Текст на тему осень золотая: Сочинения на тему «Золотая осень» 🍂 по классам

Содержание

Сочинение на тему «Пришла золотая осень» 4 класс

Лето, которое радует нас всех теплыми солнечными днями, завершилось. Природа отдает бразды правления следующему времени года – осени. Это время года мне очень нравится, ведь только осенью можно полюбоваться обилием разноцветных красок.

Многие называют осень золотой. А почему, задумывались вы над этим?

Догадаться совсем просто: листья, которые весной и летом были яркого зеленого цвета, с приходом осени окрашиваются в желтый цвет, среди оттенков которого есть и золотистый цвет, и оранжевый, и светло-бурый. Об осени говорят и другие цвета, например, есть деревья, листья которых становятся медными, бледно-желтыми, с цветом желтой охры или зеленоватой латуни. Все эти цвета, прежде всего, ассоциируются с осенью. Одеваясь в яркий разноцветный наряд, осень словно хочет похвастаться перед зимой, ведь зимний наряд – это только холодный белый цвет. Буйство пестрых красок в природе напоминает красочный прощальный карнавал.

  

С приходом золотой осени меняется и солнце, оно старается отдать земле свое последнее тепло, которое не растратило летом. Небо в пору золотой осени еще нежно-голубое, но кое-где уже проплывают тучки, предвещающие наступление холодов и проливных дождей. Немного резким и холодным стал ветер, который в летнюю пору был для нас спасением от жары.  

Золотая осень – это пора подготовки и животных, и птиц, и насекомых к долгой холодной зиме. Перелетные птицы собираются в дорогу, пока еще в лесах слышны их звонкие трели, но скоро все умолкнет. Только шуршание листьев под ногами будет нарушать тишину осеннего леса да завывающий ветер. Насекомые тоже меняются с приходом золотой осени. Если летом они были шустрыми и неуловимыми, то сейчас – медлительными и сонными. Они начинают впадать в спячку.

А еще золотую осень называют бабьим летом. Только в этот период можно еще раз порадоваться солнечным денькам, запечатлеть перед наступлением долгой зимы самые красивые и запоминающиеся моменты золотой осени. Художники, музыканты, поэты и писатели не упускают такой возможности и посвящают золотой осени свои самые лучшие произведения.  

Урок по русскому языку: Сочинение на тему: «Осень золотая» (3 класс)

 

 

ТЕМА. Сочинение – описание по картине В.Д. Поленова

«Золотая осень»

 

                

                                

                                  3-й класс

 

   

            

                                                               Терещенко О. Н.

                                                          учитель начальных классов

 

                                                             

                    

 

 

Тема:   Сочинение – описание по картине В. Д.Поленова

«Золотая осень»

Цели деятельности учителя: формирование умения воспринимать художественные образы картины.

Планируемые результаты образования.

Предметные: знать биографию В. Д. Поленова, знать структуру сочинения-описания, уметь строить описание, уметь использовать прилагательные в своем тексте,  у

меть строить план сочинения.

Личностные: формирование умения выражать свою точку зрения, развитие самостоятельности.

Метапредметные:

регулятивные: под руководством учителя выделять учебную задачу, принимать  условия её выполнения, оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности, использовать ранее полученные знания.

познавательные: умение строить логическую цепь рассуждений, извлекать информацию из иллюстраций. 

коммуникативные: Уметь задавать вопросы,уметь работать в группе.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, картина.

 

Задачи:

·         познакомить с творчеством В.Д.Поленова

·         формировать умение анализировать изобразительно- выразительные средства картины

·         учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на неё

Ключевые слова:

·         художник- пейзажист

·         настроение

·         цветовая гамма

Ход урока

1. Предварительная работа

  Учитель читает отрывок из стихотворения И.А.Бунина (сам текст написан на доске):

  В качестве музыкального сопровождения используется пьеса П.И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной стоит

Над светлою поляной.

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье:

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье…

          

О каком времени года идёт речь в этом стихотворении?

2. Беседа по содержанию картины.

На доске открывается репродукция картины В.Д.Поленова «Золотая осень». Ученики внимательно рассматривают её.

— Какое название вы бы дали этой картине?

— Выберите наиболее подходящее название из предложенных на доске. 

