Что должен уметь ребенок в полтора года? Развитие, речь и способности
В возрасте полутора лет происходит быстрый скачок развития. Кроме обычного повторения действий малыш учится анализировать информацию. Он активно познает окружающий мир, проявляет первую самостоятельность. Социальные и интеллектуальные навыки активно развиваются. Многих родителей волнует вопрос, что должен уметь ребенок в полтора года?
Развитие интеллекта
В этом возрасте ребенок вполне способен различать формы предметов, т.е. из предложенных вариантов выбрать кубик или мячик. Обучение ребенка должно проводиться в игровой форме, чтобы не пропал интерес юного исследователя.
В 18 месяцев дети проявляют интерес к подбору предметов определенной формы для различных отверстий. Не всегда попытки оказываются успешными, но со временем навык приобретает все большую развитость.
Ребенок уже понимает отличие размеров предметов. Маленькие и большие игрушки могут также использоваться в совместных играх.
Многие дети в этом возрасте способны различать основные цвета. Четкого произношения еще нет, но найти нужный оттенок малыш уже может. В первую очередь следует познакомить ребенка с такими цветами как: синий, желтый, красный и зеленый.
Дети полуторагодовалого возраста любят «читать» самостоятельно. Они с интересом разглядывают книги, издавая звуки чтения. Интересны будут крупные рисунки в книгах, объяснение деталей.
Большую часть предметов дети могут отличать по их назначению. Зеркало – смотреть, расческа – причесываться, танцевать – совершать произвольные движения и т.д.
Даже если ребенок еще не говорит, он вполне может объяснить родителям свои желания, причем не просто криком, а осознанными действиями.
Именно в возрасте 1,5 лет происходит процесс подражания поведению взрослых. Малыш будет стараться повторять все действия, которые ежедневно наблюдает вокруг.
Физическая активность
Что должен уметь ребенок в полтора года:
- Практически все дети могут ходить без опоры
Малыши способны забираться по ступенькам и слазить с них, приседать, выполнять наклоны. Некоторая неуклюжесть в действиях все равно присутствует. Не редко дети падают, спотыкаются. А при отсутствии должного чувства самосохранения, передвижения ребенка становятся весьма опасными.
Дети еще не могут оценить угрозу от каких-либо предметов, а излишнее любопытство двигает их на покорение все новых вершин. Детей в этом возрасте не стоит оставлять одних, даже если на первый взгляд, опасностей в комнате нет.
- Малыши с большим удовольствием ходят на прогулки, проявляя все большую активность в коллективе
Они любят качаться, кататься на горках и забираться в самые неподходящие места. Кроха еще не в состоянии оценить свои силы, поэтому родителям необходимо всегда быть рядом.
- Полуторагодовалые дети начинают кушать самостоятельно, умеют жевать
Они спокойно удерживают ложку в руке, пьют из кружки, откусывают кусочки пищи. Малыши становятся более самостоятельные в своих физических действиях. Они готовы сами мыть руки, убирать игрушки, чистить зубы, читать. Заметно все больше самостоятельности.
- Проявляются первые навыки общения, причем не только со знакомыми, но и с другими людьми
Дети интересуются всеми происходящими событиями вокруг, играми других детей, поведением взрослых.
Рост и вес
От года до полутора лет вес малыша увеличивается примерно на 1300 г. В росте дети прибавляют около 6-7 см. Увеличиваются также окружность головы и грудной клетки на 1-1,5 см и 1,5-2 см соответственно.
Средние показатели роста и веса в 1,5 года:
- Вес: 10200-10900 г;
- Рост: 80,7-82,3 см;
- Окружность грудной клетки: 49,9-50,4 см;
- Окружность головы: 46,2-47,4 см.
Мальчики в этом возрасте, как правило, несколько крупней девочек. Но нормальные показатели для каждого ребенка определяются индивидуально, поэтому не стоит сильно переживать, если вам малыш весит чуть больше или чуть меньше нормы.
Для того, чтобы вовремя заметить нарушения в развитии, необходимо знать об особенностях физического, интеллектуального и эмоционального развития малыша в разном возрасте. Все об умениях и навыках полугодовалых крох – в материале “Что должен уметь делать ребенок 6 месяцев“
Насколько развита моторика
Моторика детей в возрасте 1,5 лет также активно развивается:
- Появляется умение разворачивать различные упаковки
- Интерес проявляется к открытию емкостей, банок, коробок
- Строение пирамидок и башенок из подручных материалов
- Интерес к складыванию пазлов
Отдельные элементы крупных мозаик малыш может самостоятельно положить на нужное место, эти способности очень важно развивать, такие занятия хорошо тренируют мелкую моторику.
- Рисование карандашами, пальчиковыми красками понятных фигур и линий
- Дети с интересом повторяют одно и то же действие по несколько раз, особенно если оно хорошо получается
Речевые навыки
Словарный запас детей в полуторагодовалом возрасте составляет около 40 слов. Четкого произношения ожидать не стоит. В основном, в арсенале ребенка имеются слова, подражающие звуками (би-би, кис-кис, ав-ав и другие).
Некоторые дети уже могут составлять словосочетания из пары слов. Склонение и другие правила языка им еще не подвластны, но общий смысл речи становится понятным.
Именно в этот период времени происходит закладка пассивного словарного запаса детей, поэтому важно стараться научить их произносить как можно больше слов. Чем больше они слышат и видят, тем больше запоминают.
В будущем, все эти спрятанные знания выражаются в хорошо развитой полноценной речи. Поэтому родителям рекомендуется озвучивать все происходящее вокруг, как дома, так и на прогулке.
Для нормального речевого развития детей следует всегда реагировать на просьбы, вопросы и слова малыша. Во взрослой речи не должно быть исковерканных слов, подражающих звуков. Ребенок должен сразу воспринимать нормально поставленную взрослую речь.
Если кроха еще не может четко разговаривать в этом возрасте, не стоит расстраиваться и паниковать. При достаточном внимании и регулярном общении малыш вскоре научится говорить связными предложениями.
Эмоциональное развитие
Дети очень чувствительны к эмоциональному фону вокруг. В этом возрасте они уже способны почувствовать резкие перемены в настроении взрослого. При радости и гневе мамы, малыш начинает понимать происходящее.
Уже в 1,5 года дети копируют поведение и выражение взрослых эмоций. С помощью криков, плача и радостных воплей ребенок учится привлекать внимание к себе.
Становятся заметными социальные навыки у малыша. Подражая взрослым, он может поцеловать, обнять или утешить другого человека. Но такие проявления редко случаются по инициативе ребенка.
Чаще всего они выполняют просьбу взрослых. В возрасте полутора лет малыш легко может менять одну эмоцию на другую практически мгновенно. Громкий плач сменяется радостью, слезы обиды превращаются в улыбку.
Бытовые навыки
Что умеет ребенок в этом возрасте?
- С увеличивающейся самостоятельностью ребенка, происходит и развитие бытовых навыков.
Малыш уверенно держит ложку и делает первые попытки самостоятельно кушать и пить. Для начала лучше предлагать густую пищу, пока навык не сформируется окончательно. Появляются и другие умения.
- Детки проявляют интерес к самостоятельному одеванию.
Чаще всего это относится к шапкам и варежкам. Родители должны поощрять самостоятельные попытки ребенка, проявлять терпение, даже если процесс одевания будет занимать около часа. После того, как малыш оденется сам, следует похвалить его.
- Ребенок становится активным помощником в бытовых вопросах
Он может отнести предметы в мусорное ведро, протирать тряпкой пол, стирать со стола, стараться делать многие многие другие дела по дому. Все действия ребенка копируют деятельность взрослых. Многие полуторагодовалые дети уже просятся в туалет. С удовольствием моют руки или чистят зубы.
