Игры с малышом 7 месяцев: Игрушки и игры для ребенка 7 месяцев. Что умеет ребенок в 7 месяцев

Содержание

Как развивать ребенка в 7 месяцев: веселые занятия с малышом

Немного советов родителям

  • Играть с малышом 7-и месяцев от роду нужно в период бодрствования, когда малыш отдохнул, сыт и здоров – это золотое правило верно для детей любого возраста. Поскольку кроха научился самостоятельно передвигаться, задача родителей сейчас помочь ему освоить навыки управления собственным телом, развивая координацию и вестибулярный аппарат.
  • Специальные развивающие игрушки и комплексы для деток до года – это, безусловно, хорошо! Но не обязательно. Используйте обыкновенные, безопасные, привычные малышу вещи, знакомые игрушки и предметы обихода. Они могут помочь вам в «уроках» ничуть не меньше.
  • Адекватно оценивайте возможности и уровень развития вашего чада. Все дети разные, кому-то нужно больше времени, кто-то шустро «схватывает все на лету». Не требуйте от ребенка того, что он пока не может делать или делает это с огромным усилием. Терпение и мягкость – ваши главные друзья. Все будет.
  • Обязательно разговаривайте с ребенком, проговаривайте каждое свое действие и хвалите чадо за успехи. Сами того не замечая, вы формируете словарный запас, речевую базу, которую малыш обязательно будет использовать в дальнейшем. Ну а похвала за заслуги – отличный мотиватор двигаться дальше!
  • Не ленитесь записывать успехи малыша! Так вы без труда сможете проанализировать динамику развития того или иного навыка, его окончательное закрепление. Ну а сохранившиеся записи можно оставить на память или ориентироваться по ним в дальнейшем с новым малышом.


Устанавливаем социальный контакт

Спрячьте свое лицо за пеленкой, если малыш ее снимет, снова накройтесь пеленкой. Так делайте до тех пор, пока ребенок не обратится к вам при помощи голоса. Малыш быстро поймет суть игры, и намеренно будет кричать маме, чтобы та ему показалась. Цель этой игры — помочь ребенку вступить в осознанный контакт с помощью общения, пусть даже на собственном языке.

Подобную игру можно проводить с игрушкой, которой малыш играет. Возьмите у ребенка предмет и дождитесь момента, когда он попросит ее вернуть. Верните предмет со словами похвалы.


Что мы уже умеем?

Итак, что же умеет ребенок в 7 месяцев? На самом деле, немало! Он уже почти самостоятельная передвижная единица, концентрация огромного интереса к миру и маленький весельчак! Да, у деток уже в этом возрасте начинает формироваться чувство юмора, они много и заливисто смеются – отличный показатель того, что у вас счастливый малыш!

  • Физически здоровые 7-и месячные детки, родившиеся в срок, уже уверенно сидят в стульчике или с небольшой поддержкой, могут ползать, из положения сидя лечь или начать ползти. Многие активно пытаются встать, держась за любую опору, будь это решетка кровати или же мамина нога. У кого-то это даже удается, правда, ненадолго.
  • В плане психического и речевого развития: малыш уже осознает себя как отдельное существо, знает свое имя, может что-то сделать по просьбе (например, показать в сторону игрушки при соответствующем вопросе). Ребенок много и с большим удовольствием гулит, издает протяжные звуки, бульканья и всячески «тестирует» возможности своих губ, языка и голоса.

Согласитесь, это большой прогресс для человечка, который появился на свет немногим больше полугода назад!

Слух


Слух продолжает активно развиваться, кроха уже различает различные звуки, в том числе голос мамы и папы. Дитя понимает, когда обращаются именно к нему и проявляет интерес, поворачивая головку в сторону, откуда идет звук или какой-то шум. Если такой реакции не происходит, родителям стоит насторожиться и отправиться к доктору, чтобы своевременно определить проблему и устранить ее.


Во что играть с ребенком?

Занятия, проводимые в игровой форме, учат малыша мышлению и анализу, способности узнавать и различать предметы различной формы, размера, цвета и т. д. Также ребенок учится обращаться с предметами, узнает, какие манипуляции с ними можно поводить. Знакомится с причинно-следственной связью (если кинуть игрушку на пол, то она упадет, если заплакать – мама поднимет и дает ее в ручку. Любимейшая игра карапузов до года!). Изучает свойства предметов и оттачивает ловкость своих ручек (шарик круглый, он может укатиться, кошка пушистая и теплая и т.д.).

Зарядку делай, раз, два, три!

Так, физические занятия с ребенком 7 месяцев включают упражнения на сгибание и разгибание конечностей – они полезны для развития суставов и мышц.
Сейчас можно сделать упражнения более сложными, чем раньше. Во время их проведения дайте крохе в руки небольшой предмет, например, мячик или погремушку. Выполняя подъемы корпуса из положения лежа, возьмитесь не за ручки малыша, а за игрушку – пусть он попробует удержаться самостоятельно.

Массаж и игры с ребенком в 7 месяцев, направленные на физическое развитие, выполняются с учетом необходимости тренировать появление нового навыка передвижения: если кроха еще не научился ползать хорошо, а только лишь выполняет первые робкие попытки, помогите ему. В положении лежа на животе подогните ножки малыша в коленях, можно помочь ему выставить ручки прямо и пораскачивать корпус взад-вперед.


Подобного рода упражнения полезно сопровождать звуковыми командами, например «кач-кач» или «прыг-скок». Кроха быстро запомнит их, и в дальнейшем будет пытаться выполнять самостоятельно при подаче нужного сигнала. В принципе, все физические игры с ребенком в 7 месяцев нужно сопровождать командами – кроха вполне в состоянии запомнить их и научиться различать.

Играть с ребенком становится все интереснее, и в 7 месяцев он продолжает совершать все новые и новые открытия каждый день.

Увеличиваем словарный запас

Обратите внимание на любимую игрушку ребенка и начните упражнение именно с нее. Покажите малышу игрушку и скажите ее название, например — «это мишка». Повторите название игрушки несколько раз, затем расположите ее перед ребенком среди других игрушек и скажите: «где мишка?». Малыш потянет ручку к мишке или покажет вам взглядом, где находится игрушка. Так, игру можно выполнять каждый день с различными предметами в разных комнатах дома. Постепенно, ребенок будет произносить изученные таким образом слова осознанно и чаще.

Развиваем речь

Продолжайте занятия на развитие речи и построение базового словарного запаса. Большую пользу в развитии ребенка принесут первые книжки. Яркие красочные, выполненные из прочного картона! Выбирайте такие экземпляры, которые содержат простые и понятные картинки с хорошей прорисовкой и коротенькие стишки-потешки: это могут быть книжки о животных или про автомобили, про цвета или овощи и фрукты.
Помните, что малыш не способен осваивать сложные многогранные понятия и слишком разнообразную цветовую гамму: пусть детали картинок будут четкими и крупными – проговаривайте вслух содержание каждой, называя предметы.


Возможно, у вашего ребенка в скором времени появятся любимые книжки или картинки в них. Не перегружайте малыша излишней информацией и не затягивайте занятие, если он устал. Но при этом проявляйте терпение и настойчивость – методично, каждый день, предлагая крохе почитать книжку.

Некоторые детки с удовольствием смотрят картинки, других привлекает процесс самостоятельного перелистывания страниц, третьи не обращают на литературу вообще никакого внимания, постоянно находясь в движении и жажде новых исследований. Для всех категорий важно научится читать книжки – это прекрасная возможность развить усидчивость, терпение, речь и интеллект.

Кормление


Сейчас наступает новый период в прикорме. В 6 месяцев грудничок знакомится с овощами, а теперь его можно знакомить с гречневой, рисовой и кукурузной кашами. Если у него нет аллергии на лактозу и казеин, то в кашу можно добавлять немного молока. Давать каши, в которых находится глютен (овсяная, манная, пшеничная), не рекомендуется. В организме еще недостаточно ферментов, которые способны расщеплять этот белок, поэтому есть вероятность возникновения непереносимости глютена, у ребенка возникает аллергическая реакция и кишечные расстройства.

Однако кроха еще продолжает питаться грудным молоком, но интервал между кормлениями составляет примерно 4 часа. Днем у мамы появляется немного больше времени, но ночью малыш может активно сосать грудь, так что мамочкам нужно набраться терпения в этот период. Считается, что количество съеденного за 1 прием составляет около 150 г, но эта цифра отличается для каждого отдельного случая. Днем ребенок кушает примерно 5 раз, 2 кормления из которых заменяются прикормом. К концу месяца можно знакомить его с мясным пюре: сначала дается 5 г, затем количество увеличивается до 20-30 г. Такие нормы актуальны для деток, у которых нет склонности к аллергии.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры также актуальны для развития ребенка в семимесячном возрасте, помимо активизации речевых центров и помощи в развитии моторики, они доставляют крохе удовольствие и веселят его. Разучите несколько стишков-потешек для пальчиковых игр: можно приурочить такие занятия к определенным действиям, например, перед сном:

Этот пальчик хочет спать (загнуть мизинец), Этот пальчик лег в кровать (загнуть безымянный палец), Этот пальчик уж вздремнул (загнуть средний палец), Этот пальчик уж уснул (загнуть указательный палец), Этот крепко, крепко спит, И тебе он спать велит (держать за большой палец).

