнок перенесёт инфекции. Также может возникнуть из-за длительных перегрузок, а также регулярных нарушений режима дня. Симптомы нередко наблюдаются даже у здоровых людей, а сама болезнь носит обратимый характер. Если вовремя устранить провоцирующий фактор, тогда можно будет нормализовать эмоциональное состояние ребёнка.
- Невротическая. У человека нарушается психическая деятельность, из-за чего в худшую сторону меняется поведение. Болезнь преимущественно появляется из-за полученных травм, а также сильных стрессов и продолжительного воздействия негативных факторов.
- Церебральная. Она возникает у людей из-за того, что травмируется головной мозг. Причём подобное может произойти из-за инфекций, проблем с кровоснабжением головы, а также продолжительной интоксикации.
- Органическая. Наблюдается у детей на фоне инфекционных болезней, а также хронических поражений внутренних органов. У пациента наблюдается повышенная тревожность и агрессивность. При этом ребёнок жалуется на головную боль и слабость.
- Кардиальная. У пациента наблюдаются проблемы с работой сердечно-сосудистой системы. Может наблюдаться аритмия, патологии дыхательной функции. Нередко у малыша возникают приступы, которые длятся около 10 минут, а затем исчезают.
- Физическая. Она у ребёнка появляется из-за того, что тела длительное время перегружается. В связи с этим понижается физическая активность, наблюдается усталость даже после незначительной деятельности.
- Постинфекционная. Как можно понять из названия, наблюдается у детей из-за того, что они перенесли инфекционные болезни, например, ангину, грипп и ОРВИ. Объяснить появления проблемы можно тем, что даже после выздоровления в организме несовершеннолетнего нарушены некоторые процессы. Из-за этого наблюдается слабость, ухудшение общего самочувствия. Как итог, ребёнок становится более раздражительным и агрессивным.
Встречаются ситуации, когда у детей только в редких случаях проявляется астения. Например, признаки могут наблюдаться в утреннее время или в определённый период года. Именно поэтому родителям нужно внимательнее следить за состоянием ребенка, чтобы вовремя распознать характерные симптомы и начать лечение.
Способы терапии
Прежде чем начинать лечение, важно распознать заболевание. Сделать это возможно, если ориентироваться на конкретные симптомы. Маленькие дети могут бояться яркого света, жаловаться на головную боль и шум в ушах. У подростков наблюдается быстрая утомляемость на фоне значительной раздражительности. Если ребёнок начинает вести себя как-то иначе, тогда стоит обязательно обратиться к врачу. Например, в подростковый период могут возникать неконтролируемые приступы гнева, ухудшение успеваемости в школе и проблемы с вниманием.
Родителям стоит обратиться к терапевту, чтобы он точно сказал, с чем именно приходится иметь дело. Бывает такое, что ребенку достаточно дать больше времени на отдых, и тогда болезнь сама отступит. Если через 2-3 месяца ситуация не становится лучше, тогда стоит показать несовершеннолетнего психологу и неврологу.
Лечение заключается в использовании различных медикаментозных препаратов. Например, могут назначить успокоительные средства, которые снимут тревожность и раздражительность. Ребёнку будут полезны ноотропы, которые активируют мозговую деятельность. Могут потребоваться антидепрессанты или транквилизаторы, которые позволят устранить возникшее нервное перенапряжение.
В некоторых ситуациях ребёнку рекомендуются адаптогены, они повышают энергичность и активность. Также врачи рекомендуют нейролептики, которые борются с проявлениями психоза. Витаминные комплексы будут полезны для общего укрепления организма. Только врач сможет однозначно сказать, какие именно средства помогут улучшить самочувствие.
Рекомендуется пересмотреть режим дня и предоставить ребёнку достаточно времени для отдыха. Малыш должен полноценно высыпаться, при этом атмосфера в доме должна быть спокойной и благоприятной. Важно защищать малыша от стрессов и конфликтов, чтобы он лучше себя чувствовал. Естественно, необходимо будет пересмотреть рацион питания, потому как в нём обязаны присутствовать полезные продукты.
В большинстве случаев от возникшей проблемы удаётся достаточно быстро исправить. Главное, следовать рекомендациям врача, чтобы можно было быстро справиться с патологией.
Астенический синдром у детей после ОРВИ: симптомы и лечение
Факторы риска
Этиология астено-невротического синдрома (АНС) существует как с рождения, так и может быть приобретена при жизни.
При врожденном недуге возможно его проявление до трех-четырехлетнего возраста. Неврологи указывают на то, что в развитии и преодолении болезни играет немаловажную роль темперамент. К ним относятся: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Имеющие темперамент меланхолика наиболее склонны к расстройству подобного характера.
Еще одним фактом является генетическое предрасположение к развитию АНС у детей. Есть большая вероятность, что невротический психоз имел место в жизни родителей пациента в каком-либо периоде жизни.
В этом случае ребенка следует наблюдать у невропатолога, возможно, потребуется какое-либо лечение или корректировка состояния, а реабилитационный период может протекать более длительное время.
Приобретенный АНС может появиться в последствии перенесенных ранее травм шейных позвонков при постоянных волнениях, переживаниях и после достаточных нагрузок.
Какой бы ни была болезнь, детям обязательно потребуется психологическая помощь. Помимо них оказание консультаций нужно и родителям для того, чтоб они правильно формировали умение общения с чадом и правильные взаимоотношения.
Для врача в установлении прогнозов для пациента немаловажную роль имеет степень разлаженности нервных функций. При не осложненном заболевании прогнозы в основном будут носить благоприятный характер.
Обычно детям прописывают реабилитационные мероприятия периодическими курсами, чередуя их каждые несколько месяцев. А благотворное влияние методики лечения и прогнозы сильно зависят от того, как родители относятся к состоянию малыша, их психологической стойкости.
Общие характеристики заболевания
Астенический невроз (неврастения, нервная слабость) является расстройством нервно-психогенного характера, которое бывает вызвано физическим или психоэмоциональным истощением.
Это – наиболее распространенная патология нервной системы.
В большей степени такому расстройству подвержены лица астенического типа, являющиеся эмоционально неустойчивыми, быстро утомляющимися, гиперчувствительными.
- У женщин астенический невроз встречается гораздо реже, чем у мужчин.
- Состояние проявляется в повышенной утомляемости, раздражительности, снижении настроения вплоть до депрессии, неадекватной чувствительности к различного рода раздражителям (шуму, свету, температуре).
- Развитию подобного состояния могут способствовать не только физическое либо психологическое перенапряжение, но и хронические заболевания, а также интоксикации организма.
- Нервная слабость может развиваться как у взрослых, так и у детей.
Дети обладают неокрепшим организмом, а также слабой нервной системой, по этой причине их важно беречь от переутомления. Учитывая тот факт, что современным детям приходится много учиться и всё успевать, нередко может возникнуть хроническая усталость. Родители могут заметить, что ребёнок стал быстрее утомляться, хуже запоминает информацию, а также понизилась его работоспособность.
При этом именно в детском возрасте может добавиться такая причина возникновения астении, как частые инфекционные заболевания, которыми начнёт страдать несовершеннолетний.
У малыша начнёт постоянно понижаться иммунитет, из-за этого ухудшается общее самочувствие. Подобное происходит из-за того, что ребёнок испытывает значительное нервное напряжение, также он страдает от высокой тревожности. Именно поэтому родители должны заботиться не только об эмоциональном самочувствии ребёнка, но и о физическом здоровье.
Если ребёнок испытывает астеническое состояние, тогда он будет ощущать себя, слабым, подавленным и разбитым. Может возникнуть стойкая апатия, из-за которой он будет проявлять равнодушие к окружающему миру. Нередко возникают трудности с засыпанием, значительно нарушается режим сна и бодрствования, от чего ситуация только усугубляется. Если несовершеннолетний не может нормально выспаться, тогда это значительно сказывается на его состоянии здоровья.