Социальное поведение
Поведение детей в возрасте 1,5 лет становится все более спокойным. Конечно, истерики и капризы еще могут случаться, но малыш учится выражать свои эмоции другими методами.
При гармоничных отношениях детей и родителей, в этом возрасте кроха становится очень ласковым и заботливым. Он может пожалеть и обнять маму, нежно держать ее за руку.
Появляется первый интерес детей к совместным играм. Малыши с удовольствием наблюдают друг за другом. Но в процесс такого общения нередко возникают драки и обиды, т.к. дети еще не умеют правильно общаться, делиться, уступать. Выйти из сложной ситуации всегда поможет отвлекающий маневр. Переключить внимание малыша не составит труда.
В этот период детям все равно интересней играть с взрослыми, потому что пока отсутствует должный уровень речевого развития. Но в дальнейшем, будет проявляться все больший интерес к другим детям.
Распорядок дня
В возрасте 1,5 лет, как и в более ранние периоды, необходимо наличие четкого режима дня. Периоды сна и бодрствования должны быть разделены. Правильное и полноценное питание – неотъемлемая составляющая воспитания здорового ребенка.
Некоторые дети в этом возрасте продолжают спать днем по 2 раза. 18 месяцев – отличное время для перехода на один сон, длительностью около 3 часов.
Рекомендуются двухразовые прогулки каждый день. По-прежнему можно гулять с малышом, пока он спит. Сон на свежем воздухе очень полезен для детского организма. Для полноценного развития крохи следует гулять не менее 2 часов в день.
Примерный распорядок приведен в таблице
В питании рекомендуется придерживаться четкого расписания. Промежуток между приемами пищи должен быть не более 4 часов. Пятиразовое сбалансированное питание поможет растущему организму.
Средний объем потребляемой пищи в день должен составлять 1000-1300 мл. Более точно определить величину порций, можно разделив вес малыша на 9. За один раз рекомендуется давать ребенку не более 250 мл еды. эти рекомендации стоит соблюдать до достижения ребенком возраста двух лет.
Питание детей в этом возрасте становится все более разнообразным. Вводятся новые продукты, блюда становятся приближенным к взрослой еде. Все также рекомендуется ограничить детей в потреблении вредной и сладкой пищи.
Отвечаем на вопрос – какой увлажнитель воздуха лучше для детей и почему.
C чего начать планирование беременности женщине и как нужно вести себя будущему папе?
Отличие девочек и мальчиков
В 18 месяцев отличия в поведении и характере разнополых детей становятся все более явными. Мальчикам требуется больше внимания, доверия и участия в жизни. Рекомендуется давать больше самостоятельности маленьким мужчинам, приучая их выполнять взрослую работу.
Опека и чрезмерный контроль действий малыша может губительно сказаться на самооценке и уверенности в своих силах в будущем.
Девочки же становятся все более чуткими и нежными. Им требуется больше ласки. Особенности психологии женского пола связаны с восприятием помощи мамы в качестве проявления любви.
Совместные игры с ребенком
Большой интерес вызывают пирамидки из разных фигур. Детки с удовольствием проводят время за возведением башенок, правда, не всегда соблюдая последовательность величин фигур.
Рисование также можно внедрять в программу развития ребенка. Малыши стараются выводить на бумаге не просто каракули, а осознанные круги, полоски, фигуры.
В играх с малышом можно использовать несколько предметов одинаковой формы. Ребенок должен без проблем находить подобные вещи, как в окружающем пространстве, так и по картинкам. Знать названия простых бытовых предметов (расческа, чашка, ложка).
Идеи для совместных игр и различных занятий – “развивашек” мы советуем поискать в интернете.
Ребенку будут интересны музыкальные игрушки и любые вещи, способные издавать звуки. Все бытовые вещи, одежда и кухонная утварь манят юного исследователя.
Игры детей становятся все более осознанными. Теперь во внимании малыша будет не одна игрушка, а сразу несколько. Кроха с удовольствием будет перевозить кубики в грузовике, одевать куклу, кормить игрушки.
Также всем мамам будет полезно знать, что должен уметь делать ребенок в 3 месяца. Внимательно наблюдайте за малышом, чтобы не пропустить возможных нарушений.
Полезные советы
- Регулярные совместные занятия и игры с ребенком оказывают большое влияние на его развитие
- Яркие и интересные игрушки из качественных материалов надолго займут внимание крохи
- Полезно чтение и просмотр различных картинок
- Самостоятельные действия и разумная опека будут ребенку только на пользу
- Взрослые разговоры, участие в жизни домочадцев помогают малышу чувствовать себя важным и нужным членом семьи
Гармоничное развитие ребенка связано с правильным подходом к воспитанию. Родители, готовые участвовать в жизни малыша ежедневно, вскоре увидят рядом с собой взрослого самостоятельно человека. Благодаря резкому развитию навыков в 1,5 года, малыш становится все более интересным и смышленым собеседником.
Доктор Комаровский о нормах и сроках
Что должен уметь ребенок в 1.5 года (девочки и мальчики). Развитие ребенка в полтора года
Главные достижения полуторагодовалых детей – самостоятельное хождение и заметное улучшение речевой функции. Этот период характеризуется возрастанием двигательной активности и самостоятельности малышей. Когда педиатры и психологи начинают разговор о том, что должен уметь ребенок в 1,5 года, родители невольно сравнивают усреднённые показатели с навыками собственного сына или дочери. Но, пожалуй, только отсутствие основных, перечисленных умений может стать поводом к беспокойству.Возрастные изменения в организме ребёнка 1, 5 лет
Полтора года – это возраст, когда ребёнок растёт как никогда быстро, по сравнению с годовыми показателями он набирает 1,3 килограмма и существенно прибавляет в росте (до 6-7 сантиметров). Почти на 2 сантиметра увеличивается его грудная клетка, и на 1,5 сантиметра – окружность головки. Помимо этого, активно развиваются все необходимые функции мозга.
Прямохождение – результат физической деятельности малыша за прошлые месяцы. Это ползание, специальная гимнастика и массаж, которые позволили окрепнуть его мышцам. Повышение моторики, координации привели к тому, что дитя может ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие, благодаря улучшенной функции вестибулярного аппарата.
Совершенствование всех жизненных систем продолжается, кроме того, в полтора года карапуз уже осознаёт себя, как личность и требует уважения к своим приоритетам. Он всё быстрее вливается в социальную жизнь, обзаводясь новыми знакомствами среди ровесников и взрослых.
Основной для малыша становится предметная деятельность, и здесь важно, чтобы родители помогли ему изучить характеристики и свойства многих незнакомых объектов. Такого рода познание ускоряет развитие разговорной речи ребёнка и даёт возможность полноценного общения с другими людьми, каждый из которых может внести свою лепту в формирование новых полезных привычек и умений. Дальнейший быстро пополняющийся словарный запас и речевая активность связаны с тем, что ребёнок стремится найти свою модель поведения, а также пытается установить, в определённой степени, управление окружающими людьми.
Благодаря активному контактированию и игровому процессу у детей в этом периоде интенсивно совершенствуются такие мозговые процессы, как внимание, память, пространственное и логическое мышление.
Учёными уже давно доказано, что высокий или низкий уровень продуктивности мозга ни в какой мере не зависит от наследственности, и все его основные функции способны развиваться лишь при взаимодействии с окружающей реальностью, так что на интеллект ребёнка и его умственную деятельность, во многом, влияет окружение. Об этом не стоит забывать папам и мамам, если они хотят вырастить умного и талантливого во всех отношениях человека.