Еще одна хорошо знакомая и известная всем игра поможет накормить малыша, если он капризничает, привлеките к процессу кормления любимые игрушки, или изобразите, будто кушаете с крохой сами:

Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки. Маслом поливала, Детушкам давала. Даше два (кормим малыша)а, Паше два(даем ложку каши любимой игрушке)а, Ване два(опять малышу)а, Тане два. Хороши оладушки У нашей бабушки!

Ну и, конечно же, куда без семьи пальчиков! Эта забавная потешка наверняка понравится вашему карапузу:

Этот пальчик – дедушка (сгибаем большой пальчик), Этот пальчик – бабушка (указательный), Этот пальчик – папочка (средний), Этот пальчик – мамочка (безымянный), Ну а этот пальчик – я (мизинчик), А вместе – дружная семья!

Еще один вариант считалочки:

Этот пальчик – самый маленький (сгибаем мизинчик), Этот пальчик – самый слабенький (безымянный), Этот пальчик – самый длинненький (средний), Этот пальчик – самый сильненький (указательный), Ну а этот – толстячок (большой), А все вместе – кулачок!

Сон


В сутки сон занимает 15-16 часов. Ночью ребенок (в большинстве случаев) может спать до 11 часов. В период активного бодрствования (длительность составляет примерно 3 часа) он активно познает все вокруг себя. Дневной сон составляет примерно до 2 часов 3 раза в день. Во время сна малыш может раскрываться, и родители часто переживают по этому поводу, но делать этого не стоит. Скорее всего, ему или ей жарко, поэтому важно контролировать температуру помещения и использовать соответствующую одежду.

Купаемся вместе

Как только ваш малыш научился сидеть самостоятельно, процесс купания становится легче и увлекательнее: теперь вы можете посадить ребенка в воду и изобразить небольшое театральное представление перед ним, привлекая резиновые игрушки.


Если раньше мамины руки были заняты только поддержкой малыша, то теперь она вполне может покатать лодочку и изобразить прощальный гудок парохода или поиграть перед ребенком резиновой уточкой – он по достоинству оценит новый способ игры. Можно подробнее изучать новые свойства воды – похлопайте ладошкой ребенка по поверхности – такая забава очень развеселит его. Поддерживающие устройства для ребенка все еще нужны, если вы купаете его в большой ванне. Например, специальное сиденье не даст малышу случайно упасть или завалиться на бок. Однако в детских мини ванночках оно будет неуместно.

Играть с ребенком в 7 месяцев в ванне можно не только весело, но и с пользой: производя те или иные действия с игрушками и водой, проговаривайте их вслух: «вода мокрая», «лодочка плывет» и т.д.

Развивающие игрушки для детей 7–9 месяцев

  1. Пианино или другие многофункциональные музыкальные центры со световым сопровождением, большим количеством кнопочек. Нажимая на них, кроха услышит голоса животных, мелодии, звучание отдельных нот, увидит, как загораются лампочки. При этом совершенствуется мышление, координация движений рук, слух.
  2. Молоточек с колышками в подставке. Такое приспособление бывает деревянным или пластиковым. Играя, кроха укрепляет мышцы, развивает координацию движений глаз и рук. Карапуз надолго увлекается, глядя, как от его удара прячется колышек.

    Для любого непоседы любимой игрушкой может быть даже кастрюля или пустая жестяная банка. Поставьте перед ним набор из разной небьющейся посуды, вручите ложку, крепкую погремушку, палочку от ксилофона. Домашний концерт обеспечен.)) Научитесь спокойно реагировать на этот шум – так ваш малыш успешно развивается.

  3. «Чертик из табакерки» – шкатулки с выскакивающим сюрпризом. С помощью такой безделушки кроха учится устанавливать причинно-следственную связь между действием и результатом, оттачивает координацию движений глаз и рук, активно подключает мышление. Покажите карапузу, как нажать на кнопочку. После он в одиночку с удовольствием продолжит игру.
  4. Детские развивающие игрушки для купания. Малыш уже сидит в ванной самостоятельно или в специальном стульчике на присосках. Купание в теплой воде – любимое занятие для большинства ровесников. Бросьте в воду кораблик, клеенчатую книжку, баночку из-под шампуня, резиновую уточку с пищалкой, рыбку, которая набирает воду. Прикрепите на стену силиконовые фигурки с присосками, заведите и пустите плавать крокодильчика с механизмом. Такие забавы тренируют моторные навыки, познавательные способности, стимулируют прослеживающие движения глаз.

    Детки очень любят фокусы. Спрячьте уточку под густой пеной, а затем достаньте ее. Наберите водичку в рыбку, потом нажатием брызните на малыша. Покажите, как можно толкать кораблик, чтобы он проплыл вперед.

  5. Книги. Приобретите мягкие тканевые варианты или пластиковые музыкальные книги. Кроха с удовольствием будет листать страницы, нажимать на кнопочки, всматриваться в картинки, улучшая зрительное внимание, мелкую моторику, познавательный интерес, осязание, понимание речи.
  6. Игровые центры с разными кнопочками, фигурками, крутящимся диском, зеркальцами, переключателями. Чем больше уровней, тем интересней для ребенка. Способствуют развитию слуха, мелкой моторики, обучают действиям со сложными предметами.

10 развивающих игр для детей от 6 до 24 месяцев

10 развивающих игр для детей от 6 до 24 месяцев

1. Свойства предметов.

 Эта игра развивает осязание и речь ребёнка. Разложите перед ребёнком различные предметы с интересной фактурой, например, что – нибудь очень твёрдое (кубик) и что – то очень мягкое (плюшевую игрушку). Положите руку ребёнка на твёрдый предмет и назовите его, предварив определением «твёрдый»: «твёрдый кубик».
Теперь поместите его руку еще, на какой – нибудь твёрдый предмет и снова назовите его: «твёрдый стол». Повторите это несколько раз, а потом переходите к мягким предметам: ковру, подушке. Когда произносите слово «твёрдый», старайтесь, чтобы и голос звучал твёрдо, а слово «мягкий» произносите мягче.

2. Игра в объятия.

Почаще обнимайте своего малыша – это очень полезно для развития его мозга. Ещё важнее объятия в минуту опасности. Если ваш малыш забредает туда, где ему не следует находиться, подхватите его на руки, прижмите к себе и объясните: «Тебе туда ходить нельзя – это опасно». По тону вашего голоса он поймёт, что совершил, что – то из разряда «ни – ни». По тому, как вы его обнимаете, произнося эти слова, он поймёт также, что вы заботитесь о нём и хотите его защитить. Это повышает уровень взаимного доверия.

3. Баю – баюшки – баю.

 Очень важно создать ритуал убаюкивания. Это повышает уровень доверия ребёнка к вам и степень его психологической устойчивости. Поглаживая малыша и напевая песенку, вы помогаете этому сгустку энергии, который целый день бегал, расслабиться.

Напевайте, потирая ребёнку спинку, что – нибудь в таком роде: «Баю – баюшки – баю засыпай моя малышка. Сладких снов тебе желаю, баю – баюшки – баю».

4. Говорящие предметы.

Эта весёлая игра развивает речь ребёнка. Возьмите любимую мягкую игрушку ребёнка, например медвежонка, и поднимите к своему уху, делая вид, что он вам, что – то шепчет. Передайте ребёнку, что мишка сказал: «Давай поиграем» произнесите высоким голосом. Отдайте медвежонка ребёнку и попросите его послушать, что говорит мишка. Продолжайте играть в эту игру, спрашивая у ребёнка, что говорят другие игрушки и иные предметы в комнате. Стул, например, может сказать, что он «мягкий». Говоря за игрушку или предмет, всегда произносите слова тонким голосом.

5. Кто стучится в дверь ко мне?

 Усадите ребёнка на колени. Возьмите его ручку в свою и покажите, как рука сжимается в кулак. Постукивая пальцем по его кулачку, прочитайте стишок: «Кто стучится в дверь ко мне, это ж наша…(имя ребёнка), открывайся, дверь, скорей. (покажите ребенку, как разжать кулак)». Когда малыш раскроет ладонь, пощекочите её и поцелуйте пальчики. Повторяйте эту игру пока ребёнок не начнёт разжимать кулак на слове «открывайся».

6. Мячик .