Чаще всего астения диагностируется у детей младшего школьного возраста. Это можно объяснить тем, что значительно меняется расписание дня, деятельность, а в учебном заведении значительно повышаются нагрузки. От ребёнка начинают больше требовать, при этом раньше он с подобным не сталкивался. Как итог, он может испытывать значительное нервное перенапряжение.
При посещении школы ребёнок должен не только ограничивать свои движения во время урока, но ещё и активировать мыслительную деятельность для запоминания материала. При этом перемена является слишком короткой для того, чтобы можно было полноценно отдохнуть. Более того, дома приходится делать задания, из-за чего тоже не удаётся восстановить свои силы.
Некоторым детям удаётся справляться с подобными нагрузками. У других может возникнуть астенический синдром, при котором наблюдается как эмоциональное, так и физическое истощение. У малыша развивается тревожность, наблюдается значительная подавленность, ухудшается тонус мышц. Можно заметить то, что становится хуже клеточное питание, при этом пациент становится более слабым, и у него начинается атрофия.
Церебральная астения — это комплексное заболевание, которое представляет собой психическое расстройство, относящееся к группе неврозов. Его развитие в детстве связывают с тем, что структуры ЦНС продолжают формироваться 6–7 лет после рождения ребенка. Малыш бурно реагирует на негативные происшествия, неудачи, воспринимает все близко к сердцу. Такое поведение детей и подростков часто списывают на малый возраст или юношеский максимализм.
Церебрастенический синдром диагностируется в знаковые периоды жизни, сопровождаемые переживаниями. Возможные причины неврозов у детей — смена учебного заведения или коллектива, период сдачи экзаменов, поступление в вуз и др.
Заболеванию подвержены мальчики и девочки дошкольного, школьного возрастов, а также подростки. Пики обострения приходятся на межсезонье — весну и осень, состояние отягощается и маскируется под ОРВИ или остальные болезни, сопровождаемые кашлем. Раздражители в определенном секторе мозга провоцируют покашливания.
Невротический синдром у детей имеет различные признаки. Ребенок неуправляем, он кричит и плачет без причины, дерется, бросает предметы, без остановки бегает и скачет. Специалисты условно разделяют симптомы на 2 вида: сбои в работе вегетативной нервной системы и изменения в работе головного мозга.
Причины нервного расстройства
Медики убеждены, что первоначальной причиной выступает наследственность: ребенок перенимает определенные особенности ЦНС родителя, особенно — склонность к повышенной возбуждаемости нейроцитов, которые отвечают за установку связей между клетками головного мозга. Холерики и меланхолики наиболее предрасположены к различным заболеваниям неврологического спектра.
Помимо генетики и темперамента, есть ряд других причин, провоцирующих возникновение астено-невротического синдрома у детей:
- неблагополучное окружение, неприятности дома, излишняя строгость родителей в воспитании, высокие требования, смена коллектива и проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
- дефицит витаминов и минералов — ЦНС остро реагирует на нехватку витаминов группы В;
- дисфункция гормональной и эндокринной систем, при которой наблюдается излишек гормонов, провоцирующих дисфункцию коры головного мозга или отдельных его участков;
- хронические болезни основных фильтров — почек и печени, повышенный уровень продуктов распада в организме сказывается на состоянии и функциональности ЦНС;
- сложное течение беременности влияет в глобальном плане на состояние ЦНС плода — сильный токсикоз, резус-конфликт, интоксикация медикаментами, внутриутробная инфекция, тяжелые инфекционные заболевания в начале и конце гестации;
- образ жизни женщины во время беременности, нервная истощенность, бесконтрольный прием медикаментов, употребление наркотических препаратов, курение, алкоголь;
- гипоксия – кислородное голодание клеток головного мозга вследствие родовых травм и пр.;
- отравление токсинами при самолечении и игнорировании возрастных доз лекарственных препаратов;
- травмы шеи, свода черепа, сотрясение мозга, даже то, что было получено длительное время назад, часто приводит к мозговой дисфункции и сбоям в работе отдельных участков мозга;
- вирусные и бактериальные инфекции оболочек, коры и самого головного мозга — менингит, энцефалит, арахноидит;
- длительный стресс, повышенная нагрузка на ЦНС.
Астенический невроз или неврастения – наиболее часто встречающееся расстройство нервной системы у малышей и подростков. Это главная причина снижения успеваемости у школьников, ухудшения отношений со старшим поколением и сверстниками.
Среди разнообразия предпосылок расстройства зачастую во главе стоит общественный и сопутствующий ему психологический фактор.
Моральные перегрузки, которым предшествовали неудачи социального адаптирования и повседневные неурядицы, довольно просто могут спровоцировать кризис астенического типа.
Возможные варианты, из-за которых появляется астено-невротическое недомогание:
- большая нагрузка на нервную систему;
- частые стрессы;
- нарушение функций обмена веществ в мозге человека;
- перенесенные травмы шеи и головного мозга;
- болезни щитовидной железы;
- наследственный фактор;
- неполадки центральной нервной системы.
Особенно сильно эти симптомы относятся к людям с весьма слабой психикой. Желание продвижения по службе, достижения успехов в карьере тоже рискует спровоцировать повреждение психических функций, если данный человек часто ущемляет себя в полноценном отдыхе и постоянно недосыпает.
Тоже самое случается и с детьми: быть первым учеником в классе, лучше всех сдать нормативы ГТО, победить на городской олимпиаде и прочее.
С одной стороны, это похвальные стремления, но с другой, ребенок перестает полноценно отдыхать, постоянно находится в напряжении и, как следствие, получает психическое перенапряжение и расстройство.
А в случае, если повышенные психологические нагрузки сопровождают хронические осложнения мочеиспускательной системы или гормональные дисфункции, то миновать острое протекание астении вряд ли удастся.
Еще возможными условиями появления осложнения у детей могут быть:
- перенесенная гипоксия после рождения;
- плохое питание;
- перенесенные бактериальные или вирусные болезни, преодоление которых было осложнено нейротоксикозом;
- слабая развитость нервной системы.
Появление психических расстройств, как в детском, так и в среднем возрасте рискует быть вызвано еще неокрепшей детской нервной системой или неполноценностью психических функций.
Вирусные инфекции, сопровождающиеся судорогами, потерей сознания и другими видами нейротоксикоза нередко бывают причиной анамнеза.
Симптомы появившегося заболевания проявляются в истериках, зачастую беспричинном плаче, необъяснимых капризах малыша.
На появление астенического осложнения способно сильно повлиять место проживания. Например, на севере постоянная недостача солнечного света имеет отрицательное воздействие на развитие детской психики.
Как лечить астено-невротический синдром у детей
В первую очередь пострадавшему нужно оказывать хорошую психологическую поддержку. Параллельно с этим принимать назначенные специалистом препараты, с помощью которых удастся убрать большинство симптомов.
Расслабляющий эффект производит принятие ванны с использованием различных пряных масел, которые помогут привести организм в тонус.
Лечебная терапия делится на три этапа. Для начальных стадий развития болезни возможно назначение специального режима труда и отдыха. Возможно врач порекомендует больше гулять на свежем воздухе, меньше проводить времени за компьютером или планшетом.
Если ситуация затягивается, то лечение требует помощи психолога. При тяжелом астено-невротическом синдроме ребенку назначается медикаментозное лечение.
В качестве медикаментов по усмотрению врача могут быть использованы: антидепрессанты, успокоительные, расслабляющие, седативные препараты.
Но принимать их длительное время не рекомендуется. В течение лечения необходимо наблюдения врача.
