Роды на руси: 5 любопытных фактов о тех, кто принимал роды со времен Руси: Здоровье

Содержание

Акушерка! Вчера, сегодня, завтра!

«…Мудрость этой работы стара, как само время»
Кристиан Нортрап.

Акушерство – одно из древнейших направлений медицины. Долгое время в России акушерская помощь осуществлялась повитухами. Не только на селе или в городе, но и в столице царские и боярские жены рожали в большинстве случаев с помощью бабок-повитух, уровень медицинских знаний которых был весьма невысок.

Названия «бабка-повитуха», «бабушка-повитуха» и «повивальная бабка» (повивавшая, свивавшая пеленкой дитя) — так на Руси именовались женщины, оказывающие пособие роженице — дает основание предположить, что такая женщина приглашалась в большинстве случаев только при трудных родах: в легких же случаях она приглашалась уже после родов для перевязки пуповины и повития (пеленания) младенца. С одной стороны, это диктовалось известным суеверием — стремлением скрыть роды от окружающих и избежать «дурного глаза», а с другой стороны, видимо, соображениями экономии.

Функции повивальных бабок помимо первого ухода за младенцем были весьма разнообразны и заключались в исполнении с давних времен установленных обычаев, поверий, заговоров и различных действий. Так, чтобы «развязались» роды, повитуха расплетала роженице косы, развязывала на одежде все узелки, ходила с роженицей до полного изнеможения последней, подвешивала ее за руки, встряхивала, опрыскивала «с уголька», разминала ей живот для «правления» плода и пр. При этом, чем более бабка-повитуха знала подобных приемов, якобы ускоряющих роды, тем более опытной и знающей она считалась в «бабичьем деле».

Древнейшим местом для родов, которое готовили загодя, не только у крестьян, но и у царей была баня. Ее с усердием мыли, скребли добела ножами пол, полати и стены, протапливали — чтобы легче было «размягчить» тело роженицы, но париться ей не разрешалось. Баню протапливали специально заготовленными дровами: рябиновыми — чтобы отогнать нечистую силу, дубовыми — чтобы ребенок родился сильным, березовыми — чтобы дитя было красивым.

Акушерки, практиковавшие в то время в больших городах России, были почти исключительно иностранки. Вполне понятно, что помощью этих врачей и акушерок могло пользоваться только сравнительно ограниченное число рожениц из привилегированного класса, вся же остальная масса русского населения (города и деревни) по-прежнему довольствовалась услугами повивальных бабок.

В 1784 г. в Петербургской «бабичьей школе» начал преподавать Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744-1812) —первый российский профессор повивального искусства (1782), один из основоположников научного акушерства, педиатрии и фармакогнозии в России. В 1770 г. после окончания Петербургской госпитальной школы он был направлен по особой стипендии на медицинский факультет Страсбургом го университета, в котором в 1775 г. защитил докторскую диссертацию о печени человека («De hepate humano»).

С самого начала своей педагогической деятельности он значительно видоизменил и улучшил преподавание, введя занятия на фантоме.

Для этого он заказал по собственным моделям и рисункам фантом женского таза с деревянным ребенком, акушерские щипцы («клещи») с деревянными рукоятками, серебряный катетер и пр.

За большие заслуги Медицинская коллегия в 1782 г. присвоила Н.М.Максимовичу-Амбодику звание профессора повивального искусства. Им было написано первое русское оригинальное руководство по акушерству под названием «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» (1784-1786).

Н.М. Максимовичу-Амбодику принадлежит большая роль в создании медицинской терминологии, чему он способствовал не только своими переводами и сочинениями, но и составлением ряда словарей. Амбодика по праву считают отцом русского акушерства.

28 декабря 1917 г. при Наркомате государственного призрения был сформирован отдел по охране младенчества, впоследствии преобразованный в отдел по охране материнства и младенчества. С 1920 г. этот отдел перешел в ведение Наркомата здравоохранения. В годы разрухи и гражданской войны этот отдел развернул широкую пропаганду идей охраны матери и ребенка среди широких масс населения. Работа отдела в тот период состояла в составлении декретов, разработке инструкций и положений, созыве различных совещаний, конференций и т.д. После окончания гражданской войны Наркомздрав приступил к широкой реорганизации акушерской помощи в стране.

Так уже в 20-е годы активно начинают открываться женские консультации, родильные дома, повышается качество профильного медицинского образования, к тому же на XX век приходится резкое увеличение рождаемости во всем мире, и СССР не был исключением. Технологический прогресс позволяет внедрять новые способы диагностики и лечения, как беременных женщин, так и младенцев, уменьшить смертность. В послевоенный период система охраны здоровья матери и ребенка продолжала развиваться. Значительную роль в этом сыграла большая методическая работа, проводимая ведущими специали-зированными институтами, в частности Научным центром акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН (Москва), НИИ акушерства и гинекологии (Санкт-Петербург) и др.

Акушерство сегодня представлено двумя основными направлениями: клиническим, наиболее распространенным, и физиологическим, или традиционным, находящим все более сторонников среди родителей, акушеров и врачей.

Клиническое акушерство рассматривает беременность и роды как экстремальное, потенциально опасное для здоровья матери и ребенка состояние, требующее наблюдения медиков и обязательного наличия службы неотложной медицинской помощи вблизи.

Представителями клинического акушерства и носителями его идеологии являются многие акушеры-гинекологи.

Физиологическое (традиционное) акушерство рассматривает беременность и роды как естественные биологические процессы, протекающие у здоровых людей нормально, и лишь иногда требующие серьезного вмешательства, подобно другим «выделительным» процессам.

Представителями физиологического акушерства и носителями его идеологии традиционно являются акушерки, а сегодня — все больше врачей разных специальностей, и прежде всего акушеры-гинекологи.

Именно акушерки являются «первичным звеном» помощи при беременности и в родах в странах, имеющих наилучшие показатели материнского и младенческого благополучия. Так, например, в Дании, Голландии и Швеции роды с участием акушерки являются нормой.

Фактически, в шести странах с самым низким уровнем перинатальной смертности ведущая роль в родах принадлежит именно акушеркам, которые самостоятельно ведут 70% всех родов. В США соответствующая служба («Nursing Service») начала обучать акушерок в 1939 году, используя в качестве модели аналогичную службу, развитую в Англии. В настоящее время насчитывается более 40 программ по подготовке медсестер-акушерок, хотя на пути их практической деятельности существуют значительные барьеры. Отношение врачей к этой службе является неоднозначным: с одной стороны медсестра-акушерка может быть ценным помощником в деловой практике, с другой (если она стремится к независимости и хочет работать самостоятельно со своей собственной клиентурой) – она может превратиться в угрозу, экономического конкурента.

В России на сегодняшний день действует более 1640 женских консультаций и более 750 родильных домов, в связи с чем постоянное качественное обучение акушерок, важная задача для медицинских учебных заведений. Мы все знаем, какое внимание в настоящее время обращается на демографическую ситуацию в нашей стране, органы власти различными способами пытаются повысить рождаемость, в связи с чем развитие акушерства – проблема не только не теряющая своей актуальности, но наоборот имеющая острый характер.

Благодаря поддержке государства, реализации национального проекта в области здравоохранения, программы «Родовой сертификат», предпринимаемым мерам по улучшению демографической ситуации в стране, отмечается устойчивое снижение показателей материнской и младенческой смертности (21,9 на 100 тыс. родившихся живыми и 9,4 на 1000 родившихся). Вместе с тем, имеется ряд нерешенных проблем.

Обращает на себя внимание ухудшение репродуктивного здоровья женщин, особенно детского и подросткового возраста, вызывает беспокойство рост злокачественных новообразований молочных желез и органов женской репродуктивной сферы.

Медленно решаются вопросы стандартизации акушерско-гинекологической помощи, внедрения современных технологий, улучшения качества последипломного образования врачей акушеров-гинекологов с учетом необходимости оказания высокотехнологичной медицинской помощи, развития системы перинатальных центров.

Слабо развивается сеть региональных отделений Российского общества акушеров-гинекологов, недостаточно активно осуществляется работа по вовлечению врачей акушеров-гинекологов в профессиональное медицинское сообщество.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы: в России представлено в большей степени клиническое акушерство, в странах Запада, развито акушерство физиологическое, частное, предлагающее альтернативу родам в медицинских учреждениях (т.н. домашние, водные роды). Периодически проводятся различные международные конференции, съезды акушерок, практикующих разные методы работы.

Именно в обмене опытом в международном формате, внедрении новых технологий диагностики и лечения (например трехмерной эхографии), улучшении материальной базы женских консультаций, родильных домов, фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности, повышении квалификации медицинского персонала видятся перспективы развития акушерства в России.