Прокомментируйте свой выбор. 

·        «Осенняя река»

·        «Осень»

·        «Солнечный день»

·        «Золотая осень»

 

— Картина называется «Золотая осень».

                                        Рассказ о художнике

  Эту картину написал Василий Дмитриевич Поленов(1844-1927), один из выдающихся русских художников. Он родился в Петербурге, в культурной дворянской семье. Систематические занятия живописью начались для него в 12 лет. Выполняя волю отца, Василий поступил в петербургский университет, получил юридическое образование, но одновременно по вечерам он занимался в Академии художеств, которую так же с успехом закончил. С 1882 года художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учениками были Остроухов, Коровин, Левитан. Занимался просветительской деятельностью, создавал декорации в театре. Многие его картины имели большой успех и получили известность («Московский дворик», «Бабушкин сад»)

Василий Дмитриевич Поленов был одним из первых живописцев, получивших звание народного художника. (1924 г)

Почему картина называется «Золотая осень»?

  Картина называется так потому, что художник выбрал то время, когда деревья стоят разноцветные, в основном желтые, красные. Поэтому по цвету, они напоминают цвет золота. Это — середина осени. Поленов хотел показать красоту этого времени

 

— Что привлекло ваше внимание на этой картине?

— Какие чувства и желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину? (радость, хочется обнять весь лес, побегать по опушке, помолчать и т.д.).

— Попробуем понять, почему картина вызывает именно такое настроение. Какой день изобразил художник? (День тёплый, солнечный, погожий)

 — С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости? Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?
 (Художник выбрал чистые, яркие краски: голубые, жёлтые зелёные, красные, оранжевые, коричневые)

— Какие деревья вы видите на картине?

— Какого цвета наряд у берёз? (они все золотые).
— Все ли деревья оделись в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными? Докажите, что день, изображённый на картине, солнечный и тёплый. (Небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, солнечные зайчики на траве, на реке).

3. Словарная работа

— Вспомните, что такое эпитет, сравнение.
— Подберите эпитеты, которые вы будете использовать в сочинении.

Эпитеты

День:

погожий, хороший, теплый, осенний

Небо

ясное, голубое, светлое, лазурное

Облака

легкие, воздушные, белые, пушистые

Листья

жёлтые, золотые, разноцветные, осенние, красивые, нарядные

Берёзы

стройные, гибкие, белоствольные.

Трава

жёлтая, зелёная

Река

голубая, зеркальная, синяя, извилистая, блестящая.

Солнце

игривое, осеннее, лучистое.

 

Подберите сравнения.

 

Облака

Облака плывут,  как стая белых лебедей, как волшебные кораблики.

Плывущие облака похожи на белоснежную пушистую вату

Река

Река, как зеркало.

Река — вьётся , как голубая лента

Деревья

Березки, как девушки на балу в белых платьях с яркими лентами в волосах
Лес раскинулся по берегам реки пышным пестрым ковром

 

4. Составление плана описания.

Дети составляют план коллективно под руководством учителя.

1. О художнике и его картине.  Какое время года изображено на картине?
2. Какой день, как изображено небо, солнце?
3. Река.
4. Наряд деревьев

5. Земля.
6.
Какие чувства вызывает картина
.
— С чего бы вы начали сочинение по картине?

Со вступления. Можно написать о художнике и его картинах. С того, что Поленов изобразил красивую пору — осень.
— Что бы вы написали после вступления?

(Стал бы подобно описывать деревья, реку, небо и т. д.)

 — Каково было бы заключение в вашем сочинении?
(Обязательно написала бы о том, какое красивое время  года — осень, и  как Поленов хорошо ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась)

— Художник с помощью красок и кисти передал безмерную красоту родной земли, осенней природы, а  вы при описании картины постарайтесь использовать богатые возможности русского языка.

5.  Написание сочинения и его проверка.

  Учащиеся ещё раз обдумывают структуру сочинения, учитель помогает им наводящими вопросами.

— С чего следует начать?

— Что нужно написать в основной части?

— Какой будет концовка?

  Учащиеся пишут сочинение- описание картины. Заканчивается работа проверкой сочинения с точки зрения орфографии, структуры и полноты раскрытия темы.