 Ваш ребёнок уже достиг того возраста, когда игра с мячиком доставляет ему истинное удовольствие. Катание мяча помогает развить двигательные навыки малыша. Сядьте с ребёнком на пол. Обратитесь к нему по имени, чтобы он посмотрел на вас, а потом киньте ему мяч. Пока мяч катится, скажите или пропойте: «Я качу мячик … (имя малыша)». Когда ребёнок отправит вам мяч обратно, скажите: «…(имя ребёнка) катит мяч… (папе или маме)». Произносите эти слова тогда, когда мяч катится.

7. Цып – цып – цып.

Это отличная и забавная игра для пальцев, развивающая мелкую моторику. Усадите ребёнка себе на колени и двигайте его пальчики в соответствии с сюжетом истории. «Цып – цып – цып, цып – цып – цып. Здравствуй, курочка – рябушка. Сколько у тебя цыпляток. Десять деток у меня: (приподнимите обе раскрытые ладошки ребёнка.

) Четверо жёлтые, (Согните четыре пальчика на одной ладони, оставив только большой.) Четверо бурые, (Согните четыре пальчика на другой ладошке.) А двое в красную крапинку – (Соедините большие пальчики обеих рук.) Самые красивые на свете. (Поцелуйте большие пальчики)».

8. Звуки игрушек.

 Когда ребёнок играет со своими любимыми игрушками, побуждайте его произносить соответствующие тем или иными игрушкам звуки: Поезд – гудок паровоза или «Чух — Чух»; машина – автомобильный клаксон; мягкие игрушки – разные придуманные голоса; кубики, – чем выше башня, тем выше тон голоса.

9. Отправляемся в поход.

 Эта игра развивает речь ребёнка. Малыши любят играть с мягкими игрушками и часто разговаривают с ними. Предложите малышу отправиться в воображаемый поход со своими зверюшками. Задавайте вопросы, пытаясь построить беседу. Например: «Что мишка сегодня наденет? На улице, наверное, холодно. Если мишке не обуть сапоги, что будет с его лапами? Или «Что мы возьмём с собой покушать? Что любит, есть твоя обезьянка?» Всегда реагируйте на то, что говорит ребёнок, разворачивая беседу всё дальше и дальше.

Приобретённые речевые навыки очень пригодятся вашему малышу, когда он станет старше и придёт пора учиться читать.

10. Бон Жур и хэллоу.

 Возраст вашего ребёнка идеален для усвоения звуков иностранных языков. Если вы сами свободно говорите на двух языках, разговаривайте с ребёнком на обоих. Если вы говорите только по – русски, попробуйте сказать малышу на разных языках хотя бы слово «привет»: «хэллоу – на английском; бонжур – на французском; ола – на испанском; чао – на итальянском; моси – на японском; шалом – на иврите; язу – на греческом». Прислушивайтесь к звукам чужих языков. Вы будете поражены тем, как быстро ваш ребёнок подхватит их. Даже если он ещё не разговаривает, его мозг сохраняет «настройку» на этот язык, что поможет ему при изучении данного языка в будущем. Читайте ребёнку сказки и истории, где используется иностранная речь.

 

источник Время детям. https://vk.com/club31990215

 

КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА

КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА

Развивающие игры-занятия необходимо начинать проводить с детьми с младенческого возраста. Особенно велика роль таких занятий для развития детей раннего возраста в условиях депривации. Рассмотрим это на примере детей, воспитывающихся в домах ребенка.

Попав в дом ребенка, дети оказываются в особых условиях жизни. Здесь нет близких людей, круг получаемых впечатлений ограничен, постоянное пребывание в коллективе, при большом количестве ухаживающего персонала наблюдается дефицит общения со взрослыми – все это влияет на поведение, развитие, здоровье детей.

С конца периода новорожденности до 2,5 – 3 месяцев ведущим в развитии ребенка является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. У ребенка этого возраста развиваются умения следить за взрослым, движущейся игрушкой, сосредотачивать свой взгляд на лице взрослого и неподвижно висящей игрушке. В этот период устанавливаются связи между зрительными и слуховыми впечатлениями. Развитие зрительной сосредоточенности в условиях дома ребенка происходит позже.

Это связано с одной стороны с особой окружающей средой – однообразная обстановка, малое количество или полное отсутствие ярких, разнообразных, звучащих, движущихся предметов, способных привлечь внимание и интерес ребенка (младенцы в доме ребенка большую часть времени находятся в общем манеже или своих кроватках). С другой стороны — с дефицитом общения. Для детей данной категории необходимым является не только предоставление разнообразных предметов, (которые должны быть удобны для хватания, не должны легко ломаться, чтобы их можно было кидать, стучать ими, не причиняя себе физического вреда)

, но и то, что взрослый должен показывать ребенку способы использования этих предметов. Из-за бедности общения со взрослыми у детей тормозится также познавательная деятельность и овладение предметными манипуляциями. Когда взрослый не проявляет активности, не дает ребенку новых впечатлений, предметов, эмоциональных реакций, ребенок также остается пассивным. В первые шесть месяцев такой младенец большую часть времени проводит в безучастном созерцании потолка, сося палец или игрушку. Иногда он оживляется, увидев взрослого, но потом вновь застывает в неподвижности, у него слабо выражено ориентировочное поведение.

В период младенчества для ребенка наиболее важно общение с матерью. Именно регулярное эмоциональное общение младенца с матерью приводит к тому, что у ребенка появляется ответное эмоциональное отношение к матери. В конце первого –начале второго месяца у ребенка появляется первая ответная улыбка. К двум-трем месяцам формируется сложная эмоционально-положительная реакция — так называемый комплекс оживления. В первые месяцы жизни комплекс оживления связан непосредственно с предвкушением процесса кормления и общения. В дальнейшем младенец начинает проявлять комплекс оживления вне связи с кормлением, а для общения со взрослым. Наличие эмоционально-положительных ответных реакций в три месяца свидетельствует о физиологической зрелости ребенка. В четыре месяца малыш громко смеется, он радуется чаще, более длительно и по разным поводам. Ребенок, помещенный в государственное учреждение лишен общения, которое было бы направленно только на него одного. У младенца, воспитывающегося в доме ребенка, активная живая улыбка наблюдается редко. В связи с тем, что эта реакция в учреждении слабо подкрепляется со стороны взрослых, она не становится частью положительного эмоционального состояния ребенка. И как следствие приводит к тому, что комплекс оживления у таких детей появляется значительно позже, чем у детей, воспитывающихся в семье.
Сам комплекс оживления выражен слабо, возникает с трудом и тут же угасает, если прекращается активность взрослого. Смеяться такой ребенок в госучреждении также начинает позже, примерно к пяти-шести месяцам. И опять же это происходит в связи с недостаточностью радостного общения со взрослыми, потому что заставить ребенка смеяться нельзя: он начинает смеяться в ответ на смех взрослого. Редкие, кратковременные, недостаточно эмоционально насыщенные контакты персонала группы с детьми создают дефицит общения. В результате того, что персонал групп зачастую просто не реагирует на крики ребенка, первые звуки гуления не подкрепляет ответной реакцией, у ребенка связи личностно- эмоционального общения формируются не вовремя. В связи с тем, что в первом полугодии ребенок недополучил внимания и доброжелательности со стороны взрослого, во втором полугодии своей жизни он также предпочитает физический контакт в примитивной форме вместо предлагаемого ему сотрудничества (предметно-манипулятивной деятельности). В связи с дефицитом общения у младенца может возникнуть одна из форм отклонения в поведении.

Первая форма – ребенок пассивен, его бодрствование монотонно, двигательная и эмоциональная активность снижена, что приводит к формированию стойких отрицательных стереотипов поведения (сосание пальцев, раскачивание, качание головой и т.п.). Вторая форма — это повышенная возбудимость, беспокойный сон, частый немотивированный плач, агрессивное отношение к другим детям, в конечном итоге – возникновение отрицательных привычек.

Дефицит общения со взрослыми ведет также к задержке в речевом развитии: способность произносить первые слова и связывать их с предметом к концу первого года практически не формируется. При воспитании детей в домах ребенка, нужно учитывать, что речь у ребенка возникает только в том случае, если у них имеется эмоциональный или просто тактильный контакт со взрослым (он обуславливает желание ребенка что-то сказать взрослому): если они выполняют вместе с ним общую деятельность (она дает повод детям для словесного обращения к взрослому, обуславливает, что именно будет ими сказано): и, наконец, если у ребенка есть опыт восприятия членораздельной речи взрослого и некоторые собственные попытки вокализирования (они обуславливают знания ребенка, как сказать то, что он желает, понимание того, что свое желание ему надо именно высказать).

Дефицит общения со взрослыми дети домов ребенка в некоторой степени компенсируют общением со сверстниками. Однако это общение заключается в основном в наблюдение за своими сверстниками, активность этих общений слаба.