Акушерство – одно из древнейших направлений медицины, но соединение тысячелетнего опыта и мудрости, прогресса и новых медицинских технологий — есть путь для совершенствования нашей работы, и нам есть чему учиться.

Список литературы
  1. Акушерство в России: краткая история. Ермакова Е.Ю.
  2. Родить и возродиться, адапт. перевод с Голландского языка. Е. Спаненд, Ельзе де Хан
  3. Резолюция IV съезда акушеров-гинекологов России. Москва, 2008г.
  4. Акушерство сегодня. www.midwifery.ru. История акушерства.
  5. Акушерство: Учебник для студентов мед. вузов. Савельева Г.М., Кулаков В.И., Стрижаков А.Н. и др.
  6. Электронная энциклопедия кафедры истории медицины МГМСУ им. А.И. Евдокимова. История акушерства.

«ГОРИМ! ПОЖАР…» — КАК РОЖАЛИ НА РУСИ?

О беременности женщины, как правило, узнавали достаточно поздно, поскольку единственным достоверным признаком того, что женщина беременна, было явное шевеление плода. То есть, когда у женщины прекращалось «рубашечное», она предполагала, что «затяжелела», но говорили о состоявшейся беременности только после того, как плод начинал шевелиться.!!!

То, что якобы к беременным на Руси относились с благоговением, — миф. Беременность зачастую воспринималась как помеха и всегда как нечто совершенно обыденное: подумаешь, понесла, дурное дело не хитрое.

Беременность не воспринималась как таинство, это был естественный процесс, стоивший не больше внимания, чем легкий насморк.

В старину считали, что выкидыш у женщины может быть только по двум причинам: по грехам или «сделали», а не от тяжелой работы, поэтому никаких поблажек беременная не получала, работала по-прежнему много и тяжело, выполняя все свои обязанности по дому.

Как свидетельствуют историки, нередко баба шла рожать, бросив белье в корыте или недомешанное тесто. Что касается родов в поле, о которых так любят говорить почитатели естественного образа жизни, то это, конечно, иллюзия, что женщины откладывали в сторону серп, рожали, и тут же вскакивали на ноги, чтобы продолжить работу — «и ничего», и все, мол, были здоровые и крепкие.

Несмотря на то, что такие роды не были редкостью, ни одна здравомыслящая женщина не желала разрешиться в поле. Да, бывали случаи родов прямо в стогу, но это не была норма. Если начало родин заставало женщину в поле, то она старалась попасть домой, чтобы роды прошли в более подходящих условиях.

Художник: Clodt Michael K.

Хорошо, если встречалась телега, — ее могли довезти до избы, впрочем, бывало, что женщина, которую растрясло в телеге, прямо в ней и рожала. В остальных же случаях роженица добиралась до дома пешком. В поле рожали те, кто не успел добежать до дома. Случались роды и на берегу реки во время полоскания белья.

Роды принимала повитуха, она же повивальная бабка. Это женщина, овладевшая акушерским искусством и оказывающая роженицам помощь.

Повитуха контролировала весь процесс родов, который мог длиться и несколько суток, при необходимости принимала меры для исправления положения плода, для ускорения родов, пеленала родившегося младенца — повивала, от чего, собственно, и происходит наименование этих древних акушерок — повитухи.!!!

Кстати, в обязательный послеродовой курс восстановления входило и повивание родильницы — бабка дня через два-три вела ее в баню, там распаренной женщине «правили живот» и затем на несколько часов, а при необходимости — на несколько дней — туго утягивали тканевыми бинтами — это служило профилактикой грыж и выпадения матки. Но пеленание далеко не всегда спасало от этой беды.

Как же проходили собственно роды?

Поняв, что женщине пришло время родить, свекровь, мать или другая женщина в семье посылала кого-нибудь или сама шла за повитухой. Опять же, из боязни, что нечистая сила может навредить роженице, шли окольными путями и бабку звали не прямым текстом, а иносказательно: «Зашла бы ты нашу корову посмотреть, а то обещалась, а не идешь». Услуги повитухи оценивались примерно в десять копеек, один хлеб и один пирог. Если свекровь была скупа, и о цене договориться не удавалось, то так и приходилось женщине рожать без  «квалифицированной помощи».

Роженицу обычно уводили в натопленную баню — самое чистое помещение на подворье. У кого по бедности не было бани, рожали прямо в избе. Там, в обществе повитухи, роженица переживала период схваток.

Существовало множество приемов для ускорения родов. Схватки женщина обычно переносила стоя: ее ставили в дверном проеме и заставляли висеть на брусе или на вожже, перекинутой через брус. Если процесс затягивался, то роженицу могли трижды обвести вокруг стола, принудить дуть в бутылку, опрокинуть на доске (положить на широкую доску и резко переместить из положения вниз головой в положение вниз ногами), заставить подняться по лесенке на сеновал и спуститься обратно, внезапно окатить ведром ледяной воды, или подговаривали других женщин резко ворваться в баню с криками «Горим! Пожар!», колотя при этом скалками в корыта.

Если уж дела обстояли совсем плохо, то посылали к священнику служить молебен и открыть Царские врата — последнее считалось особенно действенным. Ни о каком кесаревом сечении для простой крестьянской бабы не могло быть и речи. Если после родов плохо отходил послед, то женщине пихали в рот пальцы или ее же волосы — считалось, что возникающий при этом рвотный позыв способствует отделению плаценты. Неудивительно, что при таком родовспоможении в России до революции каждые седьмые роды заканчивались смертью женщины. Так что разговоры о том, что в старину рожали легко, тоже не более чем выдумка.

Мужчины никогда не присутствовали при родах. Исключение составляли случаи, если требовалось провести какие-то манипуляции с роженицей, например, поднять ее на доску. Только тогда могли позвать для подмоги мужиков, которые после оказания необходимой помощи тут же уходили. Никому и в голову не могла прийти такая блажь, как совместные роды.

Новорожденному пуповину перевязывали льняной ниткой и перерезали, в некоторых областях было принято, чтобы повитуха перегрызала пуповину. Пригласить на роды врача могли себе позволить только городские жители при условии, что они были платежеспособны.

О такой роскоши, как роды в родильном доме, не могло быть и речи. Загвоздка в том, что самый первый родильный дом появился в России в Москве в 1764 году и предназначался он не для комфорта рожениц и новорожденных, а для того чтобы сократить количество «уличных» родов у гулящих женщин, которые своих новорожденных детей затем обычно выбрасывали в канализацию или на свалку. Рожать в таком роддоме было позором для добропорядочной женщины, поэтому фактически до начала ХХ века рожали исключительно дома!!!

Женщине позволялось лежать три дня, после тяжелых родов — до девяти дней, потом ее поднимали, и та же повитуха ее «расхаживала».

Впрочем, такое было возможно только в больших семьях, где было кому подменить женщину. В богатых семьях роженицу освобождали от работы на весь послеродовой период — шесть недель. Если семья жила особняком, своим домом, без родни, то мать была вынуждена вставать едва ли не через час после родов и приступать к обычным домашним делам. Если роды были летом, то через три дня, максимум через неделю женщина уже шла в поле: считалось, что труд способствует быстрейшему восстановлению.

Пимоненко Николай Корнилович (1862-1912), Жатва на Украине.

Из-за этого многие женщины получали массу послеродовых осложнений в виде грыж, кровотечений, опущения матки. Единственная помощь, которую они получали, исходила от односельчанок: те на протяжении недели-двух ходили к родильнице поздравить с новорожденным и в обязательном порядке приносили с собой готовую еду, что позволяло хоть как-то облегчить ее труды по хозяйству.

Вопреки распространенному мнению, младенца не прикладывали к груди немедленно после рождения. Молозиво обычно сцеживали — оно считалось «дурным», «ведьминым молоком», способным принести младенцу хворь.

Кормили грудью по возможности, как позволяла занятость матери. Частенько женщина просила покормить ее младенца родственницу или соседку, которая была не так сильно занята по хозяйству. Если позволяли условия, то женщины стремились кормить грудью как можно дольше, «пока дитя не застыдится», но не ради самого кормления, а ради того, чтобы не беременеть, — согласно результатам обследований крестьянок в XIX веке у 80% женщин, хотя бы раз в сутки кормивших детей грудью, критические дни отсутствовали на протяжении трех-четырех, а, бывало, и семи лет. По тем временам грудное вскармливание было достаточно надежным способом предохранения.