Лечение АНС подразумевает комплексный подход. Помимо препаратов и ванн рекомендуется чаще проводит спортивные разминки, соблюдать рекомендованную диету, в некоторых случаях назначается медикаментозная терапия.
Намного проще справится с появившимися симптомами на начальных стадиях, чем лечить запущенное состояние. Данный вид болезни представляет опасность тем, что наносит ущерб нервной системе, оказывает влияние на моральное и физическое развитие. При некачественном подходе к выявлению и лечению малыш замыкается и плохо воспринимает окружающий мир.
Психологические особенности детей с АНС, реабилитация
Малыши, страдающие АНС, обычно проявляют нервозность и агрессию. Их сразу же можно распознать по поведению среди других деток. Обычно они достаточно конфликтные, могут обижать окружающих и беседовать со всеми на высоких нотах.
В других проявлениях психоза отмечаются частые плачи, эмоции и крики, возражения против привычных простых бытовых действий. Они могут постоянно плакать, отличатся очень плохим аппетитом отказом от своих любимых блюд, внезапными проявлениями истерики в саду и дома.
Дошкольные заведения обычно не проводят учет этих детей, а направляют на занятия с психологами. При должном соблюдении родителями действий, назначенных неврологом и психологом, оказывают должное внимание, то комплексный подход решения проблемы дает положительный результат.
При проведении реабилитации желательно учитывать срок лечения, который составляет не один месяц. Процесс очень долгий и при успешном исходе нужен еще длительный уход и занятия. К необходимым мероприятиям относятся походы к психологу, привлечение маленьких пациентов к занятиям плаванием, вышиванием, применение фитотерапии.
Главное в проведении восстановительных работ – это избежание конфликтов, нервных всплесков, соблюдение благоприятного режима дня и правильного, полноценного питания.
Осложнения
Дети дошкольного и школьного возраста сложно осваивают учебную программу, имеют расстройства памяти и нарушения речи, энурез, а также добавляются психологические проблемы: страхи, депрессия, тревожность и т. д.
В сложных случаях ребенку с соматическим расстройством рекомендуют обучение в специализированных центрах. У подростков астения чревата расстройством личности, суицидальными наклонностями и излишней агрессивностью.
Осложнения после астении сложно предугадать. Астения может уйти не оставив следов, а может после себя оставить психологические проблемы, например, шизофрению, неврастению. Уделяйте своим деткам как можно больше времени, обеспечивайте их правильным питанием, витаминами, фруктами и никаких проблем у вас не будет!
▼СОВЕТУЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ▼
Осложнения такого состояния трудно предсказуемы. Это может исчезнуть бесследно, а если факторы, приведшие к такому состоянию, не будут исключены, то это может перерасти в серьезную проблему психологического характера (напр. шизофрения, неврастения).
Последствия АНС, прогнозы
При халатном отношении к столь серьезной атаксии, отсутствии адекватного и своевременного лечения есть шанс обрести серьезную депрессию, в некоторых случаях могут проявляться желания прекратить жизнь.
В основном люди в период расстройства вполне могут избавиться от него самостоятельно. Но из переросшего в глубокую депрессию осложнения очень сложно выбраться без помощи квалифицированного специалиста, который проведет обследование и назначит комплексный курс лечения.
Не придание значения проявлениям дисфории у малышей влечет за собой нежелательные перемены эндокринной системы и возможные дисфункции при достижении полового созревания. Взрослые, перенесшие в детские годы подобные нарушения, могут иметь определенные проблемы с репродукцией.
Диагностика
Психотерапевты прибегают к комплексу исследований и тестов:
- клиническая диагностика – опрос, сбор анамнеза и катамнеза, которые проводят терапевт, невролог и психиатр. Каждый из специалистов выстраивает беседу так, чтобы выявить симптоматику своего спектра. Постановка диагноза комплексная;
- физикальный метод проводится терапевтом, его цель — осмотр и оценка работы внутренних органов, после чего следует прием у невролога для выявления симметрии, реакции на свет и звук, анализа соответствия рефлексов возрастной категории пациента, выявление замедления в развитии;
- психодиагностика проводится психологом, метод нацелен на выявление нестабильности внимания, нарушений в длительной и краткосрочной памяти, расстройств логического и пространственного мышления. Пациенты с астено-невротическим синдромом уже к концу беседы с психологом демонстрируют усталость, истощение, их речь путается, а в суждениях отсутствует логическая цепочка;
- инструментальный метод предполагает проведение ряда исследований (реоэнцефалограмма, магнитно-резонансная томография, рентген, УЗД головы и шеи, т. д). Пациенты с астеническим синдромом имеют явные отклонения от нормы в работе сосудистой системы, дисбаланс нервных импульсов, защемления или новообразования в шее или мозге и пр.;
- лабораторные исследования, цель которых, посредством общего анализа крови и биохимии, исключить различные инфекции и заболевания, способные маскироваться под психические и нервные расстройства.
При проявлении несвойственных для болезней ЦНС симптомов рекомендуют сдать дополнительные анализы и тесты, чтобы исключить наличие болезней гематологического, иммунологического и инфекционного спектров.
Вместо заключения
Взрослым нужно скорректировать образ жизни семьи для удовлетворительного состояния здоровья ребенка. Для своевременной диагностики и успешного лечения астено-невротического синдрома необходим постоянный контроль невролога и индивидуальный путь терапии.Родителям важно осознать, что лечение длительное и кропотливое.
https://www.youtube.com/watch?v=hS_vlJYQQ6c
Подводя итог вышесказанному, хочется еще раз акцентировать внимание родителей на то, что дети нуждаются в поддержке и заботе.
В практике психологов был случай, когда ребенок очень старался учиться, получать только отличные отметки по поведению и успеваемости в школе, чтобы порадовать родителей. Родители были заняты карьерой, работой, общение с ребенком сводилось к банальному «ты уроки сделал?», «какие у тебя оценки?» и «покажи дневник».
Комплексуя и испытывая катастрофический дефицит внимания со стороны близких, ребенок старался еще больше заниматься, чтобы показать родителям свое усердие и хоть таким образом заслужить похвалу. Итог этой истории плачевен – ребенок попал в психлечебницу с истощением нервной системы.
Будьте внимательны к своим детям, интересуйтесь их проблемами, не будьте слишком строги к их успехам и неуспехам в школе. Главное – это здоровая атмосфера в ваших отношениях, а остальное приложится.
Астенический синдром у детей после ОРВИ: симптомы, лечение, профилактика
ОРВИ имеет вирусную природу происхождения и при неправильной терапии или полном отказе от лечения может закончиться различными осложнениями. Последствия проявляются в виде гайморита, синусита, менингококковых инфекций и нередко приводят к тяжелым нарушениям, проявляющимся соматическими расстройствами, в том числе и астеническим синдромом. Состояние требует безотлагательного осмотра специалистом и соответствующей терапии.
Астенический синдром: что это такое
Астенический синдром – патологическое состояние, выражающееся в постоянном недомогании, усталости, имеющее соматическую и нервно-психологическую природу происхождения.
Астенический синдром у детей
По мнению экспертов, астенический синдром спровоцирован нарушениями в мозговой деятельности ребенка, снижением метаболических функций в головном мозге.
Симптомы:
- нервозность;
- замкнутость;
- трудности в общении, особенно с малознакомыми людьми;
- проблемы с концентрацией внимания;
- плохая усвояемость информации;
- жалобы на головные боли при резких и громких звуках;
- усиленное потоотделение;
- головокружения;
- нарушенный сердечный ритм;
- слабость, отсутствие сил;
- потеря аппетита.
При совпадении нескольких признаков рекомендуется незамедлительно обратиться за помощью к детскому неврологу. В некоторых случаях родители списывают указанные признаки на особенности темперамента и поведения ребенка.
