Методы самостоятельного засыпания: Самостоятельное Засыпание — самостоятельное засыпание ребенка, методы и описание – 4 метода развития навыков самостоятельного засыпания и крепкого сна

Содержание

Самостоятельное Засыпание — самостоятельное засыпание ребенка, методы и описание

   Что означает термин «самостоятельное засыпание»? Всех ли детей нужно учить сну, с какого возраста, какие бывают методы обучения и как выбрать наиболее подходящий подход в обучении сну именно вашего малыша? На все эти вопросы мы ответим в этой статье.

 

 Что такое Самостоятельное Засыпание?

   Самостоятельное Засыпание – это ситуация, когда подготовленный ко сну ребенок засыпает самостоятельно в своей кроватке совсем без помощи или с минимальной помощью взрослых.

   На практике, укладывание малыша, который освоил навык самостоятельного засыпания выглядит так: мама кладет малыша в кроватку, желает ему спокойной ночи, целует его и выходит из комнаты. Малыш при этом засыпает сам. Без слез, плача и какого-либо дискомфорта.

 

 Методы обучения самостоятельному засыпанию

   Методик обучения засыпанию описано очень много. Но все существующие методы работы со сном можно условно разделить на две категории – методы «let cry» и «no cry»

.

   Как можно понять из названий, первая группа подходов в обучении допускают плач ребенка при засыпании. Цель этих методов – заснуть любой ценой, в том числе «прооравшись». Во второй группе плач возможен, но плач малыша никогда родителями не игнорируется. Засыпание достигается не «любой ценой», а благодаря бережным и последовательным действиям мамы, родителей, удовлетворяющих потребности своего малыша.

   Специалисты, работающие в подходе «let cry» готовы обучать детей сну с 4 месяцев.

   Консультанты по сну методов типа «no cry» начинают работу по корректировки поведенческих инсомний у детей с 6 месяцев, до этого возраста помогая родителям провести определенную подготовку к обучению, создать условия для комфортного сна, сформировать ритуалы отхода ко сну и на пробуждение, выстроить режим дня для того, чтобы для малыша обучение было максимально комфортным.

 

 Основные различия методов обучения сну: методы «let cry»

   1. «Cry it out». («Проплакаться до засыпания») Основатель Вайсблут.

   Краткое описание метода: Родители должны положить ребенка в кроватку и выйти из комнаты. Далее им следует игнорировать плач ребенка, дождаться, пока он устанет и уснет.

   Возраст: с 4 месяцев

   Помощь родителей: отсутствует

   Эффективность: высокая. Скорость достижения результата: высокая.

   Плюсы: быстрый результат (уже на 3-4 день)

   Минусы: нельзя допускать ошибки, стресс у родителей и ребенка, нарушение базового доверия, длительный плач может повредить развитию головного мозга ребенка, не подходит родителям без «железной воли».

 

   2. «Time checks» (Метод периодических проверок, «Метод Фербера»). Основатели: Ричард Фербер, Эдуард Эстивиль.

   Возраст: Фербер – с 4 месяцев

   Краткое описание метода: Родителям следует положить ребенка в свою кроватку. Далее нужно возвращаться и успокаивать его через все большие интервалы времени (1-5-15-30 минут)

   Помощь родителей: минимальная

   Эффективность: высокая. Скорость достижения результата: достаточно высокая.

   Плюсы: достаточно быстрый эффект (на 3-5 день)

   Минусы: нельзя допускать ошибки, стресс у родителей и малыша, накопление усталости у ребенка, длительный плач может повредить развитию головного мозга малыша, не подходит «мягким» родителям без «железной воли», нарушение привязанности.

 

 Основные различия методов обучения сну: методы «no cry»

   1. «Put up, put down» (Обнял-положил). Основатель: Трейси Хогг

   Краткое описание метода: Ребенка нужно положить в кроватку. Сначала родителям стоит попробовать успокоить его похлопыванием и шипением. Если малыш плачет безутешно, нужно взять его на руки, но как только он успокоится – положить в кровать. Если он снова заплачет, нужно повторить процедуру.

   Помощь родителей: выраженная

   Эффективность: высокая. Скорость достижения результата: медленная

   Плюсы: медленный, плавный подход, походящий легковозбудимым детям. Хорошо формирует ритуалы, позволяет родителю чувствовать и понимать сигналы малыша.

   Минусы: долго, не подходит очень уставшим родителям, ждущих быстрого результата

 

   2. Фейдинг. Основатель: Элизабет Пейнтли.

   Краткое описание метода: Поэтапное сокращение помощи. Родителям нужно успокоить малыша до момента, когда он почти спит. Через некоторое время (следующий этап): успокоить его просто до сонного состояния. Следующий этап: успокоить, не поднимая на руки. Далее: успокоить легким прикосновением. Далее: успокоить словами. Завершающий этап: успокоить малыша на расстоянии.

   Помощь родителей: Максимальная, постепенно затихающая

   Эффективность: высокая, скорость достижения результатов: медленная.

   Плюсы: Процесс обучения бесслезный и максимально комфортный для малыша.

   Минусы: требует много времени для получения результата. Возможные сложности в длительном выдерживании родителями последовательности в выполнении правил, не подходит очень уставшим родителям, ждущих быстрого результата.

 

   3. «The shuffle» (Медленное отдаление). Основатель: Ким Вест

   Краткое описание метода: малыша нужно положить в кроватку. Родитель сидит рядом и успокаивает малыша голосом или поглаживаниями. Постепенно родитель отодвигается все дальше от кровати (раз в 3-4 дня), таким образом постепенно сокращая свою помощь ребенку.

   Помощь родителей: максимальная, постепенно затихающая

   Эффективность: высокая, скорость достижения результата: медленная

   Плюсы: подход, являющийся мягким, есть обязательный этап подготовки, родители постепенно снижают помощь, подходит тревожным родителям, легковозбудимым детям, укрепляет привязанность за счет того, что родитель всегда отвечает на сигналы малыша, подходит при совместном сне.

   Минусы: достаточно медленно. Требует постоянства действий и следования правилам длительное время.

 

Хотите знать все о Самостоятельном Засыпании малыша? Подписывайтесь на наш YouTube-канал, чтобы не пропускать новые видео!


 

 Анализ cравнения методов

   Проанализировав вышеперечисленные методы, можно заметить следующую закономерность: чем быстрее достигается результат, тем более стрессовой методика является как в своем исполнении, так и в вероятных последствиях. Ровно, как и наоборот: чем более плавная методика, тем она безопаснее в плане негативных влияний как на малыша, так и на членов семьи в целом.

   Тем не менее, существует масса исследований, статистически доказывающих, что дети, обучаемые спать по методикам «let cry» не травмируются, а напротив становятся «спокойнее» и «предсказуемее».

   Здесь каждый родитель должен ответить себе сам: является ли «спокойный» ребенок счастливым? Всегда ли эти понятия тождественны. Не приравнивается ли определение «спокойный» к понятию «удобный», не причиняющий дискомфорта. Помогает ли данная методика скорее родителю, потому что он очень устал или ребенку?

