Месяц — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ме́сяц (русское обозначение: мес.[1][2]; лат. mēnesis, греч. μήνας) — внесистемная единица измерения времени, связанная с обращением Луны вокруг Земли.
Лунные месяцы являются основой многих календарей. В результате раскопок исследователи заключили, что люди считают дни в соответствии с фазами Луны с палеолита.
Поскольку удобство счёта требует целого числа дней в месяце, а различные периоды обращения луны, перечисленные ниже, составляют 27,2—29,6 суток и в целых сутках исчислены быть не могут, календари издавна стремились компенсировать неточность переменной продолжительностью месяцев и/или введением дополнительных дней.
В Российской Федерации единицу времени месяц разрешено использовать наряду с единицами Международной системы единиц (СИ). При этом не допускается применение наименования и обозначения единицы с дольными и кратными приставками[3].
Синодический (лунный) месяц[править | править код]
Синодический (от др.-греч. σύνοδος «соединение, сближение») месяц — промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны (например, новолуниями). Продолжительность непостоянна; среднее значение составляет 29,53058812 средних солнечных суток (29 суток 12 часов 44 минуты 2,8 секунды), действительная длительность синодического месяца может отличаться от средней более чем на шесть часов (при этом новолуние может отклоняться от момента, рассчитанного по средней длительности синодического месяца, до 13 часов)[4].
Сидерический (звёздный) месяц[править | править код]
Промежуток времени между двумя последовательными возвращениями Луны, при её видимом месячном движении, в одно и то же (относительно звёзд) место небесной сферы. Продолжительность составляет 27,3216610 суток (27 суток 7 часов 43 минуты 11,51 секунды).
Тропический месяц[править | править код]
Период обращения Луны вокруг Земли, отсчитываемый относительно той же долготы. Равен 27,3215817 средних солнечных суток (27 суток 7 часов 43 минуты 4,66 секунды). Тропический месяц получается немного короче сидерического месяца из-за прецессии земной оси. За месяц точка весеннего равноденствия, от которой отсчитывается долгота, успевает немного продвинуться навстречу движению Луны.
Аномалистический месяц[править | править код]
Промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Луны через перигей в её движении вокруг Земли. Продолжительность в начале 1900 года составляла 27,554551 средних солнечных суток (27 суток 13 часов 18 минут 33,16 секунд), убывает на 0,095 сек за 100 лет.
Драконический месяц[править | править код]
Промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Луны через один и тот же (восходящий или нисходящий) узел орбиты в её движении вокруг Земли. Продолжительность в начале 1900 года составляла 27,2122204 средних солнечных суток (27 суток 5 часов 5 минут 35,84 секунды), увеличивается на 0,0035 сек за 100 лет.
В лунных и лунно-солнечных календарях, используемых евреями, мусульманами, китайцами, индусами и др., длительность месяца 29 или 30 дней. В одних календарях начало месяца приходится на день фактического астрономического новолуния, в других начало месяца определяется непосредственно при помощи наблюдений.
№ | Название | Значение | Примечание |
1 | Мухаррам | запретный | первый месяц мусульманского календаря, один из четырёх запретных месяцев, о которых говорится в Коране. |
2 | Сафар | жёлтый | месяц приходился на осень, когда желтели листья |
3 | Раби аль-авваль | первый раби | В этот месяц мусульмане отмечают день рождения пророка Мухаммада. |
4 | Раби ас-сани | второй раби | другое название — рабиу аль-ахир («последняя раби»). |
5 | Джумада аль-уля | другое название — джумада аль-авваль («первая джумада»). | |
6 | Джумада ас-сани | вторая джумада | |
7 | Раджаб | запретный месяц | |
8 | Шабан | На месяц шабан приходлось летнее солнцестояние, которое в доисламские времена у древних арабов считалось началом нового года | |
9 | Рамадан (месяц) | знойный, жаркий | месяц обязательного поста |
10 | Шавваль | имеет эпитет аль-мукрем («щедрый»). | |
11 | Зу-ль-када | «месяц оседлости»; в этот месяц прекращались кочевания. | |
12 | Зу-ль-хиджа | запретный месяц |
В григорианском и юлианском календаре используется фиксированная длина месяца, не связанная со сменой фаз Луны.
Мнемоническое правило для запоминания количества дней в месяце по костяшкам пальцев- Високосный год — год в юлианском и григорианском календарях, продолжительность которого равна 366 дням — на одни сутки больше продолжительности обычного, невисокосного года. В юлианском календаре високосным является год, номер которого кратен четырём. В григорианском календаре было добавлено дополнительное условие, что годы, кратные ста, но не кратные четырёмстам, не являются високосными (1700, 1800, 1900, 2100, 2200, 2300, 2500…). Вследствие этого разница между юлианским и григорианским календарём в 1900 году (кратном 100, но не кратном 400) увеличилась с 12 до 13 дней, но в 2000 году (кратном 400) осталась прежней.
- Високосные годы: … 1988, 1992, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012, 2016, 2020, 2024, 2028, 2032, 2036, 2040, 2044…
Названия[править | править код]
В языках народов мира месяцы изначально назывались по характерным природным явлениям в годовом цикле. В современном мире многие языки приняли для обозначения месяцев латинские корни: «месяц Юноны» (июнь), «месяц Юлия Цезаря» (июль), «месяц Октавиана Августа» (август), седьмой — десятый (сентябрь — декабрь).
- Days in each Month
Шестой месяц беременности | Материнство
Определить срок беременности и дату родов поможет калькулятор беременности »»
Началась вторая половина беременности. В 21—22-ю недели резко повышается потребность плода в кальции — начинается интенсивный рост скелета.
Если сейчас в организме матери не будет достаточного количества свободного кальция (а это случается очень часто), прежде всего пострадают ее зубы: кальций из их тканей станет поступать ребенку. Результат — зубы крошатся, разрушаются, и женщина рискует их потерять.