Успешное развитие ребенка в 1,5 года предусматривает для родителей следующую программу действий:
- они должны обеспечить карапузу максимально комфортные условия для физического развития, включающие полноценное питание, сон и посильную двигательную нагрузку на организм;
- важно грамотно организовать предметную деятельность, посредством разнообразных игровых процессов;
- чтобы малыш говорил много и правильно, а его словарный запас постоянно пополнялся, занятия с ним должны проходить непрерывно, в течение всего дня, а не только в отведённое для этого время.
Зная, что должен уметь ребенок в полтора года, необходимо составить оптимальный режим дня, заранее прописав все пункты с учётом его потребностей. Это позволит разумно распределить время, и регулярно проводить обучающие занятия.
Что должен уметь ребенок в 1,5 года
Все достижения мальчиков и девочек в 1, 5 года связаны с развитием базовых движений, которые осваивались с середины первого года.
Моторные двигательные навыки включают целый перечень действий, которые стали результатом физической практики в течение двенадцати месяцев:
- полуторагодовалый малыш умеет ходить без опоры не только по прямой линии, но также, по круговой траектории и, обходя препятствия;
- ребёнок может подпрыгивать, приземляясь на две ножки;
- при ходьбе не спотыкается, так как внимательно смотрит себе под ноги;
- карапуз присаживается на корточки, легко встаёт и нагибается, если хочет поднять игрушку;
- поднимается и опускается по ступеням, используя приставной шаг;
- залезает на диван и спускается с него;
- может тянуть за собой каталку, машинку за шнурок;
- бросает мяч в разных направлениях, может толкать его ногами;
- умеет открывать межкомнатные двери;
- некоторые малыши начинают довольно быстро бегать.
Умственное развитие помогает ребёнку выполнять ряд более сложных задач:
- он прекрасно отличает разные формы предметов и уже не перепутает мячик с кубиком или колечком;
- умеет сортировать одинаковые детали;
- находит похожие на заданный предмет игрушки и вещи;
- отличает габариты и основные цвета;
- выстраивает пирамиду из четырёх и более колец;
- показывает знакомые вещи по просьбе родителей;
- может нарисовать прямые, волнообразные линии и зигзаги на бумаге с помощью фломастера, карандаша;
- успешно собирает сортер и несложную мозаику;
- самостоятельно листает книги, узнавая и показывая уже увиденные в них иллюстрации;
- знает названия и может показать части тела на кукле и на себе.
Среди обретённых детьми бытовых навыков:
- освоение горшка;
- самостоятельный приём пищи с помощью ложки, вилки, чашки, которые малыш уже умеет держать и правильно применять;
- если ребёнок испачкает себя или одежду, он может выражать по этому поводу недовольство и даже огорчение;
- многие детки уже знают, как снимать обувь, шапочку и пальто.
Игровой процесс в этом возрасте тоже усложняется – теперь дети способны копировать действия взрослых и своих сверстников, они могут использовать различные предметы, чтобы добраться до нужной вещи, в сюжетных играх легко заменяют реальные атрибуты подручными материалами. Детишки даже могут имитировать чтение книги, подражая папе и маме.
Понимая, что должен уметь ребенок в 1,5 года, и обучая его разным навыкам, нельзя забывать о безопасности малыша. Родители всегда должны быть в курсе его маршрутов и, по возможности, расчистить пространство от мебели и потенциально опасных предметов, которыми часто оказываются не только острые углы и бьющиеся детали, но и обыкновенные швабры, вёдра ковры.
Мальчики и девочки в год и 6 месяцев
Использовать нормативы развития, как ориентир, довольно, практично, но некоторых родителей интересует, что, конкретно, надо уметь в 1,5 года девочке. Главное отличие их от малышей мужского пола в поведенческой модели, которую они используют в соответствии со своим темпераментом. Делая всё то же, что и мальчишки, девочки требуют к себе повышенного внимания, что означает для них родительскую любовь и заботу. По причине такого восприятия действительности, они всегда готовы принять помощь взрослого, поэтому обучение их проходит более быстро и успешно.
Совсем по другому ведёт себя мальчик, уметь 1,5 года он может многое, но опека и тревога за его здоровье представляется ребёнку чем-то вроде недоверия и сомнения в его способностях. Поэтому часто карапуз отвергает поддержку старших, и им приходится балансировать, чтобы оберечь малыша и, в то же время, дать ему почувствовать свободу действий.
Правильно оценить, что должен уметь в полтора года собственный малыш, бывает довольно сложно, но даже если ребёнок не совершает каких-то важных действий, или делает этого иначе, не стоит показывать ему своё разочарование. Вполне возможно, его время ещё не пришло, и стоит просто подождать, продолжая ежедневные занятия. Но в некоторых случаях можно столкнуться и с настоящими проблемами.
Если в полтора месяца ребёнок не отзывается на своё имя, у него отсутствуют первые слова, и он не понимает простых обращений в бытовом плане, то это довольно критичные пробелы в развитии, и с ними придётся разбираться вместе со специалистом.
Обучающие занятия с детьми в полтора года
Занятия и игры с ребёнком в год и 6 месяцев должны постепенно усложняться, потому что малыш уже вышел на более высокий уровень умственного развития. Обучение всегда должно проходить в виде игрового процесса, и, во многом, успех таких уроков зависит от того, насколько взрослый сможет заинтересовать сына и дочь.
Для разностороннего совершенствования разных навыков и приобретения новых умений подойдут:
Для физического развития и двигательной функции рекомендуется:
- Приучать ребёнка к разным играм с мячом – маленькие мальчики могут подбрасывать мяч, стараться его поймать ручками, толкать снаряд ногой, перекатывать его по полу. При этом тренируются все основные мышцы тела, и укрепляется позвоночник.
- Сделать ребёнку место для игры в «верховую езду» – для этого используют велосипед или стул, главное, чтобы сооружение было устойчивым. Нельзя забывать о безопасности, пол вокруг такой «лошадки» следует застелить матами или подушками.
- Горка для лазанья также может быть устроена из подручных материалов, а малышу придётся приложить усилия, чтобы на неё забраться, кроме того, это весело и поднимет крохе настроение.
- Летом необходимо, чтобы дети как можно чаще принимали солнечные ванны на свежем воздухе, а также им уже можно купаться в открытых водоёмах.
- Чтобы малыши ходили уверенно, их можно тренировать, пуская по узкой (нарисованной) дорожке, либо брать на прогулки по пересечённой местности, где упражнения более эффективны.
Занятия для интеллекта могут включать:
- любые игры, предусматривающие сортировку элементов по цвету, размерам и форме;
- пазлы, состоящие из 3-4 деталей;
- складывание кубиков, элементов конструктора, колец пирамидки;
- выжимание губки во время купания и вылавливание в ней мелких игрушек сачком или ковшиком;
- рисование мелками, фломастерами, кисточкой, карандашами и красками;
- использование раскрасок;
- лепка из пластилина и теста лепёшек, колбасок, создание первых пластилиновых картин;
- изучение геометрических фигур, текстуры различных предметов, количества и температуры – ребёнку будет интересно узнать о свойствах некоторых объектов, которые ему ещё не знакомы.
Для детей в возрасте 1, 5 лет самыми полезными игрушками станут:
- конструкторы и шнуровки для моторной функции рук;
- сортеры, матрёшки, наборы для игры в песочнице, неваляшки и пирамиды для разносторонних знаний;
- игрушечные кухни, коляски, кукольная мебель, посуда – для ролевых игр;
- детский синтезатор, пианино, барабан, трещотки и дудки – для формирования музыкального слуха и чувства ритма;
- обручи, толокары, машинки, мячи – для координации;
- книги, карточки и кубики с изображениями природы, транспорта, животных – для речевой функции.
В этот ответственный период родителям надо не только знать, что должен уметь делать малыш, но и целенаправленно его обучать, и для этого понадобится много новых интересных игрушек.