 Мнение детских, семейных и перинатальных психологов команды «Спи, Малыш»

   Мы не скрываем своего отношения к методам «let cry», считая, что они оказывают негативное влияние на психику малыша, отрицательно воздействуя на формирования базового доверия к миру. Тем не менее, мы допускаем уместность применения данных методов в случае состояния мамы, когда она находится в крайней степени усталости и раздражения.

   В этом случае, психологическое и психическое состояние мамы может быть более разрушительно для психики малыша, нежели методы «let cry».

   Но в случае возможности у мамы каким-либо образом позаботиться о себе, обратиться за помощью и поддержкой к близким или к специалисту, восполнить силы, ресурсы – мы всегда за выбор такого варианта. Мама, имеющая силы и поддержку может совершенно иначе оценить ситуацию и подойти к ней уже более объективно.

   Важно, чтобы при выборе того или иного метода мама была ориентирована и на себя, и на проблемы и потребности малыша – на то, что ему больше подойдет, что будет безопаснее и комфортнее для него.

   Мы, команда консультантов Спи, Малыш представляем в России метод Ким Вест – плавный метод обучения сну.  Мы помогаем мамам наладить сон своих детей именно по этому методу, потому как считаем его наиболее оптимальным и учитывающим все индивидуальные особенности не только малыша, но и многих внутрисемейных факторов, философии родителей.

 

 Тест, помогающий сделать выбор метода обучения сну

   Для того, чтобы понять, какой из методов вам подходит, ответьте на следующие вопросы:

  1. Малышу уже есть 6 месяцев?
  2. Бывают ли ситуации, когда мама разлучается с малышом? Как часто? Как надолго? С кем в это время остается малыш? Как он реагирует на того человека, с которым остается? Как он реагирует на уход и возвращение мамы?
  3. Может ли малыш занимать себя самостоятельно, как долго?
  4. Как бы вы описали темперамент вашего малыша – он скорее спокойный или возбудимый? Как часто плачет малыш?
  5. Умеет ли малыш успокаиваться разными способами, может ли его успокоить еще кто-то, кроме мамы?
  6. Готовы ли оба родителя работать со сном, кто готов помогать на протяжении обучения?
  7. Можете ли вы назвать себя скорее спокойным, нежели тревожным родителем?
  8. По какой причине вы начинаете работу со сном именно сейчас?
  9. Готовы ли вы к длительной работе или хотите результата как можно скорее?

 

 Результаты теста:

   МОЖНО СМЕЛО НАЧИНАТЬ.

   Если на большинство вопросов вы ответили да —  если малыш старше 6 месяцев, он уже имеет первый небольшой опыт самостоятельности, малыш умеет успокаиваться разными способами, и оба родителя настроены положительно, уверенно и готовы к работе со сном – можно смело начинать обучение малыша СЗ!

 

   МОЖНО ПЛАВНО НАЧИНАТЬ.

   Если вашему малышу от 4 до 6 месяцев, и у него еще нет опыта самостоятельности,  но он развивается в соответствии с нормой, у невролога нет замечаний к состоянию его здоровья, вы бы охарактеризовали темперамент малыша, скорее, как уравновешенный или спокойный, чем возбудимый, он уже может уметь, а может пока и не уметь успокаиваться самостоятельно, но родители готовы к длительной работе, мама спокойная и уверенная —  можно плавно начинать подготовку к обучению сну, организовывая условия сна, формируя ритуалы и уча малыша разным способам успокоения.

 

   РАНО УЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ЗАСЫПАНИЮ.

   Если же вашему малышу меньше 6 или даже 4 месяцев или на большинство вопросов вы ответили  — нет, а также: вы считаете себя скорее тревожной мамой либо вы сильно устали и не готовы к длительной работе, сейчас в вашем окружении нет поддержки среди близких, темперамент малыша достаточно возбудимый, он сильно привязан к Вам, часто плачет  — пока стоит отложить работу со сном и сперва найти ресурс для обучения малыша сну  – этому будет способствовать как спокойная обстановка, так и возможность получения физической и психологической помощи и поддержки

 

   Все консультанты команды Спи, Малыш являются детскими и семейными психологами, для которых важно не «добиться результата любой ценой», а помочь маме и семье увидеть ситуацию комплексно, объемно, суметь увидеть истоки сложностей со сном малыша, не просто корректируя их последствия.

   Хорошим результатом будет не констатация факта о том, что малыш просто спит сам, а понимание того, как этого достичь, за счет каких ресурсов, понимание мамой своих потребностей и потребностей малыша для того, чтобы организовать обучение самостоятельному сну естественно и с любовью и заботой о малыше.

   

4 метода развития навыков самостоятельного засыпания и крепкого сна

Комментарий психолога:

Здесь особенно привлекает выбор способов «успокоения»: и грудное вскармливание, и пустышка, и вслушивание в звуки, которые издает ребенок. Я бы добавила еще бутылочку с водичкой в период сокращения ночных кормлений. Главное – не суетиться и доверять своему материнскому инстинкту. Если не все получается, и ребенок плохо засыпает по-прежнему, ни в коем случае не раздражаться, а продолжать пробовать, тем самым расширяя свои возможности. И, конечно, помнить о том, что на эмоциональное состояние малыша сильно влияет психологический микроклимат в семье.

Если между родителями отношения достаточно напряженные, есть затянувшиеся разногласия или другие сложности, скорее всего, ребенок не захочет отделяться от мамы: оставаться один в комнате, спать без груди, лежать в кроватке и самостоятельно «убаюкиваться». Если он чувствует, что «что-то не так», мама будет ему нужна как поддержка: «Она рядом (кормит грудью, из бутылочки, укладывает спать), со мной, я ее вижу и чувствую, она меня любит, мне безопасно».

Метод Фербера

Ричард Фербер – американский профессор, изучающий проблемы детского сна. Его методика, вышедшая в 1985 году и посвященная тому, как научить ребенка засыпать самостоятельно, вызвала бурю критики. Фербер отталкивался от того, что младенец очень быстро привыкает к постоянному присутствию мамы, после чего отказывается засыпать самостоятельно. В результате по мере роста малыша его укладывание в постель отнимает у родителей много времени и сил. Считается, что метод Фербера с самого нежного возраста учит ребенка опираться на собственные силы в достижении необходимого комфорта, а также тренирует его терпение и смирение.

Ваши действия:

Как приучить ребенка засыпать? Фербер советует начинать «обучение» с привычного ритуала отхода ко сну: ванна, кормление, колыбельная. Затем вы укладываете кроху в постель, желаете ему спокойной ночи и выходите из комнаты. Скорее всего, вы тут же услышите требовательное хныканье. Тогда вы можете вернуться в комнату, чтобы успокоить малыша. Приготовьтесь к тому, что делать это нужно будет много раз, возможно более 20 раз за ночь! Временные интервалы, через которые можно заходить в комнату, зависят только от возраста ребенка, его привычек и вашей выдержки. В первое время вы можете возвращаться хоть через минуту. После того как вы вновь зашли в комнату, успокойте кроху – словами или прикосновениями, но ни в коем случае не вынимайте его из кроватки! Если потребуется – оставайтесь рядом сколь угодно долго, пока он снова не уснет. Делайте так все время, когда малыш будет просыпаться. Начиная со второй ночи с каждым разом увеличивайте интервалы своего отсутствия в детской. Облегченный вариант этого метода: практиковать отсутствие рядом с ребенком в течение нескольких часов подряд только в ночные часы.

