Народная медицина при: Статья 50. Народная медицина / КонсультантПлюс

Содержание

Народные целители включаются в осуществление мер в ответ на СПИД

07 февраля 2007 года.


ЮНЭИДС/М Дженсен

Африканская народная медицина зачастую представляет собой основной, а иногда единственный, доступный вариант лечения для многих людей, живущих с ВИЧ, в Африке к югу от Сахары.

Первые попытки объединить биомедицинскую и народную медицину для оказания помощи людям, живущим с ВИЧ, были предприняты в начале 1990-х годов, когда Всемирная организация здравоохранения рекомендовала включать народную медицину в национальные меры в ответ на СПИД.

«Люди во всем мире всегда активно обращались за советом к биомедикам и народным целителям при возникновении любых физических, эмоциональных и духовных проблем. ВИЧ не является исключением», – сказала Пурнима Мане, Директор Департамента по вопросам политики, подтвержденных данных и партнерства ЮНЭЙДС. «Мы обязаны обеспечить предоставление людям доступа к наилучшей медицинской помощи, в которой они нуждаются и за которой они обращаются», – добавила она.

 


UNAIDS/L.Gubb

Первые попытки объединить лучшее, что имеется в обеих системах, включали ряд проектов, нацеленных на использование полезных свойств народных лекарственных трав для лечения заболеваний, связанных с ВИЧ. При этом проводились исследования для анализа понимания народными целителями инфекций, передающихся половым путем, и ВИЧ-инфекции. Используя эту информации, были предприняты совместные проекты для обучения народных целителей в качестве просветителей и консультантов с целью распространения информации о ВИЧ и инфекциях, передающихся половым путем, в своих общинах и среди своих коллег.

Один из таких проектов включал целителей в Инанде в Долине тысячи холмов в КваЗулу-Натал, Южная Африка. В 2000 году руководители общин обратились за помощью для усиления мер, осуществляемых ими в ответ на эпидемию СПИДа. Они определили, что местные народные целители могут играть важную роль. В ответ на их запрос социологи и врачи начали партнерскую работу с местными народными целителями в рамках проектов по профилактике ВИЧ.

Группа, включавшая около 16-20 целителей, ежемесячно участвовала в однодневных учебных семинарах, где они получали информацию о передаче ВИЧ, профилактике, лечении и уходе. Дискуссии включали обсуждение традиционной сексуальной практики и сексуальной практики с учетом культурных аспектов, которая может быть направлена на предупреждение передачи ВИЧ, а также более безопасной сексуальной практики, включая не только использование презервативов. Помимо других народных лекарственных средств, применяемых целителями, участники обсуждали использование лекарственных трав, таких как

Sutherlandia frutescens, также называемой «противораковым кустарником»; ее выпускают в виде таблеток, усиливающих аппетит и иммунитет.


WHO/UNAIDS/P.Virot

Приглашенные выступающие говорили об использовании лекарственных растений, а целители, приглашенные для участия в учебном курсе в питомнике для выращивания лекарственных растений, впоследствии организовали сад лекарственных растений.

Важным вопросом в ходе дискуссий было согласование потребностей больного с учетом контекста в семье и общине. Традиционно в процессе консультаций целители используют целостный подход к решению проблем и лечения заболеваний; в то время как больной остается в центре внимания, большое значение уделяется социально-культурному окружению, где очень важную роль играют сеть поддержки и взаимодействие с семьей.

>«Нам необходимо найти новые пути для оказания содействия и поддержки того особого вклада, который могут внести целители в осуществление мер в ответ на СПИД», – сказал Энди Сил, руководитель отдела партнерства с гражданским обществом ЮНЭЙДС.

Благодаря проведению регулярных встреч целители создали неформальную сеть поддержки и полагаются друг на друга, если требуются консультации и средства. Все шире используются новые пути для развития сети направления больных в формальный сектор здравоохранения и к народным целителям.

Информация о работе целителей в Инанде распространяется все шире, и все больше число людей обращается по поводу тестирования на ВИЧ, консультирования и получения поддержки через целителей. В Долине тысячи холмов существует надежда и приверженность тому, чтобы внести значительный вклад.