Конечно, не могло быть и речи о какой-то культуре половых отношений. По свидетельству историков тех времен, когда, как и сколько всегда решал мужик. И в этом вопросе опять же превалировало потребительское отношение к женщинам. Мужья лезли удовлетворять свою похоть, совершенно не считаясь с самочувствием и состоянием женщины: ни критические дни, ни беременность, ни недавние роды, ни усталость не были причиной для того, чтобы «подождать». Он хочет — она обязана. При таком раскладе супружеский долг часто превращался в самое обычное грубое насилие. И ничего удивительного не было в том, что часто женщина, едва родив, через месяц-другой вновь оказывалась «брюхатою», и все повторялось по кругу…

Автор: Лилия Малахова

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Роды, воспитание, образование в Древней Руси


Роды


Роды и воспитание детей на Руси издавна были окружены, разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, будущие мамы стремились легко разрешиться от бремени, родители хотели защитить своих детей от сглаза, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, научить грамоте. Свой взгляд был у наших предков и на вопросы дисциплины. Спустя столетия некоторые древние обряды кажутся нам странными, а воспитательные каноны — неуместными. Но интерес к ним остается и по сей день, а отголоски древних обычаев зачастую живут в современных семьях. Ещё во время беременности женщины учились у повитух старинному наговору, который затем читали своим детям в утробе: «От тебя, мой свет, моя капелька, я сама всяку беду отведу. Будет куполом тебе любовь моя, колыбелькою — все терпение, да молитвою — утешение. Жду тебя, мой свет, как земля зари, как трава росы, как цветы дождя». Звучание этих нежных слов благотворно влияло на ребенка, а у матери создавало правильный настрой перед родами.

Появление человека на свет всегда считалось великим таинством, к которому женщина начинала готовиться задолго до самого события. Уже на свадьбе принято было желать молодым: «Дай вам Бог, Иван Иванович, богатеть, а вам, Марья Петровна, спереди горбатеть». Повивальные бабки, владевшие акушерским искусством, на Руси пользовались особым почетом. Далеко не каждая женщина могла стать повитухой, например, запрещалось это тем, чьи собственные дети страдали какой-нибудь болезнью. И, конечно, большое внимание уделяли чистоте помыслов повивальной бабки, ведь от нее напрямую зависели жизни и роженицы, и нового человека.

Как только у женщины начинались схватки, повитуха уводила ее подальше от жилья (часто роды происходили в бане). Считалось, что надо опасаться «лихих людей» или «дурного глаза», которые могут навредить новорожденному. Поэтому присутствие кого бы то ни было, даже самых близких членов семьи, во время родов запрещалось. Отцу ребенка предписывалось усердно молиться перед иконой и соблюдать пост. Остальные родственники должны были распахнуть все окна и двери дома, куда вернутся.

До сих пор существует выражение «родился в рубашке», подразумевающее необычайную везучесть человека. Эта примета возникла у наших предков по вполне понятной причине: если новорожденный покрыт «рубашкой», то есть остатками околоплодного пузыря, то он запросто мог задохнуться и погибнуть. Раз этот малыш все-таки жив, значит, ему крупно повезло сейчас и можно надеяться, что ему будет сопутствовать удача и в дальнейшем.

Молодые мамы на Руси не задавались вопросом, как кормить новорожденного. Ведь если у женщины не было грудного молока, то ее малышу буквально грозила голодная смерть. Отлучали от груди ребенка не постепенно, а в один день. И в этот же день было принято гадать о будущем малыша. Перед ребенком на полу раскладывали разные предметы: хлеб, веретено, деньги, ножик и смотрели, к чему потянется кроха.

Считалось, что это покажет его «освободить дорогу» ребенку и помочь его матери. С этой же целью женщина должна была рожать с распущенными волосами, дабы ничто не сковывало, не стесняло ее. Чтобы облегчить труд роженицы, муж заблаговременно готовил для нее специальные деревянные лавки в виде двух перекладин на уровне пояса. Опираясь на это приспособление и раскачиваясь из стороны в сторону, женщине было гораздо легче перенести схватки.

Интересно, что отношение к родам и самому ребенку напрямую зависело от того, который раз женщина становится матерью. Первые роды расценивались как «пробный камень здоровья», главное было, чтобы они состоялись, открыли дорогу для будущих детей, а о здоровье первого ребенка никто особенно не пекся. Ценили, прежде всего, то, что, однажды став матерью, женщина теперь сможет родить еще много малышей.

Когда ребеночек появлялся на свет, его заворачивали в шубу (по поверью, это должно было послужить будущему достатку малыша) для семьи.

Воспитание-порка


Взгляды на воспитание детей в Древней Руси были, с современной точки зрения, весьма своеобразными. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Это отношение можно встретить в древнерусских сказаниях: воспевая подвиги какого-нибудь богатыря, летописец обязательно упоминает о том, что герой сызмальства отличался храбростью и недюжинной силой.

Вообще наши предки были достаточно суровы в обращении со своими детьми. Опираясь на религиозные представления об изначальной греховности человека, они верили, что ребенка нужно как можно раньше укротить, сломить, подчинить родительской воле. Это надо сделать для его же блага, считали предки, потому что дитя, не битое в детстве, когда вырастет, непременно будет обижать своих родителей. Поэтому с самого рождения человек попадал в жесткую иерархию семейных взаимоотношений.

Бесспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина «не воспитывает» (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям предписывалось с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им. Так, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами как советчик, пока у него не появлялась борода. Тем не менее, особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше (обычно это делали с мальчиками 1-3 лет). Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет.

Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в поневу (полотнище ткани, которое женщины в Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи, и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуал. Девица забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девочки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: «Вскочи, дитятко, вскочи, милое». Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: «Хочу — вскочу, не хочу — не вскочу!» Несмотря на предписанную суровость, героиня этого действа обычно не заставляла долго себя уговаривать, ведь свершение обряда означало, что она объявила себя девушкой на выданье и дала право женихам присылать сватов. Только став женой, дочь выходила из-под власти своего отца, и в знак этого на свадьбе отец невесты передавал зятю специальную плеть, которой до этого «воспитывал» девушку.

Образование по — древнерусски


В обязанность каждой семьи входило научить своих детей грамоте. Древнерусские люди настолько уважали ученость, что даже в старых сказках и былинах положительный герой всегда умен, воспитан и образован, а злодей, напротив, груб и невежествен. Поэтому каждый родитель по мере сил и возможностей должен был обучить своих детей чтению и письму. Очевидно, воспитанием малышей занималась в основном мать, поэтому при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование.

Археологами найдено множество берестяных грамот, на которых учились писать наши предки: дети тренировались изображать отдельные буквы, потом запоминали всю азбуку, затем они писали слова. Иногда родители чувствовали, что их ребенок очень талантлив и смышлен, и потому знаний, полученных в семье, ему явно недостаточно. Такого малыша отдавали в учение к человеку, владевшему книжной премудростью. Это своеобразное «высшее образование»: от современного оно отличалось тем, что у наставника был только один ученик, а значит, все драгоценные знания, весь свой опыт учитель стремился вложить в сознание единственного человека. Ученик под руководством наставника осваивал религиозные тексты и светские книги, учился толковать их, видеть за иносказаниями скрытый смысл.

Образованному человеку полагалось уметь петь, знать историю, разбираться в церковных канонах и, самое главное, вежливо себя вести: «правильно слово молвити», вовремя поклониться, улыбнуться. Видеть свое дитя именно таким и было самой большой отрадой для родителей.

Надежда Бешкова

«Семь нянек» благодарит за помощь в подготовке материала

Вадима Викторовича Долгова (кандидат исторических наук, специалист по истории Древней Руси), Альбину Петровну Павлову (доцент кафедры акушерства и гинекологии РГМУ), Наталью Николаевну Алентьеву (психолог 5-го родильного дома «Мать и Дитя»), Галину Георгиевну Дунаеву (врач акушер-гинеколог высшей категории).

И на последок


Колыбель, в которой спал младенец, еще называли люлькой, зыбкой. С ней было связано много поверий. Например, считалось плохой приметой качать пустую колыбельку — это могло накликать беду на малыша. Укачивать ребенка вдвоем — к скорому рождению двойни, говорили в народе. А на спящего младенца смотреть без надобности вообще не советовали

Источник: «Семь нянек», №3, 2004

Традиция домашних родов на Руси: откуда “ноги растут”


Разговоры и мечты о домашних родах сейчас у нас очень популярны –впрочем, так же как и многие другие идеи возвращения “к корням и истокам”: безыдейность и бездуховность нынешнего времени побуждают нас идеализировать многое в далеком прошлом.