При попытках успокоить ребенка желательно ничего ему не давать (ни грудь, ни бутылочку). Исключение – пустышка, которую лучше всего положить рядом, чтобы кроха сам ее находил. Заходить в комнату нужно только тогда, когда ребенок действительно плачет, а не хнычет. Профессор Фербер уверен, что рано или поздно метод срабатывает: ребенок привыкает засыпать самостоятельно, даже если проснулся ночью и понял, что он один в комнате. Единственная настоятельная рекомендация: заручиться согласием (или хотя бы невмешательством) ближайших родственников в процесс отселения крохи в отдельную кровать.

Самостоятельное засыпание ребенка: 4 методики обучения сну|O-SNE.ONLINE

Этот инструмент помогает обеспечить здоровый сон ребенку и всей семье и перейти на новый уровень взаимопонимания и доверительных отношений.

 

 

Если ребенок обладает упрямым характером или излишне стимулируется Вашим присутствием, возможно, придется выбрать один из более радикальных подходов. Они могут сопровождаться бОльшим сопротивлением и сильным плачем, однако и результат проявляется гораздо быстрее. 

 

Еще раз обращу Ваше внимание на то, что сначала нужно удостовериться, что выбранная методика соответствует темпераменту ребенка, а Вы готовы к тому, чтобы ее выполнить. 

 

3. Метод Фербера-Эстивиля (метод временных интервалов, контролируемого плача, «пришел-ушел») 

 

Как это работает? 

 

Ричард Фербер нашел способ, как приучить ребенка спать в своей кроватке без присутствия взрослых. При этом мама сама определяет, сколько времени должно пройти с момента, когда малыш начнет плакать до того, как войти и успокоить его. Его идейный последователь, Эдуардо Эстивиль, предлагает использовать четкие временные отрезки. 

 

Методика обучения самостоятельному засыпанию по Ферберу-Эстивилю происходит так: Когда Вы завершили все сонные ритуалы, поместите малыша в кроватку, поцелуйте, пожелайте спокойной ночи и выходите из комнаты. Если ребенок плачет перед сном, вернитесь в комнату спустя 3 минуты после начала плача и успокойте кроху так, как Вы это делаете обычно. Лучше постараться не брать малыша на руки и не подкармливать. 

 

Когда ребенок успокоится, снова выйдите из комнаты. Если он начинает плакать снова, выждите 5 минут перед тем, как войти в комнату. Повторяйте действия, постепенно увеличивая интервалы между началом плача и Вашим возвращением в комнату. 

 

Кому подойдет? 

 

Этот метод самостоятельного засыпания ребенка пользуется популярностью. Его преимущество в гибкости и адаптивности. Поэтому его можно приспособить под особенности практически любого ребенка. 

 

Что почитать? 

 

Р. Фербер «Сон ребенка. Решение всех проблем», Э. Эстивиль «Спите спокойно». 

 

4. Метод исключения плача («до встречи утром», «дать проораться») 

 

Как это работает? 

 

Как и в предыдущем случае, после завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи Вы выходите из комнаты и… игнорируете все проявления недовольства малыша до утра. 

 

Эта техника вызывает массу сомнений и споров, а также протестов со стороны родителей, однако и она может быть выходом в Вашем случае, особенно если ребенок отличается энергичностью и упрямством. 

 

Кому подойдет? 

 

Родителям с очень крепкими нервами. Начинающим обучение сну детей в возрасте от 9 месяцев и старше. Тем, кто уверен и последователен в своих действиях. Если Вы срываетесь, и хотя бы единожды откликаетесь на плач, это дает малышу ложную надежду на возвращение прежних правил на засыпание и только усиливает проявления недовольства. Чтобы немного облегчить процесс для восприятия, Вы можете использовать видео-няню и следить за состоянием ребенка дистанционно. 

 

Что почитать? 

 

М.Вайсблут «Здоровый сон – счастливый ребенок». 

 

Если Вы видите, что поведение малыша меняется, можете комбинировать техники самостоятельного засыпания, плавно переходя от постепенных к более радикальным. Наблюдайте за ребенком, выбирайте методики, которые, по Вашему мнению, подходят ему больше всего.

 

Еще раз напомню, что правильное применение методик – не основная цель. Любые методы укладывания ребенка не могут работать без создания комфортных условий сна  и соблюдения правильного режима. 

 

Не так важно, что Вы делаете, для малыша, важно, в какое время это происходит. 

 

Обучение сну не отменяет необходимости общения с крохой, пения колыбельных, чтения сказок и вечерних обнимашек! Применяемая методика не определяет модель Вашего поведения в ответ на потребности малыша во время бодрствования. Это инструмент, с помощью которого Вы обеспечиваете здоровый сон Вашему крохе и всей семье и переходите на новый уровень взаимопонимания и доверительных отношений. 

 

Если Вы не уверены в своих действиях, боитесь совершить ошибку, ищете поддержки понимающей Вас мамы, обратитесь за квалифицированной помощью! Вместе мы найдем верный путь к Вашим высыпашкам.

 

Скорых сладких снов Вашим деткам и Вам, конечно!)) 

 

Автор: Ольга Снеговская, Сертифицированный консультант по детскому сну. 

 

Видео по теме:

Методики самостоятельного засыпания ребенка — методы самостоятельного засыпания

   Сейчас в интернете можно встретить множество самых различных методов приучения к самостоятельному засыпанию, и перед мамами встает вопрос – как выбрать из них тот, что подойдет моему ребенку?

   Дискуссия и разные точки зрения – нормальная ситуация в любой области, в том числе и в области обучения засыпанию. Однако есть моменты, которые должны вас насторожить.

 

 Методика предполагает введение режима у детей раньше 4 месяцев

   До 4 месяцев у детей мозг еще не готов самостоятельно регулировать свой сон. Сон детей в этот период хаотичный, еще не установились циклы бодрствования и сна. Задача малыша в этот период – адаптироваться в мире, а мамы – сделать его адаптацию максимально мягкой и бережной. Для того нужно подстраиваться под ребенка, смотреть на его признаки усталости. Методы, предлагающие вводить режим с рождения, остались в прошлом.

 

 Методика предполагает обучение самостоятельному засыпанию раньше 6 месяцев

   Если у ребенка есть проблемы со сном, мама может сделать очень многое, чтобы их разрешить.

  • В первую очередь, это организация безопасного сна и условий, которые помогают малышу спать дольше и крепче.
  • Это введение ритуалов и работа над формированием полезных привычек.
  • Это умение проводить день с малышом так, чтобы он засыпал уставшим, полным впечатлениями, и счастливым.