Характерная для детей домов ребенка компесаторная двигательная активность – раскачивание тела из стороны в сторону, сосание пальцев, игра с гениталиями является следствием того, что ребенок находится в условиях, которые не позволяют ему нормально двигаться. В период младенчества данную активность может также провоцировать тугое пеленание младенцев, постоянное нахождение в манеже. Ограниченное пространство группы приводит также к отставанию в развитии ходьбы, что приводит к более позднему появлению свободы передвижения и соответственно получению новых впечатлений, связанных с ней.

Таким образом, проживание детей младенческого возраста в домах ребенка в условиях эмоциональной (социальной), сенсорной, материнской, двигательной депривации приводит к формированию синдрома госпитализма. Госпитализм – синдром психической и физической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка из-за дефицита общения с близкими взрослыми, в частности, в результате помещения в детское учреждение (дом ребенка, больницу и т.п.).

Для уменьшения последствий депривации на развитие детей, воспитывающихся в домах ребенка необходимо проводить профилактические мероприятия с первых месяцев жизни.

Для детей от 0 до 3 месяцев:

  • необходимо постоянно разговаривать с ребенком
  • не давать ребенку кричать, так как это мешает формированию чувства безопасности и базового доверия к миру
  • использовать в общении все формы взаимодействия (речь с разными интонациями, мимику, смех, пение, аудиозаписи)

— необходимо поощрять исследовательскую активность (предоставлять ребенку яркие, блестящие, звучащие предметы; возможность изучать самого себя и взрослого, для этого необходимо брать младенца на руки, постоянно менять его положение в пространстве).

Для детей от 3 до 6 месяцев:

  • развивать в ребенке и укреплять у него чувство привязанности к взрослому, посредством различных игровых способов; играть в игры, связанные с осязанием
  • расширять жизненное пространство ребенка при помощи прогулок
  • давать ребенку смотреть на себя в зеркало

— использовать игры и упражнения на подражание.

Для детей от 6 до 9 месяцев:

  • не ограничивать ребенка в пространстве
  • организовывать общение ребенка по поводу предмета
  • давать ребенку право выбора
  • разрешать играть самому, поощряя развитие самостоятельности

— поощрять развитие подражания простым действиям, звукам.

Для детей от 9 до 12 месяцев:

  • отвечать на инициативу ребенка к общению
  • стимулировать развитие речи и предметной деятельности

— достижения ребенка не оставлять без внимания, давая им положительную оценку.

Основой коррекционно-воспитательной работы с детьми, воспитывающимися в доме ребенка, является общение взрослого с ребенком и расширение рамок его индивидуального опыта.

При коррекционной работе обязательно необходимо учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка, а также опираться на его сохранные компоненты деятельности и познавательные интересы.

Таким образом, мы видим, депривация возникает при лишении ребенка нормальных социальных контактов. Ребенок после рождения должен находиться в гармоничных условиях для нормального развития психических и физических функций. Депривация, сформировавшаяся в раннем возрасте, сказывается на всех дальнейших этапах развития ребенка.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА.

В данном разделе содержится описание игр с детьми младенческого возраста. Данные игры стимулируют развитие у детей активной и понятийной речи, действий с предметами, общих движений, а также способствуют развитию ориентировки в окружающем мире.

Игры с детьми от 6 до 9 месяцев.

Где деточка?

Понадобится прозрачный платок. Положите малыша или посадите его перед зеркалом. Привлеките внимание ребенка к его отражению. Спросив: «Кто там?». Прикрыв голову малыша платком, удивитесь: «Ку-ку, нет детки (имя ребенка), спряталась!». Уберите платок, покажите малышу, его отражение, весело воскликнув: «Вот детка (имя ребенка).

Играйте снова и снова, и ваш малыш начнет смеяться, узнавая себя в зеркале. Подобные игры с зеркалом учат ребенка воспринимать свое отражение, способствуют запоминанию своего имени.

Занятие с игрушкой.

Важно расположить в комнате на постоянных местах яркие крупные игрушки.

Взрослый подносит ребенка к игрушке, называет ее, а потом спрашивает: «Где собачка?», вместе с ребенком находит ее: «А! Вот собачка!», дает ребенку прикоснуться рукой к игрушке, послушать, как собачка «лает», после чего опять спрашивает: «Где собачка?». Постепенно надо увеличивать количество показываемых игрушек и менять их местами. Игрушку, которую ребенок умеет находить на постоянном месте, кладут в манеж или накрывают платком и просят его найти ее, предварительно показав, как это делается (платок стягивается с игрушки со словами: «А! Вот где она!» и т.д.

Петушок.

Вам понадобятся игрушечный петушок и плотный платок. Сделайте ширму из платка. Посадите или положите малыша перед ширмой. Пусть петушок каждый раз появляется и прячется на одном и том же конце ширмы. Показывая петушка, пойте песенку:

-Кто проснулся рано? – Петушок.

Поднял кверху красный гребешок.

Петушок пропел: «Ку-ка-ре-ку!

Кто еще лежит там на боку?».

Спрятав петушка, сделайте паузу и вновь покажите его, приговаривая: «Вот Петя-петушок! Ко-ко-ко! Ку-ка-ре-ку!».

Со временем малыш научится ожидать появления игрушки в одном и том же месте.

Вышел зайчик погулять.

Сделайте ширму. Приготовьте для игры игрушечного зайчика. Начните читать стишок: «Раз, два, три, четыре, пять…» Покажите зайчика с одного конца ширмы, продолжая:

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать? Как нам быть?

Нужно заиньку ловить!

Ай!

При последних словах спрячьте зайчика. Повторите стишок, но теперь покажите и спрячьте зайчика на противоположном конце ширмы.

Играйте в эту игру, и малыш начнет ожидать появления игрушки то на одном конце ширмы, то на другом.

Где кукла Ляля?

Посадите яркую куклу на полку. Игрушка всегда должна находиться на одном и том же видном месте. Поднесите малыша к кукле, пусть он ее потрогает, рассмотрит, погладит по головке, посмотрит, как она закрывает и открывает глаза. Не забывайте разговаривать с ребенком, комментируя все, что он делает: «Вот кукла Ляля! Позовем ее: «Ляля, кукла!». У куклы есть глаза, нос, рот. А вот ручки. Кукла Ляля! Вот какая! Кукла может песенку спеть: Ля-ля-ля». Спросите малыша: «Где кукла Ляля?». Поверните ребенка к кукле. Обхватив его руку, протяните ее к игрушке и скажите: «Вот кукла Ляля». Посадите малыша, поднесите к нему игрушку и повторите все предыдущие действия с ней. В конце игры посадите куклу на место. Пусть малыш наблюдает за вами. Затем спросите у ребенка: «Где кукла Ляля?».

Это занятие научит ребенка находить куклу, сидящую на постоянном месте.

Где часы?

Для игры подойдут большие настенные комнатные часы (будильник). Возьмите малыша на руки, поднесите его к часам, обратите его внимание на часы, как они тикают, приговаривая:

Ты послушай, посмотри,

Как идут часы мои.

Идут часы. Вот так:

Тик-так, тик-так, тик-так.

Где же, где же, где часы?

Вот они, часы мои!

Идут часы. Вот так:

Тик-так, тик-так, тик-так.

Посадите малыша так, чтобы ему были хорошо видны часы. Спросите его: «Где же, где же, где часы?». Сделайте паузу, оценивая реакцию малыша и побуждая его смотреть туда, где стоят часы. Продолжайте:

Вот они, часы мои,

Идут часы. Вот так:

Тик-так, тик-так?».

Привлекая внимание малыша к часам, укажите на них рукой. Спросите: «Где часы, тик-тик?». В ответ он начинает искать часы взглядом, поворачивать голову в их сторону, смотреть на них.

Где кукла? Где часы?

Вам понадобятся кукла, всегда сидящая на одном и том же месте, часы и прозрачный платок. Спросите малыша: «Где кукла Ляля?». Побуждайте его найти взглядом игрушку: «Вот кукла Ляля!». Закройте ее прозрачным платком и скажите: «Ой! Нет куклы, спряталась». Сдерните платок и, радуясь вместе с малышом, воскликните: «Ах! Вот кукла Ляля!». Затем также поиграйте с часами. В конце игры вновь задайте малышу вопрос: «Где кукла Ляля? А где часы, тик-так?». Покажите рукой, как идут часы.

Ежедневно играя в эту игру, вы научите малыша находить взглядом два предмета, находящихся в определенном месте.

Кошка в корзинке.

Понадобятся игрушечная кошка и корзинка. Покажите малышу корзинку с кошкой и скажите: «Вот корзинка. А кто сидит в корзинке?» Покажите, как кошка вылезает из корзинки: сначала появляются хвост или ушки, затем она «ставит» лапки на край корзинки и, наконец «выпрыгивает, мяукая». Поднесите игрушки к ребенку, побуждая его рассмотреть, потрогать, погладить кошечку. Пока малыш знакомится с игрушкой, несколько раз произнесите: «Киса! Кс-с! Мяу, мяу!». Затем спрячьте кошку в корзинку так, чтобы был виден хвост. Спросите малыша: «Где киска, мяу?». Побуждайте искать игрушку словами: «Скажи: иди! иди! Зови: киса! кс-с!». Каждый раз, пряча кошку, переставляйте корзинку в разные места комнаты. Побуждайте ребенка доползти до нее и найти игрушку.