 

 

Примерный текст сочинения.

 

  На картине художника В. Д.Поленова изображена золотая осень.

  Стоит погожий осенний денёк. Светит  солнышко. По ясному  небу, как стая белых лебедей, плывут пушистые облака.

  В центре картины голубой лентой вьётся река. В ней, как в зеркале, отражаются лазурная гладь небес и деревья.

 По берегам реки раскинулся осенний лес. Пожелтевшие листья, блестят в солнечных лучах, как золотые. Белоствольные березки заплели в свои косы яркие оранжевые ленты. Они будто стройные девушки, водят хоровод на солнечной полянке. В кругу березок возвышаются горделивые стройные сосны. Они любуются волшебным золотым нарядом берез и машут им своими пушистыми зелёными платочками.

  Земля  надела  золотистый наряд, лишь кое-где мелькают маленькие островки ещё зелёной травы. Лесная тропинка манит и зовёт за собой в эту разноцветную сказку.

  Картина радостная, волшебная. Замечательная пора – золотая осень. Художник Поленов очень точно передал ее красоту. Очень хочется побывать  в этом месте: послушать шум реки, полюбоваться  осенним нарядом  деревьев, погреться под лучами ласкового и игривого солнышка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочинение на тему «Золотая Осень»

Наступила золотая осень. Нарядная, красивая, она идет по своим владениям и наряжает деревья в яркие наряды. Как здорово, что есть такая замечательная пора—осень. Кроме этого приносит она нам много подарков. Осень это время, когда пора собирать урожай, и учится. С началом осени дети идут в школу.

Осенью все деревья преображаются до неузнаваемости, они яркие, нарядные. Особенно красивые клены. Сначала они бордовые, потом оранжевые, а потом становятся желтыми. Их листья большие и живописные. Можно поднять такой листок и увидеть на нем все краски осень, они смешивают друг с другом, и постепенно переходят от темно-бордового к ярко-желтому. Кленовые листья собирают в букеты, плетут венки, делают различные поделки. Соберешь такой букет, поставишь у себя дома, и вся комната наполняется осенним настроением.

Золотя осень проходит очень быстро и на смену ей приходит хмурая осень, которая уже так не радует своими яркими красками. Поэтому очень важно не терять время зря, а как можно больше гулять по улице, восхищаясь красотой, которая тебя окружает. Лучше всего пойти в парк, лес, поехать к озеру. Именно на природе можно увидеть все богатство и роскошь золотой осени.

Сочинение «Наступила Осень»

Вот наступила золотая осеньe. Самая красивая и живописная пора года. Осень любит желтые, красные, оранжевые краски, а как любит она осыпать все золотом. Вот приходишь в березовую рощу, и не можешь отвести глаз, все в золоте. На березках вместо листочков висят золотые монетки, и, кажется, что от одного дуновения ветерка они начнут тут же звенеть.

Золотом осыпает осень и парки, особенно липы. Идешь и радуешься такой красоте. И начинаешь понимать, почему поэты так любили воспевать осень. А иногда просто слов нет, ну невозможно описать все ту красоту, которая открывается перед тобой.

Гуляешь по парку и не можешь нагуляться, так не хочется оставлять эту красоту. Очень красиво рано утром, когда хорошая погода. Золотые деревья просто сияют на фоне яркого голубого неба. Нельзя не восхищаться природой, нет ничего прекраснее нее. Ах! Как здорово, просто дух захватывает от всего этого великолепия.

Золотая осень не уходи, порадуй нас еще немножко. Но, к сожалению, это время очень короткое, и вот уже через неделю, деревья начинают сбрасывать свое убранство. А как не хочется расставаться со сказкой, как хочется еще полюбоваться живописными золотыми пейзажами.

Сочинение на тему «Золотая осень»

Сочинение про осень

Золотая осень
Золотая осень

Осень ненавязчиво сменяет веселое лето стараясь незаметно пробраться в леса и луга. Днем солнышко еще пригревает поля, водоемы и городские улицы, но утром чувствуется весенняя прохлада. Полноправно осень длится три месяца, но на деле она протекает гораздо быстрее.