   Это – лучшая помощь ребенку до полугода. Его мозг не готов к полноценному обучению самостоятельному засыпанию. Мы можем при достаточной настойчивости добиться условного рефлекса на привычные условия, и ребенок какое-то время будет засыпать сам в кроватке. Однако с возрастом и появлением у ребенка собственной регуляции, осознания своих желаний этот навык скорее всего «развалится», и Вам придется начать все с начала. Это похоже на то, как мы приучаем детей к гигиене – даже если начать с рождения, осознанно малыш начнет проситься на горшок только после того, как к этому будет готова его нервная система.

 

 Методика предлагает оставить малыша «проплакаться»

   Детские психологи в один голос утверждают, что методики «дать проплакаться» вредны для связи мамы и ребенка. Оставляя ребенка одного в новой и тревожащей его ситуации (даже если она безопасна), мама дает ему недвусмысленный сигнал «мне все равно, что тебе плохо». Ребенок приучается не опираться на маму, так как она все равно не поможет. При этом психика маленького ребенка еще слишком слаба, чтобы качественно справится со стрессом самостоятельно. Ребенок какое-то время протестует, зовет маму, а затем – впадает в стресс, эмоциональную холодность, могут начаться другие симптомы неблагополучия: ночные кошмары, расстройства стула, энурез, повышенная или сниженная двигательная активность. Всегда будьте рядом со своим ребенком во время перемен, делайте все постепенно, поддерживайте его – и он быстрее научится новым навыкам.

 

 Методика гарантирует непрерывный ночной сон у ребенка до 10-11 месяцев

   Большинство здоровых детей, родившихся в срок, способны к году отказаться от еды в течение ночи, но для детей младшего возраста это может быть не физиологично. Им все еще требуются 1-2 ночных кормления. Для детишек с малым весом, находящихся в стрессе, болеющих, число кормлений может быть больше. Методики, жестко ограничивающие ночные кормления, могут навредить здоровью Вашего малыша. Не используйте такие методы, не получив «зеленый свет» от своего педиатра. Если ребенок просыпается каждый час, чтобы поесть, проанализируйте причины. Возможно, у ребенка сформировалась вредная привычка – связь кормления и сна. Работаем с этой привычкой, но не лишайте ребенка еды, если она ему необходима.

 

 Методика не учитывает потребности и ценности семьи

   Если методика или консультант не предполагают никакой гибкости в ее реализации, Вы можете столкнуться с тем, что методика в лучшем случае просто не сработает. В худшем – Вы почувствуете, что делаете «все правильно», а Вам и ребенку становится только хуже. Помните, что методики создаются для Вас, а не Вы – для методики. Для приучения к самостоятельному засыпанию крайне важна уверенность мамы в том, что это необходимый шаг и ее ребенок будет уметь больше, спать лучше. Если методика такой уверенности не дает, попробуйте взять те элементы, которые Вы готовы внедрять сейчас, и откажитесь от тех действий, которые вызывают в Вас протест.

 

 Итак, какую же методику выбрать?

   Мы рекомендуем мягкие методы, основанные на физиологии и психологии детей младшего возраста. Наш метод не разрушает привязанность, учит маму быть внимательной к сигналам малыша, может быть адаптирован под разные принципы воспитания. Мы уделяем внимание тому, чтобы приучение к самостоятельному засыпанию не влияло на качество грудного вскармливания, если мама планирует его продолжать. Мягкий метод всегда предполагает подготовку малыша и мамы к самостоятельному засыпанию, мы не «вбрасываем» ребенка в непривычные условия некомфортным способом.

   Наши консультанты консультанты по детскому сну также являются специалистами в области детской психологии и грудного вскармливания. Будем рады помочь Вам решить проблемы со сном и сделать Вашу жизнь немного спокойнее и проще.

 

Бесплатный вебинар Спи, Малыш «Самостоятельное Засыпание: какой метод выбрать?»

 

 

Самостоятельное засыпание ребенка: методика приучения

С рождением малыша у родителей появляется масса приятных хлопот, но вместе с тем возникает и немало вопросов. Особенно актуальной считается проблема сна. Надеясь на длительный и безмятежный отдых, присущий большинству новорожденных, некоторые родители сталкиваются с трудностями засыпания. Одним приходится часами укачивать младенца на руках, другим – лежать  рядом, пока он успокоится. По мнению доктора Комаровского, трудности связаны с индивидуальными особенностями нервной системы, а не с капризным характером или избалованностью. Правильные действия родителей и их безмерное терпение помогут справиться с ситуацией и сделать самостоятельное засыпание ребенка нормой жизни.

Содержание статьи:

Самостоятельный сон ребенка: на что обратить внимание

Стремясь научить своего ребенка заснуть в отдельной постели или комнате, нужно учитывать ряд факторов: возраст, темперамент, наличие сопутствующих заболеваний, индивидуальные особенности. Кроме того, необходимо выработать четкий алгоритм действий, который поможет малышу успокоиться и настроиться на сон.

Преимущества

В последние годы специалисты все чаще высказываются в пользу совместного сна мамы и младенца. Несомненно, имеется много плюсов от такого отдыха. Но вместе с тем, существует и ряд моментов, которые подталкивают родителей приучать ребенка к самостоятельному засыпанию.

  • Отсутствует вероятность травмирования со стороны мамы или отца (если малыш располагается в центре постели).
  • Увеличивается свободное пространство, позволяющее часто изменять позы во время сна как родителям, так и крохе.
  • Возрастает возможность для родителей полноценно выспаться и почувствовать себя бодрым и отдохнувшим.

Помехи для самостоятельного засыпания

Из-за несовершенства нервной системы малыши быстро устают, поэтому полноценный и качественный сон им необходим больше, чем взрослым. Но порой научить их самостоятельно засыпать является довольно сложным процессом. Сталкиваясь с такими трудностями, родители теряются, и не могут обойтись без посторонней помощи. Доктор Комаровский в беседах с молодыми мамами указывает на следующие причины, по которым ребенок старается завладеть вниманием мамы.

  • Как приучить ребенка засыпать самостоятельно?Дискомфорт, связанный как с условиями в спальне (температура, влажность, шум), так и с тесной одеждой, плохими подгузниками, неудобной постелью.
  • Физиологические факторы в виде насморка при простуде, колик в животе, режущихся зубов, когда присутствие мамы успокаивает и помогает справиться с болью.
  • Повышенная возбудимость, неспособность выйти из режима активности, требующая присутствия матери или отца у постели малыша.
  • Страхи, связанные с темнотой, тишиной, скандал, ругань в семье, кошмарные сновидения, которые могут присниться под утро.
  • ОРВИ, аллергии и иные более серьезные заболевания, требующие обращения к врачу.

В  каком возрасте начинать

Наиболее спокойными считаются дети, с раннего возраста привыкшие к режиму дня. По мере взросления распорядок постепенно преобразуется, что связано с увеличением периода бодрствования – малыши могут играть по нескольку часов в день. В первый триместр жизни время отдыха новорожденного постоянно меняется, что обусловлено адаптацией к новым условиям существования. Присутствие мамы на этом этапе считается важным моментом, поэтому она должна находиться всегда рядом. Не доставляют особых хлопот детки, находящиеся на искусственном вскармливании. Они, как правило, засыпают с пустышкой.