Астенический синдром у детей выражается в приливе сил в утренние часы, полном снижении и потери работоспособности и активности в вечернее время. Отличие патологии от обычной усталости заключается в отсутствии восстановления сил и работоспособности после сна или отдыха.
Причины заболевания
Ухудшение после перенесенных респираторных заболеваний наступает ввиду поражения соматической системы ребенка действием патогенных микроорганизмов и возбудителей.
Причины состояния:
- ослабленный иммунитет;
- недостаток в организме витаминов;
- токсическое поражение, вызванное возбудителями ОРВИ;
- побочные эффекты от употребления некоторых групп лекарственных препаратов;
- недостаток жидкости в организме.
Патогенные микроорганизмы вызывают интоксикацию, что приводит к негативному воздействию на центральную нервную систему ребенка. Состояние значительно ухудшается при токсическом поражении головного мозга, которое сопровождается нарушением сна, головными болями и частичным угнетением функций памяти.
Симптомы в виде усталости и общего недомогания вызваны тратой резервных сил организма, направленных на борьбу с вирусной инфекцией.
Астенический синдром у новорожденных детей
Патология у новорожденных детей при отсутствии признаков поражения головного мозга или других соматических нарушений вызвана, по мнению специалистов, наследственными факторами. Главным признаком расстройства считается нарушение сна.
Симптомы:
- отсутствие аппетита и сил;
- при регулярном кормлении наблюдается потеря веса;
- кровотечения в области пуповины;
- неконтролируемые подергивания;
- скапливание во рту слизи;
- запоры;
- пожелтение лица;
- беспричинный плач;
- испуг при резких и громких звуках.
Состояние младенца ухудшается во второй половине дня и к полуночи.
Запрещается проводить медикаментозную терапию заболевания в данном возрасте.
Лечение без применения медикаментов
Немедикаментозная терапия у грудничков разрабатывается лечащим врачом на основе формы и характера протекания болезни. Основным терапевтическим приемом является организованность режима дня ребенка и специальные упражнения – водная гимнастика. К вспомогательным действиям относится массаж всех групп мышц.
Детям старшего возраста рекомендуется употреблять побольше жидкости, в особенности травяные чаи, натуральные соки и отвары, богатые витамином C. Разрешается пить минеральную воду без газа.
Возможно назначение витаминных и минеральных комплексов для восстановления иммунитета.
Прогулки на свежем воздухе и различные виды упражнений позволяют организму ребенка расслабиться и восстановиться после болезни. В дополнение показаны водные или закаливающие процедуры.
Астенический синдром у детей после болезни
Медикаментозное лечение
В качестве средств, повышающих запас энергии и восполняющих силы, назначаются лекарственные препараты, относящиеся к группе адаптогенных веществ. Для восстановления и укрепления иммунной системы ребенка применяются витамины и минеральные комплексы.
При повышенной раздражительности показаны успокаивающие средства. Во время приступов острых психозов могут назначаться различные виды нейролептиков. Для повышения мозговой активности используются средства, относящиеся к группе ноотропных препаратов.
При тяжелых и запущенных состояниях назначаются антидепрессанты и транквилизаторы.
Запрещается самостоятельно назначать ребенку лекарственные препараты. Для постановки диагноза и назначения терапии необходимо обратиться к соответствующему специалисту.
Питание и профилактика
При заболевании у ребенка необходимо подбирать продукты тщательным образом. Незаменимыми считаются продукты, содержащие повышенное количество аминокислот и протеинов.
Для стимуляции мозговой деятельности применяются следующие виды продуктов:
- морепродукты;
- мясо птицы, печень;
- говяжье мясо;
- злаковые, в особенности гречка и рисовая крупа;
- молочная и кисломолочная продукция;
- свежие листья шпината;
- тыквенные семечки;
- куриные яйца;
- свёкла;
- миндальные орехи, арахис;
- бананы.
Считается, что для выработки серотонина – так называемого гормона счастья – следует употреблять цельнозерновой хлеб, твердые виды сыров, бананы, а также мясо индейки, содержащие триптофан – аминокислоту, из которой синтезируется серотонин.
Поддержать необходимый уровень глюкозы в крови после болезни помогают злаковые культуры, тыквенные породы овощей, картофель и капуста. Из ягод рекомендуется употреблять малину, виноград различных сортов, арбузы и черешню.
Запрещенные продукты при астеническом синдроме
Продукты, содержащие в составе кофеин в больших количествах, детям употреблять нельзя. Их необходимо заменить травяными чаями, витаминизированными настоями, натуральными соками из овощей.
Пища должна быть обезжиренной и приготовленной на пару, тушеной, отварной.
Запрещается употреблять консервированную продукцию, в том числе варенье и соленья. К категории запрещенных продуктов также относятся заводские кондитерские изделия, фастфуд, газированная вода, ненатуральные соки.
Несвоевременное лечение респираторных заболеваний может спровоцировать развитие астенического синдрома. Перемены настроения, пониженная работоспособность и апатия могут быть вызваны патологическими изменениями в организме. При указанных признаках рекомендуется обратиться к неврологу за назначением адекватной терапии. Правильное питание и соблюдение распорядка дня помогут предотвратить дальнейшее развитие болезни.
Читайте также: церебрастенический синдром у детей
Астенический синдром у детей после ОРВИ: симптомы и лечение
Астенический синдром у детей — достаточно коварное состояние. При всей, на первый взгляд, безобидности и даже банальности — отсутствие лечебной терапии может привести ребёнка к тяжёлым нервным срывам, психозам и полной социальной дезадаптации.
Достаточно часто астенический синдром (АС) ошибочно сравнивают с синдромом хронической усталости. У них очень схожи симптомы, но причины АС не ограничены лишь психотравмами, как при синдроме хронической усталости. Причиной АС у ребёнка может быть органическое поражение головного мозга, черепно-мозговая травма, хроническое отравление токсинами, патологии сосудов, онкология, гиповитаминоз, болезни ЖКТ и другие соматические заболевания, которые тоже истощают нервную систему.
Проявления
Как правило, какой бы ни была первопричина, признаки АС у детей проявляются одинаково:
- ребёнок постоянно в нервозном состоянии, замкнут;
- тяжело идёт на контакт с незнакомыми людьми;
- систематически испытывает трудности с концентрацией внимания и усвоением новой информации;
- при громких звуках жалуется на головную боль;
- частые головокружения, повышенная потливость;
- пониженный аппетит;
- тахикардия;
- постоянная общая слабость, из-за которой может отказываться даже от любимых игр.
СПРАВКА! Многие родители настойчиво не придают значения ряду симптомов АС, ссылаясь на особенности характера или темперамента ребёнка. Если среди этих признаков есть 2 или 3, которые совпали с симптомами вашего ребёнка, посетите детского невролога в ближайшее время.
Симптомы АС у грудничков
Если у новорождённого нет ни органических поражений головного мозга, ни каких-либо других серьёзных первопричин, медики рассматривают астению младенцев как наследственный фактор. Один из самых очевидных симптомов астенического синдрома у грудничков — нарушения сна. Ребёнок может плакать часами и засыпать с огромным трудом. Долгие укладывания, укачивания на руках или в коляске только усугубляют ситуацию. В таких случаях малыша нужно просто уложить в кровать и выйти из комнаты.
В остальном симптоматика выглядит следующим образом:
- Во время кормления ребёнок делает несколько глотков и отказывается от еды. Складывается впечатление, что у него нет сил даже взять соску и делать глотательные движения. При этом не засыпает, а плачет и постанывает.
- Несмотря на правильное дозированное кормление (или даже при перекармливании), не набирает вес.
- Кровоточит пуповина.
- Происходят спонтанные подёргивания и движения конечностями.
- Во рту накапливается слизь, которую ребенок даже не сплёвывает при помощи кашля.