Осень славится своими золотыми красками, за что она была прозвана — золотой порой. Она дарит нам множество желтых, оранжевых, пурпурных и золотых красок. Деревья скидывают привычный летний зеленый окрас и покрываются желтыми и багряными красками. Осень словно веселая художница с палитрой желтых оттенков.

Особое внимание привлекают листья, которые удивительным образом меняют свой окрас. Желтые листья это ни что другое как символ осени, который знаменует ее приход. Необычайно красиво смотрятся осенние листья каштана, которые буквально окутывают своими золотыми красками, темно-коричневые стволы деревьев. Заставляя думать, что их специально окрасили неизвестные художники. Но мы та знаем, что этот неизвестный художник это — осень

Одно из прекраснейших зрелищ, которые нам дарит осень это — листопад. Ветер усилившийся из-за смены погоды срывает с деревьев листья и несет их по воздуху, беспорядочно укладывая на землю. Невидимые вьюги закручивают упавшие листья выставляя себя на показ, подчеркивая свои движения, опавшими листьями. Вся это красивая игра ветра, сопровождается с неповторимым шелестом листьев, которая просто завораживает своего зрителя звуками и красками весенней поры. 

Принято считать, что осень это романтическая пора года и с этим трудно не согласится. Осень воспета многими писателями, и ее красивые моменты запечатлены на холстах тысячи художников. По праву осень заслуживает своего красивого и романтического звания — золотая осень.

Сочинение 4 класс


    Об осени часто говорят: золотая осень. Почему, догадаться нетрудно: листья на деревьях из зеленых перекрашиваются в самые разные оттенки золотого и золотистого. Желтая охра, красная медь, зеленоватая латунь, коричневая бронза, бледно-желтое и оранжево-желтое золото — эти цвета прежде всего напоминают об осени. Посмотришь на лес, который весь окрашен в такие оттенки и невольно подумаешь: да, золотая осень. Это действительно очень красивая пора, может быть, самая красивая в году. Во всяком случае, многие художники особенно любят писать именно осенние пейзажи. Эта тема дает им самый богатый выбор красок.

    Жаль, что пора эта совсем недолгая. Если календарная осень длится три месяца, то золотая осень — когда все деревья стоят желтые — всего две-три недели. И, вот порадовав глаз чистыми золотыми оттенками, листья вдруг начинают быстро осыпаться. Листва, которая осталась на деревьях, редеет ежедневно, листопад усиливается. Земля тоже становится покрытой золотом, это золото — опавшие листья — шуршит под ногами. И настроение немного грустное от того, что эта красота так недолговечна.

    Чем больше листьев на земле, тем меньше их на деревьях. И однажды листьев на деревьях не останется совсем, только черные голые стволы. Это тоже все еще осень, но уже не золотая.

    Наступила осень. Солнце греет ещё почти по-летнему, стремясь отдать последнее нерастраченное тепло. На голубом и чистом небе ещё почти нет туч. Только ветер стал более холодным и резким, напоминая о том, что на дворе уже сентябрь месяц. Среди яркой зелени уже заметны первые предвестники осени: жёлтые и красные листья. Скоро они опадут с деревьев и покроют собой все дороги и дорожки.

    Птицы уже начинают собираться в стаи, готовятся к длительному перелёту в тёплые края. Ещё слышится отовсюду их весёлый гомон, щебетанье, которые вскоре утихнут до новой весны. Ещё не начался сезон затяжных и бурных ливней, однако небо уже изредка хмурится. Иногда на землю проливается дождь, но лужи высыхают тут же под последними ласковыми лучами солнца.

    По утрам становится холоднее. Небо в это время удивительно прозрачное, чистое и высокое. Кажется, будто усилившийся ветер разогнал все облака, разметал их по дальним уголкам, чтобы ничто не мешало солнцу дарить нам своё тепло. Наряду с красными листьями краснеют и ягоды. Все кустарники будто специально приукрасились к началу осени. Ягоды разных размеров тихонько покачиваются, привлекая внимания птиц и маленьких зверьков, которые делают запасы на зиму. В воздухе стоит особенный осенний аромат: запах свежескошенной травы, нагретой за лето земли и спелых яблок.