Полезные рекомендации
Чтобы малыш развивался качественно, прежде всего, родителями должен быть продуман максимально комфортный режим дня для ребёнка:
- для того чтобы карапуз полноценно высыпался, ему необходимо около 14 часов отдыха в сутки;
- питание может оставаться пятиразовым, или быть сокращено до 4 раз, главное чтобы приёмы пищи происходили в одно и то же время, тогда дитя будет нормально себя чувствовать и прибавлять в весе;
- две прогулки в день – это норма, и длительность их может составлять от 2 до 5-6 часов, в морозы ниже 10 градусов лучше остаться дома.
Развитие ребенка в полтора года: видео
Заниматься с малышом обучением лучше всего в первой половине дня. Использовать для этого нужно только безопасные игрушки. Никогда не стоит срываться, тем более кричать на кроху, если он чего-то не понимает. Зная, что должен уметь ребенок в 1,5 года, даже при отсутствии результата, надо оставаться любящими и понимающими родителями, для которых важен, в первую очередь, сам маленький человек, а не его выдающиеся дарования – таланты, безусловно, проявятся, но чуть позже, если набраться терпения.
норма физического развития, речь в 1 год и 6 месяцев, игры в 18 месяцев
Ребенок 18 месяцев становится все более самостоятельным и коммуникабельным. У него уже получается связывать слова в короткие фразы. Навык ходьбы также совершенствуется, благодаря чему малыш с большой скоростью и огромным любопытством изучает окружающий мир. Давайте узнаем подробнее, что еще изменилось по мере взросления карапуза, какими навыками радует родителей 1,5-годовалый ребенок, как оценить развитие крохи и как его стимулировать.
Особенности возраста
- Малыш 18 месяцев уже перестал ходить вперевалку на прямых ножках, расставив руки в стороны для удержания равновесия. Теперь кроха совершает маленькие шаги, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений малыш начинает пробовать бегать.
- Ребенок в возрасте 1,5 года очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми. Кроха с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.
- Интеллектуальное развитие ребенка 18 месяцев также идет высоким темпом. Малыш стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.
- Словарный вопрос ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Кроха произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.
- В 1,5 года ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия малыш способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Кроха пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.
Рост и вес
По сравнению с показателями в 1 год ребенок 18 месяцев прибавляет около 1300 грамм и примерно 6-7 сантиметров роста. Окружность грудной клетки за этот период увеличивается на 1,5-2 см, а окружность головы – на 1-1,5 см.
Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице:
Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
Разнообразьте свой день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.
Режим дня
Для ребенка 18 месяцев очень важно наличие режима дня, так как он позволяет правильно организовать периоды бодрствования малыша, обеспечить крохе полноценный сон и правильный режим питания. Детки этого возраста спят в сутки примерно 14 часов. Большая часть этого времени приходится на ночной отдых (он длится 10-11 часов), а оставшееся время ребенок досыпает днем.
Многие малыши в 1,5 года по-прежнему спят днем дважды, при этом первый сон длится около 2 часов, а второй (послеобеденный) отличается меньшей длительностью. Именно в 18 месяцев у некоторых малышей происходит переход к одному сну днем длительностью 2,5-3 часа.
На прогулки с 1,5-годовалым ребенком рекомендуют выходить дважды в день. Если погода хорошая, то стоит организовать прогулку так, чтобы на нее приходился дневной сон (тогда малыш будет спать на свежем воздухе). В зависимости от погоды длительность ежедневных прогулок может составлять 2-6 часов. Гулять не рекомендуют, если температура воздуха ниже -10о, очень сильный ветер или идет сильный дождь.
Питание малыша в возрасте 1,5 года остается пятиразовым с промежутками между кормлениями до 4 часов. Предлагайте крохе пищу в одинаковое время каждый день и не допускайте очень долгих перерывов между употреблением пищи. В среднем малыши 18 месяцев съедают в сутки от 1000 до 1300 мл пищи (более точно суточный объем можно узнать, поделив вес малыша на 9). В один прием пищи ребенок ест примерно 200-260 мл пищи.
У многих детей, которых до 1,5-годовалого возраста кормили грудью, начинается процесс отлучения. Медики советуют сделать его постепенным, тогда и грудь мамы, и психика малыша не пострадают. Если мама еще продолжает грудное вскармливание, она отметит, что в дневное время кроха реже вспоминает о груди (в основном перед сном, после еды, после падения и в похожих ситуациях), зато ночью (в основном под утро) сосет весьма активно.
Пища полуторагодовалого малыша становится все разнообразнее. В ней уже присутствуют сладости, соль, свежая зелень, некоторые специи. Однако питание остается детским и значительно отличается от взрослого. Крохе по-прежнему нельзя есть жареное, сосиски, копчености, колбасы, жирное мясо, грибы, шоколад, экзотические фрукты и некоторые другие продукты.
Круглосуточно все 1,5 года очень сложно быть с ребенком, поэтому многие мамы срываются на кроху. О том, как не кричать на ребенка, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.
Что малыш должен уметь?
Большинство деток в 1,5 года умеет:
- Ходить без поддержки. У некоторых малышей уже получается бегать и прыгать.
- Взбираться на диван.
- Произносить до 20-40 облегченных слов.
- Есть ложкой.
- Понимать многое из того, что говорит взрослый (отвечать на просьбы и вопросы).
- Наклоняться, когда хочет поднять игрушку.
- Тянуть игрушку, привязанную к веревочке.
- Указать на предмет, который его заинтересовал.
- Переворачивать картонные страницы детских книг. Показывать в книгах знакомые изображения.
- Подниматься и спускаться по лестнице.
- Строить башню, используя 2-4 кубика
- Бросать мяч и толкать его ногой.
- Пить из чашки.
- Показывать части тела.
- Самостоятельно снимать обувь и пальто.
- Рисовать мелками и карандашами.
- Некоторые дети просятся на горшок.
О том, как научить кроху проситься на горшок, и стоит ли беспокоиться, если ребенок в 18 месяцев пока на него не ходит, смотрите в следующем видео доктора Комаровского.
Занятия
- Для развития логики предложите ребенку из множества разных предметов собрать только те, которые просит мама (например, лишь красного цвета или лишь мячики).
- Учите малыша сортировать игрушки по цвету и размеру, а также по форме.
- Предлагайте крохе собирать пазлы из 2 деталей, а также составлять из 2-3 деталей простые фигурки (гриб, дом).
- Давайте ребенку для игры рамки-вкладыши, а также сортеры. Кроме того, играйте с прищепками, замочками, стучалками.
- Учите кроху складывать из кубиков, отличающихся размером, пирамидку, а также строить башню из складывающихся друг в друга стаканчиков.
- Для развития внимания предлагайте крохе отыскивать пару, используя для этой игры карточки лото, носки или варежки.
- Предлагайте находить в комнате предмет по названию или по его характеристике (найди мягкое, найди синее).
- Играйте с крохой в прятки так, чтобы ребенку было легко вас отыскать.
- Обучайте ребенка в игре свойствам предметов. Пусть малыш учится различать их по размеру, температуре, количеству, геометрической форме, цвету, высоте, мягкости, сухости, чистоте и другим характеристикам.
- Общайтесь с малышом на тему дома, транспорта, растительности, животных, продуктов, мебели, частей тела, явлений природы и многих других.
- Помимо рисования мелками и фломастерами предложите крохе краски. Рисовать можно пальцами, губкой, кисточкой.
- Начинайте освоение раскрашивания (для этого лучше всего подойдут краски).
- Лепите из теста или пластилина, делая лепешки и колбаски. Также делайте с крохой аппликации, используя рваную бумагу или крупу.
- Предложите крохе нанизывать не только колечки пирамидки, но и крупные бусы.
- Играя с водой, покажите малышу, как собрать воду с помощью губки, а потом выжать губку.