Возрастает опасность варикозного расширения вен. В начале второй половины беременности дно матки находится уже на высоте 21-22 см над лоном и может частично сдавливать крупные вены, по которым кровь от нижней половины туловища оттекает к сердцу (по-другому это называется частичной компрессией). Кровь застаивается в венах ног и вызывает их расширение.
Особенно опасайтесь варикозного расширения вен, если этим заболеванием страдает кто-то из близких родственников (возможно, и вы к нему расположены) и если вы любительница отдыхать на спине (в этом положении значительно увеличивается вероятность сдавливания венозных сосудов).
Примите профилактические меры — выполнить их нетрудно, зато застрахyете себя от недуга, который может впоследствии мучить долгие годы.
1. Обувь с высоким каблуком отложите не менее чем на полгода. Высота каблука уличной обуви теперь 1—2 см. Дома, если не холодно, можете ходить босиком или в носочках.
2. Отдыхая, лежите на боку, а не на спине, 2-3 раза в день в лежачем положении на 10-15 минут положите ноги на возвышение — для улучшения оттока крови.
3. Очень хорошо носить эластичные бинты (именно бинты, а не чулки, которые все-таки не так идеально повторяют форму ноги). Обычно советуют бинтовать ноги, если уже появились признаки расширения вен. Однако зачем рисковать? Лучше начать профилактику заранее.
Эластичные бинты продаются в аптеке. На каждую ногу требуется целый бинт (не разрезайте его ни вдоль, ни поперек). Бинтовать нужно утром, не вставая с постели и подержав ноги предварительно 10 минут в поднятом положении (например, оперев о стену). Начинайте от ступни и бинтуйте вверх — приблизительно до середины бедренной кости. Каждый следующий виток перекрывает предыдущий приблизительно на треть. Бинтуйте не туго, но так, чтобы нога «чувствовала» плотный обхват.
На ночь бинты снимайте. Стирайте их простым мылом, сушите в расправленном состоянии и вдали от источников тепла. Запомните: бинтовать ноги нужно ежедневно до конца беременности.
Самое важное, что следует отметить, — к 24-й неделе внутриутробного развития ребенок целиком заполнил полость матки. Сейчас она находится приблизительно на 24 см выше лонной кости, практически на уровне пупка. Матка теперь будет не только продолжать расти (вернее — наращивать мускулатуру, которой вместе с мышцами живота и спины придется потрудиться при родах), но и растягиваться.
В этот период женщины могут почувствовать что-то наподобие схваток, имеющих название «схватки Брексто-на Гикса» — по имени медика, их описавшего. Они не болезненны, длятся 1-2 минуты и вовсе не означают угрозы преждевременного прерывания беременности, а появляются, как правило, в ответ на движения ребенка — матка чуть-чуть сокращается, затем расслабляется.
Но вот отличать схватки Брекстона Гикса от регулярных схваток, которые могут спровоцировать преждевременные роды, необходимо. Прилягте на бок на 30-40 минут. Успокойтесь, расслабьтесь. При схватках Брекстона Гикса напряжение матки (тонус) постепенно исчезнет, не возвращаясь.
Но если несмотря на покой схватки возникают регулярно (например, через каждые 15 минут), нужно немедленно вызывать «скорую». Существует специальная аппаратура для оценки сократительной деятельности матки, помогающая врачу правильно определить ее характер и отличить безобидные маточные сокращения Брекстона Гикса от тревожных, грозящих потерей ребенка схваток.
Токсикоз второй половины беременности
К сожалению, он может возникнуть у многих женщин, особенно — страдающих хроническими заболеваниями, такими как гипертоническая болезнь, нефрит и пиелонефрит, сердечно-сосудистые заболевания, воспалительные процессы в половой сфере, миома, ожирение, различные нарушения в эндокринной системе.
Если вы уже испытали ранний токсикоз 2—3 месяца назад, то сейчас можете заблуждаться, считая, что все в порядке: тошноты и рвоты нет — значит, нет и повода для беспокойства. Но токсикоз второй половины беременности протекает совсем иначе.
Обусловлено это осложнение тем, что в женском организме нарушается водный и солевой обмен, стенки сосудов приобретают повышенную проницаемость, и жидкость как бы начинает выпотевать в близлежащие ткани. Одновременно уменьшается объем циркулирующей крови. Картина тревожная: кругом отеки, а в кровяном русле гиповолемия — недостаток жидкости. В этой ситуации в материнском организме поднимается артериальное давление: чтобы плод не страдал от недостатка питания. Если процесс зашел далеко, остановить его практически невозможно: снижая артериальное давление матери, мы угнетаем жизнедеятельность ребенка, который тут же своим стрессовым состоянием его вновь поднимает. Это большая и насущная проблема, разрешением которой занимаются специалисты во всем мире.
К сожалению, вступивший в силу поздний токсикоз вылечить, пока не завершится беременность, нельзя, можно только ослабить его клинические проявления. Многим для этого необходима госпитализация, поэтому никогда не отказывайтесь, если врач настаивает на ней.
Для профилактики токсикоза второй половины беременности рекомендуется:
1) Соблюдать диету. Вовсе исключите копчености, консервы, жареные, соленые, острые и пряные блюда, шоколад. Не стоит есть много винограда и пить свежее молоко — эти продукты могут вызвать вздутие живота, что станет «подпирать» диафрагму. От этого участится сердце6иение, появится боль в области сердца и даже удушье. Мучные изделия (булочки, пирожки) ограничьте. Старайтесь побольше есть овощных салатов, заправленных растительным маслом. Хороши для вас каши (гречневая, овсяная), творог, кисломолочные продукты. По-прежнему в рацион обязательно включайте отварное мясо и отварную рыбу, овощи и фрукты. Ешьте сколько хочется, просто не утоляйте голод булочками, пирожными, сластями. Не ограничивайте себя в еде. Не забывайте аккуратно принимать витаминные препараты — гендевит, аскорутин.