В рамках коллекции «Лучшая практика» ЮНЭЙДС опубликовала практические руководящие принципы для оказания помощи органам здравоохранения с целью установления продуктивных отношений между народными целителями и современными специалистами в области биомедицины и усиления мер в ответ на СПИД.

http://data.unaids.org/Publications/IRC-pub07/JC967-TradHealers_en.pdf


Other Links:

UЮНЭИДС, коллекция «Лучшая практика» — Learning from experiece

Народная медицина на Руси

В древности в селениях лечением занимались волхвы, позже роль врачевателей взяли на себя знахари и зелейники. Знания, основанные на практическом опыте и магических ритуалах, передавали из поколения в поколение, записывали в лечебники и травники. Портал «Культура.РФ» рассказывает, в виде кого крестьяне представляли лихорадку и как ее лечили, как врачевали душевные болезни и что нужно было делать, чтоб изгнать эпидемию из села.

Медицинские энциклопедии: лечебники, травники и зелейники

Михаил Нестеров. За приворотным зельем. 1888. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

О народной лечебной практике историки узнают из древних лечебников, травников, сказаний и житий святых. В них описаны разные методы врачевания: лекари исцеляли язвы и болезни кожи, извлекали стрелы, проводили простые операции. В селениях лечением занимались волхвы, а после принятия христианства за больными ухаживали в церквях: на монастырских огородах выращивали лекарственные травы для отваров и настоев. Со временем в деревнях врачеванием стали заниматься знахари, за помощью к ним обращались как с телесными недугами, так и с душевными. Для профилактики болезней селяне носили на теле магические охранительные амулеты в форме ножей, ложек или фигур животных.

Лечебники и зелейники представляли собой древние медицинские энциклопедии: в них описывали болезни и анатомию человека, разные виды массажа и растираний тела, давали советы по питанию и образу жизни. Наряду с рациональными советами в книгах рекомендовали средства против чародейства: порчу и сглаз считали причиной многих болезней.

В фольклоре, поговорках и заговорах ярко отразилось недоверчивое отношение крестьян к медицинской науке: «не жива та душа, что по лекарям пошла», «добрая аптека убавит века». Суеверия относительно здоровья бытовали на протяжении веков: исследователи-этнографы отмечали, что даже в XIX веке, несмотря на развитие медицинской науки, в деревнях болезни считали наказанием за грехи. Знахари часто врачевали методами, которые сегодня могут показаться ужасающими.

Головные боли, «куриная слепота» и цинга: почему болели крестьяне

Василий Максимов. Больной муж. 1881. Третьяковская галерея

Собиратель фольклора Владимир Даль одним из первых исследовал народную медицину в крестьянской среде. Традиционные способы лечения изучал в конце XIX века и врач Гавриил Попов. Он издал обзорный труд «Русская народно-бытовая медицина», в котором описывал методы лечения в разных регионах страны.

Гавриил Попов писал, что часто крестьяне никак не связывали происхождение болезней с реальными причинами: в народе не придавали значения чистоте жилища и воздуха, качеству пищи и воды, а сам недуг читали живым существом. Он отмечал, что крестьяне не уделяют внимания уходу за больными и лечебной диете. Одну из главных причин высокой детской смертности он видел в материальном недостатке и скудости знаний, которые приводили к «убийственным способам питания и кормления детей». Новорожденному ребенку часто давали хлеб, считая, что так он быстрее растет и развивается — «его нужно захлебить». А как только малыш начинал держать ложку, его кормили сырыми овощами и кислым квасом, хотя организм ребенка не был приспособлен к такой пище.

Условия деревенской жизни и труда приводили и к болезням взрослых. Селяне питались однообразно и скудно: мясо и рыба за столом небогатых крестьян бывали редко и, как правило, плохого качества, в основном они ели хлеб, картофель и овощи. Весной, когда до нового урожая было далеко, а запасы подходили к концу, в деревнях встречалась «куриная слепота», а во время больших неурожаев даже цинга ­­— эти болезни появлялись от недостатка витаминов.

В избах жили большие семьи, иногда в помещении содержали животных — молодых телят и ягнят, воздух в домах был спертый. А если изба поизносилась, то она промерзала, и жильцы часто простужались. Когда приходилось долго работать в жару в поле, жнецов мучили головные боли. Однако сами селяне не придавали значения реальным причинам недомоганий, находя им множество сверхъестественных объяснений.

Эпидемия от отравленной росы и сердечная боль в желудке

В.Г. Шварц. Иван Грозный у тела убитого им сына. 1864. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Простудой в народе называли тиф, ревматизм, лихорадку и все болезни легких, помимо простудных недомоганий. Связывали их селяне с холодом: простыл, озяб, застудил нутро — так объясняли появление разных недугов. В распространении инфекций обвиняли «дурной ветер», от которого происходили эпидемии, охватывавшие целые деревни. Вместе с ветром массовые болезни приносила роса: верили, что одна из эпидемий холеры началась после того, как на плоды выпала особенная, «отравленная» влага.