    Природа одевается в яркие осенние краски, стремясь покрасоваться перед приходом чёрно-белой зимы. Это похоже на прощальный карнавал, где золотая осень стремится показать всю свою красоту. Быстрота и резкость жаркого лета уходят, уступая место степенности и неторопливости, что больше соответствует нынешнему времени года. Даже надоедливые насекомые, ранее практически неуловимые, теперь начинают впадать в спячку. Их движения, медлительные и сонные, не дают забыть о том, что осень уже на пороге.

    Но, прежде чем окончательно похолодает и поблекнут яркие краски, предстоит ещё порадоваться последнему привету от тёплого времени года: бабьему лету. Эта граница между летом и осенью по-особенному яркая и заметная. Она будто впитала в себя наиболее яркие и тёплые краски, соединила тепло и яркость лета с медлительностью и уютом осени. В это время можно насладиться последним теплом и, под лучами уже похолодевшего, но всё ещё тёплого солнышка, помечтать о будущем жарком лете.

    Прелесть увядающей осенней поры описывалась многими поэтами и прозаиками, есть в этом времени года какая-то особенная, слегка грустная, романтика, которая наталкивает на размышления. Однако не стоит думать, что осень – это исключительно тоскливое явление, которое сопровождают только непрерывные дожи и похолодание. Ведь кроме «мокрой и слякотной осени» существует и всеми любимая «золотая осень».

    Для того чтобы насладиться прощальной порой и полюбоваться последними яркими красками в ожидании белой зимы стоит отправиться в лес.

    Осенний лес – это удивительное зрелище! Все вокруг наталкивает на мысли, что природа – это художник, в распоряжении которого остались лишь краски двух цветов – желтого и красного. Деревья еще не до конца сбросили умершую листву и стоят, окаймленные кронами цвета заходящего солнца. Если на минуту остановиться и перестать шуметь ботинками по оранжевому покрывалу, то можно услышать, что лес наполняют тысячи звуков. Это прощальный «концерт» из птичьих голосов, суетливого шуршания насекомых и прочих маленьких обитателей, дуновения последнего теплого ветра. Совсем скоро лес погрузится в зимнюю дремоту и его окутает звенящая морозная тишина.

    Если быть внимательным, то можно разглядеть на ветках оставленные птицами гнезда. Большинство пернатых обитателей леса собрались в стаи и отправились в более теплые края, пережидать холода. Изредка среди багряной листвы вспорхнет маленькая желтая синичка или вдали послышится мерный стук дятла – эти лесные птицы остаются зимовать с нами. Совсем большим везением будет увидеть сойку, глухаря или тетерева, а зимующих сов вы не повстречается днем, даже если очень захотите.

    Если выйти на большую поляну, то можно полюбоваться прекрасным природным «гербарием». Лесные травы, нетронутые ветром или человеком, застыли в безмолвном ожидании. Сухие и безжизненные, они отцвели и осыпали семена на почву уже давно, а теперь грустно шуршат под ногами. Брошенные в мох семена согреются под слоем снега, чтобы с приходом весны прорости новым сочно-зеленым ковром разнотравья. Но сейчас в осеннем лесу зеленых оттенков больше нет, весь он полыхает ярким огнем листвы.

    Возвращаясь с прогулки домой, обязательно возьмите с собой осенние сувениры: упавший желудь, резной кленовый листок. Пусть зимними вечерами эти символы уходящего года напоминают вам о лесе, который спит и видит сны о весеннем солнце, молодой траве и возвращающихся птицах.

…………………………………………………..

         |         Смотреть дальше     ( еще сочинения 4 класс )

Здравствуй, осень золотая! Наблюдаем, беседуем, играем

Осень — красивое и удивительное время года. Погода еще балует нас теплыми денечками, но все чаще напоминают о себе дожди. Листья деревьев окрашиваются в золотистые тона, леса приобретают желтые, багряные и коричневые оттенки. В этот период особенно интересно понаблюдать за сезонными изменениями в природе, узнать, что происходит с растительным миром, как готовятся к зиме разные животные. А помогут в этом познавательные и развивающие книги, пособия и наглядные материалы. Они не только познакомят дошкольников с осенью, но помогут развить речь, логическое мышление, мелкую моторику; дети сыграют в увлекательные «осенние» игры, обсудят интересные иллюстрации, выполнят упражнения и задания на знание времен года и даже примут участие в осенних праздниках.