2) Контролировать количество выделяемой жидкости. Периодически, раз в неделю, проверяйте, нет ли в организме ее задержки. Расчет простой — сколько туда «вошло» (включая супы), столько должно и «выйти» (допускается выделение жидкости на 200—300 мл меньше, небольшая потеря может произойти за счет потоотделения, дыхания и других так называемых экскреций).
Если же мочи выделяется мало — это сигнал о скрытых отеках и начале токсикоза. Сразу обращайтесь к врачу для принятия мер, которые пока еще могут быть эффективными.
3) Контролировать артериальное давление (АД). Очень хорошо, если есть возможность измерять АД дома. У очень многих женщин давление подскакивает от так называемого синдрома белого халата, от самого факта визита к врачу! А в знакомой обстановке данные будут объективнее. Результаты измерений обязательно при очередном визите покажите врачу: настораживает как чересчур повышенное, так и пониженное АД. Дело в том, что при низком давлении кровь вяло проникает через плаценту и ребенок не получает положенных ему питательных веществ.
Сейчас во многих странах мира все большее распространение получает мониторинг артериального давления -измерение АД в течение суток. В специальной лаборатории в компьютер вводится соответствующая программа, женщине на руку надевают маленькую манжетку и вручают небольшой прибор с дискетой — на нее будут записываться данные. Через сутки, которые испытуемая проведет дома, в лаборатории извлекут дискету и, введя ее в компьютер, получат точные цифры артериального давления ночью и днем. Если ночное АД меньше дневного -все хорошо. А если оно такое, как дневное, — это признак угрозы позднего токсикоза. Особенно нужен мониторинг артериального давлейия женщинам с вегетососудистой дистонией и гипертонической болезнью.
4) Соблюдать режим. Чтобы не спровоцировать токсикоз второй половины беременности, вы должны достаточно (не менее 8-9 часов) спать, много гулять, дыша свежим воздухом, и, главное — не волноваться, не расстраиваться, избегать тяжелых физических нагрузок. Помните: переутомленная беременная женщина — это и страдающий от нехватки кислорода и питания плод.
Не только муж — все родные должны уметь погасить любое раздражение беременной женщины, чтобы настроение ее было ровным, безоблачным, спокойным. От этого во многом зависит и состояние младенца
Часто можно слышать вопрос, а как с интимной жизнью? Пожалуйста, вы можете ее продолжать. До 32 недель ограничений нет, и утверждения, что испытываемый женщиной оргазм и сокращения матки плохо влияют на нервную систему ребенка, оснований под собой не имеют. Напротив! Чем сердечнее отношения между супругами, тем лучше для ребенка.
Плод
21—22-я недели. Идет интенсивный рост костей и мышц. «Закладывается» пассивный иммунитет за счет иммуноглобулинов, поступающих через плаценту от матери. Однако защитные силы крохотного организма еще слишком слабы, чтобы противостоять, например, вирусам гриппа. Если мама переболеет им в это время, у малыша может в той или иной степени пострадать сердечно-сосудистая, выделительная, нервная системы.
23—24-я недели. Заканчивается «оформление» еще двух отделов головного мозга — среднего и мозжечка. К концу шестого месяца головной мозг весит уже около 100 г. На нем видны борозды и извилины, продолжающие совершенствоваться, углубляться.
Все внутренние органы ребенка уже вовсю трудятся: функционирует печень, собирая «запасы» гликогена, красный костный мозг и селезенка активно занимаются кроветворением, работают пищеварительная система, почки. Незрелыми остаются только легкие. И тем не менее именно в этот срок ребенок делает первые дыхательные «упражнения». «Каким образом? — спросите вы. — Ведь малыш плавает в околоплодных водах. Как же и, главное, что он может вдыхать?»
То, что внутриутробно ребенок находится в водной среде, нимало природу не смущает. Органы дыхания (бронхиальное дерево) шестимесячного плода уже хорошо сформировано, вплоть до мельчайших пузырьков — альвеол. Микроскопические клетки, выстилающие, как ковром, легочные альвеолы, к 24-й неделе начинают вырабатывать сурфактант — вещество, которое смазывает их и не дает при дыхании слипаться.
Получая от матери кислород с током крови, ребенок, конечно, сам не дышит, потому что легочная ткань не расправляется и воздух в легкие не поступает. Он лишь делает дыхательные движения. Околоплодные воды при этом в небольшом количестве попадают в легкие, но не причиняют малышу никакого вреда. Такие дыхательные «тренировки» совершаются под руководством дыхательного центра в головном мозге.
Нормальное созревание и функционирование этого центра напрямую зависят от того, какой образ жизни — здоровый или нет — ведет мать. Если она много гуляет, дыша свежим воздухом, соблюдает режим — все идет хорошо. Но если токсические вещества: алкоголь, никотин, пары лаков, красок, растворителей угнетают центральную нервную систему плода, развитие дыхательного центра и бронхов может отставать.
Во многих западных странах с 24-й недели ведется статистический учет так называемой перинатальной смертности Это значит, что шестимесячный плод считается уже способным выжить вне организма матери. Действительно, в некоторых перинатальных центрах выхаживают таких детишек с помощью сложной дыхательной аппаратуры, особых инкубаторов, систем контроля. Однако почти все они остаются инвалидами. Все-таки в 24 недели ребенок еще слишком незрел для того, чтобы самостоятельно выжить. И в большинстве стран (в том числе в России) показатель перинатальной смертности ведется с 28-й недели.
Вес плода к концу 24-й недели — 600 г.
« 5 месяц беременности 7 месяц беременности »
Дата публикации 25.10.2005
Автор статьи: Материнство.ру
Все о развитии ребенка: месяц шестой | Материнство
Шестой месяц жизни ребенка знаменует собой круглую дату: полугодие его роста и развития. Уже в конце пятого месяца ребенок проявляет себя всё более и более активно. Он научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, с большим интересом смотрит на вас, как бы ожидая вашего участия, «призывает» к общению.