Эта игра познакомит его с новой игрушкой и научит находить предмет по вашей просьбе, обогатит речь словами: кошка, киска, кс-с, мяу, киса.

Погремушечка, играй!

Приготовьте две звонкие погремушки. Сядьте на пол, ребенка посадите напротив. Одну погремушку дайте малышу, а с другой играйте сами. Напевая песенку, попеременно встряхивайте игрушку и прячьте ее за спину:

Динь-динь, динь-динь-дон.

Всюду слышен перезвон.

Погремушечка, играй.

Нашу детку забавляй!

Ну, ну, не звени,

Тише, тише-отдохни.

Погремушка, не играй.

Не играй и отдыхай!

Каждый раз побуждайте малыша действовать вместе с вами. При последних словах достаньте погремушку из-за спины, встряхнув ее, скажите: «Вот погремушка!».

Эта игра учит малыша новым действиям с погремушкой и знакомит с ее звучанием.

Пришла собачка.

Для игры понадобятся игрушечная собачка и легкая непрозрачная накидка. Накройте игрушку накидкой и предложите ребенку посмотреть, кто под ней спрятался. Вместе с малышом снимите накидку. Ваши движения должны быть неторопливыми и плавными. (Участие в игре взрослого дает малышу чувство защищенности и снимает страх перед неизвестным). Найдя игрушку, изобразите удивление и радость. Постарайтесь передать эти эмоции ребенку. Возьмите игрушку, осторожно прикоснитесь ею к малышу, то приближая, то удаляя собачку. Спросите у малыша: «Где ав-ав, собачка? Как она лает?». Сделайте паузу и ждите реакции. Помогите ребенку: «Ав-ав! Вот как лает собачка!». Спрячьте игрушку за спину и скажите: «Нет собачки! Где ав-ав?». Побуждайте малыша к звукоподражанию. Предложите ему погладить собачку, позвать ее, сказав: «Иди» — и сделать соответствующий жест.

Вынимаем из ведерка.

Понадобится детское пластмассовое ведерко, заполненное кубиками (3-4 штуки). По одному вынимайте из ведерка кубики, затем соберите их и предложите то же самое сделать малышу. Играйте в эту игру, заменяя ведерко корзиной или коробкой, а кубики – шарами, погремушками и другими предметами. Как только малыш научится вынимать предметы по одному, можно начинать учит собирать эти предметы.

Сними колечко с пирамидки.

Понадобится пирамидка из 2-3 колец с большими отверстиями. Покажите малышу пирамидку, медленно снимите первое колечко, предлагая ребенку снять следующее. Колечки можно снимать по очереди или вместе с малышом. Не забывайте побуждать его словами: «Сними колечко! Вот так! Сними! Так-так!».

Чтобы поддержать интерес к игре и научить ребенка снимать со стержня разные кольца, к четвертой-пятой игре поменяйте их. Кольца можно взять из другой игры.

Барабан.

Покажите малышу барабан и познакомьте со звуками, которые можно извлечь из него. Учите ребенка стучать одной палочкой, напевайте при этом песенку:

Любит барабанить,

Долго барабанить.

Тара-бара-банить

Барабан!

Играя с ребенком, восклицайте: «Ай, какой барабан! Как громко стучит! Та-та-та! Та-та-та!»; спрашивайте: «Как стучит барабан?». Отвечайте: «Та-та-та! Та-та-та!».

Мишки веселятся.

Понадобятся две мягкие игрушки (мишки, собачки, кошечки). Покажите малышу, как они «играют»: пляшут, обнимаются и падают. При этом напевайте веселую песенку:

Танцевать два мишки вышли.

Та-ра-ра, ра-ра!

Толстый миша с толстым мишей.

Та-ра-ра, ра-ра!

Миша тонкий уморился.

Та-ра-ра, ра-ра!

И на толстого свалился.

Та-ра-ра, ра-ра!

Дайте одного мишку малышу и поиграйте вместе. Проговаривайте все действия: «Как мишка пляшет? Вот как! Ля-ля-ля! Как мишка подает? Вот как! Бах!». Побуждайте ребенка подражать вашим действиям с игрушкой, учите произносить новые звуки. Затем мишки могут «помахать» лапами, попрощаться: «Пока!». Предложите малышу помахать мишкам вслед: «Пока!».

Ехали.

Расстелите легкое одеяло на полу. Положите на него ребенка, на живот.

Взяв одеяло за два конца, потяните его вперед и чуть в сторону, затем в другую сторону. Передвигая малыша таким образом, напевайте песенку:

Ехали по реке

Козлики в челноке,

Берегом – зайки

В красной таратайке.

Ехали по горам,

Ехали по долам,

К мухе – горюхе,

К мухе – цокотухе.

Необычность этой игры привнесет в общение с малышом новые неожиданные краски.

Цок, цок…

Сядьте удобно на стул или на диван, положив ногу на ногу. Посадите ребенка «верхом» на ногу. Крепко придерживая малыша за руки, раскачивайте его и напевайте песенку:

Цок-цок, цок-цок-цок!

Я лошадка – серый бок,

Я копытцем постучу,

Далеко тебя умчу!

При последних словах плавно подкиньте малыша и мягко переместите его к себе на колени. Ребенок должен доверять вам, ощущать вашу силу и свою безопасность. Играя в эту игру снова и снова, вы увидите, с каким восторгом малыш будет ожидать «сюрпризного момента» — подкидывания.

Лошадка.

Сядьте на стул, посадите ребенка себе на колени так, чтобы ваши лица были обращены друг к другу. Крепко держа малыша, имитируйте езду на лошади. Напевайте песенку:

Я на лошади скачу,

Цок, цок, цок, цок!

Эх, садитесь, прокачу,

Цок, цок, цок, цок!

При последних словах раздвиньте колени и, крепко держа малыша, слегка опустите его вниз. Повторите «падение», сопровождая его словами: «Бух! Бух!». Повторяйте эту игру до тех пор. Пока она будет доставлять удовольствие ребенку.

Где деточка?

Положите малыша на живот. Накиньте ему на голову прозрачную косынку.

Приподняв угол косынки, загляните под нее и весело спросите: «Где (имя ребенка) — и после паузы обрадуйтесь: «Вот (имя ребенка). Пощекочите, потормошите малыша и опустите косынку.

Игра доставит большое удовольствие малышу и никогда ему не надоест.

Веселая пляска.

Эту игру лучше проводить на мягкой поверхности (мат, диван). Возьмите ребенка под мышки в вертикальном положении так, чтобы его ноги касались мягкой поверхности. Помогайте малышу отталкиваться от поверхности, приподнимая и опуская его, при этом напевайте песенку:

Я притопну каблучком,

Полечу ветерком,

Я махну платочком.

Закружусь листочком!

Если малышу понравилась эта игра, повторите ее несколько раз, побуждая его смеяться.

Не кружись на лугу.

Возьмите ребенка под мышки к себе лицом. Плавно кружитесь с ним, напевая какую-нибудь песенку.

Осторожно, не выпуская ребенка из рук, «уроните» его на диван. Потормошите малыша, вызывая радостный смех.

Вот какие глазки!

Понадобится кукла, у которой закрываются и открываются глаза. Покажите ее малышу и скажите: «Вот кукла Ляля! Кукла Ляля умеет закрывать и открывать глазки. Вот так!» Покажите, как она это делает. Указательным пальчиком малыша осторожно покажите открытые и закрытые глазки у куклы. Спрячьте игрушку и вновь покажите ее, спросив: «Где Ляля?». После паузы скажите: «Вот кукла Ляля. Где у куклы глазки?». Помогите малышу: «Вот глазки! Глазки закрылись – спит Ляля. Баю – бай! Глазки открылись – проснулась Ляля!».

Играя вновь и вновь в эту игру, малыш научится выделять указательный пальчик, прижимая остальные к ладошке.

Маленький фокусник.

Понадобится пластмассовая банка с крышкой и носовой платок (лента или лоскут материи). Проделайте отверстие в крышке банки. Спрячьте носовой платок в банке, оставив его уголок снаружи, в отверстии крышки. Покажите малышу, как можно достать платок, потянув его за кончик. Поиграйте с платочком: накройте им себя, а потом ребенка, подбросьте его и вновь положите в баночку. Предложите малышу достать платок пальчиками.

Цап-царап.

Приготовьте мягкую косметическую кисточку и зубную щетку. Посадите ребенка к себе на колени, поверните его руки ладошкой вверх. Поглаживайте каждый пальчик малыша (в направлении от основания) сначала руками, затем попеременно мягкой кисточкой и жесткой щеткой.