Читайте также:

Считалось, что после работы с тяжестями возникали болезни «от натуги», о них говорили — «надорвался», «отнялась поясница». Разные болезни внутренних органов, кишечные расстройства и боли в желудке тоже относили к «натужным». Боли в животе часто называли «грыжей» от слов «грызь», «грызет» — так говорили об острой боли или рези.

Крестьяне считали дыхание, кровообращение и другие внутренние процессы в организме человека тайной, которую сокрыл Бог. О роли органов в теле знали только из анатомии животных. Здоровых и крепких людей называли «двужильными», так как считали, что кровь у них идет не по «одной жиле», а по двум, поэтому силы и здоровья у них в два раза больше. Крестьяне путали расположение желудка и сердца и жаловались на сердечные боли, когда их мучили желудочные болезни. Любую головную боль объясняли разыгравшейся «дурной кровью» и лечили кровопусканиями.

Как Сатана и Бог болезни выпускали

Яков Федорович Капков. Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды. Конец 1830-х — начало 1840-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Болезни в народе часто считали живыми существами, которые временно поселились в теле человека. С ними разговаривали, обращались к ним с приказаниями, требовали ответов. Верили, что они выглядят как молодые и красивые женщины или же безобразные старухи. Оспа, тиф и лихорадки обитали в реках, болотах и на далеких морях. Они нападали на человека по ночам и жили в нем, пока не перейдут на другого несчастного. По другим представлениям, Бог и Сатана поместили болезни в железном доме под замком и печатями. Ангел периодически выпускал одну из них на волю: хворь поражала человека, которому предписывалось заболеть, а после ее вновь запирали под замок.

В народе лихорадки представляли как 12 женщин, каждая из которых обладала своей особенностью: одна отвечала за бессонницу, другая — за потерю аппетита, третья портила кровь и тянула жилы. По одной из версий, слово «лихорадка» произошло от того, что женщины-болезни «лихо радуются» мукам заболевших. Считалось, что лихорадка передавала болезнь при поцелуе или же превращалась в муху и залетала в пищу. По поверьям, эпидемии тяжелых инфекционных заболеваний насылал Бог в наказание за грехи. Поэтому в народе считали, что врачи и лекарства не помогут.

В некоторых регионах болезни связывали с образами животных: оспа выглядит как лягушка, лихорадка — как бабочка, корь — как ёж. Боль в животе часто объясняли тем, что туда попала змея или лягушка. Горьким пьяницей можно было стать, выпив водку, в которую черти добавили маленького червяка.

По другим представлениям, отцом всех болезней был дьявол, именно поэтому многие из них неизлечимы.

Бытовые травмы объясняли проделками беса: он мог обернуться лошадью и отдавить ногу, мог толкнуть, сломать руку или поранить топором во время работы. Черт мог «попутать» человека, отчего тот становился сам не свой: во время драки наносил противнику серьезное увечье и мог даже убить. Бесовскими проделками объясняли и кликушество, сумасшествие, эпилепсию: бес вселялся в человека, бился в его теле в припадке и на разные голоса выкрикивал ругательства.

Добрая аптека убавит века

Фирс Сергеевич Журавлев. Знахарка. Калужский областной художественный музей

В крестьянской среде к врачам и аптекам относились скептически. В каждой семье был свой набор «домашних» средств исцеления: больного клали на теплую печь животом, натирали тело разными продуктами — дегтем, салом или редькой. И если привычные методы не помогали, тогда шли к знахарям. Врачеватели и повивальные бабки делали массаж и растирание тела, умели останавливать кровотечение и поили отварами из лекарственных трав. Одним из главных действенных лечебных и профилактических средств в народе считали баню: взрослых и детей в ней парили при любом недомогании и подозрении на сглаз.

Были распространены и магические методы лечения. Опухоли и кожные заболевания очерчивали углем или кончиком ножа, рисуя магический круг, чтобы защитить здоровые части тела от распространения болезни. Чародейский круг использовали и в ритуале «опахивания», чтобы оградить деревню от эпидемии.