Фото — фотобанк Лори
Если в 5 мес. малыш научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, то на 6-м месяце жизни дитя овладевает поворотами с живота на спину. Таким образом, его локомоторное развитие (изменение положения тела в пространстве) получает статус большей самостоятельности. Это очень важно для дальнейшего развития малютки. Теперь ребенок без вашей помощи делает повороты в горизонтальной плоскости во все стороны, практически на 360°С. Поэтому малыша нельзя оставлять без присмотра на высоте, в не ограниченном бортами пространстве.
Ребенок, овладев поворотами, «тренируется» в своих умениях. Очень хорошо, если мама побуждает малютку к движению и, радуясь его успехам, поддерживает улыбкой, радостным голосом.
Шестой месяц привносит еще одно действие, вернее, двигательную реакцию в поведение ребенка. Ребенок начинает подтягивать свое тело на руках. Нет, это еще не ползание, а только подготовка к нему! Поэтому и называется оно подползанием. Как это выглядит?
Руки малыша настолько окрепли, что он может, перевернувшись со спины на живот, расставить их и, опираясь на ладони, высоко приподнять свое тело. Если ребенок видит впереди себя яркую игрушку или какой-либо занимательный предмет, то прикладывает усилия, чтобы подтянуться на руках ближе к нему. Ребенок может устать, но, чуть отдохнув, вновь подтягивает себя в направлении заинтересовавшего его объекта.
Чтобы малыш начал подползать, следует ему помочь: скатать валик, например из байкового одеяла, и подложить под стопы малютки, создав таким образом ситуацию отталкивания от опоры. Необходимо организовать пространство, в котором ребенку удобно поворачиваться и двигаться, наполнить его игрушками, побуждающими к движению.
Третьим достижением ребенка становится удивительная способность брать предметы (игрушки) самостоятельно из любого положения.
Вспомним, на пятом месяце жизни ребенок научился «перехватывать» у вас из рук протянутую ему погремушку с удобной ручкой для захвата. Теперь же малыш, видя предмет перед собой, протягивает руку и берет его. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выполнять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет.
С освоением самостоятельных действий с предметами (игрушками) меняется позиция ребенка по отношению к окружающему миру. Теперь ведущей в развитии ребенка становится предметная деятельность — это ознакомительная игра с предметами: манипулятивная по форме и ориентировочно-исследовательская по содержанию. Поясним сказанное.
В шесть месяцев малыш обостренно реагирует на окружающий мир. Любопытство его безгранично. Ребенок открывает для себя новые свойства предметов в процессе действий с ними. В работу включаются все органы чувств (анализаторы) – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Вы видите, что малыш каждый предмет или игрушку берет в рот, как бы вы ни старались противодействовать этому. Оказывается, ребенок языком (язык обладает особой чувствительностью) обследует поверхность игрушки и узнает её вкус. Вот почему в этот период яркой сенсорной активности&nBsp; ребенку не следует давать в руки предметы экологически опасные. Любая игрушка, предназначенная для малютки, должна иметь медицинский сертификат качества. И еще очень важная информация. Ребенку не следует давать в руки мелких предметов. Погремушка в объеме должна иметь не менее 5-6 см. Если же вы хотите дать ребенку предметы меньшие по объему, то закрепите их тщательно на тонкой, гладкой ленточке. Все действия с предметами и игрушками малыш совершает в присутствии мамы и с её активным участием.
Ребенку полезны погремушки, имеющие разные по форме ручки для захвата и занимательные основные части, увлекающие цветом, формой,&nBsp; неожиданностью «скрытых» свойств, звуком. Это могут быть и геометрические игрушки, т.е. имеющие форму шара, куба, цилиндра, и сюжетные, например зайчик, лисичка, кошечка.
Другим большим достижением ребенка к концу шестого месяца жизни являются яркие речевые реакции. Если к концу пятого месяца малыш гулил, радуя вас руладами гласных звуков типа «ауа», «уау», «ау», «иоа», то теперь вы четко слышите: «вау-вау-вау» или «бу-а-а», «бу-бу-б», «ва-ва-ва», «м-м-ма». Это новый этап речевого развития, который называется лепетом. Лепет включает в себя сочетания согласного и гласного звуков, т.е. слоги. Этот этап речевого развития очень важен, потому что малыш начинает овладевать звуками (фонемами) родного языка, их артикуляцией.
Столь существенные новации в двигательной, сенсорной, речевой сферах оказывают положительное влияние на развитие первых жизненно необходимых навыков, возникающих при вашем участии. Если вы начнете их вовремя формировать, то в дальнейшем малыш сумеет хорошо есть, снимая пищу губами с ложки, пить из чашки и т.п.
В заключение хочется упомянуть о темпах развития ребенка. Обычно в конце каждого месяца подводятся итоги – чему малыш научился за прошедший период. В педиатрии нормальное развитие ребенка в этом возрасте подтверждается формированием навыков с отклонением от средних сроков не более чем на 15 дней. Если малыш в шесть месяцев не выполняет определенные действия, характерные для этого возраста, у него в запасе есть еще время (14-15 дней) для овладения необходимыми умениями. А это большой срок для раннего детства. Навыки, сформированные на 16 и более дней раньше срока, свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии. Овладение действиями с задержкой по одному или нескольким показателям на один месяц (т.е. ниже допустимой степени отклонения) говорит о замедлении темпа развития. Причины этого явления следует установить. Это может быть связано с индивидуальностью малютки, но может и сигнализировать о какой-либо болезни. Если причина в неосведомленности родителей или педагогической запущенности ребенка, советуем родителям пересмотреть свои позиции. Малыш, отстающий в развитии в пределах одного месяца, нуждается в увеличении количества воспитательных и обучающих воздействий.
Формирование умений с задержкой на два месяца классифицируется как отставание, а на три месяца и больше — как значительное отставание в развитии, которое может быть отнесено к состоянию, пограничному с патологией, или к патологии. В этих случаях малышу требуется немедленная консультация специалистов: невролога, педиатра, психолога, педагога и т.д. для выявления причин задержки развития, а также для определения методов их устранения. Приведенная ниже таблица поможет вам правильно оценить успехи вашего малютки. И даже если ему что-то пока не удалось, не печальтесь: у него и у вас еще всё впереди.