- Страдает от регулярных запоров. Ребёнок настолько слаб, что ему не хватает сил даже выделять каловые массы.
- Желтушный цвет лица.
- Общее состояние систематически ухудшается со второй половины дня и до 20-00, а также к полуночи.
- Ребёнок долго и беспричинно плачет.
- Испуганно реагирует на любые звуки.
Убирать симптомы астении в грудном возрасте медикаментами неприемлемо. Поэтому всё, что можно использовать в качестве лечебной терапии на этом этапе, — гимнастика в воде, массаж всех мышечных групп и грамотно организованный режим дня.
АС у ребёнка после ОРВИ
Вялость, общая слабость и апатия — достаточно закономерные явления после ОРВИ у склонного к астении ребёнка. В борьбе с инфекцией организм растратил максимум своей резервной энергии, и в ближайшее время её придётся восполнять.
Что конкретно может спровоцировать АС:
- побочные действия медикаментов;
- значительная потеря жидкости;
- интоксикация организма распадами вирусов;
- острый дефицит витаминов.
О начале астенического синдрома у ребёнка после болезни говорят головные боли, нарушение сна, сложности с концентрацией внимания, повышенная раздражительность и постоянная слабость.
Что с этим делать? Практически всегда достаточно просто подкорректировать рацион питания и режим дня. Следите, чтобы пища для ребёнка была максимально витаминизирована и лёгкая для ЖКТ.
В качестве питья предлагайте травяные чаи, натуральные соки, настои, богатые витамином С (клюква, малина, шиповник), минеральную воду без газа. В дополнение желательно пропить витаминно-минеральные комплексы в таблетках.
Увеличьте продолжительность прогулок на свежем воздухе, придумайте вместе комплекс физических упражнений, которые ребёнок будет выполнять с удовольствием. И если нет строгих противопоказаний, запишите ребёнка на плавание или постепенно вводите закаливающие процедуры.
Медикаментозное лечение
Если невролог считает необходимым назначение ребёнку медикаментозных препаратов, в терапию входят:
- Для активной мозговой деятельности — ноотропы: Ноотропил, Аминалон.
- Успокаивающие средства для снятия раздражительности — валериана, пустырник, Ново-Пассит.
- В особо тяжёлых случаях — антидепрессанты и транквилизаторы.
- При острых проявлениях психоза — нейролептики.
- Для укрепления всего организма — комплексы мультивитаминов.
- Чтобы увеличить запас энергии и общую активность нужны адаптогены: китайский лимонник, корень женьшеня.
Рекомендации по питанию
Набор продуктов для ребёнка с астеническим синдромом подбирается особенно тщательно. Протеины, минералы, витамины и аминокислоты всегда незаменимы для организма, а тем более при астении. Полноценную работу мозга стимулируют аминокислоты, которые содержат:
- морепродукты, рыба, говядина, мясо и печень птицы;
- молочные и кисломолочные продукты;
- куриные яйца;
- злаки, гречка, рис;
- кунжутные и тыквенные семечки, соя, арахис и миндаль;
- свежий шпинат и петрушка;
- авокадо, бананы, свёкла.
Источники триптофана поддерживают стабильность в выработке серотонина и отвечают за хорошее настроение — бананы, твёрдые сыры, мясо индейки, цельнозерновой хлеб.
Сохраняют баланс глюкозы:
Следите за питанием ребёнка- малина, черешня, арбуз, виноград;
- тыква, картофель, морковь и белокочанная капуста;
- злаки и зерновые культуры.
Общий тонус повышают витаминизированные и травяные чаи, напитки из золотого корня, китайского лимонника, корня женьшеня и розовой радиолы.
Обратите внимание, что может явно вредить и мешать процессу выздоровления:
- Напитки, продукты и препараты с кофеином. Традиционные чай и кофе полностью замените фруктовыми, овощными соками и травяными чаями.
- Обезжиренная еда.
- Соленья, варенье и любые консервы.
- Промышленные сладости, фаст-фуд, газированная вода, ненатуральные пакетированные соки.
ВНИМАНИЕ! Устраняя проблему астении, не забывайте об остальных патологиях, если они были диагностированы. И при составлении диетического рациона из рекомендованных продуктов — сначала исключите их потенциальный вред.
Советы родителям
Можно старательно выполнять все лечебные назначения невролога, правильно подбирать ребёнку диету, не пропускать ни один сеанс массажа, но так и не наблюдать ожидаемый результат. Астенический синдром — это невроз. Все неврозы возникают на фоне внутреннего конфликта и вечной тревоги у ребёнка. Атмосфера в семье может или способствовать выздоровлению, или совсем наоборот: астения будет только прогрессировать, если ваши методы воспитания идут вразрез с общепринятыми нормами.
- Хотите как можно скорее покончить с манипулирующими истериками? Прекратите делать ребёнка кумиром семьи.
- Гиперопека — та степень заботы, которая дополнительно только раздражает. Предоставьте ребёнку больше свободы действий. Ваше доверие существенно снимет лишний гипертонус.
- Неприятие ребёнка, недостаточное внимание — другая крайность. Ощущение ненужности сильно угнетает.
- Эмоциональные срывы на ребёнка, непредсказуемое поведение родителей создают огромное напряжение.
- Суровое воспитание никому никогда не шло на пользу. Будьте мягче.
- Поощрения, порицания и наказания используйте в разумных комбинациях.
- Забудьте о любых запугиваниях и угрозах.
- Перестаньте навязывать ребёнку какую-либо деятельность, которая ему не интересна (иностранные языки, занятия музыкой, бальные танцы и пр.).
- Ограничьте строгими временными рамками пользование компьютером, планшетом или другими гаджетами.
И самый важный совет: не ведите себя с ребёнком так, будто он тяжело болен. Не напоминайте постоянно, что ему надо лечиться. Астенический синдром — это не болезнь, а временное состояние. И всё придёт в норму, если не драматизировать или наоборот — пускать ситуацию на самотёк, а также следовать всем разумным рекомендациям.
Современные принципы лечения постинфекционных астенических состояний у детей | Немкова С.А.
В статье приведены современные принципы лечения постинфекционных астенических состояний у детей
Для цитирования. Немкова С.А. Современные принципы лечения постинфекционных астенических состояний у детей // РМЖ. 2016. № 6. С. 368–372.Повышенная утомляемость – наиболее распространенная жалоба при обращении пациентов к врачам. Одной из причин этого симптома могут быть астенические расстройства, которыми, по данным различных исследователей, страдают 15–45% людей [1, 2]. Наряду с повышенной утомляемостью и психической неустойчивостью у больных с астенией наблюдаются раздражительность, гиперестезия, вегетативные нарушения, расстройства сна [3, 4]. Если простую утомляемость после мобилизации психических и физических сил организма можно характеризовать как физиологическое временное состояние, быстро проходящее после отдыха, то астения подразумевает более глубокие патологические изменения, длящиеся месяцами и годами, справиться с которыми без врачебной помощи достаточно трудно [4].
Классификация астенических состояний
1. Органическая форма
Встречается у 45% пациентов и связана с хроническими соматическими заболеваниями или прогрессирующими патологиями (неврологическими, эндокринными, гематологическими, неопластическими, инфекционными, гепатологическими, аутоиммунными и т. д.).
2. Функциональная форма
Возникает у 55% больных и считается обратимым, временным состоянием. Такое расстройство также называют реактивным, т. к. оно является реакцией организма на стресс, переутомление или перенесенное острое заболевание (в т. ч. ОРВИ, грипп) [1].
Отдельно выделяют психическую астению, при которой наряду с функциональными пограничными расстройствами (тревога, депрессия, инсомния) выявляют астенический симптомокомплекс [1].