Планируя приучать ребенка к самостоятельному сну, врачи советуют проявлять индивидуальный подход с учетом особенностей организма малыша.

Внимание! Начинать процесс можно с месячного возраста. Главное, чтобы младенец чувствовал себя нормально, и не страдал от недомоганий. Оптимальным считается возраст старше трех месяцев.

Хороший вариант, как укладывать ребенка спать без укачивания, предлагает доктор Комаровский. Он советует поставить кроватку в комнате отдыха родителей сначала около их постели, затем на небольшом расстоянии. Это позволит малышу видеть маму, но находиться при этом на собственной территории.

Лучшее время для отхода ко сну

Можно ли приучить годовалого ребенка засыпать самостоятельноНачиная с четвертого месяца, следует четко определить, во сколько можно укладывать ребенка спать. Многие бабушки до сих пор советуют класть малыша в постель не позднее 21.00., а будить в 6-7 утра. Это вполне разумно и обоснованно. Общая продолжительность ночного отдыха составляет 9-10 часов, что при суточной норме в 12-15 ч. считается оптимальным. Такой график удобен как для ребенка, который в будущем пойдет в детский сад, так и для мамы, особенно, если она работающая.

Важно знать! По версии западных ученых период, в течение которого следует укладывать ребенка, составляет от 18.00 до 20-30, причем утренний подъем все равно намечается на 7 часов. По мнению специалистов, именно в этот период у малышей вырабатывается гормон мелатонин.

Идеальным принято считается следующее время для засыпания:

Возраст ребенкаВремя укладывания/час.
Грудничок и трехмесячный малыш19.00-20.00
3-6 мес.19.00-20.00
6-12 мес.19.00
1-1,5 года21.00
1,5-3 года20.00-21.00
3-4 года19.30-20.00
ДошкольникиНе позднее 20.30

Однако с учетом особенностей организма собственного ребенка родители должны самостоятельно определить время вечернего погружения в сон, и придерживаться его ежедневно.

Важность вечерних ритуалов

Одним из методов организации самостоятельного засыпания считаются вечерние ритуалы. Выполняя ежедневно привычные действия в определенной последовательности, малыш научится быстро успокаиваться и погружаться в сон. Специалисты рекомендуют формировать данную привычку после 6-7 месяцев, и предлагают массу вариантов.

Как правильно укладывать ребенка спать

Подобрать наиболее оптимальный для своего ребенка можно экспериментальным путем, главное, проявлять терпение. Как правило, работают такие способы:

  • водные процедуры – купание необходимо проводить ежевечерне;
  • расслабляющий массаж;
  • прощание с солнышком и птичками;
  • рассматривание яркой цветной картинки;
  • пение колыбельной;
  • чтение сказок или иных книг;
  • проговаривание одних и тех же фраз, которые являются сигналом окончания ритуала.

При таком подходе намного легче уложить спать месячного ребенка, нежели годовалого. Положительных результатов можно добиться только при нормальном самочувствии новорожденного. Важно!В случае появления различного рода недомоганий (прорезывание зубов, температура, колики) или более серьезных заболеваний, ритуалы рекомендуется на время исключить из режима дня, и вновь вернуться к ним после выздоровления.

Известные методики обучения самостоятельному засыпанию

На сегодняшний день существует несколько эффективных методик, каждая из которых знакомит родителей, как уложить двухмесячного ребенка спать, или приучить малыша постарше к самостоятельному засыпанию.

«Самоуспокоение». Состоит в использовании мягкого тактильного воздействия и проговаривания определенных фраз, привыкая к которым малыш научится быстро засыпать. Ускорить процесс можно с помощью формирования вечернего ритуала, создания комфортных условий в спальне или детской комнате. Важно соблюдать последовательность действий и стараться воздержаться от тесного контакта (брать на руки, когда он плачет).

«Долгое прощание». Подходит тем родителям, которые не переносят плач малыша. Уложив его в постель, следует садиться в детской, но с каждым разом увеличивая расстояние между собой и кроваткой. Итогом станет привычка ребенка интуитивно чувствовать присутствие мамы, не подозревая о том, что она находится уже за пределами спальни. Укладывать его следует в состоянии, когда он начинает дремать, сопровождая ласковыми поглаживаниями и теплыми словами.

«Фейдинг». Довольно продолжительный по периодичности метод, предполагающий укладывание ребенка спать с помощью сказки или разговора. По мере привыкания чтение должно отнимать все меньше времени, пока малыш не научится засыпать самостоятельно. В случае необходимости можно погладить его, сделать легкий массаж или дать выпить молока или воды.

«Объяснение». Техника подходит родителям, которые не знают, как уложить вовремя двухлетнего ребенка спать. Метод состоит в том, чтобы отучить младенца от груди, бутылочки со смесью или кормления перед сном, особенно трехлетнего и более старшего малыша. С помощью придуманной истории о том, почему больше не будет молока (еды), которую следует рассказывать несколько раз в течение дня, укладывание станет более легким и безболезненным для малыша.

«Метод Фербера». Данный вариант приучения направлен на то, чтобы ребенок мог не реагировать на отсутствие матери в детской во время сна. Уложив его в постель, следует тут же покинуть комнату. При любом всхлипывании, плаче необходимо возвращаться обратно, но при этом каждый раз увеличивать интервал, при котором мама  находится в коридоре. В первые дни такие циклы могут повторяться многократно до 20 раз за ночь, но постепенно они будут урежаться, и со временем у малыша выработается привычка засыпать самостоятельно.

Совет! Чтобы научить ребенка засыпать без слез, следует ознакомиться с одноименной книгой Элизабет Пентли.

Недостатки альтернативных методов укладывания

Как научить ребенка засыпать самостоятельноС первых дней жизни младенца родители стремятся к тому, чтобы он полноценно отдыхал, поэтому применяют довольно распространенные методы, которыми пользовались еще наши бабушки.

Однако современные специалисты утверждают, что это вызывает постепенное привыкание, и ребенок становится зависимым, не стараясь самостоятельно уснуть.

Укачивание

Наиболее распространенным вариантом считается качание в люльке, кроватке или просто на руках. Доводы врачей против такого метода являются вполне разумными и объяснимыми. В силу неразвитости вестибулярного аппарата у младенца при  монотонных повторяющихся движениях  увеличивается вероятность появления головокружений. Это не только отрицательно сказывается на его самочувствии, но и часто приводит к потере сознания. Качать – это значит  вызывать психологическую зависимость, и малыш тяжелее привыкает к самостоятельному засыпанию.

Сон с грудью

Мамина грудь является для младенца не только источником пищи, но и привычным способом самоуспокоения в любой стрессовой ситуации. Он получает удовольствие от сосания, вследствие чего он расслабляется, успокаивается и засыпает. Но привычка укладывать в процессе кормления его грудью со временем создает проблемы как матери, так и самому малышу. По мере взросления, у карапуза уменьшается потребность в молоке, которое постепенно заменяется адекватной взрослой пищей. Однако зависимость мешает ему уснуть самостоятельно, и он начинает раздражаться и плакать. Мама тоже не может нормально отдыхать. С одной стороны из-за отсутствия сна у ребенка, с другой, потому приходится брать его в свою постель.