Показатели развития ребенка к концу 6-го месяца
Познавательное развитие
1. Относительно долго следит за предметом (игрушкой), демонстрируемым ребенку взрослым, быстро переходит к практическому контакту с ним (манипулированию).
2. Уверенно берет игрушки из разных положений, перекладывает их из одной руки в другую, совершает ориентировочные действия, раскрывающие их свойства: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой и т.п.
3. Способен 1—3 мин заниматься одним предметом.
Социальное развитие
1. Отзывается на действия взрослого, охотно идет на контакт.
2. Чутко реагирует на настроение взрослого: улыбается, смеется, слыша ласковый тон, и хмурится, уловив строгие интонации.
3. Радуется появлению близкого человека. Тянет обе руки к маме выражая желание, чтобы его взяли на руки.
4. Испытывает напряжение при виде незнакомого человека, в новой обстановке или непонятной для него ситуации.
5. По-разному реагирует на свое и чужое имя: на чужое имя не откликается или спокойно смотрит на взрослого, отвлекается. На свое имя эмоционально отзывается.
6. Нуждается в активном взаимодействии со взрослым и его помощи при овладении новыми действиями с предметами (игрушками), манипулировании ими («деловое общение»).
7. Напряжен при трудно дающихся ему движениях и действиях.
8. Начинает овладевать первыми социальными навыками в быту: хорошо снимает с ложки пищу губами, ест полужидкую и густую еду. Пьет из чашки, которую держит взрослый.
Речевое развитие
1. Произносит отдельные слоги (начало лепета).
2. Однократно или редко произносит какой-нибудь один слог («ба», «ма», «га» и пр.).
3. Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета, уже освоенные им.
4. В лепете четко слышатся фонемы родного языка. По своему желанию произносит слоги (лепечет) в процессе бодрствования.
Моторное развитие
1. Может выполнить полный поворот: со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.
2. Выполняет подползание вперед, назад, в сторону.
3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
4. Уверенно берет игрушку из любого положения.
5. Относительно долго (3—5 мин) может заниматься с предметами.
6. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.
7. Размахивает погремушкой, неоднократно повторяет удавшиеся действия. Ожидает повторного звучания при действии с погремушкой.
8. Различает свои игрушки (знакомые) по звуку и внешнему виду. Способен искать исчезнувший из поля зрения предмет, делая повороты во все стороны.
Оглавление:
1 месяц; 2 месяц; 3 месяц; 4 месяц; 5 месяц; 6 месяц; 7 месяц; 8 месяц; 9 месяц; 10 месяц; 11 месяц; 12 месяц
Ребенок 6 месяцев. Календарь развития ребенка на 7я.ру
В 6 месяцев ребенок обычно умеет переворачиваться со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину. 6-месячный малыш активно готовится к ползанию: не поднимая живота, подползает вперед, отползает назад, крутится, долго лежит на животе с опорой на ладони выпрямленных рук. Развитие ребенка 6 месяцев позволяет ему немного стоять на выпрямленных ногах при поддержке за обе руки или под мышки и недолго сидеть при поддержке за две или за одну руку. Ребенок 6 месяцев часто делает попытки согнуться вперед из положения лежа на спине. Тянет обе руки к маме — выражает желание, чтобы взяли на руки.
6 месяцев | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 6,6 | 9,0 |
Вес девочек, кг | 6,3 | 8,3 |
Рост мальчиков, см | 63,0 | 69,0 |
Рост девочек, см | 62,5 | 68,8 |
Окружность головы мальчиков, см | 42,0 | 45,5 |
Окружность головы девочек, см | 41,5 | 44,2 |
Окружность груди мальчиков, см | 41,4 | 47,6 |
Окружность груди девочек, см | 41,6 | 45,8 |
Рост и вес детей в возрасте 6 месяцев данные ВОЗ
6 месяцев | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 6,4 | 9,8 |
Вес девочек, кг | 5,7 | 9,3 |
Рост мальчиков, см | 63,3 | 71,9 |
Рост девочек, см | 61,2 | 70,3 |
Окружность головы мальчиков, см | 40,9 | 45,8 |
Окружность головы девочек, см | 39,6 | 44,8 |
Питание ребенка в 6 месяцев
При грудном вскармливании изменяется режим кормлений. Ночью наиболее активное сосание смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением. В первую половину дня насосавшийся за ночь малыш 6 месяцев редко прикладывается к груди, вечером прикладывания становятся частыми. В 6 месяцев срыгивания исчезают совсем или становятся единичными.
Во время грудного вскармливания ребенок начинает упираться ручками в маму, как бы отталкиваясь от нее. Это еще один этап отделения от матери, а также проверка своих новых телесных возможностей. Маме стоит принять такое поведение малыша.
В 6 месяцев обычно начинается знакомство с пищей взрослых — педагогический прикорм. Ребенок проявляет активный пищевой интерес — это новый этап в его развитии, а не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания малыша. Он пока лишь пробует новые вкусы, адаптируется к особенностям пищи, отличной от грудного молока. С 6 месяцев можно давать ребенку пробовать как продукты, рекомендованные для прикорма в этом возрасте (овощи, фрукты и пюре из них, каши), так и безопасную (диетическую, неаллергенную) пищу со стола взрослых членов семьи. Объемы новой пищи пока вряд ли будут ощутимыми.
Уход за ребенком в 6 месяцев
Ночной сон удлиняется, появляются 2-3 дневных сна по 30 минут — 2 часа.