При классификации по остроте процесса выделяется острая астения, которая представляет собой реакцию на стресс или незначительные перегрузки, и хроническая астения, возникающая после инфекционных заболеваний, родов и т. д.
По типу различают гиперстеническую астению, для которой характерна сверхвозбудимость сенсорного восприятия, и гипостеническую астению – со сниженным порогом возбудимости и восприимчивости к внешним стимулам, с вялостью и дневной сонливостью [1].
В МКБ-10 астенические состояния представлены в нескольких разделах: астения БДУ (R53), состояние истощения жизненных сил (Z73.0), недомогание и утомляемость (R53), психастения (F48.8), неврастения (F48.0), а также слабость – врожденная (P96.9), старческая (R54), истощение и усталость вследствие нервной демобилизации (F43.0), чрезмерного напряжения сил (T73.3), длительного пребывания в неблагоприятных условиях (T73.2), теплового воздействия (Т67.5), беременности (O26.8), синдрома усталости (F48.0), синдрома утомляемости после перенесенной вирусной болезни (G93.3).
Постинфекционный астенический синдром [5–7]:
– возникает в результате перенесенного заболевания инфекционного характера (ОРВИ, гриппа, ангины, гепатита и др.), встречается у 30% пациентов, которые обращаются с жалобами на физическую утомляемость;
– первые симптомы появляются через 1–2 нед. после инфекционной болезни и сохраняются в течение 1–2-х мес., при этом если первопричина имела вирусное происхождение, то возможны периоды колебания температуры;
– преобладают общее утомление, усталость, усиливающаяся при физических нагрузках, слабость, раздражительность, нарушение сна, беспокойство, напряжение, трудности с концентрацией внимания, эмоциональная неустойчивость, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, капризность, впечатлительность, снижение аппетита, потливость, ощущение перебоев в сердце, нехватки воздуха, снижение порога переносимости различных раздражителей: громких звуков, яркого света, вестибулярных нагрузок [7].
Это объясняется тем, что после излечения основной болезни в организме остаются небольшие нарушения энергетических и метаболических процессов, которые и провоцируют развитие недомогания. Если астенический синдром оставлен без внимания, то его прогрессирование может стать причиной вторичного инфицирования, что существенно ухудшит работу иммунной системы и состояния больного в целом [7, 8].
Выделяют два основных типа постгриппозной астении:
– гиперстенического характера: этот вид астении имеет место на ранних этапах при легких формах течения гриппа, главными симптомами становятся внутренний дискомфорт, повышенная раздражительность, неуверенность в себе, сниженная работоспособность, суетливость и несобранность;
– гипостенического характера: эта разновидность астении характерна для тяжелых форм гриппа, при этом прежде всего снижается активность, появляется сонливость и мышечная слабость, возможны кратковременные вспышки раздражительности, пациент не чувствует в себе сил для активной деятельности [2, 5].
Клинические проявления постинфекционной астении [8–11]
– Повышенная истощаемость психических и физических функций, при этом ведущими симптомами выступают повышенная утомляемость, усталость и слабость, неспособность полноценно отдохнуть, что приводит к длительному умственному и физическому напряжению.
Сопутствующие проявления астении
– Эмоциональная неустойчивость, которая чаще всего выражается в частой смене настроения, нетерпеливости, неусидчивости, чувстве тревоги, раздражительности, беспокойстве, внутреннем напряжении, неспособности расслабиться.
– Вегетативные или функциональные нарушения в виде частых головных болей, потливости, ухудшения аппетита, перебоев в сердце, одышки.
– Когнитивные нарушения в виде снижения памяти и внимания.
– Повышенная чувствительность к внешним раздражителям, например скрипу двери, шуму телевизора или стиральной машины.
– Нарушение сна (трудности засыпания ночью, отсутствие бодрости после ночного сна, дневная сонливость).
Катамнестические наблюдения за детьми, перенесшими грипп и ОРВИ с поражениями нервной системы, выявили, что основным нарушением, возникающим у детей после гриппа, является астения, имеющая свои особенности в зависимости от возраста [3, 12–14]. У маленьких детей астения чаще проявляется астено-гипердинамическим синдромом, у старших – астено-апатическим. Показано, что для церебральной астении у ребенка характерны истощаемость, раздражительность, проявляющиеся аффективными вспышками, а также двигательная расторможенность, суетливость, подвижность; при этом длительные астенические состояния, развивающиеся у детей после гриппа, могут привести к нарушениям памяти, задержке психического развития и снижению умственных способностей, а также анорексии, повышенной потливости, сосудистой лабильности, длительному субфебрилитету, расстройствам сна, что позволило исследователям говорить о поражении диэнцефальной области [15, 16]. Диэнцефальная патология у детей после гриппа наиболее часто протекает в форме нейроэндокринных и вегетативно-сосудистых симптомов, диэнцефальной эпилепсии, нейромышечных и нейродистрофических синдромов. В значительной степени после гриппа страдает эмоциональная сфера ребенка. Д.Н. Исаев (1983) отмечал у детей послегриппозные осложнения в форме психозов, в которых на первый план выступали эмоциональные расстройства. Об этом же говорят данные других исследователей, описавших у детей после гриппа расстройство настроения с преобладанием депрессии [15]. Отмечено развитие аментивно-делириозного синдрома, психосенсорных изменений, нарушения восприятия окружающего с недостаточной ориентацией. Помимо психических изменений, после гриппа возникают неврологические расстройства в виде нарушений слуха, зрения, речи, движений, судорожных приступов [16, 17].
Исследование, посвященное изучению психоэмоциональных расстройств у больных с болезнью, обусловленной вирусом Эпштейна – Барр, вирусным инфекционным мононуклеозом и паротитной инфекцией с серозным менингитом, показало, что нарушения представлены в виде трех основных синдромов: астенического, астено-ипохондрического и астено-депрессивного, при этом разнообразие и частота встречаемости психоэмоциональных нарушений зависят от длительности и выраженности синдрома послевирусной астении и состояния вегетативной регуляции [14].
Ряд исследований, посвященных изучению катамнеза у больных с поражениями нервной системы при гриппе и энтеровирусной инфекции, выявили функциональные нарушения в виде астении, вялости, снижения аппетита, рассеянности, вегетативной лабильности (в форме сердечно-сосудистой дисфункции и изменения электрокардиограммы) и эмоциональной неуравновешенности, при этом частота возникновения указанных синдромов находилась в прямой зависимости от тяжести течения заболевания в острый период и преморбидных особенностей организма [14, 16, 18]. Преморбидному состоянию ребенка в развитии постгриппозных остаточных явлений со стороны нервной системы придается очень существенное значение [14]. Установлена важная роль преморбидного состояния в развитии острого периода заболевания, в исходе болезни и, наконец, в формировании резидуальных явлений [14]. Усугубляет неблагоприятное течение постгриппозного репарационного периода ранняя церебральная недостаточность в анамнезе (судороги, рахитическая гидроцефалия, повышенная возбудимость, черепные травмы), а также наследственная отягощенность. С целью изучения функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) у больных с постгриппозными осложнениями некоторыми авторами проводились электроэнцефалографические исследования, полученные при этом результаты чаще всего указывали на явления торможения в центральной нервной системе у пациентов с постинфекционной астенией [5, 14].