Совместный сон

Совместный ночной отдых играет огромную роль в психоэмоциональном развитии малыша. Чувствуя близость матери, он, как правило, быстро засыпает и спит спокойно. Тесный контакт необходим младенцу в первые три месяца жизни. Привыкшему к внутриутробному существованию, ему трудно находиться в одиночестве, не чувствуя тепла и запаха родного человека. Поэтому, приучать ребенка к самостоятельному засыпанию необходимо постепенно.

Врачи рекомендуют, начиная с четвертого месяца, приучать грудничка к засыпанию в собственной кроватке в целях гигиены. Здесь учитывается еще и тот факт, что присутствие в одной постели с обоими родителями вредит его здоровью, особенно если папа употребляет спиртное, пары которого могут вызвать удушение.

Выводы

Ребенку проще приучиться к самостоятельному засыпанию, если процедуру обучения начинать с раннего возраста, но не следует применять этот процесс в качестве дисциплинарной меры. Доказано, что каждое изменение и нововведение в жизни малыша сопровождается стрессом. Однако терпение и ласка близких людей помогут ему адаптироваться в собственной спальне и наслаждаться сном в удобной постели.

Методики самостоятельного засыпания ребенка — самостоятельное засыпание малышей

Совместный сон предполагает, что всю ночь или большую ее часть ребенок спит в одной кровати с родителями. Обычно мамы, которые практикуют этот метод, считают его самым удобным и естественным, однако многие врачи и родители выступают против совместного сна. Обе стороны приводят вполне разумные доводы.

Совместный сон положительно влияет на грудное вскармливание

Тесный контакт с крохой позволяет удобно организовать ночные кормления и увеличить количество прикладываний в подутренние часы (с 4 до 8 утра). Именно на это время приходится пик активности пролактина — гормона, отвечающего за выработку молока.

Вся семья может хорошо высыпаться

Семьи, где практикуют совместный сон, обычно спят лучше и дольше: малышу не приходится криком подзывать маму, а ей — качать его и заново укладывать по несколько раз за ночь.

Ребенок чувствует себя более уверенно

Близкий контакт с мамой дает малышу ощущение уверенности, служит для него подтверждением, что он в безопасности. Крохе очень важно чувствовать маму рядом с собой и не расходовать силы на плач. Именно спокойный детский сон способствует гармоничному развитию клеток мозга и формированию нейронных связей между ними.

Формируется устойчивая привязанность малыша к родителям

В советские времена максимальная сепарация от ребенка («не приучать к рукам», «спать только в своей кроватке», «рано заканчивать грудное вскармливание») была широко распространена и считалась единственно правильным методом воспитания. Сейчас психологи много говорят о том, что крепкая связь с родителями — базовая потребность ребенка, влияющая на его доверие к миру и психическую устойчивость.

Многие родители боятся случайно придавить ребенка во сне, но это практически невозможно. Широкий плоский носик новорожденного позволяет ему свободно дышать, даже если он прижат к маминой груди. А гормоны делают сон кормящей женщины необыкновенно чутким — она просыпается на каждое движение малыша. Однако в некоторых ситуациях родителям ни в коем случае нельзя практиковать совместный сон с малышом:

  • Они принимают сильнодействующие снотворные или успокоительные;
  • Они испытывают крайнюю степень усталости, буквально «спят стоя»;
  • Кто-то из родителей — переносчик кожной инфекции;
  • Малыш родился недоношенным.

Также не рекомендуется укладывать малыша в одну кровать рядом со старшим ребенком. Если другого выхода нет, то между детьми должен спать родитель. Еще один популярный довод против совместного сна — его несовместимость с личной жизнью. На самом деле большинство семей справляется с этой проблемой, ведь квартира не ограничивается одной кроватью.Техника безопасности при совместном сне:

  • Ни в коем случае не оставляйте малыша одного на кровати: он может с нее упасть, даже если еще не умеет ползать. Когда уходите из комнаты, перекладывайте младенца в колыбельку или на развивающий коврик;
  • Проверьте свой матрас: он должен быть достаточно жестким, без вмятин и зазоров. Также не рекомендуется спать с малышом на раскладном диване или в окружении множества подушек;
  • Уберите из кровати все лишнее — покрывала, мягкие игрушки и другие предметы. Все это создает угрозу для сна ребенка до полугода.

Совместный сон можно практиковать в двух вариантах: во взрослой постели или вплотную придвинутой детской кроватке без одного борта. Если вы выбрали второе, убедитесь, что кроватка плотно зафиксирована и не может случайно отодвинуться.

Завершается совместный сон обычно в возрасте 3 – 4 лет. У малыша начинается период «я сам», и он с удовольствием перемещается в собственную кроватку.

Вне зависимости от того, спит малыш с вами или отдельно, его нужно укладывать, и порой этот процесс растягивается надолго. Изменить ситуацию можно, научив ребенка засыпать самостоятельно. Некоторые эксперты считают, что начинать стоит уже в 2 – 4 месяца, так как в этом возрасте формируются циклы быстрого и медленного сна. Другие предлагают начинать обучение после года, когда нервная система дозревает. В любом случае «наука» должна стартовать, когда у ребенка появится примерный режим сна. Также нужно будет заранее придумать ритуал отхода ко сну для малыша — и в точности повторять его перед каждым укладыванием. Такой ритуал обычно занимает от 15 минут до часа и может включать купание, чистку зубов, переодевание в пижаму, сказку, колыбельную. Многим детям нравится «укладывать» свои игрушки и желать им спокойной ночи. А что же потом? Есть несколько вариантов дальнейших действий.

Ричард Фербер — американский педиатр, основатель и бывший директор Центра изучения нарушений детского сна. В 1985 году он выпустил книгу «Сон ребенка. Решение всех проблем», которая сделала его известным во всем мире.

Для начала необходимо, чтобы у малыша сформировался четкий режим и ритуал отхода ко сну. Затем можно начинать: уложите ребенка в кроватку, пожелайте ему спокойной ночи и выйдите из комнаты. Очень скоро малыш, не привыкший засыпать в одиночестве, заплачет — тогда маме нужно вернуться и успокоить его, не вынимая из кроватки. Можно петь колыбельные, гладить ребенка по спине или просто сидеть рядом. Когда он затихнет, снова выходите из комнаты. Этот цикл придется повторить много раз, постепенно увеличивая временной интервал. Фербер рекомендует не давать малышу грудь или бутылочку, а заходить в комнату именно на громкий плач, а не хныканье.

Если вы решили попробовать этот метод, запаситесь спокойствием, настойчивостью и решимостью. Нелишним будет заручиться согласием других членов семьи на невмешательство в процесс. Метод Фербера не рекомендуется использовать с детьми младше 6 месяцев.

Трейси Хогг — британская медсестра и автор бестселлеров о воспитании детей. Ее самые известные книги — «Чего хочет ваш малыш?» и «Секреты высыпающейся мамы».