Познавательное развитие ребенка 6 месяцев
В возрасте 6 месяцев ребенок может долго следить за перемещением игрушки. Тянет к ней руки, схватывает, удерживает. Подолгу занимается с одним предметом: берет игрушки из разных положении, перекладывает из одной руки в другую, тянет в рот, отодвигает, рассматривает, прислушивается к ее звучанию (мелодии). Ребенок 6 месяцев способен, удерживая игрушку, переворачиваться на бок, на живот, на спину. В игре пытается найти спрятанную внезапно игрушку (заглядывает, сдергивает платочек). Пытается подражать движениям взрослого: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой.
Эмоционально-социальное развитие ребенка 6 месяцев
Примерно в возрасте 6 месяцев у ребенка возникает эмоциональное предпочтение: появляется любимая игрушка. Малыш улыбается в ответ на ласковый тон голоса взрослого, хмурится при строгом тоне голоса, пугается громких звуков. Ребенок 6 месяцев может быть эмоционально напряжен при трудновыполнимых действиях, движениях. Примерно в возрасте 6 месяцев ребенок становится настороженным или даже испуганным при виде незнакомого человека или в новой обстановке.
Речевое развитие 6-месячного ребенка
Прислушивается к голосу взрослого, вторит ему слогами из своего лепета, оборачивается на свое имя. Ребенок 6 месяцев смотрит в сторону знакомого предмета на вопрос взрослого: «Где то-то?». Развитие речевого аппарата позволяет ребенку 6 месяцев протяжно произносить гласные звуки. Малыш часто произносит слоги (лепечет) в процессе самостоятельного бодрствования, в лепете возникают четкие фонемы родного языка, индивидуальная ритмичность. Ребенок 6 месяцев повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета. Подражает голосовым интонациям взрослого (выразительным): «чихает», «покашливает», «смеется».
Бытовые навыки
Придерживает грудь мамы во время сосания. Раскрывает рот перед ложкой, снимает пищу губами, ест с ложки полугустую пищу.
Вес и рост здорового ребенка в 6 месяцев (а также привес и прирост)
Таблицы веса и роста
Вес, кг | Меньше среднего | Средний вес, кг | Больше среднего |
---|---|---|---|
мальчик | 6,4 – 7,1 | 7,1 – 8,9 | 8,9 – 9,7 |
девочка | 5,8 – 6,4 | 6,4 – 8,3 | 8,3 – 9,2 |
Рост, см | Ниже среднего | Средний рост, см | Выше среднего |
---|---|---|---|
мальчик | 63,6 – 65,4 | 65,4 – 69,8 | 69,8 – 71,6 |
девочка | 61,5 – 63,4 | 63,4 – 68,1 | 68,1 – 70,0 |
* Вес ребенка также должен соответсвовать росту, для оценки используйте персональный калькулятор.
* Указанный в таблицах нормальный вес и рост имеют 94% здоровых детей (подробнее).
* Если вес или рост ребенка больше/меньше нормы.
Привес и прирост
С пяти до шести месяцев мальчик должен был прибыть в весе и росте на 370–510 грамм и примерно 1,8 см, девочка на 340–500 г. и 1,7 см.
Привес, г | Прирост, см | |||
---|---|---|---|---|
месяц | 5 – 6 | 6 – 7 | 5 – 6 | 6 – 7 |
мальчик | 370 – 510 | 300 – 430 | 1,6 – 1,9 | 1,3 – 1,7 |
девочка | 340 – 500 | 280 – 430 | 1,5 – 1.9 | 1,3 – 1,7 |
Начиная с шести месяцев, мальчик должен прибавлять в весе примерно по 85 грамм в неделю, девочка — по 80. К седьмому месяцу мальчик должен будет прибавить 300–430 грамм, девочка 280–430 г. в весе, и независимо от пола 1,5 см роста. С шести месяцев нормальный прирост и привес мальчиков и девочек практически не различается.
Развитие моторных навыков
В полгода половина здоровых малышей умеет самостоятельно сидеть. Если ваш малыш в 6 месяцев еще не научился сидеть сам, то помогать ему в этом не надо. Чем позднее малыш начнет сидеть, тем лучше.
Один из десяти малышей в 6 месяцев умеет стоять, держась руками за что-либо. Но лучше, если ваш малыш научиться стоять позже.
Всего один из двадцати грудничков умеет полноценно ползать на коленках. С этого возраста вы можете смело учить малыша ползать, это благотворно влияет на развитие малыша, как физическое, так и умственное.
Кормление грудным молоком и прикорм
С шести месяцев, ребенка рекомендуется начинать кормить кашами и пюре, постепенно замещая ими грудное кормление так, чтобы к 1 году малыш мог полностью отказаться от грудного вскармливания. Общий принцип таков: в первый день скармливают одну ложечку, во второй — две и так далее до порции, способной заменить одно кормление. Кормить надо в первой половине дня. Если на каком-либо из этапов у ребенка появляется аллергическая реакция на определенный вид прикорма, то прикорм заменяют на другой и начинают сначала, с одной ложки. Когда одно кормление удается заменить, приступают к кормлению новым видом прикорма в другое время дня, снова с одной ложечки, не отменяя кормления предыдущим.
Некоторые специалисты советуют начинать прикорм после прорезания первого зубика.
На шестом месяце жизни ребенок должен питаться у груди около 6 раз в день, выпивая по 150 мл грудного молока за кормление.
Прочее
С шести месяцев по седьмой идут недели 26, 27, 28 и 29-я.
что должен уметь, рост, вес, игры и уход
Полугодовалый ребенок сильно отличается от младенца, который только появился на свет, и физически, и эмоционально. Чему обучился карапуз к 6-месячному возрасту, какими навыками радует родителей ежедневно и как взрослые могут стимулировать развитие малютки в этом возрасте?
Физиологические изменения
- Мускулатура спины и плеч к 6-месячному возрасту уже укрепилась настолько, что кроха может сидеть без наличия посторонней поддержки. Сидя, малыш удерживает равновесие и свободно управляет своими руками. Также развитие мышц важно для начала ползания.
- Ребенок свободно перекатывается в любую сторону и очень подвижный, что требует повышенного внимания со стороны взрослых.