Беседуем по картинкам

Беседы по картинкам — необходимое условие развития «контекстной» (связной) речи у ребенка. Комплект «Осень» состоит из 12 карточек с текстами и рекомендациями. Лицевая сторона каждой карточки — это красочный рисунок, предназначенный для рассматривания и обсуждения. На обороте помещен текст-подсказка для взрослых, с помощью которого они смогут побеседовать об изображенной на рисунке ситуации или предмете. Комплект издается в серии «Беседы с ребенком» и может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях с детьми от 4-х лет. Ребенок сформирует представление об осенних изменениях в природе, сможет самостоятельно составлять небольшие рассказы и отвечать на вопросы по теме, устанавливать связи между изменениями в неживой и живой природе, научится сравнивать и классифицировать, делать выводы.

В работе с данным комплектом взрослому необходимо воспитывать у ребенка бережное отношение и любовь к природе, помочь ему развить монологическую и диалогическую речь, научиться строить описательный рассказ.

К комплекту «Времена года. Осень» из серии «Сфера картинок», состоящему из бесед, стихотворений, загадок и вопросов, при желании можно докупить плакат и раздаточные карточки. Это удобно в работе с группой детей, на тематических занятиях и викторинах. В домашних условиях достаточно иметь просто комплект и беседовать с ребенком по картинкам. Знакомясь с демонстрационными картинками, ребенок сможет отгадать загадку, выучить стихотворение, ответить на вопросы по теме. Текст на обороте каждой картинки написан простым языком и служит для взрослого палочкой-выручалочкой в беседе с ребенком.

Обсуждение цветных картинок, как правило, вызывает у детей интерес и любопытство. Ребенок не ограничен конкретным заданием, его рассказ строится в произвольной форме, в него вносятся и личные наблюдения о природе, замеченные на прогулке, во время игр на улице. Постарайтесь развить у ребенка фантазию, желание к общению и выражению собственных мыслей.

Беседуем и играем

Для развития детей 5-6 лет прекрасно подойдет пособие «Времена года. Стихи. Рассказы. Игры», изданное в серии «Обо всем на свете детям». Авторы разработали программу комплексного развития ребенка через ознакомление с временами года. Приводятся методика работы, краткие описания времен года для детей, литературные произведения о временах года, а также комплекс дидактических и подвижных игр на природе.

Изучая тему, ребенок познакомится со словариком из различных частей речи. Это поможет правильно подбирать существительные, прилагательные, глаголы и наречия, выстраивая рассказ о временах года. В помощь приводятся народные приметы, пословицы, поговорки и загадки. Осваивая тему, ребенок отработает правильное произношение «проблемных» звуков при помощи скороговорок и считалок, при желании выучит понравившееся стихотворение. Каждая игра, представленная в пособии, содержит несколько вариантов, что позволяет их дифференцировать по степени сложности. Это дает возможность принимать участие в игре детям разного возраста и разного уровня развития.

Занятия по данному пособию можно проводить как с группой детей, так и индивидуально.

Отправиться в увлекательное путешествие в мир природы можно с пособием Т.А. Шорыгиной «Беседы о временах года», изданным в серии «Вместе с детьми». Известный детский писатель расскажет много нового и удивительного о временах года. А народные приметы, пословицы, поговорки, стихи, загадки и сказки ей в этом помогут. По традиции в конце каждой темы предлагаются вопросы и задания. Детям будет интересно послушать авторские сказки и дополнить их по своему усмотрению или пересказать сверстникам в группе, ведь в них оригинальные сюжеты и незнакомые персонажи.

Пособие даст представление об изменениях, происходящих в природе в течение года, расскажет, как к ним готовятся люди, звери, птицы. Взрослому важно не дать угаснуть детской любознательности, развить у ребенка наблюдательность, помочь в познании окружающего мира.

Развиваемся в игре

Учебно-игровой комплект «Осень» из серии «Самые нужные игры» прекрасно подходит для обучения в игровой форме. В него входят игры-читалки «Золотая осень», «Поздняя осень», игра-бродилка «Осенний марафон» и «осенняя» викторина.