Трейси Хогг предлагает действовать по формуле «ПАСС» («питание, активность, сон, свобода»). Самым важным она считает составление индивидуального режима с учетом биологических часов каждого отдельного малыша. Вам нужно будет понаблюдать за ребенком в течение нескольких дней и зафиксировать, в какие часы он начинает зевать и показывать усталость. Еще один принципиальный момент — четкое разделение сна и еды. То есть нельзя допускать, чтобы малыш засыпал на груди или с бутылочкой.

Укладывать малыша нужно после выполнения сонного ритуала, используя ноу-хау Хогг — «шипение и похлопывание». Вот как это выглядит: вы кладете ребенка головкой к себе на плечо и начинаете громко и ритмично говорить «ш-ш-ш» у его ушка, одновременно похлопывать по спинке в области лопаток. Секрет в том, что маленький ребенок быстро устает от такой сенсорной перегрузки и начинает дремать. Как только малыш прикроет глазки, нужно быстро переложить его в кроватку — заснуть он должен именно там. Не переставайте шипеть и похлопывать ребенка по спинке до полного засыпания.

Этот способ подходит для детей от 4 до 9 – 11 месяцев, а примерно с года Хогг предлагает прием «обнял и положил». После сонного ритуала вам нужно будет крепко обнять малыша, положить его в кроватку и спокойно объяснить, что происходит: «Уже поздно, тебе нужно поспать и отдохнуть». Если ребенок заплачет, примените уже известную технику шипения/похлопывания, но не берите его на руки.

Элизабет Пэнтли — автор книг по воспитанию детей, специалист и консультант по детскому сну. Ее книга-бестселлер называется «Как уложить ребенка спать без слез».

Метод Пэнтли — один из самых мягких. Автор предлагает проанализировать и при необходимости изменить «якори» — ассоциации, связанные у малыша с отходом ко сну. Например, если ребенок всегда засыпал на руках, а теперь вы хотите укладывать его в кроватку, нужно в течение 10 – 15 дней помогать ему уснуть именно там. В случае необходимости укачивайте малыша, давайте ему грудь или соску — все это не возбраняется. Пэнтли советует завести специальный «сонный» предмет, который будет ассоциироваться у ребенка с отдыхом: игрушку, маленькую подушечку или пледик. Когда кроха просыпается ночью, давайте ему возможность самостоятельно заснуть вновь, но ни в коем случае не оставляйте плакать одного. Покачайте малыша, погладьте его по спинке или спойте колыбельную. По уверению Пэнтли, со временем ребенок привыкнет к спокойному и стабильному режиму сна и будет спать не просыпаясь всю ночь. Этот метод подходит для детей с 2 – 3 месяцев.

Марк Вайсблут — педиатр с 35-летним опытом, отец четырех детей, автор мирового бестселлера «Здоровый сон — счастливый ребенок».

Как и другие специалисты, Вайсблут рекомендует начинать обучение, когда у малыша появляется четкий режим и ритуал отхода ко сну. Он пропагандирует раннее укладывание на ночь — от 18 до 20 часов, так как в это время маленькие дети биологически расположены ко сну. Также вам надо будет избегать переутомления и четко следить за нормами бодрствования малыша. Например, если в возрасте 3 месяцев интервал между снами должен быть 80 – 90 минут, начинайте укладывать ребенка уже через час после просыпания. В остальном метод Вайсблута предельно прост: после сонного ритуала ребенка нужно положить в кроватку, пожелать ему спокойной ночи и выйти из комнаты. Но в отличие от других авторов, Вайсблут запрещает реагировать на плач ребенка. Поплакав несколько ночей подряд, малыш привыкнет оставаться в одиночестве и не будет просыпаться.

Конечно, выбор методики засыпания, как и другие аспекты воспитания, — ответственность родителей. Но по возможности все-таки стоит предпочесть мягкий способ укладывания и не оставлять малыша плакать одного. Это может нарушить его базовое доверие к миру и здоровую привязанность к родителям, а уверенность в любви мамы и папы — куда более важная потребность для ребенка, чем крепкий многочасовой сон.

Метод Пэнтли — метод самостоятельного засыпания Пэнтли, описание

   Все родители знают, что уложить малыша спать может быть непростой задачей. Все родители хотят, чтобы их ребенок легко засыпал и ночью спал без пробуждений. И все родители ищут ответ на вопрос — как же уложить малыша и помочь ему заснуть быстро, без плача, протестов и пробуждений? Вариантов решений существует довольно много, но важно найти причину пробуждений, мягко устранить ее и научить малыша засыпать самостоятельно.

   Сейчас в открытом доступе описано множество техник по обучению детей самостоятельному сну – жестких, допускающих слезы и мягких, совсем без слез или с минимальным их количеством.

   Команда Спи, Малыш представляет в России Мягкий Метод Обучения Сну, авторства Ким Вест. Но это не единственно возможный подход. Мы считаем, что родителям важно знать альтернативные способы и делать информированный выбор по существующим техникам, именно поэтому мы сделали серию статей о различных подходах к обучению самостоятельному засыпанию.

   В  этой статье мы рассмотрим мягкую методику обучения СЗ, которую предложила и описала в своей книге американка по фамилии Пэнтли.

 

 Кто такая Э.Пэнтли?

   Элизабет Пэнтли – мама 4 детей из штата Вашингтон, она не врач и не психолог, но ее называют «педагогом по работе с родителями». У одного из ее детей были проблемы со сном. Тогда она стала глубоко изучать тему детского сна – она собрала рекомендации разных специалистов, мнения и опыт родителей, которые столкнулись с такими же проблемами, изучила много литературы. На основе всей собранной информации Элизабет составила свои рекомендации по налаживанию сна ребенка мягким способом. На основе собственного опыта и работы с отдельными семьями Пэнтли написала свою книгу «Как уложить ребенка спать без слез». Теперь она является президентом семейного предприятия и образовательной компании «Better Beginnings, Inc.», проводит образовательные лекции для родителей по детскому сну.

 

 Исследования эффективности метода

   Автор описывает результаты работы по налаживанию сна тех, кто следовал ее рекомендациям, в своей книге.

   Элизабет собрала группу из 60 женщин с детьми от 2 до 27 месяцев, ни у одного из них не было непрерывного ночного сна в течение хотя бы 5 часов. Матери следовали ее рекомендациям: каждые 10 дней они соблюдали правила и присылали отчеты о своих достижениях. Исследуемая группа добилась следующих результатов:

  • на 10 день 42 % детей спали всю ночь;
  • на 20 день – 53 %;
  • на 60 день – 92 %.

   Автор утверждает, что как только дети стали спать непрерывно 5 часов, постепенно длительность их сна стала увеличиваться до 9-13 часов подряд.

   Однако, обращаем ваше внимание, что данное исследование не является подтвержденным с научной точки зрения, а больше напоминает субъективное описание наблюдений.