- Зрение 6-месячных детей полностью развито и функционирует, как у взрослых. Ребенок с легкостью следит за предметами, которые двигаются, а также взглядами других людей.
- У многих детей в этом возрасте прорезаются первые зубки. Они появляются на нижней челюсти. В связи с этим выделение слюны у шестимесячного ребенка усиливается.
Физическое развитие
За шестой месяц жизни карапуз набирает примерно 650 грамм, а рост младенца становится больше еще на 2 сантиметра. К этому возрасту вес крохи становится вдвое больше показателя, который определили сразу после рождения младенца. Грудная клетка за шестой месяц увеличивается на 1-1,5 сантиметра, а окружность головы – на 0,5-1 сантиметр.
Каждый ребенок развивается в своем темпе, однако для понимания, нормально ли растет малыш, были определены границы нормы, а также средние показатели физического развития деток определенного возраста. Зная о них, родители могут выявить, нет ли проблем с ростом малыша и не нужна ли ребенку дополнительная консультация педиатра. Основные показатели для 6-месячных детей мы представили в таблице:
Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
Что малыш умеет?
Малыш шести месяцев уже научился сидеть без поддержки. Однако многие детки этого возраста пока еще не могут сесть самостоятельно. На кухне малыш уже может сидеть в специальном стуле, наблюдая, как мама готовит обед.
Еще одним очень полезным умением полугодовалого младенца становится ползание. Одни малыши активно передвигаются по-пластунски на животике, помогая себе ногами, а другие встают на четвереньки.
Не менее важные навыки 6-месячного малыша:
- Малыш также начинает вставать на ножки, ухватываясь руками за какую-либо прочную опору. Если взрослый возьмет кроху за обе руки и немного подтянет к себе, то увидит, как младенец встанет на прямые ножки. Мало того, придерживая карапуза за грудь, можно заметить, как кроха начинает переступать ногами.
- Ребенок отлично управляет своими ручками. Если кроху заинтересовал какой-либо предмет, малыш будет тянуться руками к нему. Выпавшую из руки игрушку ребенок с легкостью поднимет. Подержав предмет в одной руке, карапуз ловко может переложить его в другую ручку.
- Ребенок уже может связать свои действия и результат, например, если дернуть рукой, игрушка с колокольчиком зазвенит, а если выбросить ее из кроватки, то упадет на пол.
- Кроха по-прежнему изучает предметы, пробуя на «зуб». Это абсолютно нормальный способ познавать мир для полугодовалых деток, который нельзя воспринимать, как вредную привычку.
- Ребенок уже отлично знает свое имя и отвечает на него улыбкой и оживлением. Малыш внимательно слушает речь взрослого. Если ему сказать о каком-либо знакомом крупном предмете, кроха сразу же найдет его глазами.
- Речь 6-месячного младенца меняется. Кроха связывает звуки в слоги, но пока они не несут какое-то смысловое значение. Количество произносимых слогов становится больше с каждым днем. Такую речь называют лепетом.
- Карапуз 6 месяцев относится к незнакомым людям с опаской и весьма насторожено. При этом полугодовалые младенцы более благосклонны к другим деткам. Они наблюдают за ними и нередко копируют их действия. С близкими малыш может проявлять нежность, например, прижиматься к маме.
- Шестимесячные дети уже могут снимать еду с ложки губами.
Как оценить развитие малыша в 6 месяцев, смотрите в видеосоветах для мам канала «Супермамы».
Не нужно переживать, если ваш 6-месячный младенец пока не научился лепетать, сидеть без поддержки, дотягиваться до желаемого предмета, вставать на ножки, различать знакомых и незнакомых людей или есть твердую пищу – все эти навыки могут появиться чуть позже.
Но есть умения, отсутствие которых у малютки должно насторожить. К ним относят:
- Перевороты с живота и на спинку и обратно.
- Подъем верхней части туловища в положении лежа на животике.
- Умение сидеть с поддержкой.
- Повороты головы, чтобы рассмотреть окружающий мир.
- Гуление.
- Изучение игрушек с помощью рук (малыш стучит ими, трясет, ощупывает).
- Изучение разных предметов с помощью рта.
О том, что малыш должен уметь в 6 месяцев, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.
Занятия для развития
- Дайте возможность младенцу проводить достаточно много времени на полу. Разложите вокруг крохи различные игрушки, чтобы младенец захотел к ним подползти.
- Когда ребенок сидит на полу, сядьте напротив и покатайте мячик от вас к малютке и обратно.
- Для развития координации папа может покатать ребенка у себя на плечах, а мама – усадить младенца на свою ногу и покачать медленно, а затем быстро.
- Для хранения игрушек малыша приобретите небольшие коробки. Кроха увлеченно будет копаться в них, перебирая игрушки.
- Ежедневно массируйте пальчики крохи по 2-3 минуты. Разминайте каждый пальчик по очереди, а также легко потягивайте его.
- Давайте ребенку играть с формочками или коробочками разных размеров. Крохе понравятся также игрушки, в которых фигурки могут перемещаться по спирали, пищалки, матрешки.
- Держащему в руках две игрушки ребенку предложите третью. Сперва кроха захочет ухватить ее, не отпуская имеющиеся игрушки, но потом поймет, что одну из игрушек придется положить.
- Изготовьте для младенца несколько мешочков, в которых будут разные наполнители – пуговицы, фасоль, пшено, гладкие камушки и другие.
- Для лучшего развития речи малыша постоянно общайтесь с крохой, когда он издает звуки. Отвечайте малышу, повторяя его лепет, а также озвучивайте все свои действия. При этом говорите о себе «мама», чтобы малыш начал соотносить это слово с вами («сейчас мама даст тебе колокольчик»). Точно также же приучите кроху к связи слова «папа» с отцом.
- Показывайте младенцу книжки с яркими картинками. При этом рассказывайте о том, что в них нарисовано. Отлично, если в таких книжках будут короткие стишки с повторяемыми фразами.