Даже будущая мамочка, твердо уверенная в том, что на домашние роды никогда не осмелится – нет-нет да и даст воли фантазии: вот рожает она себе на собственной удобной кровати, под музыку и при свечах. И все так естественно и гармонично: с одной стороны – муж, бледный от волнения и гордости, с другой — внимательная и опытнейшая акушерка, способная заменить дюжину врачей и медицинских приборов и решить любые проблемы. В такой обстановке даже и больно-то не будет: боль – это они в роддомах придумали, чтоб женщины пореже рожать приходили и поменьше работы у врачей было. И вот стены фамильного замка оглашает первый крик новорожденного… Стоп, возвращаемся обратно в родную “хрущевку”, где разбуженные криками соседи начнут злобно стучать по батареям и грозиться милицией. А женщина в перерывах между схватками сможет вдоволь поразмыслить о том, чем ей теперь отстирывать окровавленные простыни и куда девать плаценту, а также что приготовить завтра на ужин. Ну это если, конечно, с осложнениями в роддом не попадешь.

Поклонники домашних родов очень любят ссылаться на историю – мол, раньше на Руси и крестьянки, и купчихи, и дворянки – все дома рожали, а в роддомах – только женщины, мягко говоря, малопочтенные. Мол, предки наши лучше знали, что для здоровья женщины и ребенка полезнее, потому и обходили роддома стороной.

Первый роддом в России был открыт в 1764 году и имел 3 отделения: “для секретно родящих”, “для рождающихся незаконных детей” и “для женщин замужних, но не желающих оставить ребёнка”. А в 1771 году в Петербурге был открыт Воспитательный дом, и при нем – госпиталь “для неимущих родильниц”. Принимали туда анонимно, а рожденные дети попадали в воспитательный дом.
В 1880 году был создан первый городской родильный приют на Швивой горке, где бедных рожениц принимают бесплатно. И так далее.

В царской России было принято жертвовать на благотворительность. И родильные дома открывались именно из благотворительных побуждений, а вовсе не в медицинских целях. Да и на том уровне развития медицины — кроме помещения, роддом не мог предоставить женщине ничего такого особенного, чего не могла бы сделать повивальная бабка на дому. Зашивать матку после кесарева сечения научились только в конце 19 века (что уменьшило смертность женщин до 7%), и вплоть до 70-х годов 20 века кесарево сечение было операцией достаточно редкой и опасной.
Переливание крови как средство спасения от массивных маточных кровотечений начало штучно применяться только в 1830 году и было делом также весьма опасным для жизни и малоэффективным, так как различные группы крови были открыты только в 1903 году. Методы же реанимации новорожденных были таковы, что с одинаковым успехом применялись и дома, и в роддоме.

Надо ли удивляться, что в эти заведения, фактически равные ночлежкам и богадельням для самых бедных и бездомных, нормальным замужним женщинам и в голову не приходило идти рожать? И надо ли объяснять, что нынешние роддома создаются с совершенно другими целями – при необходимости оказывать качественную медицинскую помощь матери и ребенку в родах и после них?

Есть и еще одна причина предпочтения, оказываемого домашним родам нашими предками. В процессе родов в то время чуть ли не важнейшую роль играли многочисленные обряды, сопровождающие роды, принятие младенца и послеродовой период. Обилием этих обрядов искупался недостаток медицинской помощи – должны же были бабки-повитухи, специалистки весьма уважаемые и высокооплачиваемые, за что-то деньги получать, коли все было максимально естественно и женщины рожали без малейших вмешательств в природу? Повитуха читала молитвы и бормотала заговоры, развязывала все узлы в доме, распоряжалась действиями остальных домашних, принимала ребенка и перерезала пуповину на топоре или на прялке, “вызывала послед” (по некоторым данным, послед полагалось вызывать как кошку, крича сами понимаете куда “кис-кис-кис”), “снимала сглаз” с матери и “привязывала к дому” ребенка. А какие обряды в роддоме? Одна голая техника.

Так что думайте сами – действительно ли нам стоит равняться на предков и пригодны ли для нашей реальности те причины, по которым они предпочитали рожать дома.

Ерунда про Роды и уход за новорожденным в Древней Руси. — 20 ответов

Нашла в Инете, в общем и целом по-моему бред, но есть прикольные моменты.

Изучаю тут вопрос для сдачи сессии, и кое-что может показаться интересным и забавным.
Некоторые приметы во время беременности:
1. Если беременная женщина полнеет,то родит девочку.
2. Если при вопросе «Кого родишь?»- сконфузится, то родит девочку.
3. Мальчика следует ждать, когда у последнего ребенка на шее волосы не заканчиваются косичкой.
4. Мальчика следует ждать, когда посаженный за стол ребенок из разложенных пред ним вещей выберет какую-нибудь принадлежность мужчины.
Про роды:

С наступлением родов все в доме прощаются с роженицей и уходят в другую избу, остерегаясь при этом рассказать о происходящем посторонним.
С родильницей остаются её муж и призванная бабка-повитуха.
После благополучного окончания родов повивальная бабка ,если ей покажется нужным, исправляет голову у ребенка. Полагают,что зависит от повитухи сделать ли ребенка круглоликим, длиннолицым или даже каким-нибудь уродом.
После родов повитуха родильницу парит в бане и правит опустившийся после родов живот, растирая его конопляным маслом.
Повивальная бабка сдаивает ее груди,чтобы удалить первое плохое молоко. (а ныне то молозиво самым ценным считается, но даже мою сестру лет 20 назад в РД заставляли сцеживаться в раковину)
Лекарства для родильниц: настой водки на колгане (для подъема живота), богородская трава (чтобы из груди свободнее шло молоко), ромашка, душица.
Про уход за младенцем:
Чтобы ребенок был спокоен, его обертывают отцовыми портами. (жаль я раньше не знала. а то бы попробовала)
Не нужно обрезать ему ногтей и волос ранее года. (ну волосы куда ни шло, а ногти!!!!)
От брани и проклятия дети делаются глупыми, или не растут или пропадают, или мрут не своею смертью. (тут сложно не согласиться, от брани и проклятий точно ничего хорошего не будет)
Пищею для младенца служит молоко матери,а если его нет, что коровье молоко или жеваные баранки с сахаром. ))))))
Не считается вредным покормить его щами, картофелем, кашей, попоить кваском. (мед для сторонников раннего ведения прикорма)

Что на Руси кричали во время родов — Рамблер/женский

В Древней Руси женские роды были обставлены множеством обрядов и окружены множеством суеверий. Особое внимание при этом уделялось различным криками, заговорам и даже молчанию.

Например, беременная женщина не имела право громко разговаривать, петь, смеяться и уж тем более ругаться или скандалить – все это, считали язычники, могло нанести вред как младенцу, так и матери.

Не отзывайся и не оглядывайся

Ни в коем случае беременной женщине нельзя было оглядываться на окрики, если она не была уверена, что её окликает знакомый человек. Древние славяне думали, что в этот период женщина особенно уязвима, и её могут «заморочить», то есть навести морок злые демоны или сглазить завистливые люди. Беременную женщину следовало потихоньку окликать трижды, чтобы она точно знала, что её кличет человек, а не бесы. А если ей снилось, что кто-то окликает, следовало срочно идти к знахарке, ведь такой сон считался показателем того, что беременная больна.

Крик как повеление

Во время родов поведение людей, окружавших будущую мать, менялось. Крик становился как бы побуждением к родам, стимулом к появлению нового человека на свет. Причём, матери по-прежнему не разрешалось кричать, пусть даже и от невыносимой боли, а вот окружающим кричать было не только можно, но и положено.

Суеверий было много

Чтобы роды прошли быстро и без осложнений, в доме чисто убирались и переворачивали все корыта, очевидно, таким образом как бы призывая женщину родить. У роженицы распускали волосы и покрывали голову белым платком («Суеверия и предрассудки крестьян Воронежской губернии» Хрестоматия). А для того, чтобы роды были лёгкими, женщина, которой следовало вскоре родить, могла перед родами «навещать» мертвеца – то есть посещать дом, где лежал покойник. А чтобы это оказало на неё благотворное влияние, следовало при таком посещении расстегивать ворот рубахи.

Громче кричишь – больше сыновей родится

В Полесье если муж роженицы хотел сына, то он должен во время родов должен был бегать вокруг дома и громко кричать: «Сын!». Самые ретивые залезали на крышу дома и кричали оттуда, надеясь таким образом воздействовать на пол ребёнка, появляющегося на свет. Причём эти крики были окончанием особого обряда, который начинался ещё во время свадьбы, когда родственники молодых в первую брачную ночь должны были под дверью выкрикивать пол будущего ребёнка. Если дети рождались «в сорочке», то есть в околоплодном мешке, то суеверные крестьяне считали, что такой ребёнок может каким-то невообразимым образом переродиться в демона. А чтобы этого не произошло, отцу младенца следовало тот час бежать в ближайшую церковь и там трижды во весь голос крикнуть заговорные слова о том, что у него ребёнок – ангел.