Советы родителям
- Приобретайте ребенку качественные игрушки. Они должны быть яркими, отличаться интересной формой и приятной на ощупь фактурой.
- Выделяйте время на совместное «чтение» книг, рассматривая с карапузом картинки и обсуждая их.
- Чаще разговаривайте с крохой и внимательно слушайте его слова. Переспрашивайте, а также уточняйте сказанное малышом, чтобы у вас получался диалог.
- Когда это возможно, дайте возможность крохе принимать решения самостоятельно, например, выбирать футболку для прогулки.
- Всегда хвалите малыша, когда его пробы в чем-либо успешны, чтобы это стимулировало дальнейшее развитие младенца.
Не забывайте о развитии ребенка и в музыкальной сфере: проведите занятие в виде музыкального мюзикла, которое показывает М. Л. Лазарев – эксперт по музыкальному развитию.
Ребенок в полтора года / Календарь развития ребенка
день 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
месяц январь февраль март
Развитие ребенка в 1,5 года: во что играть
Ваш кроха взрослеет – позади первый день рождения, постепенно затихают проявления кризиса одного года, поведение малыша становится более осознанным, отношения родителей с ним выходят на новый уровень. Овладение новыми навыками происходит очень быстро, всё развитие предшествующие полтора года было направлено на то, чтобы подготовить его к полноценному взаимодействию с окружающим миром. Итак, с какими результатами подходят малыши к этому рубежу, чем отличается развитие ребенка в 1, 5 года, чего ожидать, как стимулировать на новые свершения?
Физическое развитие
Границы норм роста и веса маленьких детей достаточно широки. Эти показатели зависят от особенностей жизни ребенка: наследственности, уровня физической активности, аппетита. Современные центильные таблицы ВОЗ определяют коридоры роста и веса для деток 18 месяцев:
Вес
9 – 14 кг
Рост
76 – 80 см
Объем груди
46 – 57 см
Окружность головы
46 – 51 см
Индивидуальные значения могут немного выходить за рамки данных интервалов – для здорового активного ребенка это будет вариантом нормы.
Психическое развитие
Кроха начинает сепарироваться от мамы, осознает себя как отдельную, самостоятельную личность, имеющую свои желания и потребности. Детки полутора лет уже достаточно автономны, они учатся общению с другими детьми, активно исследуют мир вокруг, практикуются в самостоятельном принятии решений. Важнейшие приобретения только что пережитого кризиса – это «нет» и «я сам».
Малыш становится капризным, упрямым, он злится, если что-то не получается. Поскольку речь только начинает формироваться, объясниться карапуз не может, непонимание родителей зачастую становится поводом для настоящей истерики. Взрослым важно уже в этот период знакомить своего отпрыска с различными чувствами, показывать, как экологично проявлять свои эмоции. Терпение и способность быть поддержкой сейчас очень важны.
Вопреки устоявшимся стереотипам, малыши двух-трех лет еще не умеют манипулировать и «делать назло» — этому препятствуют особенности развития коры головного мозга и нервной системы. Большинство капризов – это попытки получить внимание и любовь мамы, а также прощупывание границ допустимого поведения.
Практические умения ребенка в 18 месяцев
Разберем, что умеет делать ребенок в 1 год и 6 месяцев. Перечисленные ниже навыки являются своего рода ориентиром для родителей, однако не стоит забывать, что они весьма условны, усреднены. Уровень владения каким-либо умением зависит от множества факторов, индивидуальных и неповторимых для каждой семьи. Любой ребёнок имеет право развиваться и обучаться в своем темпе.
Физическая сфера:
- Малыш умеет вставать с опорой, ходить без помощи взрослого, бегать,
- Появляется способность координировать движения: приседать и подниматься, наклоняться за игрушкой, поворачиваться в разные стороны, менять направление движения, подпрыгивать, залезать на возвышенности и спускаться с них,
- Более продвинутый уровень – подпрыгивания, переступание через препятствия, шагание по ступеням вверх. Спускаться вниз сложнее, ребенок освоит этот навык чуть позже,
- Детки целенаправленно бросают мяч в разных направлениях, пинают его ножкой,
- Полуторалетки все еще много падают. Желание разведать все вокруг подталкивает их к совершению сложных действий, манипуляций со своим телом, которые пока им недоступны.
Речь:
- Словарный запас растет с каждым днем, в среднем детки 18 месяцев имеют в запасе порядка 10-20 активных слов,
- Рождаются первые зачатки фраз – наиболее активные отпрыски начинают строить небольшие, понятные только для родителей фразы,
- В основном речь представляет собой смесь лепета и звукоподражания,
- Пассивный лексикон очень велик – маленький человечек понимает практически все, что говорят ему взрослые, бурно, эмоционально реагирует,
- Малыш показывает части тела, предметы и животных на картинках, называет.
Социально-эмоциональная сфера:
- Полуторалетки проявляют живой интерес к другим людям, стремятся находиться в гуще событий (возможно, оставаясь при этом у мамы на коленях),
- Формируется способность проявлять эмоции: жалеть кого-то, радоваться, печалиться, сердиться,
- Характерно активное подражание эмоциям взрослых, при помощи жестов, мимики, возгласов,
Несмотря на явное желание расширять круг общения, малыш по-прежнему очень привязан к близким родственникам. Ему необходимо чувствовать рядом родное плечо, поддержку, уверенность в том, что все будет в порядке, его исследованиям, начинаниям, попыткам учиться новому ничего не грозит. Мама рядом является гарантом безопасности, а не прихотью.
Интеллектуальное развитие
Дети второго года жизни приобретают много «умелок» интеллектуальной природы. Они могут появляться в разной последовательности, раньше или позже. Помните, что умственное развитие ребенка некорректно определять, ориентируясь на усредненный перечень того, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте. Наблюдайте за малышом, принимайте во внимание его личные особенности, свойства характера, ваш образ жизни. Обычно в возрасте примерно 18 месяцев малыши способны выполнять следующие действия:
- Возить за собой игрушку на веревочке,
- Собирать простую пирамидку,
- Сортировать предметы по формам и цветам,
- Рисовать овальные формы, зигзагообразные, прямые линии,
- Переворачивать книжные листы, имитируя чтение, увлеченно разглядывать картинки,
- Складывать несложные формы или крупные бусины в отверстия сортера,
- Продумывать свои действия – например, принести подставку, чтобы что-то достать.
Бытовые навыки
Приближаясь к порогу двухлетия, мальчишки и девчонки становятся все более самостоятельными в плане обслуживания себя на бытовом уровне. Координация движений, развитие мелкой и крупной моторики еще далеко не идеальны, поэтому зачастую попытки проявить инициативу приводят к необходимости генеральной уборки.
Несмотря на желание сделать всё самим, очень важно, чтобы родители позволяли чаду пробовать, тренироваться, совершенствоваться. Деткам 18 месяцев под силу следующие действия:
- Питье из чашки и из трубочки,
- Использование ложки – карапуз может кушать сам пюрированную и твердую пищу, учится есть ложкой суп,
- Снимание с себя одежды (если ее не нужно расстегивать),
- Самостоятельное умывание.
Камнем преткновения в дискуссиях молодых родителей со старшим поколением является приучение крохи к горшку. Вопреки опасениям бабушек, медицина не выявила доказательств вреда памперсов. Готовность ходить на горшок обусловлена развитием нервной системы малыша. Насильное, агрессивное, фанатичное приучение к туалету закончится нервными срывами мамы и серьезным противостоянием ребенка, которое только замедлит естественный процесс.