- Гуляя с крохой в парке, показывайте малышу листочки, деревья, траву. Если отправитесь с 6-месячным младенцем в магазин, не упустите возможности показать крохе фрукты, овощи, посуду и многие другие предметы, озвучивая их названия.
- Привяжите к коляске крохи воздушный шар и наблюдайте, как малыш будет дергать за веревочку.
- По-прежнему интересны младенцу и такие игры, как «ку-ку», «ладушки» и «сорока-ворона».
- Разнообразьте купание младенца использованием разных игрушек. Пусть рядом с купающимся младенцем плавают кораблики, пластиковая посуда, резиновые игрушки.
- Приглашайте в гости семьи с детьми, чтобы кроха учился общению с другим ребенком.
Поиграйте с ребенком в игры, показанные в телепередаче «Мамина школа» канала «ТСВ».
Уход
Ежедневными процедурами ухода за малышом шести месяцев продолжают оставаться:
- Гигиенические процедуры – подмывание, умывание, стрижка ногтей, расчесывание, очистка ушей и носика. К ним добавляют чистку зубов, даже если первый зуб еще не появился. Очищать ротовую полость крохи советуют специальной резиновой щеточкой.
- Закаляющие процедуры. В 6-месячном возрасте это воздушные и солнечные ванны, ходьба по мокрому полотенцу, обтирания.
- Купание. Ванна не только поможет малышу расслабиться перед ночным сном, но и принесет массу положительных эмоций.
- Массаж и гимнастика. Поглаживания, растирания, пассивные и активные упражнения помогают телу карапуза становиться более крепким.
Не забывайте о безопасности ребенка шести месяцев. Малыш может перевернуться в любой момент, поэтому оставлять его на возвышении без присмотра недопустимо. Начавший ползать ребенок способен добраться до моющих средств, розеток и других опасных вещей.
Ознакомиться с техникой общеукрепляющего массажа вы можете, посмотрев видео Николая Никонова – ведущего врача и массажиста России.
Режим дня
Наличие режима дня очень важно для развития нервной системы ребенка. Крохе в возрасте шести месяцев требуется около 15-16 часов сна в сутки. Примерно 9-10 часов ребенок спит ночью, а остальное время распределяется на 3 дневных сна, длительность которых составляет до 1,5-2 часов. Старайтесь укладывать кроху в одинаковое время каждый день, а будить утром 6-месячного ребенка не стоит.
Прогулки в 6-месячном возрасте по-прежнему проводятся дважды в день с учетом погодных условий. Длительные гуляния возможны в хорошую погоду, а если на улице сильный ветер, ливень либо температура воздуха опустилась ниже -10, от прогулки стоит воздержаться. Во время прогулок малыш теперь уже не только спит, но и с интересом изучает окружающий мир.
Грудное вскармливание в шестимесячном возрасте немного изменяется. Сосание в ночное время смещается на последние часы перед пробуждением. При этом в первую половину дня кроха прикладывается к груди реже, а в послеобеденное время прикладывания становятся более частыми.
Ребенку шести месяцев, ранее получавшему только материнское молоко, начинают вводить прикорм, выбирая для него овощи в виде пюре или кашку. Следующим видом прикорма для 6-месячного крохи будут фрукты. Новое блюдо предлагают маленькими порциями в первой половине дня, наблюдая за состоянием и реакцией организма младенца.
Дети на искусственном вскармливании едят 5 раз в сутки. Общий объем пищи для малыша 6 месяцев рассчитывают, разделив вес ребенка на 8. В среднем ребенок этого возраста съедает 1000-1100 мл пищи в день. Этот объем делят на число кормлений, поэтому примерная порция еды для одного приема пищи шестимесячного малыша будет составлять 200-220 мл. Меню прикорма для деток-искусственников включает овощи, каши, фрукты, сливочное и растительное масло.
Обычный день
Дни с шестимесячными малышами проходят интересно и занимательно. И хотя режим у каждого из полугодовалых карапузов индивидуален и зависит от биологических ритмов младенца, мы предлагаем примерный вариант режима дня для 6-месячного ребенка:
Не забывайте, что малышу в первую очередь необходима любовь и поддержка родителей.
Частые проблемы
- Дискомфорт от прорезающихся зубов. У малышей набухают и чешутся десны, что мешает крохе и делает поведение младенца капризным. У некоторых карапузов появление зубов сопровождается повышением температуры, жидким стулом и другими отрицательными симптомами.
- Частые просыпания ночью. Более крепкому ночному сну будет способствовать купание перед укладыванием на ночь и кормление после него. Также проследите, чтобы между третьим дневным сном и засыпанием на ночь прошло минимум 4 часа.
- Травмы. Полугодовалый малыш очень активен, поэтому родителям важно предотвратить любые риски получения травм, которых в этом возрасте хватает. Кроха может перевернуться на кровати и упасть с нее, не удержаться за мебель, когда встал, ползти и уткнуться в острый край мебели или ручки комода. Также важно не забывать о риске прищемить пальцы, открывая ящики шкафов, попробовать на вкус моющие средства, залезть в мусорное ведро, подавиться мелкими деталями игрушки.
Проведите с малышом занятия по методике «Маленький Леонардо», показанные в видео Тепляковой Ольги – эксперта по интеллектуальному развитию.
Какое число будет через n-дней (недель, месяцев, лет) — Примеры
Январь | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Февраль | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Март | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Апрель | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Май | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Июнь | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Июль | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Август | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Сентябрь | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Октябрь | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Ноябрь | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Декабрь | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
* под словом «дней» подразумеваются «сутки», а именно 24 часа. Спрашивая 20.06.2016 года «Какая будет дата через 1 день?» мы ожидаем услышать 22.06.2016, так как 21.06.2016 пропустим. Но калькулятор складывает время. Поэтому через 24 часа наступит 21.06.2016.
* не рабочими днями указаны суббота и воскресенье, а также даты официальных праздников России без переносов выходных дней (см. оранжевые цифры).