Крик как призыв к младенцу

Если роды затягивались, и роженица начинала испытывать мучения, следовало встать под окно и кричать, что есть силы: «Чего это вы там так долго копаетесь?» Причём, делать это должны были совершенно посторонние мужчины. А если дело было совсем плохо, то нужно кричали«Пожар!» (И. А Седакова «Крик в поверьях и обрядах, связанных с рождением и развитием ребенка»). Очевидно, что малограмотные крестьяне надеялись, что младенец услышит их крики, и роды быстрее завершатся.

Первый крик – сигнал о новой жизни

Очень важное значение придавалось первому крику ребёнка, который нужно было вызвать как можно скорее. По этому крику судили о здоровье младенца, продолжительности его жизни и даже о характере. Если дитя не кричало, то его не просто шлепали, стимулируя к крику, а опускали попеременно в холодную и тёплую воду или начинали колдовать с последом, который был как бы двойником младенца: грели в печи и даже натирали водкой. Разумеется, никакого врачебного эффекта это не несло – действия были, скорее, ритуальными. Крик младенца был важен: он был сигналом появления жизни, нарушением молчания, которое в этом случае символизировало смерть: «живой кричит, а умерший молчит». Крики говорили о том, что женщина наконец разрешалась от бремени, а в семье становилось на одного человека больше.

Имя ребёнка кричали лишь после крестин

О поле ребенка и о его имени сразу после родов предпочитали молчать; имя нового члена семьи с криком разносили по улицам села только после того, как его крестили в церкви. После принятия на Руси православия на смену суевериям пришла молитва Пресвятой Богородице, которую могли читать в доме роженицы родственники, а короткую молитву Богородице твердила во время родов и сама повитуха и даже роженица. Все надеялись на помощь, которую может оказать Небесная Царица, и чем хуже обстояли дела, тем громче и горячее лилась молитва верующих людей к Богу.

WOMENATION беременность и роды

85 миллионов случайных беременностей

В. Сакевич Примерно 40% всех беременностей можно отнести к незапланированным.

Наказание Евы: перезагрузка. Идеология «естественных родов»

C.K. Egbert Движение за «естественные роды» не занимается улучшением медицинской практики в женских интересах. Вместо этого, оно возвращает нас к тем темным временам, когда женщинам говорили, что их родовые муки — наказание Евы.

Средневековая китайская семья

И.А. Фролова Разговор о китайском семейном укладе следует начать с самого важного момента — рождения детей, которые, в зависимости от пола, призваны впоследствии исполнять совершенно определённые функции. Классическая поэзия и проза средневековья пестрит изречениями о ценности мальчиков. На долю сыновей выпадалo самое главное — сохранение и почитание традиций предков и родителей. Девочка воспринималась как обуза, «лишний рот» в семье, «отрезанный ломоть», потому что после заключения брака она уходит из семьи родителей и принадлежит уже другому клану. В Китае, где было очень много бедных семей, часто практиковалась продажа дочерей в другие семьи.

Мониторинг прав женщин в РФ. Медицинская помощь и услуги здравоохранения для детей, особенно в первый год жизни

Григорьева Н. С. Это сфера, в которой женщины-матери также сталкиваются с реализацией своих прав на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинское обслуживание ребёнка начинается с осмотра и сдачи анализов в роддоме.

Мониторинг прав женщин в РФ. Медицинское обслуживание женщин во время беременности и родов

Григорьева Н. С. 63% анкетируемых считают, что, скорее всего, во время беременности и родов невозможно обойтись бесплатными услугами, предлагаемыми обязательной медицинской страховкой. Только 34% женщин полагают, что, в случае необходимости, они смогли бы обойтись бесплатными медицинскими услугами во время беременности.

Мониторинг прав женщин в РФ. Проблемы доступа женщин к медицинским услугам в период беременности и в первый год жизни ребенка

Григорьева Н. С. Одной из главных проблем, затрагивающих все аспекты охраны здоровья матерей и детей, является возможность и гарантия получения качественных медицинских услуг. Обеспечение доступа населения к медицинским услугам — задача любой системы здравоохранения. В России эта проблема в последнее время стоит очень остро.

Правовая рубрика. Ответы на вопросы — 2

Разбираются вопросы о трудовых правах женщины по выходу из отпуска по беременности и родам, а также о пенсионном обеспечении неработающих женщин.

Культ матери в Третьем рейхе, его смыслы и последствия

Г.Г. Супрыгина В статье рассматриваются антифеминистские установки нацистов, которые повлияли на формирование реальной политики в отношении женщин, в первую очередь женщин-матерей. Нацисты создавали культ матери, чтобы эксплуатировать природные способности женщины, повысить рождаемость с целью увеличения числа солдат, рабочих для производства, переселенцев на завоеванные восточные территории.

Дайана Расселл

Отказ в материнстве

В то время как многие женщины вынуждены заводить детей против своей воли, тем, которые желают стать матерями, этого не позволяют.

Повседневная жизнь провинциальной дворянки центральной России (XVIII — середина XIX в.)

Белова А.В. Из автореферата диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук «Повседневная жизнь провинциальной дворянки центральной России (XVIII — середина XIX в.)»

Можно ли быть «хорошей матерью»?

Анна Шадрина Я бы хотела пригласить читательниц к размышлениям о том, как складываются общественные обстоятельства, при которых любая мать, кто бы ни выполнял эту работу, становится чрезвычайно уязвимой.

Материнство в Древней Руси и Московии

Наталья Пушкарева Многочадие в допетровской Руси выступало как общест­венная необходимость: толь­ко оно могло обеспечить со­хранение и приумножение фамильной собственности, только оно гарантировало воспроизводство — много­численные болезни и моровые поветрия уносили десятки тысяч жизней. Поэто­му и православная церковь на протяже­нии веков упорно формировала идеал женщины — многодетной матери. Без сомнения, это сказалось на отношении к женщине в обществе, представлении о границах ее возможной самореализа­ции, о ее «предназначении».

Подачка пролайферам? В России запретили рекламу абортов

Президент РФ Владимир Путин в понедельник подписал закон, запрещающий рекламировать аборты.

Дайана Расселл

Преступления, совершенные медиками

Богатые и образованные мужчины редко рассматриваются как регулярно совершающие насилие по отношению к женщинам. Однако появляется все больше доказательств, которые разоблачают мужчин-медиков, совершающих сексистские действия по отношению к женщинам очень жестокими способами.

Сандра Бем

К вопросу о гендерной нейтральности: распространение андроцентризма

Социальный мир организован таким образом, что перспектива в нем есть только у мужчин, что о нуждах мужчин автоматически заботятся, в то время как специфически женские нужды рассматриваются или как отдельные случаи, или вообще не принимаются во внимание.

Ежегодно 7,3 млн девочек-подростков становятся матерями

Подростковая беременность — это причина и одновременно следствие нарушений прав человека. Она лишает девочек прав на образование, здравоохранение и благополучие. И, с другой стороны, когда девочка не в состоянии воспользоваться своим правом в сфере репродуктивного здоровья и другими услугами, она подвержена опасности забеременеть. Каждый день в развивающихся странах 20 тысяч девочек становятся мамами в возрасте до 18 лет.

Репродукция унижения и ненависти

Арина Холина Мужчин унижали в армии. Женщин — в родильных палатах. Роды — это был своеобразный обряд инициации, который проводила карательная советская гинекология.

Женщина в России — это болезнь

Алина Маркова В России есть целый набор мифов о женской физиологии, из которых следует: быть женщиной в России — значит априори быть больным человеком.

Женщины и пирамида потребностей Маслоу

Текст ниже представляет из себя исключительно наблюдения без научного подхода; однако если его развить в более научном смысле он может пригодиться борющимся за права женщин. Текст недоделанный и в нем отражено далеко не все, о чем следовало бы сказать.

Дискуссионная площадка:


«Мы живем в настоящем аду»: украинские женщины рассказывают о родах в разгар российского вторжения

Для многих женщин в Украине смертельное российское вторжение пришло, когда они готовились принести в мир новую жизнь. Теперь они рожают в зоне боевых действий.

«Мы живем в настоящем аду», — сказала Рейтер в среду Алена Шинкар, беременная женщина из Киева. Она находится в подвале роддома вместе со многими другими будущими и новоиспеченными родителями.

Шинкарь проснулся от звуков авианалета в 5 часов утра 24 февраля, в первый день нападения российских войск на страну.

«Я слышала взрыв и крики женщин. Началась война. И я не могла поверить. Я думала, что это какой-то кошмар», — сказала она. «Но это то, что есть. Вот как мы живем».