Наиболее крупное катамнестическое исследование состояния здоровья и особенностей развития 200 детей, переболевших гриппом и аденовирусной инфекцией, на протяжении 1–7 лет после выписки из стационара [2], показало, что в дальнейшем нормально развивались 63% пациентов, а у 37% обнаружены нарушения функционального характера в виде астении, эмоциональной и вегетативной лабильности, легких неврологических синдромов (высокие сухожильные рефлексы, клонус стоп и т. д.), при этом частота и выраженность патологических изменений зависели от тяжести поражения нервной системы в острую фазу болезни, а также от преморбидной отягощенности. Характер нервно-психических нарушений в катамнезе был различен, наиболее часто отмечалась церебральная астения (у 49 детей из 74 с остаточными явлениями), которая проявлялась разнообразными симптомами (резкая истощаемость, вялость, легкая утомляемость, неспособность к длительной сосредоточенности, беспричинные капризы, рассеянность, изменение поведения). У школьников наблюдались снижение успеваемости, медлительность в приготовлении уроков, плохое запоминание прочитанного. У детей в возрасте до 3–5 лет имелись определенные особенности в проявлении этого синдрома (повышенная раздражительность, возбудимость, излишняя подвижность, частые капризы). Вторым по частоте синдромом были эмоциональные нарушения, которые заключались в быстрой смене настроения, обидчивости, излишней впечатлительности, приступах агрессивности, злости, сменявшихся угнетенностью и плаксивостью. На третьем месте оказались выраженные вегетативные нарушения (лабильность пульса, колебания артериального давления, бледность, гипергидроз, холодные конечности, длительный субфебрилитет при отсутствии каких-либо воспалительных процессов), а также плохой аппетит, склонность к рвоте при насильственном кормлении [2]. Все эти симптомы косвенно указывали на поражение диэнцефальной области, при этом длительность указанных нарушений составляла 1–3 мес., реже – 4–6 мес. Частота остаточных явлений была значительно ниже в той группе детей, у которых дома соблюдался правильный режим и выполнялись все указания, данные родителям перед выпиской. При церебральной астении важное значение придавалось созданию необходимого режима, предполагающего: удлинение ночного и дневного сна, длительное пребывание на воздухе, уменьшение школьной нагрузки (дополнительный свободный день в неделю), временное освобождение от усиленных занятий физкультурой (с рекомендацией ежедневной утренней гимнастики), назначение витаминов, особенно группы В, препаратов, содержащих фосфор, усиленное, полноценное питание. При выраженной эмоциональной лабильности и вегетативной неуравновешенности, помимо общеукрепляющего лечения, давались препараты валерианы, брома. Всех детей, перенесших грипп и другие респираторные вирусные инфекции с неврологическими расстройствами, на 6 мес. освобождали от профилактических прививок. Также поставлен вопрос о целесообразности создания санаториев, специальных лесных школ и дошкольных учреждений для детей, перенесших респираторно-вирусные и другие заболевания с поражением центральной нервной системы [2].
Основные принципы терапии астенических состояний
Лечение астении предполагает полноценный восстановительный период после перенесенной инфекции, при этом обязательным является укрепление иммунной системы, полноценное питание, здоровый сон и отдых, рациональная фармакотерапия [2, 18, 19].
Использование психостимуляторов для лечения больных с постинфекционной астенией нежелательно. Достижение психостимулирующего эффекта для подобных пациентов возможно с помощью препаратов нейрометаболического ряда, ноотропов, которые в настоящее время выделяют в группу антиастенических средств (Нооклерин, этилтиобензимидазол, гопантеновая кислота), а также адаптогенов.
Одним из наиболее современных препаратов антиастенической направленности является деанола ацеглумат (Нооклерин, «ПИК-Фарма», Россия») – современный ноотропный препарат комплексного действия, обладающий структурным сходством с гамма-аминомасляной и глутаминовой кислотами, рекомендованный к применению у детей с 10 лет [20–23]. Нооклерин, являясь непрямым активатором метаботропных глутаматных рецепторов (3-го типа), предшественником холина и ацетилхолина, влияет на обмен нейромедиаторов в ЦНС, обладает нейропротекторной активностью, повышает энергообеспечение мозга и устойчивость к гипоксии, улучшает усвоение глюкозы нейронами, модулирует детоксицирующую функцию печени [20–22].
Препарат прошел широкое и многоплановое изучение в крупных медицинских центрах России (на 800 больных 8 клиник), и полученные при этом результаты свидетельствовали о значительном положительном влиянии Нооклерина на астенические (вялость, слабость, истощаемость, рассеянность, забывчивость) и адинамические расстройства [23–26].
Показано, что наиболее выраженную терапевтическую эффективность Нооклерин оказывает при астении (в 100% случаев), астенодепрессивных состояниях (75%) и при адинамических депрессивных расстройствах (88%), повышая активность поведения в целом и улучшая общий тонус и настроение [23]. Исследование эффективности применения Нооклерина при функциональной астении психогенного характера у 30 подростков в возрасте 13–17 лет (с определением состояния пациентов по Шкале субъективной оценки астении MFI–20 и Визуальной аналоговой шкале астении) свидетельствовало, что препарат является эффективным и безопасным антиастеническим средством в терапии данного контингента больных [24]. Было выявлено, что эффективность Нооклерина не зависит от пола пациента, его возраста и социального статуса. После курса Нооклерина, по шкале MFI-20 средний общий счет снизился с 70,4 до 48,3 балла, а по шкалам, отражающим общую астению, – с 14,8 до 7,7 балла, при этом из 27 пациентов респондерами оказались 20 человек (74,1%). Нонреспондерами оказались 25,9% подростков, среди которых преобладали пациенты с астеническими проявлениями на фоне длительных невротических расстройств (свыше 2-х лет). Других факторов, влияющих на эффективность Нооклерина, у исследуемых подростков отмечено не было. Результаты исследования также свидетельствовали о необходимости приема Нооклерина не менее 4-х нед., при этом максимально отчетливый антиастенический эффект был отмечен на последнем визите (28-й день) и отсутствовал на 2-м визите (7-й день), за исключением легких проявлений инсомнии (у 4-х пациентов), исчезнувших без медикаментозного вмешательства. Никаких побочных эффектов отмечено не было [24].
Показано, что применение Нооклерина у детей 7–9 лет с задержкой психического развития, энцефалопатией (с выраженными явлениями астении и психопатоподобного поведения) способствовало снижению астенических проявлений, улучшению памяти, работоспособности, возможности удерживать активное внимание, расширению словарного запаса, при этом нивелировались головные боли, а также проявления кинетоза (дети лучше переносили езду на транспорте) [25]. При проведении исследования эффективности и переносимости Нооклерина при пограничных нервно-психических расстройствах, формирующихся на фоне резидуально-органической недостаточности ЦНС астенического и невротического спектра, у 52-х детей в возрасте 7–16 лет, было выявлено положительное отчетливое ноотропное и мягкое стимулирующее воздействие Нооклерина: уменьшение астении, тревожности, снижение эмоциональной лабильности, укрепление сна, ослабление энуреза – у 83% детей, улучшение внимания – у 80%, слуховой вербальной памяти – у 45,8%, зрительной образной памяти – у 67%, запоминания – у 36%, при этом антиастеническое и психостимулирующее действие не сопровождалось явлениями психомоторной расторможенности и аффективной возбудимости [26]. В другом клиническом исследовании, с участием 64 подростков в возрасте 14–17 лет, страдающих неврастенией на фоне школьной дезадаптации, после лечения Нооклерином отмечалось достоверное снижение показателей утомляемости и астении [27]. Деанола ацеглумат включен в стандарты специализированной медицинской помощи Российской Федерации и может применяться при органических, включая симптоматические, психических расстройствах, депрессивных и тревожных расстройствах в связи с эпилепсией. Также выявлено, что Нооклерин оказывает положительное влияние на зрительный анализатор в виде увеличения его функциональной активности [28]. Таким образом, результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что Нооклерин является эффективным и безопасным препаратом для лечения астенических и астенодепрессивных состояний, а также когнитивных и поведенческих расстройств различного генеза у детей.