В свободную руку малыша вложите кисточку или щетку, пусть он учится длительно удерживать предметы. Такие игры с пальчиками стимулируют лепетные звуки.

Собери фигуры.

Приготовьте объемные и плоские фигуры (по 2-3 штуки). Рассыпьте их по полу. Предложите ребенку взять, ощупать их, переложить из рук в руку, отдать взрослому. Побуждайте малыша брать объемные предметы ладонью, а плоские – кончиками пальцев.

Эта игра научит малыша по-разному распределять пальчики, беря объемные и плоские предметы.

Ай да мячик!

Покажите малышу яркий мячик среднего размера. Поиграйте с мячом, ударяя им об пол. Обследуйте его рукой ребенка: круглый, гладкий и т.д.

Покатите мячик в противоположную сторону от малыша так, чтобы он не потерял его из виду. Спросите:» Где мячик? Куда укатился? Принеси мячик!». Сначала учите малыша приносить мячик, побуждая словами «Дай!», а затем катать его – «Кати!».

Чтобы разнообразить впечатления от игры, используйте разные по величине, фактуре и весу мячи.

Играя в эту игру, малыш научится понимать слова: мячик, дай, принеси, неси, покати, кати.

Игра с бубном.

Ударьте в бубен несколько раз, затем подставьте его под ручку малыша, ожидая, что тот повторит ваши движения. Если малыш не попытается повторить, возьмите его за локоть и легонько похлопайте его ладошкой по бубну, напевая песенку:

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Ты ладошечка!

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп,

Моя крошечка!

Повторите игру, подставив бубен под другую руку малыша. Со временем, играя в эту игру, ребенок научится сам ударять в бубен и отличать его звучание от звучания других предметов и игрушек.

Веселый сапожник.

Приготовьте для игры две деревянные ложки. Положите или посадите малыша так, чтобы ему и вам было удобно играть. Привлекайте внимание малыша, постукивая ложками об пол, и напевая песенку:

Мастер, мастер,

Помоги-прохудились сапоги!

Забивай покрепче гвозди-

Мы пойдем сегодня в гости!

Дайте малышу одну ложку, побуждайте его постукивать ею об пол. Научив ребенка стучать ложкой об пол, разнообразьте его действия и звуковые впечатления: пусть он стучит по бубну, ведерку, барабану, вашей ложке, ложкой об ложку, держа в каждой руке по одной.

Музыкальная игрушка.

Возьмите музыкальную игрушку и прозрачный платочек. Включите игрушку, пусть ребенок послушает музыку. Когда мелодия отзвучит, спрячьте игрушку: на глазах у малыша накройте ее платком. И вновь включите мелодию. Побуждайте ребенка подползти к игрушке и снять с нее платок. Через 3-4 игры платок можно заменить любой картонной коробкой.

Играя в эту игру, ваш малыш научится находить невидимый источник звука и устранять препятствия.

Игры с детьми от 9 до 12 месяцев.

Экскурсия.

Для развития понимания речи и ориентировки в окружающем можно проводить маленькие «экскурсии» по комнате. Ребенка берут на руки и носят по комнате, показывая и называя предметы мебели, крупные игрушки, часы, картину, окно и пр. Перед следующей «экскурсией» некоторые детали обстановки можно изменить. Детям, умеющим передвигаться, во время «экскурсии» показывают и называют лишь то, что окружает ребенка и видно ему с пола: горку, кукольную мебель, зеркало и пр. С именами домочадцев малыши знакомятся во время игры в «прятки»: кого-то из детей или взрослого накрывают, например, прозрачной косынкой и спрашивают малышей: «Где Оля?». Сначала взрослый снимает косынку, а потом это начинает делать и сам ребенок: находя спрятанного, он очень радуется.

Солнечные зайчики.

В солнечную погоду пускайте зеркальцем блики. Следите вместе с малышом за солнечным зайчиком, называйте предметы домашнего обихода, на которые он «запрыгивает». Ближе к вечеру в эту игру можно играть при помощи фонарика.

Игра с разными мячами.

Для этой игры используйте как можно больше различных мячей. Это могут быть резиновые, мягко-набивные мячи, пластмассовые шары и т.п. высыпьте их на пол и попросите малыша: «Дай мячик!». Играя в эту игру, вы сформируете первые обобщения в понимаемой речи.

Куклы.

Вам понадобятся различные куклы (пластмассовые, резиновые, мягко-набивные, большие, маленькие, с волосами, голыши) и игрушечный грузовик. Разложите всех кукол на полу вместе с другими игрушками. Привезите грузовик, предложите малышу найти всех кукол, посадить их в машину и покатать. Эта игра поможет сформировать первые обобщения в понимаемой речи.

Занятие с картинкой.

В 11-12 мес. проводят занятия с картинками. Сначала ребенку показывают картинку, на которой изображен один предмет: «Посмотри, это собачка»; закрывают картинку или переворачивают ее и спрашивают: «Где собачка?»; открывают: «А! Вот собачка!» — и просят: «Покажи, где у нас собачка». Ребенок находит сначала плоскостное изображение, потом ищет взглядом и находит аналогичную игрушку. Позже вводят вторую и третью картинки.

Занятие с несколькими игрушками.

Формируя у ребенка способность к обобщению понимаемых слов, взрослый располагает в поле зрения несколько (3-4) одинаковых игрушек, разных по форме, величине, окраске и пр., и спрашивает: «Где ляля? Где еще ляля? еще?», просит принести лялю, вместе с ребенком ищет и находит других кукол. Через некоторое время малыш выполняет задание сам, без участия взрослого.

Занятие с сюжетной картинкой.

В конце первого года ребенка учат понимать простые предложения, в которых названия игрушек, животных, людей соединены с названиями действий (например: «Собачка ест»). Для этого на полке или подоконнике делают простые макеты или вешают на стенку картинку с изображением предмета в действии. На занятиях называют изображенное на картинке или в макете и задают ребенку вопросы ( «Где собачка ест?»).

Соотнесение игрушки и картинки.

Подберите картинку (размер не менее 30*420 см) с изображением игрушки, например, машины. Покажите малышу игрушку. Покатайте ее, а затем спрячьте и предложите рассмотреть картинку. Спросите: «Где машинка на картинке?». После паузы, если малыш не пытается искать игрушку на картинке, поводите его пальчиком по изображению, указав на машинку. Спрячьте картинку и, показав игрушку, спросите: «Где машинка?».

Играя в эту игру, вы научите малыша соотносить игрушку с ее изображением. Через 5-6 игр поменяйте картинку и игрушку.

Игра со знакомыми игрушками.

Для игры понадобятся кукла и мишка. Играть можно за столом или на полу.

Поставьте перед малышом игрушки и попросите его дать вам мишку. Если он правильно выбрал игрушку, похвалите его, поменяйте игрушки местами и теперь предложите найти куклу. Играйте в эту игру, меняя игрушки местами. Как только ребенок научится выбирать одну из двух игрушек, поставьте третью и начните все сначала.

Большой и маленький.

Сделайте ширму. По аналогии с занятием «Вышел зайчик погулять». Только чередуем большой и маленький предметы.

Объемный и плоский.

Сделайте ширму. По аналогии с занятием «Вышел зайчик погулять». Только чередуем объемную и плоскую фигуры.

Этапы работы с действиями.

С игрушками, названия которых ребенок уже знает, проводят показы (например, показ куклы, мишки, собачки). Детей 10-12 мес. учат переносить действия, освоенные с одним предметом, на другие. Для этого им показывают одинаковые действия со всеми знакомыми им игрушками: игрушки то появляются, то прячутся, идут, едят, спят, едут на машине и пр. Такие занятия рекомендуется проводить с постепенным усложнением.

На первом этапе взрослый показывает игрушку. Например, кукла появляется ( «Посмотри, ляля!»), она исчезает, прячется ( «Где ляля?»), опять появляется ( «А! Вот ляля!»).

На втором этапе предметы показывают в действии: куклу ищут, она появляется и идет ( «Топ-топ, идет ляля»), потом прячется, снова появляется, идет по полу или по столу-барьеру ( «Топ-топ») и уходит совсем ( «До свидания, помаши ручкой»).

На третьем этапе в показ вносят дополнительные атрибуты: кукла ест или пьет из чашки, спит на кровати или едет на машине.

Четвертый этап отличается тем, что с одной игрушкой выполняют 2-3 действия (кукла идет, ест, спит).

В конце первого года на занятиях используют коробки, простые пирамидки (стержень с одним, затем с двумя и тремя большими кольцами), одноместную матрешку, 2 кирпичика или кубика. Взрослый показывает ребенку действие и называет его ( «Сняла колечко, надела колечко»), затем предлагает сделать так же; ребенок пытается подражать, а взрослый называет его действие. Если возникают затруднения, то взрослый своей рукой направляет руку ребенка, действует вместе с ним и называет это действие. Умение считается освоенным, если ребенок выполняет действие по словесной инструкции взрослого, без его непосредственной помощи.