В этот же день в ту же больницу приехала еще одна мама Юла. Через четыре дня она родила сына по имени Марк.

«Здесь мы в безопасности», — сказала она Рейтер.«Лучшие кадры в мире. Здесь работают лучшие кадры, и мы ими очень гордимся».

Глава родильного дома Дмитрий Говсеев сообщил агентству Рейтер, что его команда работает круглосуточно с момента начала атаки на Украину. Большинство его сотрудников не покидали больницу в течение недели.

«Около 70% персонала остается здесь постоянно», — сказал он. «Мы по очереди на работе».

Беременных женщин и новорожденных доставляют в приют на цокольном этаже родильного дома в столице Украины Киеве во время российских нападений 2 марта 2022 года.Агентство Айтак Унал / Анадолу через Getty Images

Ситуация с его посохом примерно такая же, за исключением приближения опасности, сказал он. Когда срабатывает сирена воздушной тревоги, женщин приходится переводить в убежище. И этот шаг должен произойти быстро.

«Я видел, как женщины рожают прямо здесь, в подвале. И они все были в крови, потому что у них было, например, кесарево сечение, а потом опять началась тревога, и им нужно было спускаться», — сказал Шинкар.«По сути, у них даже не было времени соврать после кесарева сечения. Это ужасно. Это ужасный опыт».

Превращая украинские больницы в бомбоубежища, врачи продолжают спасать жизни и помогают рождать в мире новые⁰.

Один врач в Киеве рассказал @CBS_Herridge, что некоторые пациентки рожают в одиночестве, пока их партнер защищает свой город pic.twitter.com/YgyHr5vP3v

— CBS News (@CBSNews) 3 марта 2022 г.

Доктор Владислав Берестойв, акушер-гинеколог Киевского государственного родильного дома № 1.5, сказал CBS News в среду, что врачам было трудно видеть, как так много родителей рожают, «в то время как ракеты обстреливают наши больницы».

Многим женщинам приходится рожать в одиночестве.

«Некоторые из них [остаются] одни в больнице, потому что их партнеры участвуют в защите нашего государства или нашего города», — сказал Берестойви, а другие слишком напуганы, чтобы даже пойти в больницу.

Несмотря на опасные условия снаружи, киевский врач сообщает CBS News, что в его больнице родилось более сотни детей: «Все успешно.Слава Богу.» pic.twitter.com/0gsKPaA3LI

— Новости CBS (@CBSNews) 3 марта 2022 г.

Несмотря на все это, на этой неделе его команда успешно родила более 100 детей. — Слава Богу, — сказал он.

Хотя его больница пока хорошо снабжена, «никогда не знаешь, что будет завтра», сказал Берестойви.

Другие больницы по всей Украине лечат большое количество пострадавших от вторжения, а это означает, что их запасы истощаются, сказал Берестойви.

Шинкар, с нетерпением ожидающая рождения своего ребенка, коротает время за чтением «Краткой истории Европы» со своей импровизированной кроватки.

«Я никогда не думал, что нечто подобное может произойти в 21 веке, в столице европейской страны», — сказал Шинкарь. «Что наш сосед, которого мы всегда считали нашим братом, может просто так напасть… Я надеюсь, что мир может что-то сделать для нас».

Более Ли Коэн

Ли Коэн — продюсер социальных сетей и популярный репортер CBS News, специализирующийся на вопросах социальной справедливости.

Беременная женщина на вирусном фото после нападения на роддом в Украине и ее ребенок погибли

Мариуполь, Украина — Беременная женщина и ее ребенок погибли после того, как Россия бомбила родильный дом, где она должна была родить, Associated Press узнал. Изображения женщины, которую везут в машину скорой помощи на носилках, кружили по миру, олицетворяя ужас нападения на самых невинных людей человечества.

На видео и фото, снятых журналистами АР в среду после нападения на больницу, видно, как женщина гладила окровавленную нижнюю часть живота, пока спасатели мчали ее через завалы в осажденном Мариуполе. случилось.Это был один из самых жестоких моментов в 19-дневной войне России с Украиной.

Украинские сотрудники МЧС и волонтеры выносят раненую беременную женщину из родильного дома, пострадавшего в результате обстрела, в Мариуполе, Украина, 9 марта 2022 года. Женщина и ее ребенок погибли после того, как Россия бомбила родильный дом, где она должна была рожать. Евгений Малолетка / AP

Женщину срочно доставили в другую больницу, но ближе к линии фронта, где врачи старались сохранить ей жизнь.Медики сказали, что, понимая, что она теряет ребенка, она закричала им: «Убейте меня сейчас же!»

Хирург Тимур Марин обнаружил у женщины размозженный таз и оторванное бедро. Медики доставили ребенка с помощью кесарева сечения, но он «не подавал признаков жизни», сказал хирург.

Затем они сосредоточились на матери.

«Более 30 минут реанимации матери не дали результатов», — сказала Марин в субботу.

«Оба умерли.»

В хаосе после авиаудара в среду медики не успели узнать имя женщины, как ее муж и отец пришли забрать ее тело.По крайней мере, кто-то пришел за ней, сказали они, чтобы она не оказалась в братских могилах, вырытых для многих из растущего числа погибших в Мариуполе.

Российские официальные лица, обвиняемые в военных преступлениях, заявили, что родильный дом был захвачен украинскими экстремистами для использования в качестве базы, и в нем не осталось ни пациентов, ни медиков. Постоянный представитель России в ООН и посольство России в Лондоне назвали снимки «фейковыми новостями».

Журналисты Associated Press, ведущие репортажи из блокадного Мариуполя с начала войны, задокументировали нападение и своими глазами видели жертвы и разрушения.Они сняли видео и фото нескольких окровавленных беременных матерей, бегущих из взорванного родильного дома, кричащих медиков, плачущих детей.

В пятницу и субботу команда AP выследила пострадавших в больнице, куда они были переведены, на окраине Мариуполя.

В городе, где больше недели не было продовольствия, воды, электричества и тепла, электроэнергия от аварийных генераторов зарезервирована для операционных.

Пока выжившие описывали свои испытания, взрывы снаружи сотрясали стены.Обстрелы и стрельба в этом районе носят спорадический, но непрекращающийся характер. Эмоции зашкаливают, даже когда врачи и медсестры сосредоточены на своей работе.

Блогер Марьяна Вышегирская родила девочку на следующий день после авиаудара и обняла новорожденную Веронику, рассказывая о взрыве в среду. После того, как фотографии и видео показали, как она спускается по заваленной мусором лестнице и прижимает одеяло к своему беременному телу, российские официальные лица заявили, что она была актрисой в инсценированном нападении.

«Это произошло 9 марта в больнице № 3 Мариуполя. Мы лежали в палатах, когда разлетелись стекла, рамы, окна и стены», — рассказала The AP Вышегирская, все еще одетая в ту же пижаму в горошек, что и при побеге.

«Мы не знаем, как это произошло. Мы были в своих палатах, и кто-то успел прикрыться, кто-то нет.»

Ее испытание было одним из многих в Мариуполе, который стал символом сопротивления стремлению президента России Владимира Путина сокрушить демократическую Украину и перекроить карту мира в свою пользу.Неспособность подчинить себе Мариуполь подтолкнула российские войска к расширению наступления в других частях Украины.

Тем временем портовый город на Азовском море с населением 430 000 человек, ключевой для создания сухопутного моста из России в аннексированный Россией Крым, медленно голодает.

В импровизированном новом родильном отделении каждые приближающиеся роды приносят новое напряжение.

— Все роженицы столько пережили, — сказала медсестра Ольга Верещагина.

Одна из обезумевших матерей потеряла несколько пальцев на ногах во время бомбежки.В пятницу медики сделали ей кесарево сечение, осторожно вытащив дочь и энергично растирая новорожденного, чтобы стимулировать признаки жизни.

Через несколько секунд, затаив дыхание, ребенок плачет.

Радостные возгласы разносятся по комнате. Плачет новорожденная Алана, плачет ее мама, а медицинские работники вытирают слезы с глаз.

Более

Взрыв Мариупольского роддома: Погибли беременная женщина, младенец | Российско-украинская война Новости

Беременная женщина и ее ребенок погибли после того, как Россия разбомбила украинский родильный дом, где должна была родить будущая мама, сообщают СМИ.

Кадры последствий нападения в прошлую среду, на которых женщина была доставлена ​​в машину скорой помощи на носилках, потрясли мир, олицетворяя ужас нападения.

Жертва баюкала свой окровавленный живот, пока спасатели несли ее через развалины в осажденном Мариуполе, ее побледневшее лицо отражало ее шок от того, что только что произошло.

Украинские власти заявляют, что город подвергался непрекращающимся бомбардировкам с тех пор, как российские войска окружили его 2 марта.