Суть опахивания заключается в проведении магической черты, за которую не должна распространятся и переступать эпидемическая болезнь. Эта черта проводится сохой, в которую впрягаются молодые девушки или вдовы. Иногда таким образом в начале эпидемии изолируются отдельные дома, где уже появилась болезнь, или же очерчивается целое селение, чтобы не пустить болезнь из соседних деревень.

Универсальным средством от всех болезней признавали молитвы, особенно перед чудотворными иконами и мощами святых. Например, против лихорадок в каждом доме был заведен целый молитвенный список, его считали действенным средством. Здоровые и заболевшие люди носили молитвы вместе с нательным крестом, подвешивая их в маленьком мешочке в качестве оберега.

Болезни могли «передавать» — дереву, животному или человеку. Чтобы вылечить ребенка, выбирали молодое сильное дерево в лесу: березу или дуб. В нем прорубали широкое отверстие, сквозь которое нужно было протащить ребенка. Отдавали хворь и воде: брали хлеб, солили его и, приговаривая магические слова, бросали в реку.

Болезнь стремились напугать неожиданным громким звуком, криком или выстрелом. Били в стену рядом с заболевшим человеком или даже наносили удары по телу и обливали холодной водой. Болезнь, как живое существо, должна была испугаться и покинуть тело. С этой же целью больному давали горькие или противные на вкус напитки.

Детей в деревнях лечили в основном знахарки, они читали над ними заговоры и отпаивали отварами из трав. Считалось, что лечебной силой обладает обрядовая одежда — ее надевали на заболевшего малыша.

Душевные болезни доверяли лечить священнослужителям: таких больных считали бесноватыми, так как верили, что из-за порчи в них вселился злой дух. В церквях и монастырях над одержимыми и кликушами читали особые молитвы и подводили их к чудотворным иконам. Во время сеанса изгнания беса кликуши выкрикивали имя того человека, который по указанию дьявола навел на них порчу.

Врачи обсудили народные средства от вздутия живота

Вздутие живота, метеоризм, дискомфорт – все это изрядно отравляет нам жизнь. Многие люди для борьбы с избыточным скоплением газов в кишечнике используют народные средства. Однако действительно ли они так эффективны? Могут ли они избавить вас от дискомфорта? За счет каких свойств? Доктор Сергей Агапкин и актер Михаил Полицеймако вместе с врачом-диетологом Михаилом Гинзбургом обсудили в программе «О самом главном» на канале «Россия 1» самые популярные народные средства.

Чай с мятой

По словам Гинзбурга, мята содержит эфирные масла, которые могут сдерживать рост микрофлоры и снижать газообразование. Сергей Агапкин добавил, что ментол – сильный спазмолитик. Он снимает болезненные и неприятные ощущения, сопутствующие метеоризму. Так что чай с мятой – весьма эффективное народное средство.

Чай с ромашкой

Михаил Моисеевич заметил, что ромашка обладает мягким антибактериальным эффектом. Кроме того, это растение стимулирует секрецию пищеварительных ферментов. Почему это хорошо? Одна из причин развития метеоризма заключается в том, недостаточно хорошо переваренные фрагменты пищи иногда попадают в толстый кишечник. Там бактерии расщепляют их, образуется много газов. Если стимулировать работу желудка, тонкого кишечника и поджелудочной железы, пища будет перевариваться более эффективно, что также снизит вероятность возникновения метеоризма.

Чеснок

Чеснок стимулирует пищеварение, а также обладает антибактериальным действием. Сергей Агапкин сообщил, что чеснок следует разделить на несколько частей и проглотить их, как таблетку, не разжевывая. Таким необычным способом можно продлить его положительный эффект. «Если вы взяли и просто проглотили этот кусок, то он практически непереваренным прошел через тонкий кишечник, попал в толстый – и там эфирные масла будут оказывать антибактериальное действие», – сказал доктор. «Таблетка из чеснока от метеоризма? Удивительный факт», – признал Михаил Полицеймако.

Фенхель

Поклонница программы «О самом главном» Лилия сообщила, что лечится с помощью отвара из фенхеля. Михаил Моисеевич Гинзбург отметил, что фенхель также обладает антибактериальным действием и способствует снижению газообразования.

Еще больше интересных новостей – в нашем Instagram и Telegram-канале @smotrim_ru.

Поможет ли народная медицина против вирусов? Югорские врачи развеяли мифы | Общество

07.02.2020 18:20

#Здоровье

#ХМАО — Югра

Автор: Виктория Редькина, Григорий Апанасюк, Ильдар Муратов, фото — sm-news.ru

Читать новости Югра ТВ в