Открываем и закрываем коробочку.

Понадобятся коробка с крышкой и бубенцы. Покажите малышу коробку, встряхните ее, пусть он прислушается к звуку спрятанных бубенцов. Предложите ребенку найти то, что звенит. Когда он откроет коробку и найдет бубенцы, поиграйте с ними: звените бубенцами, перекладывайте их из руки в руку, прячьте за спину, вновь звените. И наконец, предложите спрятать их в коробку и закрыть ее крышкой. Сначала помогите ребенку, показав действия с коробкой, а потом пусть он действует самостоятельно.

Цветные коробочки.

Понадобится две коробки (другие емкости) разного цвета (например: желтого и синего). Разложить в них предметы или игрушки таких же цветов. Коробки открыть и вместе с малышом рассмотреть все предметы, находящиеся в каждой из коробок. В конце занятия собрать вместе с ребенком предметы каждый в свою коробку. Играя в эту игру, малыш знакомится с цветами предметов и игрушек.

Большие и маленькие кубики.

Приготовьте два ведерка – большое и маленькое (в первое положите большие кубики, во второе – маленькие). Посадите малыша на пол, сядьте рядом. Покажите ему большое ведерко, предложите достать кубики и рассмотреть их. Затем рассмотрите содержимое маленького ведерка. В конце игры разложите кубики по ведеркам. Выполняйте все действия вместе с малышом. Он будет охотнее собирать маленькие кубики, так как их удобнее брать. Поэтому помогайте ему собирать большие кубики, а с маленькими дайте возможность справиться ему самому. Эта игра доставит большое удовольствие малышу и научит его различать большое и маленькие предметы.

Погрузка кубиков и брусочков в машину.

Привезите игрушечный грузовик и предложите малышу погрузить в него кубики (брусочки) и кирпичики. Сначала помогайте ему, а потом побуждайте подражать вам: брать и укладывать «стройматериалы» в машину. Покатайте грузовик вместе с малышом. Эта игра научит его различать кубики и брусочки.

Собираем и разбираем пирамидку.

Предложите малышу снять кольца со стержня пирамидки, а потом их надеть. Побуждайте его действовать самостоятельно (с небольшой помощью), ориентируясь на ваши слова.

Вот собачка подошла…

Для игры понадобятся игрушечная собачка и мисочка. Протяните малышу собачку со словами:

Вот собачка подошла,

Детке лапку подала,

Не хотите ли послушать,

Как собачка просит кушать?

Кто к собачке подойдет,

Кто ей кушать принесет?

Детка, детка (имя ребенка) к ней идет.

Детка (имя ребенка) кушать ей несет.

Протяните малышу мисочку и предложите покормить собачку.

Суп из мисочки поела,

Отдыхать на коврик села.

Повторите все действия сначала, побуждая ребенка «покормить» собачку.

Перекладывание мелких предметов.

Понадобится тарелка, прозрачный стакан (пластиковая бутылка), мелкие предметы (крупные бусы и т.п.) для перекладывания из тарелки в стакан. Можно посадить ребенка за стол. Не забывайте комментировать все действия малыша.

Веселый бубен.

Сядьте на пол, посадите малыша напротив. Держа бубен вертикально, ритмично ударяйте по нему. Протяните бубен малышу, пусть он тоже ударяет по нему. Затем дайте ему такой же бубен. Выполняйте упражнение, побуждая ребенка к подражанию.

Погремушка.

Приготовьте две погремушки. Выполняя движения с ней, сопровождайте их словами.

Греми, греми, погремушечка,

Греми веселей, погремушечка!

Стучите погремушками друг о друга.

Погреми, погреми, погремушечка!

Спрячьте погремушку за спину.

Нет погремушечки!

Отдайте малышу погремушки. Помогите ему выполнять движения, комментируя их.

Каждый раз, играя в эту игру, вносите новые элементы движений: стучите одной игрушкой по ладошке, по коленочке, одну погремушку оставьте себе, а другую отдайте ребенку.

Рассматривание книжки.

Вам понадобиться книжка для самых маленьких. Учите ребенка переворачивать странички книги, рассматривать картинки, водить пальчиком по изображенным на них предметам, называть их облегченными словами. Учите малыша по вашей просьбе находить и показывать ту или иную картинку.

Кто как кричит.

Понадобятся картинки животных с детенышами. Показывать малышу отдельно картинки с изображениями и проговаривать, кто как кричит. При этом позволять ребенку водить по картинке.

Шлепаем по водичке.

Поставьте перед ребенком таз с водой и покажите, как можно ладошкой шлепать по воде. Шлепайте так по очереди и читайте стишок.

Тепики, тепики,

По водице хлопики.

Хлопики ладошками

Да босыми ножками!

Если малышу понравилась игра, повторите ее несколько раз, побуждая его смеяться.

На качели сели.

Встаньте посередине комнаты, широко расставив ноги. Возьмите малыша под мышки и раскачивайте его вперед-назад между ног. Напевайте песенку.

Ой да, ой да,

На качели сели.

Ой да, ой, да,

Песенку запели.

Постепенно увеличивайте темп движения.

А потом еще раз

Быстро раскачались.

Все у нас, все у нас

Весело смеялись.

В конце игры приподнимите малыша над собой так, чтобы он мог видеть ваше лицо.

Греет солнышко теплее.

Крепко возьмите малыша за руки, зафиксируйте их в локтевых суставах. Кружите его, отрывая от пола и постепенно ускоряя темп движения. Пойте песенку.

Греет солнышко теплее,

Стало в доме веселее.

Мы в кружок, мы в кружок

Встанем поскорее. Постепенно замедляйте темп движения.

С окончанием пения остановитесь и плавно опустите малыша на пол.

Мы идем и поем.

Устройте на полу комнаты ряд препятствий. Возьмите малыша за ручки и, напевая две первые строки песенки, шагайте вокруг них.

Мы идем, мы идем,

Громко песенку поем!

Взяв ребенка под мышки, приподнимайте его над препятствиями и плавно опускайте на пол (малыш перепрыгивает).

Прыгнем раз да прыгнем два,

Прыгать рады мы всегда!

Веселые игрушки.

Положите две погремушки с удобной круглой ручкой в корзинку и накройте ее яркой косынкой или нарядной салфеткой. Предложите малышу сдернуть косынку и посмотреть, что внутри. Пусть он возьмет одну погремушку, а другую даст вам.

Ритмично встряхивая погремушкой, напевайте песенку:

Погремушки, погремушки,

Вот веселые игрушки.

Громко, громко так гремят

И ребяток веселят!

Игру можно сопровождать веселой музыкой. Гремите погремушками, пока звучит мелодия, и прячьте их за спину с ее окончанием.

Игра с бумагой.

Понадобятся чистый лист бумаги и корзина. Посадите ребенка за стол. Сминайте лист бумаги и бросайте его в корзину. Помогите малышу научиться этим действиям.

Откуда доносится музыка?

Приготовьте музыкальную игрушку, коробку с крышкой и корзинку с крышкой. Играйте с ребенком на полу. Включите игрушку и так, чтобы малыш не видел, положите ее в коробку. Пусть он прислушается к звучанию игрушки, а потом найдет ее по вашей просьбе. Прячьте «музыку» то в коробку, то в корзинку, переставляя их в разные места комнаты, побуждая малыша двигаться в поисках игрушки.

< Предыдущая   Следующая >

Игры и игры для развития: 6–12 месяцев

Как лучше всего сочетать развлечение и обучение, когда ваш ребенок начинает узнавать больше о себе и своем окружении? Здесь мы обсудим некоторые игры и игры, которые могут способствовать развитию вашего ребенка.

Как только вашему ребенку исполняется шесть месяцев, все начинает ускоряться. В возрасте от шести до двенадцати месяцев ваш малыш станет более отзывчивым, интерактивным и ловким. Что случилось с этим симпатичным маленьким комочком, который ничего не мог достать и счастливо лежал под тренажерным залом, пока вы смотрели Netflix?

С таким количеством игрушек и игр, которые можно попробовать, какие из них лучше всего подходят для развития вашего ребенка? Перво-наперво.Это не соревнование с другими родителями (или книгами, или идеальными семьями на YouTube). Делайте то, что считаете правильным для вас и ваших малышей. Пока это безопасно и вам весело.

Добро пожаловать на отсос

Есть еще тянуться, держать, хватать, смотреть, бросать, решать проблемы, хихикать и ртом. Столько болтовни. Подобно моднице Instagram, ваш малыш, вероятно, будет постоянно одержим новыми вещами.

Удерживать внимание ребенка может быть постоянной проблемой, поэтому вот несколько игр, которые могут быть интересными, веселыми и помочь в его развитии.Это не исчерпывающий список мероприятий. Чтобы получить еще больше идей, просто спросите друзей, родственников, посетите группу или просмотрите наши статьи для родителей.