С тех пор около 400 тысяч человек, оставшихся в Мариуполе, остались без воды, еды и лекарств. Отопление и телефонная связь, а также электричество во многих районах отключены.

Женщину на фотографиях, снятых журналистами Associated Press, срочно доставили в другую больницу, еще ближе к линии фронта, где врачи работали, чтобы сохранить ей жизнь.

Понимая, что она теряет ребенка, медики сказали, что она кричала им: «Убейте меня сейчас же!»

Хирург Тимур Марин обнаружил у женщины размозженный таз и оторванное бедро.Врачи родили ребенка с помощью кесарева сечения, но он не подавал «признаков жизни», сказал хирург.

Затем они сосредоточились на матери.

«Более 30 минут реанимации матери не дали результатов», — сказал Марин в субботу. «Оба умерли».

Медики не успели узнать имя женщины, как ее муж и отец пришли забрать ее тело.

За ней хоть кто-то пришел, говорят, чтобы ее тело не оказалось в братских могилах, которые выкапывают для многих из растущего числа умерших в Мариуполе.

Российские официальные лица, обвиняемые в военных преступлениях, утверждают, что родильный дом был захвачен украинскими «экстремистами» для использования в качестве базы, и в нем не осталось ни пациентов, ни медиков.

Постоянный представитель России в ООН и посольство России в Лондоне вызвали насмешки за то, что назвали изображения «фейковыми новостями».

Блогер Марьяна Вышегирская тоже попала в больницу; она родила девочку на следующий день после авианалета и лежала, обхватив рукой новорожденную Веронику, и рассказывала о взрыве в среду.

После того, как фотографии и видео показали, как она спускается по засыпанной мусором лестнице, прижимая одеяло к своему беременному телу, российские официальные лица заявили, что она была актрисой в инсценированном нападении.

«Это произошло 9 марта в больнице №3 Мариуполя. Мы лежали в палатах, когда разлетелись стекла, рамы, окна и стены», — рассказала AP Вишегирская, все еще одетая в ту же пижаму в горошек, в которой она бежала.

«Мы не знаем, как это произошло. Мы были в своих палатах и ​​кто-то успел прикрыться, кто-то нет.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в воскресенье призвала к немедленному прекращению всех атак на медицинские учреждения в Украине.

«Эти ужасные нападения убивают и наносят серьезные травмы пациентам и медицинским работникам, разрушают жизненно важную инфраструктуру здравоохранения и вынуждают тысячи людей отказываться от доступа к медицинским услугам, несмотря на катастрофические потребности», — говорится в заявлении.

«Нападение на самых уязвимых — младенцев, детей, беременных женщин и уже страдающих от болезней и недугов, а также на медицинских работников, рискующих собственной жизнью ради спасения жизней, — акт бессовестной жестокости.

Между тем портовый город на Азовском море, ключевой для создания сухопутного моста из России в аннексированный Россией Крым, медленно голодает.

В импровизированном новом родильном отделении каждые приближающиеся роды приносят новое напряжение.

— Все роженицы столько пережили, — сказала медсестра Ольга Верещагина.

Одна из обезумевших матерей потеряла несколько пальцев на ногах во время бомбежки. Медики сделали ей кесарево сечение в пятницу, осторожно вытащив дочь и энергично растирая новорожденную, чтобы стимулировать признаки жизни.

Через несколько секунд, затаив дыхание, заплакала малышка по имени Алана.

Радостные возгласы разнеслись по комнате. Мама Аланы плакала, а медицинские работники вытирали слезы с глаз.

От первого лица: Роды во время украинского кризиса |

Она описывает мучительные условия, которые она пережила, принеся новую жизнь в мир внезапных и чрезвычайных опасностей.

«Беременность у меня была осложненная, и я рано обратилась в родильный дом, чтобы мы с ребенком были под наблюдением врача.

Когда я проснулся 24 февраля, экран моего телефона был переполнен сообщениями от родственников. Еще не прочитав их, я понял, что что-то произошло.

В то же утро у меня были легкие схватки, а днем ​​нас впервые эвакуировали в подвальное убежище. Это было страшно. Ночью я не спал.

Схватки усилились, и новость не давала покоя

Схватки усилились, и новость не давала покоя.

Ранним утром 25 февраля меня осмотрел врач и сказал, что сегодня я буду рожать. Я позвонила мужу домой, чтобы он приехал.

Поездка, которая обычно занимает 20 минут, заняла почти четыре часа из-за очередей на заправке, в магазинах и аптеке.

© Мария Шостак через ЮНФПА

Маленький сын Марии Шостак, Артур, в подвале киевского родильного дома, где укрылись Мария и другие новоиспеченные мамы и их семьи.

‘Мне повезло’

Мне повезло с родами – это произошло не в подвале, хотя некоторые женщины рожали в специально оборудованном для этого помещении.

Я начала в родильном зале, но меня перевели в операционную для кесарева сечения. Позже, когда завыли сирены воздушной тревоги, медперсонал хотел эвакуировать меня в подвал, но я отказался.

Из-за боли я не мог даже говорить, не говоря уже о том, чтобы никуда идти. Остальное время я был отключен от внешнего мира, и это был, наверное, единственный раз, когда я забыл о войне.

Страх, усталость и боль

После операции я несколько часов находился в реанимации, уже не под наркозом. Я волновалась, потому что не знала, где ребенок и мой муж.

Тем временем завыла очередная сирена воздушной тревоги, и я решил спуститься в подвал. Я был в одноразовой рубашке, без обуви, в инвалидной коляске, с мочевым катетером в руках.

Меня укрыли одеялом и отвезли в приют, где я впервые увидела своего сына. Мы назвали его Артур.

Я чувствовал страх, усталость и боль. На следующий день после операции я поднималась в родильное отделение и спускалась в подвал несколько раз в день. Снова и снова звучала сирена воздушной тревоги.

Изнурение притупляло страх, пока снаряд не попал в высотное здание, которое мы могли видеть из нашего окна. Мне удавалось поспать час или два в день. Большую часть времени мы проводили в подвале, сидя на стульях. У меня болела спина от сидения, а ноги все еще распухли из-за осложнений беременности.

Помогал муж Юрий, заботясь обо мне и новорожденном. Медицинский персонал организовал питание в бункере, а позже предоставил койки.

Помогали прикладывать ребенка к груди, делились лекарствами для малышей, держали меня за руку, когда мне было трудно ходить.

В столице я чувствую себя в безопасности – приютов достаточно, от властей поступает своевременная информация. Муж устроил нам уголок в подвале нашего дома для проживания.

Я родился и вырос здесь, в Киеве, другого дома у меня нет.Мы не собираемся уходить».

© Мария Шостак через ЮНФПА

Муж г-жи Шостак, Юрий, держит своего новорожденного сына в больнице. Пока они планируют остаться в подвале своего дома.

Этот отчет основан на статье, которая впервые появилась на веб-сайте наших коллег из Агентства ООН по сексуальному и репродуктивному здоровью, ЮНФПА.  

Пресс-центр NCHS — Информационный бюллетень 1999 г.

Контактное лицо: Пресс-служба NCHS/CDC (301) 458-4800

Электронная почта: [email protected]правительство

Серия 5, № 10. Статистика здоровья матери и ребенка: Российская Федерация и Соединенные Штаты, отдельные годы, 1985–1995 годы. (английская версия) 140 стр. (PHS) 99-1486. Номер запаса GPO и цена ожидаются. значок pdf[PDF – 1,5 МБ]

Серия 5, № 10. Серия 5, № 10. Статистика здоровья матери и ребенка: Российская Федерация и Соединенные Штаты, отдельные годы, 1985–1995 годы. (Русская версия) 140 стр. (PHS) 99-1486. Складской номер и цена GPO значок pdf[PDF – 985 КБ]

Второй из серии международных отчетов Национального центра статистики здравоохранения, Центров по контролю и профилактике заболеваний и Института общественного здоровья Российской Федерации сравнивает статистику здоровья матери и ребенка в двух странах.После общей оценки состояния здоровья в России и США в настоящем отчете основное внимание уделяется здоровью матерей, младенцев, детей и подростков.

«Статистика здоровья матери и ребенка: Российская Федерация и Соединенные Штаты, отдельные годы, 1985–1995 годы», охватывает дородовую и акушерскую помощь, данные о рождаемости, практику грудного вскармливания, данные о смертности, включая основные причины смерти, показатели иммунизации, инфекционные заболевания и другие заболевания. меры.