Режим, питание, уход
Распорядок дня полуторалеток завязан на снах и времени принятия пищи. Обычно детки этого возраста переходят на один длительный – 2-3 часовой дневной сон. Общие рекомендации таковы:
- Спать дома,
- Гулять во время бодрствования, в идеале утром и вечером,
- Перед сном кроха должен пообедать, а после сна – пополдничать,
- Перекус можно перенести на время после возвращения со второй прогулки, если она не слишком поздняя. Еще один вариант – взять что-нибудь съедобное на улицу, хотя это не очень удобно по многим причинам (невозможность умыться, взять что-то, что едят ложкой, излишний интерес других детей),
- Определить одно и то же время для укладывания спать днем и на ночь,
- Придумать ритуалы, которые будет соблюдаться каждый раз во время укладывания,
- Если малыш спит днем два раза, выбрать оптимальное время для прогулки – самую светлую, теплую часть дня. В качестве второй прогулки можно организовать короткий выход перед вечерней ванной всей семьей.
Питание маленького ребенка должно быть разнообразным и здоровым. К полутора годам дети уже могут кушать пищу с общего стола, при условии, что она является качественной и полезной. Педиатры рекомендуют пятиразовую схему питания, с перерывами не более 4х часов. Желательно, чтобы время принятия пищи каждый день было одним и тем же, это способствует развитию правильного пищевого поведения и здорового ЖКТ.
Дети старше года должны учиться пережевывать твердую, плотную пищу. Нет необходимости превращать любое блюдо в пюре, предлагайте малышу кусочки – сначала совсем маленькие, потом побольше, очень скоро карапуз будет умело жевать свою еду совсем как взрослый.
Рацион должен содержать фрукты, овощи, белки, жиры и углеводы в сбалансированном количестве. Иногда этого бывает непросто добиться, поскольку у крохи появляются свои предпочтения. Вместо того, чтобы накормить любой ценой, постарайтесь найти адекватную замену нелюбимому продукту. Если малыш отказывается от еды, не стоит сильно настаивать. Уберите из зоны доступа все снэки и через какое-то время организуйте обед или ужин для себя – наверняка непоседа захочет присоединиться к трапезе сам.
Многие дети 18 месяцев еще находятся на грудном вскармливании. Получение материнского молока играет важную роль в процессе усвоения остальных блюд. Кроме того, именно сейчас материнское молоко содержит наибольшее количество иммуноглобулинов, играющих важнейшую роль в формировании сильного иммунитета. Количество дневных кормлений снижается, ограничиваясь прикладываниями на сон и просыпание, иногда после приема основной пищи. Ночью детки второго года жизни продолжают активно прикладываться к маминой груди.
Уходовые процедуры за взрослеющим карапузом включают в себя обычные гигиенические привычки, которым нужно обучать малышей, проделывая их совместно каждый день:
- Чистка зубов,
- Умывания,
- Причесывания,
- Подстригание ногтей.
Чтобы кроха более лояльно относился к этим манипуляциям, можно позволить ему причесать или умыть маму, поухаживать за своими игрушками.
Досуг и развитие
В повседневную жизнь семьи полезно внедрять игры и занятия, развивающие малыша. Такие крошки способны сосредоточиться на одной деятельности в течение нескольких минут, поэтому ваши занятия займут не много времени, и проводить их можно спонтанно в любое время дня. Желательно, чтобы с карапузом занималась не только мама, с которой он и так проводит большую часть времени. Обычно папы и бабушки подходят к развивающей деятельности с завидным энтузиазмом, который перенимает и отпрыск. Гармоничному развитию ребенка в 1,5 года способствуют следующие упражнения:
- Пробуйте собирать примитивные паззлы из двух-трех крупных деталей,
- Стройте башни и пирамидки,
- Показывайте, как можно группировать предметы по разным признакам (цвет, форма),
- Давайте для игр прищепки, заколки, стучалки,
- Попросите папу накрутить на лист фанеры различные защелки, крючки, открывающиеся разным способом окошки, имитацию розетки – кроха будет с упоением все это исследовать,
- Организуйте игру в прятки,
- Купите несколько вариантов лото, парных карточек на разные тематики,
- Рисуйте красками с помощью кисти, губки, пальцев,
- Занимайтесь лепкой, позволяйте карапузу перебирать предметы разных форм и фактур,
- Разговаривайте, рассказывайте простым языком, как устроен мир, что вы чувствуете в разные моменты жизни, описывайте природу, погоду и других людей,
- Включайте музыку, танцуйте и пойте вместе с малышом,
- Делайте вместе утреннюю зарядку.
Если в какой-то момент у вас не хватает ресурса на занятия, активную игровую деятельность, насыщенные прогулки, делегируйте это папе, бабушкам и дедушкам, а сами потратьте немного времени на восстановление сил. Помните – мы развиваем детей каждый день, просто находясь рядом с ними, показывая на своем примере, как взаимодействовать с окружающей действительностью, общаясь с малышами на доступном им языке, проявляя свою любовь и поддержку.
Автор статьи
Алёна Кириленко
Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.
Написано статей
103
Рейтинг автора
5
[mrp postnumb=4]НИИ Эврика. Что должен уметь ребёнок в 1,5 года? Чек-лист для родителей
Здравствуйте, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Вы замечаете, как быстро бежит время? Кажется, что совсем недавно, буквально на днях, вы пели Happy Birthday, а на торте гордо красовалась единичка. Но с тех пор пролетело целых шесть месяцев, и сегодня вашему малышу уже 1,5 года. Ещё свежи в памяти его первые неуверенные шажки, а теперь его порой трудно догнать. Это вполне самостоятельный человек со своими вкусами, желаниями и требованиями. Сегодня мы расскажем вам о том, что должен уметь ребёнок в 1,5 года, каким должно быть его интеллектуальное и физическое развитие, какими бытовыми навыками он должен владеть. Это подскажет вам, на что нужно обратить внимание, чтобы карапуз быстрее развивался и ежедневно радовал новыми достижениями.
Физическое развитие ребёнка
В полтора года ребёнок уже может самостоятельно подняться из положения лёжа на животе или на спине. При ходьбе он уверенно ставит ноги, не разводя их слишком широко, как раньше. Ручки, которые он до сих пор держал на уровне плеч, стараясь ухватиться за что-нибудь и сохранить равновесие, теперь опущены вдоль туловища. К особенностям физического развития в этот период относятся следующие:
- Малыш ходит не только по прямой, но и по кругу, обходя различные предметы.
- Он может перешагивать небольшие препятствия на своем пути — правда, пока только приставным шагом.
- Ему под силу пройти по поверхности, расположенной под небольшим уклоном, а также по детской лесенке.
- Малыш с удовольствием катит перед собой коляску или тянет на верёвочке любимую машинку.
- Ребёнок может сам сесть на стульчик, а затем встать с него.
- Он умеет бросать мячик вперёд, вверх, вниз.
- Может наклоняться, приседать, поворачиваться, пытается прыгать.
- Способен самостоятельно залезть на низкие кресла или диваны, а также на взрослые стулья.
В целях безопасности необходимо прослеживать все возможные маршруты передвижения малыша и по возможности убирать опасные предметы. Следите, чтобы ребёнок не наткнулся на вёдра или тазы с водой, коврики, за которые он может зацепиться и упасть, швабры, веники и другие предметы, которые могут причинить ему вред.
Интеллектуальное и познавательное развитие
Ребёнок в полтора года — это самый настоящий исследователь. Его интересует буквально всё, что он видит: что лежит в шкафу, что спрятано в коробке, как крепко держится хвост у кошки. Он обращает внимания на действия взрослых и других деток. Ему подвластны эмоции: малыш огорчается при расставании с мамой и радуется при встрече.
Какие ещё особенности интеллектуального, эмоционального и познавательного развития можно отметить у малыша в этом возрасте?