Граб-н-гоу

Ваш ребенок на этом этапе, вероятно, сидит без посторонней помощи, протягивает руку и хватает ее (Dosman et al, 2012). И они схватятся за что угодно, отчаянно пытаясь узнать, что происходит с миром. Это означает, что все (безопасное) может стать прекрасной новой игрушкой.

Возможно, вашему малышу понравятся деревянные ложки, мячи, строительные блоки и всегда популярные пластиковые стаканчики.Ваш ребенок так много исследует своими руками и ртом и наслаждается всеми новыми ощущениями.

Продолжай двигаться

По мере того, как ваш ребенок растет, увеличение количества движений может открыть для вас целый новый мир игрушек и игр. Обеспечьте их игрушками на колесиках и мячиками, чтобы они катались по полу. И предложите себя в качестве полосы препятствий, чтобы ваш ребенок мог ползать по вам. Весело для всех участников.

Вы также можете вывести время на живот на совершенно новый уровень. Поощрение вашего ребенка ползти к вам или любимой игрушке может быть забавным способом мотивировать его двигаться вперед.

Как только они начнут вставать и двигаться (удерживая предметы и перемещаясь), попробуйте положить игрушку так, чтобы они не могли до них дотянуться, чтобы они продолжали двигаться. Прежде чем вы это узнаете, они будут ходить сами по себе, а вы завернете весь первый этаж в пузырчатую пленку. Эксперты по безопасности не рекомендуют использовать детские ходунки из-за большого количества несчастных случаев, связанных с их использованием (Роспа, 2019).

Водяные младенцы

Продолжайте плавать. Уроки могут стать отличным способом познакомиться с новыми родителями и ознакомиться с модной одеждой у бассейна.Но помните, что не стоит сравнивать способности вашего малыша с остальными учениками, даже если вы уверены, что они уже являются олимпийским материалом.

«Я очень нервничала из-за того, что впервые погрузила Тай в бассейн. Было очень приятно иметь рядом других мам и опытного учителя. Как только я преодолела себя, я так гордилась нами обоими» Анжела, мама Тая, шесть месяцев

Что? Кто? Где?

Классическая игра в прятки стала любимой игрой в стране для детей до двух лет.И мы можем понять, почему. Элемент неожиданности. Глупые голоса. Прятаться под простынями. Обнаружение постоянства объекта. Что не любить?

Продолжайте читать

Вы можете заметить, как вашему ребенку нравится смотреть на лица других детей. Книги с участием детей (а также львов, сов и гусениц) могут стать хитом. Это отличный способ расширить их знания о глазах, носах, ушах и, ну, вы поняли.

Строительная площадка

Сейчас самое время начать вкладывать вещи в другие вещи.К большому удовольствию вашего малыша. Вынимать вещи из коробок, находить предметы под бумагой, прятать их под полотенцем — все это может вызвать приступы хихиканья у всех участников.

Это также начало надевания вещей. Приобретите (или сделайте) набор штабелируемых коробок и наслаждайтесь концентрацией внимания на лице вашего ребенка, когда он использует свои новые навыки, чтобы построить башню. А затем сбить его с еще большим ликованием.

Будьте драматичнее

Возможно, вы начали водить своего ребенка на несколько занятий.И вы могли заметить, что одним из ключевых ингредиентов являются куклы. Вам не нужно покупать дорогих марионеток или обучаться в RADA, чтобы стать хитом шоу-бизнеса. Как и во многих других аспектах воспитания детей, усилия, энергия и энтузиазм имеют большое значение.

Марионетки также могут быть хорошим способом представить понятия добра и зла, правильного и неправильного. Научные исследования показывают, что дети в возрасте трех месяцев по-разному реагируют на кукольных персонажей, если они им помогают или мешают (Hamlin, 2010).

Еда, великолепная еда

Введение твердой пищи в шесть месяцев приносит целый ряд новых игр.Еда с разными вкусами, цветами, запахами и текстурами в сочетании с улучшенным захватом может принести бесконечное удовольствие. Родители говорят нам о грязной игре с едой, а отлучение от груди иногда может помочь детям справиться (буквально) с большим разнообразием еды. И сжечь еще больше кухонной булочки.

Застрять в

Игру делает игра с кем-то, кто получает удовольствие. Это ваш шанс действовать на свой размер обуви — так что участвуйте. Это пойдет вам обоим на пользу.

Последняя проверка этой страницы в апреле 2019 г.

Дополнительная информация

Наша линия поддержки предлагает практическую и эмоциональную поддержку при кормлении вашего ребенка и общие вопросы для родителей, членов и волонтеров: 0300 330 0700.

Возможно, вам будет полезно посетить одну из групп раннего развития NCT, поскольку они дают вам возможность изучить различные подходы к важным родительским вопросам с квалифицированным руководителем группы и другими новыми родителями в вашем районе.

Подружитесь с другими будущими родителями и новыми родителями в вашем районе для поддержки и дружбы, наблюдая за тем, что занятия NCT происходят поблизости.

Благотворительная организация по развитию детей Pathways предлагает несколько отличных идей, как развлечь вашего ребенка.

предложений для веселой и подходящей для развития игры

Из Playfully, приложения и информационного бюллетеня, в котором рассказывается все, что вам нужно знать о поддержке развития вашего ребенка с помощью игры.

Моменты родительской радости часто подкрадываются неожиданно. В один момент вы морщите гримасу, меняя очередной грязный подгузник, а в следующий момент ваш малыш издает совершенно новый звук или приветствует вас душераздирающей улыбкой, которая освещает весь ваш мир.

Помню, как моя дочь впервые схватила стул и встала. Она одарила меня самой гордой улыбкой, затем потеряла равновесие и рухнула лицом вниз.

Впервые наблюдать за ее стендом было так волнующе, что моей миссией стало воссоздание того же волшебства снова и снова (только на этот раз я обязательно постелила на пол несколько подушек!). По мере того, как ваш малыш достигает основных вех (или даже второстепенных), вы начнете испытывать больше этих волшебных моментов.

Вместе с волшебством может прийти новое чувство ответственности за то, чтобы помочь вашему ребенку развиваться в окружающей среде. К счастью, один из лучших способов помочь вашему ребенку расти — это играть с ним простыми способами, подходящими для его развития.

Развитие вашего ребенка: что происходит сейчас

Это не просто ваше воображение ваш ребенок каждый день осваивает новые навыки, и общение с ним наконец-то становится улицей с двусторонним движением. Он экспериментирует с различными эмоциональными выражениями, развивает чувство юмора (вы замечали, что ваш ребенок тянется, чтобы дать вам что-то, но выдергивает его, когда вы пытаетесь его схватить?) и, возможно, даже помогает вам одеться ( или боевые вы на нем в любом случае!).

Тревога разлуки достигает своего пика в возрасте 7–9 месяцев, и ваш ребенок может расстраиваться, когда вы опускаете его или отходите на расстояние более нескольких футов. Вы, возможно, также заметили, что ваш ребенок только хочет, чтобы его утешили вы , а не только любой сделает больше. Хотя из-за этого отдать его с новой няней — или даже с бабушкой и дедушкой, которых он видит не очень часто — невероятно сложно (и, вероятно, эмоционально… для вас обоих!), такое предпочтительное обращение соответствует развитию .Сейчас это тяжело, но просто помните: как и все остальное, это этап… так что постарайтесь получать удовольствие от того, что он номер один, и не бойтесь предлагать много любви.

Ваш ребенок также начинает лучше понимать ваши попытки общаться с ним. На лингвистическом уровне он лучше понимает тон вашего голоса и может даже пытаться имитировать звуки, которые вы издаете. Физически ваш ребенок может либо ползать, либо готовиться к этому. Он также может пытаться подтянуться и встать.

Итог : в тот момент, когда ваш ребенок становится подвижным, открывается целый новый мир игр!

В этом возрасте мозг вашего ребенка созрел для сенсорной стимуляции, и, как его любимый товарищ по играм, у вас есть потрясающая возможность научить его новым увлекательным играм, которые также помогут ему учиться. Двойная победа!

Занятия для 9-месячного ребенка: наши любимые игры

Чтобы получить больше идей для занятий, персонализированных для вашего ребенка, вы можете подписаться на приложение Playfully (бесплатно!) здесь.

Если вы относитесь к типу «учитель», вам также будет интересно выполнять эти задания в игровой группе. Поверьте, ваши коллеги-мамы ​​это оценят!

Бросьте ведро

Возьмите ведро и несколько блоков.

Поместите блок в ведро и скажите «бум!» когда блок ударяется о дно ведра.

Повторить несколько раз.

Бросьте еще один блок в ведро, но на этот раз молчите. Посмотрите, пытается ли ваш ребенок сказать «бум». Позвольте ей наслаждаться выгрузкой контейнера или извлечением блоков.