Все игры формата А3 с подробным описанием красочно оформлены, имеют игровые поля и рисунки. Принимать участие в играх могут от двух и более человек. Это прекрасное семейное времяпрепровождение, помогающее ребенку развивать речевые способности, мелкую моторику, мышление, формировать пространственные представления, систематизировать знания о временах года.

Играя с ребенком, не торопите его, пусть он все обдумает и примет самостоятельное решение. Вы можете незаметно подвести его к правильному решению намеком или советом. Важно объяснить ребенку, что соблюдение правил в игре — обязательное условие. Это приучит его к дисциплине и уважению других игроков. В дальнейшем ему это очень пригодится.

Надеемся, что и остальные комплекты серии «Самые нужные игры» понравятся вашему ребенку, и он будет играть с удовольствием с друзьями и с родителями.

Осень по-английски

Научите ребенка быстро запоминать английские слова вместе с комплектом «Природа. Времена года. Погода» из серии «Запоминай слова легко». Комплект состоит из 25 тематических карточек. На лицевой стороне каждой карточки представлен цветной рисунок, на обратной — написание слова на английском языке, транскрипция и уровень сложности. Всего три уровня сложности. Ребенку не придется заниматься утомительной зубрежкой — достаточно рассмотреть цветные рисунки и запомнить их написание. Это поможет развить зрительное восприятие и сформировать ассоциативную связь между рисунком и его названием на английском языке. С карточками можно поиграть в игры «Назови правильно», «Как это произносится?» и др., организовать тематический вечер или увлекательную викторину. К комплекту прилагается подробная инструкция.

Если ребенка увлечет изучение языка по карточкам, можно приобрести другие комплекты «английской» серии «Запоминай слова легко».

«Музыкальная» осень

Праздники в детском саду — всегда удивительные и незабываемые! Для каждого ребенка это возможность соприкоснуться с завораживающим миром доброй фантазии, почувствовать себя былинным героем или персонажем полюбившейся сказки. Праздники развивают память, расширяют кругозор, пробуждают фантазию. Подарить детям незабываемый праздник с костюмами, декорациями и красивой музыкой поможет книга Е.А. Никитиной «Осенние праздники в детском саду. Сценарии с нотным приложением». В нее входят три сценария: «Бал на поляне у осени», «Осенняя Волга», «В стране Небыличной». Дети становятся главными действующими лицами — они говорят, танцуют и поют. У каждого ребенка своя роль, которая запомнится надолго.

Предваряют книгу авторские рекомендации по подготовке музыкального праздника. Здесь и распределение ролей между детьми в соответствии с их характерами, способностями, желаниями, и репетиции, и, конечно же, выбор декораций.

В качестве декораций к празднику можно взять уже готовые вырубные фигурки в виде кленовых листьев разной формы, а можно вместе с детьми подготовить свои разноцветные листочки и украсить ими «сцену».

Осень золотая

Вот и осень золотая. Люблю это чудное время, хоть оно и навевает меланхолию, и депрессия снова поднимает поникшую летом голову, и чаще посещает грустное настроение. .. Но в такие минуты работается лучше, видится дальше и не хочется выходить из дома, как летом, когда работоспособность стремится к нулю.

Осень золотая почти тридцать лет связывается у меня с началом года: учебного, трудового, студенческого, институтского… Да и сейчас, хоть отошла от прежней жизни, все равно день знаний – почти личный профессиональный день. Сентябрь – начало конца:

Еще не осень — так, едва-едва.
Ни опыта еще, ни мастерства.
Она еще разучивает гаммы.
Не вставлены еще вторые рамы,
и тополя бульвара за окном
еще монументальны, как скульптура.
Еще упруга их мускулатура,
но день-другой —
и все пойдет на спад,
проявится осенняя натура,
и, предваряя близкий листопад,
листва зашелестит, как партитура,
и дождь забарабанит невпопад
по клавишам,
и вся клавиатура
пойдет плясать под музыку дождя.

Хорошо, что трагический август в этом году не был отмечен ничем тяжелым, если не считать Украины, напоминающей, что  все не так уж хорошо, но это «плохо» тонет в ура-патриотических комментариях и победных реляциях с боев на фоне гибнущих, бегущих и выходящих из кровавых «котлов» людей.