- Ребёнок уже разбирается в формах предметов, может отличить кубик от шара. Он способен подобрать предмет, соответствующий по форме отверстию на логической игрушке;
- Ориентируется в величине, может отличить и показать маленькую и большую вещь, пытается собрать пирамидку, подбирая детали по размеру;
- Начинает разбираться в цветах, может подать по просьбе взрослого предмет или игрушку нужного цвета;
- Пытается рисовать, оставляя на бумаге линии, зигзаги, овалы с помощью карандаша или фломастера;
- Любит слушать музыку, по-разному реагируя на быстрые и медленные мелодии, пытается выполнять некоторые движения — танцует;
- Увлекается книжками, умеет переворачивать страницы. Заинтересовавшись какой-либо картинкой, показывает на неё пальчиком и вопросительно смотрит на взрослого;
- Любит, когда ему читают сказки. Радуется, когда часто повторяют одну и ту же. Может показать героев сказки на картинках.
Взрослым необходимо уделять больше внимания развивающим играм с полуторагодовалым малышом. Например, из кубиков можно возвести не только примитивную башню, но и построить домик, сделать забор, соорудить машинку.
Полезны занятия для развития мелкой моторики. Можно купить в магазине яркий пластмассовый ящик или соорудить самому из картонных коробок. В него сложить мелкие игрушки, различные маленькие бытовые предметы, природный материал — шишки, жёлуди, каштаны. Малыш с удовольствием займётся перебиранием предметов. Дети в 1,5 года любят рассматривать бижутерию в маминой шкатулке или разноцветные пуговицы и катушки ниток. Мальчуганы уже интересуются гвоздиками, шурупчиками и гаечками в папиных запасах.
Позволяя ребёнку перебирать мелкие вещи, следует быть предельно внимательным и не спускать с него глаз. В этом возрасте для ребёнка рот всё ещё является главным органом познания, и велика опасность попадания инородного тела в дыхательные пути. Тем не менее впадать в крайность и запрещать малышу интересоваться маленькими предметами не стоит. Просто ситуация не должна выходить из-под контроля.
Развитие речи ребёнка в 1,5 года
Речь у ребенка в 1,5 года развивается стремительными темпами. Кроме слов «мама», «папа», «баба», «дай», «на», малыш уже может обозначить некоторые действия или предметы, используя звукоподражания. «Ам-ам» — кушать, «няу» — кошка, «би-би» — машина и другие. Взрослым при общении с ребёнком использовать такие примитивизмы не следует. Малыш должен усваивать настоящие названия предметов и действий.
В полтора года карапуз уже говорит до 40 облегчённых слов, а знает, но не может произнести гораздо больше. Идёт накопление так называемого пассивного словаря. Помимо этого, можно отметить такие особенности речевого развития:
- Ребёнок понимает смысл некоторых предложений, может запомнить и выполнить два несложных действия, например: «возьми куклу и положи в кроватку»;
- Знает несколько частей тела, показывает их по просьбе взрослого;
- Внимательно прислушивается к произносимым взрослыми словам и фразам, пытается подражать;
- Речь сопровождает движениями, жестами и мимикой.
Развитию речи 1,5-годовалого крохи способствует постоянное активное общение со взрослыми. Во время прогулок обязательно беседуйте с ребёнком, называйте предметы, употребляйте прилагательные.
Детки очень любят небольшие сценки с участием игрушек, которые разыгрывают перед ними взрослые, пытаются принимать в них участие. Например, усадить зверюшек за стол и напоить их чаем, причесать и одеть куклу, вывести её на прогулку.
Бытовые навыки
В полтора года у ребёнка просыпается желание всё делать самостоятельно. Он пытается подражать поведению взрослых: если мама вытирает пыль или моет посуду, то ему тоже хочется взять тряпку или губку, если папа забивает гвозди, малыш тянется к молотку. Ни в коем случае не следует запрещать ребёнку выполнять взрослую работу, наоборот, следует это всячески поощрять: дать маленький веник или молоточек, показать, как правильно выполнять действия.
К другим бытовым навыкам, освоенным малышом в год и шесть месяцев, относятся:
- Ребёнок умеет снимать с себя некоторые предметы одежды — например, шапку, носочки, расстёгнутые туфли или кофту;
- Малыш самостоятельно пьёт из чашки;
- Умеет держать ложку — правда, в кулачке, — сам ест пюре, пытается есть жидкую пищу;
- Любит умываться, сам подставляет ладошки под воду, пробует вытираться полотенцем;
- Пытается сообщить звуками или жестами о своих физиологических потребностях, не любит ходить неопрятным.
Полуторагодовалый карапуз уже может самостоятельно убирать за собой игрушки, знает место их хранения. В этом возрасте можно прививать первые навыки чистки зубов — конечно, без использования пасты.
Итак, уважаемые взрослые, мы с вами убедились, что малыш в 1,5 года — это уже вполне самостоятельный человечек, у которого основная задача — познание мира и получение новых знаний и умений. И вам необходимо уделять как можно больше внимания:
- приобретению новых навыков в быту, приучая ребёнка к самостоятельности;
- развитию его речевых способностей, проводя беседы, читая книжки;
- интеллектуальному развитию — с помощью развивающих игр;
- поддержанию физической формы, организуя подвижные игры для вашего малыша.
Ну что, развитие вашего карапуза соответствует нашим рекомендациям или даже опережает их? Мы очень за вас рады! Если же ваш детёныш ещё не всё освоил, не огорчайтесь. На нашем сайте вы сможете получить много информации о том, как нужно заниматься с ребёнком, чему уделить первоочередное внимание. Читайте, пробуйте, и у вас всё получится!
Ждём ваших отзывов, комментариев и предложений. Если наши статьи интересны вам, расскажите о них своим знакомым.
Желаем всяческих успехов! До следующих встреч!
физические параметры, особенности питания, сна, ухода, а также что умеет делать малыш и примерное меню
В год и 5 месяцев малыш активен, любознателен, стремиться к познанию мира.
В этом возрасте он прекрасно координирует движения, ни минуты не сидит на месте, умеет бегать и прыгать.
В этот период ребенок уже неплохо владеет своим телом, легко преодолевает препятствия, гораздо реже падает.
В то же время он может часто повторять одни и те же действия, для закрепления результата. И естественно, в этом возрасте ребенок доставляет гораздо больше беспокойства, чем в период ползанья.
Физические параметры в год и пять месяцев
Вес ребенка в этот период составляет 8,5 – 12 кг. Это только примерные цифры.
Не стоит переживать, если вес немного отклоняется в большую или меньшую сторону.
Если все другие параметры в норме, то небольшие отклонения допустимы.
Многое зависит от генетики, если родители крупные, то скорей всего и малыш будет таким же.
У худощавых родителей дети также будут мельче своих сверстников.
Показатель роста в этом возрасте обычно равен 76,8 – 73,9 см. Это является нормой. Здесь также возможны незначительные отклонения в зависимости от генетики.
Оптимальный обхват головы составляет 44,7- 48,5 см.
Количество зубов в этот период может колебаться от 8 до 12. Обычно в 1 год и 5 месяцев у ребенка уже есть все нижние и верхние резцы и начинают появляться клыки. Если этого не происходит, не стоит расстраиваться, просто время еще не пришло.
Что умеет делать малыш?
В этот возрастной период малыш уже значительно продвинулся в развитии, многое освоил и научился.
Он уже умеет уверенно садиться и вставать, бегать, прыгать, бросать мяч и ловить его.
Он может подниматься по лестнице, перешагивать через предметы, наклоняться и поворачиваться.
Ребенок этого возраста умеет забираться на кресла, стулья, диваны и так же легко слазить вниз.
Он умеют держать равновесие и практически не нуждаются в посторонней помощи при выполнении простых действий. Любимое занятие малыша в этот период – открывание и закрывание шкафов и выбрасывание вещей. Для него это — увлекательная и познавательная игра.