Показана высокая терапевтическая эффективность Нооклерина при серозных менингитах у детей [29]. Было проведено клинико-лабораторное обследование 50 больных с серозным менингитом в возрасте от 10 до 18 лет, при этом у 64% пациентов была установлена энтеровирусная этиология заболевания, а 36% переносили серозный менингит неустановленной этиологии. В ходе исследования 1-я группа (основная) вместе с базовой терапией серозного менингита получала препарат Нооклерин с 5-го дня госпитализации, 2-я группа (группа сравнения) получала только базовую терапию (противовирусные, дегидратационные, дезинтоксикационные препараты). Оценивали: степень астении по Шкале симптомов астении у детей и Шкале астении Шаца, качество жизни при помощи опросника PedsQL 4.0, а также динамику ЭЭГ. Полученные результаты показали, что в периоде реконвалесценции через 2 мес. после выписки из стационара проявления церебрастенического синдрома в группе сравнения выявлялись значительно чаще, чем у детей, получавших Нооклерин. Проведенное тестирование больных серозными менингитами по двум шкалам (Опроснику для выявления уровня астении И.К. Шаца и Шкале симптомов астении у детей) для определения уровня астении в остром периоде заболевания и в катамнезе через 2 мес. после выписки в различных группах выявило достоверно более низкий уровень развития астенических проявлений у детей, получавших Нооклерин, к моменту выписки из стационара, а также значительное уменьшение проявлений астении через 2 мес. приема препарата, по сравнению с группой сравнения. Полученные данные подтверждают тот факт, что Нооклерин оказывает не только психостимулирующее, но и церебропротективное действие. При оценке изменения качества жизни у этих пациентов проведенное исследование выявило снижение уровня качества жизни через 2 мес. после перенесенного серозного менингита у детей, получавших только базовую терапию в остром периоде заболевания, в то время как у детей, получавших вместе с базовой терапией серозного менингита в течение 2 мес. Нооклерин, качество жизни оставалось на первоначальном уровне. Данные, полученные при ЭЭГ-обследовании в остром периоде заболевания и в катамнезе через 2 мес. после выписки из стационара, полностью коррелировали с клиническими наблюдениями и данными, полученными при анкетировании больных. Авторами сделано предположение, что Нооклерин как препарат, по своей химической структуре близкий к естественным веществам, оптимизирующим деятельность мозга (гамма-аминомасляная и глутаминовая кислоты), при применении у детей, больных серозными менингитами, облегчая процесс передачи нервного импульса, улучшая фиксацию, консолидацию и воспроизведение памятных следов, стимулируя тканевой обмен, способствует оптимизации нейрометаболических процессов, что предупреждает формирование органического дефицита. Применение Нооклерина в комплексной терапии серозных менингитов сглаживает межполушарные различия в функционировании головного мозга, что также способствует протекции развития симптоматической эпилепсии в периоде поздней реконвалесценции. В целом полученные в исследовании результаты показали высокую терапевтическую эффективность Нооклерина, а также подтвердили его психостимулирующее, нейрометаболическое и церебропротективное действие наряду с хорошей переносимостью, что позволило рекомедовать его к включению в стандарт оказания помощи детям, переносящим серозный менингит, для профилактики и лечения постинфекционной астении для улучшения исходов заболевания [29].
Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют, что Нооклерин является высокоэффективным и безопасным средством для лечения широкого круга состояний, сопровождающихся явлениями астении. К этим состояниям относятся повышенная хроническая утомляемость, слабость, хронические органические неврологические психические и соматические заболевания (инфекционные, эндокринные, гематологические, гепатологические, шизофрения, пристрастие к психоактивным веществам и др.). Препарат Нооклерин вызывает достаточно быстрое уменьшение астенических нарушений у большинства больных, при этом достоинством препарата является отсутствие у него отрицательных свойств и осложнений, характерных для других психостимуляторов. Все перечисленное позволяет рекомендовать Нооклерин в качестве эффективного и безопасного средства в терапии астенических состояний у детей, в том числе постинфекционной астении.
В лечении астении после гриппа и ОРВИ широко применяются и растительные общеукрепляющие препараты – экстракт элеутерококка (Extractum Eleutherococci), настойка лимонника (Tinctura fructuum Schizandrae), настойка женьшеня (Tinctura Ginseng). Если усталость сочетается с повышенной раздражительностью, рекомендованы седативные препараты растительного или комбинированного состава – настойки валерианы, пустырника, экстракт пассифлоры и др. Также показан прием поливитаминных препаратов и средств, содержащих магний.
Астенический синдром у детей. — Сайт школьного психолога Костенко Светланы Николаевны
Астенический синдром у детей.
В своей работе мне часто приходится встречаться с жалобами родителей и учителей на то, что ребенок невнимательный, часто отвлекается от выполнения заданий, не доделывает задания до конца, ложится на парту, «витает в облаках». Жалобы взрослых обоснованы. Ребенок действительно ведет себя таким образом. Кроме того, он не желает утром идти в школу, жалуется на частые головные боли, на усталость. В чем же причина такого поведения?
Чаще всего, такие проявления можно наблюдать у детей с астеническим синдромом. Это состояние имеет множество различных названий. Впервые определение ему дал американский врач, назвав его просто «американским неврозом». Несколько позже появился термин неврастения (или нервная слабость), синдром хронической усталости. Но более точным нужно рассматривать определение «астения» или «астенический синдром».
Итак, «астения» или «астенический синдром» — это болезненное состояние, проявляющееся повышенной утомляемостью и истощаемостью с крайней неустойчивостью настроения, ослаблением самообладания, нетерпеливостью, неусидчивостью, нарушением сна, утратой способности к длительному умственному и физическому напряжению, непереносимостью громких звуков, яркого света, резких запахов.
Истощаемость при астеническом синдроме обусловлена слабостью нервных процессов, вследствие чего и возникает быстрая истощаемость.
У школьника со слабым типом нервной системы не только замедляется темп выполнения, но и происходит неадекватное увеличение количества ошибок, а к концу выполнения полное отсутствие продуктивности.
В основе истощаемости процессов лежит ослабление функционального состояния, снижение тонуса коры головного мозга, которое выражается в торможении, названном И.П. Павловым «охранительным». В действительности все эти симптомы оказываются проявлением слабости нервной системы и чрезмерно легко наступающей истощаемости, приводящей к заметному снижению умственной работоспособности. Поэтому, с детьми-астениками нужно правильно выстроить работу родителей и педагогов, чтобы помочь справиться с повседневными трудностями.
Вот несколько советов как работать с астеническими детьми:
1. Не давать нагрузку во второй половине дня и к вечеру.
2. Работу комбинировать с отдыхом.
3. Настраивать ребенка на успех, дать поверить в свои силы, хвалить за маленькие старания.
4. Не создавать ситуации, влекущие эмоциональное напряжение.
5. Не сравнивать с другими детьми.
6. Проконсультируйтесь с неврологом (возможно необходимо медикаментозное лечение, физиотерапия, витамины).
7. Болезни напрямую связаны со взаимоотношениями в семье, а именно, сколько уделяется ребенку внимания и любви. Решение проблем может помочь в выздоровлении.
8. Создайте для ребенка постоянное ощущение поддержки.
9. Нельзя при ребенке высказывать свои опасения по поводу его здоровья, успехов в учебе, в общении, т.к. внушаете тревогу.
10. Стараться уйти от гиперопеки, перестать контролировать каждое движение, т.к. это закрепляет зависимость ребенка.
11. Уйти от авторитарного стиля воспитания. При таком воспитании ребенок чахнет. Из него вырастает несчастное существо, не справляющееся с жизнью.
12. В весенне-осенний период у детей-астеников происходит обострение. В это время к ним нужно быть особенно внимательными.
Уважаемые родители, Ваши дети нуждаются в Вашей помощи и поддержке. Проявите заботу и внимание к ним и Ваши усилия будут оправданы успехами Ваших детей.