И с осенью на память приходит грустная поэзия Юрия Левитанского — не Пушкина, не Пастернака, не Тютчева и не Бунина.… А позднего Левитанского, который нашел себя, только войдя в возраст золотой осени.

Юрий Левитанский

Листья мокли под окном,
намокали…
— Дело к осени идет! —
намекали.

Протрубили журавли,
пролетели,
Прокричали про снега,
про метели.

Эти голые поля,
эти дали
тоже мненье журавлей
подтверждали.

Только зрелые плоды,
тяжелея,
наливались ни о чем
не жалея.

Да и мы с тобою, друг,
не тужили,
в камельке своем огонь
не тушили.

Хоть и видели, что день
убывает,
говорили: — Ничего!
Все бывает!

Юрий Левитанский

И к войне у него было отношение тоже особое. Пройдя Великую Отечественную с первых дней и до последних, закончил было ее  в Одессе, как предполагалось, когда солдаты в начале лета 1945 грузились в эшелоны.

Но случилась  маленькая победоносная война с Японией. С тех пор к любой войне у Левитанского выработалось стойкое неприятие. И когда в 1995 году ему вручали государственную премию, он сказал президенту:

«Наверно, я должен бы выразить благодарность также и власти, но с нею, с властью, тут дело обстоит сложнее, ибо далеко не все слова ее, дела и поступки я сегодня разделяю. Особенно все то, что связано с войной в Чечне,— мысль о том, что людей убивают как бы с моего молчаливого согласия,— мысль эта для меня воистину невыносима».

Думаю, что и сегодня он бы сказал то же самое и другому президенту, потому что хоть поэт и все забыл, но осталась эмоциональная и интонационная память войны, которая и сегодня все та же…

Ну что с того, что я там был.
Я был давно. Я все забыл.
Не помню дней. Не помню дат.
Ни тех форсированных рек.

(Я неопознанный солдат.
Я рядовой. Я имярек.
Я меткой пули недолет.
Я лед кровавый в январе.
Я прочно впаян в этот лед —
я в нем, как мушка в янтаре.)

Но что с того, что я там был.
Я все избыл. Я все забыл.
Не помню дат. Не помню дней.
Названий вспомнить не могу.

(Я топот загнанных коней.
Я хриплый окрик на бегу.
Я миг непрожитого дня.
Я бой на дальнем рубеже.
Я пламя Вечного огня
и пламя гильзы в блиндаже.)

Но что с того, что я там был,
в том грозном быть или не быть.
Я это все почти забыл.
Я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне —
она участвует во мне.
И отблеск Вечного огня
дрожит на скулах у меня.

(Уже меня не исключить
из этих лет, из той войны.
Уже меня не излечить
от той зимы, от тех снегов.
И с той землей, и с той зимой
уже меня не разлучить,
до тех снегов, где вам уже
моих следов не различить.)

Но что с того, что я там был!..

 

Золотая осень отражается в жизни не только природы – чудной, золотой, неповторимой, хоть и увядающей, но и каждого человека. Три четверти года, три четверти жизни позади и даже если год длинный, он все равно короткий. А осень года мудрее и точнее видит жизнь, ее безжалостность и милосердие, нежность к ушедшему и жалость к погибающему.

Горящими листьями пахнет в саду.
Прощайте,
я больше сюда не приду.
Дымится бумага,
чернеют листы.
Сжигаю мосты.

Чернеют листы,
тяжелеет рука.
Бикфордовым шнуром
дымится строка.
Последние листья,
деревья пусты.
Сжигаю мосты.

Прощайте,
прощальный свершаю обряд.
Осенние листья,
как порох,
горят.
И капли на стеклах,
как слезы,
чисты.
Сжигаю мосты.

Я больше уже не приду в этот сад.
Иду,
чтоб уже не вернуться назад.
До ранней,
зеленой,
последней звезды
сжигаю мосты.

Осенние листья Юрия Левитанского сродни маленьким морщинистым старушкам Бодлера, которые отсчитывают последние мгновения жизни. Его поэзия пропитана любовью, жалостью и болью за каждого человека, потому что  их достоин каждый, даже если он сам выбирает свой путь: осень жизни всегда трагична и полна щемящей тоски.