Внимание! В возрасте 1 год и 5 месяцев ребенок очень активен. Почаще играйте с ним в подвижные игры, ежедневно гуляйте, используйте детские предметы передвижения – машины, велосипеды, самокаты.
Кроме того, в этом возрасте малыш умеет:
- Строить башню из 3-5 кубиков.
- Определять расположение предметов.
- Отличать предметы друг от друга, например, показать пальчиком ежика, зайку, домик и т.д.
- Обобщать предметы.
- Проситься в туалет.
- Уверенно держать ложку и чашку.
- Пить из чашки.
- Самостоятельно кушать густую пишу, например кашу.
Внимание! Если ребенок не может освоить какой-либо из перечисленных навыков, но активно старается, нет причин для беспокойства. Если же он даже не пытается научиться, то это повод обратиться к специалисту-неврологу.
Особенности психоэмоциональной сферы
Год и 5 месяцев – это возраст, когда у ребенка активно начинает проявляться самостоятельность.
Все свои проблемы теперь малыш пытается решать сам и активно протестует, когда взрослые вмешиваются.
Все реже ребенок прибегает к плачу и истерикам, что бы выразить сои чувства.
Все чаще он пытается передать эмоции мимикой, жестами, отдельными словами.
У малыша наблюдается более «взрослое поведение», он становиться более спокойным и послушным.
Однако следует помнить, что нервная система ребенка в этот период еще очень нестабильна, ему трудно переключаться, он устает от впечатлений, ему требуется четкий режим.
В этот период дети любят книжки с яркими картинками, знают любимые сказки, узнают героев, более развитые малыши могут назвать героя сказки, объяснить, что он делает.
Однако к этому возрасту ребенок еще не созрел к полноценному общению со сверстниками он еще не умеет играть с другими детьми, часто конфликтует, не делится игрушками.
Речь
В год и 5 месяцев ребенок еще не разговаривает. Но он пытается произносить слова с одинаковыми слогами: мама, папа, дядя, баба. Иногда он произносит простые предложения, типа: «Дай пить», «Пойдем гулять» и т.д.
Однако уже в этом возрасте малыш уже освоил много речевых навыков.
Он уже умеет:
- Реагировать на речь, обращенную к нему.
- Понимать обращенные к нему просьбы и выполнять простые действия.
- По просьбе взрослых ребенок может показать, где у него ротик, носик, ушки, глазки и т.д.
- Откликаться на свое имя.
- Имитировать речь взрослых, копировать интонацию, пытаться разговаривать.
- Различать имена родных.
- В этом возрасте желательно играть с ребенком в игры развивающие речь, читать как можно больше книжек, сказок, разучивать песенки и стихи.
Внимание! Если в 1 год и 5 месяцев малыш не пытается разговаривать, не реагирует на речь, обращенную к нему, не называет предметы и не различает их, то его нужно срочно показать специалистам — логопеду и ЛОРу.
Полезное видео
Рекомендуем вам посмотреть полезное видео о развитии памяти:
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Рацион питания: что приготовить малышу?
В этом возрасте грудное вскармливание уже не является необходимостью. В этот период малышу требуется твердая и разнообразная пища. Здесь очень важен сбалансированный рацион, включающий все необходимые продукты. Ребенок обязательно должен получать нужные витамины, микроэлементы и полезные вещества.
Примерное меню малыша:
- Завтрак может состоять из: молочной каши (рисовой, манной, овсяной), чая с молоком, какао, фруктового пюре и кусочка ржаного хлеба.
- Обед обязательно должен включать первое — овощной или картофельный суп, суп-пюре или нежирный бульон. Мясные блюда: котлеты, биточки, тефтельки. Иногда ребенку нужно давать нежирную рыбу.
- Полдник. Кефир с булочкой, стакан молока с печеньем, какао с пирожком. Дополнительно следует давать фрукты или фруктовые пюре.
- Ужин. Запеканка, паровой омлет или творог. Также можно дать ребенку: кашу, картофельное или овощное пюре, травяной чай.
Особенности гигиены и ухода
Ежедневный уход за малышом в возрасте 1 год и 5 месяцев предполагает: подмывание, умывание, чистку зубов, полоскание рта после еды, мытье рук.
Это обязательные ежедневные процедуры.
Купать ребенка можно 2-3 раза в неделю. С такой же периодичностью следует мыть голову.
Кроме того, обязательно нужно:
- Регулярно стричь ногти.
- Стричь волосы.
- Чистить ушные раковины.
- Поддерживать чистоту в квартире или доме.
- Обучать малыша норами и навыкам гигиены.
- Самим соблюдать эти правила. Ведь ребенок учиться на примере. Не смысла что-то объяснять малышу, если вы сами не делаете этого.
Внимание! Ни в коем случае нельзя допускать появления опрелостей, потницы, жжения и зуда на коже ребенка!
В возрасте 1 года и 5 месяцев ребенок может самостоятельно: чистить зубы, полоскать рот, мыть руки.
Режим дня и сна
Режим ребенка в возрасте 1 год и 5 месяцев значительно отличается от режима малыша до года. В этом возрасте ребенок меньше спит, больше двигается, умеет ходить и бегать.
Естественно, нагрузка на маму возрастает, ведь помимо этого у нее есть еще масса других обязанностей. Поэтому здесь очень важно грамотное планирование режима дня и сна.
Примерный распорядок:
- 8:00 Подъем.
- 8:05 – 9:00 Водные процедуры.
- 9:05 – 10:00 Приготовление завтрака и завтрак.
- 10:05 – 12:00 Прогулка.
- 12:30-13:30 Обед.
- 13:35 – 15:00 Дневной сон.
- 15:05 – 15:30 Полдник.
- 15:35 — 17:00 Развивающие занятия.
- 17:05 -18:00 Ужин
- 18:05 – 20:00 Свободное время, игры.
- 20:05-21:00 Сказка на ночь, отход ко сну.
Занятия с малышом
Как уже было сказано, в возрасте 1 год и 5 месяцев ребенок становиться более самостоятельным и активным.
Но вместе с тем он все равно очень привязан к маме и близким родственникам: папе, бабушке, дедушке.
Поэтому если есть возможность, не отдавайте кроху в детский сад.
Лучший вариант — развивающие игры в домашних условиях.
Игры
Год и 5 месяцев – это возраст активного роста, развития, получения знаний. Поэтому игры для такого малыша должны быть максимально насыщенными и полезными.
Это могут быть:
- Подвижные игры с мячом, занятия на шведской горке, развлечения на детской площадке.
- Игры на развитие логики, мелкой моторики, координации.
- Творческие занятия: рисование, лепка, аппликация, создание простых поделок и т.д.
- Очень полезна для ребенка и обычная возня в песочнице, простые игры с куклами или машинками.
Игрушки
Лучшие игрушки для малыша этой возрастной группы:
- Крупные и яркие кубики.
- Мячи разных размеров и цветов.
- Конструктор с крупными деталями.
- Игрушечные музыкальные инструменты.
- Ящик с ячейками для складывания фигурок по признакам — сортировщик.
- Мягкие игрушки. Дети этого возраста их очень любят.
- Куклы или машинки.
- Детские велосипеды или машины.
Советы родителям
- Ни в коем случае не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он этого не хочет, старайтесь мягко переключать его внимание на действия, которые необходимы в данный момент.
- Применяйте только игровую форму обучения, не давите на малыша.
- Всеми силами предотвращайте плач и истерики.
- Уделяйте малышу максимум внимания, но ни когда не вмешивайтесь в его занятия, если он сам не попросит об этом.
- Если нужно проявите твердость, это очень полезно для крохи. Твердость, строгий режим, привычная обстановка создают у малыша ощущение безопасности. Такой подход наиболее благоприятен для формирования здоровой психики.