Для большинства этих показателей U.С. выгодно отличается от РФ. Например, несмотря на недавнее снижение уровня младенческой смертности в России, этот показатель по-прежнему более чем в два раза выше, чем в США. Уровень материнской смертности в России примерно в 7 раз выше, чем в США. Россия превосходит США по большинству основных причин смерти детей в возрасте от 1 до 19 лет, за заметным исключением смертей в результате дорожно-транспортных происшествий и убийств среди подростков. Тем не менее, уровни иммунизации улучшились в обеих странах и в настоящее время одинаковы в Российской Федерации и США.S., а по многим заболеваниям, передающимся половым путем, показатели в России ниже.

Другие важные моменты в отчете:

  • В 1995 г. количество абортов в Российской Федерации составило 67,6 аборта на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет; 17,7 в США. Хотя количество абортов снижается, у российских женщин вероятность аборта почти в два раза выше, чем живорождения, в то время как в США на 100 живорождений приходится 31,1 аборта.
  • Частота кесарева сечения в США.С. вдвое выше, чем в России (20,8% против 10,1% в 1995 г.).
  • Распространенность медицинских факторов риска во время беременности в Российской Федерации намного выше, чем в США. Например, более чем у 20 процентов беременных женщин в России во время родов была диагностирована анемия по сравнению с 2 процентами в США. Однако распространенность сахарного диабета во время беременности в России была существенно ниже, чем в США 90–250.
  • В 1995 г. около трети рождений в Соединенных Штатах приходилось на незамужних матерей, по сравнению с примерно пятой частью новорожденных в Российской Федерации.
  • Смертность детей и подростков в России выше, чем в США, причем особенно высоки показатели смертности от несчастных случаев. Смертность от несчастных случаев детей в возрасте от 1 до 14 лет в России сопоставима со смертностью от всех причин вместе взятых в США. Этому поразительному различию способствует исключительно высокий уровень смертности от утопления в России. В России уровень утопления детей в возрасте от 1 до 4 лет был в два раза выше, чем в США; почти в 4 раза выше в возрасте 10-14 лет; в 5 раз выше для подростков 15-19 лет; а для детей 5-9 лет уровень утопления в России был более чем в 10 раз выше, чем в США.С.
  • Среди подростков уровень убийств был несколько выше в США, а уровень самоубийств в России был вдвое выше.
  • Заболеваемость дифтерией среди детей в возрасте 0-14 лет быстро росла после 1990 г. в Российской Федерации, но снизилась на 11 процентов в 1995 г. по сравнению с пиком, достигнутым в 1994 г. Случаи дифтерии редки в Соединенных Штатах. Заболеваемость гепатитом снизилась более чем на 50 процентов с 1990 по 1995 год, но остается намного выше в России, чем в США.С. были почти в 3 раза выше, чем в России среди подростков 15-17 лет в 1995 г., несмотря на значительное снижение показателя в США с 1990 по 1995 г. Однако показатели заболеваемости сифилисом в России среди подростков 15-17 лет в 30 раз выше, чем в США.

Этот отчет был подготовлен в рамках Комиссии Гора-Примакова, которая способствует развитию совместных исследований и научной деятельности между двумя странами. Всеобъемлющий отчет призван улучшить понимание здоровья матери и ребенка в Российской Федерации и США путем представления данных в сравнительном формате с использованием таблиц, рисунков и комментариев.Он включает обсуждение вопросов качества данных, чтобы помочь понять ограничения в точности, охвате или сопоставимости представленной информации. В справочном разделе представлено краткое описание организации системы здравоохранения каждой страны, а также краткое изложение национальных руководств по охране здоровья матери и ребенка.

Беременная женщина и ребенок умерли после того, как Россия разбомбила роддом

Женщину срочно доставили в другую больницу, но ближе к линии фронта, где врачи старались сохранить ей жизнь.Медики сказали, что, понимая, что она теряет ребенка, она закричала им: «Убейте меня сейчас же!»

Хирург Тимур Марин обнаружил у женщины размозженный таз и оторванное бедро. Врачи родили ребенка с помощью кесарева сечения, но он не подавал «признаков жизни», сказал хирург.

Затем они сосредоточились на матери.

«Более 30 минут реанимации матери не дали результатов», — сказал Марин в субботу.

«Оба умерли».

В хаосе после авиаудара в среду медики не успели узнать имя женщины, как ее муж и отец пришли забрать ее тело.По крайней мере, кто-то пришел за ней, сказали они, чтобы она не оказалась в братских могилах, вырытых для многих из растущего числа погибших в Мариуполе.

Российские официальные лица, обвиняемые в военных преступлениях, заявили, что родильный дом был захвачен украинскими экстремистами для использования в качестве базы, и в нем не осталось ни пациентов, ни медиков. Посол России в ООН и посольство России в Лондоне назвали изображения «фейковыми новостями».

Журналисты Associated Press, ведущие репортажи из блокадного Мариуполя с начала войны, задокументировали нападение и своими глазами видели жертвы и разрушения.Они сняли видео и фото нескольких окровавленных беременных матерей, бегущих из взорванного родильного дома, кричащих медиков, плачущих детей.

Затем в пятницу и субботу команда AP выследила пострадавших в больнице, куда они были переведены, на окраине Мариуполя.

В городе, где больше недели нет продовольствия, воды, электричества и тепла, электроэнергия от аварийных генераторов зарезервирована для операционных.

Пока выжившие описывали свои испытания, стены сотрясались от взрывов снаружи.Обстрелы и стрельба в этом районе носят спорадический, но непрекращающийся характер. Эмоции зашкаливают, даже когда врачи и медсестры сосредоточены на своей работе.

Блогер Марьяна Вышегирская родила девочку на следующий день после авиаудара и обняла новорожденную Веронику, рассказывая о взрыве в среду. После того, как фотографии и видео показали, как она спускается по заваленной мусором лестнице и прижимает одеяло к своему беременному телу, российские официальные лица заявили, что она была актрисой в инсценированном нападении.

«Это произошло 9 марта в больнице №3 Мариуполя. Мы лежали в палатах, когда разлетелись стекла, рамы, окна и стены», — рассказала The AP Вишегирская, все еще одетая в ту же пижаму в горошек, что и при побеге.

«Мы не знаем, как это произошло. Мы были в своих палатах, и кто-то успел прикрыться, кто-то нет».

Ее испытание было одним из многих в Мариуполе, который стал символом сопротивления стремлению президента России Владимира Путина сокрушить демократическую Украину и перекроить карту мира в свою пользу.Неспособность подчинить себе Мариуполь подтолкнула российские войска к расширению наступления в других частях Украины.

Тем временем портовый город на Азовском море с населением 430 000 человек, ключевой для создания сухопутного моста из России в аннексированный Россией Крым, медленно голодает.

В импровизированном новом родильном отделении каждые приближающиеся роды приносят новое напряжение.

— Все роженицы столько пережили, — сказала медсестра Ольга Верещагина.

Одна из обезумевших матерей потеряла несколько пальцев на ногах во время бомбежки.В пятницу медики сделали ей кесарево сечение, осторожно вытащив дочь и энергично растирая новорожденного, чтобы стимулировать признаки жизни.

Через несколько секунд, затаив дыхание, ребенок плачет.

Радостные возгласы разносятся по комнате. Плачет новорожденная Алана, плачет ее мама, а медицинские работники вытирают слезы с глаз.

Беременная женщина из Украины умерла в больнице, обстрелянной Россией фев.24.

В твиттере посольства России в Лондоне на прошлой неделе утверждалось, что больница больше не является медицинским учреждением, а вместо этого «используется вооруженными силами и радикалами, а именно неонацистским батальоном «Азов».

В то время как президент России Владимир Путин пытается изобразить Украину как рассадник нацистов, а украинская национальная гвардия является домом для батальона «Азов», который имеет исторические связи с неонацистами, нет никаких доказательств того, что такая крайне правая национализм в правительстве, армии или электорате.

Твит разместил слоган «ФЕЙК» над изображением раненых беременных женщин и процитировал министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Позже Twitter удалил его за нарушение правил, «связанных с отрицанием насильственных событий».

Марьяна Вышегирская лежит на больничной койке после того, как родила дочь Веронику в Мариуполе. Евгений Малолетка / AP соглашение об обеспечении безопасности и доступа к гуманитарной помощи.

Глава Международного комитета Красного Креста Петер Маурер заявил в своем заявлении, что жители города «сталкиваются с крайней или полной нехваткой предметов первой необходимости, таких как продукты питания, вода и лекарства».

«Трупы мирных жителей и комбатантов остаются заваленными под завалами или лежат на открытом месте там, где они упали», — говорится в заявлении.

«Травмы, изменяющие жизнь, и хронические изнурительные состояния не поддаются лечению. Человеческие страдания просто безмерны».

Приносим свои извинения, срок действия этого видео истек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.