 

 Описание метода

   Методика самостоятельного засыпания Э.Пэнтли состоит из 10 шагов. Данная методика относится к группе медов обучения самостоятельному засыпанию с максимальной помощью родителей. Поэтому её методику обучения сну относят к группе под названием «фейдинг» («Fading» – с англ. утихание, замирание, угасание; т.е. постепенное сокращение помощи взрослого).

   Методика обучения сну «без слез» считается одной из наиболее мягких, но довольно длительных техник обучения самостоятельному сну. Подход заключается в плавной смене способа утешения: например, с груди или бутылочки на ласковый спокойный голос мамы (сказка, колыбельная).

   Таким образом, предлагается заменить помощь мамы в момент засыпания на другую значимую вещь: игрушку или мамину вещь. Мама постепенно сокращает время контакта с привычным объектом успокоения, переключая внимание ребенка на другие способы успокоения, которые связаны со снижением непосредственного контакта со взрослым.

   Автор советует не реагировать на каждое кряхтенье или хныканье малыша и отличать его от плача, а также говорит о важности для детей научиться успокаиваться от голоса мамы и ее прикосновений. Для достижения результата самостоятельного засыпания по ее рекомендациям требуется около 1,5-2 месяцев работы над обучением сну.

   Но, прежде чем начать работу по методике, автор призывает проанализировать, есть ли у вашего малыша действительно проблемы со сном. Важно понимать, что пробуждения ночью 1-2 раза с 4 месяцев до 3 лет – это вполне нормально.

   Автор предлагает вести таблицы – дневники сна, чтобы анализировать свои успехи по налаживанию детского сна.

   Также автор обращает внимание на связь еды и сна:

  • Ребенок должен хорошо питаться в течение дня, чтобы не добирать ночью свою норму калорий
  • Не рекомендует перед сном давать ребенку сладкое
  • Рекомендует следить за своим питанием и кормящим мамам — особенно, снизить перед сном кофеиносодержащие напитки и газообразующие продукты

 

   При основных принципах работы со сном автор считает важным:

  • Уделять внимание режиму дня, который отвечает нуждам малыша
  • Отслеживать сигналы ребенка – признаки усталости и признаки переутомления

 

   Автор придает значение определенной подготовке перед применением программы по обучению СЗ:

  1. Следить за гигиеной сна
  2. Компенсировать накопленный недосып
  3. Обязательно вводить ритуалы на ночной и дневной сон
  4. Выстроить комфортный режим сна и бодрствования для малыша
  5. Убрать негативные ассоциации на засыпание

 

 Схема применения метода

   После того, как пройден этап подготовки, можно приступать к самой методике. Автор предлагает 10 шагов, по которым мама сама может составить собственный план решения проблем со сном своего крохи:

  1. шаг – проверка безопасности (предотвращение СДВС, сон на спине, основные правила безопасности при совместном сне).
  2. шаг – изучение основных факторов сна (различия детского и взрослого сна, цикличность сна, определение проблемы, ночные кормления, длительность и нормы сна по возрастам).
  3. шаг – ведение собственного дневника сна (деятельность и поведение перед сном, укачивания, звуковой фон и освещение, длительность непрерывного ночного сна, количество пробуждений, способы продления сна).
  4. шаг – выбор решения проблемы со сном в зависимости от возраста (биология сна до 4 месяцев и для старших детей, потребность в ночных кормлениях, ассоциации со сном, эмоциональное состояние матери и ее усталость, готовность малыша, подготовка ко сну, режим снов, приучение ко сну в детской кроватке).
  5. шаг – составление собственного плана сна для своего малыша.
  6. шаг – следование плану с малышом 10 дней.
  7. шаг – ведение таблицы своих наблюдений и достижений по следованию плану.
  8. шаг – анализ своих успешных шагов и изменение плана по необходимости.
  9. шаг – дальнейшее следование плану по прошествии 10 дней.
  10. шаг – заполнение таблиц, анализ своих достижений и корректировка плана, необходимая каждые 10 дней.

 

 Плюсы и минусы метода

   Как и у каждого метода, в подходе «без слез» есть плюсы и минусы. Каждой семье может подойти разная техника обучения СЗ, но при выборе техники, важно учитывать все факторы.

   Плюсы:

  • Относится к мягким методикам
  • Процесс обучения максимально комфортный и постепенный для детей

 

   Минусы:

  • Методика не подходит тем, кто нуждается в достаточно быстром результате (например, мама в стрессе или ПРД, мама, выходящая на работу, скорое рождение второго ребенка)
  • Из-за длительности процесса, есть большая вероятность, что процессу обучения что-то помешает (например, скачок роста, болезнь, отъезд)
  • Требуется в больше сил, терпения и последовательности со стороны родителей, поэтому важно иметь поддержку от родных и близких – мужа, бабушки, няни.
  • Не подходит для родителей, которые испытывают сильную усталость

 

 Сравнение методов Э.Пэнтли и К.Вест

   Методы Э.Пэнтли и К.Вест  относятся к мягким методикам и группе методов под названием «фейдинг». Подход Ким Вест, который мы представляем в России не предполагает резкого изменения условий засыпания, является комфортным для детей. Мы уделяем много времени подготовке перед обучением самостоятельному засыпанию. До начала работы по методике мы:

  • приводим в порядок безопасность и условия сна
  • вводим ритуалы для засыпания и на пробуждение
  • подбираем комфортный режим и время бодрствования
  • приучаем малыша ко сну в своей кроватке
  • уходим от негативных ассоциаций на сон (кормление, укачивание)
  • помогаем маме максимально снизить помощь на засыпание

   Однако Методика Мягкого Отдаления Ким Вест предполагает последовательный постепенный алгоритм действий, который в идеале занимает около 2-3 недель.  

   Американскую программу обучению СЗ авторства Ким Вест специалисты «Спи, Малыш» адаптировали с учетом культурных особенностей русскоговорящих мам и их подходу к воспитанию детей. Наши специалисты заботятся о том, чтобы процесс обучения был максимально мягким и для малыша, и для мамы. Мы рекомендуем утешать малыша в кроватке, находится рядом и помогать ему справиться с его эмоциями. При этом взрослый раз в несколько дней увеличивает дистанцию и постепенно минимизирует свою активную помощь, что дает ребенку возможность привыкнуть и дает ощущение безопасности, что мама все также рядом, что она не уходит.

   Детские специалисты считают, что присутствие мамы в момент сложных эмоций или стресса у ребенка, дает возможность ему справиться со своим состоянием и учиться справляться с такими непростыми ситуациями. Но при этом мама не выходит из комнаты и не оставляет малыша один на один с его переживаниями. А это очень важно для формирования и сохранения надежной привязанности между мамой и малышом.

 

 Как выбрать методику обучения для своей семьи?

   Пошаговое постепенное сокращение помощи по методике Ким Вест позволяет безболезненно и быстро пройти процесс обучения самостоятельному засыпанию. Под чутким руководством наших консультантов малыш научится засыпать сам, станет меньше пробуждаться ночью, что улучшит качество сна родителей.

   В любом случае, именно за вами стоит выбор методики обучения самостоятельного засыпания. Потому важно всё взвесить и проанализировать, чтобы понять, какая именно методика подходит вам и вашему ребенку.

     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *